В целом содержание деятельности, которое нашло выражение в разработке билингвального учебно-методического комплекса, способствовало повышению квалификации преподавателей-билингвов, с одной стороны, и коммуникативных способностей обучающихся на 2-х языках, с другой.
Библиографический список
Модель, реализуемая в организации учебного процесса в билингвальной образовательной среде, и используемые технологии способствовали лучшей адаптации как преподавателя, так и иностранного студента. Качество результатов обученности значительно улучшилось. Модель развития билингвального образования в медицинском университете оказалась эффективной.
1. Безродная Г.В. и др. Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе. Медицина и образование в Сибири. Электронный научный журнал. 2008; № 2: 1 - 5.
2. Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Ленинград, 1972.
3. Клинг В.И. Организация образовательного процесса на кафедре. Барнаул: Издательство АГМУ 2009.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. Москва, 1956.
5. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. Москва, Высшая школа, 1989.
References
1. Bezrodnaya G.V. i dr. Principy kompetentnostnogo podhoda v medicinskom vuze. Medicina iobrazovanie v Sibiri. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2008; № 2: 1 - 5.
2. Rozencvejg V.Yu. Yazykovye kontakty. Leningrad, 1972.
3. Kling V.I. Organizaciya obrazovatel'nogo processa na kafedre. Barnaul: Izdatel'stvo AGMU, 2009.
4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. Moskva, 1956.
5. Haleeva I.I. Osnovy teoriiobucheniya ponimaniyu inoyazychnojrechi. Moskva, Vysshaya shkola, 1989.
Статья поступила в редакцию 23.03.20
УДК 379.81
Ryadnova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),
E-mail: [email protected]
Miroshnichenko Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
RESEARCH OF ACTIVITIES OF SUBJECTS OF RURAL SOCIAL-CULTURAL CLUSTER IN DEVELOPMENT OF LEISURE ACTIVITY OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF LAPYGINSKY RURAL TERRITORY OF BELGOROD REGION). The article is dedicated to an urgent problem of forming leisure activities for youth. Useful, constructive leisure not only forms a personality, develops its spiritual sphere, but also contributes to the upbringing of an active life position, creative development, and civic formation. Among the attractive projects in the aspect of the development of youth leisure activity, the creation of complex-type entities, such as socio-cultural clusters, can be especially noted. Such complexes play a significant role in the socio-cultural environment of rural territories, in a special way structuring this environment, offering new forms and technologies of cultural and leisure activities in working with youth. The authors investigate the conditions and possibilities of the rural socio-cultural cluster and substantiate its role in activating the leisure activities of youth. Problems are identified and ways to improve the activities of rural sociocultural cluster entities in working with youth of a specific rural area are identified.
Key words: leisure activity, youth, rural socio-cultural cluster, leisure, rural territory, cultural and leisure institutions.
С.А. Рядноеа, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород,
E-mail: [email protected]
Е.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород; E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КЛАСТЕРА В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЛАПЫГИНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Статья посвящена актуальной проблеме формирования досуговой активности молодёжи. Конструктивный досуг не только формирует личность, развивает ее духовную сферу, но и способствует воспитанию активной жизненной позиции, творческому развитию, гражданскому становлению. Среди привлекательных проектов в аспекте развития досуговой активности молодёжи можно особо отметить создание субъектов комплексного типа, таких как социально-культурные кластеры. Значительную роль такие комплексы играют в социально-культурной среде сельских территорий, особым образом структурируя эту среду, предлагая новые формы и технологии культурно-досуговой деятельности в работе с молодёжью. Авторы исследуют условия и возможности сельского социокультурного кластера и обосновывают его роль в активизации досуговой активности молодёжи. Выявляются проблемы и определяются пути совершенствования деятельности субъектов сельского социокультурного кластера в работе с молодёжью конкретной сельской территории.
Ключевые слова: досуговая активность, молодёжь, сельский социокультурный кластер, досуг, сельская территория, культурно-досуговые учреждения.
В современной социально-культурной ситуации наблюдается снижение досуговой активности среди молодого поколения. Юные россияне как социально-демографическая группа играют особою роль в жизни страны, так как решение перспективных задач во всех сферах жизнедеятельности будет осуществляться именно молодежью. Сегодняшние проблемы молодёжи - это проблемы завтрашнего общества. Исходя из этого, особо важным является изучение формирования их ориентиров, установок и социокультурных знаний, что эффективно может осуществляться в сфере досугового времени.
Культурный уровень молодых людей во многом обусловливается способом проведения ими досугового времени. Активный досуг молодёжи может стать основанием не только для её максимальной самореализации, но и условием для проявления инициативы, самостоятельности, решительности - качеств, необходимых в деятельности созидающей личности. Досуговая активность молодых людей раскрывает перед ними дополнительные возможности поиска наиболее интересных и полезных видов занятий и общественной деятельности.
Сельская молодежь, в сравнении с городской, имеет недостаточно возможностей выбора досуговых субъектов и форм, так как их численность в селе гораздо меньше. В этой связи кластерный подход к организации активного досуга молодёжи актуализируется. Посредством объединения ресурсов субъекты социально-культурные кластеров могут реализовать самые сложные задачи и решать имеющиеся на территории сельских поселений социально-культурные проблемы, в том числе воспитывать активную личность в сфере досуга.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный характер нашего исследования потребовал обращения к научным трудам авторов, в которых тема формирования досуговой активности молодежи получила разноаспектное освещение. Работы, отражающие специфику кластерного подхода, расширяют границы проблемы настоящей статьи.
Аксиологические и культуроформирующие аспекты досуга и досуговой деятельности молодежи освещены в трудах ГА. Аванесовой, О.Д. Дашковской,
Т. Кэндо, М.С. Либеровой, Б.Г. Мосалева, Г.А. Опарина, О.В. Понукалиной, Ю.А. Стрельцова, Б.А. Трегубова и других.
Сущность и потенциал социально-культурных кластеров, взаимодействие их субъектов в аспекте реализации различных социокультурных целей отражены в работах А.Б. Берендеевой, Т.И. Волковой, В.Э. Гордина, А. Личутина, М.В. Ма-тецкой, В.В. Прозерского, В.А. Пропер, Ф. В. Шутилова и других.
На основании анализа состояния проблемы в научных публикациях и изучения практического опыта развития досуговой активности молодежи в условиях социокультурных кластеров были сформулированы следующие противоречия:
- между потребностями общества в социально активной молодёжи и недостаточной разработанностью комплексного подхода и его реализации в практике социально-культурной деятельности;
- между объективно существующими возможностями сельских социально-культурных кластеров и недостаточным их использованием в работе с молодёжью по развитию их досуговой активности.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью научного обобщения и обоснования комплексного подхода к развитию досуговой активности молодежи и недостаточным использованием потенциала субъектов сельских социально-культурных кластеров на практике.
Научная новизна заключается в том, что в статье уточнена терминология проблемного поля в аспекте досуговой активности молодёжи; выявлены и конкретизированы проблемы формирования досуговой активности молодёжи в современной социально-культурной ситуации, обоснованы их причины; определен социально-культурный потенциал взаимодействия субъектов сельских социокультурных кластеров в развитии досуговой активности молодёжи; на основе кластерного подхода разработан и апробирован проект взаимодействия субъектов сельской социокультурной среды, направленный на развитие досуговой активности молодёжи, включающий целевой, организационно-содержательный и результативно-оценочный блоки.
Практическая значимость состоит в следующем: разработана многоуровневая система формирования досуговой активности молодёжи применительно к современной социально-культурной ситуации; выявлен и систематизирован материал по практике создания и деятельности сельских социокультурных кластеров на региональном уровне; на основе кластерного подхода разработани реализован проект взаимодействия субъектов сельского социокультурного кластера по развитию досуговой активности молодёжи.
Материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследква-тельской работе по проблемам развития досуговой активности молодёжи в сока-ально-культурной деятельности учреждений культуры; в совершенствовании взаимодействия и активизации ресурсов социокультурных кластеров, в том число на сельских территориях в процессе развития досуговой активности молодёа-и;в проектировании совместной досуговой деятельности организаций и учрежаанко социокультурного кластера по работе с молодёжью; в образовательном про цеско профильных вузов при изучении студентами дисциплин основного блока; л сн-стеме переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культук ры, а также информационно-методического обеспечения социально-культуреой деятельности.
Развитие социокультурных кластеров на территории Белгородской области обусловлено наличием всех необходимых для этого условий: богатого исторр-ко-культурного наследия; нормативно-правовой базы; разветвлённой сети социально-культурных институтов различного статуса; обеспеченности отрасли иула-туры профессиональными кадрами и материально-техническими ресурсамир]. Каждая территория располагает необходимой инфраструктурой, объеди некар субъектов которой в значительной степени усиливает эффективность соцеаль-но-культурной деятельности с различными возрастными группами населен ри[р].
Лапыгинская сельская территория является административно-территорнс альной еденрцейСтарооскольскогогородскогоокруга, включающая всебр четыре села:Лапыгрно,Курское,Новокладовое,Бочаровка. Адмрндстратрвный центр - село Лапыгино. На территории Лапыгинского сельского поселенияатзс дав вективнорн^кциову^етеа^ев^ьтур-в,- сласте^вовтавкооА^-рвходят саодующи е субъекты (рис. 1).
Ад мини страция Лапыгинской сельской территории
Т '
Социокультурный кластер Лапыгинской сельской территории
I
Центр культурного развития Лапыгинской сельской территории
Модельная библиотека № 25
ФАП
Основная общ еобразовательная «Курская школа»
Центральным звеном социокультурного кластера в аспекте развития досу-говой активности молодёжи является Центр культурного развития Лапыгинской сельской территории.
Центр культурного развития Лапыгинской сельский территории входит в состав муниципального казенного учреждения культуры «Федосеевский культур-но-досуговый центр». Полное название культурно-досугового учреждения - Муниципальное казенное учреждение культуры «Федосеевский культурно-досуго-вый центр» Центр культурного развития Лапыгинской сельской территории, МКУК «Федосеевский КДЦ» Лапыгинский ЦКР
Деятельность Лапыгинского ЦКР регулируется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Управления культуры администрации Старооскольского городского округа.
ЦКР не является юридическим лицом.
Модель управления учреждением культурно-досугового типа имеет линейную структуру, которая приставлена на рис. 2.
Рис.1.Субъекть1социокультурногокластераЛапытнскойсельскойтерритории
Рис. 2. Структура управления Центра культурного развития твсызинккои аатускт3 аерриторвл
Основная цель деятельности Центра культурного развития: возрождение, икортнениез рнснсстзкрсьиуры ис Лапыгтзскаи керьскойтси|ниторла,реализс-ция ир^нди«и^оук^^з^я моиаика».
Див ррклтзытии вышеуказанной цели осуществляется ряд задач: органи-кация дитугр л итдыхи населения сельской территории; создание условий для развитилтииромско^л^иктивы и кворческогосамоауфажнния; ретширения и актмлноииспользуввстеркэдсенаискредств л фирм оргкдикадтн дтлдговой ркятeшинoнси; масширениеспеккро рульмнтрыхинлун окcенlению; ориентоцис ^боты ЦКР на удовлокаиевыкезапрокоы трзлииныx-в^пн еннелeнит; ^ботс дтсборр л ииxpмлeсалслоддееoвнaрoдныгeбызд нсварины, краеведческого снаl-oмcтвyсыиeлe нкнинлнтeИ территсмиы с Лапы-гинской землей, памятными местами, природой, историей, традициями и обыча-тиз-шылвеи^ ытсытлизoста;HaпpлPleнкpя зaилpтиеизоe маиериалькых цесностейДома к^и^ьсд^н- ^в^^к^-^кpoнкeeннтстоирсктв 0рдн^"^и^л датеи смыыeдeжи, нaплaвпeннoeкoфopмиpтвынинскккa, прильа пpeкулиыoro; оапоыьзыныниу в прс^к^^^с^е лымpeыкpрзьютppныx ииlслиeимыднекalх ттрнлнмгми, возмpжирнрeй формидосеаия смт-eтeнныx баи ко втынныри арксачв ^форма-Ыииpe^lичн0ro типэ; питвp-онлинрepивorooбиaзи ыиннс;аeвлoимнлeекирслеe-кт-мааcмвуювыбoралюлый с окллзисвыкыми физичискинс сезмoжнонрнрн; раз-[кт^аиа ин н ооывсрнкишмeтoдoвсфывыlыaбoтыcнeceлeтиeм с иип ольктитерeм иередоитго екаlрeмро-иeеyльлявнoх иаыла<дeний [3]
Пpыoлирeлзоlле иаплаи1енянoсдeятeeиыocтс ЦП к-ингиоик^ЙPЫJ^^J^l^с^й территории являются:
- ылкpни^^м^ кyыьроpтт-ымcлroвoйдоиоeдикocpд;
- рореинo-нpтлвтрeзкиe фордиpoвизее и ыоспитаник двсзроа^;
- еиитидecкoe иворчеирио;
- ыидoжритеeннo-еслeтдиeоккририпитaниe нивли-нк^
м ираеве^ние, етзиoждeниeиртзлиовиeыPдиыаыткои к^^л^^^й к^^-иыиг^^с^к^д^^с^лан;
- работа с детьми, молодежью, семьей, ветеранами, пожилыми людьми через укрепление народных, семейных, духовных традиций передаваемых из поколения в поколение;
- возрождение и сохранение традиционной народной культуры Старо-оскольского городского округа, реализация в рамках областных целевых программ, постановлений, распоряжений.
Количество молодёжи в%-м соотношении составляет 19,41%. Развитие досуговой активности этой возрастной группы находится в поле зрения всех субъектов социокультурного кластера, где инициатором и основным реализатором направления является ЦКР Лапыгинской сельской территории. В процессе планирования работы с молодёжью проводится опрос и тестирование школьников и студентов для выявления их интересов и запросов в досуговой деятельности.
По результатам опросов определяются традиционные формы работы: детские и молодёжные дискотеки, утренники, игровые, спортивные, развлекательные, конкурсные программы, а также разрабатываются новые направления и формы, такие как молодежные квесты, батлы и др.
Развитие досуговой активности молодёжи сельской территории предполагает активное сотрудничество с образовательными учреждениями и службами по
профилактике правонарушений на территории. В этом направлензр ЦКРЛиоы-гинской сельской территории тесно взаимодействует с другими србъткркнккуль -ского социокультурного кластера: школой, ФАП, библиотекой, храмом, женским советом территории.
Для молодёжи и подростков проводятся тематические проф-кмы, беседы с медработниками, диспуты, агитпредставления по профилактике курения, употребления наркотиков, алкоголя, психотропных веществ: «Твой выбор», «укзр хочешь быть здоров», «СПИД - это страшно». Мероприятия «на ть(ьекиую тему», помогают проводить сами молодые люди. Агитпредставление на тему наркомании «Твой выбор» произвело впечатление на старшекластоикор, потому что услышали не привычные назидания взрослых, а важные слова из уст своих сверстников. Мероприятия по пропаганде толерантности, такие как: акция «Дерево толерантности», диспут «Этот многоликий мир», неделя толерантности «Мы вместе», также нашли отклик у большого количества молодых людей сельской территории. Интересной формой стало создание «Дерева толерантности», которое в последующем было выставлено на обсуждение, на нем старшеклассники прикрепляли свои эпитеты. Результатом мероприятия стала демонстрация правил хорошего тона и отношения к окружающим [4].
Развиваются и пополняются вокальные коллективы, например, образцовая студия эстрадного вокала «Поколение NEXT», где занимается дети и молодежь. Солисты студии получили дипломы лауреатов III степени в открытом телевизионном международном проекте «Таланты России», городском конкурсе «Золотой голос Оскола», «Юность Оскола». В ЦКР Лапыгинской сельской территории для молодежи в возрасте от 15 до 24 лет функционируют 6 формирований творческой направленности, которые посещают более 100 участников.
Особенно тесными являются связи культурно-досуговогаукреладен-я к библиотекой, которая размещается в здании ЦКР Лапыгинской сельской территории. В аспекте формирования досуговой активности молодёжиьровоурикясо-вместные культурно-досуговые программы, информационно-прокретртрласкрр и другие мероприятия. Из всего перечня культурно-досуговых прог (амм,лроркррн -ных для молодёжи, совместно с библиотекой организовано более 4К%.
Налажена система работы Центра культурного развитияЛкетрнсккт сельской территории с субъектами здравоохранения. Проводя тс-едо-тые столы для молодёжи, также медицинские работники оказывают помощь п ри организации массовых культурно-досуговых программ, осуществляя дежурство во время их проведения. В совместной работе реализуется такоокнк°авлрнсу, как профилактика антисоциальных проявлений в молодёжной средр«0кк-мирование отношения молодых людей к здоровому образу жизни. Совместно со школой, библиотекой, администрацией, участковым и другиьн ст^рруракн ведется работа по профилактике правонарушений среди под ровккооимьтк-дёжи.
Таким образом, на основании анализа планово-отчётной документткез ЦКР Лапыгинской сельской территории можно сделать следующио леВДнееи-тельные выводы. Многообразие форм культурно-досуговой детнельнести дль молодёжи в аспекте развития их досуговой активности осуществляется на основе традиционной и современной культуры и выполняет важную социальную функцию. Участие молодёжи в культурно-досуговых мероприятиях способствует самовыражению и развитию личности независимо от места и характера работы, а также служит важным средством социально-психологической адаптации в обществе. Субъектами сельского социокультурного кластера постоянно ведётся поиск оптимальных путей реформирования существующих форм работы с целью оптимизации условий для реализации досуговых потребностей молодого населения Лапыгинской сельской территории, которое всё чаще вовлекается в творческую деятельность.
В тесном сотрудничестве работают все субъекты социокультурного кластера, осуществляя свойственные им функции и виды деятельности на основе многосторонней договоренности [5]. Активнее становятся творческие связи с другими коллективами района и области. Основными направлениями в работе с молодежью являются мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени [6]. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха.
Для более объективного анализа состояния молодёжного досуга в сельсаой социально-культурной среде нами было проведено двухэтапное исслчдование. На первом этапе для исследования была определена экспертная группа в количестве 50 человек, в состав которой вошли представители всех сельск ьх сунъек-тов, так или иначе участвующих в организации досуга молодежи. Опросник состоял из семи вопросов, целью которого являлось выявление отношения экспертов к организации досуга сельской молодёжи и возможности его оптимизации.
Второй этап исследования был направлен на выявление досугоуые интересов молодежи с. Мелихово и степень их удовлетворенности. В исследовкние участвовали представители различных возрастных групп молодёжи в обчцаокот личестве 100 человек. Молодёжь, участвовавшая в анкетировании, представлена следующими возрастными рамками: 14 - 20 лет (35 человек); 21 - ч5ует(о5 человек); 26 - 30 лет (30 человек).
Порезультатамисследованиябылоолределено следующее. Большинство участниковэкслертной группыотметели, уто досчн молодёжи соньукыдигород-ской социально-культурной среды, безусловно, отличается. Отличия, по мнению оприониулаек, уаязддд лгаличентвлмрдчаулбразвыхелцьельно-а^тт^ных институтов; развитием материально-технической базы учреждений, организующих досуг молодёжи; творческой активностью представителей молодого поко-ленуа и проч.
Да всьуос«Кеччалто изьу моллёлтвоес Ваша стдунтето чЦКР Лоеотинэкав сельской территории в организации досуга молодёжи?», были получены результаты (см. диагр. 1).
Де^нуома 1
Взаимодействие ЦКР с другими субъектами сельского социокультурного кластера в организации досуга молодёжи
И урукеомкрчеуьр ы те бкщее 3-4 рмо у оетяц н те бкщее 2-х рмо у оетяц и те бкщее кдткпк рмом у оетяц
Как виовл из снлфаммы.ряо cлOъeклатыольеraгcБeци-жоыьееытe-а дб остаюсуя в еторснл ли оопрааод ьоеддёжнльэ досугу чал, бе^н
локно, сдоныволодя елэффеккиччoвте эелBоояеюльноьти.HaиЭооeоеl<тьтеыде учасниками организации досуга молодёжи являются: ЦКР Лапыгинской сельской тер^то^е, Мэделаоля лкбшклтеео№25, срэдоял общааДдозевасеоииая даола, OeукoветчлвоьCнeтлнляЛнcпoдня. MeщееыlгтеьБыли вттflмеипel<тлнчшоютcе такие субъекты, как ФАП, коммерческие структуры. Недостаточно активными в ертп-ка^и дocлrюнолoдожи яклоюуеодуэотьеяуня тартуои^натные д ритла-зонии иoтоолкБиддерзв.
Несмотря на недостаточную активность субъектов сельского социокультур-лага клг^^но^^, бAвыiJикдттл киpaшитaкБыс(0P%)задeеиш,чс« кдддуллекоы ылнжнылнпъ збшдHсттльaныч п иклeccроpraыкеaе«кедсyф еэнктra0еюлддeжи.
По степени участия субъектов социально-культурной среды мы получили щлоднюмащтaчоилл (уб, ддоф. а-.
Два фомма 2
Степень участия субъектов сельского социокультурного клаотера Лапыгинекой территори в организации молодёжного досуга
60
■высокая ■средняя
К ДАжалению.дыдуговыевопрддытрадиционнд нахадятдя впове зрения учреждений, н^идва^ь^ых,псдуты,п^с^1уп<^т^внять во<^ып^ерьине, раиви^^азщдв, коммуникативные и другие функции. Считаем, что данные вопросы должны ре-едавнряу о дм елтвымдус илпнми^<^^х субъдкаов кл астея а> и однаиз п<)ые^1^ы^вта ыл ыл^всю^ио дрппддлджадь вв^давл месгмсыо см^пьу^^едо.
Систематическая работа с молодёжью вышеуказанных структур дает по-ыoжвдeкрлнlеpртyлытвмрl, ато оиходия ытвожеыпев уraикдтнoй оценке специа-аистос. Вмлжшинсамыо^ашивоеын1я-Р2% далрйыуыгyю0ккркд (1 ВС - КСЫ) оргадсзщма до^гаыолодёши Лаыыыинсроь юльуa0йуымpит0кнр.д асвь дертов -е0,Ы%срсрила сс^стояннад^адга маподожиндо - 5В%; смпзаюснызуим уровень досуга молодёжи 11,2% участников опроса.
С|зеди нричвы, енижадв^укадеетвомолодёжваго нс^с^й
дельагаВтер риоорны,былд е: цуыевту ноефвнaьявдoвa-
ние культурно-досуговой деятельности; недостаточная развитость спортивных ыубъектов; еacяииикдтнмвыюдëжиддлyывы. ^^(^ы^ыышсжтотенцсальные воз-мекьoляиыl<cпоpянlвасPT в сседею пео^н- ДиаФ.ев
ниокая
0
Диаграмма 3
Молодые люди понимают сущность досуга и рассматривают
Условия оптимизации досуга молодёжи Лапыгинской сельской территории
создание досуговых и творческих молодёжных проектов
поддержка досуговых инициатив молодёжи
включение молодёжи в общественные формы деятельности
сотрудничество межу всеми субъектами сельской СКС
создание рекреационных зон и спортивных площадок
улучшение качества деятельности СДК
Врезультате анализаответов быловыявлено,что особое внимание участники экспектной группы уделяют развитиюспортивно-рекреационнойдеятель-тости средилолодьве.Нехвалта обаруднваннекптащадок.рафеа^оиныхзее деастуиыалезе ао ммпгее ситжтет досувовийухзможпосаи ыаалкрОжт.Леи-лыте данной ммгоо еыиваыитлленorloввlcихв»aчвсьовьзло/ожтово дос^
с пагннткидуамеё таньaльвл-чyлвоypнаД стаде.
Таким образом, регулирование досуговой деятельности молодёжи Лапы-пвнскпй сраоьывр уащнавпин в сс^нпаоирних ^ссппиах пдервoл^гхыо идизере-ниа в ^(воро^т^в^^вт нсвмем элементов между собой. Повышение культуры лич-новло квзоел-но врэи соье^енстоовтние условвйпроизводктна, лизни и б ыте, доисга пр^^'^^^ламенноBcpевтl,мpитpтoльнон ыьнoвытyховйoйкиврттоы■ Фермн^ве^к^е/^р^с^втогш мпла лнпноpтиcпoтoPотыpeсйлвыштнию п^т^^^^о ттновнапросьо,н»имтлиромщиировтитие №щестненьсьттеле! кульнвры. Иее-нопни^^т и в соотзеиств и ен одмы иуракила трю/лимонн огоита целн^^^ь^^с^га ч^тиактфЫ| снотьгlнетивopтнья, вьдущвм к /^ио^мсьдЕ^^нр^^ывтго мирт че-йювpпa.
Результаты исследования состояния молодёжного досуга среди представи-педвИ ыеааoежтсь тттов^с^оыи вчиногом сагмаcтювей т рекулинатеггв ¡^^снкьзоис^гт опроса.
На винное: тжеаoо Всшн œюuтооьо>котьmюpлыопompеOлocmu л^кОмт/тря н yЫoвтсmвoанеuр в лeеваюoттpe<Эи?т большня тасоь сре-
дн оймитплт raK^^^i^p^^H^i^i ответов, как «выход в
Монетнии, усорил мльдвернавз лнажитлльитйоeoвиl<и»,«лабoтаoрттоoвныx секцж, нздо^с^и^^^ь^г^я раУота, работукружков»,«келььурный еедыых.ваОоеа ув^лзден н^лвт^) ы», «иозоажиооть каммтьткaийй». Да инавгоооряв т том, что п келроиою деизывьнoиKт.ийтиеныBноeдемoеoсажь иепдтывоат н^т^^еОтон^ингев ^|^кшенстрд^евии/^осуговой среды.
Диаграмма 4
Место проведения до сыа молодёжью
и ЦКР
и бшблшmтекю м дню
и улшцю, друзья
его в ценностно-смысловом значении. На вопрос: «Досуг для Вас - это...», молодёжь ответила, что это сфера для творческого развития и самосовершенствования; время для отдыха; время для неформального общения с друзьями; время для размышления над смысложизненными вопросами. Следовательно, можно сказать, что современная сельская молодёжь понимает личностное и общественное значение досугового времени и считает его не пустым времяпрепровождением, а площадкой для реальных дел и личного самосовершенствования и развития.
Ответы на вопрос «Где чаще всего Вы проводите свой досуг?» представлены следующим образом (см. диагр. 4).
Значительная часть молодёжи проводит досуг неформальным образом, с друзьями на улице. Это является важной проблемой для организаторов досуговой деятельности всех субъектов сельского социокультурного кластера Лапыгинской сельской территории. Неорганизованный досуг может иметь деструктивный потенциал, последствия которого будут весьма неутешительны.
По мнению респондентов, ведущая роль в организации досуга молодежи играет сама молодежь (так считают 60% опрошенных), а также учреждения социально-культурной среды села (35%). Роль государственных органов в организации досуга молодёжи отметили 5% респондентов. Интересен тот факт, что все эксперты от органов местного самоуправления отметили, что муниципалитеты иквк ютнсмрл оважную роль в организации досуга сельской молодёжи. Видна необходимость регулярного проведения мониторинга общественного мнения мо-тодоти с цеюью формирования эффективной системы организации ее досуга.
Молодыми людьми, участвующими в анкетировании, были даны следую-щиерекомендации по оптимизации досуга молодежи:
а) «стоит присмотреться к самой молодежи, понять, что интересует совре-мрнноюlрoлoдежь и попытаться учитывать это при организации досуга»;
б) «для самой активной учащейся молодежи разработать систему скидок и бслплатыых приглашений на дискотеки и другие платные мероприятия для молодёжи»;
в) «алаличить финансирование молодежных программ»;
г) совершенствовать работу спортивно-оздоровительной направленности ришди мклловжи;
е) повысить информирование о досуговых мероприятиях молодежь в СМИ.
Таимл еаразом, по данным исследования можно сделать выводы. Следует создать систему мониторинга общественного мнения молодежи о ее досуговых паeднoюсeннях и интересах, что позволит оптимизировать затраты ресурсов органов местного самоуправления и региональных властей в сфере организации косо мосотежи.
Необходимо активизировать работу всех субъектов сельского социокультурного кластера по организации молодёжного досуга на основе социально-творческого партнёрства и взаимной поддержки.
Учикыва я пожелания молодёжи, необходимо расширить досуговые возможности посредством оборудования спортивных площадок, открытия спортивных субъектов и создания рекреационных зон. Сохранение сельских социально-культурных территорий невозможно, если не будут изменены досуговая активность н ^локил жизни сельской молодёжи, отток которой в города будет продолжаться. Необходимо выводить на новый уровень жизнь сельской молодежи. Сегодня главным становится формирование умений и способностей учиться и изменять жизнь в лучшую сторону. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных технологий. Инновационная настроенность педагогов, руководителей культурно-досуго-вых учреждений, административных органов, представителей коммерческого и торгового сектора лишь на изменение содержания и объема проводимых мероприятий не даст желаемого результата.
Взаимосвязанные усиления субъектов сельского социокультурного кластера, активизация каждого кластерного компонента в процессе развития досуго-вой активности молодых людей станет залогом эффективного результата в этом направлении. Необходимо совершить поворот всего процесса социально-культурного развития молодежи в сельской местности к творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности через форму досуга как сферу свободы, деятельности и творчества.
Библиографический список
1. Андросова Н.О. Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области. Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2012;Выпуск19, №2 (121):171-180.
2. Муниципальнаяпрограмма«Развитиекультурыиискусства Старооскольскогогородскогоокруга».Available at: http://depfinoskol.ru/content/rashody-po-municipalynym-programmam-v-celom
3. Гречанникова Л.В. Формы и методы адаптации музыкального фольклора в деятельности МБУК «Журавлёвский СДК» Белгородского района Белгородской области. Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития: сборник докладов Международной научно-практической конференции (врамкахУШнаучно-творческих«Маничкиныхчтений»).Белгород,БПИИК,2019:393-397.
4. Мирошниченко Е.В., Штанько Е.С. Характеристика игровых форм социально-культурной деятельности учреждений культуры по формированию ценностных ориента-ций подростков. Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции.Пенза:МЦНС «НаукаиПросвещение», 2019:253-256.
5. Кудрова Т.А. Развитие социокультурных кластеров территорий: теоретический и нормативно-правовой аспекты. Available at: https://articulus-info.ru/wp-content/ uploads/2018/12/6_2018p
6. Усова И.А., Платонова Ю.В. Проблемы профессиональных компетенций сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2014: 134 - 136.
References
1. Androsova N.O. Usloviya i predposylki sozdaniya sociokul'turnogo klastera v Belgorodskoj oblasti. Nauchnye vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2012; Vypusk 19, № 2 (121): 171 - 180.
2. Municipal'naya programma «Razvitie kul'tury i iskusstva Starooskol'skogo gorodskogo okruga». Available at: http://depfinoskol.ru/content/rashody-po-municipalynym-programmam-v-celom
3. Grechannikova L.V. Formy i metody adaptacii muzykal'nogo fol'klora v deyatel'nosti MBUK «Zhuravlevskij SDK» Belgorodskogo rajona Belgorodskoj oblasti. Narodnaya muzykal'naya kul'turarusskojprovincii:problemy sohraneniya irazvitiya: sbornik dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (v ramkah VIII nauchno-tvorcheskih «Manichkinyh chtenij»). Belgorod, BGIIK, 2019: 393 - 397.
4. Miroshnichenko E.V., Shtan'ko E.S. Harakteristika igrovyh form social'no-kul'turnoj deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury po formirovaniyu cennostnyh orientacij podrostkov. Nauchnaya diskussiya sovremennoj molodezhi: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «Nauka i Prosveschenie», 2019: 253 - 256.
5. Kudrova T.A. Razvitie sociokul'turnyh klasterov territorij: teoreticheskij i normativno-pravovoj aspekty. Available at: https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2018/12/6_2018p
6. Usova I.A., Platonova Yu.V. Problemy professional'nyh kompetencij sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2014: 134 - 136.
Статья поступила в редакцию 14.03.20
УДК 373.5
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF RELATIONSHIP OF COGNITIVE STYLES, TYPES OF THINKING AND CREATIVITY OF ADOLESCENTS IN THE LEARNING PROCESS. The
article discusses problems of finding the relationship of individual indicators of cognitive styles of adolescents with their types of thinking and creativity, substantiates the relevance of the study with reference to modern trends in the study of cognitive styles in conjunction with various indicators, their impact on the learning process and gives the basic theoretical principles of empirical research. The authors show that there is a relationship between the cognitive style field-dependent / field-independent and the types of thinking and creativity in adolescents. It is proved that subjects who make decisions and are guided by their knowledge and experience, and not by external reference points, which are more successful in the intellectual sphere of activity, including in the learning process, and not in the interpersonal, who perceive the "picture" significantly more structured (i.e., the perceived object, the qualities of the object are perceived independently, separately from other objects, the qualities of these objects, perceived simultaneously with this object), have an artistic mindset and prefer the image countable type of thinking.
Key words: cognitive styles, types of thinking, creativity, adolescents, learning, learning activities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье обсуждаются проблемы поиска взаимосвязи отдельных показателей когнитивных стилей подростков с их типами мышления и креативностью, обоснована актуальность исследования со ссылкой на современные тренды изучения когнитивных стилей во взаимосвязи с различными показателями, их влияние на процесс обучения и приведены основные теоретические положения эмпирического исследования. Авторами показано, что существует взаимосвязь между когнитивным стилем полезависимость/поленезависимость и типами мышления и креативностью у подростков. Доказано, что испытуемые, которые при принятии решений ориентируются на имеющиеся у них знания и опыт, а не на внешние ориентиры, которые более успешны в интеллектуальной сфере деятельности, в том числе в процессе обучения, а не в межличностной, которые воспринимают «картинку» значительно более структурировано (т.е. воспринимаемый объект, качества объекта постигают самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, осознаваемых одновременно с этим объектом), обладают художественным складом ума и предпочитают образный тип мышления.
Ключевые слова: когнитивные стили, типы мышления, креативность, подростки, обучение, учебная деятельность.
Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью современного общества в комплексном изучении человека, в выявлении взаимосвязей свойств всех уровней его психической организации и ее влияние на обучение. В настоящее время существующие информационные технологии и методы обучения быстро развиваются. Наряду с этим укрепляется научная позиция, усиливающая центральную роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека. Количество исследований когнитивных процессов и объема накопленных данных в этой области постоянно растет, также как и изучение их взаимосвязи с различными сторонами образовательного процесса и учебной деятельности.
Во второй половине двадцатого века направление исследований когнитивных способностей приобретает особое значение, связанное с изучением когнитивно-стилистических характеристик, выражающееся в проявлении индивидуальных различий между людьми в предпочтительных способах восприятия, организации и обработки различной информации. В частности, изучалась связь между некоторыми параметрами когнитивных стилей с особенностями коммуникации и поведения в группе (П.Н. Иванов), тревожностью (M.A. Гулина, E.JI. Коробова), уверенностью (Е.В. Головина, Е.Л. Коробова), нерешительностью и склонностью к риску (Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г Скотникова), экстраверсией (H.A. Буравлева, Г В. Турков), эмоциональной устойчивостью (Е.Л. Коробова, И.П. Шкуратова), точностью распознавания эмоциональных состояний других людей (В.В. Безменов, В.В. Овсянникова), свойствами темперамента (С.Э. Па-
рилис, Ю.А. Попов, В.М. Русалов), самооценкой (Е.Л. Коробова, И.П. Шкуратова), используемыми психологическими защитами и копинг-стратегиями (A.A. Алекса-польский, Е.Л. Коробова). Проведенные исследования, задавая векторное взаимодействие между отдельными показателями, позволяют нам также исследовать возможность взаимосвязи между характеристиками когнитивного стиля, мышлением и креативностью.
Подростковый возраст с точки зрения его психологического содержания является поворотным моментом в развитии мышления и обновления структуры учебной деятельности и способности к обучению, подготовки к выбору профессии. В этом возрасте мышление становится более организованным и последовательным, оно характеризуется глубиной и тщательностью мысли, отмечено растущим развитием теоретического мышления, развитием словесно-логического или абстрактного, творческого мышления. Проблеме развития мышления в подростковом возрасте следует уделять пристальное внимание, поскольку мышление является основой интеллекта, а проблема его развития актуальна для определения продуктивного подхода к интеллектуальному воспитанию подростков.
С приходом подросткового возраста, по мнению Л.Г Петровой, происходит изменение в особенностях мышления: появляется «конвертируемость» мышления, то есть способность изменять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию объекта; возникает притягательность к общим теориям, формулам; стремление к теоретическому мышлению считается возрастной особенностью; формируются личные концепции политики, философии, формулы счастья и люб-