Научная статья на тему 'Семейные ценности в представлении современных студентов'

Семейные ценности в представлении современных студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ценности / семья / брак / дети / родство / родительство / студенты / образовательный процесс / values / family / marriage / children / kinship / parenthood / students / educational process

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова Лилия Ахматьяновна, Мехдиева Ирада Джахангир Кызы

Современный мир характеризуется как изменчивый меняющийся, динамичный, непостоянный во всех гуманитарных исследованиях. Данная позиция заставляет по-новому посмотреть на фундаментальные дефиниции, традиционно закрепленные в сознании человека как основные ценности и смыслы существования. К таким феноменам относятся ценности. Особый исследовательский интерес представляют семейные ценности, поскольку, с одной стороны, они должны закладываться в семье, с другой — они должны иметь место в системе ценностных ориентаций современных молодых людей, способных и готовых передать их следующему поколению. Однако в современных публикациях все настойчивее отражается позиция о ломке и трансформации семейных ценностей у российской молодежи. Целью данной статьи является описание эмпирического исследования отношения современной студенческой молодежи к традиционным семейным ценностям. Для реализации эксперимента применялся метод фокус-групп, в которую вошли студенты Нижневартовского государственного университета. Полученные результаты мнений студентов подтвердили одно из направлений научных тенденций о сохранении в сознании российского гражданина традиции ценности семьи. Однако имели место и противоположные мнения. Обсуждение и осмысление результатов исследования позволяют сделать вывод о необходимости педагогической работы в образовательном процессе вуза по актуализации, развитию и сохранению традиционных семейных ценностей у студентов. Потенциал образовательного процесса располагает такими возможностями как в части содержания образовательных дисциплин, так и в части практической, проектной, творческой и волонтерской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES IN THE PRESENTATION OF MODERN STUDENTS

The modern world is characterized as changeable, changing, dynamic, inconstant in all humanitarian studies. This position makes us take a fresh look at the fundamental definitions traditionally fixed in the human mind as the basic values and meanings of existence. These phenomena include values. Family values are of particular research interest, since, on the one hand, they must be laid in the family, on the other hand, they must take place in the system of value orientations of modern young people who are able and ready to pass them on to the next generation. However, in modern publications, the position about the breaking and transformation of family values among Russian youth is more and more insistent and frightening. The purpose of this article is to describe an empirical study of the attitude of modern student youth to traditional family values. To implement the experiment, the focus group method was used, which included students from the Nizhnevartovsk State University. The obtained results of the opinions of students confirmed one of the directions of scientific trends about the preservation of the tradition of the value of the family in the minds of a Russian citizen. However, there were also opposite opinions. Discussion and comprehension of the results of the study allow us to conclude that there is a need for pedagogical work in the educational process of the university in terms of actualization, cognitive-emotional development and the preservation of traditional family values among students. The potential of the educational process has such opportunities both in terms of the content of educational disciplines and in terms of practical, design, creative and volunteer activities of students.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в представлении современных студентов»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Л. А. Ибрагимова

И. Д. Мехдиева

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С.120-133. Values and Meanings. 2023. No.6 (88) P. 120-133. УДК 378

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-120-133

Семейные ценности в представлении современных студентов

Ибрагимова Лилия Ахматьяновна1, Мехдиева Ирада Джахангир кызы2

'Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, Россия E-mail: laibra@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-0155-4385 2Преподаватель кафедры педагогики и педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, Россия E-mail: irada_mekhdieva@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-8856-9693

Аннотация. Современный мир характеризуется как изменчивый меняющийся, динамичный, непостоянный во всех гуманитарных исследованиях. Данная позиция заставляет по-новому посмотреть на фундаментальные дефиниции, традиционно закрепленные в сознании человека как основные ценности и смыслы существования. К таким феноменам относятся ценности. Особый исследовательский интерес представляют семейные ценности, поскольку, с одной стороны, они должны закладываться в семье, с другой — они должны иметь место в системе ценностных ориентаций современных молодых людей, способных и готовых передать их следующему поколению. Однако в современных публикациях все настойчивее отражается позиция о ломке и трансформации семейных ценностей у российской молодежи. Целью данной статьи является описание эмпирического исследования отношения современной студенческой молодежи к традиционным семейным ценностям. Для реализации эксперимента применялся метод фокус-групп, в которую вошли студенты Нижневартовского государственного университета. Полученные результаты мнений студентов подтвердили одно из направлений научных тенденций о сохранении в сознании российского гражданина традиции ценности семьи. Однако имели

© Ибрагимова Л. А., Мехдиева И.Д., 2023

место и противоположные мнения. Обсуждение и осмысление результатов исследования позволяют сделать вывод о необходимости педагогической работы в образовательном процессе вуза по актуализации, развитию и сохранению традиционных семейных ценностей у студентов. Потенциал образовательного процесса располагает такими возможностями как в части содержания образовательных дисциплин, так и в части практической, проектной, творческой и волонтерской деятельности студентов.

Ключевые слова: ценности, семья, брак, дети, родство, родительство, студенты, образовательный процесс.

Для цитирования: Ибрагимова Л. А., Мехдиева И. Д.к. Семейные ценности в представлении современных студентов //Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88).С.120-133.

FAMILY VALUES IN THE PRESENTATION OF MODERN STUDENTS Liliya A. Ibragimova1, Irada Dz. kizi Mekhdieva2

'Dr.Sc. (Education), Professor, Professor of the Department for Pedagogy and Pedagogical

and Social Education, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia,

E-mail: laibra@yandex.ru; http://orcid.org/0000-0002-0155-4385

2Teacher of the Department for Pedagogy and Pedagogical and Social Education,

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia,

E-mail: irada_mekhdieva@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-8856-9693

Abstract. The modern world is characterized as changeable, changing, dynamic, inconstant in all humanitarian studies. This position makes us take a fresh look at the fundamental definitions traditionally fixed in the human mind as the basic values and meanings of existence. These phenomena include values. Family values are of particular research interest, since, on the one hand, they must be laid in the family, on the other hand, they must take place in the system of value orientations of modern young people who are able and ready to pass them on to the next generation. However, in modern publications, the position about the breaking and transformation of family values among Russian youth is more and more insistent and frightening. The purpose of this article is to describe an empirical study of the attitude of modern student youth to traditional family values. To implement the experiment, the focus group method was used, which included students from the Nizhnevartovsk State University. The obtained results of the opinions of students confirmed one of the directions of scientific trends about the preservation of the tradition of the value of the family in the minds of a Russian citizen. However, there were also opposite opinions. Discussion and comprehension of the results of the study allow us to conclude that there is a need for pedagogical work in the educational process of the university in terms of actualization, cognitive-emotional development and the preservation of traditional family values among students. The potential of the educational process has such opportunities both in terms of the content of educational disciplines and in terms of practical, design, creative and volunteer activities of students.

Keywords: values, family, marriage, children, kinship, parenthood, students, educational process.

For citation: Ibragimova L. A., Mekhdieva I. D.k.// Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 120-133. (In Rus).

Введение

Семья является важнейшим и первым институтом социализации каждого нового поколения, поскольку именно в семье ребенок знакомится с нормами и правилами социального взаимодействия и строит первые социальные отношения; именно семья прививает первые ценности и моральные принципы. Развитие человека, его вхождение в социум сопряжены с познанием и приятием тех норм и правил, которые существуют в данный исторический период в обществе, и которые он интериоризирует на основе сложившихся ценностей в обществе, формируя у себя личностную систему нравственных ориентиров, определяющих его сознание и поведение в дальнейшем. Те ценности, которые были прочно сформированы и закреплены в семье у человека с детства, являются фундаментом всей его дальнейшей жизни. Одной из групп таких жизненно-смысловых ценностей являются семейные ценности.

Вместе с тем, факторы динамично меняющегося современного мира, процессы культурной интеграции и глобализации, расширение информационного пространства меняют и функции всех социальных институтов, и сами социальные институты, и их роль в процессе социально-нравственного становления личности, включая социальный институт семьи. Современная политика Российской Федерации в области брачно-семей-ных отношений ориентирует все социальные институты на сохранение и укрепление семьи. Внимание государственной политики к традиционным семейным ценностям в современном социуме актуализировано и весьма негативными тенденциями в общественном сознании молодых людей, формируемыми многие десятилетия активной вестернизацией СМИ. Наряду с новыми требованиями качество образования характеризуется не только уровнем полученных и усвоенных знаний и умений, но и формированием компетентности у педагогов в различных сферах жизнедеятельности, стремлением к саморазвитию, самореализации [6].

Как подчеркивает Л. О. Володина, «широкое распространение получают индивидуалистически ориентированные системы ценностей с таким приоритетом, как свобода выбора брачного партнера и форм совместной жизни» [2]. Не менее деструктивным влиянием на формирование ценности семьи и брака у молодых людей оказывает популяризация в СМИ и Интернет-ресурсах всевозможных нестандартных (в нашем понимании) моделей отношений (свободные отношения, однополые браки, семьи с гедонистическими ценностями, не планирующие детей,

семьи-отшельники и др.). По мнению Т. А. Рассадиной, трансформацию социального института семьи следует понимать как вытеснение или замещение ее социализирующей функции другими социальными институтами, например, СМИ, массовой культурой, другими [16]. Автор также приводит пример разнообразия в области форм брачных или около-брачных отношений, а именно: «сожительство, гостевой брак, гражданский брак, бизнес-брак, групповой брак, однополый брак/союз/ сожительство» [16].

Названные тенденции и примеры не только разрушают сложившийся у нескольких поколений российских граждан социальный стереотип о семье как о ячейке общества, «характеризующейся базовыми ценностями, которые передаются из поколения в поколение и отражают особенности семейных отношений» [19]; как о социально-экономической структуре общественной жизни, но и «деформируют саму ценность семьи как таковой, ролевые функции отца и матери, мужа и жены» [1, с. 331]. Безусловно, данная проблема имеет значительные аксиологические, социальные и экономические последствия и риски. Содержание процесса профессионально-нравственного развития позволяет определить его логику и структуру, которые, в свою очередь, обусловили критерии оценки эффективности данного процесса [5]. Так, число разводов сегодня преобладает над числом зарегистрированных браков, сокращается число детей, рожденных в семье. По данным Федеральной службы государственной статистики, «число неполных семей по сравнению с 2017 годом выросло на 30%, что составило 5,6 млн» [13]. К числу негативных последствий следует отнести и нарушение, а нередко и разрыв, межпоколенческих отношений, сознательный отказ иметь детей, чтобы посвятить себя карьере и т.д. Все названные и другие риски приводят к падению численного показателя трудоспособного населения, снижению ресурса человеческого капитала и другим серьезным последствиям.

Таким образом, сегодня очевидным является не только факт, что институт семьи претерпевает значительные и существенные трансформации, что в публикациях определяется как системный кризис семьи, но и что увеличивается число тенденций, меняющих отношение молодых людей к институту семьи, что деструктирует саму суть семьи как важнейшей жизненной цели и ценности.

По убеждению социологов, все деструктивные явления в семье, а именно: нарушение ее традиционных функций, невыполнение функ-

ций или дисфункционирование семьи, как раз объясняются трансформацией и разрушением традиционных семейных ценностей. «По сути, все негативные процессы свидетельствуют о трансформации семейных ценностей, что требует немедленного и серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях» [12; 17].

Следовательно, в современной науке, в профессиональном педагогическом сообществе проблема семейных ценностей не только не теряет своей актуальности, но требует скорейшего изучения и разрешения. В поиске подходов к решению проблемы сохранения семьи, минимизации рисков дальнейшего разрушения семьи как социального института, предупреждения ценностной деформации семьи, следует обратить особое внимание на собственно семейные ценности, на их онтологию и эволюцию, на социальные и психологические механизмы формирования и закрепления в сознании растущего человека. Педагогическая целесообразность работы по актуализации семейных ценностей нам представляется именно в студенческой среде, поскольку именно в данном возрасте молодые люди всерьез и впервые задумываются о создании своей семьи, о сегрегации от родительской семьи. Научно-педагогический интерес представляют те ценностно-смысловые установки в сознании студенческой молодежи, которые будут регулировать их поведение.

Методология

Целью данной публикации является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка семейных ценностей в сознании современного студенчества.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— осуществить анализ научных публикаций по определению основных групп семейных ценностей;

— осуществить контент-анализ публикаций и исследований с позиции эволюции семейных ценностей;

— экспериментально изучить роль и место семейных ценностей в структуре ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.

Следует сказать, что семья как предмет исследования достаточно представлена в междисциплинарном научном поле: ее проблемами, вопросами, аспектами занимаются педагогика, психология, философия, социология, юриспруденция, право, демография, этика и другие науки. И в понимании значения и роли семьи в общественной жизни, в ее

важнейшей функции — передачи следующему поколению культурных, этнических, духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей не возникает противоречий в междисциплинарном подходе. Собственно, нет и особых рассогласований и в определении понятия семьи, хотя широкое проблемно-научное поле данной категории затрудняет возможность ее единого определения.

Если осуществить небольшой историко-логический анализ определений категории семьи, то можно увидеть, что почти за полвека существенных изменений в определении данной категории не произошло. Например, М. М. Ковалевский (1939) определял семью как социокультурный феномен, связи внутри которого обусловлены единством супружества, родства и хозяйственной деятельности [9]. По заключению А. Г. Харчева (1978), семья трактуется как «исторически конкретная система взаимоотношений супругов, родителей с детьми, обусловленная брачными и родственными связями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [18, с. 75]. В современных публикациях авторы зачастую обращаются именно к данной группе определений. К слову, в работе О. Р. Раджабова и А. А. Миримовой (2019), авторы рассматривают семью как систему отношений мужа и жены, детей и родителей, основой которой выступает кровное родство. Признаками семьи авторы называют брачные или кровнородственные связи членов семьи; совместное проживание и общий быт, материально-экономический бюджет [15].

Значительных изменений и в отношении динамики семьи как исследовательского предмета мы также не обнаружили. Следует обратиться к наиболее известной работе С. И. Голода, в которой автор еще в 1998 году, рассуждая о трансформации семьи, подчеркивал, что динамика результатов изучения данной проблемы, к сожалению, слабо выражена, а сами закономерности этой трансформации, из года в год, из десятилетия в десятилетие повторяются [3, с4]. В своих работах С. И. Голод в качестве факторов трансформации семьи в конце прошлого века называл социальные и экономические изменения, расшатывающие семейные устои, такие как «преданность браку на всю жизнь, физическая безопасность индивида, эмоционально положительный домашний фон» и другие [3, с. 23]. Можно уверенно констатировать, что в следующие два десятилетия детерминанты трансформации семьи только усилили свое влияние.

Следовательно, научную актуальность составляет предмет изучения

семейных ценностей как системообразующий фактор стабильности и сохранности семьи. Вопрос семейных ценностей также имеет значительную теоретическую основу в современной научной литературе. Изучая данную проблему, многие авторы заключают, что слишком доминируют в современном обществе другие ценности, такие как материальный достаток, успешный бизнес, высокий профессиональный статус, но при этом традиция семьи сохраняется в российской ментальности: ценностный смысл семьи, брака, детей остаются незыблемыми и главными для большинства российского населения. «Семейные ценности способствуют сохранению целостности и духовного здоровья семьи, оказывают влияние на когнитивное развитие детей» [19,21].

В современных публикациях относительно определения содержания и классификации семейных ценностей можно встретить достаточное количество мнений. Заслуживают внимания работы Д. В. Медковой, в которых дана развернутая характеристика семейных ценностей, под которыми автор понимает «культивируемые в обществе представления о семье, об отношениях в семье, формируемых на основе базовых ценностей» [14].

В основном, в современных научных исследованиях выделяют группу ценностей родительства: ценность детей (многодетность-малодетность; воспитание, образование в семье и т.п.); ценности родства (ценность взаимоотношений, ценность помощи и поддержки, ценность семейного общения, состав и величина семьи, др.); ценность брака (равноправие, роли и функции супругов, ценность брака, ценность межличностных отношений, ценность взаимопомощи и т.п.) (С. Н. Васильева, А. Н. Елизаров, Л. Г. Киселева, И. В. Михайлова, Н. В. Песьякова, Ю. С. Тишкова, К. Mooney-Doyle, J. A. Deatrick, J. Horowitz) [4, 7, 20]. Особого внимания заслуживают работы И. П. Лотовой, которая разработала следующую классификацию семейных ценностей: «ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством, и ценности, связанные с родством» [12].

Историко-логический анализ эволюции семейных ценностей подтверждает, что в их основе лежат базовые ценности, существующие в общественном укладе каждого исторического периода, и определяющие доминантные семейные ценности: ценность родства, родительства, ответственности — в патриархальной семье; материальные ценности благополучия и достатка, как условия свободы и независимости — в семьях индустриального общества; ценность детства и детей как

детоцентрическая модель семьи — в постиндустриальном обществе. Эволюция семейных ценностей под влиянием факторов развития общественно-экономической формации в итоге приводит к основных характеристикам современной семьи, а именно: современная семья характеризуется снижением числа детей в семье; численному сокращению самой семьи; развитию индивидуалистических, гедонистических отношений, с высокой потребностью в автономии и независимости супругов.

Таким образом, исходя из тенденций динамики развития семьи, современную семью можно охарактеризовать как сохранившую дето-центрическую направленность, упрочившую равноправие супругов и большую занятость женщин в производственной, экономической и научной сферах, а также — нуклеарность и слабые межпоколенческие связи.

Данные характеристики только подтверждают трансформацию фундаментальных, традиционных семейных ценностей. Не случайно, Распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция государственной семейной политики, в тексте которой к традиционным семейным ценностям относятся «ценность брака как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [10].

Таким образом, в системе семейных ценностей согласно научным публикациям и официальным документам выделяют следующие группы ценностей, которые несмотря на социокультурную детерминацию, сохранили свою традиционность, что позволяет их определять как традиционные семейные ценности:

— семейные ценности родительства;

— семейные ценности родства;

— семейные ценности брака.

Как видно из обзора литературы, в научном и повседневном нарра-тиве сложились как минимум две концептуальные линии в отношении семьи: первая — сохранения семьи как главного института общежития

и социализации следующих поколений и вторая — трансформация семьи как отжившей себя формы социального института. Имеющие место в современных исследованиях противоположные мнения относительно эволюции ценности семьи обусловило замысел экспериментального исследования, в котором целью стоит выяснение мнений студенческой молодежи относительно семейных ценностей.

Результаты исследования В эксперименте приняли участие 64 студента (47 девушек и 17 юношей, в возрасте 21-23 года), обучающихся в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». В эксперименте применялся методы фокус-группы.

Обсуждение содержания семейных ценностей проходило в форме фокус-группы, для работы которой была заранее дана тема «Современный мир и семейные ценности: сохранение или изменение». Мнения студентов фиксировались в протоколах и в аудиозаписи, которые впоследствии обрабатывались. Применение метода фокус-группы имеет значительные преимущества перед бланковыми методиками, поскольку позволяет увидеть, оценить и зафиксировать не только слова, фразы, но и эмоции и чувства участников. Кроме того, постоянное взаимодействие респондентов оказывает влияние на мнения друг друга. Работа фокус-группы студентов показала следующие результаты:

— на первом этапе обсуждения по вопросу «Сохраняются или меняются в современном мире семейные ценности», респонденты разделились на три группы:

1) активные сторонники традиционных семейных ценностей. В данной группе основном мнения респондентов били похожими: «Что может быть важней семьи?»; «Семья — это защита, помощь, понимание»; «Когда у меня будет семья, я знаю, как ее сохранить, меня этому научила семья моих родителей»; «Главная ценность семьи в том, что она создается один раз навсегда и изменения в мире здесь ни при чем» и т.п. В первую группу вошло 37 студентов;

2) сомневающиеся. В данной группе студенты (в основном девушки) говорили о том, что мир изменился и ценности должны меняться: «Вот если я буду жить за границей, я что, должна приезжать на день рождения бабушки?»; «Современные молодые, наверное, в современном мире могут и должны иметь право на выбор партнера, как и на то, чтобы потом с ним расстаться»; «Даже страшно подумать, что создаешь семью один

раз навсегда, на всю жизнь!» и т.п. Данную группу составило 11 человек;

3) конформисты. Студенты данной группы (16 человек) не вступали активно в обсуждение, иногда кивали согласно или выражали недоверие сказанному.

На втором этапе работы фокус-группы следовало обсудить содержание семейных ценностей. По поводу содержания семейных ценностей (родительства, родства и брака) особых противоречий среди студентов не было обнаружено. 57 из 64 участников фокус-группы планируют иметь не менее двух детей в своей будущей семье. При этом девушки были настроены более решительно, чем юноши: «Разумеется, дети — это главное, для чего создается семья»; «Даже если пройдет любовь и нам придется расстаться с моим будущим мужем, я буду заводить детей»; «Ценности родительства включают в себя собственно ценность ребенка как подарок небес, ценность заботы о нем и безусловной любви, а также — ценность его воспитания, образования, развития». Нескольку мнений респондентов-юношей: «Полагаю, что не каждая девушка, с которой мне предстоит встречаться, может стать матерью моих детей»; «К вопросу рождения детей надо подходить очень серьезно, я пока об этом даже не думаю»; «Традиционно сложилось, что быт и материальную сторону семьи обеспечивает мужчина, при этом женщина говорит постоянно о равноправии. Когда возникает серьезный вопрос, женщина сразу — слабое существо. Думаю, что надо составлять брачный контракт и все ценности там прописывать, чтобы потом не возникало разногласий. Вот таких и таких ценностей мы будем придерживаться в нашей семье». Однако были и такие мнения: «Родители, когда появляется ребенок, должны думать только о нем, времени для себя и своего развития уже не останется. Поэтому я сначала думаю сделать карьеру, обеспечить себя материально, а потом заводить детей, чтобы они тоже ни в чем не нуждались»; «Ведь у каждого человека только одна жизнь, и ее надо только один раз прожить и черновиков не бывает. А что если, муж окажется не тем, а что, если ребёнок будет не таким, каким ты его ждала?»

Обсуждение

Результаты исследований других ученых соответствуют сделанным нами выводам по результатам исследований. Так, Т. А. Рассадина подтверждает на основе эмпирических доказательств, что в основу создания семьи у молодых людей сегодня положены личные интересы, амбиции,

значимость получения удовольствия; нередки прагматические мотивы [16]. В исследованиях З. Х. Коблевой, И. А. Каратабан (2022) также подтверждается устойчивая тенденция к семейным ценностям у молодых людей: планируют обрести статус законных супругов, иметь детей в браке [8].

Вместе с тем, в современном обществе остаются серьезные проблемы рождения внебрачных детей, разводы, социальное сиротство, детская беспризорность и социальная депривация детей и другие, связанные с деструктуризацией семейных ценностей. Так, растёт число детей, рожденных вне брака, поскольку молодые люди не спешат вступать в законный брак, не имея сформированной ценности ответственного родительства. Так, к свободным отношениям склонны молодые люди от 17 до 23 лет (возраст, характеризующий студенчество). По официальным данным статистики, «зарегистрировать брак после 25 лет считают обязательным 61,2% мужчин и 63,4% женщин, нежелательным — 4,3% и 4,3%. Достаточное число молодых людей (38,0% женщин и 41,4% мужчин) прежде, чем регистрировать брак, предпочитают проверить свои чувства и свой выбор в совместной жизни в условиях «пробного брака» [11].

Следовательно, проблема актуализации и сохранения традиционных семейных ценностей в студенческом возрасте имеет большое значение как для педагогической науки, так и для педагогической практики. Снижение воспитательного аксиологического воздействия в дошкольный и школьный периоды находят заметное отражение в сознании и установках молодых людей. Молодежь не стремится регистрировать свои отношения, нередко затрудняется в определении родительских обязанностей. Полагаем, что именно несформированность и неустойчивость семейных ценностей у молодых людей объясняет такие явления в российской действительности как разводы, социальное сиротство, детская беспризорность и социальная депривация детей.

Заключение

Основные выводы, сделанные в результате исследования, заключаются в следующем:

— на формирование традиционных семейных ценностей доминирующее влияние всегда оказывала семья, однако в современном мире это влияние трансформировано СМИ, бесконечным потоком информации, факторами глобализации и другими;

— однако в ценностных установках молодых людей сильны российские традиции отношения к семье, к родству, к родительству, к браку;

— для современной студенческой молодежи модель традиционных семейных ценностей, в целом, сохраняется. Так, все, принявшие участие в работе фокус-группы (64 человека) планируют создать семью и иметь детей в будущем. Однако почти половина участников эксперимента (27 человек) не считает обязательной регистрацию брака или не спешит его регистрировать;

— возможности образовательного пространства вуза располагают средствами и ресурсами для формирования, закрепления и сохранения традиционных семейных ценностей у обучающейся молодежи как наиболее сензитивного возраста для решения данной задачи.

Литература

1. Володина Л. О. Ценности воспитания в русской крестьянской семье во второй половине XIX — начале XX века: дис. ... докт. пед. наук. Москва. 2017. 388 с.

2. Володина Л. О. Ценности семейного воспитания в контексте российского законодательства (историко-педагогический аспект). DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-433-441

3. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петеррг. ТОО ТК «Петропоис».1988. 272 с.

4. Елизаров А. Н. К проблеме поиска интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 2003. № 1. С. 40-52.

5. Ибрагимова Л. А., Мехдиева И. Д. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении // В сборнике: Социальное и педагогическое образование: векторы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л. А. Ибрагимова, Е. А. Бауэр. 2019. С. 20-23.

6. Ибрагимова Л. А., Новикова Е. А. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании: теоретический аспект//Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. С. 78-83.

7. Киселева Л. Г., Васильева С. Н., Михайлова и др. Семейные традиции в совреемнном общества // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 4. Ч. 3. С. 209-217. DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.118.4.069

8. Коблева З. Х., Каратабан И. А. Ценности современной семьи как объект социокультурного анализа // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 1. С. 121-130. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-121-130

9. КовалевскийМ. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / под ред. М. О. Косвена. М. 1939. 248 с.

10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Правительство Росийской Федерации, Распоряжение от 25 августа 2014 г. № 1618-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (дата обращения: 06.04.23).

11. Краткие итоги выборочного обследования «Семья и рождаемость» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/2010/family.html (дата обра-

щения: 06.04.23).

12. Лотова И. П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе // Экономика, Статистика и Информатика. 2015.№ 5. С. 62-66.

13. Материалы Федеральной службы государственной статистики. 2020. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения 01.04.2023).

14. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа // Ломоносовские чтения.2003. Т. 2. С. 110-115.

15. Раджабов О. Р., Миримова А. А. История эволюции форм брака и семьи // Социально-гуманитарные знания 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/istoriya-evolyutsii-form-braka-i-semi (дата обращения: 06.04.2023).

16. Рассадина Т. А., Репина Е. И. Современные тенденции конструирования се-мейно-брачных отношений: взгляд молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 5. С. 109-136.

17. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. 342 с.

18. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы: социально-демографическое исследование. М.: Статистика, 1978. 271 с.

19. Черникова В. Е., Мазаева Н. И. Динамика семейных ценностей: от традиционных до постсовременных // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.2019. Т. 8, № 1А. С. 267-275.

20. Mooney-Doyle K., Deatrick J. A., Horowitz J. Tasks and communication as an avenue to enhance parenting of children birth — 5 years: An integrative review // Journal of Pediatric Nursing. 2014. № 30 (1). P. 184-207.

21. Sotomayor-Peterson M. Shared parenting, parental effort, and life history strategy: A crosscultural comparison / M. Sotomayor-Peterson, T. C. De Baca et al. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. № 44 (4). Р. 620-639.

References

• Volodina L. O. Cennosti vospitaniya v russkoj krest'yanskoj sem'e vo vtoroj polovine XIX — nachale XX veka: dis. ... dokt. ped. nauk. Moskva. 2017. 388 s.[In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Volodina L. O. Cennosti semejnogo vospitaniya v kontekste rossijskogo zakonodatel'stva (istoriko-pedagogicheskij aspekt). DOI: 10.46741/2686-9764-2019-13-3-433-441.[In Rus].

• Golod S. I. Sem'ya i brak: istoriko-sociologicheskij analiz. Sankt-Peterrg. TOO TK «Petropois».1988. 272 s.[In Rus].

• Elizarov A. N. K probleme poiska integriruyushchego faktora sem'i // Vestnik MGU. Seriya 14 «Psihologiya». 2003. № 1. S. 40-52.[In Rus].

• Ibragimova L. A., Mekhdieva I. D. K voprosu o nravstvennom razvitii studentov v period professional'noj podgotovki v obrazovatel'nom uchrezhdenii // V sbornike: Social'noe i pedagogicheskoe obrazovanie: vektory razvitiya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennye redaktory L. A. Ibragimova, E. A. Bauer. 2019. S. 20-23.[In Rus].

• Ibragimova L. A., Novikova E. A. Podgotovka bakalavrov k professional'noj deyatel'nosti v inklyuzivnom obrazovanii: teoreticheskij aspekt//Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2019. № 4. S. 78-83[In Rus].

• Kiseleva L. G., Vasil'eva S.N., Mihajlova i dr. Semejnye tradicii v sovreemnnom obshchestva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022. № 4. Ch.3. S.209-217. https://doi. org/10.23670/IRJ.2022.118.4.069.[In Rus].

• Kobleva Z. H., Karataban I. A. Cennosti sovremennoj sem'i kak ob"ekt sociokul'turnogo analiza // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2022.

Tom 14, № 1. S. 121-130. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-121-130.[In Rus].

• Kovalevskij M. M. Ocherk proiskhozhdeniya i razvitiya sem'i i sobstvennosti / pod red. M. O. Kosvena. M. 1939. 248 s.[In Rus].

• Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Pravitel'stvo Rosijskoj Federacii, Rasporyazhenie ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (data obrashcheniya: 06.04.23). [In Rus].

• Kratkie itogi vyborochnogo obsledovaniya «Sem'ya i rozhdaemost'» // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/2010/family.html (data obrashcheniya: 06.04.23). [In Rus].

• Lotova I. P. Sistemnyj podhod k izucheniyu semejnyh cennostej v sovremennom rossijskom obshchestve // Ekonomika, Statistika i Informatika. 2015.№ 5. S.62-66.[In Rus].

• Materialy Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. 2020. // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_pop-ul (data obrashcheniya 01.04.2023). [In Rus].

• Medkova D. V. Semejnye cennosti kak ob"ekt sociologicheskogo analiza // Lomonosovskie chteniya.2003. T. 2. S. 110-115. [In Rus].

• Radzhabov O. R., Mirimova A. A. Istoriya evolyucii form braka i sem'i // Social'no-gumanitarnye znaniya 2019. № 6 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoriya-evolyutsii-form-braka-i-semi (data obrashcheniya: 06.04.2023). [In Rus].

• Rassadina T. A., Repina E. I. Sovremennye tendencii konstruirovaniya semejno-brachnyh ot-noshenij: vzglyad molodezhi // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2019. № 5. S.109-136. [In Rus].

• Harchev A. G. Sociologiya sem'i: problemy stanovleniya nauki. M.: CSP, 2003. 342 s. [In Rus].

• Harchev A. G., Mackovskij M. S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy: social'no-demogra-ficheskoe issledovanie. M.: Statistika, 1978. 271 s.[In Rus].

• Chernikova V. E., Mazaeva N. I. Dinamika semejnyh cennostej: ot tradicionnyh do post-sovremennyh // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke.2019. T.8, № 1A. S. 267-275. [In Rus].

• Mooney-Doyle K., Deatrick J. A., Horowitz J. Tasks and communication as an avenue to enhance parenting of children birth — 5 years: An integrative review // Journal of Pediatric Nursing. 2014. № 30 (1). P. 184-207.

• Sotomayor-Peterson M. Shared parenting, parental effort, and life history strategy: A cross-cultural comparison / M. Sotomayor-Peterson, T. C. De Baca et al. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. № 44 (4). R. 620-639.

Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования

17.10.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 17.10.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.