Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные области / педагогическая диагностика / методы диагностики / educational fields / pedagogical diagnostics / diagnostic methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдакова Анна Сергеевна

Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации представляет собой изучение состояния социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетическое, физическое развития детей с учётом их возрастных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдакова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 4–5 YEARS OLD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Pedagogical diagnostics in a preschool educational organization is the study of the state of socio-communicative, cognitive, speech, artistic, aesthetic, physical development of children, taking into account their age characteristics.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI: 10.17805/trudy.2022.5.11 ПЕДАГОГИКА

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.С. Юдакова Московский гуманитарный университет

Аннотация: Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации представляет собой изучение состояния социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетическое, физическое развития детей с учётом их возрастных особенностей.

Ключевые слова: образовательные области; педагогическая диагностика; методы диагностики

THE CONTENT AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 4-5 YEARS OLD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

A.S. Yudakova Moscow University for the Humanities

Abstract: Pedagogical diagnostics in a preschool educational organization is the study of the state of socio-communicative, cognitive, speech, artistic, aesthetic, physical development of children, taking into account their age characteristics.

Keywords: educational fields; pedagogical diagnostics; diagnostic methods

Образовательный процесс в дошкольном образовании ориентирован на создание условий, обеспечивающих развитие каждого ребёнка в соответствии с целевыми ориентирами, которые определены в ФГОС дошкольного образования. В этом документе (п. 2.6) установлено, что образовательная программа ДОУ призвана «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности», и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (Федеральный государственный..., 2013).

Необходимость оценки индивидуального развития детей обуславливает потребность в осуществлении педагогической диагностики, позволяющей не только определять уровень индивидуального развития детей, но и выявлять проблемы, требующие решения, оперативно искать способы своевременного проведения коррекционной работы.

В современной педагогической науке понятие «педагогическая диагностика» рассматривается как система диагностической деятельности педагогов и педагогических коллективов, процесс изучения личности обучающегося и детского коллектива, средство изучения и воспитания личности в процессе взаимодействия педагога и студента.

В.С. Аванесов считает, что «педагогическая диагностика - это система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения» (Аванесов, 2002: 41).

Функциональное назначение педагогической диагностики Н.Т. Рожков видит в том, что она «осуществляется для педагогических целей (ориентирована на получение информации о том, как повысить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности учащегося); позволяет получить информацию о качестве педагогической деятельности; осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику деятельности педагога; обеспечивает совершенствование контрольно-аналитической и оценочной составляющих педагогической деятельности; её средства и методы могут быть трансформированы в средства и методы обучения и воспитания» (Рожков, 2015: 35).

Современная педагогическая диагностика в значительной степени нацелена на изучение взаимосвязей между различными предметами исследования. Так, например, Горбунова Е.И., Юсупов В.З., Артамонов А.А. в стремлении «найти ответы на вопросы изучения взаимосвязи развития мелкой моторики и речевого развития у детей с различными речевыми нарушениями» разработали и экспериментально проверили специальные «диагностические методики, а также инструменты исследования, такие как тренажер для развития мелкой моторики, таблицы оценки параметров и критериев речевого развития детей» (Горбунова, Юсупов, Артамонов, 2016: 63).

В настоящей статье педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации рассматривается как вид работы педагога по изучению состояния развития и образования детей с учётом возрастных особенностей в основных видах их деятельности в дошкольном образовании, на основании которого разрабатывается и реализуется совокупность действий педагогов по достижению целевых ориентиров в развитии дошкольников, определённых образовательной программной этой организации.

Цель статьи - раскрыть содержание и методы педагогической диагностики индивидуального развития детей 4-5 лет в дошкольной группе ГБОУ г. Москвы Школа №1494 по адресу: М. Ботаническая, д.18, к.1.

Методы педагогической диагностики: наблюдение (например, для оценки игровой деятельности, любознательности и доброжелательности ребёнка); - изучение продуктов деятельности детей (для оценки художественной деятельности -аппликации,лепки,рисования); несложныеэксперименты (для оценки физиче ского

здоровья: ловкости, гибкости, равновесия и т.д.); беседы; скрининг-тесты (для оценки речевой деятельности, математических представлений или оценки готовности к школе).

Сущность педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации состоит в изучении состояния развития детей в пяти областях образовательной деятельности, которые определены и кратко охарактеризованы в ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В п. 3.2.3 Федерального стандарта указано: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики...» (Федеральный государственный..., 2013).

В примерных образовательных программах ДОУ полноценно раскрывается содержание образовательной деятельности с детьми различных возрастных групп в каждой из перечисленных образовательных областей.

Образовательная программа ГБОУ Школы № 1494 для дошкольных групп разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, в которой выделены возрастные особенности развития детей 4-5 лет, определены направления и разделы педагогической деятельности с детьми 4-5 лет (средняя группа). Например, в социально-коммуникативном развитии такими разделами являются: формирование первичных ценностных представлений, развитие коммуникативных способностей, формирование социальных представлений, умений и навыков. Содержание каждого раздела включает подразделы. Так, в разделе формирования социальных представлений, умений и навыков выделены подразделы: развитие игровой деятельности, развитие навыков самообслуживания, приобщение к труду (Веракса, Комарова, Дорофеева, 2020).

На основе анализа содержания каждого из разделов и подразделов образовательной программы «От рождения до школы» в ходе нашей экспериментальной работы была определена совокупность характеристик как возможных достижений ребёнка 4-5-летнего возраста, демонстрирующих сформированность представлений, умений, навыков детей в каждой образовательной области. Таблица 1 на с. 67 даёт представление о результатах такой работы по фрагменту диагностической карты наблюдений индивидуального развития детей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (подраздел «Формирование социальных представлений, умений и навыков»).

Приведённый пример показывает, что разработка и применение в экспериментальной работе диагностических карт ориентирована на оценивание индивидуальных достижений ребёнка в количественном и качественном выражении.

Таблица 1

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ Ф.И. Код Подраздел «Формирование социальных представлений, умений и навыков»

имеет навыки самообслуживания умеет выполнять поручения (индивидуальные и коллективные) проявляет инициативу в среде сверстников имеет адекватное представление о профессиях умеет отражать и действовать от лица выполняемой в игре роли Всего баллов

н/г* к/г* н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г

1 Бахман Михаил а 2 б 3 б 2б 3б 1б 2б 2б 3б 2б 2б 9б 13б

2 Видехина Арина б 2 б 2 б 2б 3б 3б 3б 2б 3б 2б 3б 11б 14б

3 Гидвани Эрик в 1 б 2 б 2б 3б 2б 2б 1б 2б 1б 2б 7б 11б

п

% детей, имеющих:

высокий уровень (3 б) 60% 70% 65% 70% 65% 70% 72% 77% 60% 75% х х

средний уровень (2 б) 25% 29% 28% 25% 25% 25% 23% 20% 27% 20% х х

низкий уровень (1 б) 10% 1% 7% 5% 10% 5% 5% 3% 13% 5% х х

н/г* - начало учебного года к/г* - конец учебного года

Для оценки уровня сформированности каждой характеристики развития ребёнка в нашей экспериментальной работе использовалась трёхбалльная шкала показателей - высокого, среднего и низкого уровней на основе различий в мотивах (побуждениях ребёнка), его знаний и представлений, умений и навыков. В число показателей включены побуждения (мотивы), знания и представления, умения и навыки детей. (Мониторинг индивидуального развития..., 2017: 22-23) 3 балла (высокий уровень) - побуждения к деятельности устойчивые, проявляются стабильно; знания и представления чёткие и содержательные; деятельность выполняется самостоятельно, преимущественно без помощи взрослого.

2 балла (средний уровень) - побуждения к деятельности неустойчивые, проявляются достаточно часто, но активность быстро угасает; знания и представления чёткие, но краткие, могут быть отрывочными; деятельность выполняется с помощью взрослого.

1 балл (низкий уровень) - побуждения к деятельности ситуативные, продиктованные конкретной ситуацией; знания и представления фрагментарные; действия выполняются в общей с педагогом деятельности.

Педагогическая диагностика проводится и диагностические карты наблюдений индивидуального развития детей заполняются в начале и в конце учебного года.

Сводные данные даются представление о количестве и процентном соотношении детей, имеющих высокий и средний уровень сформированности побуждений, представлений, умений в различных видах деятельности, осуществляемых в пяти образовательных областях.

Заполненные на конец учебного года диагностические карты дают возможность выявить количество и процентное соотношение детей, у которых динамика индивидуального развития положительная, отрицательная или отсутствует.

Содержание педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации состоит в изучении сформированности побуждений, представлений и умений детей в социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, образовательной областях их деятельности. Диагностика обеспечивает реализацию вида (функции) педагогической деятельности по изучению состояния развития детей в соответствии с ожидаемыми результатами, определёнными в выбранной организацией примерной образовательной программе и разработанной на её основе основной образовательной программе.

Педагогическая диагностика организуется в начале и в конце учебного года на основе наблюдения за разными видами деятельности детей, её результаты фиксируются в диагностических картах развития детей. Педагогическая диагностика позволяет выявлять уровень и динамику индивидуального развития детей, оптимизировать педагогическую деятельность, выстраивать и корректировать образовательную траекторию развития ребёнка, обеспечивать эффективное взаимодействие с родителями и другими участниками образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесов В.С. (2002) Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе //Педагогическая диагностика, № 1. - С. 41-43.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. (2020) От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. — Изд. 6-е (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-синтез. 366 с.

Горбунова Е.И., Юсупов В.З., Артамонов А.А. (2016) Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. № 8. С. 62-67.

Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста. Методические рекомендации (2017) // Сост.: И.М. Гриневич, Г.В. Гриневич - Ставрополь: Ставропольский институт развития образования. 98 с.

Рожков Н.Т. (2015) Педагогическая диагностика: понятия и функции: Нау-ка-2020. 2015. N° 2 (6). С. 34-46. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25684733 (дата обращения: 10.03.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http:// base.qarant.ru (дата обращения: 25.03.2022).

Юдакова Анна Сергеевна - обучающаяся 2 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Yudakova Anna Sergeevna is a student of the 1st year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: [email protected]

Для цитирования:

Юдакова А.С. Содержание и методы педагогической диагностики индивидуального развития детей 4-5 лет в дошкольной образовательной организации. 2022. № 5. С. 64-69. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.5.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.