Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная креативность / студенты вуза / досуговая деятельность / процесс формирования / образовательная среда / креативность / social creativity / university students / leisure activities / formation process / educational environment / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Калинина, Ю.В. Шевченко

Обращение к проблеме формирования социальной креативности студента связано с требованием общества к специалисту, обладающему качествами, позволяющими видеть причинно-следственные связи сложных, нестандартных социальных ситуаций и творчески подходить к их решению; способному к успешной социальной адаптации и социализации. При этом образовательная среда учреждения профессионального образования позволяет осуществлять деятельность по формированию социальной креативности студента не только в непосредственно процессе обучения, но и в рамках досуга. В статье охарактеризованы компоненты социальной креативности: аксиологический, мотивационный, когнитивно-компетентностный, деятельностный, эмоциональный. Также предложена специфика организации активной досуговой деятельности со студентами, позволяющей им проявить свои личностные и социальные потенциалы, осознать социальную и гражданскую ответственность, прогнозировать и планировать результаты взаимодействия, развивать социальную креативность. Значительное внимание уделяется рассмотрению педагогических условий формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Описаны основные аспекты организации опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Калинина, Ю.В. Шевченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF LEISURE ACTIVITIES

Appeal to the problem of the formation of social creativity of a student is associated with the requirement of society for a specialist with qualities that allow him to see the cause-and-effect relationships of complex, non-standard social situations and creatively approach their solution; capable of successful social adaptation and socialization. At the same time, the educational environment of a vocational education institution makes it possible to carry out activities to form a student’s social creativity not only in the direct learning process, but also within the framework of leisure. The article describes the components of social creativity: axiological, motivational, cognitive competence, activity, emotional. The specifics of organizing active leisure activities with students are also proposed, allowing them to show their personal and social potentials, to realize social and civic responsibility, to predict and plan the results of interaction, to develop social creativity. Considerable attention is paid to pedagogical conditions for the formation of students’ social creativity in the context of leisure activities. The main aspects of the organization of experimental work on the stated problem are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

11. Приоритет - 2030. Available at: https://base.garant.ru/400793960/.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения. Available at: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/

13. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект. Нижний Новгород: НГПУ, 2011.

14. Пазухина С.В. Самооценочная деятельность студентов педагогического вуза: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2016.

15. Boud D. Enhancing Learning through Self Assessment. RoutledgeFalmer: New York, 2005.

16. Ларина Т.С., Зимина Е.А. Общественный знак как элемент ранней профессионализации при обучении юристов-международников. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2023; № 7: 68-82.

17. Гриншкун В.В. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020; № 1 (51): 8-15.

References

1. Hutorskoj A.V. Lichnostnaya orientaciya obrazovaniya kak pedagogicheskaya innovaciya. Shkol'nye tehnologii. 2006; № 1: 3-12.

2. Tagirova R.A., Shimaeva L.R. Teoriya kognitivnogo razvitiya Vygotskogo. Dostizheniya nauki iobrazovaniya. 2023; № 1 (88): 44-46.

3. Popova G.M., Ryabova E.S. Primenenie tehnologii adaptivnogo obucheniya k proektirovaniyu uroka. Shkol'nye tehnologii. 2014; № 6: 108-118.

4. Myuller Yu.'E., Principalova O.V. Glava 6. Informatizaciya obrazovaniya. Metody i soderzhanie distancionnogo obrazovaniya (na primere prepodavaniya nemeckogo yazyka v neyazykovom vuze). Upravlenie 'ekonomicheskimi sistemami: monografiya. Penza, 2018; Vypusk 12.

5. Severova N.Yu., Myuller Yu.'E. Didakticheskie vozmozhnosti cifrovyh resursov v obuchenii nemeckomu yazyku. Inostrannyeyazykivshkole. 2020; № 7: 38-46.

6. Sysoev P.V. Sistema obucheniya inostrannomu yazyku po individual'nym traektoriyam na osnove sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; № 5: 2-11.

7. Gavrilova Yu.V. Individual'naya traektoriya obucheniya - osnovnaya model' individual'nogo obrazovatel'nogo podhoda v XXI veke. Mezhregional'nye Pimenovskie chteniya. 2023; № 20: 320-325.

8. Krasnopeeva T.O. Obuchenie inostrannomu yazyku studentov vuza na osnove psihometricheskogo analiza i individual'nyh inoyazychnyh obrazovatel'nyh traektorij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2019.

9. Gural' S.K., Krasnopeeva T.O., Smokotin V.M., Sorokoumova S.N. Celi, zadachi, principy i soderzhanie individual'nyh inoyazychnyh obrazovatel'nyh traektorij s uchetom latentnyh harakteristik studentov. Yazyk i kul'tura. 2019; № 47: 179-196.

10. Evteev S.V., lonova A.M. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2022; T. 28, № 3: 62-69.

11. Prioritet- 2030. Available at: https://base.garant.ru/400793960/.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya (FGOS VO) - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 41.03.05 Mezhdunarodnye otnosheniya. Available at: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/

13. Samerhanova 'E.K. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Nizhnij Novgorod: NGPU, 2011.

14. Pazuhina S.V. Samoocenochnaya deyatel'nost' studentov pedagogicheskogo vuza: uchebnoe posobie. Moskva: Direkt-Media, 2016.

15. Boud D. Enhancing Learning through Self Assessment. RoutledgeFalmer: New York, 2005.

16. Larina T.S., Zimina E.A. Obschestvennyj znak kak 'element rannej professionalizacii pri obuchenii yuristov-mezhdunarodnikov. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2023; № 7: 68-82.

17. Grinshkun V.V. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt organizacii obrazovatel'nogo processa na osnove postroeniya individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. VestnikMGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2020; № 1 (51): 8-15.

Статья поступила в редакцию 12.08.23

УДК 37.013.78

Kalinina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

Shevchenko Yu.V., MA student, Department of Pedagogy, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: pedagog06@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF LEISURE ACTIVITIES. Appeal to the problem of the formation of social creativity of a student is associated with the requirement of society for a specialist with qualities that allow him to see the cause-and-effect relationships of complex, non-standard social situations and creatively approach their solution; capable of successful social adaptation and socialization. At the same time, the educational environment of a vocational education institution makes it possible to carry out activities to form a student's social creativity not only in the direct learning process, but also within the framework of leisure. The article describes the components of social creativity: axiological, motivational, cognitive competence, activity, emotional. The specifics of organizing active leisure activities with students are also proposed, allowing them to show their personal and social potentials, to realize social and civic responsibility, to predict and plan the results of interaction, to develop social creativity. Considerable attention is paid to pedagogical conditions for the formation of students' social creativity in the context of leisure activities. The main aspects of the organization of experimental work on the stated problem are described.

Key words: social creativity, university students, leisure activities, formation process, educational environment, creativity

Н.В. Калинина, канд. пед. наук, доц., Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

Ю.В. Шевченко, магистрант, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: pedagog06@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение к проблеме формирования социальной креативности студента связано с требованием общества к специалисту, обладающему качествами, позволяющими видеть причинно-следственные связи сложных, нестандартных социальных ситуаций и творчески подходить к их решению; способному к успешной социальной адаптации и социализации. При этом образовательная среда учреждения профессионального образования позволяет осуществлять деятельность по формированию социальной креативности студента не только в непосредственно процессе обучения, но и в рамках досуга. В статье охарактеризованы компоненты социальной креативности: аксиологический, мотивационный, когнитивно-компетентностный, деятельностный, эмоциональный. Также предложена специфика организации активной досуговой деятельности со студентами, позволяющей им проявить свои личностные и социальные потенциалы, осознать социальную и гражданскую ответственность, прогнозировать и планировать результаты взаимодействия, развивать социальную креативность. Значительное внимание уделяется рассмотрению педагогических условий формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Описаны основные аспекты организации опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме.

Ключевые слова: социальная креативность, студенты вуза, досуговая деятельность, процесс формирования, образовательная среда, креативность

Динамика развития современного российского образования определяет стремительный рост требований к будущему специалисту Формирование творческой, нравственной, инициативной личности, социально ответственной, умеющей преобразовывать социальную среду, является приоритетной задачей развития образования. Данная идея является основополагающей в ряде ведущих норма-

тивно-правовых документах системы образования: Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р «Об утверждении Стратегии развития

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3], федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [4].

Личность, которая имеет развитые лишь узкопрофессиональные знания и умения, не может в полной мере решать проблемные задачи социального содержания, стоящие перед ней и социумом. В реальных условиях скорость и результат решения этих задач непосредственно влияют на продуктивность и качество жизни личности и общества в целом. Поэтому актуальной становится проблема формирования социально креативной личности, т. е. личности, обладающей системными качествами, позволяющими анализировать наличествующие и предстоящие социокультурные задачи, намечать и реализовывать продуктивные способы решения в интересах социума.

Образовательная среда вуза позволяет осуществлять деятельность по формированию социальной креативности студента не только непосредственно в процессе обучения, но и в рамках досуговой деятельности. При этом анализ состояния разработанности темы демонстрирует, что, несмотря на определенные теоретико-методологические предпосылки научной разработки данной проблемы, недостаточно проработана возможность формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Выделенные противоречия актуализируют проблему нашего исследования, которая заключается в изучении путей формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности.

Цель статьи: обозначить и обосновать педагогические условия формирования социальной креативности студентов в досуговой деятельности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сопоставительный анализ, сравнение, обобщение; анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент, статистический анализ и педагогическая интерпретация экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. На основе конкретизации понятия «социальная креативность» применительно к студенту выделены соответствующие ему критерии и показатели социальной креативности.

2. Определено содержание и формы досуговой деятельности при формировании социальной креативности студентов.

3. Раскрыта динамика формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в системе профессиональной подготовки студентов. Предложенные пути формирования социальной креативности студентов могут находить свое применение в практике организации подготовки педагогов; повышении их квалификации.

В общем виде креативность рассматривается как способность к творчеству. По мнению Е.С. Ермаковой, креативность выступает «условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации. Она выражается в восприимчивости, чувствительности к проблемам, открытости к новым идеям и склонности разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получении нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [5].

Проведенный анализ позволяет объединить существующие определения понятия «креативность» в следующие группы:

1) определения, рассматривающие креативность как процесс нарушения общепринятой логики, законов и правил построения при создании чего-то принципиально нового, улучшенного;

2) определения, рассматривающие креативность как процесс создания нового «конечного продукта», при этом способ создания отходит на второй план;

3) определения, рассматривающие креативность как способ самовыражения личности в процессе создания нового. При этом «конечный продукт» зависит от внутреннего ресурса самой личности;

4) определения, рассматривающие креативность с позиции психоанализа, отмечающие роль бессознательного в процессе творчества;

5) определения, рассматривающие креативность как мыслительный процесс в ходе решения некой задачи;

6) прочие определения [6].

Мы будем рассматривать социальную креативность как интегративное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных проблем, оперативно находить и эффективно применять нестандартные продуктивные решения в интересах общества. Исследователи отмечают, что социальная креативность является разновидностью общей креативности, где объектом является человек как субъект, как личность с индивидуально-психологическими характеристиками [7]. Эта личность обладает набором мотивов, интересов, установок, опыта взаимоотношений, самооценку и т. д. Анализ сущности социальной креативности позволил нам выделить следующие структурные компоненты социальной креативности: аксиологический, мотиваци-онный, когнитивно-компетентностный, деятельностный, эмоциональный.

Аксиологический компонент представляет собой совокупность культурных и социальных ценностей личности. Ценностную направленность личности в процессе социального взаимодействия отмечают многие исследователи, но отдельным компонентом в структуре социальной креативности не рассматривают. При этом социальное взаимодействие происходит в контексте культуры, в том чис-

ле культуры общения. Поэтому в данном исследовании мы хотели бы отдельно рассмотреть аксиологический компонент в сочетании следующих характеристик: степень выраженности гуманистических ценностей; степень выраженности толерантности; проявление социальной и гражданской позиции; отношение к этическим ценностям.

Мотивационный компонент отражает направленность на социальные явления окружающего мира и проявляется в социальной мотивации (т. е. в стремлении личности к установлению и поддержанию контактов, их восстановлению при нарушении, учету потребностей партнеров) и в стремлении студента к самосовершенствованию, личностному росту, самоактуализации.

Когнитивно-компетентностный компонент понимается как способность личности воспринимать социальные аспекты окружающей действительности, понимать себя и другого человека и выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности и включает в себя такие компоненты, как актуальные знания о социуме, уровень социального воображения, вербальная оригинальность, вербальная и невербальная сенси-тивность, способность использовать различные поведенческие стили в социальном взаимодействии, способность к рефлексии.

Деятельностный компонент понимается как преобразование себя и социума, активное взаимодействие и сотворчество в разных направлениях деятельности и проявляется в способности осуществлять поиск эффективных решений социально значимых задач, применять продуктивные решения социально значимых задач, достижениях студента в социальной сфере. Эмоциональный компонент рассматривается как система знаний студента об эмоциях, умение их анализировать, управлять ими. Включает в себя такие компоненты, как способность понимать чувства и эмоциональные проявления других; эмоциональная гибкость; эмоциональная устойчивость. Социальная креативность студента, являясь уникальным сочетанием многообразных компонентов, проявляется во многих аспектах социального взаимодействия личности с другими людьми.

Большими возможностями для развития социальной креативности студентов обладает досуговая деятельность. Значительный потенциал влияния досуговой деятельности и поликультурной досуговой среды на формирование социальной креативности личности доказывает И.А. Косаченко. Досуговая среда рассматривается автором как «психолого-педагогическая реальность, обеспечивающая определенные условия для свободы выбора, ориентации и творческой самореализации ребенка» [8]. Досуговая деятельность как осознанная активность, направленная на удовлетворение потребностей в познании себя как личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях досуга, представляет собой значимый ресурс формирования социальной креативности студентов. В процессе досуговой деятельности происходит становление ценностных ори-ентаций, нравственных ориентиров студента, совершенствуются его мотиваци-онная, когнитивно-компетентностная, эмоциональная сферы; развивается способность к творческой организации досуга; повышаются его ответственность, инициативность, дисциплинированность, т. е. создаются условия для активизации его социально-личностных потенциалов.

К педагогическим условиям формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности мы относим поэтапность включения студентов в досуговую деятельность; педагогическое сопровождение процесса формирования социальной креативности студентов в условиях досуга; развертывание и реализация ценностных социальных потенциалов в процессе участия студентов в досуговой деятельности.

Первый этап - мотивационно-обучающий - связан, с одной стороны, с работой по налаживанию взаимодействия с респондентами и повышению их мотивации к участию в социально значимых формах досуговой активности, с другой стороны, по подготовке к осуществлению непосредственного социального взаимодействия, с третьей, по формированию всех компонентов социальной креативности. Реализация данного этапа предполагает использование таких методов, как стимулирование и мотивация к деятельности и поведению, формирование сознания личности, наблюдение, активные и интерактивные методы обучения, методы проблемного обучения. Средствами выступают мотивационные встречи с социально активными деятелями: волонтерами, активистами, общественными деятелями, блогерами, представителями творческих профессий (цель - повышение стремления студентов к самосовершенствованию, личностному росту, самоактуализации, а также росту социальной мотивации); посещение культурных мероприятий, в том числе посвященных праздникам, важным гражданским и государственным событиям (цель - получение культурного опыта, формирование чувства общности, гражданской гордости, осознание важности каждого человека в мире; развитие эмоциональной сферы); обучающие тренинги (цель - формирование умений проектировать социально значимые мероприятия, осуществлять поиск нестандартных способов проведения различных акций); социально-ролевые тренинги (цель - формирование умений использовать различные поведенческие стили во взаимоотношении с другими людьми, вербальные и невербальные средства адекватно ситуации общения за счет решения разнообразных коммуникативных кейсов); тренинги ораторского мастерства (цель - отработка вербальных умений и навыков, поиск нестандартных и новых речевых конструкций в коммуникативных ситуациях).

Второй этап: коммуникативно-деятельностный. В рамках данного этапа студент в условиях досуга погружается в социальные ситуации, требующие твор-

ческого проявления коммуникативных умений и навыков. В рамках досуговой деятельности молодой человек взаимодействует с разными людьми, находится в обстоятельствах, требующих сиюминутных нестандартных коммуникативных решений, анализа полученных результатов. Кроме того, осуществляя социально значимую деятельность, личности приходится брать на себя персональную ответственность, что влечет за собой повышение уровня социальной активности. На данном этапе формируются все компоненты социальной креативности, используются проблемные методы обучения, методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников, контроля и самоконтроля. Основными средствами на данном этапе являются социальные общности и клубы (участие студентов в деятельности различных социальных общностях и клубах: студенческих советах, волонтерских объединениях, творческих клубах организуется с целью формирования социальной и гражданской позиции, укрепления гуманистических и этических ценностей, появления социального опыта и его творческой самоактуализации, появления опыта социального проектирования, укрепления эмпатийных способностей и эмоциональных реакций); локальные социальные мероприятия (организация участия студентов в подготовке и проведении локальных социальных мероприятиях: флешмобах, конвентах, акциях, культурно-досуговых программ и пр. проводится с целью формирования у участников общественно значимого социального опыта, позитивного эмоционального отклика на него; актуализировать знания об обществе, развивать творческую активность, стимулировать желание принимать участие в социально важной деятельности на постоянной основе); социально-культурные мероприятия (участие студентов в организации и проведении национальных праздников, мероприятий, государственных проектов проводится с целью формирования гуманистических, этических ценностей, проявления социальной позиции, развития творческой активности, появления опыта сотрудничества, развития способности понимать эмоциональные состояния других людей, проявлять эмоциональную гибкость, устойчивость, использовать адекватные средства общения).

Третий этап: результативно-рефлексивный. В рамках данного этапа студент при участии педагога обсуждает итоги проведенных социально-творческих мероприятий, сознательно обращает внимание на свои мысли, эмоции, коммуникативное поведение, возникшие в процессе деятельности и оценивает их последствия. Таким образом, молодой человек учится анализировать полученный ценностный, социальный, творческий, эмоциональный опыт; понимать свои сильные и слабые стороны, осуществлять поиск стратегий самосовершенствования. На этом этапе формируются в большей степени аксиологический, когнитивный, эмоциональный компоненты социальной креативности. Используются методы контроля и самоконтроля в воспитании, методы самовоспитания. Основными средствами здесь выступают анализ результатов деятельности; самоанализ действий; поиск студентом путей самосовершенствования.

Для определения эффективности выделенных условий нами была организована опытно-экспериментальная работа. Экспериментальная группа студентов была вовлечена в досуговую деятельность по выбранным ими же социальным направлениям. Перед планированием социально значимых мероприятий экспериментальной группе была дана возможность изложить свои идеи относительно социальных проблем, стоящих перед обществом. В результате беседы со студентами был выявлен следующий круг проблем: экологические проблемы, проблема патриотизма граждан, поддержки пожилых и маломобильных граждан, зависимости от социальных сетей и навязанного ими образа жизни, алкоголизм/наркомания, уровень жизни населения, положение молодежи, состояние морали и нравственности, терроризм. На основании полученных ответов были организованы встречи студентов с социально активными людьми. На встречу были приглашены все студенты, участвующие в формирующем этапе эксперимента, а также эковолонтеры (направления: отчистка загрязненных территорий; сортировка и переработка мусора; забота о животных; восстановление леса; экопросветительская работа), экоблогеры, представители студенческих советов образовательных организаций. Эковолонтеры рассказали о современном состоянии экологических проблем и способах их решения; о возникающих трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе волонтерства. Экобло-геры продемонстрировали возможности блогинг-направления в преодолении экологических трудностей, а представители студенческих советов о способах и формах участия студентов в экологических мероприятиях. В процессе встречи студенты задавали интересующие их вопросы, обсуждали перспективы участия в экоделах, потренировались аргументированно рассказывать об экологических проблемах и отвечать на возражения. После встречи с экоактивистами с участниками эксперимента была проведена рефлексивная беседа. «Сейчас многие говорят об экологических проблемах, но я и не знал, что есть так много способов поучаствовать в их решении. И каждый человек может выбрать деятельность по душе и по своим возможностям. Думаю, что участие в решении экопроблем принесет отличный опыт и новые знакомства» (Иван В., уровень сформированное социальной креативности на констатирующем этапе эксперимента - 58%). После встреч с социально активными людьми перед студентами был поставлен вопрос «В чем Вы уже сейчас можете помочь обществу?». Были получены следующие ответы: «соблюдать экологические правила самим и рассказывать о них другим людям», «поучаствовать в экологических акциях», «уделить внимание людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях», «поучаствовать в патриотических акциях». Далее был задан вопрос «В каких видах активности вам бы

хотелось поучаствовать в свое свободное время?». Были получены следующие ответы: «поучаствовать в работе военно-патриотических клубов/волонтерских объединениях», «поучаствовать в разовых социальных акциях», «подготовить культурно-творческие мероприятия».

На основании полученных ответов студентам, которые проявили желание участвовать в работе военно-патриотических клубов и волонтерских объединениях, было оказано содействие по вступлению в их ряды. Кроме того, со всеми студентами, проявившими желание поучаствовать во время досуга в решении социальных проблем, был разработан совместный план мероприятий. Данный прием был использован с целью соблюсти принцип добровольности (предоставить, таким образом, студенту право выбора интересной для них деятельности и формировать мотивационный компонент) и принцип субъектности (для создания условий для развития социальной активности, проявления самостоятельной активности). Процесс обсуждения со студентами социальных проблем, их роли в решении этих проблем позволил молодым людям по-новому взглянуть на социальную ситуацию в жизни общества, укрепить понимание ценности человека и природы, осознать важность и значимость собственных действий. В процессе планирования деятельности студенты обсуждали цель социально значимых мероприятий и планируемый результат, способы их проведения. Студенты проявляли творческий подход при обсуждении акций, свою личностную позицию, уважение к мнению другого человека. Для того чтобы каждый мог проявить свою инициативность, было предложено сначала самостоятельно продумать 1-3 мероприятия, его название, цель, предполагаемый результат, ход; далее представить это мероприятие группе студентов. Если мероприятия оказывались похожими по цели и планируемому результату, то студентам предлагалось оптимизировать мероприятие совместно с идеями друг друга.

По результатам первого патриотического квеста были получены диаметрально противоположные отзывы от «получилось совсем не так как планировалось» (Иван Д., уровень социальной креативности — 58%) до «все прошло как надо, это просто отлично, думал, не справлюсь» (Виктор М., уровень социальной креативности - 45%). Стоит отметить неадекватность рефлексивных отзывов, т.к. первое мероприятие проходило с недочетами: молодые люди большей частью были привязаны к тексту, действия были не всегда согласованы, плохо понимали настроение других курсантов. После первого патриотического квеста было предложено обсудить и доработать детали, перераспределить роли в микрогруппах. Доработанный квест был представлен студентам второго общежития. После проведения мероприятия самооценка студентов изменилась. Пессимистично настроенные участники эксперимента начали замечать свои успехи, а студенты с завышенным отношением к своей деятельности стали адекватно отмечать недостатки своих действий. Качество мероприятия повысилось, появилась согласованность в действиях, снизился уровень привязанности к тексту, стало появляться больше креативных решений в возникающих ситуациях. «Поначалу я думал, что все зря, что курсанты не захотят участвовать в патриотическом квесте, но оказалось, что я ошибался. Удовольствие от мероприятия получили все, и мы, и организаторы, и участники. Думаю, что все, что мы сделали, не зря, так как у людей должно быть чувство гордости за те подвиги, которые совершали люди во время Великой Отечественной войны. Если бы не они тогда, то не было нас сейчас. Важно это помнить» (Артем К., уровень социальной креативности - 41%). По окончании проведения патриотических квестов с участниками эксперимента был проведен результативно-рефлексивный этап. В рамках этого этапа студентам было предложено оценить значимость данного мероприятия для общества и проследить личностные изменения в процессе подготовки к квесту. «Когда мы разговаривали с сокурсником об этом квесте, и он сказал, что ему было интересно и весело, то мне стало очень приятно. Здорово, что мы поговорили о важном отрезке истории в увлекательной форме. Надеюсь, кого-то геройские подвиги участников ВОВ заставят задуматься. Что касается моего развития, то оно несомненно было. Пока мы готовили материал, искали способы его необычной подачи, я многое узнал. Тренинг ораторского мастерства - тема для отдельного разговора. Мне кажется, его всем надо пройти» (Олег И., уровень социальной креативности - 67%). «Думаю, что все, что мы делали, оказалось не зря. У нас, инициаторов мероприятия, появился хороших опыт организации подобных дел, другие студенты вспомнили о героях, поразмыслили о значении их подвигов. Возможно, это что-то может изменить в сознании всех участников квеста» (Артем К., уровень социальной креативности - 41%).

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах показал, что в экспериментальной группе у студентов уровень сформированности компонентов социальной креативности значительно возрос (коэффициент Стьюдента: ¡Эип = 12,7), в то время как в контрольной группе изменения недостаточно существенны (коэффициент Стьюдента: t^ = 1,6).

Содержательный анализ и обработка полученных в исследовании результатов в экспериментальной группе могут служить доказательством эффективности выделенных педагогических условий формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности.

Перспективы дальнейшего изучения исследуемой проблемы могут быть связаны с определением возможностей формирования каждого из выделенных компонентов социальной креативности, включая обоснование и создание в образовательном процессе соответствующих педагогических условий.

Библиографический список

1. Закон об образовании. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 (последняя редакция). Available at: htpp://consultant.ru/document

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р (последняя редакция). Available at: htpp://consultant.ru/document

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС: официальный сайт Available at: https://fgos.ru/

5. Ермакова Е.С. Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019; № 2: 87-100.

6. Кудрань В.А. Развитие креативности подростков средствами информационных технологий в условиях клубной общности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2021.

7. Калинина Н.В. Возможности студенческого самоуправления в формировании социальной креативности будущих педагогов. Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 8-2 (86): 69-71.

8. Мороз В.В. Аксиологические основания развития креативности студентов университета. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2015.

References

1. Zakon ob obrazovanii. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

2. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 (poslednyaya redakciya). Available at: htpp://consultant.ru/document

3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-r (poslednyaya redakciya). Available at: htpp://consultant.ru/document

4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. FGOS: oficial'nyj sajt. Available at: https://fgos.ru/

5. Ermakova E.S. Social'naya kreativnost' studentov razlichnyh napravlenij professional'noj podgotovki. VestnikLGU im. A.S. Pushkina. 2019; № 2: 87-100.

6. Kudran' V.A. Razvitie kreativnostipodrostkov sredstvami informacionnyh tehnologij v usloviyah klubnoj obschnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2021.

7. Kalinina N.V. Vozmozhnosti studencheskogo samoupravleniya v formirovanii social'noj kreativnosti buduschih pedagogov. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skj zhurnal. 2019. № 8-2 (86): 69-71.

8. Moroz V.V. Aksiologicheskie osnovaniya razvitiya kreativnosti studentov universiteta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2015.

Статья поступила в редакцию 14.08.23

УДК 378

Elina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: elena-elina2008@yandex.ru

Babak T.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: tpbabak@gmail.com

LEXICOGRAPHICAL PRESENTATION OF LINGUOCULTURE IN A LEARNER'S FRAME DICTIONARY. In modern science, the prevailing paradigm principles are the principle of anthropocentrism - the study of linguistic facts, taking into account the human factor and expansionism - interdisciplinarity. Cognitive linguistics and linguoculturology arose at the junction of the fields of scientific knowledge, bringing to the forefront of science the study of language as a reflection of human culture. The modern understanding of the principle of anthropocentrism is associated with the achievements of cognitive science, which deals with human thinking, methods of obtaining, storing and processing knowledge that is stored in a compressed form, that is, in the form of cognitive mental structures - frames. The idea of using cognitive models in a new genre of educational vocabulary is to represent knowledge about linguoculture in the form of frames. The frame contains the idea of a stereotype, which correlates with the culture of a native speaker. An attempt to present linguoculture within the framework of the anthropocentric paradigm, taking into account modern achievements in cognitive science, linguoculturology, methods of teaching Russian as a foreign language, lexicography in a learner's frame dictionary, seems promising and relevant.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: anthropocentrism, expansionism, linguoculturology, frame, lexicography, frame learner's dictionary, frame method of word selection, frame dictionary entry

Е.Н. Елина, канд. пед. наук, доц., КГПУ имени В.П. Астафьева, г. Красноярск,E-mail: elena-elina2008@yandex.ru

Т.П. Бабак, канд. филол. наук, доц., КГПУ имени В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: tpbabak@gmail.com

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ ВО ФРЕЙМОВОМ УЧЕБНОМ СЛОВАРЕ

В современной науке превалирующими парадигмальными принципами являются принцип антропоцентризма - изучения языковых фактов с учетом человеческого фактора и экспансионизма - междисциплинарности. На стыке областей научного знания возникили когнитивная лингвистика, лингвокульту-ролоргия, выдвигающие на авансцену науки изучение языка как отражение человеческой культуры. Современное понимание принципа антропоцентризма связывают с достижениями когнитивистики, занимающейся человеческим мышлением, способами получения, хранения и переработки знаний, которые хранятся в сжатом виде, то есть в виде когнитивных ментальных структур - фреймов. Идея применения когнитивных моделей в новом жанре учебного словаря заключается в представлении знаний о лингвокультуре в виде фреймов. Во фрейме заложена идея стереотипа, которая соотносится с культурой носителя языка. Попытка презентации лингвокультуры в рамках антропоцентрической парадигмы с учетом современных достижений когнитивной науки, лингвокультурологии, методики преподавания русского языка как иностранного, лексикографии во фреймовом учебном словаре представляется перспективной и актуальной.

Ключевые слова: антропоцентризм, экспансионизм, лингвокультурология, фрейм, лексикография, учебный фреймовый словарь, фреймовый способ отбора слов, фреймовая словарная статья

Современная наука характеризуется превалированием антропоцентрической макропарадигмы и множеством микропарадигм. Среди парадигмальных принципов в качестве основополагающих выделяют принципы антропоцентризма - изучения языковых фактов с учетом человеческого фактора и экспансионизма - междисциплинарности, то есть связи лингвистики с другими науками. На стыке областей научного знания возникают когнитивная лингвистика, этнолингвистика и лингвокультуролоргия как «новейшее «молекулярное» соединение в границах последней» [1]. Симбиоз методологического аппарата данных наук позволяет нетрадиционно представлять лингвокультуру в лексикографических

произведениях нового типа, в частности во фреймовом учебном словаре. Это и определяет актуальность тематики исследования.

Объектом исследования выступает лексикографическое произведение -учебный фреймовый словарь, предметом является новый формат представления лингвокультуры в данном типе словаря.

Целью настоящей статьи является демонстрация лингвометодиче-ского и лексикографического потенциала учебного фреймового словаря как средства презентации лингвокультуры в рамках антропоцентрической парадигмы с учетом современных достижений когнитивной науки, лингво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.