DOI: 10.17805/trudy.2023.4.3 ПЕДАГОГИКА
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
М.Э. Газимова Московский гуманитарный университет
С.Н. Размолодина Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина»
Аннотация: В статье анализируются сущностные характеристики понятия «социальная успешность» и «дети группы риска»; проведена классификация этой категории детей; определены некоторые направления решения исследуемой проблемы.
Ключевые слова: социальная успешность; дети; группа риска
FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN AT RISK
M.E. Gazimova Moscow University for the Humanities
S.N. Razmolodina Center for the Promotion of Family Education "Circus Art School named after Yu.V. Nikulin"
Abstract: The article analyzes the essential characteristics of the concept of "social success" and "children at risk"; classification of this category of children is carried out; some directions of solving the problem under study are identified.
Keywords: social success; children; risk group
В толковых словарях под успехом понимается удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в каком-либо деле, признанные обществом, а также одобрение окружающими чьих-либо достижений и достоинств. Успех - это переживание состояния радости и достижение цели. Успешность - признание успеха, социальное качество, социальный статус личности. По мнению Е.В. Коротаевой: «Если успех - это эмоциональное переживание, то успешность - это качественная характеристика деятельности конкретного ребенка» (Коротаева, 1995: 83). Успех, как личный результат ребенка, и есть стимул к появлению социальной успешности. Успех - обязательное условие для полноценной жизни ребенка, его социальная активность и социальная успешность. Ребенку нужно создать условия для победы, сформировать позитивную мотивацию, установку на успех. Правильная воспитательная работа состоит в том, чтобы каждый ребенок нашел себя и стал успешным.
Мотив достижения успеха - это устойчивая потребность достижения высокого результата и успеха в деятельности. Потребность в достижении воспринимается, как стремление соответствовать стандартам высокого качества. Социальная успешность - это способность ребенка осознать себя в обществе как социально
полноценного субъекта. Формирование социальной успешности является обретение внутренней свободы личности, сопровождаемое расширением сферы ее взаимодействия с обществом.
Рассмотрим два аспекта социальной успешности:
- объективный. Успех как высокая результативность. Удача поддерживается значимыми для ребенка взрослыми и сверстниками. У ребенка появляется социальная активность, стремление к общению, социальная адаптированность, признание.
- субъективный. Ребенок испытывает положительные эмоции, возможно и отрицательные, в зависимости от мнения взрослых и сверстников. У ребенка появляется адекватная самооценка, самоуважение, уверенность в себе, ребенок мотивирован к достижению успеха.
Социальная успешность взаимосвязана с социальной активностью. Социально активный ребенок с удовольствием участвует в общественной жизни, ходит на дополнительные занятия (например, занимается цирковым искусством). Ребенку интересно показать свои достижения. Он своим трудом может добиться высоких показателей. Ребенку надо помочь найти интерес в занятиях как учебных, так и дополнительных. В каждом ребенке заложен талант, дополнительные занятия раскрывают его способности. В чем-то он может быть успешнее сверстников.
Например, ребёнка увлекает сцена. Он выступает перед другими детьми, пропадает страх неудачи, и появляется социальная адаптированность и социальная успешность. Когда ребенок занят конкретным делом, значимым и для него, и для окружающих, только тогда через результат своего творчества и труда он становится принятым и понятным другими. При этих условиях социально значимая деятельность становится ведущей для ребенка. Ребенку необходимы приключения в жизни: они меняют рутинные ситуации и создают положительные эмоции, помогают преодолеть трудности и осознать личную победу над опасностями. В этой связи, как справедливо отмечает В.З. Юсупов, важное значение имеет «социальное проектирование духовно-нравственного воспитания как одно из направлений проектной деятельности в школе» (Юсупов, 2022: 102), в качестве результата которого может выступать социальный театр.
Социальная адаптированность влияет на социальную успешность ребенка. Мы можем наблюдать, как неуспевающему ученику сложно в школе адаптироваться. Школьный ярлык - это социальная роль ребенка. Внутри любой группы ребенок имеет определенный статус. Если ребенок себя не уважает, не имеет собственного мнения, собственных взглядов, не умеет их отстаивать, то сверстники могут не принять его. Дети жестко оценивают друг друга.
При неуспешной учебе ребенок может потерять веру в себя, устает от неудачи, появляется высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка, доминирование мотивации избегания наказания. Детям нужно объяснить разницу в понятиях «учебная успеваемость» и «социальная успешность», создать условия и ситуации, при которых ребенок почувствует уважительное отношение окружающих.
Уважение - важная потребность ребенка, показатель сформированности социальной успешности. Ребенка нужно чаще хвалить. В.А. Сухомлинский считал: «Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны». (Сухомлинский, 1974: 188). Для веры ребенка в себя ему необходимо создать ситуацию успеха, радостные эмоции, состояние успеха. Успешность можно и нужно создавать педагогически. Успешность можно рассматривать как свойство личности. Без субъективного переживания нет, и не может быть успешности.
Особое значение имеет социальная успешность детей группы риска, которая представляет собой, по мнению А.А. Арутюняна, М.Н. Егизарьянц, М.Л. Спириной определенную социальную категорию индивидуумов, социальная жизнь которых подвержена отрицательному влиянию социальных факторов, в результате которых данная группы представляет угрозу обществу. Очень часто к группе детей «группы-риска» относятся дети из неблагополучных семей, с низкой успеваемостью в школе, имеющие девиантное поведение и т.д. (Арутюнян, Егизарьянц, Спирина, 2019: 4).
Существует несколько классификаций детей, входящих в группы риска. С нашей точки зрения наиболее удачной является классификация, включающая следующие категории детей группы риска:
- дети-инвалиды - группа детей, имеющих физические дефекты или психические отклонения в развитии. К данной группе могут относиться дети с задержкой психического развития, отсутствия какого-либо органа, задержкой речи, отсутствием речи, отсутствием слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.;
- дети-сироты - группа детей потерявших своих родителей, в виду их полной утраты в связи с несчастным случаем или полным отказом от ребенка;
- дети-правонарушители - группа детей, обладающих девиантным поведением, на основании которого были нарушены границы социальных норм;
- дети из неблагополучных семей - группа детей, чьи родители систематически не выполняют функции родителей.
Для формирования социальной успешности детей группы риска педагогам следует учитывать принцип самоанализа, определение ребенком своих способностей, желаний и возможностей, рефлексии компонентов социально успешной личности. Дети должны сами захотеть стать социально успешными, сами осознать, что изменится в их жизни, что они готовы для этого сделать. В этом и заключается воспитание ребенка. При создании детям условий, способствующих обеспечению потребностей личности и при учете специфики формирования социальной успешности - появляется возможность способствовать эффективному процессу формирования социальной успешности. Успех - это личностный рост и развитие, активная жизненная позиция, стремление к самореализации, гармоничное взаимодействие с окружающими, активность самого человека.
Дети «группы риска» являются наиболее уязвимой категорией населения. Социальная успешность группы зависит от грамотной совместной работы учите-
лей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, нацеленной на формирование у таких детей социальных компетенций, которые впоследствии помогут им строить взаимоотношения с окружающими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арутюнян А.А., Егизарьянц М. Н., Спирина М. Л. (2019) Особенности воспитания социальной компетентности подростков группы риска //Проблемы современного педагогического образования. № 62. С. 4-19.
Коротаева Е.В. (1995) Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): учеб. пособие. Екатеринбург: УГПУ, 83 с.
Сухомлинский В.А. (1974) Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 288 с.
Юсупов В.З. (2021) Методологические основания социального проектирования духовно-нравственного воспитания студентов вуза // вызовы: XVII Международная научная конференция, МосГУ, 25-27 ноября 2021 г.: доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. М.: МосГУ, С. 99-105.
Газимова Мария Эдуардовна, обучающаяся 1 курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Gazimova Maria Eduardovna, a student of the 1st year of the master's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Размолодина Светлана Николаевна, педагог ГБУ г. Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина» Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Razmolodina Svetlana Nikolaevna, teacher of the State Budgetary Institution of Moscow Center for the Promotion of Family Education "Circus Art School named after Yu.V. Nikulin" of the Department of Labor and Social Protection of the Population of Moscow. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Газимова М.Э., Размолодина С.Н. Формирование социальной успешности детей группы риска. 2023. № 4. С. 17-20. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.3