УДК 330:334
Н.С. Мирошниченко, И.В. Андронова*
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы, освещающие предпринимательство как основу цивилизованного рыночного хозяйства. Раскрыты составные части предпринимательства как нового, адекватного современным российским требованиям явления общественной и хозяйственной жизни, обладающего огромным внутренним потенциалом, придающего рыночной экономике необходимую мобильность, мобилизует финансовые, трудовые и капитальные ресурсы, решающего многие экономические, социальные и иные проблемы рыночного хозяйства, в первую очередь — обеспечения экономического благосостояния и занятости населения.
Ключевые слова: предпринимательство, народное хозяйство, государственное регулирование, предпринимательский проект, доходность, экономика.
Предпринимательство оказывает кардинальное влияние на развитие народного хозяйства, решение социально-экономических проблем, увеличение занятого населения. Высокие темпы внедрения инноваций, мобильность технологических решений, внедрение НТП, быстрый рост сферы услуг в экономике, острая целевая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает товары и услуги высокого качества, возможность для государства получать финансовые средства в форме налоговых поступлений — все это составляет вклад коммерческих предприятий в экономику страны. Эти и другие социальные и экономические функции предпринимательства ставят его развитие в разряд первостепенных государственных задач, делают его неотъемлемой частью стабилизации и модернизации экономики России.
Для экономики в целом деятельность коммерческих предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития предпринимательства эксперты даже судят о способности страны вписаться в меняющуюся экономическую обстановку.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов производится в соответствии с программами, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Становление предпринимательства как динамично развивающейся части рыночной экономики страны, а также наличие разнообразных финансово-кредитных организаций, обслуживающих предприятия, и возникшие трудности с привлече-
* © Мирошниченко Н.С., Андронова И.В., 2011
Мирошниченко Наталья Сергеевна (sobol-all@mail.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1; Андронова Ирина Владимировна (m838om@mail.ru), кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1
нием инвестиционных ресурсов требуют изменить способы государственной поддержки малого предпринимательства.
Вся история экономики свидетельствует о том, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом ведения хозяйства, где есть место и роль государственному регулированию на принципах познания и использования законов рынка. Без создания новых правовых, экономических, организационных и социальных условий для предпринимательства не выйти из глубокого кризиса, начавшегося в 2008 г. в США. Вот почему необходимо создать основные методические и теоретические принципы для формирования современного предпринимательства, в частности малого.
Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику его субъектов. Предприниматель — это личностный фактор создания предпринимательского проекта, способный на инновационной и инициативной основе идти на риск и рационально осуществлять другие факторы производства так, чтобы в перспективе получался предпринимательский доход. Таким образом, предприниматель — это человек, который, оценив успешность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с созданием нового предприятия либо разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).
Для успешного развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:
— личные интересы и выгоду предпринимателя;
— надежность защитного государственного механизма;
— существование ниши, доли на рынке или вероятность увеличения доли рынка;
— наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли;
— способность перенаправлять ресурсы и управлять нововведениями;
— возможность уменьшения степени неопределенности и риска.
Основными принципами предпринимательства являются:
1) инициативная деятельность;
2) новаторская деятельность;
3) деятельность по организации и управлению производством;
4) рисковая деятельность;
5) получение предпринимательского дохода.
Российский бизнес имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при выработке государственной поддержки и регулирования малого бизнеса.
Основная особенность российского предпринимательства связана с историей его становления. На Западе бизнес явился итогом длительного эволюционного процесса, в основе которого лежит предпринимательская инициатива широких слоев населения. Там процесс шел снизу, и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития и становления экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. Эта линия поведения государства и в настоящее время остается одним из приоритетных направлений в общей экономической политике.
В России предпринимательство получило развитие и становление с разрешения власти заниматься этим видом деятельности. В силу объективных и субъективных причин, прежде всего из-за отсутствия нормативно-правовой и законодательной базы, достаточных финансовых ресурсов и навыков предпринимательства, оно не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия на его развитие. Одна из главных проблем состоит и в том,
что развитие российского бизнеса было ориентировано преимущественно на малоприемлемую для России его американскую, а не западноевропейскую или японскую модель, которые в своей практике больше учитывают местные условия России. В определенной мере это определено тем, что в большинстве исследований, посвященных анализу развития бизнеса за рубежом, делается вывод об универсальности и всеобщем характере этого процесса.
В истории развития российского бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства, институциональных изменений и НПА, по нашему мнению, можно выделить 6 этапов развития.
Этап I (1987—1991 гг.) — стартовый, зарождение и стихийное развитие российского предпринимательства.
Этап II (1992—1994 гг.) — период быстрого роста числа предпринимательских организаций.
Этап III (1995—1997 гг.) — стабилизация количества частных и малых предприятий.
Этап IV (1998—2001 гг.) — резкое сокращение числа частных предприятий и доли бизнеса.
Этап V (2002—2008 гг.) — рост и развитие предпринимательства.
Этап VI (2008 г. по настоящее время) — кризис и банкротство частных предприятий.
Рассмотрим устойчивость развития экономики страны во взаимосвязи с выделенными этапами развития малого бизнеса.
Этап I начался со вступлением в действие в 1987 г. Закона «О госпредприятии (объединении)», вводившего новые формы хозрасчета и стимулировавшего освоение новых гибких форм арендных отношений, и Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», снимавшего запрет и ограничения на занятие народно-художественными промыслами, ремесленничеством, бытовым обслуживанием, надомным трудом. Началось стихийное создание новых частных предприятий, обусловленное также отсутствием государственной нормативно-правовой базы. Этот процесс сыграл основную роль в зарождении в России частного сектора, заполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий.
На этой стадии происходило первоначальное накопление частного капитала, рост числа людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, появление коммерческих кооперативов, разгосударствление собственности, обучение широких слоев населения основам предпринимательства, введение новых форм хозрасчета, формирование законодательной и нормативно-правовой базы, создание банковской системы.
В отечественном законодательстве термин «малое предприятие» впервые был введен Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР».
Принятое в 1991 г. постановление Правительства № 44б «Критерии отнесения предприятий к малым», которым были введены главные критерии отнесения предприятий к категории малых, а также определены базовые условия, принципы и правила их функционирования, ознаменовало формирование бизнеса как самостоятельного сектора национальной экономики.
Государство желало направить этот процесс в цивилизованное русло, но не удалось осуществить основного, что сказалось на характере всей последующей предпринимательской деятельности — направить предпринимательскую активность в сферу промышленного производства. Бурное развитие предпринимательства пошло в сферу торговли, обращения, спекулятивных операций, финансовой среды. Росли биржи, коммерческие банки, предприятия торговли и услуг, развивалась посредническая деятельность.
Это происходило потому, что в России в то время отсутствовала инфраструктура и база поддержки предпринимательства. Поэтому в 1991 г. был создан первый союзный Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», уравнявшее в правах малые предприятия различных форм собственности, определившее налоговые льготы для них, разработана первая программа государственной поддержки этого сектора.
Многие малые предприятия в тот период работали хаотично, не имели кредитной истории и не представляли интереса для банков в качестве клиентов: слишком велик был риск и неопределенность. Большинство банков учреждались крупными предприятиями промышленности и торговли прежде всего для обслуживания собственных нужд, а конкуренция за доступ к банковским услугам, к кредитам была очень высокой. Масштабы кредитования малого предпринимательства были крайне малы.
Необходим был новый, кардинально иной экономический курс, который впоследствии воплотился в реформах типа шоковой терапии, ознаменовавшей наступление новой стадии развития российского малого предпринимательства и бизнеса.
Этап II — предпринимательский сектор расширялся: общее число предпринимательских и бизнес-структур за этот период увеличилось с 268 тыс. до 896,9 тыс., а численность занятых возросла с 5441 тыс. до 8500 тыс. человек.
Либерализация цен и массовая приватизация государственного сектора и имущества привели к быстрому росту числа частных предприятий в 1992—1994 гг. Малые предприятия и малый бизнес получили разнообразные льготы, в том числе и за счет средств госбюджета, и стали играть роль канала для перекачки государственных ресурсов. Высокая оборачиваемость капитала приводила к накоплению и формированию финансовой базы бизнеса.
В 1992 г. частные предприятия и кооперативы прошли перерегистрацию, оформились как товарищества с ограниченной ответственностью или акционерные общества открытого либо закрытого типа, что определило частные предприятия не как особую организационно-правовую форму хозяйствования, а как организации, зарегистрированные в любой организационно-правовой форме и обладающие определенными правовыми признаками (количество занятых, сфера деятельности).
В середине 1993 г. Правительство РФ возложило функции по координации политики и господдержки в сфере малого бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была создана первая федеральная программа поддержки малого бизнеса, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки предпринимательства. Функции координатора госполитики в сфере предпринимательства и бизнеса осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В 1994 г. функции по управлению и развитию предпринимательства были переданы Государственному комитету по антимонопольной политике (ГКАП). При ГКАП был создан Федеральный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в бизнесе. Фонду были выделены бюджетные средства на поддержку предпринимательства. С участием этого Фонда, Минэкономики России и ГКАП России, а также других экономических ведомств была разработана первая федеральная программа поддержки предпринимательства.
Этап III — на кардинальное замедление прироста числа МП и частных фирм в 1994—1995 гг. повлияло в том числе завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие частные предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационно-правовые формы, а прекратившие свою работу просто ликвидировались.
Начиная с 1996 г. рост числа частных предприятий и форм малого бизнеса значительно сократился и составлял в среднем 5,8 % в год, что говорит о весьма медленном развитии данного сектора экономики.
Одной из причин уменьшения прироста числа частных предприятий явилась ориентированность российской экономики на эксплуатацию природно-ресурсной базы страны (топливно-энергетический комплекс, производство и экспорт сырьевых товаров), для которых частные формы хозяйствования нетипичны и не востребованы ни в сфере основного производства, ни в сфере внешних связей.
В этот период наблюдались первые признаки приближающегося оздоровления экономики, снижения инфляции, стабилизации рыночного курса. Поэтому государственная поддержка бизнеса могла бы строиться на основе конкурентной экономической концепции. Но новая программа поддержки предпринимательства не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении бизнеса. Ее целью ставилось обеспечение устойчивого развития бизнеса в современных производственной и инновационной сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики российского государства.
Этап IV — негативные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Длительное время назревавший и в конце концов разразившийся августовский кризис 1998 г. дал отсчет новой, четвертой стадии развития отечественного бизнеса.
Мировой кризис разрушил финансовую базу развития бизнеса. Около 30 % частных предприятий были вынуждены временно свернуть или полностью прекратить хозяйственную деятельность после августа 1998 г. В дополнение к этому больше половины предпринимателей были полностью вытеснены из бизнеса.
Необходимо отметить, что отрицательные тенденции в секторе экономики начали развиваться до финансового кризиса 1998 г. Финансово-экономические показатели деятельности частных предприятий ухудшались в течение двух предыдущих лет, и кризис 1998 г. только усилил существующие тенденции.
С начала 1990-х гг. многие российские рынки были в большой степени монополизированы, а это затрудняло проникновение на рынок новых фирм. Кризис 1998 г. создал бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий.
Законодательные акты 1999 г., призванные способствовать созданию новой банковской системы, в незначительной степени повлияли на ее реструктуризацию. Сократилось количество банков, но банковская система, несмотря на увеличение совокупных активов банков, остается недокапитализированной.
В этот же период государство начинает испытывать зависимость от цен на мировых рынках на нефть, газ, золото, цветные металлы, то есть в тех отраслях, где традиционно работают крупные предприятия. Наименее зависимое от них предпринимательство и малый бизнес восстановилось быстрее после финансового кризиса и стало главным гарантом социальной стабильности в обществе. Были приняты безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
В этих новых условиях государственное регулирование по отношению к сектору предпринимательства нуждалось в фундаментальном пересмотре, а развитие российского бизнеса перешло в следующую стадию.
Этап V — происходит ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России. Тенденцией последних лет в России стало образование крупных многопрофильных холдингов, кластеров, монополизация ряда отраслей экономики. Вместе с тем, остро стоит проблема реструктуризации естественных монополий страны, что означает коренное изменение всей структуры национальной экономики.
Этап VI — наблюдается резкое снижение предпринимательской активности из-за глобального экономического кризиса, как следствие — уменьшение количества частных фирм.
Анализ этапов развития российского предпринимательства указывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, в нашей стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному и устойчивому развитию, т. е. малое предпринимательство и бизнес так и не стали основой роста и стабилизации отечественной экономики. Решение данной проблемы невозможно без создания специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнеса. С первых шагов возрождения предпринимательства как экономически значимой формы устойчивого развития экономики в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов. Распределение институтов инфраструктуры по регионам очень неравномерно и обнаруживает прямую зависимость между результатами их деятельности, с одной стороны, и количественными и качественными показателями развития частных компаний в конкретных регионах — с другой.
Необходимым и достаточным условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие предпринимательства. Субъекты предпринимательства страны способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и использовать свободные рыночные ниши в потребительской и промышленно-производ-ственной сферах. Кроме этого, предпринимательство, являясь основным источником формирования среднего класса, расширяет социально-экономическую базу поддержки проводимых в стране реформ, обеспечивая необходимую стабильность в обществе.
Переход России к глобальному рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать изучение законодательства специалистами.
На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют законодательные, гражданско-правовые и другие нормативные акты, призванные повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны, в том числе активизировать их инновационную и инвестиционную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:
1) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
4) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
5) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»;
6) Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;
7) Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
8) Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249).
Одним из главных документов, регламентирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий, является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г. и ставший нормативно-правовой базой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию бизнеса и предпринимательства: субъекты предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с данным федеральным законом к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ отнесены хозяйствующие субъекты — юридические лица, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:
— микропредприятия — до 15 человек включительно;
— малые предприятия — до 100 человек включительно;
— средние предприятия — от 101 до 250 человек включительно.
Действующий закон регулирует гораздо более обширную сферу общественных
отношений. Во-первых, как уже отмечалось ранее, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, данный закон регулирует основы взаимодействия субъектов предпринимательства с органами не только государственной власти (федеральными и региональными), но и местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру для поддержки субъектов предпринимательства.
Впервые для региональных органов власти и муниципальных органов самоуправления полномочия по развитию предпринимательства выделены как самостоятельные, а местные органы смогут поддерживать предприятия среднего бизнеса. Одновременно с конкретизацией полномочий государства закреплена нормативная база, направленная на формирование региональных и муниципальных полномочий по распоряжению имуществом.
Органам государственной власти, в том числе региональным, и органам местного самоуправления законом предписано оказывать поддержку всем субъектам предпринимательства в области инноваций и промышленного производства за счет обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки данных субъектов. К таким организациям отнесены особые экономические зоны, технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.
Таким образом, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает случаи, когда госу-
дарственный заказчик обязан полностью размещать заказы у субъектов предпринимательства, и случаи, когда он лишь вправе это сделать. Одна из наиболее значимых современных гарантий в указанной сфере для субъектов малого бизнеса закреплена в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Статья 7 Федерального закона № 134-Ф3 устанавливает, что в отношении субъектов малого предпринимательства и бизнеса плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Кроме того, названный закон четко определяет процедуру проведения проверок, а также права предпринимателей в процессе их проведения, устанавливает основания для привлечения должностных лиц, органов прокуратуры и органов государственной власти к ответственности за нарушения, допущенные в ходе проведения мероприятий по контролю (надзору).
Статья 13 Федерального закона № 134-Ф3 закрепляет права юридических лиц и иных индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Так, должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
— непосредственно лично присутствовать при проведении мероприятий по контролю;
— лично давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— получать всю информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством;
— полностью знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
— обжаловать все действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ действующих законодательных и нормативных НПА позволяет сделать вывод о том, что в России в настоящее время заложены серьезные законодательные основы для расширения деятельности МСП и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность не представляется возможным. Все покажет время.
Предпринимательство в России в настоящее время поставлено в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства либо ведут к разорению и полному банкротству.
К главной проблеме российского предпринимательства относятся: трудности нормативно-правового характера, т. е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий.
В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении предпринимательства можно отнести:
— отставание законодательства от практической деятельности;
— нестыковку различных законодательных и иных нормативных актов;
— наличие сфер, не охваченных принятым законодательством и НПА;
— низкий уровень информирования предпринимателей о принимаемых законах.
В настоящее время мало кто отрицает большое значение развития предпринимательства для развития российской экономики, а критика государственной влас-
ти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной мере и степени внимания этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки и регулирования частных предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев частных предприятий оценивают государственную поддержку частному производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами и правовыми положениями. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной и незначительной, запаздывающей.
Другая серьезная проблема законодательной сферы — неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным ставкам налогов в отношении предпринимательства.
В современной экономике уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90 % балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100 %. Эта ситуация вынуждает практически всех предпринимателей искать способы уклонения от налогов (ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.).
Еще одна проблема российских малых предприятий и предпринимательства в целом, возникающая со стороны государства, — неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Российскому бизнесу сейчас крайне необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность их функционирования.
Одной из основных проблем является материально-техническое обеспечение частных предприятий, которое осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для частных предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Также ограничен доступ частных предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна важная, основная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с другой меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Необходимо также отметить, что в экономике РФ существуют огромные инфраструктурные ограничения, когда не хватает производственных помещений. Власти муниципальных образований оставляют первые этажи в основном под торговые помещения. Помещения под производства и мастерские являются большим дефицитом. Наибольший резерв для строительства помещений производственного назначения дадут именно пригороды и сельская местность. В больших муниципалитетах выгодным проектом становится строительство бизнес-центра.
Далее, для покупки оборудования необходимо дальнейшее развитие лизинга, с возможным механизмом компенсации процентной ставки по лизингу из бюджета.
Важнейшая проблема для развития бизнеса — это доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования,
залогов. Банки не идут на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих успешного опыта, а также достаточного уровня обеспечения. По разным оценкам, до 50 % фирм разоряется в течение первого года. Успех проекта зависит от того, насколько велико желание, уверенность, увлеченность, профессионализм претендентов на занятие тем или иным видом бизнеса, а также их финансовые возможности.
Дефицит ресурсов, вызванный в основном ужесточением денежной политики и оттоком капитала, ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использованием компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Неплохой результат в области развития предпринимательской деятельности может дать также венчурное, т. е. рискованное, финансирование за счет небольшого числа успешных высокодоходных проектов.
Основной вывод, который необходимо сделать, состоит в том, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается предпринимательство в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но несмотря на все проблемы предпринимательская деятельность в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает не столь успешно и эффективно, как это могло бы быть. Хочется надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный иностранный опыт, пойдет по пути адаптации предпринимательства к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.
N.S. Miroshnichenko, I.V. Andronova*
ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article views the questions which disclose and explain entrepreneurship as the basis for a civilized market economy. The components of the entrepreneurship as new and adequate to contemporary Russian demands phenomenon of social and economic life are exposed: entrepreneurship has a huge inner potential, which gives market economy necessary mobility, mobilizes financial, labour and capital resources, solves many economic, social and other problems of the market economy and in the first place — ensuring economic health and employment of the population.
Key words: entrepreneurship, national economy, government control, entrepreneurial plan, profitability, competitiveness, economy.
* Miroshnichenko Natalia Sergeevna (sobol-all@mail.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation; Andronova Irina Vladimirovna (m838om@mail.ru), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.