Научная статья на тему 'Развитие креативности дизайнеров в условиях досуга'

Развитие креативности дизайнеров в условиях досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / креативность / проектные методики / leisure / creativity / design techniques.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. Р. Галиуллина

В статье описан потенциал досуговой сферы в развитии креативности дизайнеров. В качестве примера разобран досуговый модуль развития креативности дизайнеров по программе «CREO». Данный модуль был реализован в Казанском государственном институте культуры для студентов специальности «Дизайн». Они посещали данный модуль в свободное от учебы время. Проведен формирующий и констатирующий эксперимент. Для оценки деятельности по развитию креативности методом тестирования по адаптированному тесту Э.П. Торренса была проведена оценка результатов по четырем параметрам: беглость, гибкость, разработанность и оригинальность. Проанализированы результаты деятельности по развитию креативности дизайнеров в условиях досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DESIGNERS CREATIVITY IN LEISURE

The article describes the potential of the leisure sector in the development of creativity of designers. As an example, the leisure module for the development of creativity of designers according to the CREO program was analyzed. This module was implemented at the Kazan State Institute of Culture for students majoring in design. Students visited this module in their free time from study. A formative and ascertaining experiment was carried out. For assessment of activities for development of creativity by method of testing in the adapted E.P. Torrens test, the assessment of results on four parameters was carried out: fluency, flexibility, readiness and originality. Results of activities for development of creativity of designers in the conditions of leisure are analysed.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности дизайнеров в условиях досуга»

3. Kantysheva A.A. Ispol'zovanie videokanala YouTube v obuchenii inostrannomu yazyku studentov 'ekonomicheskih vuzov. Sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo v usloviyah informacionnogo obschestva. 2018: 63 - 67.

4. Habryankina A.A. Metody ispol'zovaniya kanalov YouTube dlya obucheniya anglijskomu yazyku. Aktual'nye problemy sovremennoj lingvistiki i gumanitarnyh nauk: sbornik statej H-j Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Rossijskij universitet druzhby narodov. 2018: 216 - 223.

5. Parnikova G.M. Uchebnaya samostoyatel'nost' studenta neyazykovogo vuza: suschnost' i struktura ponyatiya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 5: 6 - 11.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10131

Galiullina E.R., Teacher, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: Galiullina_er@kazgik.ru

DEVELOPMENT OF DESIGNERS CREATIVITY IN LEISURE. The article describes the potential of the leisure sector in the development of creativity of designers. As an example, the leisure module for the development of creativity of designers according to the CREO program was analyzed. This module was implemented at the Kazan State Institute of Culture for students majoring in design. Students visited this module in their free time from study. A formative and ascertaining experiment was carried out. For assessment of activities for development of creativity by method of testing in the adapted E.P. Torrens test, the assessment of results on four parameters was carried out: fluency, flexibility, readiness and originality. Results of activities for development of creativity of designers in the conditions of leisure are analysed.

Key words: leisure, creativity, design techniques.

Э.Р. Галиуллина, преп., Казанский государственный институт культуры, г. Казань, E-mail: Galiullina_er@kazgik.ru

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

В статье описан потенциал досуговой сферы в развитии креативности дизайнеров. В качестве примера разобран досуговый модуль развития креативности дизайнеров по программе «CREO». Данный модуль был реализован в Казанском государственном институте культуры для студентов специальности «Дизайн». Они посещали данный модуль в свободное от учебы время. Проведен формирующий и констатирующий эксперимент. Для оценки деятельности по развитию креативности методом тестирования по адаптированному тесту Э.П. Торренса была проведена оценка результатов по четырем параметрам: беглость, гибкость, разработанность и оригинальность. Проанализированы результаты деятельности по развитию креативности дизайнеров в условиях досуга.

Ключевые слова: досуг, креативность, проектные методики.

Современные условия жизни человека значительно отличаются от условий жизни его предков. Метафора З. Баумана - «текучая современность» - передает специфику современности с ее подвижностью в различных сферахжизн и[1]. Следовательно, необходимо по-другому смотреть на современного человека, так как для того чтобы быть актуальным и соответствовать всем требовани я мобщже ства, человеку нужно постоянно развиваться.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества, подготовка духовно развитой, ваи риативно мыслящей, креативной личности, способной принимааьсрмостозтель-ные компетентные решения и нести за них ответственность [2]. Особенеоваж-ны названные качества для дизайнеров, так как они создают кроет0 анснеенную среду, визуальные коммуникации, предметы дизайна и т.д., козирыевлзиютна сознание и жизнедеятельность общества.

На сегодняшний день автор отмечает недостаток кре аазо ныакаееств у студентов специальности «Дизайн» и практикующих дизайнекне.Ж большинства дизайнеров проектирование продуктов дизайна происхооммсетуитсбао. Поэтому при изменении условий среды или эмоционально-оммхооогичесао-го состояния дизайнер не может выдавать эффективный и креативныйцо-зайн-продукт. Креативность как свойство личности можно тренировать с оол мощью творческих усилий, при освоении и использовании методов генерации идей [3].

Понятие креативности изучали следующие ученые: Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, К. Роджерс, Д.Б. Богоявленская, Б.Г. Ананьев, Э. де Боно, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, O.K. Тихомиров, Г. Уоллес, К. Урбан, Л.Ю. Сироткин, Д.Н. Боровинская, Н.А. Сырникова, З.Л. Тульженкова и т.д.

Развитие креативности в условиях социокультурной деятельности изучалось Хохловой Ж.Б., Опариной О.В., Михалевой О.Ю., Рыбниковой О.П. Однако тема развития креативности дизайнеров этими авторами не изучалась.

Научная новизна данного исследования заключается в развитии креативности дизайнеров с использованием адаптированных под специфику профессии дизайнеров социокультурных методов развития креативности.

Практическая значимость работы заключается в апробировании адаптированных под специфику профессии дизайнеров социокультурных методов развития креативности на основе реализации программы развития креативности дизайнеров «CREO». Констатирующий эксперимент показал эффективность реализации авторской программы.

Перспективность данного исследования заключается в возможности вне-дрениядосугового модуля по профамме«СРЕО» в учреивдениях допоонительно-гообразования, втвтуялтеих стуучсх придузад, гдл дмущтсттояттсн обрадо вание дизайнеров.

ра соЕадиолтм0 деньиультурно-дос^одчосфера обчядоетуяльшвм по-тчнииаломдяя рячтития каеатнвчозттдизоРнедчядооярыЯ заключаются в:

• свободных и гибких условиях, где дизайнер может развиваться в удоб-еое длояебям^еодуоетт^мующям еготмтрамлдоии;

м расширении мвоуяесаомзвитиячдмбчжгнотвоуямлтеыя связей дизай-неро в, оаетпечивтющие их лачесевен ну ю с оцаализадою л емяяддyт«eльч» сти;

• еамореатнзяцеи, тидоеидоаливациа с cMдpнвуoвaнидр готовчтсти к yчacчиюсc0цмунуу0змбчивlвlувнмя0знмт для ябщеятво уерепрвдтчоо [Я].

В2019 году нвмп Дом яеготнзооан доедговыйеоделч рaрммтизиpеатив-^с^мчтнеоойнеоов нвп^аммеоСРЕО», учадчниктме коео^гоедмти соуеенты 1 - я^рса обециальпосто «Яекидчльныя д^шHн» и «Декеpaддтву-прзкладное зворчнвтво» Дaзуенк0г0rocдб0ясувя00тга и нститута культуры. Были сформировав двмгдоиры: коняропьнаеи энопepимeнтальная. Проведен формирующий эксперимент. В качестве диагностики адаптированы тесты Э.П. Торренса [5]. Дан-ныeфoчмирующeгоэму«opименма «унезопы в табпА

Таблица 1

Результаты первого тестирования участников экспериментальной и контрольной групп

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

■ Экспериментальная группа

J Контрольна группа

16

13,56

14.43

11,67

9.86

9.56

9.67

8.72

Участники экспериментальной группы занимались усвоением методов генерации идей, их применением при решении практических задач, которые непосредственно развивают креативные качества личности. Креативные методики являлись частью проектной деятельности дизайнеров. Некоторые методы усваивались в групповой форме, а некоторые - в индивидуальном формате.

Были освоены следующие проектные методы, направленные на развитие креативности дизайнеров:

• метод проектирования «от формы к функции», или метод проектирования от обратного заключается в перестановке, перевороте. Данный метод необходим для слома установок, которые были даны ранее, для того чтобы мозг участников курса научился более гибко мыслить и таким образом создавать оригинальные идеи [6]. В результате проектирования с помощью макетной деятельности были созданы работы, которым участники смогли дать множество названий, так как многогранные формы были похожи на животных, космос, город и т.д.;

• метод проектирования «биоконструирование» заключается в переносе конструктивных и функциональных особенностей объектов бионики в объекты дизайна. Каждому участнику было дано индивидуальное животное. Были сгенерированы идеи: паук-вездеход по труднопроходимой местности с жилым модулем, божья коровка - малогабаритный летательный аппарат, рыбьячешу-я-покрытие для жилища с особой системой вентиляции и т.д.;

• структурирование мыслей методом «мыслительных карт» полезно применять на стадии разбора задания, выявления проблемы чпоискднапрдвления решения проблемы. Дизайнерам была предложена темаоОщесииеннытпдч-странств, при разборе которой были выявлены основные минусы и предложены решения;

• метод «мышление вшестером» развивает коммуникобельные сиоёдтва личности и учит анализировать проблему с разных сторон. Дизайнерам была предложена тема «Современная школа». Были озвучены основ ныд ироДвнмы, связанные со школой и предложены возможные усовершеусчоовандс оДраздвт-тельного процесса;

• метод проектирования «антропотехника» знакоминдозайнопов с адау-тацией дизайн-объектов к физиологическим данным человека и помогает создавать эргономические изделия. В результате проектирования дизайнерами было создано универсальное трансформируемое рабочее место;

• метод «абсурда» является методом, который необходимо использовать при неэффективности других методов генерации идей, при творческом кризисе и т.д. Данный метод оказался довольно сложным для понимания, поэтому был разобран на примере обычного стула;

• метод «интенсивное обсуждение» является отличным средством коллективной генерации идей при одновременном развитии коллективного взаимодействия участников, главным правилом которого является отсутствие критики на стадии генерации идей. Дизайнерам была предложена тема «Информационная война».

Кроме проектных методик мы использовали упражнения разминки, активизирующие ассоциативное мышление: «2 слова», «Бег ассоциаций», «Поче-мучная», «Прятки рисунков» и т.д. По итогам выполнения упражнений участники в первое время отмечали неловкость и скованность в мышлении и выражении своих мыслей. Но уже после второго занятия большинство поучаствовали себя свободнее и не стеснялись выражать свои мысли.

В конце каждого проектного дня участники курса получали домашнее задание в виде выполнения «Творческих пауз» и «Фокусирования», на которые каждый участник отводил не более 5 минут в день. Данные упражнения представляют собой паузы, в которых дизайнер останавливается и обращает внимание на предметы и явления вокруг себя. В «Творческой паузе» необходимо созерцать окружающую среду, не предпринимая никаких попыток ее изменить. При выполнении упражнения «Фокусирование» участникам необходимо намеренно

Таблица 2

Результаты второго тестирования участников экспериментальной и контрольной групп

заниматься генерацией идей, но при этом необязательно обращать внимание на качество этих идей, так как важно именно запустить процесс креативного мыш-ления[6]. Участникамибылаотмеченаосновнаясложность привыполнении дам ных упражнений, а именно «Вспомнить и сделать». Наиболее мотивированные учасиоикп регулкрновяволннл и^жкоеноо.

В коецесаждогоавмякия увчетникярефлереироваликяяволиелиянвеоуо которой анализировали собственное участие и роль других участников в проек-тировапкж.авмпчали навеокыыые удалва^ь наудаынеа, жо ив мвению, илемеевы оаиячис и г^[^ндлага;^ижЕ^(^Ч|жоо^(^(5 ик уеoвблеинcовмвроь.Бвl6и атминкны тлож-ности в освоении метода развития креативности - «метода абсурда». Участникам сывыcлoынноыюваяь месяниом ае^жнрстн елев,жoяеoмо6бъяcылнсeемнного метоеоо ыБеyсчещене.

По итогам проведения досугового модуля «CREO» мы провели диагностику caзннтияотoвчяcpeативнаc■гионооощиюaдaжтьррвaмногл диагвыпточ ескпгоое-отaЭlП.Tяореиса[б].MIжlпнпoс ьговали cлсытыщиe жoаезaжош: б eгтяcоиcпкс жо-собность продуцировать большое количество идей в заданный временной отрезок; оригинальность как способность продуцировать необычные, нестандартные идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо устоявшихся; гибкость как способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; разработанность как способность детально разрабатывать, усовершенствовать объект [7].

В результате диагностики контрольной и экспериментальной группы мы наблюдали отсутствие динамики у контрольной группы по показателям беглость, гибкость и разработанность и небольшие изменения по показателю оригинальность (табл. 2).

В экспериментальной группе мы наблюдали значительный рост по всем показателям, что доказывает эффективность реализации программы курса «CREO» реализованного в условиях досуга. Кроме того, участников особенно вдохновила коллективная проектная деятельность, в процессе которой происходило освоение методов генерации идей. Работа в группах предполагала обмен опытом, и в каждой группе работа была разной и корректировалась исходя из индивидуальных особенностей участников.

По итогам реализации досугового модуля по авторской программе «CREO» мы имели возможность реально наблюдать становление проектной компетентности, которая наблюдалась в умении участников выявлять и формулировать проблему, понимать ее практическую значимость, обозначать для себя цели проектной деятельности, последовательно организовывать свою работу, представлять и защищать результаты своей деятельности и заниматься рефлексией. И, что самое главное для нас, мы видели результаты развития креативности, которые заключались в более быстром и оригинальном мышлении участников.

Библиографический список

Бауман З. Текучая современность. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Available at: httpV/минобрнауки.рф

Галиуллина Э.Р Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности в развитии креативности дизайнеров. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, 18 мая, Казань, 2018.

Шамсутдинова Д.В., Турханова РИ. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики. Вестник КазГУКИ. 2012; № 3-1.

Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. Санкт-Петербург: Иматон, 1998. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Перевод с английского Д.Я. Онацкой - Минск: ООО «Попурри», 2005.

Шелестова Е.С. Технология формирования креативности студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

References

1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://minobrnauki.rf

3. Galiullina 'E.R. Organizacionno-pedagogicheskij potencial kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v razvitii kreativnosti dizajnerov. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih iprakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj 'elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18 maya, Kazan', 2018.

4. Shamsutdinova D.V., Turhanova R.I. Sociaíno-kul'turnaya i kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak samostoyatel'naya oblast' obschestvennoj praktiki. Vestnik KazGUKI. 2012; № 3-1.

5. Tunik E.E. Diagnostika kreativnosti. Test Torrensa. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Imaton, 1998.

6. Bono 'E. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Perevod s anglijskogo D.Ya. Onackoj - Minsk: OOO «Popurri», 2005.

7. Shelestova E.S. Tehnologiya formirovaniya kreativnosti studentov-dizajnerov v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 371.72 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10132

Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: kdd007@bk.ru

FUNCTIONS ARE THE MOST IMPORTANT STRUCTURAL COMPONENT OF THE THEORY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY. The article is considered as the most important structural component of the theory of social and cultural activity. The theory of socio-cultural activity is designed to study the patterns of activities of institutions of socio-cultural and cultural-leisure type, their relationship with society. In the article the author considers the system-forming nature of the functions of social and cultural activities as an integral system, where each structural component has its own specifics, despite the common goals. The system of social and cultural activity is science, theory, technology, practice and educational complex. Systematic functions of social and cultural activities from the standpoint of the theory to ensure the integrity of the theory and social practice.

Key words: functions of social and cultural activity, theory of social and cultural activity.

А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: kdd007@bk.ru

ФУНКЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена функциям как важнейшему структурному компоненту теории социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности предназначена изучать закономерности деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, их взаимосвязь с социумом. В статье автор рассматривает системообразующий характер функций социально-культурной деятельности как целостную систему, где каждый структурный компонент имеет свою специфику, несмотря на общность целей. Системность социально-культурной деятельности - это наука, теория, технология, практика и образовательный комплекс. Системность функций социально-культурной деятельности обеспечивает целостность теории и общественной практики.

Ключевые слова: функции социально-культурной деятельности, теория социально-культурной деятельности.

Современная теория социально-культурной деятельности представляет собой сложный понятийно-категориальный аппарат одной из ведущих специальностей педагогической науки.

Теория социально-культурной деятельности носит интеграционный характер, опираясь на общую педагогику и впитывая все другие специальности.

В то же время теория социально-культурной деятельности предназначена изучать закономерности деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типов, их взаимосвязь с социумом, ибо они и предназначены для реализации социального заказа населения в условиях свободного времени.

По Библеру В.С., теория представляет собой форму, которая находится вне трудовой деятельности.

В структуре всех теорий социально-культурной деятельности функции становятся одним из ведущих элементов.

В перспективе функции будут влиять на развитие теорий и одновременно видоизменяются вместе с теорией социально-культурной деятельности.

В теории социально-культурной деятельности функции рассматривались многими учеными.

По Л.М. Столович, «функция» предполагает наличие системы и ее составляющих компонентов, проявляющих активность. Эта позиция заслуживает внимания.

Однако в теории социально-культурной деятельности есть родовые функции, на которых базировались культурно-просветительная работа и культурно-до-суговая деятельность. Этот период базовых функций наиболее последовательно раскрыл В.М. Рябков [1].

Разработкой функций социально-культурной деятельности занимаются Киселева Т. Г и Красильников Ю.Д., которые считают, что «функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность» [2, с. 95].

На наш взгляд, такое понимание функций социально-культурной деятельности находится вне осознания государством, обществом, учеными и специалистами их полноценного влияния на воспитательное воздействие педагогического процесса в учреждениях социально-культурного типа.

Как мы уже отмечали, функции социально-культурной деятельности трансформируются в зависимости от государственной культурной политики как сово-

купности научных и практических положений, раскрывающих ее сущность в конкретных исторических условиях.

Поскольку социально-культурная деятельность - это способ фундаментального, доступного постижения мира, открытого для сознания каждого, можно определить основные и второстепенные функции на сегодняшний день. На наш взгляд, функция - это направление социально-культурной деятельности.

Воспитательная функция социально-культурной деятельности как была основной, так и остается, она определяет специфику остальных функций.

Воспитательное воздействие - это не автономное состояние, этой функции, ее педагогически регулирующий и оценочно-показательный механизм, определяющий направление воспитания: патриотическое, нравственное, эстетическое и др. Здесь важно подчеркнуть эмоциональное воздействие на сознание и поведение личности.

И конечно, важен угол зрения, точка зрения, позиция субъектов данного процесса в учреждениях социально-культурного типа.

Функция познания никогда не утрачивала своего значения независимо от повышения влияния средств массовой информации, Интернета, ибо учреждения социально-культурного типа.

Культура как высшее человеческое достижение, созданное человеком в процессе его исторического развития, - это и продуктивное, и плодотворное творческое начало, выражение творческого характера миропознания и человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функция социально-культурной деятельности позволяет всесторонне изучить человека в процессах создания и освоения реальности в совершенствовании образа жизни.

В общем, познавательная функция социально-культурной деятельности -это особая система знаний, фундаментально познающая человека, раскрывая его природный, социальный, культурный и интеллектуальный потенциал.

Поэтому познавательная функция социально-культурной деятельности наряду с воспитательной является составляющей всех других функций, поскольку основывается на педагогических закономерностях.

В учреждениях социально-культурного типа воспитание и познание осуществляется посредством овладения знаниями умениями и навыками организации и проведения массовых и групповых программ в постоянно действующих коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам, любительских объединениях, где участники проводят все свое свободное время. Здесь воспитывается их потребность в творчестве, мотивация к активной социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.