ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает подготовка специалистов способных оперативно реагировать на происходящие изменения, выстраивать собственную образовательную траекторию и профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного общества, а также преодолевать жизненные трудности за счет активизации внутренних резервов и личностного потенциала.
Формирование социально активной личности является, по сути, ответом системы образования на радикальные изменения, происходящие в сферах материального и духовного производства, на рынке труда, в профессиональных структурах, области социальных коммуникаций.
Анализ современных государственных документов федерального и регионального уровня (Закона Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025 года, городской целевой программы развития образования «Столичное образование - 6» на 20122016 годы) позволяет определить основные изменения и тенденции в сфере образования, которые актуализируют внедрение методики и технологии формирования социально активной личности будущего специалиста. К таким изменениям относятся следующие процессы и тенденции:
глобализация рынка труда и профессий, активное использование информационно-коммуникативных технологий;
возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни специалиста, неустойчивость в сфере профессии, временность работы, что требует от выпускников способности действовать в ситуациях неопределенности;
усиление роли личностного развития и усложнение задач профессионального совершенствования.
Анализ вышеперечисленных основных тенденций сферы образования показывает, что в современных социально-экономических условиях востребована модель подготовки выпускника интегрального типа [4].
В психологии социальная активность зачастую рассматривается как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности, существует как внутренняя готовность к действию, либо как отношение - более или менее энергичная
самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
Социальная активность в педагогике соотносится с понятием «общественная активность». В современной педагогической науке под общественной активностью понимают «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [2]. Применительно к учащейся молодежи она предполагает воспитание у личности организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью.
Анализ научной литературы и авторских подходов к определению сущности изучаемого явления (В.Ф. Бехтерев, В.Г. Бочарова, Т.Г. Емельянова, И.П. Подла-сый, М.И. Рожков, В.П. Ростовский, З.М. Тепсаева, В.С. Торохтий, В.Л. Хайкин, Н.И. Шульга и др.) позволил выделить общие характеристики категории «социальная активность»:
взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной деятельности; изменение социальной среды и субъекта взаимодействия (принятие им на себя ответственности);
свойство (интегративное, морально-волевое качество) социального субъекта; освоение законов общества, культуры, социального опыта и использование их на практике;
способ поведения социального субъекта;
внутренняя готовность к действию (социально-полезным действиям); проявление субъектом сверхнормативной деятельности (энергичной самодеятельности, инициативности);
деятельное отношение человека к жизни в обществе;
творческое выполнение заданных обществом функций (в деятельности), создание социальных инноваций;
наличие внутренних мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно-значимые потребности.
Исследование сущностной характеристики социальной активности позволило определить ее как устойчивое интегративное качество личности, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации.
Формированию качеств студента, характеризующих его как социально активную личность в образовательном учреждении способствует:
достижение уровня развития когнитивных процессов, обеспечивающих готовность к выполнению учебно-профессиональной деятельности, осознание уровня освоения социального опыта;
способность управлять эмоциональным состоянием, высокая избирательность эмоций, их зависимость от факторов среды, а также влияние оценки и самооценки на собственное поведение;
возраст и социальные условия, наиболее активно способствующие превращению интересов личности в фактор действия, познания, целеполагания и преобразования действительности, что в конечном итоге позволяет развивать «вкус» к социальной деятельности;
включение в учебно-профессиональную деятельность, что обеспечивает активный процесс становления тех практических умений, навыков и компетенций,
которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей;
включение личности в широкие многосторонние связи с обществом: самореализация в коллективе, освоение разнообразных социальных ролей; усложнение сферы общения, рост потребности в признании и одобрении со стороны сверстников.
Социальную активность студента следует рассматривать как интегративное качество личности, представляющее собой целостную систему социальных знаний, оценочных суждений и переживаний, мировоззренческих установок, поступков, ориентированных на проявление самостоятельности и инициативы; направленное на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности; проявляющееся в гуманистических, деловых и гражданских качествах личности.
Анализ научной литературы и реального опыта по проблеме формирования социальной активности студентов педагогических профессий позволил выделить ряд условий, соблюдение которых ведет к структурированию и оптимизации этого процесса.
Одним из наиболее общих и важных педагогических условий формирования социальной активности современного специалиста выступает социально-педагогическая компетентность педагогов образовательного учреждения, представляющая собой составляющую его профессиональной компетентности. Социально-педагогическая компетентность, как сложное интегративное образование, включает совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, личностных качеств, взглядов и убеждений, позволяющих специалисту свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества.
Следующим педагогическим условием выступает использование педагогами образовательного учреждения в своей практической деятельности потенциальных возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства формирования социальной активности студентов.
Данное условие включает в себя как социально-педагогическую компетентность педагогов, так и представленность высокого уровня социальной активности в структуре личности сотрудников учреждения образования.
Педагоги в процессе формирования социальной активности студентов выступают в качестве особых агентов социализации, так как имею целью нейтрализовать негативные факторы социализации, решая при этом задачи социального воспитания. Педагог должен оценивать социальную активность конкретного студента через призму структуры имеющегося у него социального опыта, а социальный опыт -через потенциальные возможности его освоения личностью.
Педагог, выступая в качестве субъекта процесса формирования социальной активности студентов, следовательно, должен обладать знанием диагностики и активизации имеющихся у студентов ресурсов осуществления учебной и внеучебной деятельности, а также знанием собственных возможностей и умением преобразовывать личностные ресурсы в действенные поддерживающие программы.
Необходимым педагогическим условием формирования социальной активности выступает вовлечение студентов в многофункциональную социально-ориентированную внеучебную деятельность.
Важной особенностью внеучебной деятельности является ее четко выраженная воспитательная и социально-педагогическая направленность, т.е. опора на социальную среду в достижении педагогических целей. Внеучебная деятельность
направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования активности и успешного социального развития личности.
Организацию внеучебной деятельности следует осуществлять в трех взаимосвязанных процессах:
организации социального опыта, связанного с формированием социально-воспитательного пространства образовательного учреждения и направленного на активное освоение его студентами;
образования студентов, социально-воспитательный аспект которого заключается в систематическом социальном обучении, социально-педагогическом просвещении, стимулировании самообразования;
индивидуальной помощи, направленной на формирование способностей принимать эффективные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям.
Процесс формирования социально активной личности студента предполагает определение и учет потенциала внеучебной деятельности учреждения образования. Эта деятельность реализуется в следующих направлениях: раскрытие, развитие и использование социальных способностей студентов и педагогов; формирование индивидуальных практических знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретной профессиональной трудовой деятельности; активное потребление социального опыта, культуры. Она обеспечивает более интенсивную социализацию студентов, близость к профессиональной среде, социальным отношениям, ведущей к глубокому развитию профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.
В качестве одного из педагогических условий также может выступать обеспечение поэтапного формирования социальной активности студентов во внеучеб-ной деятельности. Поэтапное включение студентов во внеучебную деятельность осуществляется на основе учета целей профессионального образования, воспитания и формирования личности будущего специалиста, гражданина, свободной личности и предполагает направленность на формирование структурных признаков социальной активности: когнитивного, оценочно-эмоционального, мировоззренческого, поведенческого.
На когнитивном этапе осуществляется процесс формирования у студентов знаний о социальной действительности, дающих сведения об особенностях социального общения, способах взаимодействия с социальной средой, формах проявления активности. На данном этапе необходима организация процесса формирования у студентов самостоятельности и устойчивости суждений о социальных нормах, регулирующих взаимоотношения людей, формирования умений давать содержательную характеристику социальным, нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении. Социальные, нравственные знания становятся для личности основой для решения учебных, профессиональных и, главное, жизненных задач.
Оценочно-эмоциональный этап заключается в формировании личностного отношения к проявлению социальной активности. На данном этапе организуется формирование оценочных суждений и эмоциональных отношений студентов к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам, наблюдается сущность субъективного отношения к деятельности.
Восприятие и интериоризация социальных норм, ценностей, а также выработка собственных отношений, ценностей невозможны только на когнитивном
уровне и предполагают активную роль эмоций в этом процессе. Эмоции личности отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, значимости своего поведения в той или иной социальной деятельности. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности, ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями.
Мировоззренческий этап предполагает формирование у студентов целостного представления о социальной активности как необходимом качестве личности, вследствие возникновения внутренней готовности руководствоваться заданными принципами и нормами поведения.
Мировоззрение социально активной личности раскрывает ее жизненную позицию, программу поведения и действий, что является необходимым условием для определения уровня социальной активности. Данный этап должен характеризоваться наличием таких признаков, как:
системность убеждений личности, в которых наблюдается функции эмоционального и рационального компонентов;
широкий диапазон убеждений студентов, когда возникает целая система убеждений, связанных с их будущим положением как членов общества, что в большей части, обусловлено получаемой профессией;
проявление убеждений в личностных особенностях студентов (ответственности, уважительном отношении к другому человеку, толерантности и т.д.).
Поведенческий этап нацелен на формирование устойчивого социально активного поведения, проявляющегося в любых ситуациях и основанного на возникших сознательных навыках и привычках. Показателем социальной активности на данном этапе выступают ориентация действий студента на социально одобряемые нормы, ценности, суждения, убеждения, а также устойчивость и самостоятельность линий поведения, наличие социальной позиции личности.
Предпринимая определенные действия, проделывая те или иные операции, студент проявляет свое отношение к общественно значимой деятельности, другим людям и социальным группам, к самому себе, занимая те или иные социальные позиции. Показателями социальной активности личности на данном этапе также могут выступать активная жизненная и гражданская позиции; выбор моральных образцов поведения; активное участие в общественных делах образовательного учреждения, коллектива; участие в студенческом самоуправлении; организаторские и коммуникативные способности.
Данное педагогическое условие - обеспечение поэтапного формирования социальной активности студентов - ориентировано на отбор эффективных форм и методов работы с личностью в зависимости от уровня сформированности у нее этого качества.
Реализация представленных условий требует повышенного уровня социальной активности педагогического коллектива образовательного учреждения, общекультурной и специальной подготовки педагогов. Конечным результатом организуемой деятельности по формированию социальной активности студентов выступает личностное образование, включающее совокупность структурных признаков (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), качества будущего специалиста (гуманистических, деловых и гражданских) и социальный опыт личности.
Литература
[1] Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности - М.:МПГУ, 2009.
[2] Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.
[3] Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие) / В.Л. Хайкин. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000.
[4] Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8.
Моров А.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Одной из важнейших задач, стоящей перед российской системой образования на протяжении последних лет, является необходимость соответствовать стремительно изменяющимся реалиям социально-экономической жизни в стране. Появление и развитие рыночных отношений, отказ от плановой экономики, расширение возможностей индивидуальной экономической инициативы требуют от вузов адаптировать свои образовательные продукты под формирование нового образа выпускника: энергичной и конкурентоспособной личности, готовой успешно добиваться своих целей в реальной рыночной среде.
Известно, что более половины выпускников российских вузов работают не по специальности [1]. Это подчеркивает первоочередную важность тех дисциплин, что формируют будущего специалиста как личность, дают ему универсальные умения самоактуализации и самореализации в рыночной среде. Негосударственные вузы, традиционно более динамично реагирующие на требования экономической действительности, уже отразили данную тенденцию при формировании пакета дисциплин по выбору.
Данная тенденция еще ярче прослеживается в секторе дополнительно образования, где слушатели «голосуют рублем», выбирая те вузы и специальности, которые предлагают наиболее мотивирующий учебный контент: курсы, направленные не столько на развитие понимания конкретных операций, сколько на формирование универсальных управленческих умений, позволяющих менеджеру эффективно решать самые разные задачи в своей профессиональной деятельности.
Максимальные возможности по удовлетворению запросов клиентов предлагают краткосрочные образовательные продукты, предполагающие выдачу сертификатов установленного вузом образца. Такие программы часто создаются под запросы корпоративных заказчиков, и их программа формируется в тесном сотрудничестве с самими будущими слушателями курса или их работодателем. В результате бизнес-продукты дополнительного образования часто являются уникальными, оказывают значительное влияние на репутацию вуза в деловом сообществе, создают и поддерживают профессиональные контакты и играют важнейшую роль в формировании имиджа образовательного учреждения. Вопросы удовлетворенности клиентов качеством бизнес-продуктов, таким образом, оказывает непосредственное вли-