Научная статья на тему 'Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования'

Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / социальная активность / подросток / образование / учреждения дополнительного образования / activity / social activity / teenager / education / institutions of further education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Мехдиева Ирада Джахангир Кызы

Современный мир характеризуется как изменчивый, меняющийся, динамичный, непостоянный во всех гуманитарных исследованиях. Данная позиция заставляет по-новому посмотреть на фундаментальные дефиниции, традиционно закрепленные в сознании человека. К таким феноменам относится социальная активность. Особый исследовательский интерес представляет социальная активность подростков, поскольку с одной стороны она должна закладываться в семье, с другой – она должна иметь место в системе ценностных ориентаций современных молодых людей, способных и готовых передать их следующему поколению. Однако в современных публикациях все настойчивее и пугающе доказывается позиция о ломке и трансформации социальной активности у российской молодежи. Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подростков является особо значимой и постоянно находится в центре внимания государства. Целью данной статьи является описание эмпирического исследования отношения современной молодежи к социальной активности. Так же, статья посвящена поиску новых форм организации социальной активности подростков в условиях учреждений дополнительного образования. Актуальность исследования обусловлена современными требованиями о необходимости обеспечении социальной активности подростков. В результате проведения исследования были выделены основные группы социальной активности подростков, определены этапы работы по организации социальной активности, а также предложены примеры заданий. Описанный способ предполагает как теоретическое, так и практическое обучение и призван обеспечить социальную активность подростков на всех этапах исследования. Это, в свою очередь, позволит достичь более высокого уровня сформированности такого компонента коммуникативной компетенции подростков, как компетенция педагогического слушания, в результате чего существенно повысится эффективность профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Мехдиева Ирада Джахангир Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The modern world is characterized as changeable, dynamic, impermanent in all humanitarian studies. This position forces us to take a fresh look at the fundamental definitions traditionally enshrined in the human mind. Such phenomena include social activity. The social activity of adolescents is of particular research interest, since on the one hand it should be established in the family, on the other hand, it should take place in the system of value orientations of modern young people who are capable and ready to pass them on to the next generation. However, in modern publications, the position about the breakdown and transformation of social activity among Russian youth is being more and more persistently and frighteningly proven. For modern pedagogical science, the problem of forming the social activity of adolescents is particularly significant and is constantly in the center of attention of the state. The purpose of this article is to describe an empirical study of the attitude of modern youth to social activity. Also, the article is devoted to the search for new forms of organizing the social activity of adolescents in the conditions of additional education institutions. The relevance of the study is due to modern requirements for the need to ensure social activity of adolescents. As a result of the study, the main groups of social activity of adolescents were identified, the stages of work on organizing social activity were determined, and examples of tasks were proposed. The described method involves both theoretical and practical training and is designed to ensure the social activity of adolescents at all stages of the study. This, in turn, will make it possible to achieve a higher level of formation of such a component of the communicative competence of adolescents as the competence of pedagogical listening, as a result of which the effectiveness of the teacher’s professional activity will significantly increase.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования»

Формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования

Комиссарова Татьяна Сергеевна,

профессор, доктор педагогических наук, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» Е-таИ; tsk@mail.ru

Мехдиева Ирада Джахангир кызы,

преподаватель кафедры педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Е-таН: irada_mekhdieva@mail.ru

Современный мир характеризуется как изменчивый, меняющийся, динамичный, непостоянный во всех гуманитарных исследованиях. Данная позиция заставляет по-новому посмотреть на фундаментальные дефиниции, традиционно закрепленные в сознании человека. К таким феноменам относится социальная активность. Особый исследовательский интерес представляет социальная активность подростков, поскольку с одной стороны она должна закладываться в семье, с другой -она должна иметь место в системе ценностных ориентаций современных молодых людей, способных и готовых передать их следующему поколению. Однако в современных публикациях все настойчивее и пугающе доказывается позиция о ломке и трансформации социальной активности у российской молодежи. Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подростков является особо значимой и постоянно находится в центре внимания государства. Целью данной статьи является описание эмпирического исследования отношения современной молодежи к социальной активности. Так же, статья посвящена поиску новых форм организации социальной активности подростков в условиях учреждений дополнительного образования. Актуальность исследования обусловлена современными требованиями о необходимости обеспечении социальной активности подростков. В результате проведения исследования были выделены основные группы социальной активности подростков, определены этапы работы по организации социальной активности, а также предложены примеры заданий. Описанный способ предполагает как теоретическое, так и практическое обучение и призван обеспечить социальную активность подростков на всех этапах исследования. Это, в свою очередь, позволит достичь более высокого уровня сформированности такого компонента коммуникативной компетенции подростков, как компетенция педагогического слушания, в результате чего существенно повысится эффективность профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: активность, социальная активность, подросток, образование, учреждения дополнительного образования.

о с

и

со см о см

Дополнительное образование является одним из важнейших факторов развития личности молодого поколения для улучшения их социальной активности. На современном этапе развития общества социум ставит одной из главных задач наиболее активное включение личности в дальнейшее взаимодействие. Образование необходимо рассматривать как систему, способную сохранять, передавать и отражать историко-педагогический опыт, также трактовать его относительно новых инновационных тенденций [2, с. 21]. В педагогической системе проблема развития социальной активности молодого поколения уже многие годы является одной из главных. Идеальный процесс воспитания и снижение уровня социальной активности подростков происходят в результате продолжительной дестабилизации современной жизни. Социальная активность рассматривается как одно из важных качеств личности. Ее формирование происходит «в деятельности, которая характеризуется общественно-значимыми мотивами и направлена на получение общественно ценного результата» [3, с. 282].

Новые ценные ориентиры приобретаются подростками в результате включения в деятельность системы дополнительного образования и расстановки приоритетов. Недостаточная изученность проблемы социальной активности подростков была определена в результате анализа исследовательской деятельности. Исследование данной проблемы строится на теоретическом анализе «социальной активности» как категории науки и опыте практической деятельности, направленной на формирование социальной активности подростков в системе дополнительного образования.

Социальный заказ в системе дополнительного образования, определенный федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктриной «Наша новая школа», ориентирует учреждения дополнительного образования на развитие социальных качеств молодого поколения.

Сегодня происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что отражается и на образовательном пространстве и вызывает новые трудности и проблемы. Социальная значимость образования в настоящее время обусловлена существенными изменениями в социальных и экономических отношениях. В свою очередь данный факт привел к «необходимости поиска новых моделей и технологий, направленных на развитие образовательных систем и в большей степени системы дополнительного образования» [6, с. 2].

Дополнительное образование, рассматривающееся как часть социокультурного пространства, способствует социализации молодого поколения благодаря разработке и внедрению вариативных образовательных программ. Данные программы в свою очередь способствуют развитию воспитательного процесса в социально-педагогической практике. В системе дополнительного образования существует множество различных видов педагогической деятельности. Однако, одной из наиболее актуальных стоит рассматривать проектную деятельность, в которой происходит формирование социальных норм отношений, ориентированных на общечеловеческие ценности.

в результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было выявлено, что на сегодняшний день социальная активность подростков в системе дополнительного образования остается частично разработанной. По мнению Семеновой Е.Г., «личность всегда активна». Ее активность проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности, и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Следовательно, «подросток является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, в какой он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности» [9, с. 38]. Несмотря на это, в системе дополнительного образования в течение многих лет наблюдается тенденция к усилению образовательных акцентов, что, в свою очередь, ослабляет ее воспитательные функции. Критерии оценки эффективности процесса профессионально-нравственного развития обусловлены логикой и структурой данного процесса, определяющиеся через его содержание [8, с. 395].

Удовлетворение запросов конкретных подростков в результате использования потенциала их свободного времени достигается благодаря индивидуально-личностной основе деятельности учреждения дополнительного образования. Согласно концептуальным положениям методологического подхода, подростковый возраст отличается особыми характеристиками, которые способствуют не только побуждению к саморазвитию, но и к осмыслению явлений действительности. Именно поэтому в качестве результата данного процесса, который характеризуется высоким уровнем социализации личности, «стоит рассматривать участие подростков в социокультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования» [9, с. 39]. Сегодня в развитии системы дополнительного образования наблюдается этап становления основы формирования современного воспитательного пространства, рассматривающегося как среда позитивного индивидуального и активного развития личности. Однако, социализация является основным и главным процессом включения индивида в общество. Социализация способствует овладению подростком определен-

ной социальной роли, а иногда и несколькими ролями, а также нахождению своего места в обществе и своих возможностей для самореализации.

В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре государственная молодежная политика как часть социальной политики функционирует с 2011 года. Учреждения дополнительного образования Югры, активно принимают участия во всех запланированных и специализированных программах и проектах, вовлекая в работу молодое поколение, тем самым включая их в социальную среду, что способствует определению их места в структуре общества.

На основе результатов исследований В.В. Зин-ченко [1], Л.Н. Макаровой [5], Т.И. Левкиной [7] нами были определены компоненты и показатели социальной активности подростков. Определены уровневые характеристики социальной активности и методики изучения уровня социальной активности.

Изучение проблемы формирования социальной активности подростков в системе дополнительного образования основано на опыте автономной некоммерческой организации «Центр тренинга «Модуль».

В Концепции развития дополнительного образования отмечается, что «в дополнительном образовании познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности» [4, с. 3].

В структуру Центра входят 3 отдела: охрана психологического и физического здоровья граждан, социальная и культурная адаптация мигрантов, профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.

Образовательные программы дополнительного образования реализуются в очной форме, с применением дистанционных технологий. Освоение дополнительных образовательных программ в очной форме осуществляется непосредственно в центре или на базе образовательных организаций города. При организации образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования, осуществляемой на площадках Центр, используются традиционные формы обучения. Данная реализация осуществляется как в объединениях по интересам, так и индивидуально. В результате использования традиционных форм в обучении используются следующие виды занятий: лекции, семинары, практикумы, экскурсии, выставки, экспозиции, акции, походы и другое. В качестве объединений по интересам рассматриваются кружки, лаборатории и т.д., сформированные из групп обучающихся одного возраста, в разновозрастные группы, которые выступают в качестве основного состава объединения (табл.).

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

Таблица. Количественные данные по обучающимся АНО ЦТ г. Нижневартовска «Модуль» в 2022-2023 учебном году

Количество обучающихся/ количество групп Возрастная категория

1 год обуч. 2 год обуч. 3 год обуч. 4 год обуч. 5 год обуч. и более СУЗЫ 8-9 класс 10-11класс

2686/218 1091/94 411/39 225/20 190/18 3320 207 907

ИТОГО: 4603 / 389 Из них обучающиеся по программам ФГОС: 2224

о с

U

со см о см

В центре тренинга в 2021-2022, 2022-2023 учебных годах реализовывалось более 40 дополнительных общеобразовательных программ по шести направленностям.

75% программ реализуются для подростков среднего профессионального образования; уровни освоения содержания образовательных программ - общекультурный, углубленный и профессионально-ориентированный.

Педагоги используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии.

Наиболее используемыми технологиями являются технологии развивающего обучения, группового обучения, здоровьесберегающие и технология обучения в сотрудничестве, технологию системно-деятельностного подхода, как основу федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из приоритетных направлений в работе педагогов Центра является проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся. Отмечается ежегодное увеличение количества обучающихся, вовлеченных в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

В основе работы педагогов Центра лежит принцип: «каждый обучающийся - талантлив, надо помочь ему найти свой талант». Основным методом является создание ситуации успеха для каждого подростка. Таким образом, даже очень средний подросток, которого трудно рассматривать, как перспективного для занятий, например, научно-исследовательской деятельностью, может прийти в учреждение дополнительного образования и добиться не просто хороших результатов, а результатов выдающихся (рис. 1).

94

-г 100 -|

о .т. 95 -

>s ¡И 90 -

ш « 85 -

о rn 80 -

ч о 2£ 75 -

80

70

2021-2022 уч.г. 2022-2023 уч.г.

Рис. 1. Количество подростков, занимающихся проектной, исследовательской деятельностью за 2 года

Наибольший интерес среди подростков наблюдается к научно-исследовательской деятельности. Проекты, которые представляют подростки, нацелены на решение конкретных задач, а результаты их

исследований представляются на мероприятиях различного уровня. Востребованность работ оказывает большое значение на реализацию полученных знаний, умений, творческих стремлений. Привлечение молодого поколения к проектно-исследовательской деятельности способствуют формированию мотивов к разработке и реализации новых проектов, дальнейшему личностному росту, самореализации в социально-значимой деятельности.

Например, занимаясь проектной деятельностью по программам естественнонаучной направленности, подростки учатся определять значимость экологического состояния окружающей среды, критически оценивают свои поступки и поступки других людей по отношению к природе, соблюдают правила и нормы поведения в природе, рационально пользуются её ресурсами.

Для решения поставленной цели и задач были разработаны программы «Экология цветоводства», «Экология», «Мониторинг городской среды», в которых представлен блок практической деятельности, что обеспечивает непрерывность экологического образования.

Проект «Экологическая среда. Настоящее и будущее» был представлен на форумах различного уровня. В результате реализации проекта участниками Центра тренинга, реализовывалась работа по озеленению территорий, в результате чего улучшился эстетический вид и санитарное состояние территорий, значительно увеличилось количество зелёных насаждений.

Следует отметить, что, все эти программы способствуют формированию социальной активности молодого поколения. Проводя время в данных центрах, подростки не только приобретают новые знания в рамках образовательных программ различной направленности, но и активно принимают участие в мероприятиях различного уровня, поэтому в практику социального проектирования могут быть вовлечены все обучающиеся, не зависимо от социального статуса.

При изучении деятельностного компонента социальной активности в течение года для подростков создавались ситуации учебной, досуго-вой и общественной деятельности, где предполагалось проявление выделенных показателей действенного критерия социальной активности. На занятиях и во внеурочной работе предлагалось участие в деятельности в различных формах по желанию.

Педагоги осуществляли наблюдение и фиксацию результатов по количеству возможных про-

явлений социальной активности среди молодого поколения, а также ситуаций, которые происходили специально или стихийно. Проанализировав результаты общения с педагогами и родителями, был сделан вывод, что наиболее пассивным видом деятельности является организация социально значимого досуга и организация общественной деятельности. Повышение социальной активности подростков, а также успехи в каждом из видов деятельности необходимо осуществлять посредством увеличения занятости подростков в большем количестве деятельностей. Результаты проведенного исследования показывают, что повышение уровня социальной активности и успех в различных социально значимых проектах зависит от активной занятости молодого поколения в социальном проектировании.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что социальная активность подростков находится на невысоком уровне, а выраженность социально значимой деятельности незначительна.

Для характеристики состояния работы по развитию социальной активности в учебно-воспитательном процессе центра дополнительного образования было проведено анкетирование среди 20 педагогов. В результате получены следующие данные: 88,5% педагогов считают, что развитию социальной активности подростков способствует участие в реализации социально-значимых проектов (Всероссийский и окружной юниорский лесной конкурс «Подрост», Региональная научно-практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», XIX окружная научная конференция молодых исследователей, XVII региональная студенческая и школьная научная конференция, и другие); 67,8% испытуемых установили основным критерием вовлечения молодого поколения в волонтерской деятельности; 82,5% педагогов придерживаются мнения, что средствами, способствующими эффективной социальной активности обучающихся является такой метод как, тренинговые занятия: направленные на развитие социальных навыков (69%), формирование коммуникативных, жизненно важных умений (72%), социальной инициативы и лидерских качеств (86%).

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к пониманию того, что необходимо разработать и апробировать технологию формирования социальной активности подростков в процессе проектной деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть положительными в случае ее активного внедрения в практику системы дополнительного образования.

Литература

1. Зинченко В.П. Развивающее образование [Текст]-М.:- Т. 1. - 2002. - 448 с.

2. Ибрагимова Л.А., Мехдиева И.Д. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образова-

тельном учреждении // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2019. С. 20-23.

3. Истрофилова О.И., Салаватова А.М. Проблемы формирования социальной активности подростков в психолого-педагогическом аспекте.// Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых, А. В. Кандаурова. - Тюмень-СПб.: Изд-во ТО-ГИРРО, 2022. - C. 281-286.

4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р г. Москва). URL: ipA1NW42XOA.pdf (government.ru) (доступ свободный).

5. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир, 2000. - 20 с.

6. Линкер Г.Р., Кругликова Г.Г., Кантеева Е.А. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 2, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (доступ свободный).

7. Макарова Л.Н. Развитие социальной активности старшеклассников в процессе воспитания ответственного отношения к учебной деятельности. Автореф. Дис.канд. пед. наук. - М.,1985. С. 16

8. Мехдиева И.Д. Профессионально-нравственное развитие как педагогическая категория // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск, 2019. С. 395-398.

9. Семенова Е.Г. Особенности развития активной личности подростков в социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей / Е.Г. Семенова // Среднее профессиональное образование: науч.-метод журн. - 2010. - № 8. - С. 37-40.

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Tatyana S. K., Mehdieva I. J.

Pushkin Leningrad State University, Nizhnevartovsk State University

The modern world is characterized as changeable, dynamic, impermanent in all humanitarian studies. This position forces us to take a fresh look at the fundamental definitions traditionally enshrined in the human mind. Such phenomena include social activity. The social activity of adolescents is of particular research interest, since on the one hand it should be established in the family, on the other hand, it should take place in the system of value orientations of modern young people who are capable and ready to pass them on to the next generation. However, in modern publications, the position about the breakdown and transformation of social activity among

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

aspect.// Problems of pedagogical innovation in vocational education: Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference / Responsible. ed. N.N. Surtaeva, S.V. Krivykh, A. V. Kandaurova. - Tyumen-SPb.: Publishing house TOGIR-RO, 2022. - pp. 281-286.

Concept for the development of additional education for children (Order of the Government of the Russian Federation dated September 4, 2014 No. 1726-r, Moscow). URL: ipA1NW42XOA.pdf (government.ru) (free access).

Levkina T. I . Nurturing the social activity of children and adolescents in institutions of additional education in the process of artistic and creative activity: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Vladimir. state ped. univ. -Vladimir, 2000. - 20 p.

Linker G.R., Kruglikova G.G., Kanteeva E.A. Modern aspects of training future teachers for organizing summer holidays for children // World of Science. Pedagogy and psychology, 2020 No. 2, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (free access). Makarova L.N. Development of social activity of high school students in the process of cultivating a responsible attitude towards educational activities. Author's abstract. Dissertation candidate ped. Sciences. - M., 1985. P. 16

Mehdieva I.D. Professional and moral development as a pedagogical category // Culture, science, education: problems and prospects: Materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Nizhnevartovsk, 2019. pp. 395-398.

Semenova E.G. Features of the development of the active personality of adolescents in the sociocultural activities of institutions of additional education for children / E.G. Semenova // Secondary vocational education: scientific method journal. -2010. - No. 8. - P. 37-40.

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CO

CM

CM

CM

z

34

Russian youth is being more and more persistently and frightening-ly proven. For modern pedagogical science, the problem of forming the social activity of adolescents is particularly significant and is constantly in the center of attention of the state. The purpose of this article is to describe an empirical study of the attitude of modern youth to social activity. Also, the article is devoted to the search 4. for new forms of organizing the social activity of adolescents in the conditions of additional education institutions. The relevance of the study is due to modern requirements for the need to ensure social activity of adolescents. As a result of the study, the main groups of 5. social activity of adolescents were identified, the stages of work on organizing social activity were determined, and examples of tasks were proposed. The described method involves both theoretical and practical training and is designed to ensure the social activity of adolescents at all stages of the study. This, in turn, will make it pos- 6. sible to achieve a higher level of formation of such a component of the communicative competence of adolescents as the competence of pedagogical listening, as a result of which the effectiveness of the teacher's professional activity will significantly increase. 7.

Keywords: activity, social activity, teenager, education, institutions of further education.

References

1. Zinchenko V.P. Developmental education [Text]-M.:- T. 1. -2002. - 448 p.

2. Ibragimova L.A., Mehdieva I.D. On the issue of the moral devel- g opment of students during the period of professional training in . an educational institution // Social and pedagogical education: Vectors of development: Materials of the International Scientific

and Practical Conference. Nizhnevartovsk, 2019. pp. 20-23.

3. Istrofilova O.I., Salavatova A.M. Problems of the formation of social activity of adolescents in the psychological and pedagogical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.