4. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Individualization of Psychological and Pedagogical Support of Primary School Students with Developmental Delay in the Process of the Federal State Educational Standard Mastering. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018; Vol. 10 (10): 2517 - 2523.
5. Osipova L.B., Stepanova N.Yu. Kommunikativnye navyki kak uslovie socializacii rebenka. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2019; T. 8, № 4(29): 129 - 132.
6. Osipova L.B., Druzhinina L.A. Kompetentnost' pedagogov v oblasti razvitiya svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 2 (23): 304 - 308.
7. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios: Education. 2018; Vol. 39 (02): 32.
8. Volkova G.A. Logopedicheskaya ritmika: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.
9. Sekovec L.S. Puti i sredstva vyravnivaniya fizicheskogo razvitiya i preodoleniya dvigatel'noj nedostatochnosti u detej s narusheniem zreniya. Fizicheskoe vospitanie detej s narusheniem zreniya. 2005; № 6.
10. Petrova I.K. Ritmika kak sredstvo korrekcii dvigatel'noj sfery detej s narusheniyami zreniya. Molodoj uchenyj. 2017; № 5 (139): 524 - 527. Available at: https://moluch.ru/ archive/139/39220/
11. Rau E.F. Muzykal'no-dvigatel'nye zanyatiya s zaikayuschimisya det'mi doshkol'nogo vozrasta. 5 nauchnaya sessiya po defektologii. Moskva, 1967.
12. Berezovskij B.L. K metodike vyyavleniya muzykal'nyh sposobnostej u detej. Voprosy psihologii. 2009; № 5.
13. Radynova O.P., Komissarova L.N. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
14. Vinogradov L.V. Razvitie muzykal'nyh sposobnostej u doshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Sfera, 2009.
15. Popova O.Yu. i dr. 'Emocional'noe i poznavatel'noe razvitie rebenka na muzykal'nyh zanyatiyah: monografiya. Moskva: Terevinf, 2015. Available at: http://www.iprbookshop. ru/52083.html
Статья поступила в редакцию 09.10.20
УДК 373.2, 373.3
Zakharova L.M., Doctor of Pedagogical Sciences, Head of Preschool and Primary Education Department, Ulyanovsk State Pedagogical University
(Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dormidontova L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOCIOCULTURAL IDENTITY OF CHILDREN 6-10 YEARS OLD IN THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM. The article deals with theoretical issues of the formation of the sociocultural identity of children. The definition of sociocultural identity is given as a set of stable personality traits that allow a child to distinguish himself from other members of society. The work highlights values of the region that have a direct impact on the formation of personality: historical, ethno-cultural, natural. Psychological and pedagogical conditions have been substantiated, among which the authors take into account age and individual characteristics, continuity in work at different age stages, social interaction, innovativeness of the approaches used. The mechanisms of identification in senior preschool and primary school age are highlighted, the model, criteria and indicators of the formation of the sociocultural identity of 5-10 year-old children in the educational environment of Ulyanovsk Region are described.
Key words: socio-cultural identity, regional cultural values, psychological and pedagogical conditions, formation mechanisms, model.
Л.М. Захарова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. дошкольного и начального общего образования УлГПУ имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск,
E-mail: [email protected]
Л.П. Дормидонтова, канд. пед. наук, доц., УлГПУ имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5 - 10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования социокультурной идентичности детей. Дается определение социокультурной идентичности как совокупность устойчивых черт личности, позволяющих ребенку отличать себя от других членов социума. Выделены ценности региона, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности: исторические, этнокультурные, природные. Обоснованы психолого-педагогические условия, среди которых следующие: учет возрастных и индивидуальных особенностей, преемственность в работе на разных возрастных этапах, социальное взаимодействие, инновационность применяемых подходов. Выделены механизмы идентификации в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, описана модель, критерии и показатели формирования социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет в образовательной среде Ульяновского региона.
Ключевые слова: социокультурная идентичность, региональные культурные ценности, психолого-педагогические условия, механизмы формирования, модель.
Развитие региона, его конкурентоспособность и привлекательность зависят от человеческого потенциала, прежде всего, жителей региона, их креативности; готовности к решению поставленных задач; от желания жить, работать, совершенствоваться в совместном развитии со своей малой родиной. В связи с этим приоритетными становятся задачи, связанные с формированием у подрастающего поколения желания жить и работать, развивая родной регион. Интерес к инновационной деятельности, социальная активность, воспитание «чувства привязанности» к малой родине начинает закладываться и формироваться в период дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в это время у детей формируется базис личностной культуры, который характеризуется принятием общечеловеческих ценностей и смыслов жизни; познанием окружающей социальной и природной действительности; развитием социальной активности; способности к диалогу и сотрудничеству.
Одной из современных проблем сферы образования является формирование социокультурной идентичности личности, которая обусловлена рядом причин, в числе которых - множественность подходов гуманитарной научной мысли к исследованию основных механизмов, условий, критериев и показателей развития социокультурной идентичности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта проблема становится сегодня особенно актуальной на фоне снижения роли традиционных доминирующих институтов социализации подрастающего поколения - семьи, детского сада, школы, учреждений дополнительного образования, что усугубляет становление индивидуальной культурной идентичности личности в социуме. Ребенок находится под воздействием средств
массовой информации и Интернета. Через них он получает не только готовые мыслительные штампы и решения, но и образ «культурного героя», нередко ориентирующего его на агрессию, пренебрежение или отрицание общепринятых норм, ценностей, образов и оценок. Значимость формирования социокультурной идентичности связана еще и с тем, что происходящие изменения в социальной системе страны нарушили социальную идентификацию взрослых, которая сказалась и на подрастающем поколении. В условиях глобализации дошкольное и начальное общее образование становится значимым институтом формирования социокультурной идентичности детей. При ее развитии происходит адаптация ребенка к национальным и региональным культурным ценностям, осознание своего места в природе и социальном пространстве, принятие базовой системы ценностей и связанных с ними традиций, культурных символов, норм поведения в противовес влиянию «улицы» и современному «обществу потребления». При идентификации у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста со своей национальной и другими региональными культурами развиваются важнейшие структуры личности, которые характеризуют ее умение проявлять и управлять собственными смыслами, поведением в соответствии с общественными требованиями. Освоенные ценности культуры побуждают ребенка к мыслительной деятельности, культурному саморазвитию и саморегуляции его взглядов, интересов и потребностей, осознанию своей индивидуальности в социуме.
Под социокультурной идентичностью старших дошкольников и младших школьников мы подразумеваем совокупность устойчивых черт личности, позволяющих ребенку отличать себя от других членов социума в определенном соци-
окультурном пространстве, которое понимается нами как состояние актуальной социальной среды в рамках культурной традиции общества или региона.
Идентичность дает личности осознание своей внутренней целостности и определение своего сходства и различия с другими людьми, своей значимости в социуме (обществе, нации, государстве). Основоположник психоанализа З. Фрейд выдвинул гипотезу о единстве личности и культурной идентичности, которая берет начало в прошлом народа [1]. Психолог Э. Эриксон выделил личностную и социальную идентичность: личностную - как совокупность индивидуальных черт и характеристик, а социальную - как осознание своей принадлежности к различным социальным группам (семье, классу, народу и т.д.) [2]. В структуре социальной идентичности Ю.М. Резник также определил два компонента: социальный - как статусную позицию в группе и соответствующие ролевые функции, социальные связи и действия и культурный - как самосознание и самооценку, ценности и убеждения, нормативные установки, тип мировоззрения [3]. Существуют различные точки зрения на роль и структуру идентичности. Ее главные образующие элементы И.С. Кон и О. Пахлевская считают культурным элементом, а М.С. Школовая и Е.А. Селиванова - социальным [4]. В научной литературе единого подхода к изучению идентичности не существует. Многообразие теорий и концепций можно условно разделить на три подхода. Первый подход - личностный, который рассматривает культурную идентичность как процесс индивидуальной культурной идентификацией. Второй подход - социологический, где изучаются взаимоотношения личностной идентичности и идентичности социальной группы. Третий - цивилизационный. В нем исследуется культурная идентичность цивилизаций как социокультурных исторических субъектов. Все три подхода тесно связаны и не имеют четкого разделения [4].
Социокультурная идентичность старших дошкольников и младших школьников рассматривается нами в следующих аспектах:
- как совокупность чувств, оценок, отношений к самому себе и другим членам группы, определение своего места в социуме (эмоционально-оценочный аспект);
- как отождествление себя к определенным группам, обществам и формирование соответствующих идеалов, стандартов поведения и своих социальных ролей (познавательно-семантический аспект);
- как реализация в группе и вне ее сформировавшихся мировоззренческих ценностных установок, социокультурных образцов и моделей поведения (деятельностно-практический аспект) [5].
Основу процесса социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет составляют ценности регионального социокультурного пространства с учетом социальных и культурных факторов, поэтому основными его механизмами являются:
- процесс сознательного приобщения старших дошкольников и младших школьников к различным социальным группам и региональным культурам с элементом принятия своей принадлежности к ним [6; 7];
- формирование социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет происходит на определенном возрастном этапе в различных образовательных учреждениях и культурных региональных сообществах, которые выполняют идентифицирующую, социализирующую, культурологическую и воспитательную функции, так как возможность психолого-педагогического влияния на становление и развитие социокультурной идентичности ребенка обусловлено длительным периодом его пребывания в детском саду, начальной школе, учреждениях дополнительного образования, особенностями взаимодействия субъектов педагогического процесса (между взрослым и воспитанником, между сверстниками), а также воспитательного социокультурного пространства, включающего, в том числе, и культурно-образовательную среду региона.
Социокультурная идентичность детей 5 - 10 лет формируется в детских возрастных групповых сообществах и общественных образовательных организациях посредством взаимодействия значимого взрослого (педагога, родителей и др.) и ребенка и во взаимодействии сверстников между собой. Становление и развитие социокультурной идентичности личности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста возможно только в соответствующем социокультурном пространстве образовательной организации и культурно-образовательной среде региона проживания, в нашем исследовании - Ульяновском регионе.
В соответствии с возрастными особенностями, учетом специфики социализации в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста нами выделено ценностное содержание социокультурного взросления детей на основе регионального содержания - региональные ценности.
Социокультурная специфика территории характеризуется ее природным и промышленным потенциалом; культурно-историческим наследием, традициями поликультурного региона. Региональные ценности, как элемент развития социокультурной идентичности у детей, мы подразделяем на ценности, которые могут быть представлены идеями известных личностей, их творчеством. К региональным ценностям, оказывающим влияние на идентификацию человека в процессе их познания, принятия оказывает и архитектурный облик города; его исторические постройки, здания. Поскольку именно с ними связаны наиболее значимые исторические события для конкретной области и всей страны в целом. Архитектурное пространство города - та действительность, в которой не просто существует формирующаяся личность, это пространство взаимодействия, познания, преобразования.
Среди выделенных нами региональных ценностей (художественно-эстетических, этнокультурных, исторических, природных ценностей родного края) [8] особое внимание в развитии социокультурной идентичности мы отводим этнокультурным. Данный вид культурных ценностей является значимым для нашего поликультурного региона, где традиционно живут рядом представители разных национальностей. Этнокультурные ценности имеют свое конкретное «звучание» в культуре каждого народа, что находит отражение в народном творчестве, народных промыслах, традициях и обычаях. Народные традиции и обычаи вызывают эмоциональный отклик у детей, привлекают своей яркостью и, что особенно значимо, несут общечеловеческие идеи добра, справедливости и взаимопомощи. Народные традиции, народное творчество по своему духу понятно и доступно детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Формирование социокультурной идентичности детей на основе региональных ценностей возможно при следующих, разработанных нами психолого-педагогических условиях:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, его интересов и добровольного выбора значимых для него социокультурных практик, групп и сообществ;
2) преемственность формирования социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет: через установление связи задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения, начиная с детского сада и продолжая в начальной школе. Эти образовательные организации, являющиеся первой и второй ступенями непрерывного образования, должны быть тесно связаны между собой как звенья общего целостного развития личности ребенка [9];
3) социальное партнерство, взаимодействие образовательной организации, семьи воспитанников, региональных культурно-образовательных организаций, которое определяется нами как целостный и непрерывный процесс изучения, развития, создания особых условий для самореализации во всех сферах деятельности [10];
4) применение педагогами инновационных технологий и эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социокультурной идентичности личности ребенка. Принципами психолого-педагогического сопровождения являются адаптивность и мобильность, адресность, сочетание прямых и косвенных механизмов сопровождения;
5) обогащение и углубление социокультурного пространства: введение ребенка в мир региональной культуры посредством создания событийной социокультурной творческой среды [11].
Исходя из сущности понятия социокультурная идентичность, анализа основных механизмов ее формирования и выделенных педагогических условий представляется возможным построение содержательной модели формирования социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет в условиях региональной системы образования, включающей в себя системообразующие компоненты: целевой (цель и задачи); организационно-педагогический (педагогические условия формирования социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет в условиях региональной системы образования), содержательно-деятельностный (программа, технологии, формы, средства, методы, приемы воспитания и обучения), оценочно-результативный (компоненты, критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированности социокультурной идентичности старших дошкольников и младших школьников).
Определяющим механизмом в решении задачи построения модели, отражающей процесс формирования социокультурной идентичности детей в педагогическом процессе, является выбор теоретико-методологической стратегии. Методологической основой разработанной нами модели являются личност-но-деятельностный, культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход предполагает учет в образовательной среде дошкольной организации и начальной школы общечеловеческих и региональных ценностей, личностных смыслов, которые позволяют «приблизить» звучание общих ценностей к особенностям восприятия детей 5 - 10 лет.
Аксиологический подход определяет построение всего содержания работы по формированию социокультурной идентичности детей на основе ценностного содержания. Личностно-деятельностный подход нацеливает педагогов дошкольных организаций и учителей начальной школы на развитие социальной активности ребенка, применение таких форм и методов работы, которые позволяют не просто принимать знания, но и приобретать их в деятельности самостоятельно или с помощью взрослого. В большей степени соответствуют этой задаче проектный метод обучения, игровая и продуктивно-творческая деятельность. Интеграция разных подходов обеспечивает взаимопроникновение идей, понятий, принципов и формирования разносторонней системы научных знаний [12].
Для оценки результативности процесса формирования социокультурной идентичности нами выделены ее критерии и показатели для старших дошкольников и младших школьников, которые представлены в таблице 1.
Формирование социокультурной идентичности детей 5 - 10 лет в условиях региональной системы образования обеспечивает идентификацию ребенка с семьей, образовательной организацией, культурно-региональным сообществом на основе базовых национальных и общечеловеческих ценностей. Освоение и реализация на практике детьми социокультурного содержания своего взросления будет способствовать творческому отношению к своей деятельности и познанию окружающего мира, готовности к диалогу культур, саморазвитию, личностному росту и самоорганизации.
Таблица 1
Критерии и показатели социокультурной идентичности старших дошкольников и младших школьников
Критерии Показатели
совокупность чувств, оценок, отношений к самому себе и другим членам группы, определение своего места в социуме (эмоционально-оценочный компонент) Старший дошкольник: эмоционально благополучен; проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен; эмоционально откликается на переживания другого; в основном положительно оценивает и принимает других; имеет положительный социальный статус; социально готов к школе
Младший школьник: доброжелателен по отношению к другим; пытается решить конфликты сам; оказывает помощь другому; умеет дружно, без конфликтов общаться с другими детьми; владеет навыками самоконтроля, саморегуляции; в рамках индивидуальных особенностей достаточно коммуникативен; согласовывает свои действия с действиями других; сдерживает свои негативные проявлении, подчиняет свои интересы интересам других детей; уступает другому; наличие эмоционального переживания успехов или неуспехов в своей группе, ощущение социального комфорта в группе
отождествление себя к определенным группам, обществам и формирование соответствующих идеалов, стандартов поведения и своих социальных ролей (познавательно-семантический компонент) Старший дошкольник: имеет представление об особенностях традиционной национальной культуры своего народа и народов, проживающих рядом; имеет представление об особенностях бытового и семейного укладов, характерных для народов Поволжья; умеет выражать свое отношение к миру добра и зла (постижение народной мудрости, добра, красоты через отождествление себя с персонажами сказок, песен, пословиц, поговорок и т.д.)
Младший школьник: имеет представление о народных обычаях и традициях региона на уровне эмоционального переживания в обстановке этностудии, игры в коллективных формах; имеет представление об элементарных нравственно-этических нормах традиционной культуры; ориентируются на общечеловеческие ценности (добро, дружба, семья, жизнь, здоровье), проявляет привязанность и уважительное отношение к своей семье, одноклассникам, взрослым, родному городу (селу) и стране; принимает социальные нормы и правила поведения и следует им; владеет способами социокультурного поведения и общения; осознает свою принадлежность к определенной группе/общности и имеет потребность объединяться с данной группой, их представлениями о жизненных ситуациях; умеет вырабатывать мнения о себе как члене данной группы
реализация в группе и вне ее сформировавшихся мировоззренческих ценностных установок, социокультурных образцов и моделей поведения (деятельностно-практический компонент) Старший дошкольник: принимает и умеет соблюдать общепринятые образцы поведения в семье, группе сверстников, в общественных местах, стремиться раскрыть свой внутренний потенциал при коммуникации со сверстниками и значимыми взрослыми, умеет анализировать свое поведение с позиции социально заданных норм и культурных традиций общества.
Младший школьник: умение осознанно выполнять правила и нормы поведения в конкретной ситуации в соответствии с социокультурными представлениями общества, умение анализировать свои эмоции, чувства и поступки (рефлексия) в свете полученного социального и культурного опыта, умение уважительного взаимодействия и обмена информацией со сверстниками и взрослыми, осознание ценности культурно-исторического наследия региона и страны
Библиографический список
1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». Санкт-Петербург: Азбука-аттикус, 2013.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996.
3. Резник Ю.М. Многогранный образ человека: предпосылки построения конфигуративной модели. Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010; Т. IV: Человек в поисках идентичности: 18 - 62.
4. Гужавина Т. А. Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество. Молодой ученый. 2009; № 11 (11): 168 - 170. Available at: http://moluch.ru/ archive/11/857/
5. Лескова И.В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты. Социальная политика и социология. 2007; № 3: 203 - 213.
6. Мамедова Н.М. Социокультурный контекст идентификации личности. Кавказские научные записки. 2011; № 1 (6): 149 - 158.
7. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ, 2008.
8. Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Ценностно-смысловые ориентиры дошкольного образования (региональный аспект): учебное пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019.
9. Дормидонтова Л.П. Преемственность творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе ознакомления с фольклором народов Поволжья. Этническая культура в современном мире. Чебоксары: Плакат, 2020: 158 - 162.
10. Заббарова М.Г, Дормидонтова Л.П. Педагогическое сопровождение семьи в процессе патриотического воспитания детей в поликультурном регионе. Научное мнение. 2016; № 6-7: 29 - 33.
11. Горинская М.Г Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования. Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: два комсомольца, 2013: 94 - 96. Available at: http://moluch.ru/conf/ped/arhive/98/4652/
12. Ощепкова О.В., Благов Ю.В. Теоретические основы интегративного подхода в образовательном процессе. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-realizatsii-integrativnogo-podhoda-v-obrazovatelnom-protsesse
References
1. Frejd Z. Psihologiya mass i analiz chelovecheskogo «Ya». Sankt-Peterburg: Azbuka-attikus, 2013.
2. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Moskva: Progress, 1996.
3. Reznik Yu.M. Mnogogrannyj obraz cheloveka: predposylki postroeniya konfigurativnoj modeli. Voprosy social'noj teorii: Nauchnyj al'manah. 2010; T. IV: Chelovek v poiskah identichnosti: 18 - 62.
4. Guzhavina T.A. Sociokul'turnaya identichnost' regiona i regional'noe grazhdanskoe obschestvo. Molodoj uchenyj. 2009; № 11 (11): 168 - 170. Available at: http://moluch.ru/ archive/11/857/
5. Leskova I.V. Sociokul'turnaya identichnost': teoreticheskie i prikladnye aspekty. Social'naya politika i sociologiya. 2007; № 3: 203 - 213.
6. Mamedova N.M. Sociokul'turnyj kontekst identifikacii lichnosti. Kavkazskie nauchnyezapiski. 2011; № 1 (6): 149 - 158.
7. Miklyaeva A.V., Rumyanceva P.V. Social'naya identichnost'lichnosti: soderzhanie, struktura, mehanizmy formirovaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU, 2008.
8. Zaharova L.M., Kotlyakova T.A. Cennostno-smyslovye orientiry doshkol'nogo obrazovaniya (regional'nyj aspekt): uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2019.
9. Dormidontova L.P. Preemstvennost' tvorcheskogo razvitiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v processe oznakomleniya s fol'klorom narodov Povolzh'ya. 'Etnicheskaya kul'tura v sovremennom mire. Cheboksary: Plakat, 2020: 158 - 162.
10. Zabbarova M.G., Dormidontova L.P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v processe patrioticheskogo vospitaniya detej v polikul'turnom regione. Nauchnoe mnenie. 2016; № 6-7: 29 - 33.
11. Gorinskaya M.G. Sozdanie edinogo sociokul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva kak odna iz prioritetnyh zadach sovremennogo obrazovaniya. Pedagogika: tradicii iinnovacii. Chelyabinsk: dva komsomol'ca, 2013: 94 - 96. Available at: http://moluch.ru/conf/ped/arhive/98/4652/
12. Oschepkova O.V., Blagov Yu.V. Teoreticheskie osnovy integrativnogo podhoda v obrazovatel'nomprocesse. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-realizatsii-integrativnogo-podhoda-v-obrazovatelnom-protsesse
Статья поступила в редакцию 02.11.20