С Г. А. ГОНЧАРОВА, Д. С. НАДЕЖДИН, 2009 УДК 613.955:612.821
Г. А. Гончарова', Д. С. Надеждин2
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
'Ст. н. с. лаборатории возрастной психофизиологии, охраны психического здоровья и психогигиены НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН к.м.н. (т. 8-499-764-95-97), 'зав. лабораторией возрастной психофизиологии, охраны психического здоровья и психогигиены НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 8-499-764-95-97, 570-66-65)
Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа влияния семейных факторов на со-циально-психологическую адаптацию и мотивацию достижения у учащихся средних общеобразовательных школ и их ровесников в профучилищах (ПУ).
Экспериментальное исследование провели с участием учеников 10-х классов ряда московских школ и их ровесников, учащихся / курса одного из ПУ Москвы. Всего обследовали 242 человека: 130 школьников и 112 — учащихся I курса ПУ. Использовали опросник "Шкала социально-психологической адаптированности", разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом, мотивацию достижений оценивали по тесту Мехрабиана. Проведенное исследование подтвердило негативное влияние неблагоприятных взаимоотношений в семье на уровень социально-психологической адаптации у учащихся независимо от вида общеобразовательного учреждения. На уровень адаптированности школьников, особенно мальчиков, положительно влияет высокий уровень образования матери, в то время как у учащихся ПУ такое значение имеет образовательный статус отца. Уровни взаимоотношений в семье, а также образования матери и отца достоверно влияют на формирование мотива достижения учащихся и их социально-психологическую адаптацию в целом.
Ключевые слова: учащиеся средних школ и профессиональных училищ, социально-психологическая адаптация, мотивация достижения
Goncharova G. A., Nadezhdin D. S.
DEVELOPMENT OF SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN AND VOCATIONAL SCHOOL PUPILS
The purpose of this study was to comparatively analyze the influence of family factors on social and psychological adaptation and achievement motivation in pupils from general education schools and in their coevals from vocational educational schools (VES).
An experimental study was conducted in lOth-form pupils from a number of Moscow schools and persons of the same age who were one-year course pupils from a Moscow VES. A total of 242 pupils, including 130 schoolchildren and 112 one-year course pupils from the VES, were examined. The social and psychological adaptation questionnaire developed by K. Rodgers and R. Diamond was used to estimate achievement motivation by the Mehrabian test. The performed study confirmed the negative impact of poor family relations on pupils' sociological and psychological adaptation independently of the type of a general educational establishment. The high maternal educational level had a good effect on the adaptability of schoolchildren, that of boys in particular, whereas the paternal educational status is of the same value to VES pupils. Family relations and maternal and paternal education levels significantly affect the formation of achievement motive in pupils and their social and psychological adaptation as a whole.
Key words: pupilsfrom general education schools and vocational educational schools, sociopsychological adaptation, achievement motivation
На современном этапе развития общества одной из наиболее важных задач является формирование активной личности, мотивированной на деятельную жизненную позицию, обладающей высоким уровнем социально-психологической адаптации. Все более выраженной становится потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, высокой мотивацией достижений, умением ставить и системно решать различные производственные задачи. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
По данным многолетних исследований, проводимых в НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, к окончанию среднего образования значительная часть подростков не имеют достаточного уровня сформированное™ важных навыков конструктивного поведения, что приводит к сложным адаптационным
проблемам в момент выбора профессии и начала трудовой деятельности, призыва в армию и др.
В связи с этим изучение особенностей социаль-но-психологической адаптации учащихся старших классов школ и профучилищ (ПУ) продолжает оставаться на сегодняшний день чрезвычайно актуальной задачей.
Особенно важны исследования, анализирующие не только уровень социально-психологической адаптации, но и ее качественное своеобразие у различных контингентов подростков, особенности половых различий, а также связь эффективности адаптации с различными формирующими ее социальными факторами, в том числе с влиянием семейных факторов.
Влияние семейных факторов на процесс социально-психологической адаптации, с одной стороны, кажется слишком очевидным на уровне здравого смысла, с другой стороны, обоснованных данных на основе научных исследований в этой области недостаточно.
Цель исследования — проведение сравнительного анализа влияния семейных факторов на соци-ально-психологическую адаптацию и мотивацию
достижения у учащихся средних общеобразовательных школ и их ровесников в ПУ.
Материалы и методы
Экспериментальное исследогание социально-психологической адаптации и мотивации достижения подростков провели с участием учеников 10-х классов ряда московских школ и их ровесников, учащихся I курса одного из ПУ Москвы. Всего обследовали 242 человека (103 девушки, 139 юношей): 130 школьников (65 девушек, 65 юношей) и 112 учащихся I курса ПУ (38 девушек и 74 юноши).
Выбор методов исследования определялся общепринятыми критериями школьной адаптации: эффективностью учебной деятельности, усвоением школьных норм поведения, успешностью социальных контактов, эмоциональным благополучием [1]. Для изучения адаптации использовали опросник "Шкала социально-психологической адаптированности", разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированный А. С. Прутченко-вым [3]. В основу метода положена модель отношений подростка с социальным окружением и с самим собой, исходящая из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. При этом уровень социально-психологической адаптации характеризуется на основании оценки адаптированности. Адаптированность при этом понимается как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.
Положительной особенностью метода является то, что он позволяет оценивать социально-психологическую адаптированность (СПА) подростков дифференцированно по "Шкале адаптированности" (Ас1р) и "Шкале неадаптированное™" (КАс1р), для проведения более информативного анализа. Критерии адаптированности частично совпадают с критериями личностной зрелости: чувством собственного достоинства, умением уважать других, открытостью реальной практической деятельности и отношениям, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, не реальное, а кажущееся решение проблем, негибкость. Мотивацию достижений оценивали по тесту Мехрабиана.
Результаты и обсуждение
Взаимоотношения в семье оценивали сами подростки как "хорошие", "нормальные", "не очень хорошие" и "плохие". Оценок "плохие" в нашем исследовании не встречалось, таким образом, самой неблагоприятной оценкой являлась оценка "не очень хорошие", к ней относили конфликтные взаимоотношения в семье.
В группе подростков с конфликтными взаимоотношениями в семье преобладали учащиеся школы и ПУ обоего пола с низкой СПА, но особенно это было характерно для девочек, у них выявили статистически достоверные различия между данными, полученными для групп с низкой и высокой адаптированностью. Возможно, это свидетельствует о большей чувствительности девочек к эмоциональной поддержке семьи.
Негативно влиял на уровень СПА школьников невысокий образовательный уровень матери. Вы-
Рис. 1. Распределение (в %) подростков в группах с низкой и высокой СПА, у которых мать (верхний график) или отец (нижний график) имеют высшее образование.
Светлый столбик — низкая СПА; темный — высокая СПА. Здесь и на рис. 2, УД— девочки; М — мальчики; /— учащиеся 10-го класса школы, И — учащиеся I курса ПУ: * — р < 0,05; •• — р < 0,01.
сокая СПА была характерна для учащихся школ, у которых мать имеет высшее образование (рис. 1), причем наиболее выраженные статистически достоверные различия наблюдали между данными групп адаптированности у мальчиков. У учащихся ПУ статистически значимых различий по данному фактору не обнаружено.
В то же время такой фактор, как высокий образовательный уровень отца ббльшую роль играл для учащихся ПУ (см. рис. 1), особенно мальчиков (имеются статистически значимые различия у учащихся с высокой и низкой СПА).
Таким образом, негативное влияние оказывают на всех учащихся, независимо от вида учебного заведения, конфликтные взаимоотношения в семье. Кроме того, проанализировали данные о влиянии этих семейных факторов в группах учащихся с двумя различными мотивами: с преобладанием мотива избегания (страхом неудачи) и с преобладанием мотива достижения — полученные с помощью опросника Мехрабиана.
Принципиально важным является, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач, т. е. успешной социально-психологической адаптацией. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении
18-,
-V-"-V-"-V
1+11 I л
Рис. 2. Распределение (в %) подростков с конфликтными (верхний график) и хорошими (нижний график) взаимоотношениями в семье в группах с преобладанием мотивов достижения и избегания.
Здесь и на рис. 3: светлый столбик — мотив достижения; темный — мотив избегания.
успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе, мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитным поведением [2].
По данным Д. Макклелланда [4], формирование мотива достижения во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства. Было показано, что потребность в достижении не является врожденной или наследственной, а развивается в период ранней социализации личности ребенка, т. е. зависит от семейного воспитания. Индивидуальность развивается в динамичном взаимодействии с ближайшим социальным окружением, которое может усиливать или подавлять потребность в достижениях. Стремление к успеху усиливается, если эмоциональная поддержка и награда за успех сильнее эмоционального значения неудачи. Если же наказание за неудачу эмоционально более значимо, то постепенно формируется желание избежать неудачи. Мотивация достижения, являясь характерологическим конструктом личности, в то же время является фундаментальной составляющей учебного процесса. Поэтому при исследовании мотивации достижения личности учащегося можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих образовательных запросов в учебном процессе, на формирование активности в
учебной деятельности и, в целом, социально-психологической адаптации [2].
В группе подростков с конфликтными взаимоотношениями в семье (рис. 2) преобладали учащиеся с мотивом избегания (различия статистически достоверны), особенно эти различия характерны для школьников, среди девочек лица с мотивом достижения вообще отсутствовали. А вот в семьях с хорошими взаимоотношениями у учащихся преобладал мотив достижения во всех группах, статистически достоверные различия наблюдали у девочек.
Такой фактор, как образовательный уровень матери, также имеет существенное значение в формировании мотива достижения учащихся. В группе учащихся, у которых матери имели среднее образование, почти в 2 раза превалировали лица с мотивом избегания (страх неудачи) и у мальчиков, и у девочек; особенно ярко данная тенденция проявилась у школьников. При наличии у матери даже незаконченного высшего образования картина менялась на противоположную: число школьников с мотивом достижения в данной группе превышало число лиц с мотивом избегания. Среди учащихся ПУ такой четкой закономерности не выявили. В группе подростков, чьи матери имели высокий образовательный уровень, достоверно чаще встречались учащиеся с мотивом достижения.
Образовательный уровень отца также важен для формирования мотива достижения учащихся, как и образовательный уровень матери; сходную тенден-
60 п
—у- -у- -у
1+11 I II
Рис. 3. Распределение (в %) подростков с низким (< 20; верхний график) или высоким (> 67; нижний график) значением коэффициента адаптированности в группах учащихся с преобладанием мотива достижения и избегания. ♦*•-/>< 0,001.
цию отметили для всей выборки учащихся как для мальчиков, так и для девочек. Особенно ярко данная тенденция проявилась у учащихся ПУ мужского пола. В группе учащихся, чьи отцы имели низкий образовательный уровень, для всей выборки учащихся характерно преобладание мотива избегания. В группе учащихся, чьи отцы имели высшее образование, превалировали лица с мотивом достижения, особенно характерно это различие было для мальчиков, учащихся в ПУ (почти в 2 раза).
В группе подростков с низким уровнем СПА (рис. 3) преобладали учащиеся с мотивом избегания (страх неудачи), достоверность различий очень высокая, причем среди девочек их было в среднем в 3 раза больше, а среди мальчиков — в 2 раза больше, чем учащихся с мотивом достижения. Наибольшие различия наблюдали среди школьников этой группы: число лиц с мотивом избегания было в 3 раза больше, чем учащихся с мотивом достижения. Наиболее характерно данное различие было для мальчиков — в 5 раз (различия статистически достоверны).
В группе учащихся с высоким уровнем СПА (см. рис. 3) преобладали лица с мотивом достижения. У школьников данная картина выражена более ярко, чем у учащихся ПУ.
Следовательно, для повышения уровня СПА необходимо формирование мотивации достижения путем создания благоприятной семейной среды, влияющей на успешность учебной деятельности, формирования таких личностных качеств, которые бы способствовали позитивному развитию.
Наши наблюдения свидетельствуют о значительном напряжении семейных взаимоотношений в сегодняшних российских семьях. Взрослые даже в более благополучных семьях достаточно часто не учитывают особенности возрастного развития подростка, его восприятие ситуации, психологические закономерности полоролевой социализации. Самостоятельность подростков, особенно мальчиков, часто подавляется. Даже в полной семье чаще до-
минирует мать, решая все вопросы, связанные с воспитанием детей. Равное участие родителей в воспитании и решении семейных вопросов встречается довольно редко.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило негативное влияние неблагоприятных взаимоотношений в семье на уровень социально-психологической адаптации у учащихся независимо от вида общеобразовательного учреждения. Более чувствительны к ним оказались девочки. На уровень адаптированности школьников, особенно мальчиков, положительно влияет высокий уровень образования матери, в то время как у учащихся ПУ такое значение имеет образовательный статус отца. Возможно, данный факт указывает на более раннее влияние матери в становлении адаптивного поведения и способствует лучшей адаптации в школе, где большинство таких детей и продолжает образование. Влияние отца позволяет повысить адаптацию в среде сверстников у учащихся ПУ, ориентированных на более жесткий маскулинный тип поведения. Уровни взаимоотношений в семье, а также образования матери и отца достоверно влияют на формирование мотива достижения учащихся и их социально-психологическую адаптацию в целом.
J1 итература
1. Александровская Э. М. // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М., 1988. - С. 32-43.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — 2-е изд. — М.; Воронеж, 1997.
3. Прутченков А. С. "Наедине с собой". Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. — М., 1996.
4. McClelland D. С. The Achieving Society. — Princeton; New Jersey, 1961.
Поступила 06.10.08
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 614.955:371.63]:572.51
П. И. Храмцов', А. Н. Строкина2, Е. Н. Сотникова3, И. И. Бутарева4, В. В. Молдованов5
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ
'НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, гНИИ и музей антропологии МГУ, 'Центр образования № 1998 "Лукоморье", Москва; 4ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве
'Зав. лаборатории новых технологий в гигиене детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 916-12-85; е-шаИ: р1к)иФгат-Ыег.ш), *эав. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии, музей МГУ, д. психолог, н. (т. 681-90-66), 'зам. директора по научной работе Центра образования "Школа здоровья Лукоморье" № 1998 (т. 341-21-10), 4мл. н. с. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии и музей МГУ, (т. 681-90-66), 'зав. отделом гигиены детей и подростков ФГУЗ по г. Москва (т. 687-18-09)
Провели массовые антропометрические обследования 923 детей 1-4-х классов и определили значения 5 показателей для 2-й, 3-й и 4-й ростовых групп, используемых для обоснования функциональных размеров ученической мебели: высоты плечевого ската над сиденьем, высоты локтя над сиденьем, высоты подкаленной ямки над палом, расстояния от спинки стула до подкаленной ямки и наибольшей ширины таза. Выявили различия значений антропометрических показателей у современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века. Для современных детей характерно изменение пропорций тела (уменьшение длины туловища и увеличение длины голени и бедра), что необходимо учитывать при оптимизации рабочего места учащихся. Выдвинули предложение об использовании в качестве критерия соответствия антропометрических показателей функциональным размерам ученической мебели высоты подколенной ямки вместо длины тела, используемой в настоящее время.
Ключевые слова: антропометрические обследования детей, функциональные размеры ученической мебели