Научная статья на тему 'Формирование современного сельского религиозного ландшафта: на примере святынь села Чимеево Курганской области (Россия)'

Формирование современного сельского религиозного ландшафта: на примере святынь села Чимеево Курганской области (Россия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
612
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ / ЧИМЕЕВО / ПОЧИТАЕМАЯ ИКОНА / СВЯТОЙ ИСТОЧНИК / RELIGIOUS LANDSCAPE / CHIMEEVO / REVERED ICON / HOLY SPRING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна

В Зауралье возрождаются старые и создаются новые культовые объекты, складываются практики их почитания, выстраиваются новые религиозные идентичности. Одним из таких объектов на карте религиозного ландшафта Зауралья выступает село Чимеево Курганской области, находящиеся в нем монастырь, почитаемая икона Чимеевской Божией Матери, водный источник. В статье показана специфика формирования религиозного ландшафта Чимеево как многослойного «продукта». Он формируется, с одной стороны, церковными институтами, с другой стороны, невоцерковленными паломниками, которым нужна «лечебница» и «благодать» под одной крышей. Монастырский ландшафт призван сформировать строго каноническое поведение на данной территории, однако реальная картина оказывается существенно отличной, что и показывает автор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of modern rural religious landscape: shrines in the village of Chimeevo, Kurgan region (Russia)

In the Trans-Ural region, there are old cult objects being revived and new ones being created; practices of these objects' reverence are being formed alongside new religious identities. The village of Chimeevo is one of the places on the region's religious map, where these processes unfold. Here, there are a monastery, a revered icon of the Chimeevo Mother of God, and a spring. The article shows the specifics of formation of the Chimeevo religious landscape as a multi-layered 'product'. On the one hand, it is being formed by ecclesiastical institutions, on the other by unchurched pilgrims that seek for a 'retreat' and the 'grace' under the same roof. The monastery landscape is intended to form a strictly canonical behaviour in this territory; however, the real picture turns out to be quite different, and that is what the author discusses in this article.

Текст научной работы на тему «Формирование современного сельского религиозного ландшафта: на примере святынь села Чимеево Курганской области (Россия)»

Сибирские исторические исследования. 2016. № 4

УДК 338:001.895 (4/8) Б01: 10.17223/231246Ш14/11

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЛАНДШАФТА: НА ПРИМЕРЕ СВЯТЫНЬ СЕЛА ЧИМЕЕВО _КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (РОССИЯ)

Елена Евгеньевна Ермакова

Аннотация. В Зауралье возрождаются старые и создаются новые культовые объекты, складываются практики их почитания, выстраиваются новые религиозные идентичности. Одним из таких объектов на карте религиозного ландшафта Зауралья выступает село Чимеево Курганской области, находящиеся в нем монастырь, почитаемая икона Чимеевской Божией Матери, водный источник. В статье показана специфика формирования религиозного ландшафта Чимеево как многослойного «продукта». Он формируется, с одной стороны, церковными институтами, с другой стороны, невоцерковленными паломниками, которым нужна «лечебница» и «благодать» под одной крышей. Монастырский ландшафт призван сформировать строго каноническое поведение на данной территории, однако реальная картина оказывается существенно отличной, что и показывает автор.

Ключевые слова: религиозный ландшафт, Чимеево, почитаемая икона, святой источник

Введение

На территории Зауралья происходит активное формирование нового сакрального ландшафта. Мои наблюдения позволяют сформулировать следующую рабочую гипотезу: в Зауралье возрождаются старые и создаются новые культовые объекты, складываются своеобразные практики их почитания и, следовательно, выстраиваются некие новые религиозные идентичности. По предварительным данным, они, с одной стороны, опираются на традиции, сформированные в рамках «старой» религиозности, с другой стороны, воспроизводят новую модель организации жизненного пространства, транслируемую уже современными каналами коммуникации и выходящую за рамки конкретного этнокон-фессионального, если можно так выразиться, типа поведения. Причем речь идет как о традиционных религиях - в частности православии, так и о новых религиях и культах. В то же время этот революционный по сути процесс демонстрирует все нарастающий конфликт (как минимум, сложное взаимодействие) между традиционными и новыми формами

религиозности, обусловленный рядом социальных факторов: расширением состава верующих; глобальной секуляризацией сознания в эпоху постмодерна и новыми формами «поп-религий», которые, в свою очередь, создают почву для религиозной нетерпимости и самостоятельности, где, помимо всего прочего, требуется подчинение регламенту. Одним из таких «новых»/«старых» объектов на карте религиозного ландшафта Зауралья выступает село Чимеево Белозерского района Курганской области РФ, а точнее находящиеся в нем монастырь, почитаемая икона Чимеевской Божией Матери и водный источник. Целью моего исследования был поиск ответа на вопрос: благодаря чему святыни из «чимеевского захолустья» превратились в «Новый Иерусалим» и в один из главных брендов Зауралья для приезжающих сюда людей?

Как относительно новая область гуманитарной науки религиозное ландшафтоведение пока не обладает однозначно интерпретируемым терминологическим аппаратом. Базовые термины «религиозный ландшафт», а в отечественном научном дискурсе также «православный ландшафт» и «монастырский ландшафт», не имеют общепризнанного толкования.

С одной стороны, выдвигается «материалистическая» линия, следуя которой, в частности, под монастырским ландшафтом понимается «комплекс монастырских построек с благоустроенной усадебной территорией и сложившийся под влиянием обители окружающий ландшафт, который может включать сеть дочерних монастырей и скитов, заимок, сельскохозяйственных и промысловых угодий и поселений» (Нечаева 2011: 98). Таким образом, речь идет о системе объектов православного характера.

С другой стороны, можно говорить о «поведенческой» линии интерпретации представленной группы терминов. Е.М. Главацкая дает такую формулировку: «Религиозный ландшафт... представляет собой религиозную ситуацию, складывающуюся на определенной территории в различные исторические периоды, характеризующуюся распространением представлений о существовании высших сил, влияющих на судьбу и жизнь человека, с которыми люди пытаются установить диалог путем совершения определенных ритуальных практик и создания соответствующих институтов» (Главацкая 2008: 79). П.К. Дашковский под религиозным ландшафтом понимает «исторически изменяющуюся систему взаимоотношений между обществом и религиозными общинами в определенном географическом пространстве в контексте этнических, социально-экономических, культурных и политических процессов» (Религиозный ландшафт 2014). В данном контексте можно говорить о системе представлений, складывающейся вокруг ландшафта, и следующей за ней определенной линии поведения присутствующих на той или иной религиозно маркированной территории.

Вероятно, обе точки зрения мотивированы конкретной областью науки, которую представляют исследователи, а также задачами, стоя-

щими перед ними. При комплексном изучении религиозного ландшафта возможно, а может, и необходимо объединение обеих позиций. Наряду с рассмотрением типологии религиозного (сакрального) ландшафта (Виноградов 2004; Культурный ландшафт 2004; Иванова, Ка-луцков, Фадеева 2009; и др.) одна из задач его изучения - рассмотрение процессов формирования и механизмов конструирования в качестве актуальной модели организации современного жизненного пространства (Адаев 2013; Дутчак и др. 2013; см. специальную тему номера в «Этнографическом обозрении»: Шнирельман. 2014. № 5).

Материалом исследования послужили опубликованные источники (в том числе материалы Интернет-форумов, порталов, сайтов) и полевые данные, собранные автором в 2011, 2013 и 2016 гг. В специализированной лаборатории в ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Тюменской области был заказан анализ чимеевской «святой» воды.

Все «чимеевские» паломники в рамках статьи условно разделены на две группы: воцерковленные и невоцерковленные, что было сделано на основании анализа языка описания паломничества людьми, имеющими такой опыт, материалов Интернет-ресурсов, где были размещены соответствующие отзывы или комментарии. Взгляды воцерковленных паломников во многом совпадают с позицией института Церкви; в публичном дискурсе они проявляют себя достаточно скромно. Восприятие чимеевского религиозного ландшафта невоцерковленными достаточно разнородно, а с точки зрения публичности - чрезвычайно активно и влиятельно; в количественном соотношении они значительно преобладают над группой воцерковленных. Это наблюдение коррелирует с анализом религиозного поведения граждан России, при котором «в сознании большинства россиян православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает формирование активного церковного поведения» (Ану-рин 2013: 138). Пожалуй, более значимым источником информации для этой группы (и об этой группе) стала сеть Интернет. В Сети паломники получают или дают нужную информацию, советы, делятся результатами поездки к чимеевским святыням, «изливают» свою душу. И это - тенденция новой религиозности, когда «виртуальные сообщества в Интернете все чаще будут использоваться верующими в качестве альтернативы институциональным формам религиозностей, что, в свою очередь, будет стимулировать рост модернизационных тенденций в рамках традиционных религиозных институтов» (Каргина 2013: 114).

Характеристика территории

Село Чимеево расположено в Зауралье, на территории, примыкающей с востока к Уральской горной системе. Ее освоение русскими

началось в конце XVI в., когда «за Камнем» были основаны первые русские города-крепости, а затем и небольшие поселения по рекам, относящимся к бассейну р. Тура, которая водным путем соединяет Урал и Зауралье. Более интенсивно Зауралье в качестве самостоятельного ис-торико-географического района формируется в XVII в. «как землед ель-чески ориентированная территория» (Менщиков 2010: 587).

Южное Зауралье представляет Курганская область в ее современных границах. Наиболее ранние поселения этого региона были основаны по водным артериям - рекам Исеть и Тобол: Далматовский монастырь (1644 г.), Катайский острог (1655 г.), Шадринская слобода (1662 г.), слобода Царево Городище (1660-е гг.) (История Зауралья...). Более позднее освоение этой части Зауралья (Менщиков 2010: 587) связано со сложной военной ситуацией и многочисленными набегами кочевников на южные границы бывшего Сибирского юрта (Трепавлов 2012). В связи с этим в Зауралье по плану П.И. Годунова (1667-1670) создается оборонительная линия, которая начиналась Тархановским острожком, шла «вверх по Тоболу через Ялуторовскую слободу на Исеть через Исетский острог, Курьинскую слободу, Шадринскую слободу, Далматов монастырь и до Катайского острога» и далее (Лукиных 2007: 59-61).

Оградить территорию Зауралья от «чужих», сделать ее «своей» и в конечном итоге объединить общей «идеей» был призван и новый религиозный ландшафт. Зачастую именно после появления здесь православного подвижника вокруг него возникала община, а затем образовывалось и поселение - монастырская вотчина. Старец (схимник) Рафаил основал Рафаиловскую пустынь, затем монастырь, позже названный его именем (в настоящее время территория с. Рафаиловского Исетского района Тюменской области, граничит с Курганской областью). Далмат Исетский - основатель Далматовского монастыря (в настоящее время территория г. Далматово Курганской области). Другой причиной известности места и его интенсивного заселения могло стать обретение святыни, как произошло в Чимеево. Новые иеротопосы, которыми постепенно насыщался религиозный ландшафт Зауралья, были призваны формировать новую, православную территорию среди иноверцев и, позже, раскольников, ибо Южное и Среднее Зауралье со второй половины XVII в. активно заселялось старообрядцами (Государственно-конфессиональные отношения 2009).

По легенде, Чимеево основано в 1681 г. каторжанином Чимеевым на левой стороне р. Нияп, около векового соснового бора. Хотя слобода располагалась немного восточнее оборонительной линии, в своем составе она также имела и укрепления (Пестерев 2005: 157). Чимеево (как Чюмеево) значится в «Хорографической книге Сибири» С.У. Ремезова (Ремезов...). По сведениям на 1749 г. в Чимеево было 10 дворов, где проживали 5 человек. В 1868 г. здесь насчитывалось уже 175 дворов с

1158 жителями (Список 1871: СХ). По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в с. Чимеево проживали 1006 душ обоего пола, из них 479 мужчин и 527 женщин (Населенные места 1905: 73 (вторая пагинация)). Этническую основу села составляют русские. В настоящее время в Чимеево 446 жителей (Ягоднинский сельсовет...; Всероссийская перепись...).

Монастырь

Свято-Казанский Чимеевский мужской Епархиальный монастырь (Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, Казанско-Богородицкий мужской монастырь) был основан в Чимеево 17 июля 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (рис. 1). В 2016 г. монастырские владения включали Казанско-Богородицкий храм, храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», братский корпус, гостиницу, трапезную, библиотеку, часовню на месте обретения чудотворной иконы, обустроенный колодец со святой водой и несколько купален рядом с ним, магазин-кафе с монастырской выпечкой и молочной продукцией (при монастыре действует небольшая ферма).

Рис. 1. Комплекс Чимеевского монастыря. Июнь 2016 г. (фото автора)

Прославление чимеевских святынь, явленного чудотворного Казан-ско-Чимеевского образа Божией Матери и Святого источника (номинации из официального церковного дискурса) началось при о. Андрее в конце 1990-х гг. Официальная история гласит : «В 1993 году, в год пя-

* Здесь и далее в цитатах орфография и пунктуация авторов сохранена.

тидесятилетия образования Курганской области, из состава Екатеринбургской епархии была выведена Курганская епархия, получив не зависимость и самостоятельность в управлении. Первым архиереем Курганской епархии был назначен Епископ Михаил (Расковалов). В Чимеево был тогда настоятелем протоиерей Андрей Алешин. В это время ожила и расцвела с новой силой чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Казанская". От нее потекла щедрой рекой благодать исцелений и помощи страждущим людям. Слава о чудотворениях Чимеевской иконы Божией Матери стала широко распространяться. Из разных уголков России и из зарубежья стали приезжать страждущие люди, тепля в душе надежду на помощь Царицы Небесной. Летом 1998 года отец Андрей Алешин переехал на новое место служения» (Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь...). Похожую интерпретацию приводит одна из жительниц Чимеево: «Отец Андрей ее начал прославлять. Народы тогда поехали. И икону начали возить по церквам, городам. Появились разные книжечки. Раньше такого не было» (ПМА 1: жен.).

Превращение небольшой деревенской церкви и прихода в действующий монастырь, его расцвет, расширение и обустройство прилегающей территории связаны уже с именем его наместника иеромонаха Арсения (Поснова). Он управлял здесь с 1999 по 2011 г.; его могила находится на территории монастыря. «Официальная» оценка причины прихода о. Арсения следующая: после переезда о. Андрея на новое место деятельности «среди прихожан дьявол возбудил смуту. Владыка Михаил благословил иеромонаха Арсения (Поснова), благочинного монастырей и Архиерейских подворий, разобраться во всем и умирить недовольных, что было исполнено батюшкой с разумом и тактом» (Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь...). Судя по видимым результатам деятельности, отец Арсений был умелым менеджером, грамотным маркетологом и радушным хозяином опекаемых им владений. Например, он организовал большую молочную ферму, где предоставлял работу для многих местных жителей, которые до этого были безработными.

Чимеево привлекает как «обычных» паломников, так и «звезд» шоу-бизнеса и прочих публичных фигур: Аллу Пугачеву, Юрия Гальцева, Геннадия Заволокина, Стаса Михайлова (многие из них помогают монастырю денежными пожертвованиями). Посещение монастыря медийными фигурами, несомненно, является мощным пиаром, ставшим важным стимулом для привлечения новых, невоцерковленных паломников. Об этом факте, например, монахи монастыря сообщают паломникам. На популярном сайте читаем в отзыве о посещении монастыря: «В конце экскурсии отец Владимир сказал нам по секрету, как местным жителям, что сюда приезжала Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Стас Михайлов и другие известные всем люди, а наш земляк Юрий

Гальцев вобще бывает очень часто, раза два в году непременно!» (Отзыв... Здесь живет чудо). Одна из турфирм г. Кургана разместила такой рекламный баннер: «В Чимеево уже побывали (и далее фотографии Ю. Гальцева, А. Пугачевой, С. Михайлова). А ты едешь в уникальный Пасхальный тур?» (Турбюро...). Конечно, аудитория поклонников этих персон велика и, видимо, турфирма рассчитывает, что по «следам» «звезд» эстрады проедутся и их поклонники (рис. 2).

в чимеево уже побывали:

в уникальный Пасхальный Тур???

подробнее: 621-777, Турбюро Г. КурГйНЛ

Рис. 2. Реклама тура в Чимеево. Запись на стене группы ВКонтакте от 25 авг 2015 г. (https://vk.com/wall103612982_885)

Средства массовой информации являются для паломников популярным источником, из которого они черпают сведения о Чимеево. Они тиражируют мемораты, связанные с чудесной помощью от чимеевских святынь. Один из них передает историю о чудесном спасении Стаса Михайлова благодаря иконе Чимеевской Божией Матери: «Машина заслуженного артиста России Стаса Михайлова попала в ДТП по дороге с гастролей в Тюмени. На огромной скорости вылетела в кювет, удар был такой силы, что Стас и его директор вылетели из кресел автомобиля. Единственная вещь, которая не сдвинулась ни с места, была икона Чиме-евской Божией Матери, ее певцу подарили за час до трагедии» (Икона, спасшая жизнь...). Конечно, подобные истории призваны еще раз подтвердить значимость той иконы, которая является главным чудом монастыря. В различных медийных источниках формируется положительный образ этого места. В 2000 г. Геннадий Заволокин, автор передачи «Играй,

гармонь», снимал документальный фильм о чимеевских святынях. Другие документальные фильмы можно посмотреть на общедоступном ресурсе youtube.com, например фильм А. Голубкина «Чудотворная» (https://www.youtube.com/watch?v=ZgvYDh4Ur-0; 8517 просмотров на 16.08.2016). В одном из выпусков передачи М. Ширвиндта «Хочу знать» от 25.01.2013 был сюжет, посвященный Чимеево (http://www.youtube. com/watch?v=qjU8DuQjeSg). Как туристический объект Чимеево представлено в видеоролике Туристского информационного центра Курганской области (https://www.youtube.com/watch?v=Fac3UaG4cGk).

Мария Фаллах, исполнительница авторских духовных песен, посвятила Чимеево свои композиции: «О, Черноликая» (Песня о Чимеевской Казанской иконе) и «Вот... пред Чимеевским образом Божией Матери». Она же - зачинатель православного фестивального движения «Истина в Любви» и чимеевского фестиваля православной песни, который ежегодно проходит на территории монастыря. Чуть позже он получил название «Чимеевская святыня», которое, в отличие от первого названия «Истина в Любви», приближено к реалиям местности. Кроме того, новые рамки фестиваля шире мировосприятия и творчества отдельной личности - Марии Фаллах, которая, в частности, выдвинула идею «Россия - Дом Богородицы. Священное национальное суверенное государство» (См.: https://vk.com/id205326129?z=photo205326129_ 338662530%2Falbum205326129_00%2Frev). В 2016 г. фестиваль прошел 6-й раз (Свято-Казанский...). Однако в 2015 г. фестиваль проходил в г. Кургане, что, видимо, было связано с реформой управления монастырем и чересчур светским для нового начальства характером самого мероприятия, что отличает новую политику монастыря от взглядов о. Арсения (Давайте и Стаса Михайлова...). Кстати, после него наместником монастыря был о. Серафим (Дмитриев), мнение о котором «в народе» (главным образом среди «посвященных» в детали монастырского быта местных жителей) было неоднозначное, скорее критическое: если Арсений «к народу более или менее относился», то «этот народ не любит» (ПМА 1: жен.; более существенные детали «неблаговидного» поведения Серафима, рассказанные жителями с. Чимеево, яопускаюпо этическим причинам, а также из-за невозможности их проверить). Пожалуй, главным недостатком в делах о. Серафима было то, что он, по рассказу одного из моих информантов, практически разорил ферму: «Вот этот пришел - все сплавил. Были нетели, телята маленькие, свиноферма, лошади, куры, овцы. Только че не было - изобилие. И все вот он это... 3 года - нигде ниче нет. Сейчас только 3 коровы у них» (ПМА 1: жен.).

Некоторые «знаменитости», бывавшие в Чимеево, а также служители Церкви изображены на картинах Сергея Осипова (он же иконописец, расписывал храмы обители). Авторскую манеру светской живописи художника передает полотно «Примадонна с Младенцем» (2007 г.), на

которой А. Пугачева кормит ребенка из бутылочки (Портреты на заказ...). Полотна художника не раз выставлялись в самом монастыре и, видимо, были призваны еще раз продемонстрировать заезжей публике значимость этого места паломничества. Со смертью о. Арсения и приходом нового управляющего монастырем С. Осипова устранили от деятельности иконописца монастыря, а выставку портретов убрали.

В настоящее время должность наместника монастыря исполняет митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, а благочинным монастыря (игуменом) является о. Феодосий (с мая 2015 г.). Одной из причин того, что наместником монастыря стал митрополит, помимо реформы Церкви, могла стать как раз спорная политика наместников монастыря, то излишне «светская», то чересчур жесткая и отрицающая деяния былого (Свято-Казанский...). Впрочем, эти взаимоотношения практически никак не отражаются на том огромном потоке паломников, которые приезжают в Чимее-во к его главной святыне - чимеевской иконе Казанской Божией Матери.

Икона

На сайте Епархии так охарактеризована суть этого образа: «Со всех концов России (и не только, есть и зарубежные) едут в Чимеево паломники для встречи с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Несут свои беды, горести, болезни. Так уж получается, что многие из нас обращаются к Богу, когда уже никто и ничто помочь не может. Чудотворная помогает» (Чимеевская святыня...). За исключением книги С. Панфилова «Чимеевская святыня» (2008) и кратких официальных сведений на епархиальном и монастырском сайтах, история иконы пока не написана и соответственно не опубликована. Хотя и это не препятствует формированию множества домыслов, которыми «обрастает» икона в народной молве; кроме того, Церковь сама выступает заинтересованным лицом и создает свою версию чимеевского дискурса. Вот те основные узловые моменты, которые обсуждаются в разных источниках: время создания и появление иконы; история почитания; история иконы в период гонений на Церковь в советское время; чудотворения от иконы; оригинал и копия иконы (проблема подмены). Ниже я кратко рассмотрю каждый из них.

Предание гласит, что однажды в Чимеево по реке Нияп приплыла икона Казанской Божией Матери. В разных источниках указывается на определенное, «странное» ее поведение: одни указывают на то, что она плыла неведомо откуда; другие отмечают, что она плыла в вертикальном положении против течения, затем, остановившись на одном месте, «икона... стала медленно вращаться.» (Панфилов 2008: 5; Епин...; Чимеевская святыня...). Это было первое чудоявление иконы. Икона эта, несомненно, главная святыня Чимеево. В народной молве подчеркивается ее особая роль - например, только после появления иконы

было основано Чимеево: «. И к берегу прибило в этом месте, где и основали поселение» (комментарий автора под ником Soap0peraby Apexxi) (Иванова...). Время обретения иконы на сайте монастыря обозначено как первая половина XVIII в., хотя в некоторых источниках отмечается, что она приплыла в эти места в начале XVII в. (т.е. когда не было основано еще само поселение). Тюменский искусствовед М. Ба-кулин приводит время приблизительного создания иконы - это середина XVIII в. (Бакулин...), что ближе всего к истине. Известно, что «икона остановилась напротив того места, где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо». Факт наличия достаточно большого числа поселенцев свидетельствует против раннего обретения иконы в XVII в. В связи с этим можно предположить, что икона была обретена, возможно, в 1750-1760-е гг.

Второе чудоявление иконы произошло 5 ноября 1770 г., когда чиме-евская церковь полностью выгорела, однако находившаяся в ней икона Казанской Божией Матери чудом сохранилась, лишь потемнев от сажи; в некоторых источниках также пишут, что опалился верхний угол иконы (Бакулин...), или «низ иконы потемнел от сильного жара» (Чимеево. Святой источник...), или «следы ожогов и сейчас видны на правой щеке Божией Матери» (Икона Казанская Чимеевская...). Возможно, именно обретение иконы как знак богоизбранности места послужило неким толчком для массового заселения Чимеево: «Узнав о чудесном обретении иконы Пресвятой Богородицы на реке Нияп, из ближайших сел, деревень и слобод в Чимеево потянулись люди, чтобы самолично зреть образ Пресвятой Богородицы и воздать ему должное поклонение» (Свято-Казанский...). Впрочем, документальные свидетельства о столь раннем поклонении иконе отсутствуют (в источниках не приводятся), поэтому данный факт также относится к разряду предполагаемых (по крайней мере, есть сомнения в массовости почитания святыни).

В 1774 г. был воздвигнут новый храм Константина и Елены, и лишь в 1797 г. к храму пристроили новый придел, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери (Распопов...; Епин...). Видимо, этот факт свидетельствовал о сложившемся к тому времени особо трепетном отношении к явленной иконе. Вместо обветшавшего старого к 1890 г. построили новый храм и освятили его уже в честь Казанской иконы Божией Матери (Справочная книга 1913: 114). Деревянная Ка-занско-Богородицкая церковь сохранилась до нашего времени. На месте предполагаемого обретения иконы на берегу р. Нияп в период наместничества о. Арсения установлена часовня.

При советской власти местная религиозная община не могла не ощутить на себе общие гонения на церковь. Однако церковь стараниями местных жителей разрушена не была, сохранилась и икона. Когда в здании был зерносклад (примерно в течение трех лет), чтобы не допу-

стить повреждение иконы, две женщины пробирались в храм через люк и отгребали от нее зерно (http://www.youtube.com/watch?v=DL_pS4 xxUtg). Иконе молились, предварительно отгребая зерно от лика (ПМА 1: жен.). «Поведение» иконы в богоборческий период укладывается в рамки типичных меморатов о той или иной святыне (иконе, кресте). Первый меморат - о непослушании иконы: когда иконы срывали и сбрасывали в алтарь, чтобы освободить место для склада, Чимеевский образ не могли сдвинуть с места несколько человек, настолько он показался им тяжелым, неподъемным. Второй меморат - о возмездии иконы председателю местного сельсовета (существует несколько вариантов, возникших из-за искажения информации в устном ее бытовании). Следующая версия записана от жительницы с. Чимеево: «Инф. Гладков Гурий Васильевич [говорил], что убрать ее надо. Топорщились - сдвинуть с места не могли. Сказал: "Но, завтра принесу топор, изрублю да выброшу". И все - шаг шагнул, упал, потекла кровь из него. При всем народе. ... Все, истек кровью. Соб.: Сразу же умер? Инф.: Да, не довезли до больницы. Умер» (ПМА 1: жен.) (в других источниках сообщается, что он умер через три дня, что типично для несказочной прозы и вообще фольклора). С чимеевским храмом также связан типичный ме-морат о наказании святотатцев, сбрасывавших колокола с храма, - «все погибли страшной, безвременной и позорной смертью» (Бакулин). В 1947 г. помещение храма вернули верующим; службы вел прошедший ГУЛАГ о. Петр (Трофимов) (ПМА 1: жен.).

По типу написания Чимеевская икона Божией Матери относится к казанским иконам. Размеры иконы - 108 х 89 см (Свято-Казанский... Монастырь). В 2007 г. на образ была возложена новая серебряная риза, сделанная из драгоценных подношений верующих; старый оклад был возложен на копию образа. Вероятно, икона имеет сибирское происхождение ввиду наличия в регионе сказаний о чудоявлении образа Казанской Богоматери, а также ее иконографических и стилистических особенностей (Бакулин). Сама икона - темная (как фон, так и персонажи); для такого типа икон искусствоведы придумали термин «чернушка», обозначив им особый тип сибирских народных изображений (т.е. необычный цвет иконы - это не следы от сажи после пожара, а стилистическая манера направления «народной» манеры иконописи). Благодаря этому в изображении Богоматери можно скорее усмотреть негроидные, нежели европеоидные черты, а светлая риза, которая оставляет доступным для обозрения только лицо, еще более подчеркивает «нездешний» характер изображения и выделяет на контрасте белки ее огромных глаз.

Икона производит на паломников сильное впечатление. Паломница Ольга Соколова поделилась своими чувствами, которые она испытала перед Чимеевской иконой: «Сильная икона, и в моей жизни многое после этого изменилось в лучшую сторону» (Иванова...). Считается, что икона

исцеляет от многих болезней, однако около половины записей в «Книге свидетельств о чудотворной помощи от Чимеевской иконы Божией Матери» - благодарность за исцеление женщин от бесплодия. Конечно, сам образ женщины Богоматери предопределяет «набор» болезней, с которыми будут обращаться к иконе паломники, в первую очередь это «женские» заболевания. Но есть и еще одна, казалось бы, неявная причина большого числа обращений с просьбой о даровании детей: именно дети увидели икону, когда она остановилась у Чимеево, и именно они обнаружили ее после пожара. Оба этих факта приводятся в большинстве источников, сообщающих об иконе, и эта «детская» аура формирует целевую аудиторию, обращающуюся к иконе с просьбой об исцелении, и сами просьбы.

В 1990-е гг. стали собираться и записываться чудотворения от образа. В 2004 г. записи были переданы в Синодальный отдел по канонизации Святых (Свято-Казанский... Монастырь). По ходатайству епископа Курганского и Шадринского Михаила 22 марта 2004 г. Алексий II благословил внести чимеевскую икону в православный месяцеслов. По рангу икона считается местночтимой, почитаемой в пределах Епархии. Впрочем, некоторые источники приписывают иконе не свойственный ей статус, внося свою лепту в мифологизацию образа, например, что она является «одной из четырех главных российских чудотворных икон» (Чимеево + святой источник...). В связи с большой популярностью чимеевскую икону вывозят и за пределы монастыря в Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Далматово и другие города. Известие об иконе могло быть получено и через неконтролируемые Церковью источники, в том числе посредством казусных ситуаций. Елена Писарева (pigalitsa) привела такой случай, произошедший с ее семьей: «Живем в Москве. мама пошла мусор выбрасывать и нашла на помойке книжку "Чимеевская святыня" подписана авторучкой игумном Арсением, принесла домой, прочитали, написали им письмо... вскоре из монастыря "Свято-Казанского Чимеевского" пришла посылка с образом иконы и масло в бутылке» (Иванова...). В целом популяризация иконы значилась в качестве одной из задач деятельности Курганской и Шадринской епархии. На прежней версии сайта Епархии было написано: «Чимеевская чудотворная Казанская икона Божией Матери станет общероссийской святыней» (Чимеевская святыня...); в 2016 г. этой записи не было, хотя во многих Интернет-источниках она реплицируется.

Среди некоторых паломников циркулирует слух, что в Чимеево «икона... не настоящая висит», а «настоящая» находится в Москве «под охраной». Этот слух мотивируют тем, что в Чимеево нет охраны, следовательно, икону легко похитить (Чимеевский монастырь...). Быть может, основой для этой информации также является то, что в монастыре имеется копия образа. По словам о. Серафима, настоятеля монастыря, икона в церкви - подлинная (ПМА 1: о. Серафим).

Почитаемый водный источник

Еще одной важной частью религиозного ландшафта Чимеево является святой источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери (рис. 3). Он находится вне территории монастыря, примерно в километре от въезда в село. Источник почитается и посещается паломниками. Сооружения, которые возвели за последние годы на месте выхода родника, составляют паломнический комплекс, являющийся частью монастырских владений: на верху террасы - магазин-кафе, от него лестница ведет к источнику (над ним сруб и крыша; вода подается автоматически с помощью насоса), далее по мостику можно пройти к отапливаемой купальне с бассейнами для окунания, рядом с которой есть небольшие срубные сооружения, используемые для церковных нужд и обливания в теплое время года. Некоторые паломники предпочитают окунаться прямо в р. Нияп.

Рис. 3. Благоустроенные купальни у святого источника. Июнь 2011 г. (фото автора)

Существуют две диаметрально противоположные версии о времени появления источника. В официальных источниках, которые дублируются некоторыми СМИ и на форумах, отмечается, что «одновременно»

с обретением иконы недалеко от села появился источник с чистой водой и связано это «с пришествием в эту местность иконы Царицы Небесной». Вполне естественно в рамках данного дискурса приписывать появившейся воде чудодейственные свойства: «Вода оказалась очень целебной» (Свято-Казанский... Отзовик).

Старожил Чимеево рассказала, что раньше источник не почитали, а набирали из него воду для личных нужд, кто ехал на покосы по дороге мимо него. Чтобы вода была чистой, на месте выхода воды был сделан сруб. В советское время источник забросили, превратив это место в свалку (эта сюжетная линия характерна для многих меморатов, повествующих об истории почитаемых источников на территории Сибири и Зауралья). В 1978 г. двое местных жителей (один из них - ее сын) очистили родник. Уже во время формирования нового религиозного ландшафта родник освятил отец Андрей; убрали старый сруб, из горбыля сколотили кабинки для обливания, а затем место начали обустраивать капитально (ПМА 1: жен.).

Впрочем, время основания источника в паломническом дискурсе играет не такую важную роль, как вообще факт его существования. Водные источники за последние годы стали неотъемлемой частью нового религиозного ландшафта Зауралья, и паломники едут к ним набрать святой воды и облиться в купальне. Можно сказать, что паломников уже «приучили» к определенному типу религиозного ландшафта и поведению там, где обязательно есть святыня (икона, крест, монастырь и т. п.) и рядом с ней святой родничок.

Отношение паломников к источнику - типичное для тех, кто верит в пользу святой воды и поддерживает новую популярную традицию обливания ею. Кроме того, на сайте монастыря можно найти советы по использованию воды и в целом поведения на этом месте: «Неподалеку от села прямо из-под земли бьет родник. Говорят, что вода из него творит прямо-таки чудеса. Потому набирают ее впрок и еще: несмотря на погоду, обязательно здесь ею обливаются. Перед тем, как спуститься к роднику, нужно на каждой ступеньке прошептать: "Господи, помилуй"» (Святой источник...). Феномен исцеления с помощью чимеевской воды в некоторых источниках подвергнут гиперболизации (что соответствует в целом гиперболизированному отношению к Чимеево и его святыням): «Впрочем, больным и страждущим, которые сюда приезжают в огромном количестве, и при этом многие, если не все, выздоравливают, научное подтверждение ни к чему. Они молятся Божией Матери, и она им помогает» (Святой источник...). Невоцерковленная паломница также считает, что окунание в купель сразу же приносит духовную благодать: «Мы конечно же нырнули в купель, очистились. Путь назад был гораздо легче, видимо часть грехов мы все-таки замолили» (Свято-Казанский... Посетила).

Одно из объяснений чудесной помощи от святой воды - это содержание в ней серебра. Эта версия охотно транслируется через официальные источники (Святой источник...). Впрочем, на старой версии епархиального сайта целебные свойства чимеевской воды не детерминируются только ее химическим составом: «Говорят, когда исследовали состав чимеевской воды, то поразились большому содержанию серебра. Может, оно и так, но мало ли у нас скважин с "серебряной" водой, а вот чудесными свойствами она не обладает» (Чимеевская святыня...). Видимо, исходя из этой интерпретации, в дискурсе паломников также содержится информация, что чимеевская вода содержит серебро (материалы интернет-форумов, СМИ, видеоматериалов). Словом, практически все источники формируют миф о «серебряной» воде и о ее пользе, хотя известно, что бактерицидные свойства серебра лишь продлевают срок хранения воды, но не делают ее лечебной панацеей. И ни на одном ресурсе не приводится документ, который подтверждал бы сделанный некими «учеными» вывод о наличии в чимеевской воде серебра. Заказанный мною анализ воды из чимеевского колодца показал, что серебра в воде критически мало: < 0,005 мг/дм3. Что касается других металлов, то: железа в воде - 1,0 мг/дм3, калия - 1,1 мг/дм3, натрия - 3,2 мг/дм3, магния - 8,7 мг/дм3, т.е. по химическим показателям вода вполне обычная (Протокол...).

Паломничество

Естественно, если церковные власти видят чимеевский монастырь «крупным духовным, паломническим и культурным центром» (Боярки-на, URL), то необходимы меры по привлечению паломников, большая часть которых - невоцерковленные «захожане». Именно этот поток в большей степени диктовал до недавнего времени и диктует в настоящее время содержание «чимеевского дискурса». Так, на сайте одной из тюменских турфирм тех, кто едет в Чимеево, называют «туристами», а само «путешествие» рассматривают скорее в прагматических целях как одну из форм поправить здоровье: «Неподалеку от села из-под земли бьет родник. Говорят, что вода из него творит прямо таки чудеса - исцеляет от самых разных заболеваний. Потому набирают ее впрок и еще: несмотря на погоду, обязательно здесь ею обливаются. Такая вот лечебница под открытым небом (курсив мой. - Е.Е.), доступная каждому» (Туры в Чимеево...).

Примером поверхностного отношения к Чимеево, где почти все получают гарантированное чудесное исцеление при минимуме усилий (стоит лишь оказаться в этом месте), стал обряд крещения детей. Главным образом эту категорию паломников привлекает, во-первых, престижность места, во-вторых, упрощенность обряда крещения. Вот ти-

пичная история, рассказанная в 2007 г. (в сокращении): «Я долго не могла забеременеть, и только после поездки в Чимеево забеременела. Решили, что крестить дочку будем только там. Да, и крестят там хорошо (без всяких условий). У нас недавно знакомые пришли дочку крестить в Знаменский собор (Знаменский кафедральный собор в г. Тюмени. - Е.Е.), дак из 18 человек - 16 отказали в процессе крещения (по разным причинам). Представьте, как неприятно» (ник Гость (89.204.*.*)). Через некоторое времяМася окрестила ребенка, о чем поделилась на форуме: «Сегодня съездили, покрестили дочку. Все прошло хорошо, было 5 человек (3 ребенка до года, 2 взрослых). Процедура длилась минут 40, никаких условностей (крестик и полотенце)» (Чи-меевский монастырь...).

О том, что «чимеевский» обряд крещения отличается, в частности, от «тюменского», говорят и священники. Так, иерей о. Вадим (Баранов), настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Исетском Тюменской области, отмечает, что «исетцы любят Чимеево. Они туда едут все креститься - там не спрашивают ничего, молитв. Здесь надо встретиться, поговорить.» (ПМА 2: о. Вадим). Такие «упрощенные» правила применяются, возможно, из-за большого числа желающих креститься (у священников просто не хватает на всех времени), а возможно, и в рамках политики привлечения в Чимеево большого числа паломников, а следовательно, «рубля».

Крещение рассматривается невоцерковленными паломниками как «продолжение» чудес, происходящих в Чимеево. Например, Мамамоти пишет в 2012 г.: «Мы в полгода его там и покрестили. Там действительно чудеса происходят, ребёнка я держала в чане с водой а батюшка поливал с верху, мой сын даже не пискнул. А ещё мы хотели весь процесс снимать на фотокамеру, но успели только снять сам храм как фотоаппарат. отказался работать, просто не включался и всё!!! Мы уж думали что он сломался, но как только мы отъехали от храма киллометров 10 он заработал как ни вчём, не бывало, и по сей день работает. Действительно чудеса там творятся!!!!!!!!!» (Чимеево. Отзывы о поездках...).

Помимо отказа работы фотокамеры, принимаемого форумчанкой за «чудо», с крещением могут быть связаны и другие суеверия. Их описывает в своем комментарии танюХА: «Для крещения взрослому нужен крестик и голод. желудок, то есть натощак. А ребёнку крестик, обязательно крещ. родители, крестный или крёстная, пелёнку, полотенце. Мы так делали сначало в пелёнку завернули, потом в полотенце, что бы вода на пелёнке осталась. Её хранить проще. Нужно хранить свечу и пелёнку. Может помоч в будущем, при лечении болезней например, у бабушек. А остальное, что перечислила Мася и мн. др., это уже не обязательные условности. Это требуют только в крупных храмах.;-)» (Чимеевский монастырь...).

Видимо, с приходом в Чимеевском монастыре к власти нового, более строгого управляющего, каким является митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, обряд крещения приблизился к канонически установленным образцам (в частности, в плане знания основных православных молитв). У привыкших к неприхотливому таинству паломников эти «новшества» уже вызывают недоумение и протест: «Ребята, ну тот обряд крещения ребенка, который всем известен превратился в какой-то фарс и издевательство. Обряд крещения проводил иерей Антоний Епин. Перед крещением начал спрашивать у крестных будущих, кто знает молитву "Символ веры". Так получилось, что никто наизусть ее не знал, и он начал всех нас стыдить и практически высмеивать, короче обряд затянулся на 3,5 часа, 2 часа из этих 3,5, священник нам читал отповедь, гневался и осуждал» (Отзыв... Крещение в Чимеево).

В целом во многом неконтролируемый опыт паломничества предоставляет для исследователя множество примеров суеверий или просто домыслов, которыми «окутано» пребывание в Чимеево и поклонение местным святыням. Например, на тюменском форуме «Детки» Лусинэ советует: «Уважаемый автор, если все же соберетесь туда, то возьмите с собой хлеб, масло и крупу, только купить все нужно на свои собственные деньги, по крайней мере мне так объясняли...» (Чимеево. Отзывы о поездках...). Впрочем, здесь, как и во многих других «историях», можно увидеть отношение к месту как к священному (сакральному), ибо «оно опасно и в высшей степени важно: вы должны подходить к нему с почтением серьезно, уважительно и с необходимыми приготовлениями» (Анурин 2013: 136-137). Единственное, эти «приготовления» соответствуют не церковным образцам поведения в рамках «канонического» религиозного ландшафта, а бытовым «версиям», например, ритуалам лечения у «бабок» в народной медицинской практике.

Восприятие Чимеево только как туристского объекта со всеми вытекающими отсюда последствиями некоторыми паломниками оценивается негативно: «.Уж очень популярным турист-проектом стало Чимеево.» (ник FUFA) (Чимеево. Свято-Казанский...); «Ехали с Тургояка, заехали в Чимеево, попсовое место, в церковной лавке, что только не продают, только статуэтки Обамы не встретила» (ник Evteon) (Суббота, поездка в Чимеево...). Однако чудотворно-прагма-тическое восприятие туристского бренда «Чимеево» в разных источниках преобладает. Как, например, в размышлениях об иконе в диалоге журналиста (Журн.) и паломницы (Пал.): «Журн.: Как узнали о храме, иконе? Пал.: Я через родственников узнала. Они ощущают духовное успокоение от этой иконы, и что они просят, она исполняет им. Журн.: Могли бы хотя бы некоторые примеры привести? Пал.: Жена у брата моего, вот она мне подсказала про эту икону. Говорит, сколько раз я ездила, просила ее. Муж не мог найти работу с сыном, и эту икону она попросила, помощи

эту икону, и они нашли работу. Журн.: У Божией Матери? Пал.: Да, у Божией матери. И поэтому они стали щас ездить и просить здоровья, счастья. И все вроде получается нормально. (...) И поэтому щас они верят в эту, и многие приезжают там» (Чимеевская чудотворная...). Этот пример иллюстрирует особенности культа почитаемых мест, складывающегося в городской среде, основной message которого, высказанный через директивную просьбу, направлен на получение, как правило, материальной выгоды (Мороз 2015: 89-100).

Заключение

Религиозный ландшафт Чимеево - многослойный «продукт», формируемый, с одной стороны, церковными институтами с помощью маркетинговых стратегий, с другой - невоцерковленными паломниками, которым нужна «лечебница» и «благодать» под одной крышей. Действительно, религиозный ландшафт Чимеево «попадает в десятку»: в нем есть все, что необходимо современному паломнику для удовлетворения самых разных потребностей:

- близость крупных областных центров, обеспечивающих большой приток паломников (Тюмень, Курган, Екатеринбург);

- аттрактивный сельский и природный ландшафт, особенно важный для жителей мегаполисов и больших городов для эмоциональной «разгрузки»;

- комплексный характер религиозного ландшафта - монастырь (особая благодать), икона, источник;

- наличие особой святыни - иконы, необычной визуально и умело «раскручиваемой» настоятелями монастыря (в том числе через «звездный шлейф»);

- наличие «альтернативных» святынь (на дороге к почитаемому источнику можно увидеть дерево - сосну, на которой и рядом с которой паломники повязывают ленточки);

- обустроенность монастыря, в том числе наличие необходимых служб для нужд паломников (кафе, туалеты, гостиница, парковка);

- упрощенность обряда крещения.

Монастырский ландшафт призван был сформировать строго каноническое поведение на этой территории, однако в реальности мы видим другую картину, ведь перед настоятелями монастыря не могла не стоять задача обустраивать данный ландшафт силами привлеченных паломников, которые потенциально могли бы массово приезжать к иконе. У них это блестяще получалось в 2000-е гг., и чимеевская глубинка с отвратительными дорогами стала местом паломничества и московских звезд шоу-бизнеса, и «рядовых» паломников со всех регионов России. Однако «масла» в чимеевском религиозном пейзаже оказалось слишком

много, и «хлеба» становилось уже не видно под ним, когда этот светский «слой» на чимеевском «пироге» оказался слишком явным и выходящим далеко за рамки строгих церковных ограничений, тем более монастырских. С этим, видимо, и была связана реформа управления монастырем, инициированная Епархией в 2015 г. Однако до сих пор особенности формирования религиозного ландшафта в Чимеево находятся в мейн-стриме современности, причем как в России, так и за рубежом, когда религия становится «поп-религией» (Knoblauch 2011) с установкой на массовую аудиторию, диктующую свое мировоззрение и нормы.

Литература

Адаев В.Н. Сакрализация пространства как текущий процесс в культуре юганских хан-тов-переселенцев // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12, № 7. С. 296-301. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции // СОЦИС. 2013. № 1. С. 135146.

Бакулин М. Чимеево // LiveJournal. URL: http://zamorin.livejournal.com/106079.html (дата

обращения: 12.04.2014). Бояркина А. Чимеево: 10 лет монастырской жизни // Аргументы и факты. URL:

http://www.chel.aif.ru/society/article/28026 (дата обращения: 24.03.2014). Виноградов В.В. Механизмы трансляции сакральной информации (на примере почитаемых мест Северо-Запада России) // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: РИИИ, 2004. С. 232-248. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения Курганской области // Курганстат. URL: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ kurganstat/resources/2bffae8041143442af12ef367ccd0f13/Том+1 +Численность+населе ния+Кург.+обл.табл..docx (дата обращения: 24.07.2016). Главацкая Е.М. Религиозный ландшафт Урала: феномен, проблемы реконструкции,

методы исследования // Уральский исторический вестник. 2008. № 4. С. 76-82. Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: справочник / Под ред. В.П. Клюевой. Тюмень: Печатный дом «Тюмень», 2009.

Давайте и Стаса Михайлова в монастырь пускать не будем. В главном духовном центре Зауралья - смутные перемены // Интернет-газета Znak. URL: https://www.znak.com/2015-08-04/v_glavnom_duhovnom_centre_zauralya_smutnye_ peremeny_foto (дата обращения: 24.07.2016). Дутчак Е.Е., Васильев А.В., Ким Е.А., Полежаева Т.В. Православный ландшафт таежной Сибири: концепция и исследования // Сибирские исторические исследования. 2013. № 1. С. 81-90.

Епин И. Чимеево // Информационное агентство Екатеринбургской Епархии. URL:

http://orthodox.etel.ru/2007/33/chimeevo.htm (дата обращения: 12.04.2015). Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пи-

нежья (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. Иванова И. Чимеевская икона Божьей Матери - Чудотворная Святыня Урала и Зауралья // Ярмарка мастеров. URL: http://www.livemaster.ru/topic/197465-chimeevskaya-ikona-bozhej-materi-chudotvornaya-svyatynya-urala-i-zauralya (дата обращения: 12.04.2014).

Икона Казанская Чимеевская - описание // Каталог икон. URL: http://pravicon.com/info-354 (дата обращения: 03.08.2016).

Икона, спасшая жизнь Стасу Михайлову // Вечный Зов. Российская православная газета. URL: http://www.vzov.ru/2013/06-08/28.html (дата обращения: 26.07.2016).

История Зауралья // Курганская областная Дума. Официальный сайт. URL: http://www.oblduma.kurgan.ru/kurgan_obl/history/ (дата обращения: 25.07.2016).

Каргина И.Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // СОЦИс. 2013. № 6. С. 108-115.

Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Ин-т Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лукиных А.А. Об истории создания оборонительных линий в Зауралье во второй половине XVII-XVIII в. // Емельяновские чтения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Курган, 11-12 мая 2007). Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2007. С. 59-61.

Менщиков В.В. Зауралье // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2010. Т. 1. С. 587.

Мороз А.Б. Сакральные места в городском и сельском пространстве: традиционные и новые практики // Ситуация постфольклора: городские тексты и практики. М.: ФОРУМ, 2015. С. 89-100.

Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года. Санкт Петербург: Типогр-я «Общественная польза», 1905.

Нечаева М.Ю. Монастырские ландшафты Среднего Урала: исследовательские подходы и объекты наследия // Уральский исторический вестник. 2011. № 4. С. 96-102.

Описание иконы Казанская Чимеевская // Каталог икон. URL: http://pravicon.com/info-86 (дата обращения: 29.07.2016).

Отзыв: Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (Россия Курганская область) - Здесь живет чудо // Отзовик. URL: http://otzovik.com/review_1836200.html (дата обращения: 27.07.2016).

Отзыв: Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (Россия Курганская область) - Крещение в Чимеево // Отзовик. URL: http://otzovik.com/review_3484405. html (дата обращения: 30.07.2016).

Панфилов С. Чимеевская святыня. Новосибирск: [б.и.], 2008.

Пестерев В. В. Организация населения в колонизируемом пространстве: очерки истории колонизации Зауралья конца XVI - середины XVIII в. Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2005.

Портреты на заказ. С. Осипов // ArtNow.ru. URL: http://artnow.ru/ru/portrait/ 18021/0/picture/0.html?gcity=&gcountry=&gsurname= (дата обращения: 15.08.2016).

Протокол КХА № 154 по объекту анализа «Вода природная подземная» от 25.06.2013 // Личный архив автора.

Распопов П. Чимеево // Наш Урал. URL: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/chimeevo.htm (дата обращения: 12.04.2015).

Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 1: Поздняя древность - начало ХХ в. / Отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.

Ремезов С. У. Хорографическая книга Сибири // Библиотека Гарвардского университета. URL: http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/18273155?n=36&printThumbnails=no (дата обращения: 12.06.2016).

Святой источник // Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь. URL: http://chimeevo.com/content/svyatoy-istochnik-v-chimeevo(дата обращения: 30.07.2016).

Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь // Монастырь. URL: http://chimeevo.com/content/monastyr (дата обращения: 20.07.2016).

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (Россия, Курганская область) // От-зовик. URL: http://otzovik.com/review_1836200.html (дата обращения: 30.07.2016).

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (Россия, Курганская область) - Посетила в страстную субботу // Отзовик. URL: http://otzovik.com/review_1005479.html (дата обращения: 30.07.2016).

Список населенных мест по сведениям 1868-1869 годов. LX. Тобольская губерния. Санкт Петербург, 1871.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск: Епархиальное братство во имя св. вмч. Димитрия Солунского, 1913.

Суббота, поездка в Чимеево // Car72.ru. URL: http://www.car72.ru/forum/ viewtopic.php?t=2086&start=150 (дата обращения: 09.08.2016).

ТрепавловВ.В. Сибирский юрт после Ермака. М.: Восточная литература, 2012.

Турбюро г. Кургана, запись на стене от 7 апреля 2015 года // Турбюро города Кургана. URL: https://vk.com/tourbyuro45 (дата обращения: 27.07.2016).

Туры в Чимеево // ООО Туроператор «Континент». URL: http://www.turcont.ru/ chimee-vo.html (дата обращения: 24.03.2014).

Чимеево + святой источник из Тюмени // Моя планета: Туристическая компания. URL: http://myplanet72.ru/index.php/chimeevo (дата обращения: 29.07.2016).

Чимеево. Казанский Чимеевский мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божи-ей Матери // Соборы. Ру. Народный каталог православной архитектуры. URL: http://sobory.ru/article/?object=06816 (дата обращения: 22.07.2016).

Чимеево. Отзывы о поездках // Детки. URL: http://www.detkityumen.ru/forum/ thread/96082/ (дата обращения: 1.08.2016).

Чимеево. Святой источник // Мастерская путешествий «Рыжий слон». URL: http://sun-elephant.ru/index.php?id=91&Itemid=75&option=com_content&task=view (дата обращения: 03.08.2016).

Чимеево. Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь и святой источник // Форум Кургана и Курганской области и наших друзей. URL: http://forum.zaural.ru/index.php?topic=56224.msg564594#msg564594 (дата обращения: 11.09.2014).

Чимеевская святыня - чудотворная казанская икона Божией Матери // Курганская и Белозерская Епархия Курганской митрополии Русской православной церкви (Московский Патриархат). URL: http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?Itemid= 65&catid=74&id=182&option=com_content&view=article (дата обращения: 12.04.2014; 12.07.2016).

Чимеевская чудотворная: видеофильм. URL: http://pravfilms.ru/load/filmy/doku-mental-

noe_kino/film_quot_chimeevskaja_chudotvornaja_ikona_quot_smotret_onlajn_besplatno/ 2-1-0-428 (дата обращения: 30.07.2016).

Чимеевский монастырь // Детки. URL: http://www.detkityumen.ru/forum/thread/5206/ (дата обращения: 12.01.2015).

Ягоднинский сельсовет (Белозерский район) // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Ягоднинский_сельсовет_(Белозерский_район) (дата обращения: 24.07.2016).

Knoblauch H. Culture and Religion in Turbulent Times - Secularization and the Transformation of Religion // Geneva, 10 September 2011 ESA 10th Conference «Social Relations in Turbulent Times». Programme book. P. 39-40.

Список сокращений

ПМА 1 - Полевые материалы автора. Экспедиция в Белозерский р-н Курганской обл. Июнь 2013 г. (информанты: настоятель Чимеевского монастыря о. Серафим Дмитриев, 1969 г.р.; Жен., 1930 г.р.).

ПМА 2 - Полевые материалы автора. Экспедиция в Исетский р-н Тюменской обл. Июнь 2011 г. (информанты: настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери о. Вадим Баранов, 1969 г.р.).

Статья поступила в редакцию 16 августа 2016 г.

Ermakova Elena E.

THE FORMATION OF MODERN RURAL RELIGIOUS LANDSCAPE: SHRINES IN THE VILLAGE OF CHIMEEVO, KURGAN REGION (RUSSIA)

Abstract. In the Trans-Ural region, there are old cult objects being revived and new ones being created; practices of these objects' reverence are being formed alongside new religious identities. The village of Chimeevo is one of the places on the region's religious map, where these processes unfold. Here, there are a monastery, a revered icon of the Chimeevo Mother of God, and a spring. The article shows the specifics of formation of the Chimeevo religious landscape as a multi-layered 'product'. On the one hand, it is being formed by ecclesiastical institutions, on the other - by unchurched pilgrims that seek for a 'retreat' and the 'grace' under the same roof. The monastery landscape is intended to form a strictly canonical behaviour in this territory; however, the real picture turns out to be quite different, and that is what the author discusses in this article.

Keywords: religious landscape, Chimeevo, revered icon, holy spring DOI: 10.17223/2312461X/14/11

References

Knoblauch H. Culture and Religion in Turbulent Times - Secularization and the Transformation of Religion. In: Geneva, 10 September 2011 ESA 10th Conference «Social Relations in Turbulent Times». Programme book, pp. 39-40. Adaev V.N. Sakralizatsiia prostranstva kak tekushchii protsess v kul'ture iuganskikh khantov-pereselentsev [The sacralization of space as a current process in the culture of the Yugan Khanty-resettlers], Vestnik Novosibirskogo gos. un-ta. Ser.: Istoriia, filologiia, 2013, Vol. 12, no. 7, pp. 296-301.

Anurin V.F. Religiia kak faktor sotsial'noi integratsii [Religion as a factor of social integration], SOTsIS, 2013, no. 1, pp. 135-146. Bakulin M. Chimeevo, LiveJournal. Available at: http://zamorin.livejournal.com/106079.html

(Accessed 12 April 2014). Boiarkina A. Chimeevo: 10 let monastyrskoi zhizni [Chimeevo: 10 years of monastic life], Argumenty i fakty. Available at: http://www.chel.aif.ru/society/article/28026 (Accessed 24 March 2014).

Vinogradov V.V. Mekhanizmy transliatsii sakral'noi informatsii (na primere pochitaemykh mest Severo-Zapada Rossii), Mekhanizm peredachi fol'klornoi traditsii [The mechanism of transmission of folklore traditions]. St. Petersburg: RIII, 2004, pp. 232-248. Vserossiiskaia perepis' naseleniia 2010 goda. Chislennost' naseleniia Kurganskoi oblasti [The Russian national census of 2010. The population of Kurgan region], Kurganstat. Available at: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat/resources/2bffae 8041143442af12ef367ccd0f13/Tom+1+Chislennost'+naseleniia+Kurg.+obl.tabl.docx (Accessed 24 July 2016). Glavatskaia E.M. Religioznyi landshaft Urala: fenomen, problemy rekonstruktsii, metody issledovaniia [The religious landscape of the Urals: phenomenon, problems of reconstruction, research methods], Ural'skii istoricheskii vestnik, 2008, no. 4, pp. 76-82. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnosheniia i religioznye ob"edineniia v Tiumenskoi oblas-ti: spravochnik. Pod red. V.P. Kliuevoi [State-Church relationships and religious associations in Tyumen region: a handbook. Edited by V.P. Klyueva]. Tiumen': Pechatnyi dom «Tiumen'», 2009.

Davaite i Stasa Mikhailova v monastyr' puskat' ne budem. V glavnom dukhovnom tsentre Zaural'ia - smutnye peremeny [Let's not allow Stas Mikhailov enter the monastery, too. Vague changes in the main spiritual centre in the Trans-Urals], Internet-gazeta Znak. Available at: https://www.znak.com/2015-08-04/v_glavnom_duhovnom_centre_ zaural-ya_smutnye_peremeny_foto (Accessed 24 July 2016).

Dutchak E.E., Vasil'ev A.V., Kim E.A., Polezhaeva T.V. Pravoslavnyi landshaft taezhnoi Sibiri: kontseptsiia i issledovaniia [The Orthodox landscape of taiga Siberia: the concept and research], Sibirskie istoricheskie issledovaniia, 2013, no. 1, pp. 81-90.

Epin I. Chimeevo, Informatsionnoe agentstvo Ekaterinburgskoi Eparkhii. Available at: http://orthodox.etel.ru/2007/33/chimeevo.htm (Accessed 12 April 2015).

Ivanova A.A., Kalutskov V.N., Fadeeva L.V. Sviatye mesta v kul'turnom landshafte Pinezh'ia (materialy i kommentarii) [Holy places in the cultural landscape of Pinezhye (materials and comments)]. Moscow: OGI, 2009.

Ivanova I. Chimeevskaia ikona Bozh'ei Materi - Chudotvornaia Sviatynia Urala i Zaural'ia [The Chimeevo icon of Mother of God - a miraculous shrine of the Urals and TransUrals], Iarmarka masterov. Available at: http://www.livemaster.ru/topic/197465-chimeevskaya-ikona-bozhej-materi-chudotvornaya-svyatynya-urala-i-zauralya (Accessed 12 April 2014).

Ikona Kazanskaia Chimeevskaia - opisanie [The Kazan Icon of Chimeevo - a description], Katalog ikon. Available at: http://pravicon.com/info-354 (Accessed 3 August 2016).

Ikona, spasshaia zhizn' Stasu Mikhailovu [The icon that saved Stas Mikhailov's life], Vechnyi Zov. Rossiiskaia pravoslavnaia gazeta. Available at: http://www.vzov.ru/2013/06-08/28.html(Accessed 26 July 2016).

Istoriia Zaural'ia [The history of the Trans-Ural region], Kurganskaia oblastnaia Duma. Ofit-sial'nyi sait. Available at: http://www.oblduma.kurgan.ru/kurgan_obl/history/ (Accessed 25 July 2016).

Kargina I.G. Kliuchevye trendy v izuchenii sovremennykh proiavlenii religioznosti [Key trends in the study of modern manifestations of religiosity], SOTsIs, 2013, no. 6, pp. 108115.

Kul'turnyi landshaft kak ob"ekt naslediia. Pod red. Iu. A. Vedenina, M. E. Kuleshovoi [Religious landscape as an object of heritage. Edited by Yu.A. Vedenin, M.E. Kuleshova]. Moscow: In-t Naslediia; St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2004.

Lukinykh A.A. Ob istorii sozdaniia oboronitel'nykh linii v Zaural'e vo vtoroi polovine XVII -XVIII vv. [On the history of creation of defensive lines in the Trans-Ural region in the second half of the XVII - XVIII centuries], Emel'ianovskie chteniia: mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. (Kurgan, 11-12 maia 2007) [The Emelyanov Readings: proceedings of the Russian scientific and applied research conference (Kurgan, 11-12 May 2007) ]. Kurgan: Izd-vo Kurgan. un-ta, 2007, pp. 59-61.

Menshchikov V.V. Zaural'e [The Trans-Urals], Istoricheskaia entsiklopediia Sibiri [The historical encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk: Istoricheskoe nasledie Sibiri, 2010, Vol. 1, pp. 587.

Moroz A.B. Sakral'nye mesta v gorodskom i sel'skom prostranstve: traditsionnye i novye praktiki, Situatsiia postfol'klora: gorodskie teksty i praktiki [The situation of postfolklore: urban texts and practices]. Moscow: FORUM, 2015, pp. 89-100.

Naselennye mesta Rossiiskoi imperii v 500 i bolee zhitelei s ukazaniem vsego nalichnogo v nikh naseleniia i chisla zhitelei preobladaiushchikh veroispovedanii po dannym Pervoi vseob-shcheiperepisi naseleniia 1897goda [Russian Empire's populated areas with the population equating to over 500 inhabitants, with indication of all the population present herein and of the number of inhabitants exercising dominant religion, based on the results of the First general census of 1897]. St. Petersburg: Tipogr-ia «Obshchestvennaia pol'za», 1905.

Nechaeva M.Iu. Monastyrskie landshafty Srednego Urala: issledovatel'skie podkhody i ob"ekty naslediia [The monastic landscapes of the Middle Urals: research approaches and objects of heritage], Ural'skii istoricheskii vestnik, 2011, no. 4, pp. 96-102.

Opisanie ikony Kazanskaia Chimeevskaia [The description of the Kazan Icon of Chimeevo], Katalog ikon. Available at: http://pravicon.com/info-86 (Accessed 29 July 2016).

Otzyv: Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr' (Rossiia Kurganskaia oblast') -Zdes' zhivet chudo [Review: The Holy-Kazan Friary of Chimeevo (Russia, Kurgan region) - here lives the miracle], Otzovik. Available at: http://otzovik.com/review_ 1836200.html (Accessed 27 July 2016).

Otzyv: Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr' (Rossiia Kurganskaia oblast') -Kreshchenie v Chimeevo [Review: The Holy-Kazan Friary of Chimeevo (Russia, Kurgan region) - Baptizing in Chimeevo], Otzovik. Available at: http://otzovik.com/review_ 3484405.html (Accessed 30 July 2016).

Panfilov S. Chimeevskaia sviatynia [The Chimeevo shrine]. Novosibirsk: [b.i.], 2008.

Pesterev V.V. Organizatsiia naseleniia v koloniziruemom prostranstve: ocherki istorii koloni-zatsii Zaural'ia kontsa XVI - serediny XVIII vv. [The organization of the population in a colonized space: essays on the history of colonization of the Trans-Urals in the late XVI-th to the mid-XVIII-th centuries]. Kurgan: Izd-vo Kurgan. un-ta, 2005.

Portrety na zakaz. S. Osipov [Portraits to order. S. Osipov], ArtNow.ru. Available at: http://artnow.ru/ru/portrait/18021/0/picture/0.html?gcity=&gcountry=&gsurname= (Accessed 15 August 2016).

Protokol KKhA № 154 po ob"ektu analiza «Voda prirodnaia podzemnaia» ot 25.06.2013 [The protocol of quantitative chemical analysis # 154, with the object of analysis being 'Natural underground water', dated 25 June 2013], Lichnyi arkhiv avtora [The author's personal archive].

Raspopov P. Chimeevo, Nash Ural. Available at: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/ chimee-vo.htm (Accessed 12. April 2015).

Religioznyi landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredel'nykh regionov Tsentral'noi Azii. T. 1: Pozdniaia drevnost' - nachalo XX v. Otv. red. P.K. Dashkovskii [The religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia. Vol.1: The late antiquity to the early XX century. Edited by P.K. Dashkovskiy]. Barnaul: Izd-vo Altaiskogo universiteta, 2014.

Remezov S.U. Khorograficheskaia kniga Sibiri [The chorographical book of Siberia], Bibli-oteka Garvardskogo universiteta. Available at: http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/ 18273155?n=36&printThumbnails=no (Accessed 12 June 2016).

Sviatoi istochnik [The holy spring], Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi eparkhial'nyi monastyr'. Available at: http://chimeevo.com/content/svyatoy-istochnik-v-chimeevo (Accessed 30 July 2016).

Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi eparkhial'nyi monastyr' [The Holy-Kazan Eparchial Male Monastery of Chimeevo], Monastyr1. Available at: http://chimeevo.com/content/ monastyr (Accessed 20 July 2016).

Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr' (Rossiia Kurganskaia oblast') [The Holy-Kazan Male Monastery of Chimeevo (Russia, Kurgan region)], Otzovik. Available at: http://otzovik.com/review_1836200.html (Accessed 30 July 2016).

Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr' (Rossiia Kurganskaia oblast') - Posetila v strastnuiu subbotu [The Holy-Kazan Male Monastery of Chimeevo (Russia, Kurgan region) - visited on Holy Saturday], Otzovik. Available at: http://otzovik.com/review_ 1005479.html (Accessed 30 July 2016).

Spisok naselennykh mest po svedeniiam 1868-1869 godov. LX. Tobol'skaia guberniia [The list of populated areas based on the data for the years 1868-1869. LX. Tobolsk province]. St. Petersburg, 1871.

Spravochnaia kniga Tobol'skoi eparkhii k 1 sentiabria 1913 goda [The handbook of Tobolsk eparchy for September 1, 1913]. Tobol'sk: Eparkhial'noe bratstvo vo imia sv. vmch. Dimi-triia Solunskogo, 1913.

Subbota, poezdka v Chimeevo [Saturday. A trip to Chimeevo], Car72.ru. Available at: http://www.car72.ru/forum/viewtopic.php?t=2086&start=150 (Accessed 9 August 2016).

Trepavlov V.V. Sibirskii iurt posle Ermaka [The Siberian yurt after Yermak], Moscw: Vos-tochnaia literatura, 2012.

Turbiuro g. Kurgana, zapis' na stene ot 7 aprelia 2015 goda [The tourist office of the city of Kurgan, a sign on the wall dated 7 April, 2015], Turbiuro goroda Kurgana. Available at: https://vk.com/tourbyuro45 (Accessed 27 July 2016).

Tury v Chimeevo [Tours to Chimeevo], OOO Turoperator «Kontinent». Available at: http://www.turcont.ru/chimeevo.html (Accessed 24 March 2014).

Chimeevo + sviatoi istochnik iz Tiumeni [Chimeevo plus the holy spring from Tyumen], Moia planeta: Turisticheskaia kompaniia. Available at: http://myplanet72.ru/index.php/ chimeevo (Accessed 29 July 2016).

Chimeevo. Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr'. Tserkov' Kazanskoi ikony Bozhiei Materi [Chimeevo. The Kazan Friary of Chimeevo. The Church of the Kazan Icon of Mother of God], Sobory.Ru. Narodnyi katalog pravoslavnoi arkhitektury. Available at: http://sobory.ru/article/7objed-06816 (Accessed 22 July 2016).

Chimeevo. Otzyvy o poezdkakh [Chimeevo. Reviews of trips], Detki. Available at: http://www.detkityumen.ru/forum/thread/96082/ (Accessed 1 August 2016).

Chimeevo. Sviatoi istochnik [Chimeevo. The holy spring], Masterskaia puteshestvii «Ryzhii slon». Available at: http://sun-elephant.ru/index.php?id=91&Itemid=75&option=com_ content&task=view (Accessed 3 August 2016).

Chimeevo. Sviato-Kazanskii Chimeevskii muzhskoi monastyr' i sviatoi istochnik [Chimeevo. The Holy-Kazan Friary of Chimeevo and the holy spring], Forum Kurgana i Kurganskoi oblasti i nashikh druzei. Available at: http://forum.zaural.ru/index.php?topic= 56224.msg564594#msg564594 (Accessed 11 September 2014).

Chimeevskaia sviatynia - chudotvornaia kazanskaia ikona Bozhiei Materi [The Chimeevo shrine - the miraculous Kazan Icon of Mother of God], Kurganskaia i Belozerskaia Eparkhiia Kurganskoi mitropolii Russkoi pravoslavnoi tserkvi (Moskovskii Patriarkhat). Available at: http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?Itemid=65&catid=74&id= 182&option=com_content&view=article (Accessed 12 April 2014; 12 July 2016).

Chimeevskaia chudotvornaia: videofil'm [The miraculous Icon of Chimeevo: a film]. Available at: http://pravfilms.ru/load/filmy/dokumentalnoe_kino/film_quot_chimeevskaja_chudotvorna ja_ikona_quot_smotret_onlajn_besplatno/2-1-0-428 (Accessed 30 July 2016).

Chimeevskii monastyr' [The Chimeevo monastery], Detki. Available at: http://www.detkityumen.ru/forum/thread/5206/ (Accessed 12 January 2015).

Iagodninskii sel'sovet (Belozerskii raion) [The village council of Yagodnoye (Belozyorskiy district)], Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Iagodninskii_ sel'so-vet_(Belozerskii_raion) (Accessed 24 July 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.