Научная статья на тему 'Формирование социальной активности учащейся молодежи как проблема современного образования'

Формирование социальной активности учащейся молодежи как проблема современного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
549
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / активность / социальная активность / критерии эффективности работы / качества и эффективность образования / знания и умения / youth / activities / social activities / criteria of overall performance / quality and efficiency of education / knowledge and ability

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хамзаев Хакназархушмирзаевич

В статье рассматривается понятие социальной активности и анализируется возможность принятия в качестве критерия эффективности работы высшего учебного заведения уровня проявления социальной активности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the concept of social activities is considered and the possibility of acceptance of student's social activities manifestation level as the criterion of overall performance of a higher educational institution is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности учащейся молодежи как проблема современного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Х. Х. Хамзаев

В статье рассматривается понятие социальной активности и анализируется возможность принятия в качестве критерия эффективности работы высшего учебного заведения уровня проявления социальной активности студенческой молодежи.

In article the concept of social activities is considered and the possibility of acceptance of student's social activities manifestation level as the criterion of overall performance of a higher educational institution is analyzed.

Ключевые слова: молодежь, активность, социальная активность, критерии эффективности работы, качества и эффективность образования, знания и умения.

Key words: youth, activities, social activities, criteria of overall performance, quality and efficiency of education, knowledge and ability.

Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности: (а) участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели; (б) проявление личностных качеств в деятельности; (в) общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

Социальная активность - высшая форма активности. Обычно термин «социальная активность» используется для обозначения как интенсивной деятельности людей в определенной системе общественных отношений, так и способности к ее осуществлению. Являясь такой способностью, социальная активность существует как сложное интегральное качество. Она выражает не какую-либо отдельную черту, а всю совокупность черт жизнедеятельности, являясь концентрированным выражением их главного качества - социальнодеятельностной сущности.

Активные действия личности, направленные на созидание новых прогрессивных форм общественной жизни, могут быть рассмотрены как проявления социальной активности личности. У студентов проявления видов активности связаны с их социальным статусом. Студент становится субъектом, способным целенаправленно, планомерно преобразовывать окружающую действительность и самого себя. Ведущей потребностью личности студента является деятельность в коллективе. Поскольку источником активности являются потребности, то деятельность в коллективе как потребность выступает основой дальнейшего развития студента и одновременно одной из существенных форм ее проявления. Социальная активность студентов представляет диалектическое единство объективной и субъективной сторон, которые взаимодействуют, взаимопроникают, взаимовлияют друг на друга. Объективная ее сторона определяется социально-экономическими условиями жизни общества, условиями существования вуза, условиями учебной и профессиональной деятельности. Субъективная сторона характеризуется как осмысление этих условий и выражается творческим

403

проявлением таких качеств личности студентов, как инициативность, ответственность, предприимчивость и др. Важно, чтобы новая система общественного воспитания опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей личности, закономерностей ее становления и формирования с тем, чтобы педагогически организованное руководство воспитанием школьника мотивировало его активную работу по самовоспитанию путем самостоятельных и ответственных поступков. Результатом воспитания личности в современных условиях в контексте ведущих направлений воспитания выступает сформированность гражданственности, социальной активности, жизненной позиции выпускника школы, готовности строить добрые человеческие отношения в коллективе (трудовом, студенческом и т. п.). Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека, в небезразличном отношении старшеклассника к общественно-политической жизни родного края, стремлении к участию в жизни города, республики, страны, к позитивному изменению действительности. Социальная активность личности предполагает не конформистское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше.

В качестве педагогических основ развития социальной активности личности в процессе обучения выступают следующие положения:

(а) социальная активность личности формируются в процессе социальнопедагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

(б) важным показателем сформированности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями; (в) развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне; (г) развитие социальной активности личности стимулируется прогнозированием перспектив общественного прогресса.

Структура мотивов социальной активности - это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей. Структурный подход к пониманию мотивов социальной активности молодежи позволит ответить на ряд вопросов, касающихся различных аспектов мотивации, а именно:

(1) какова представленность и степень выраженности мотивационных компонентов в структуре мотивов социальной активности у разных групп молодежи (юношей и девушек, старшеклассников и студентов), то есть какова совокупность потребностей, инициирующих активность, и целей, которые эти потребности удовлетворяют; (2) каковы особенности структуры мотивов социальной активности молодежи в зависимости от проявляемых форм

404

социальной активности; (3) какова специфика ценностных ориентации, социальных установок и психологических отношений личности, системы ее интересов и склонностей, ее самооценки и уровня притязаний, а также знаний, навыков и умений в определенном виде социальной деятельности, которые в конечном итоге определяют форму социальной активности молодого человека и направленность его социального поведения в целом; (4)какими будут особенности структуры мотивов социальной активности молодежи в зависимости от уровня проявляемой социальной активности, а именно, какие мотивы в мотивационной структуре личности являются ведущими и каким образом они взаимосвязаны с уровнем социальной активности личности.

Список литературы

1. Боровик В. С. Активность социальная // Социологическая энциклопедия: в 2 т. - М.:

Мысль, 2003. Т. 1. - С. 24-26.

2. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд.

- М.: Мысль, 2003. - 694 с.

405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.