Научная статья на тему 'Афонские иконы в храмах Зауралья'

Афонские иконы в храмах Зауралья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА АФОНСКОГО ПИСЬМА / ХРАМ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЗРОЖДЕНИЕ / МОНАСТЫРЬ / ПАЛОМНИКИ / ИКОННЫЙ ЛИК / ATHOS ICON / CHURCH / ORTHODOX CULTURE / RENAISSANCE / MONASTERY / PILGRIMS / FACE IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янович Галина Васильевна

Статья посвящена истории появления в Зауралье так называемых афонских икон. Анализируются причины распространения славы этих икон. Рассматривается судьба храмов и икон в ХХ веке и история их возвращения в культурную историю нашего края сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHOS ICONS IN TRANS-URALS CHURCHES

The article is devoted to the history of appearance of so-called Athos icons in Trans-Urals churches. We analyze the reasons of expansion of adoration of the icons. We consider the history of the churches and icons in the XX century and the modern history of their resumption to the history of our region.

Текст научной работы на тему «Афонские иконы в храмах Зауралья»

жутким змеем. Мир земной представлен пропитанным грехом убийства, поражает окровавленными руками врача и несостоявшегося отца. Красота мира исчезает, но остается правда.

Рисунок 1 - С.Осипов. Плач о нерожденных детях

Икона в данном формате перестает быть «окном» в мир горний, но становится поводом к рефлексии, в большей степени выполняет дидактически-воспитательную функцию. Современный человек отказывается от мистики и часто от це-леполагания своей жизни, его интересует то, что происходит здесь и сейчас, и подобные иконописные сюжеты, теряя «иконописную чистоту», оказываются более жизненными и убедительными.

Список литературы

1 Языкова И. К. Сотворение образа. Богословие иконы. М. : Издательство ББИ, 2014.

2 Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991

3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL/http://azbuka.ru (дата обращения 02.08.2017 г.)

УДК 246.5

Г.В. Янович

Курганский государственный университет

АФОНСКИЕ ИКОНЫ В ХРАМАХ ЗАУРАЛЬЯ

Аннотация. Статья посвящена истории появления в Зауралье так называемых афонских икон. Анализируются причины распространения славы этих икон. Рассматривается судьба храмов и икон в ХХ веке и история их возвращения в культурную историю нашего края сегодня.

Ключевые слова: икона афонского письма, храм, православная культура, возрождение, монастырь, паломники, иконный лик.

G.V. Yanovich Kurgan State University

ATHOS ICONS IN TRANS-URALS CHURCHES

Annotation. The article is devoted to the history of appearance of so-called Athos icons in Trans-Urals churches. We analyze the reasons of expansion of adoration of the icons. We consider the history of the churches and icons in the XX century and the modern history of their resumption to the history of our region.

Keywords: Athos icon, church, orthodox culture, renaissance, monastery, pilgrims, face image.

Грандиозная дата 1000-летия пребывания русских монахов на горе Афон (Святой горе), которую отметила вся Россия, неизбежно привлекает внимание и вызывает желание найти хоть какие-то нити, связывающие если не лично, то опосредованно с этим уникальным мировым центром православия. И такие нити находятся: это иконы так называемого афонского письма, самобытное явление культуры, родившееся именно в русском монастыре на Афоне.

Икона как точка единения со Святой горой весьма традиционна для православия. Истоки русской иконы уходят в культуру Византии, как и са м о в о сточ н о е н а п ра вл е н и е хр и ст и а н ст ва , полу-

55

чившее название православие. Афон, ставший со временем монашеской республикой, также базируется на византийских основах, и теологических и культурно-исторических. Русское монашество за тысячелетие пребывания на Святой горе внесло свои особенности в историю и культуру монашества в этом центре православия. Одной из таких особенностей становится развитие иконописи именно в русском Пантелеимоновском монастыре. «Слава афонской иконы достигла самых далеких уголков православного мира» [1,198].

Высшего расцвета афонская икона достигла во второй половине XIX века. Имея общие корни с русской иконой, она к этому моменту сформировала свои отличительные особенности, в результате чего популярность ее поднимается на невиданную высоту по всей России. Обусловлено это и тем, что русские паломники разносят рассказы о чудесах афонских икон по самым отдаленным уголкам нашей огромной страны. Более близкое знакомство с иконами, созданными на Святой горе, утверждает мнение об их удивительной красоте и благолепии. Не приходится удивляться распространению среди православных России желания украсить свои храмы и свою жизнь этими удивительными по своему воздействию на человека иконами. Не обошла эта тенденция и наш край.

К середине XIX века Зауралье входит в состав Российской империи более 200 лет. Край уже не просто освоен, он становится родиной новому поколению, а православие - основополагающей религией, нашедшей воплощение в традициях, нормах жизни, в материальных памятниках, в том числе и в храмах.

С XIX века начинается вторая волна строительства храмов на этой земле, так как деревянные церкви, построенные в первоначальную эпоху её освоения, обветшали, пришли в негодность. Вместе с тем в Зауралье успешно развивается и крепнет земледелие. Появляется и активно утверждается местное ремесленное производство, формируется целая сеть торговых ярмарок. Одним словом, Зауралье богатеет. И, естественно, когда приходит время обновлять храмовые здания, то прихожане стремятся заменять деревянные храмы каменными. Многие из этих храмов сегодня входят в число памятников православной культуры федерального и регионального уровня. Назовем только некоторые: церковь Петропавловская (Куртамыш, 1808); церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (с. Першинское, Далматовский район, 1820); церковь Трех святителей (с. Карачельское, Шумихинмкий район,1824); церковь Троицкая (с. Таловка, Юргамышский район, 1832); церковь Сретения Господня (с. Уксянское, Далматовский район, 1836); церковь Богоявления Господня (с. Усть-Миасское Шадринский район, 1853 ); церковь Введения Богородицы во храм (с. Введенское, Кетовский район 1894) ; церковь Николая 56

Чудотворца (с. Верхняя Теча, Шадринский район, 1899 ); храм Александра Невского (г. Курган,1902) [2; 3; 4].

По страховой описи церковного имущества, сделанной накануне Первой мировой войны, известно, что на территории нынешней Курганской области было поставлено более 200 храмов, большинство из них к этому времени были отстроены в камне (кирпиче) [5].

Предполагается, что в каждом из них было от одной до 3-4 икон афонского письма. За годы лихолетья после Октябрьской революции 1917 года почти все храмы были закрыты, церковное имущество разграблено, уничтожено. В редких случаях и по счастливому стечению обстоятельств небольшая часть документов, икон, рукописных книг, мощей и других артефактов была отдана в музеи или спрятана прихожанами. Храмы разрушались просто от того, что были брошены на произвол судьбы. И остовы прекрасных когда-то храмов и сегодня нередко угрюмо взирают на нас. С иконами все обстояло намного сложнее, т.к. были они хрупкими, легко поддавались огню, топору, воде... В конечном итоге, иконы уничтожались более беспощадно. В то же время их относительно небольшие размеры помогли хотя бы часть икон спасти, упрятать в домах глубоко верующих людей.

Пришли иные времена и вместе с возрожденными и возрождающимися храмами к нам начали возвращаться и афонские иконы. Пока их очень мало, но о них можно и нужно говорить, изучать историю их бытования, историю их возвращения к людям, именно к людям, так как они возвращаются не только к верующим, но и ко всем жителям нашего края, к тем, кто любит свой край, уважает и ценит его историю и культуру.

В данной статье речь идет об иконах, написанных на Святой горе до начала Первой мировой войны, так как с началом этой трагической страницы в мировой и отечественной истории и строительство новых храмов, и заказ икон на Святую гору практически прекратились.

На сегодняшний день достаточно хорошо известно о более чем 20 иконах афонского происхождения. Но и этот небольшой пока материал позволяет увидеть три основных пути возвращения икон в современный мир православия и культуру нашего края.

Первый - самый счастливый для икон. В истории Зауралья есть небольшое количество храмов, которые почти не пострадали в эти тяжелые годы. Эти храмы если и закрывались, то на весьма незначительный период и почти не подверглись разрушениям. Заново они открылись в годы Великой отечественной войны. В большинстве этих храмов сохранились иконы, написанные афонитами (монахами с Афона) именно для этих храмов. На сегодняшний известно три таких храма:

1 Храм Петра и Павла в г. Куртамыше. Не покидали стен этого храма пять афонских икон. И се-год н я о н и п ре б ы ва ют п од се н ь ю это го уд и в итель-

но красивого храма. Среди них две Богородичных иконы и три иконы с образами христианских святых [1, 23-29].

2 Похожая судьба Богоявленского храма с. Усть-Миасское Каргапольского района. Его прихожане говорят о тех святынях, которые не покидали его стен даже в самые тяжкие времена. Среди этих святынь они с гордостью называют три иконы, написанные на горе Афон в 19021907 годах. Это Богородичные иконы «Иверская» и «Достойно есть» и икона священномученика Харлампия [6].

3 Еще один счастливый храм Зауралья - храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста в селе Боровлянское Притобольного района. Храм находится на южной границе Курганской области. Он отметил 100 лет своего существования. Среди святынь называют две афонские иконы: это редкая для Зауралья икона Спасителя и икона Пантелеимона. Икона Спасителя, почитаемая чудотворной, получена в дар от монастыря св. Иоанна Златоуста на горе Афон. Также чудотворными почитаются Распятие и икона великомученика Пантелеимона, подаренная храму из Пантелеимонова монастыря на горе Афон [7].

Нельзя не отметить, что эти иконы до к. ХХ века находились в «зоне умолчания», т.е. их как бы и не существовало для многих зауральцев. И только сейчас ими начинают гордиться, как гордятся достоянием родного края, о них пишут, начинается их изучение.

Второй путь для икон афонского письма более трудный, но на сегодняшний удачный - в возрожденные храмы приносят старые иконы, которые обретают вместе с храмом новую жизнь. Очень ярким примером такого возрождения стал кафедральный собор Святого князя Александра Невского.

Известно, что к его открытию было заказано несколько икон, написанных на Святой горе. Судьба их пока не известна. Однако при возрождении храма к нему разными путями вернулись три иконы афонского письма. Одна передана храму Курганским областным художественным музеем, это «Богоматерь послушница» (рисунок 1). На иконе имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на СВ. Афонской горе в скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею.1902 г.» (сохранена орфография первоисточника). История иконы зафиксирована в надписи, сохранившейся на обороной стороне иконной доски: «Сия св. икона Скоропослушницы выписана со св. Афонской Горы из Русского Ильинского Скита и пожертвована в Покровскую церковь села Шкодского Курганского уезда священником оной церкви Иоанном Ильиным Феодотьевым в 1902 году июля 20 дня». После закрытия церкви в 1935 году образ оказался в художественном музее. В возвращенный верующим кафедральный собор вернулась и икона [1, 77].

Рисунок 1 - Афонская икона Богоматери «Скоропослушница» в кафедральном храме Александра Невского (г. Курган)

Интересна история еще одной иконы Богоматери, известной как Богоматерь Целительница (рисунок 2) [8].

Этот образ относят по времени написания ко второй половине Х1Х века. Удивительна история появления иконы в храме. Один из прихожан храма, вынужденный уехать на долгий срок, принес ее в храм на сохранение в 1991 году. Икона была темная, плохо различимая по сюжету, пожухлая. Оставляя икону, ее хозяин поставил условие - не пытаться реставрировать икону (не обновлять ее). Но удивительное дело - верующие сразу обратили внимание на икону, именно у ней было более всего молящихся, зажженных свечей... И, вскоре и служители храма и сами верующие стали замечать, что икона просветляется, происходит как бы самообновление иконы. Когда владелец иконы через два года пришел за ней, он не узнал ее и с трудом поверил, что к иконе не прикасались руки реставратора.

Икона Божией Матери Целительница очень редкая по сюжету для Афонских икон. Она изображает постель тяжелобольного и стоящую у его одра Богоматерь. Фигура Богоматери дана почти в полный рост в трехчетвертном разворот к молящемуся. Сама фигура скрыта под бордовым мафорием, на котором, как обязательный символ Божественной Девственности, три золотых звезды на ее голове и на плечах. Фигура Богоматери выделяется золотым нимбом вокруг головы и царственным венцом на голове [1, 78].

Рисунок 2 - Афонская икона Богоматери «Целительница» в кафедральном храме Александра Невского (г. Курган)

Среди святынь кафедрального храма города Кургана находится икона очень почитаемого и любимого в Зауралье великомученика Пантелеймона (рисунок 3). Образ создан на Афоне в н. ХХ века, о чем свидетельствует печать на обратной стороне иконной доски: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском свята-го Великомученника и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящемуся пред честным его образом. 1903 года».

Икона сразу создавалась с серебряным мо-щевиком, где заложены и свято хранятся частички мощей великомученика Пантелеймона [1, 77].

Такой же путь выпадает церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Введенское Кетовского района. Она известна как самая крупная на Курганской земле. Была у прихожан этого храма явленная чудотворная икона, хранившаяся в храме веками. Были и иконы афонского письма, но их судьба была общей для большинства наших православных памятников. Восстановили эту великолепную церковь только в 2005 году. Сегодня чудотворные иконы начинают собираться под сводами возрожденного храма. И прихожане к числу своих святынь причисляют редкую для нашего края афонскую икону Богоматери «Утешение в скорбях и печалях», написанную в конце XIX века на Афоне [9].

Рисунок 3 - Афонская икона Пантелеимона в кафедральном храме Александра Невского (г. Курган)

Третий путь - самый трогательный в определенном смысле, когда во вновь возведенный храм «приходит» икона старого афонского письма. И приходит она иногда самым неожиданным образом. Такова история появления иконы афонского письма в Успенском храме в райцентре Варгаши.

По словам настоятеля храма, икона Божией матери «Достойно есть» первоначально находилась в Покровском храме с. Шмаково Варгашинского района. Список афонской иконы сделан, по некоторым оценкам, в конце XIX века. После революции, когда храм начали использовать как хозяйственное помещение, икона оказалась в доме неверующего человека, который просто забил ею окно в сарае. Но верующие люди выкупили икону и хранили ее по домам. В 1990-е годы она была передана во вновь построенный Успенский храм поселка Варгаши.

Еще более счастливая судьба оказалась у Богоявленского храма г. Кургана. Сегодня в нем пребывают три светлых образа, созданных на горе Афон. Самой первой стала обнаруженная в очень тяжелом состоянии Иверская Богоматерь. После реставрации она заняла достойное место в новом Богоявленском храме (рисунок 4).

Рисунок 4 - Афонская икона «Иверская Богоматерь» в кафедральном храме Богоявления (г. Курган)

Сейчас рядом с ней пребывает еще одна Богородичная икона «Неувядаемый цвет» и очень любимая в Зауралье икона Пантелеимона. К сожалению, история этих образов пока не выяснена до конца. Но иконы начали свою новую жизнь.

Все известные сегодня в Зауралье афонские

иконы по своему иконографическому типу относятся к традиционному для Афона типу - одно-или двухфигурные композиции, изображенные на крупных иконных досках с фигурами, практически скрытыми свободной одеждой. Выполнены они по единой технологии: написаны на примерно одинаковых, довольно крупных по размерам кипарисовых досках без ковчега. На большинстве из них на оборотах сохранились специальные штампы, подтверждающие написание и освящение их на горе Афон. Живопись выполнена по левкасу масляными красками с активным использованием твореного золота.

Главное, что выделяет иконы, созданные на Святой горе, - это лики образов, созданные именно в стиле поздних афонских икон - укрупненное лицо, выразительные глаза, обращенные к молящемуся, внутренний свет, идущий от всего образа. Думается, эта особенность афонских икон сформировала особую любовь и благоговейное отношение к ним зауральцев. Именно это позволило не потеряться светлым афонским образам рядом с главными святынями нашего края - Чимеевской и Абалацкой образами Богоматери. Изучение этих страниц истории православной культуры нашего края только начинается. Последние годы возрождения памятников православной культуры обещают еще немало интересных открытий.

Список литературы

1 Янович Г. В. Паломничество по Зауралью. Куртамыш, 2010. 297с.

2 Объекты культурного наследия /Правительство Курганской области. URL: http/ kurganobl.ru/ obekty-kulturnogo-naslediya;

3 Свидетели столетий. Православные храмы Курганской области - памятники архитектуры : фотоальбом / сост. А. А. Михайлов. Курган, 2014.

4 Церкви, часовни и монастыри : реестр храмов России. URL; http/www.temples.ru/tree.php

5 История Курганской епархии: к 20-летию ее образования. URL; http/ruskline.ru/analitika/2012/.../istoriya_ kurganskoj_eparhii_k_20letiyu_ee_obrazovani.)

6 Сайт храма. URL: http/ust-miass.ru

7 Сто лет курганской святыни - Боровлянский храм. URL: http/www.EKATB.ru

8 В Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана ... URL: http/www. kurganvera.ru/v-aleksandro-nevskom-kafedralnom-sobore-goroda-kurgana-zavershil...

9 URL: http/www.geocaching.su/?pn=101&cid=10383.

10 Проект «Епархия». URL: http/www.ethfrhia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.