Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность / формирование социальной ответственности / компоненты социальной ответственности / социальное проектирование / студенческое самоуправление / волонтерство / самовоспитание / social responsibility / formation of social responsibility / components of social responsibility / social design / student government / volunteering / self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Х. Хайбулаев

Статья посвящена анализу путей и средств формирования социальной ответственности студентов педагогической образовательной организации. Основная задача статьи – обоснование потенциала педагогического вуза в формировании социальной ответственности студентов, выявление приоритетных направлений реализации этого потенциала. Предложенные в статье пути решения проблемы: социальное проектирование, студенческое волонтерство, самоуправление, самовоспитание студентов и другие, будут полезны при разработке вузовских моделей формирования социальной ответственности. В статье делается вывод о том, что создание политических, социальных, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий формирования социальной ответственности с учетом закономерностей и принципов позволили в нашей образовательной практике интегрировать образовательный и воспитательный процессы с общественно значимой деятельностью студентов, создать социально-педагогическую среду, позволяющую им проявлять социальную активность, выдвигать, обсуждать социальные инициативы и претворять их в жизнь. Социально-педагогическая среда вуза может стать центром привлечения студентов к социальному проектированию, самоуправлению и волонтерству, что будет способствовать развитию у студентов социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is dedicated to an analysis of ways and means of forming the social responsibility of students of a pedagogical educational organization. The main objective of the article is to substantiate the potential of a pedagogical university in the formation of social responsibility of students, to identify priority areas for the realization of this potential. The ways of solving the problem proposed in the article: social design, student volunteering, self-government, self-education of students and others will be useful in developing university models of social responsibility formation. The article concludes that the creation of political, social, organizational, pedagogical and psychological-pedagogical conditions for the formation of social responsibility, taking into account patterns and principles, allowed in the educational practice to integrate educational processes with socially significant activities of students, to create a socio-pedagogical environment that allows them to be socially active, put forward, discuss social initiatives and implement them. The socio-pedagogical environment of the university can become a center for attracting students to social design, self-government and volunteerism, which would contribute to the development of social responsibility among students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

3. What is the main difference in funding sources between angel investors and venture capitalists?

4. What stage of companies do angel investors usually invest in?

5. What is the typical range for investment amounts from angel investors?

6. How do venture capitalists differ from angel investors in terms of investment stages?

7. What is the significance of having a board seat for venture capitalists?

Упражнение 2. Студенты проводят ролевую игру. Role Play Task. You are

going to have a conversation with your partner. You will both be investors looking for investment in your start-up companies. Look at the information below and talk to each other about it. Then have a discussion about which company you would invest in and why. You should speak for about three minutes.

Entrepreneur's name: Sarah

Company: A website where people can book vacation rentals

Amount of money needed: $1 million

Investor's name: Chris

Questions: How much competition is there for this kind of business? What is the company's plan for growth?

Библиографический список

Entrepreneur's name: Ben Company: A chain of fast-food restaurants Amount of money needed: $5 million Investor's name: Alex

Questions: How many restaurants does the company have now? How much money is the company making?

Таким образом, видеоматериалы вносят значительный вклад в развитие креативного мышления на уроках иностранного языка в неязыковом вузе. Используя эти ресурсы, преподаватели погружают студентов в естественную языковую среду и помогают им визуализировать ситуации профессионально ориентированного общения. Видеоматериалы побуждают студентов мыслить нестандартно, предлагать оригинальные решения проблем и выдвигать новые идеи. Безусловно, важно подбирать видеоресурсы, которые являются актуальными и увлекательными для студентов, поддерживать субъект-субъектные отношения с обучающимися, а также стимулировать работу в команде. В случае если соблюдать необходимые условия, преподавание иностранного языка, основанное на формировании креативных умений, ведет к повышению познавательного интереса, способствует не только освоению языковых единиц, но и формированию личности студента.

1. Буковский С.Л. Программа креативно ориентированного обучения устному профессиональному общению в неязыковом вузе. Москва: Прометей, 2012.

2. Гайс (Гусева) Т.В. Использование эвристических заданий для развития креативности студентов в системе личностно ориентированного обучения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Москва: Академия естествознания. 2010; № 1: 66-69.

3. Кадирова М.М. Формирование креативности студентов в процессе изучения иностранных языков (английского) в вузах Республики Таджикистан. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Душанбе, 2013.

4. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ 2011.

5. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза: На материале изучения курса иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2005.

6. Тюленева Т.В. Проектная работа студентов как средство развития их лингвистической креативности в процессе изучения иностранного языка/Т.В. Тюленева. Инновационные технологии и методы профессионального образования студентов университета: материалы научно-методической конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009: 98-101.

7. Чистюлина Е.В. Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2010.

8. Листопад Е.А. Совершенствование методики обучения иностранному языку слушателей специализированных вузов на основе системы упражнений по развитию творческого мышления: на материале английского языка и предмета «Домашнее чтение». Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

9. What-are-angel-investors-vsvcs. Available at: https://fastercapital.com/questions/what-are-angel-investors-vsvcs.html

10. What Kind Of Companies Do Angel Investors Typically Invest In. Available at: https://fastercapital.com/questions/What-kind-of-companies-do-angel-investors-typically-invest-in.html

References

1. Bukovskij S.L. Programma kreativno orientirovannogo obucheniya ustnomu professional'nomu obscheniyu v neyazykovom vuze. Moskva: Prometej, 2012.

2. Gajs (Guseva) T.V. Ispol'zovanie 'evristicheskih zadanij dlya razvitiya kreativnosti studentov v sisteme lichnostno orientirovannogo obucheniya. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. Moskva: Akademiya estestvoznaniya. 2010; № 1: 66-69.

3. Kadirova M.M. Formirovanie kreativnosti studentov v processe izucheniya inostrannyh yazykov (anglijskogo) v vuzah Respubliki Tadzhikistan. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2013.

4. Moroz V.V. Razvitie kreativnosti studentov: monografiya. Orenburg: OGU, 2011.

5. Ovsyannikova O.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya kreativnyh sposobnostej u kursantov voennogo vuza: Na materiale izucheniya kursa inostrannogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

6. Tyuleneva T.V. Proektnaya rabota studentov kak sredstvo razvitiya ih lingvisticheskoj kreativnosti v processe izucheniya inostrannogo yazyka/T.V. Tyuleneva. Innovacionnye tehnologii i metody professional'nogo obrazovaniya studentov universiteta: materialy nauchno-metodicheskoj konferencii. Astrahan': Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2009: 98-101.

7. Chistyulina E.V. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov universiteta na zanyatiyah inostrannogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2010.

8. Listopad E.A. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya inostrannomu yazyku slushatelej specializirovannyh vuzov na osnove sistemy uprazhnenij po razvitiyu tvorcheskogo myshleniya: na materiale anglijskogo yazyka i predmeta "Domashnee chtenie". Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

9. What-are-angel-investors-vsvcs. Available at: https://fastercapital.com/questions/what-are-angel-investors-vsvcs.html

10. What Kind Of Companies Do Angel Investors Typically Invest In. Available at: https://fastercapital.com/questions/What-kind-of-companies-do-angel-investors-typically-invest-in.html

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 371

Khaibulaev M.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to an analysis of ways and means of forming the social responsibility of students of a pedagogical educational organization. The main objective of the article is to substantiate the potential of a pedagogical university in the formation of social responsibility of students, to identify priority areas for the realization of this potential. The ways of solving the problem proposed in the article: social design, student volunteering, self-government, self-education of students and others will be useful in developing university models of social responsibility formation. The article concludes that the creation of political, social, organizational, pedagogical and psychological-pedagogical conditions for the formation of social responsibility, taking into account patterns and principles, allowed in the educational practice to integrate educational processes with socially significant activities of students, to create a socio-pedagogical environment that allows them to be socially active, put forward, discuss social initiatives and implement them. The socio-ped-agogical environment of the university can become a center for attracting students to social design, self-government and volunteerism, which would contribute to the development of social responsibility among students.

Key words: social responsibility, formation of social responsibility, components of social responsibility, social design, student government, volunteering, self-education

М.Х. Хайбулаее. канд. пед. наук, проф., директор института непрерывного педагогического образования, Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, E-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена анализу путей и средств формирования социальной ответственности студентов педагогической образовательной организации. Основная задача статьи - обоснование потенциала педагогического вуза в формировании социальной ответственности студентов, выявление приоритетных направлений реализации этого потенциала. Предложенные в статье пути решения проблемы: социальное проектирование, студенческое волонтерство, самоуправление, самовоспитание студентов и другие, будут полезны при разработке вузовских моделей формирования социальной ответственности. В статье делается вывод о том, что создание политических, социальных, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий формирования социальной ответственности с учетом закономерностей и принципов позволили в нашей образовательной практике интегрировать образовательный и воспитательный процессы с общественно значимой деятельностью студентов, создать социально-педагогическую среду, позволяющую им проявлять социальную активность, выдвигать, обсуждать социальные инициативы и претворять их в жизнь. Социально-педагогическая среда вуза может стать центром привлечения студентов к социальному проектированию, самоуправлению и волонтерству, что будет способствовать развитию у студентов социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная ответственность, формирование социальной ответственности, компоненты социальной ответственности, социальное проектирование, студенческое самоуправление, волонтерство, самовоспитание

Актуальность исследования связана с тем, что воспитание убеждений, мировоззренческих, волевых и нравственных качеств студентов, их готовности нести ответственность за результаты своей будущей профессиональной деятельности, способности прийти на помощь нуждающимся является важной задачей педагогической образовательной организации. Как показал анализ литературы [1-10] и нашего опыта, развитие социальной ответственности будущих учителей есть основа становления их профессиональных качеств, залог успешности педагогической деятельности. Поэтому актуальной является проблема формирования социальной ответственности будущих учителей и поиск механизмов и средств решения этой проблемы.

Проблему социальной ответственности и ее формирования у подрастающего поколения разрабатывали представители многих наук. Философы, социологи обосновали методологию социальной ответственности и социокультурные факторы, сказывающиеся на ее формировании. В психолого-педагогических исследованиях социальную ответственность рассматривают и как интегральное личностное качество (И.Ф. Харламов, А.Ф. Гулевская, Е.И. Алферова), и как регулятор поведения (К.А. Абульханова-Славская), и как принцип воспитания (А.С. Макаренко), и как показатель социальной зрелости (А.И. Ковалева, Т.Н. Головатенко), и как обязательство (А.Ф. Никитин). Формированию социальной ответственности подрастающего поколения посвящено много работ. Воспитание ответственности школьников изучили М.А. Осташева, Н.В. Гузенко и др. Проблемы социальной ответственности студенческой молодежи, в том числе будущих педагогов, исследовали А.Ф. Гулевская, Е.Ф. Самарина, Л.А. Барановская, Н.Н. Горбатовская и др. Как средство развития социальной ответственности студентов в научных публикациях рассматривают социокультурное образовательное пространство (Л.А. Барановская), информационные ресурсы вуза (Н.Н. Горбатовская), педагогическая поддержка (Е.И. Алферова), самовоспитание (В.И. Палотта, Т.В. Сичкарь), организационно-педагогические условия (С.М. Ку-ницына, С.Л. Фролова), социальное проектирование (А.Ф. Гулевская, В.П. Максимова).

Целью статьи является обоснование основных путей и средств формирования социальной ответственности студентов педагогического вуза. Объект исследования - пути и средства формирования социальной ответственности студентов в педагогическом вузе.

Задачи исследования: выявить возможности образовательных дисциплин психолого-педагогического, общепрофессионального циклов и воспитательной системы педагогического вуза в формировании социальной ответственности студентов; раскрыть ресурсы социального проектирования в формировании ответственного отношения студентов к образовательному процессу и будущей профессиональной деятельности; изучить студенческое волонтерство и его виды как способ конвертирования свободного времени студентов в различные виды добровольной социальной деятельности; выявить потенциал студенческого самоуправления в формировании нравственных и волевых личностных качеств студентов, важных для социальной ответственности; выявить механизмы самовоспитания студентов и способы их ориентации на формирование нравственных ценностей и жизненных позиций, характерных для педагогического труда.

Научная новизна: в ходе анализа теории, образовательной практики и нашего опыта раскрыт потенциал образовательных дисциплин и воспитательной системы вуза в развитии профессионального мышления студентов, формирования мировоззрения на исторических традициях и современных примерах, воспитания социальной активности; выявлены механизмы реализации ресурсов социального проектирования, студенческого волонтерства и студенческого самоуправления в становлении нравственных и волевых качеств, социально-ответственного поведения; выяснена логика реализации методов и средств самовоспитания студентов в решении задач формирования их социальной ответственности.

Теоретическая значимость заключается в выявлении потенциала и ресурсов педагогического вуза в формировании социальной ответственности будущего учителя, раскрытии связей и путей развития социальной ответственности с ее структурой, содержанием и логикой становления.

Практическая значимость научных результатов исследования состоит в том, что рекомендованные в статье пути и механизмы формирования социальной ответственности будущих учителей можно использовать в образовательной практике педагогических образовательных организаций. Обоснованные в статье пути формирования социальной ответственности можно дифференцированно использовать для развития ее составляющих компонентов (потребностно-моти-вационный, когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенчески волевой).

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы образовательной практики; рефлексия собственного опыта; педагогическое наблюдение; опросы; обобщение данных теоретического и опытного исследования.

В ранее опубликованных работах [3; 10] определены наши исходные позиции в методологии и технологии формирования социальной ответственности будущих учителей. В кратком изложении они сводятся к следующим утверждениям:

- социальная ответственность учителя есть его личностное профессиональное качество, проявляющееся в способности предвидеть результаты своей педагогической деятельности и готовности отвечать за них перед участниками образовательного процесса и перед собой;

- социальная ответственность учителя имеет свои особенности, связанные с тем, что его рассматривают как нравственный идеал, а социальную ответственность - и как мерило его профессионализма, и как постоянный фактор системного повышения профессионального мастерства;

- личностное интегральное качество - социальная ответственность - состоит из потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческо-волевого компонентов.

- социальная ответственность формируется на основе закономерностей (социокультурная детерминация, переход социальной ответственности внешнего уровня на внутренний, кумулятивная сублимация и др.) и принципов (сотрудничества, добровольности, справедливости, открытости, самостоятельности деятельности и др.), создавая политические, социальные, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

В социологической и психолого-педагогической литературе [6; 9; 10] обоснованы различные подходы к формированию социальной ответственности. Формирование социальной ответственности, во-первых, связывается с культурой и ее составляющими (традиции, этические нормы, духовно-нравственные ценности), во-вторых, опирается на понимание и принятие ее как ценности, в-третьих, сводится к освоению компетенций ценностного поведения, в-четвертых, она формируется в деятельности и ее результат - социально ответственное поведение и, наконец, связывается с организационно-педагогическими действиями профессорско-преподавательского состава.

В то же время в изученной нами литературе нет обоснования комплексного использования образовательных, социальных, информационных и других ресурсов педагогической образовательной организации в формировании социальной ответственности студентов с перспективой трансформации результатов на их будущую профессиональную деятельность. В литературе нет системного описания общевузовских путей и средств развития компонентов социальной ответственности студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы [2; 5; 6] и нашего опыта позволяет выделить приоритетные пути развития социальной ответственности студентов педагогического вуза: воспитательные возможности образовательных дисциплин гуманитарного, психолого-педагогического, общепрофессионального циклов; воспитательная деятельность вуза; социальное проектирование; студенческое волонтерство; студенческое самоуправление; самовоспитание студентов.

Образовательные дисциплины гуманитарного, психолого-педагогического, общепрофессионального циклов в виду специфики их научных основ имеют потенциал для формирования взглядов, убеждений, мировоззрения студентов, освоения ими социальных и правовых норм и нравственных ценностей. Морально-этические аспекты профессиональной деятельности педагога помогут изучить включение в образовательную программу специальных дисциплин, таких как «Социальная ответственность учителя». Важным условием реализации воспитательного потенциала образовательного процесса является учебно-пе-

дагогическое взаимодействие «преподаватель - студент», межгрупповое и межличностное взаимодействие студентов в форме сотрудничества. Проявлению деятельностной стороны социальной ответственности помогут психолого-педагогическая, вожатская и производственная практики студентов. В процессе выполнения заданий практик студенты могут оценить свой профессионализм, проявить гуманность, принципиальность, справедливость, гражданскую и общественную активность и другие качества, присущие социально ответственному человеку.

Основными воспитательными возможностями образовательных дисциплин гуманитарного, психолого-педагогического, общепрофессионального циклов можно назвать следующие:

- развитие профессионального мышления будущего учителя, включая умение анализировать, сопоставлять различные факты и подходы к обучению детей, выбирать оптимальные решения в жизненных и педагогических ситуациях с учетом требований социальной ответственности и оценивать принятые решения с позиций значимости для себя и других;

- развитие знаний студентов о социальных и нравственных нормах, общественных ценностях, о традиционных духовно-нравственных основах российского общества:

- формирование мировоззрения будущих учителей на исторических традициях и современных примерах;

- развитие социальной активности и ответственного поведения будущих учителей;

- воспитание убежденности, принципиальности, справедливости, педагогической прозорливости, требовательности и ответственности будущих учителей;

- мобилизация студентов на ответственные действия и поступки для решения текущих и перспективных учебных задач, профилактика и предостережение от неверных шагов и аморального поведения;

- побуждение студентов к самовоспитанию;

- применение в качестве основного педагогического принципа идей педагогики сотрудничества.

Теория и практика воспитывающего обучения в вузе располагает богатой палитрой средств воздействия на обучаемых: убеждение, требование, порицание, пример, одобрение, стимулирование, оценивание, ситуационный анализ, упражнение, приучение и др. Их целесообразное использование и есть основное средство формирования сознания будущего учителя, его взглядов, убеждений, мировоззрения, мотивации и стимулировании поведения и социальной активности, побуждение к ответственным поступкам и действиям. Эффективность формирования социальной ответственности возрастает при творческом подходе к образовательному процессу преподавателей, их участии в общественной практике студентов, стимулировании их самостоятельности и креативности, росте зоны сотрудничества и самоорганизации.

Анализ литературы [1; 3; 4; 6; 8] и вузовской практики свидетельствует, что для организации целенаправленного системного образовательного процесса по формированию социальной ответственности будущих учителей важно внедрение активных и интерактивных обучающих технологий, эвристических, проектных и игровых методов, кейс-технологий и др. Учебно-педагогическое воздействие может быть организационным сотрудничеством, которое, в свою очередь, отличается активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий. Только тогда согласованное взаимодействие результируется во внутренних аспектах социальной ответственности студента.

Качество сформированности ответственности будущего учителя в образовательном процессе можно оценить с помощью различных критериев: уровень успеваемости и дисциплины; инициативность и самостоятельность в выполнении учебных заданий; поиск и использование дополнительной информации; взаимопомощь в освоении учебного материала; участие в творческих делах и исследовательских проектах, активность в студенческом самоуправлении и др.

Воспитательная деятельность вуза. Важным фактором, влияющим на повышение социальной активности, социальной ответственности и личностной мотивации студенческой молодежи, является реализация воспитательной деятельности вуза на основе студенческого самоуправления, участия в делах вуза общественных и молодежных организаций, предоставления студентам возможности принимать самостоятельные решения, реализации части управленческих функций на уровне факультетов и кафедр, налаживания сотрудничества между студенческими группами внутри и вне вуза. Такая студенческая деятельность, как показывает анализ литературы [6; 7] и практики, повышает творческий потенциал, уровень профессиональной и социальной подготовленности студентов, прививает им навыки организационной работы и коммуникации.

Современная вузовская программа воспитания будущего педагога основывается на социальной роли, которую предстоит исполнять ему в будущем. В этом заключается смысл общественной и профессиональной направленности воспитательной системы педагогического вуза. Сложность формирования социальной ответственности будущего учителя в системе воспитательной деятельности вуза заключается в том, что воспитательное воздействие и его результат разделены во времени. Воспитательному процессу, характеризующемуся единством цели, задач, содержания, методов и форм и в некоторых ситуациях конкретностью, присущи вариативность и многоаспектность результатов. Это объясняется индивидуальными различиями студентов, их разным образовательным и социальным опытом, отношением к задачам воспитания.

Как ни дифференцировать цель воспитания, ему присущ комплексный характер. Это важно, потому что воспитательное воздействие позволяет формировать все составляющие социальной ответственности одновременно: потребности и мотивы, когнитивные элементы, чувства и эмоции, волевые качества и социальное поведение. При этом важно учитывать индивидуальные особенности студентов, их слабые и сильные стороны, уровень воспитанности, развитость качеств и социальный опыт.

При формировании социальной ответственности будущего учителя нужно иметь в виду, что часть методов воспитания позволяет решать конкретные вопросы общей задачи. К примеру, педагогическое требование может быть направлено на обеспечение норм поведения студента, указание на необходимость проявления ответственности и помощи в понимании полезности и необходимости социально ответственного поступка. Приучение может позволить демонстрировать образец социально ответственного поступка, а студенту - усвоить правильные действия как устойчивые основы социально ответственного поведения. Близок к приучению по своему педагогическому воздействию пример.

Социальное проектирование. К объектам социального проектирования в литературе [6] относят социальные объекты, социальные качества, социальные процессы и отношения. Объектом социального проектирования являются отдельные индивидуумы, социальные группы, организации. Субъект социального проектирования - студент с присущей ему социальной активностью, профессиональными компетенциями. Часть социального проектирования - педагогическое проектирование, ее объектами являются педагогические системы, педагогические процессы и ситуации, ученические коллективы, социальные группы детей и отдельные учащиеся. Педагогические проекты могут быть представлены как концепция, образовательная программа, рабочая программа дисциплины, учебный план, проекты и сценарии образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятий. Хорошим подспорьем в формировании социальной ответственности могут быть проекты, связанные с социальной защитой и психолого-педагогической поддержкой личности ребенка и различных детских групп, созданием социальной инфраструктуры населенных пунктов и региона, социально-экономическими услугами детям и взрослым (дополнительное обучение, формирование компетенций, создание рабочих мест, юридическая и педагогическая помощь семье и детям и т. д.).

Для развития социальной ответственности студентов в социальном проектировании важно учитывать, как рекомендуют А.Ф. Гулевская и В.П. Максимова [6], общественную потребность в изменении объекта проектирования; необходимость преодоления стихийности, случайности в развитии объекта проектирования, т. е. обеспечения в его развитии прогнозируемости и управляемости; ориентация на оптимизацию проектируемого будущего объекта, направленность на более высокую эффективность и рациональность; достижение в модели проекта идеального сходства с прогнозируемой в нем будущности; противоречивость проектируемого социального объекта, многовариантность его развития и невозможность его описания конечным числом параметров; наличие в проектируемом объекте множества субъективных составляющих (личности, ее горизонтальных и вертикальных связей, социальных ожиданий, критериев оценки ситуации настоящего и будущего).

Социальное проектирование позволяет обеспечить сотрудничество и (очень часто) сотворчество преподавателя и студента. Совместный анализ социальной или педагогической проблемы, поиск путей и средств ее решения, предвидение будущего, развитие проектируемого объекта подталкивает студента на разработку авторского социального проекта и на необходимость выработки собственной позиции по анализируемой проблеме и ее преобразованию. Самостоятельный план студента позволяет ему не только провести анализ проблемы, но и предложить практические шаги ее решения и оценить последствия ее реализации. Выбор объекта проектирования, обоснование его решения, предвидение развития социального проекта на презентации позволят студенту проявить качества будущего педагога, а с другой стороны, показать себя самостоятельным, инициативным человеком, обладающим достаточно большим спектром компетенций, присущих социально ответственной личности.

Студенческое волонтерство. В российских вузах, в том числе в Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова, сложились разные виды студенческого волонтерства:

- экологическое - благоустройство и озеленение территории, охрана фауны и флоры, помощь природным паркам, пропаганда экологических ценностей;

- гражданско-патриотическое - поисковые отряды, охрана памятников, военная подготовка, помощь участникам боевых действий, сбор информации о военных подвигах;

- социальное - помощь пожилым, детям-сиротам, людям в тяжелой жизненной ситуации (инвалиды, дети с ОВ3 и др.), патронаж детских домов, краеведческая работа, благотворительность, гуманитарная помощь;

- спортивно-оздоровительное и досуговое - спортивные, туристические, оздоровительные программы, донорство, концерты, олимпийские уроки в школах;

- педагогическое - дополнительное обучение детей и взрослых, просвещение населения, замещение педагогических вакансий в школах, участие в организации детского отдыха;

- событийное - культурные и досуговые мероприятия, донорство, общественная безопасность, сопровождение делегаций, туристских групп, частных лиц;

- интеллектуальное - исследования и аналитика, правовая и психологическая поддержка, наставничество, дополнительное обучение детей и взрослых, интеллектуальные конкурсы. Социальная ответственность волонтеров значительно повышается, если системно работать над совершенствованием волонтерских компетенций посредством их участия в семинарах, форумах, тренингах, мастер-классах, социальных практиках.

Привлечение студентов к волонтерской деятельности будет зависеть от качества мотивационной, информационной и организационной составляющих.

Мотивационная составляющая связана с формированием мотивов и стимулов у желающих участвовать в волонтерской деятельности. Им важно понять, в чем смысл участия в волонтерском движении, что это дает людям и лично им, в какое время и в какие дни они должны принимать участие в волонтерских мероприятиях, стоит ли на это тратить силы, время и средства. Позитивные и обстоятельные ответы на эти вопросы позволяют перейти к организационной составляющей.

Организационная составляющая задает вектор волонтерскому движению: определяется выбор студентами вида волонтерской деятельности, степень своего участия в ней, с кем и как он взаимодействует, что получится в результате их действий и решений. Ответы на эти и, возможно, другие вопросы приводят к планированию личного участия и группового взаимодействия.

Информационная составляющая способствует пониманию волонтером разумного использования своих ресурсов, своих конкретных действий и в определенных условиях действий, из которых складывается его волонтерская деятельность и обстоятельств, дающих эффективный результат. Информационную составляющую руководитель может использовать для проектирования программ обучения, исходя из имеющихся знаний и опыта волонтеров. При этом важно в образовательной программе учитывать требования социальной ответственности к личности студента.

Участие в волонтерском движении позволяет будущим учителям самореализоваться не только в социальной среде, но и на педагогическом поприще. Добровольческий бескорыстный труд во имя блага других на долгосрочной основе невозможен, если у студентов не сформированы потребности, мотивы и личностные качества, присущие социально ответственному человеку. Другой важный стимул участия в волонтерском движении для студентов - возможность личностного роста и повышение социального статуса. Желание получить признание в педагогической и студенческой среде - весомое побуждение к занятию волонтерской деятельностью.

Основной девиз волонтерства - «добровольно и безвозмездно помогать людям, где бы ты не находился, и чем бы ты не был занят» - очень близок по смыслу и звучанию поведению социально ответственной личности. Сочувствие, сострадание к окружающим, альтруизм, благородство, гуманизм, милосердие -необходимые и важные качества как для волонтера, так и для социально ответственного поведения человека. Кроме того, волонтерство развивает потребности и мотивы эмоционально-чувственной сферы личности, формирует и изменяет ее ценностную основу, содействует социальной активности, социально ответственному поведению, личностному развитию. Из сказанного очевидно, что волон-терство социализирует личность, вовлекает ее в разнообразную общественную деятельность, тем самым становясь мощным средством развития всех четырех составляющих социальной ответственности будущего учителя.

Студенческое самоуправление. Социальное развитие личности, формирование у нее социальной ответственности невозможно вне студенческого коллектива. Студенческой молодежи в той или иной мере всегда присущ социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения к своему становлению как профессионала, так и личности.

Студенческое самоуправление - форма активного и самостоятельного участия студентов в жизни образовательной организации. Студенты, входящие в различные структуры самоуправления вуза, представляют свои интересы, инициируют проекты, вместе с администрацией участвуют в управлении вузом и его структурных подразделений. Представители студенческого самоуправления в педагогическом вузе есть в каждой академической группе, в советах факультетов и вуза, общественных организациях. Самоуправление возможно в таких формах, как студенческий деканат, студенческие советы и объединения, профсоюзы и т. д. Для студенческих форм самоуправления характерны добровольность, самоуправляемость, инициативность, гласность и отчётность в работе. Анализ литературы [3; 4], наш опыт и социологические опросы убеждают нас в значимости самоуправления для развития студенческой социальной инициативы, самостоятельности, социальной ответственности. С другой стороны, студенческое самоуправление - реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями, обязанностями и ответственностью, а также средство социально-правовой самозащиты и условие для реализации творческой самодеятельности студентов в профессиональной, общественной и социальной сферах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для формирования социальной ответственности студентов важно, что деятельность самоуправления осуществляется под ответственность самих студентов, и им приходится решать важные вопросы учебы, досуга, быта и взаимоот-

ношений, а также поддерживать социальные инициативы студентов, в том числе соприкасающиеся с развитием у них социальной ответственности.

Цели студенческого самоуправления коррелируют с задачами формирования социальной ответственности будущего учителя. К примеру, в «Положении о студенческом самоуправлении Дагестанского государственного педагогического университета им. Р Гамзатова» в качестве его целей обозначены «... гуманистическое воспитание студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма», «утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости», «укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи», «утверждение нетерпимости к антиобщественным проявлениям», «создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи».

Ряд принципов организации студенческого самоуправления тождествен принципам формирования социальной ответственности студентов. Например, принципы добровольности, самоуправления, партнерства, автономности и др. Это сходство и возможности студенческого самоуправления в формировании социальной ответственности обучающихся обусловливают необходимость их участия в различных форматах студенческого самоуправления. Целенаправленно организуя органы студенческого самоуправления, можно развить их нормативно-правовую компетентность, социально-общественную активность и мобильность, сформировать управленческие умения и организационно-педагогический опыт.

Деятельность органов студенческого самоуправления позволяет формировать важные для социальной ответственности качества личности студента: ответственность, социальную активность, гражданскую позицию, самостоятельность. Реализация основных направлений социальной ответственности студенческого самоуправления (научно-исследовательская, культурно-массовая, спортивно-оздоровительная и др.) позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной культуры будущего учителя, формированию его потребностей и мотивов, освоению им образцов социально ответственного поведения. Это возможно, когда максимальное количество студентов привлекается к идеям и участию в студенческом самоуправлении, где они становятся активным субъектом общественной жизни вуза, участвуют в ее организации, создании и поддержки вузовских традиций, осознают ответственность за качество своей подготовки к будущей профессиональной и гражданской деятельности.

Таким образом, студенческое самоуправление можно рассматривать как важный инструмент формирования активной гражданской позиции студентов, их социальной ответственности и воспитания социально обусловленного поведения. Студенческое самоуправление, как показывает опыт, позволяет его участникам развить такие качества, как инициативность, лидерство, коммуникативность, самостоятельность. Эти качества важны для формирования социальной ответственности студентов, обоснования своих решений и поступков.

Самовоспитание студентов - активная, целенаправленная деятельность студента, направленная на формирование и развитие позитивных и устранение негативных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями и требованиями общества, а также на реализацию личной программы. Самовоспитанию могут быть подвергнуты все аспекты личности (убеждения, нравственные позиции, чувства, воля, привычные черты характера, результаты деятельности и др.). С точки зрения педагогов и психологов, во-первых, самовоспитание имеет социальную ориентацию, во-вторых, оно свойственно только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений, в-третьих, в самовоспитании человек реализует социальную потребность в приобретении спектра личностных качеств, соответствующих социальным функциям.

Отличительные черты социальной функции самовоспитания:

- специфический, индивидуальный, педагогический процесс собственного преобразования;

- субъект и объект самовоспитания один и тот же;

- необходимость наличия в самовоспитании убеждённости, самосознания, самокритичности, способности к самоконтролю, установки на положительный результат;

- психологическая готовность объективно оценивать свои достоинства и недостатки, правильно реагировать на критические замечания педагогов и обучаемых.

Запустить механизмы самовоспитания студентов с точки зрения формирования социальной ответственности можно, помогая им осознавать противоречия между требованиями социальной ответственности к личности будущего учителя и осознанием своих решений, поступков, отношения к учебе, взаимодействия с другими людьми. Сравнительный анализ поможет и педагогу, и студентам оценить жизненные позиции, их влияние на характер поведения, определить причину отрыва поступков, действий студентов от требуемых норм, стандартов ответственного поведения. Благодаря осознанию этой разницы и организованным воспитательным воздействиям у студента развивается самосознание, появляется потребность в самовоспитании и осознаются основные векторы, обозначаются цели в виде общественных идеалов.

Как показывает анализ литературы [4; 7; 8], самовоспитание студентов -это в определенной мере логически обоснованный процесс. Как было сказано выше, оно начинается с самопознания, которое позволяет студенту определить свои способности и возможности, систему ценностей, жизненные цели, ведущие

мотивы. Благодаря этому студент может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь, как ему разумно действовать.

Академик А.В. Петровский предлагает два пути самопознания. В первом случае он считает, что тем, кто становится на путь самовоспитания, нужно выяснить смысл собственной жизни и сопоставлять его со своим поведением, с социальными и личностными ценностями с точки зрения их соответствия социально ответственному поведению. В первом случае он считает, что тем, кто становится на путь самовоспитания, нужно выяснить смысл собственной жизни и сопоставлять его со своим поведением, социальными и личностными ценностями с точки зрения их соответствия социально ответственному поведению. Второй путь, по мнению А.В. Петровского: используя научный инструментарий, выяснить индивидуальные, социальные и психологические характеристики, жизненные установки. Независимо от выбора пути, в конечном итоге самопознание - это целенаправленный процесс получения информации о развитии качеств своей личности. В самопознании А.В. Петровский выделяет следующие аспекты: самосознание, самоизучение, самооценка.

Самосознание есть часть процесса самопознания, когда студент осознает себя как осознанное существо, свое место в социуме, представление о самом себе, своих потребностях, мотивах, интересах. Самосознание помогает студенту глубже понять систему требований социально-ответственного поведения, перспективы своего дальнейшего развития. Самоизучение в рамках самопознания позволяет студенту изучить качества своей личности, сопоставить их с требованиями социальной ответственности к личности будущего учителя. Самоизучение осуществляется через самонаблюдение, самоанализ своих решений и поступков, высказываний и суждений других лиц. Благодаря результатам самоизучения у студента складывается самооценка, представляющая собой суждения студента о степени наличия у него определенных качеств, свойств, ценностей, а также их соответствия эталонам, образцам социально ответственного поведения. Благодаря мнению студента о самом себе, т. е. самооценке, появляется перспектива формирования программы самовоспитания. Как утверждают психологи, принятие такого решения происходит в результате внутренних переживаний позитивных и негативных сторон своей личности. Планирование самовоспитания предусматривает определение цели на перспективу и на определенные этапы; разработку программы самовоспитания; выявление эффективности самовоспитания: поиск способов самодиагностики и результативности.

С каждой решаемой задачей определяются и главные ценностные ориентиры, содержание самовоспитания, образцы, к которым стремится будущий учитель. В качестве конечной и промежуточной целей самовоспитания источником содержания методов и средств служат требования социальной ответственности студентов. У каждого студента могут быть свои представления об образцах социально ответственного поведения, по которым он может реализовать свою программу самосовершенствования. Для педагога с точки зрения формирования социальной ответственности важны системная корреляция индивидуальных студенческих программ самовоспитания, сопоставление их с идеалами и образцами социально ответственного поведения.

Важным условием успеха формирования социальной ответственности будущего учителя посредством системы самовоспитания является овладение

Библиографический список

методикой ее реализации, иными словами, освоение методов самовоспитания: самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самоотчет, самотренировка, аутотренинг, подражание, стимулирование, самовоспитание, самопоощрение, самокритика и др. С помощью этих и других методов у студентов формируются убежденность, уверенность в своей правоте, они мобилизуют себя на достижение цели, разрешение противоречий между мнениями, взглядами и требованиями долга и ответственности, приучаются сознательно регулировать свои эмоции, состояние и поведение, сопоставлять свои намерения с конкретными поступками и результатами, оценивать пройденный путь самовоспитания и его результаты. Последний этап самовоспитания - это оценка результатов самовоспитания и его регуляция. Для этих целей применяются приемы самоконтроля, самоотчёта и самооценки. Их данные есть основа для саморегулирования самовоспитания.

Возможности педагогического вуза в формировании социальной ответственности будущего учителя, которые проанализированы выше, этим не исчерпываются. Несомненно, большую ценность для решения задач формирования социальной ответственности будущего учителя представляют производственные и учебные практики, студенческие строительные, ремонтные и педагогические отряды, участие в работе некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций, грантовой деятельности, в интеллектуальных студенческих конкурсах, временных научных объединениях.

Создание политических, социальных, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий формирования социальной ответственности с учетом закономерностей и принципов позволили в нашей образовательной практике интегрировать образовательный и воспитательный процессы с общественно значимой деятельностью студентов, создать социально-педагогическую среду, позволяющую им проявлять социальную активность, выдвигать, обсуждать социальные инициативы и претворять их в жизнь. Социально-педагогическая среда стала центром привлечения студентов к социальному проектированию, самоуправлению и волонтерству. Использование в образовательной и воспитательной практике приоритетных путей формирования социальной ответственности обучаемых показало возросший уровень их знаний об этических и правовых нормах, российских ценностях, сущности социальной ответственности, правилах поведения и коммуникаций, о допустимых и недопустимых поступках и их возможных последствиях. У студентов, участвующих в социальном проектировании и студенческом самоуправлении, возросла самооценка и ее адекватность, число убежденных в необходимости социально ответственного поведения значительно возросло. Увеличилось количество студентов, участвующих в программах самовоспитания. В вузе возросло количество участников волонтерского движения, их деятельность стала разнообразной и более социально ориентированной.

Наши замеры показали повышение престижа педагогического труда у студентов старших курсов. Отмечается рост активности студентов в различных формах общественно значимой деятельности. Исходя из анализа результатов исследования, можно говорить об обоснованности выбранных нами приоритетных путей формирования социальной ответственности студентов педагогической образовательной организации.

1. Абрамовских Н.В. К вопросу формирования социальной ответственности у студентов. Преподаватель XXI век. 2013; № 2: 37-40.

2. Алферова Е.И. Ответственность как метапрофессиональное качество личности учителя в процессе профессионального становления. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2010.

3. Асваров Н.А. и др. Формирование социальной ответственности студентов в процессе привития духовно-нравственных ценностей: методическое пособие. Махачкала: Ризо-Пресс, 2023.

4. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чита, 2012.

5. Горбатовская Н.Н. Педагогические условия формирования у будущих педагогов социальной ответственности в использовании информационных ресурсов в процессе обучения. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2018.

6. Гулевская А.Ф., Максимова В.П. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: монография. -Южно-Сахалинск, 2012.

7. Гасанова Д.И., Салмановва Д.А. Современные технологии формирования социальной ответственности студенческой молодежи. Мир науки. Педагогика и психология. 2023; Т. 11; № 6.

8. Куницына С.М., Фролова С.Л. Развитие ответственности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза. Вестник Томского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitectes. 2017; Т. 3; № 2: 225-238.

9. Палотта В.И., Сичкарь Т.В. Воспитание социальной ответственности подрастающего поколения как социально-педагогическая проблема общества. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; Т. 10, № 3: 1-12.

10. Хайбулаев М.Х., Салманова Д.А., Сулейманова РВ. Природа, сущность, содержание и структура социальной ответственности будущего педагога. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023; № 5 (92): 33-41.

References

1. Abramovskih N.V. K voprosu formirovaniya social'noj otvetstvennosti u studentov. Prepodavatel'XXI vek. 2013; № 2: 37-40.

2. Alferova E.I. Otvetstvennost' kak metaprofessional'noe kachestvo lichnosti uchitelya v processe professional'nogo stanovleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2010.

3. Asvarov N.A. i dr. Formirovanie social'noj otvetstvennosti studentov v processe privitiya duhovno-nravstvennyh cennostej: metodicheskoe posobie. Mahachkala: Rizo-Press, 2023.

4. Baranovskaya L.A. Formirovanie social'noj otvetstvennosti studenta v sociokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2012.

5. Gorbatovskaya N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u buduschih pedagogov social'noj otvetstvennosti v ispol'zovanii informacionnyh resursov v processe obucheniya. Avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2018.

6. Gulevskaya A.F., Maksimova V.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj otvetstvennosti studentov 'ekonomicheskih special'nostej: monografiya. - Yuzhno-Sahalinsk, 2012.

7. Gasanova D.I., Salmanovva D.A. Sovremennye tehnologii formirovaniya social'noj otvetstvennosti studencheskoj molodezhi. Mirnauki. Pedagogika ipsihologiya. 2023; T. 11; № 6.

8. Kunicyna S.M., Frolova S.L. Razvitie otvetstvennosti u buduschih pedagogov v obrazovatel'nom processe vuza. VestnikTomskogogosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitectes. 2017; T. 3; № 2: 225-238.

9. Palotta V.l., Sichkar' T.V. Vospitanie social'noj otvetstvennosti podrastayuschego pokoleniya kak social'no-pedagogicheskaya problema obschestva. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; T. 10, № 3: 1-12.

10. Hajbulaev M.H., Salmanova D.A., Sulejmanova R.V. Priroda, suschnost', soderzhanie i struktura social'noj otvetstvennosti buduschego pedagoga. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2023; № 5 (92): 33-41.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 378

Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: achu-68@mail.ru

Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

THE MAIN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALI-ZATION OF THE ECONOMY. The paper traces the most significant trends in the development of educational environment of modern higher education organizations of Russia in the context of digitalization. The authors analyze the current state of the modern society and prove the importance of usage in all spheres of life proper digital technologies. The work reveals the essence of the concept "a university's educational environment" and gives the essential and structural characteristics of the digitalization phenomenon in relation to the higher education. The pedagogical process, implemented in the educational modern university environment main features which have developed under the digitalization processes influence, are investigated. The authors say about a number of such changes indisputable positive consequences from the organizations implementing activities under higher education programs educational environment further development point of view. The article conveys an idea that there can be risks associated with the digitalization of Russian universities. At the same time, some ways of minimizing them are demonstrated.

Key words: higher education, educational environment of university, digital technologies in higher education, improving process of implementing higher education programs, student, teacher

А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: achu-68@mail.ru

М.А. Абдурахманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Прослеживаются наиболее существенные тенденции развития образовательной среды современных организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации, в условиях цифровизации большинства сфер жизни общества. Для этого, прежде всего, анализируется текущее состояние современного общества. Доказывается важность правильного использования цифровых технологий во всех сферах его жизни. Раскрывается суть понятия «образовательная среда вуза». Даются сущностная и структурная характеристики феномену цифровизации применительно к сфере высшего образования. Исследуются основные особенности реализации педагогического процесса в образовательной среде современного вуза, сложившиеся под влиянием процессов цифровизации. Далее авторы рассказывают о ряде бесспорных положительных последствий такого рода изменений с точки зрения дальнейшего развития образовательной среды организаций, реализующих деятельность по программам ВО. Говорится в статье и о наиболее вероятных рисках, связанных с цифровизацией отечественных вузов. При этом демонстрируются некоторые пути их минимизации.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда вуза, цифровые технологии в высшем образовании, совершенствование процесса реализации программ высшего образования, студент, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах нашей статьи, обусловлена отмеченной многими отечественными и зарубежными исследователями тенденцией к формированию цифровой экономики (И.А. Воробьева, А.В. Жукова, Ю.П. Зинченко, Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, К.А. Минакова, Н. Юрчук). Соответственно, возникает необходимость адаптации выпускников учреждений, входящих в отечественную систему высшего образования, к запросам базирующегося на подобной экономике социума [1, с. 55].

Таким образом, важным условием дальнейшего поступательного развития системы высшего образования в нашей стране является углубление цифрови-зации образовательной среды вузов, функционирующих на её территории [2]. На современном этапе изучения данного вопроса представляется возможным выделить два аспекта, на которые указанный выше процесс в первую очередь оказывает влияние (табл. 1).

Современные педагоги-исследователи и практики отмечают, что столь существенные метаморфозы в важных аспектах жизни российских вузов не могут не влиять на дальнейшее развитие их образовательной среды (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Титов). Попытка рассмотрения наиболее характерных моментов развития таковой, связанных с её цифровизацией, осуществлена на страницах настоящего исследования [3-14].

Его цель - осветить наиболее существенные тенденции развития образовательной среды современных организаций ВО, действующих на территории Российской Федерации, в условиях цифровизации большинства сфер жизни общества.

С поставленной целью коррелируют следующие задачи:

- раскрыть суть понятия «образовательная среда вуза»;

- дать сущностную и структурную характеристику феномена цифровиза-ции применительно к сфере высшего образования;

- исследовать основные особенности реализации педагогического процесса в образовательной среде современного вуза, сложившиеся под влиянием процессов цифровизации;

Таблица 1

Аспекты функционирования современного вуза, на которые в первую очередь оказывает влияние цифровая трансформация его образовательной среды

Наименование Влияние цифровизации

Применяемые в аудиторной и внеаудиторной работы цифровые технологии Возможность максимальной реализации преимуществ таких технологий для оперативного решения педагогических задач, связанных с обучением специалистов, бакалавров и магистров, конкурентоспособных в условиях общества ближайшего будущего [3, с. 39]

Образовательный процесс Формирование адаптивной образовательной системы, позволяющей реализовывать подготовку профессионалов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики при условии максимального использования возможностей средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ)

- отметить положительные последствия такого рода изменений с точки зрения дальнейшего развития образовательной среды организаций, реализующих деятельность по программам ВО;

- рассказать о наиболее вероятных рисках, связанных с её цифровизаци-

ей;

- продемонстрировать перспективные, на взгляд авторов, пути минимизации подобных рисков.

По ходу решения перечисленных выше задач нами использовались следующие методы исследования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.