DOI: 10.17805/trudy.2024.1.3 ПЕДАГОГИКА
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
М.Э. Газимова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье выделены нормативные основы, которые должны знать и использовать педагоги в работе с детьми группы риска; осуществлён анализ исследований некоторых теоретических аспектов, выделены актуальные направления в подготовке педагогов-психологов к работе с этой категорией детей.
Ключевые слова: дети группы риска; нормативные основы; теоретические аспекты исследования
NORMATIVE BASIS, MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH AND PRACTICAL TRAINING OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS FOR WORK WITH CHILDREN OF RISK GROUP
M.E. Gazimova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article marks out normative bases, which teachers should know and use in work with children groups at risk; the analysis of research of some theoretical aspects is carried out, the actual directions in training teachers-psychologists to work with this category of children are highlighted.
Keywords: children risk group; regulatory framework; theoretical aspects of research
Понятие «дети группы риска» используется в педагогике для обозначения социальных групп обучающихся, жизнь которых подвержена отрицательному влиянию социальных факторов. Это: дети-инвалиды, имеющие психические отклонения в развитии; дети с задержкой психического развития; дети-сироты; дети-правонарушители; дети из неблагополучных семей и т.д. Перечисленные группы обучающихся, как правило, испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, поэтому нуждаются в специально организованной работе с ними педагогов-психологов, социальных педагогов и других категорий педагогических работников.
Система работы с такими детьми должна основываться на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней, которые должны знать и использовать педагоги в работе с детьми группы риска. В число таких документов входят: «Конвенция о правах ребенка»; «Конституция Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах систе-
мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» и др.
Трудовые функции, нацеленные на работу с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации включены в профессиональные стандарты многих категорий педагогических работников.
На основании анализа профессионального стандарта педагога-психолога можно сделать вывод о том, что основными направлениями его работы, которые могут быть отнесены к более многочисленной группе обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
• психологическая диагностика детей группы риска;
• психологическая коррекция и реабилитация поведения этой группы детей;
• психологическая консультирование и профилактика нарушений поведений детей группы риска;
• психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы с детьми группы риска: их родителями, учителями, классными руководителями.
Профессиональный стандарт педагога-психолога устанавливает особые требования к работе психологов-педагогов для того, чтобы работа с такими детьми была продуктивной, правильно распределённой, ответственной для педагогического работника образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) говорит о том, что будущий педагог должен быть подготовлен к решению задач профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», в числе компетенций называются:
Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
(Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), пункт 5.2.)
Теоретические основы подготовки педагогов-психологов к работе с детьми группы риска раскрыты в диссертационных исследованиях, статьях и других научных работах, посвящённых различным аспектам подготовки студентов педагогических специальностей к работе с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Так, И.Г. Яценко отмечает, что студенты должны не только овладеть специальными знаниями и умениями, но и быть подготовлены к работе с детьми группы риска в психологическом плане: иметь аналитическое, беспристрастное мышление; быть чуткими, аккуратными в высказываниях; терпеливыми и стрессоустойчивыми; иметь выраженную эмпатию; быть эмоционально устойчивым и открытыми к контактам с различными группами детей и их родителями (Яценко, 2009: 143).
Г.З. Фаттахова определяет компетентность в работе с детьми группы риска как комплексное умение специалиста, основывающиеся на профессиональных знаниях, на необходимых и требуемых личностных качествах, и искреннем желании помочь. Это необходимо для того, чтобы эффективно и профессионально оказать нужную поддержку как детям, так и их родителям (Фаттахова, 2017: 197).
Л.И. Пономарева выявила, что для успешной работы с детьми группы риска необходима сформированность профессионально значимых качества личности педагога, умение организовать правильную и безопасную адаптацию обучающихся в образовательную среду, создавать комфортные условия их взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми (Пономарева, 2016: 60).
Т.Н. Коренякина выделяет необходимость иметь специальные знания и умения для полноценной социализации и освоения материала школьной программы, соответствующего возрасту детей группы риска (Коренякина, 2010: 137).
Т.А. Денисова выявила, что сложность в обучении детей группы риска может быть результатом некомпетентности специалистов в процессе взаимодействия педагога со школьниками, испытывающими трудности в обучении. Не все педагоги действительно готовы работать с этой категорией детей, констатирует автор (Денисова, 2010: 133).
На основе анализа результатов научных работ вышеперечисленных и других авторов, определено, что для формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми группы риска необходимо:
• готовить студентов к осознанию и использованию своих индивидуальные особенности и возможностей для эффективной работы с детьми группы
риска; исключения нерациональных перегрузок в профессиональной деятельности.
• формировать у обучающихся вуза целостное и объективное представление о всей совокупности направлений работы с детьми группы риска, установленных профессиональным стандартом педагога-психолога;
• учить создавать социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей группы риска, учёта их потенциала, интересов и потребностей, а также нацеленных на поддержку этой категории обучающихся другими группами педагогических работников;
• обращать особое внимание решению проблем социализации и освоения материала школьной программы обучающихся группы риска;
• готовить студентов к постоянному повышению своей компетентности педагогов в работе с детьми группы риска; анализу проблем, и, по возможности, устранению причин появления детей группы риска.
Идея осуществляемого нами исследовании заключается в том, что результаты работы с детьми группы риска в решающей степени зависят от их социальной успешности, для достижения которой должны быть созданы благоприятные педагогические условия. В этой связи, как справедливо отмечает В.З. Юсупов, важное значение имеет «социальное проектирование духовно-нравственного воспитания как одно из направлений проектной деятельности в школе» (Юсупов, 2022: 102).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Денисова Т. А. (2010) Проблемы обучения младших школьников группы риска // Сибирский педагогический журнал. №7. С. 254-268.
Коренякина Т. Н. (2009) Формирование общеучебных умений у младших школьников группы риск» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №98. С.137-142.
Пономарева Л.И. (2016) Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с детьми группы риска // Международный студенческий научный вестник. С. 59-61.
Фаттахова Г.З. (2017) Дети группы риска - актуальная проблема современного общества // Международный студенческий научный вестник. № 2. С. 195-198.
Яценко И. Г. (2009) О готовности психолога к работе с семьями и детьми группы риска // Высшее образование в России. №2. С.142-144.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 1505) [Электронный ресурс] URL: https://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
Юсупов В.З. (2021) Методологические основания социального проектирования духовно-нравственного воспитания студентов вуза // Ответы на глобаль-
ные вызовы: XVII Международная научная конференция, МосГУ, 25-27 ноября 2021 г.: доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. М.: МосГУ, С. 99-105.
Газимова Марина Эдуардовна, обучающаяся 2 курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, г. Москва, улица Юности, д.5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Gazimova Marina Eduardovna, a student of the 2st year of the master's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor — Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Газимова М.Э. Нормативные основы, основные направления исследований и практической подготовки педагогов психологов к работе с детьми группы риска. № 1. С. 14-18. DOI: https://www.doi.Org/l0.17805/trudy.2024.1.3