Научная статья на тему 'Формирование современного российского общества: основные задачи и особенности взаимодействия семьи и школы'

Формирование современного российского общества: основные задачи и особенности взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / РОДИТЕЛИ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Светлана Михайловна

В современном российском обществе актуальный характер приобретают вопросы взаимодействия семьи и школы в решении задач социализации обучающихся в условиях рыночной экономики, демократизации общественной жизни, формирования гражданского общества. В статье анализируются социологический, экономический и педагогический подходы к выработке стратегии развития взаимодействия семьи и школы в подготовке детей и юношества к созидательной деятельности в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тищенко Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование современного российского общества: основные задачи и особенности взаимодействия семьи и школы»

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

УДК 37.018.26 DOI: 10.12737/11673

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Тищенко С.М.1

В современном российском обществе актуальный характер приобретают вопросы взаимодействия семьи и школы в решении задач социализации обучающихся в условиях рыночной экономики, демократизации общественной жизни, формирования гражданского общества.

В статье анализируются социологический, экономический и педагогический подходы к выработке стратегии развития взаимодействия семьи и школы в подготовке детей и юношества к созидательной деятельности в российском обществе.

Ключевые слова: семья, школа, учитель, родители, общее образование, социально-экономические и общественные отношения, педагогическое сотрудничество

FORMATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY: MAIN TASKS AND INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL

TISHCHENKO S.M. - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of General and Applied Psychology. Sevastopol State University, (Russian Federation, Sevastopol), e-mail: kafedra2011@yandex.ru

In the modern Russian society issues of interaction between family and school are especially relevant in solving the problems of socialization of students in terms of market economy, democratization of public life and formation of civil society.

The article analyzes sociological, economic and pedagogical approaches to the development of interaction strategy between family and school in preparing children and youth for creative activity in the Russian society.

Keywords: family, school, teachers, parents, general education, socio-economic and social relations, pedagogical cooperation

Тищенко Светлана Михайловна - Севастопольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии и педагогики (Российская Федерация, г. Севастополь), e-mail: kafedra2011@yandex.ru

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

23

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

В условиях преобразования социально-экономических отношений в обществе, пристального и глубокого изучения исторического прошлого нашей страны, пересмотра и кардинальной переоценки многих устоявшихся стереотипных взглядов на духовную, культурную жизнь народа работа школы и семьи резко усложняется. Наиболее сложным в решении этой задачи является определение стратегии, координации форм, методов и приемов воспитательной системы. Ведь семья и школа - естественные союзники, две могучие силы воспитания. Объединить их - значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения, что нашло отражение в ряде работ.1.

Не вызывает сомнения, необходимость изучения взаимодействия семьи и школы как сложной социальной и педагогической проблемы2. Следует в ней выделить главные причинно-следственные связи, определяющие зависимость между этими подсистемами единого социального организма общества.

Семья в этой системе выступает одновременно как цель и средство гуманистического воспитания личности ребенка, подростка, гражданина. Выступая в основе своей как ядро организации всех воспитательных воздействий на личность, семья в то же время делегирует значительную часть задач по воспитанию и обучению членов семьи другим социальным институтам.

Школа работает над содержанием форм и методов совершенствования общественных отношений в условиях развития современного общества.

Сегодня педагогическая наука и практика показывают, что процесс урбанизации и миграции населения, снижение возраста вступления молодых людей в брак, создание семьи ведут к потере лучших традиций, опыта народной педагогики в воспитании детей родителями. Эти потери в значительной мере компенсируются системой общественного воспитания детей, организацией педагогического всеобуча родителей, которая должна обеспечивать высокий уровень знаний и умений, педагогически грамотно и целенаправленно воспитывать детей в семье.

Наиболее приемлемыми путями решения проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании молодежи являются:

- разработка интегрированной системы воспитательных воздействий семьи и школы на молодежь и обеспечение в этой системе

1 Цинченко Г.М. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в организации социально-профилактической работы с семьей // Управленческое консультирование.- 2014.- № 2 (62).- С. 144-152; Мжельская Е.В. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов. -Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007; Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Политиздат, 1985.

2 Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. - М.: Юридическая литература, 1989. - 444 с.; Арнаутова В.П. Общение с родителями: зачем? как?-М.: Ассоц. «Проф. образование», 1993. - 58 с.; Гасанова Д.И. Семья и школа в нравственном воспитании подростков / Д.И. Гасанова, З.М. Баджаева. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2012.

24

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

иерархии функциональных зависимостей и взаимосвязей между отдельными ее звеньями;

- совершенствование системы педагогического всеобуча родителей;

- повышение нравственной, правовой и административной ответственности родителей и школы за воспитание подрастающего поколения.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая.

По результатам исследований, проводимых социологами, демографами, психологами, педагогами за последние годы, произошли значительные социальные изменения условий жизни семьи и характера отношений в ней, повысился уровень материальной обеспеченности отдельной категории семей, образования и культуры, шире стали связи семьи с внешним миром. Вместе с экономической, материальной независимостью членов семьи, возрастанием роли культуры и общественного сознания усложняются формы духовного общения семьи, возникают трудности в организации целенаправленного педагогического воздействия старших членов семьи на детей, повышения педагогической грамотности родителей.

Появляется также отставание семейного воспитания от уровня общественного1. Речь идет об утрате многих положительных традиций раннего приобщения детей к труду, передачи нравственного опыта гуманистического отношения к людям, окружающему социальнокультурному, экологическому миру, духовным ценностям своего народа.

Поэтому основная задача видится в усилении помощи семье и одновременном повышении ее ответственности за воспитание подрастающего поколения:

- в более широком плане задача состоит в обеспечении социально-педагогических условий воспитания детей в семье на основе рационально построенной системы взаимодействия школы и семьи;

- в более узком - вооружить родителей комплексом психологопедагогических знаний, выработать у них умения и навыки, необходимые для воспитания детей, сформировать ответственное отношение к своим обязанностям.

В целом эффективность всей работы по совершенствованию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: школа систематически использует весь комплекс путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; коллектив учителей глубоко осознает этико-педагогические требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и учреждения образования сами являются инициаторами широкого и постоянного привлечения к этой ра-

1 Харисова А.Ф. Семья и школа: проблема формирования гражданской идентичности у обучающихся / А. Ф. Харисова // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов XXII Всерос. науч.-практ. конф., Новосибирск, 20 сент. 2013 г. / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС, 2013.___________

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

25

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

боте общественности, всячески поощряют ее деятельность; руководство семейным воспитанием со стороны учителя должно начинаться до поступления ребенка в школу и продолжаться в течение всех лет его обучения.

Общение двух воспитателей - шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоения педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу.

Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные коды общения:

- умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнера;

- взаимное уважение;

- понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнера (родителя) действовать самостоятельно;

- обе стороны благодарны за общение;

- придерживаться «открытого» общения;

- умение говорить и слушать партнера;

- умение отражать мысли и чувства партнера по общению;

- ребенок является главной целью общения.

Поскольку основным субъектом, координирующим формы взаимодействия школы и семьи, является классный руководитель, то он вырабатывает основную стратегию и тактику совместной деятельности; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.

Содержание работы классного руководителями с родителями учеников включает три основных блока:

- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении школой.

Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний:

- университет педагогических знаний,

- лекции, семинары, практикумы,

- конференции,

- открытые уроки и классные мероприятия,

- индивидуальные тематические консультации,

- творческие группы, группы по интересам.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, «трудными» подростками.

26

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

Участие родителей в управлении школой: совет школы, школьный и классные родительские комитеты, координационный совет, совет содействия семье и школе и т.п.

Таким образом, социально-педагогический аспект проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей и юношества заключается в создании благоприятных условий, интеграции и постоянном совершенствовании форм и методов воспитательных функций воздействия на личность учащегося.

Библиография/References:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

Арнаутова В.П. Общение с родителями: зачем? как? - М.: Ассоц. Проф. образование, 1993. - 58 с.

Гасанова Д.И. Семья и школа в нравственном воспитании подростков / Д.И. Гасанова, З.М. Баджаева. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2012. - 127 с.

Игошев К.Е. Семья, дети, школа // К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. -М.: Юридическая литература, 1989. - 444 с.

Мжельская Е.В. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов. - Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. - 162 с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах // Родительская педагогика. - М., 1981. T.I.

Цинченко Г.М. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в организации социально-профилактической работы с семьей // Управленческое консультирование. - 2014. - № 2 (62). - С. 144-152

Azarov, Iu.P. (1985) Semeinaia pedagogika [Family pedagogy]/ lu.P. Azarov. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Politizdat. - 238 p. (In Russ.)

Arnautova, V.P. (1993) Obshchenie s roditeliami: zachem? kak? [Communication with parents: Why? how?] // V.P. Arnautova - M.: Assots. Prof. obrazovanie. - 58 p. (In Russ.)

Gasanova, D.I. (2012) Sem'ia i shkola v nravstvennom vospitanii po-drostkov: [Family and School in the moral education of adolescents] // D.I. Gasanova, Z.M. Badzhaeva. - Makhachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M. A.). -127 p. (In Russ.)

Igoshev, K.E. (1989) Sem'ia, deti, shkola [Family, school] / K.E. Igoshev, G.M. Min'kovskii - M.: Iuridicheskaia literature. - 444 p. (In Russ.)

Mzhel'skaia, E.V. (2007) Sem'ia i shkola : problemy i puti vzaimodeistvi-ia: ucheb [Family and school: problems and ways of interactiontion].-Metod. posobie dlia studentov ped. vuzov / E.V. Mzhel'skaia - Samara: Samar. gos. ped. un-t. - 162 p. (In Russ.)

Sukhomlinskii, V.A. (1981) Izbrannye pedagogicheskie sochineniia v 3-kh tomakh [Selected pedagogical works in 3 volumes] // t. 1. Roditel'skaia pedagogika. - M. vol.1. (In Russ.)

Cinchenko, G.M. (2014) Vzaimodejstvie gosudarstva i institutov gra-zhdanskogo obshhestva v organizacii social'no-profilakticheskoj raboty s sem'-ej [Interaction of the state and institutions gras zhdanskogo-society organizations and social preventive work with families] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting]. - № 2 (62). - Р. 144-152 (In Russ.)

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.