КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Денщикова Татьяна Юрьевна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет», г. Ставрополь [email protected]
Петрова Мария Алексеевна,
студентка ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет»,
г. Ставрополь
Звягинцев Антон Евгеньевич,
студент ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет»,
г. Ставрополь
Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования толерантных отношений в среде школьников-подростков, обучающихся в многонациональных классах. Авторы предлагают конкретные мероприятия (деловые игры, заочные походы, этнические экскурсии и др.), которые способствуют установлению дружеских связей между представителями разных культур.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, культуроцентризм, стереотипы и предрассудки, подростковая субкультура, ксенофобия.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп.
Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных (как правило, европейских) ценностей и образа жизни. Что, по сути, означает «вестернизацию» национальных культур в ущерб их «ценностному самостоянию». Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявления - фашизм и нацизм - также рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми.
Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на уроках и внеклассных занятиях со школьниками.
Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у школьников и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса формирования толерантности [1].
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Толерантность необходимо рассматривать как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными; в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества; в уважении и готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни; в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.
Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.
Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив.
Совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.
Чтобы описать методику формирования толерантности, мы определили, что «толерантность» - это ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, взглядов, образа жизни, осознание его права быть иным. Принятие - это положительное отношение к его инаковости. Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. Толерантность связана с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, а также с преодолением собственного эгоцентризма и, как его разновидности, культуроцентризма, проявляющегося в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Толерантность при этом не следует понимать как равнодушие и всепрощение. Толерантность можно считать сущностным, родовым человеческим качеством. Но это не значит, что процесс формирования толерантности - процесс самопроизвольный. Он нуждается в создании благоприятных условий.
Исходным основным условием формирования толерантности у школьников-подростков является организация встреч школьников с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Таким образом, мы «перемещаем» контакты школьника с другой культурой из стихийной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство, внутри которого можно целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч. Организовать встречи
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
школьников с представителями других культур можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:
1. Это может быть организация непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, осуществляемых во время туристско-краеведческих экскурсий. Что они дают? Во-первых, такие встречи в естественных условиях (организовать их в пределах школы довольно сложно), «лицом к лицу» в значительной мере способствуют преодолению ребенком предрассудков в отношении представителей других культур, а обсуждение этих встреч, соотнесение своих переживаний, впечатлений, мнений с мнениями сверстников способствует становлению собственной позиции подростка в сфере межкультурных отношений. В таких встречах формируется и собственная культурная идентичность подростка, что также важно для формирования толерантности. Во-вторых, возникающие в таких экспедициях ситуации переживания ребенком повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения способны вызвать существенные изменения в личности подростка -«приглушить» проявления его эгоцентризма, препятствующего формированию толерантности, актуализировать его сущностные духовные качества, лучшие человеческие черты, которые в обычных условиях жизни могли быть либо скрыты, либо отодвинуты на второй план. В-третьих, использование педагогом потенциала самодеятельных туристских путешествий и заочных экскурсий для конструктивного разрешения возникающих в процессе социализации подростков противоречий и сглаживания многих негативных проявлений подросткового возраста позволяет решить вопрос о воспитании толерантности у так называемых проблемных подростков, которые в школе часто оказываются вне педагогических событий.
2. Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них серьезной подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог. Такие игры привлекательны для подростков, так как отражают мир взрослых и моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные им стороны человеческой жизнедеятельности [2].
Подобные игры можно организовать в рамках обычных школьных предметов, например: Основы безопасности жизнедеятельности. В выборе тем игровых занятий и времени их проведения педагог может опираться на учебные программы, тем самым, встраивая их в учебный процесс.
Здесь учащиеся могут познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты. Разворачивающиеся в ходе таких игр диалоги позволяют подростку посмотреть на привычную реальность глазами другого, увидеть оценку того или иного явления с позиций другой культуры.
Однако приобретение ценного опыта поликультурного видения мира бывает затруднительным для тех школьников, в которых сильно развиты стереотипы, ксенофобия, культуроцентризм, особенно проявляющиеся при отсутствии непосредственного контакта с представителями других культур. Поэтому нужно создавать и иные условия формирования толерантности у подростков. Сами по себе встречи с иной культурой не обязательно дают воспитательный эффект. Но они могут служить базой, на которой будет разворачивается реализация трех последующих основных условий.
Вторым основным условием формирования толерантности у школьников-подростков является проблематизация отношения подростка к представителям иных
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
культур. Проблематизация здесь - это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, культуроцентризм, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.
Ее цель - усомнение кажущихся очевидностей. В отношении иных культур подростки часто высказывают кажущиеся им, на первый взгляд, само собой разумеющимися мнения, оценки, которые могут носить дискриминационный характер, быть унизительными и оскорбительными для других людей. Эта несправедливость иногда попросту не проблематизирована в сознании подростка. Наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными интолерантными установками. Проблематизация открывает перед ним возможность переопределения своего отношения. Таким образом, данный прием выполняет и еще одну функцию: способствует дальнейшему свободному (в том числе и от прежних стереотипов) определению подростком своей позиции в сфере межкультурных отношений. Благоприятные условия для этого складываются в группе сверстников - в ходе соотнесения различных точек зрения, в ходе проблемных дискуссий.
Третье основное условие - организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с мнениями товарищей. Иногда - способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимопринятия и уважения всех точек зрения, задающую своеобразный образец поведения подростка в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и за пределами школы. В ходе таких дискуссий подростком приобретается опыт учета иных точек зрения, что активизирует развитие механизма децентрации, способствующего преодолению препятствующего формированию толерантности эгоцентризма.
Четвертое основное условие - организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур. Формирующаяся в дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть отрефлексирована им. Рефлексия позволяет подростку прояснить для самого себя собственное отношение к другому, помогает обрести, как заметил Б. З. Вульфов, личностный смысл справедливости. Она открывает перспективу сделать собственную позицию предметом дальнейшего осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.
Дополнительным условием формирования толерантности у подростков является оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит им быть активными участниками во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Ведь «информационно-операционная бедность личности затрудняет формирование ценностной системы человека». Без этого условия осуществление описанных выше педагогических шагов будет затруднено.
Формирование толерантности у школьников-подростков обусловлено также особенностями позиции педагога. Позиция - это устойчивая система отношений че-
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ловека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Основные характеристики позиции педагога как воспитателя подробно проанализированы в исследовании А. И. Григорьевой. Для нас же важно отметить те ее особенности, которые определяют специфику воспитания подростков и позволяют сделать этот процесс эффективным.
В процессе исследования мы выделили следующие основные особенности педагогической позиции: это демонстрация своего отношения к подростку как к взрослому, толерантное отношение к подростковой субкультуре, признание свободы ценностного самоопределения подростков. Такая позиция означает отказ от противопоставления жизни взрослых и подростков, при котором взрослая жизнь представляется более значимой, достойной большего внимания и уважения. Она предполагает знание педагогом самобытной подростковой культуры с ее ценностями, идеалами, спецификой языка; уважительное отношение к ней; умение взглянуть на мир с точки зрения подростка; способность интерпретировать его поступки. Она подразумевает поддержку стремления подростка к свободному определению своей позиции в сфере межкультурных отношений.
В процессе экспериментальном классе был проведен ряд игр, моделирующих межкультурные встречи. Как показало наше исследование, наиболее интересными из них были:
- игра «Законы для Хрисламоленда», моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны «Хрисла-моленд» - здесь обсуждались проблемы, которые могут возникать в подобном государстве, а также способы решения этих проблем.
- игра «Встреча миров» позволила смоделировать встречу жителей Старого и Нового света в «эпоху великих географических открытий» и развернуть межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на эти открытия;
- игра «Социальное «дно» моделировала встречу с представителями маргинальных слоев общества, инициировала диалог о проблемах жизни и выживания таких людей в России;
- игра «Презентация субкультур», моделировала встречу представителей различных молодежных субкультур;
- игра «Слушается дело о кавказской войне», моделировала переговоры российской и чеченской сторон в конфликтах XIX и XX вв.
Сценарий игр составлялся таким образом, чтобы вывести участвующие в них стороны на обсуждение какого-либо спорного вопроса, способного обнажить культурные противоречия, усилить ощущение детьми инаковости целей, ценностей, мнений представителей разных культур и инициировать поиск школьниками путей координации или (если это необходимо) примирения этих различных позиций.
В качестве приемов, проблематизирующих отношение подростков к иным культурам, выявляющих возможные противоречия в них, показывающих школьнику его собственные стереотипы и предрассудки, мы использовали такие игровые процедуры как:
- «Кто есть кто?», помогающую подростку обнаружить возможную свою склонность к использованию социальных стереотипов;
- «Чья религия истинна?», позволяющую подросткам увидеть противоречие между декларируемым ими принципом равенства различных взглядов и собственными же установками на доминирование, презумпцию своей правоты;
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- «План Ост», способствующую выявлению противоречия между заявляемой подростками позицией неприятия фашизма и, возможно, свойственными кому-то из них взглядами, близкими по сути этой только что отрицаемой идеологии.
Реализуя модель педагогических условий формирования толерантности на практике, мы также организовали в подростковых классах ряд проблемных дискуссий (их содержание зависело от возраста подростков), во время которых школьниками обсуждались как проблемы межкультурных отношений, так и проблемы их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти. Определение подростком своей позиции по этим вопросам влияет и на развитие его отношения к представителям иных культур: к их правам, к их возможности пропагандировать свои ценности, к их равноправному с представителями доминирующей культуры участию во власти. Вот некоторые темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, встраивались в учебный процесс: «Есть ли такое право: быть не таким, как все?»; «Понятие «национальная принадлежность» в современном мире»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»; «Военный противник: проблема отношений»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»
Анализ ряда таких дискуссий позволил нам отметить одно важное обстоятельство. А именно, позитивную роль присутствия в детской группе ребят, представляющих культурные меньшинства. Включаясь в дискуссию, они привносят в нее свой собственный жизненный опыт, что помогает остальным школьникам внимательнее присматриваться к проблемам межкультурных отношений.
Организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур осуществлялась как через устные, так и через письменные формы. Это могут быть инициируемые вопросами педагога свободные высказывания подростков по итогам какой-либо произошедшей встречи или какого-либо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения или выступления по предложенному педагогом шаблону. Это может быть и написание небольших сочинений-размышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных занятий.
В ходе исследования было выявлено, что можно активизировать процесс рефлексии, предлагая школьникам мотивировать сделанный ими выбор в какой-либо искусственно созданной проблемной ситуации, как, например, это предусматривает разработанная нами игровая процедура «Избирательная кампания».
Решая задачу оказания помощи подросткам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, нами организовывались специальные тренинги, способствующие развитию этих умений («Как сказать нет», «Консенсус», «Рекламная диета», «Размышляя о себе самом»). Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это осознанная, отрефлексированная позиция.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства
г>л
6 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.
Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур [3].
Мы поставили цель выяснить, является ли толерантность качеством, сформированным у современных школьников-подростков. Анкетирование учащихся этих школ (в нем приняли участие 58 человек) показало, что даже в городских российских школах примерно каждому четвертому из опрошенных подростков свойственны личное неприязненное отношение к тем или иным культурам, склонность к культуроцентризму, ксенофобии, навешиванию на людей других культур ярлыков «недостойных» и «опасных», а иногда и демонстративное презрение к ним.
Во многом такая ситуация объясняется внешними факторами. Это и отсутствие в стране устоявшихся традиций плюрализма и уважения прав других, и развившееся в массовом сознании чувство «национального унижения», связанное с распадом СССР, поражением в холодной войне, финансовой зависимостью от других стран, следствием чего является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, в том числе и среди молодежи. Анализ психолого-педагогической литературы и обращение к собственному опыту работы с подростками позволили нам охарактеризовать и негативно сказывающиеся на формировании толерантности особенности подросткового возраста, а также определить причины их возникновения. Это повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм, низкие коммуникативные способности некоторых подростков, являющиеся следствием не разрешаемых вовремя противоречий - между потребностью подростка в ощущении
(V Т rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных
для этого условий.
На пилотном этапе эксперимента, мы выяснили национальный состав классов, который приведён в табл. 1.
В начале эксперимента результаты анкетирования оказались следующими. Высокий уровень интолерантности не был отмечен ни в одной из групп. Невысокий уро-
вень интолерантности продемонстрировали как контрольная, так и экспериментальная группа, соответственно 27,7% и 29,2%. Невысокий уровень толерантного отношения к представителям иных культур был характерен для подростков в контрольной - 57,5% в экспериментальной группе 54,9%. С высоким уровнем толерантности на начальном этапе эксперимента было выявлено 13,3% учащихся в экспериментальной группе, и 14,6% учащихся в контрольной группе.
Таблица 1
Национальный состав в классах
Декларируемая 9 «А», %, 9 «Б», %,
национальность экспериментальная группа контрольная группа
Русские 47,7 46,8
Армяне 23,5 27,6
Украинцы, белорусы 23,2 20,7
Греки 1,04 0,5
Карачаевцы Менее 1 0,5
Азербайджанцы 1,04 0,2
Евреи Менее 1 0,2
Черкесы Менее 1 0,1
Другие национальности Менее 1 2,2
Как видим, показатели в экспериментальных и контрольной группах примерно одинаковы. Чуть большее разнообразие мнений, которые продемонстрировали в анкетах школьники экспериментальной группы по сравнению со школьниками контрольной группы.
Учащиеся контрольной и экспериментальной групп, выделили наиболее актуальные межэтнические противоречия, которые зафиксированы в табл. 2.
Таблица 2
Наиболее актуальные межэтнические противоречия
Актуальные проблемы 9 «А», % 9 «Б», %
1. Экономические (занятость населения, достойная зарплата и т. п.) 58,79 54,7
2. Социальные (защита малоимущих граждан, выплата пенсий и т. п.) 8,73 12,6
3. Политические (конфликты в борьбе за власть) 11,46 12,5
4. Религиозные (межконфессиональные и внутрицерковные противоречия) 1,36 0,9
5. Национальные (противоречия между основными этническими группами) 11,19 13,9
6. Культурные (изучение родного языка, сохранение культурных традиций и т. п.) 7,50 4,9
7. Другие Менее 1 0,5
Итого 100 100
Как видно из табл. 2, учащиеся почти одинаково разделились в вопросе наиболее актуальных межэтнических противоречий, которые в значительной мере сказываются на формирование этнической толерантности, как всего общества, так и в среде подростков.
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В качестве одного из индикаторов мы ввели в анкету вопрос об их отношении к такому явлению как национализм. Тем самым мы хотели проверить корреляции с
другими параметрами анкеты, в частности - со шкалой социальной и этнической дистанции. Мы допускаем, что молодежь может не иметь четких представлений о сути национализма, а дать связное определение «национализма» смогли бы единицы,
поэтому в этом вопросе нас интересовало не определение или проявление, а в большей степени оценочные характеристики, сформированные под влиянием эмо-
ционального опыта, рассуждений, увиденного и услышанного когда-то.
Общие ответы на второй вопрос «Вы считаете, религиозный экстремизм - это явление...» распределились следующим образом (табл. 3):
Таблица 3
Отношение к религиозному экстремизму
Вариант ответа 9 «А», % 9 «Б», %
1. Однозначно положительное 12,41 6,5
2. Скорее положительное, чем отрицательное 11,32 11,3
3. И положительное, и отрицательное одновременно 38,33 36,7
4. Скорее отрицательное, чем положительное 15,82 19,4
5. Однозначно отрицательное 22,10 26,1
Итого 100 100
Это предварительное исследование показало, что проблема формирования толерантности в полиэтническом регионе (СКФО, Ставропольский край, г. Ставрополь) стоит остро.
По завершении эксперимента результаты анкетирования выглядели следующим образом. В экспериментальной группе проявления интолерантности подростков не были отмечены вообще. В контрольной группе - невысокий уровень интолерант-ности сохранился у 23,3%. Увеличилось число школьников в экспериментальной группе, продемонстрировавших высокий уровень развития толерантного отношения к другим людям - 41,6%. Результаты диагностики представлены в табл. 4.
Таблица 4
Динамика сформированности толерантности у школьников-подростков в экспериментальной и контрольной группах (увеличение («плюс») или уменьшение («минус») количества школьников в %
Уровни толерантности Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень интолерантности Не зафиксирован -3,6%
Невысокий уровень интолерантности -25,7% -4,5%
Невысокий уровень толерантности -5,7% +2,9%
По сравнению с незначительными сдвигами в формировании толерантности у подростков в контрольной группе в экспериментальных группах мы наблюдаем существенные положительные изменения. Относительно более высокие показатели в контрольной группе можно объяснить тем, что процесс воспитания толерантности подростков этой группы осуществлялся не только на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, но и на внеурочных занятиях, на специально организованных классных часах, воспитывающее значение которых мы анализируем в данной работе.
(V Q rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14724 УДК 316.342:373.1
Денщикова Т. Ю., Петрова М. А., Звягинцев А. Е. Формирование социальной толерантности у школьников полиэтнических регионов // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14724. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14724.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Зафиксированную при помощи анкет положительную динамику подтверждают и наблюдения за школьниками экспериментальных групп. В первые месяцы проведения эксперимента нами наблюдались частые проявления среди подростков ксенофобии, социокультурных предрассудков и даже расизма. Тем не менее, постепенно мы стали отмечать (к сожалению, далеко не у всех) повышение их интереса к другим культурам. Наблюдалось увеличение числа детей, старавшихся в ролевых играх отстаивать позиции представителей иных культур, стремящихся защищать права дискриминируемых - меньшинств, утверждать принципы культурного плюрализма. В оценках других культур уменьшалось число случаев апелляции подростков к общепринятому мнению. Реже ощущалось стремление рассматривать чужие культуры с чувством превосходства, проявление агрессивности по отношению к другим. У многих отмечалась повышенная восприимчивость к проблемам культурной дискриминации, нарушениям прав человека на расовой, национальной, религиозной почве. Наблюдался рост способности школьников критически рефлексировать собственное отношение к другому.
Ссылки на источники
1. Асмолов А. Г. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 78-83.
2. Колосова Л. В., Куликова Т. Б. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. -2013. - № 7. - С. 4-8.
3. Денщикова Т. Ю., Иванов В. М., Козлова О. И. Толерантность и её оценка в разных студенческих средах // Вестник СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 20о9. - № 62(3). - 211 с.
Tatiana Denschykova,
Candidate of Biological Sciences, professor of department FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Maria Petrova,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Anton Zvyagintsev,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University",, Stavropol [email protected] The formation of social tolerance among schoolchildren multi-ethnic regions
Abstract. The article is devoted to the problems of formation of tolerant relations in the environment of adolescent students studying in multinational classes. The authors offer specific activities (business games, parttime tours, ethnic tours and other), which contribute to the establishment of friendly relations between representatives of different cultures.
Key words: tolerance, intolerance, cultural centrism, stereotypes and prejudices, teenage subculture, xenophobia. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 10
10