3. У учащихся "Школы здоровья", двигательный режим которых имеет выраженную профилактическую и оздоровительную направленность, объем ДА распределялся более равномерно в течение всего учебного дня, а соотношение динамического и статического компонентов режима дня было наибольшим по сравнению с двигательными режимами двух других школ. Это способствовало сохранению темпов прироста функциональных показателей на 2-м году наблюдения и свидетельствовало о развивающем характере двигательного режима.
Литература
1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1977. — Т. 2.
- С. 285.
2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. — М., 2003.
3. Степанова М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2003.
4. Сухарев А. Г. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. — М., 2002.
- С. 335-337.
5. Booth М., Okely А. // Hlth Promot. J. Austr. — 2005. — Vol. 16, N 1. - P.52-54.
Поступила 10.10.08
С В. Г. САХАРОВ, 2009 УДК 613.956:159.923.2
В. Г. Сахаров'
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва
'н. с. лаборатории возрастной психофизиологии, охраны психического здоровья и психогигиены НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (тел. 849S46663S7)
Воспитание учащихся, формирование их личности — одна из важнейших задач образовательного процесса, поскольку является непосредственньм компонентом учебной деятельности, взаимосвязанным со всеми процессами усвоения знаний.
Научно-технический прогресс в виде новейших СМИ становится одним из мощнейших факторов воспитательной среды, в связи с чем актуализируется необходимость своевременного использования его достижений в современном образовании.
Наблюдается тенденция снижения морально-нравственных компонентов в структуре личности современных школьников, отслеженная за десятилетний период.
Своевременность выявления и развития интересов и способностей школьников актуальна для успешности их социально-психологической адаптации и интегрирования во взрослый мир.
Развитие и формирование личности учащихся способствует успешности процессов их социально-психологической адаптации и эффективности профессионального самоопределения, оказывающих в свою очередь позитивное влияние на развитие всех сторон их личности.
Ключевые слова: формирование личности подростков, социально-психологическая адаптация, эффективность профессионального самоопределения
Sakharov V. G.
MOLDING OF ADOLESCENTS' CHARACTER AS A BASIS FOR SUCCESSFUL SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION
To bring up pupils and to mold their character are one of most important tasks of an educational process since these are a direct academic work component associated with alt knowledge grasping processes.
Scientific-and-technological progress as up-to-date mass media becomes one of the most powerful factors of the pedagogical medium, which updates the necessity of timely using its achievements in modern education. There is a trend toward decreased moral and ethical components in the present-day schoolchildren's personality structure over a ten-year period.
The timeliness of the detection and development of the interests and capacities of schoolchildren is urgent to their successful sociopsychological adaptation and integration into the adult world.
The development and molding of pupils' character are beneficial for the success of their sociopsychological adaptive processes and the efficiency of professional self-determination, which in turn affect positively the development of all facers of their personality.
Key words: adolescents' personality molding, sociopsychological adaptation, efficiency of professional self-determination
Соотношение учебной и воспитательной деятельности как основных компонентов структуры образовательного процесса на протяжении длительного времени остается достаточно спорной, дискуссионной, а отчасти центральной темой для гуманитарной науки. Многообразие существующих в настоящее время подходов и соответственно школ, реализующих конкретные концептуальные модели образовательного процесса, свидетельству-
ет о неоднозначности решений этой фундаментальной задачи, имеющей большое практическое значение, связанное с воспитанием учащихся и формированием их личности.
Цель работы — исследование и анализ особенностей развития и формирования личности учащихся в условиях современной общеобразовательной школы, их динамики и роли профессионального самоопределения учащихся в их общем и психическом развитии.
Понятие личность детерминировано социально-ориентированной составляющей ее основных признаков и может квалифицироваться как целостная социально-психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения социально-выработанных форм сознания и поведения.
Формирование и развитие личности осуществляется в процессе деятельности на основе созревания и развития соответствующих морфо- и психофизиологических структур человека, генетический потенциал которых формирует особенности развивающегося субъекта посредством актуализации наследственных качеств, существующих в виде задатков соответствующих интересов, склонностей и способностей.
Подростковый возраст связан с бурными процессами социализации личности на основе ведущей для этого периода коммуникативной деятельности, включенной в структуру учебно-воспита-тельного процесса, одна из граней которого является собственно учебной, реализующей познавательную, информационную функцию, а вторая направлена на воспитание, развитие личности подростка.
Воспитание в противовес обучению, адресованному непосредственно к сознанию, в значительной мере является процессом бессознательным, при котором наработка навыков и умений осуществляется посредством их интериоризации.
В процессе воспитания решается множество задач, основной из которых является интеллектуальное, эстетическое и этическое развитие личности. Если первые две сферы связаны с культивированием в человеке способности к познанию и эмоциональному развитию, то третья развивает волевую сферу, совершенствует характер человека.
Учебный и воспитательный компоненты в структуре школьного образования являются двумя сторонами единого процесса формирования и развития личности учащихся.
Исследования эффективности обучения школьников по развивающей дидактической системе Л. В. Занкова выявили взаимосвязь развития личности учащихся с процессом усвоения знаний, стимулирующим развитие высших психических функций (память, внимание, мышление и др.), а также, расширяя кругозор и эрудицию школьника, способствующим развитию ценностно-смысловой составляющей структуры его личности [3].
Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Развитие и формирование личности, трактуемое в рамках гуманистической психологии как ее самореализация, есть цель и условие развития общества, при этом наличие целей и осмысленности жизни, построенных на основе ценностей и отношений человека, наличие ответственности за свои действия и поступки, а также поиск смысла жизни значительно влияют как на психическое, так и на общее здоровье человека, на его удовлетворенность жизнью [1].
Поскольку человеческий потенциал является главной ценностью и богатством любого общества, сущностью национальной идеи становится сбережение народа, о чем так много говорится, но, к со-
жалению, так мало делается, особенно в наши далеко не благополучные времена.
Если личность формируется на основе усвоения общественно-выработанных форм сознания и поведения, то тенденции ее развития в значительной степени детерминированы вектором социально-экономических отношений, преобразующих структуру значимых свойств личности в соответствии с необходимостью формирования адекватных адаптивных реакций.
В настоящее время мы являемся свидетелями значительного ускорения социально-экономических, технических, общественных и других процессов, в том числе и обусловленного этими процессами изменения человека, свойств его личности, о чем свидетельствуют результаты ряда проведенных в последнее время научных исследований [6]. Особенности развития личности современного после-перестроечного поколения людей свидетельствуют о непосредственном влиянии средовых факторов, новых складывающихся общественно-экономиче-ских отношений на характер личностных и межличностных изменений, т. е. о влиянии бытия на сознание.
Жизненный успех во многом определяется уровнем развития личности человека, т. е. формирование личности, поведение которой регулируется прежде всего на уровне внутренних, морально-этических механизмов, становится важнейшей задачей, определяющей успешность развития любого общества и государства, поскольку современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости.
Формирование личности в соответствии с концепцией К. К. Платонова осуществляется в контексте развития четырех ее основных блоков, к которым относятся типологические качества (темперамент, свойства нервной системы и др.) в основном врожденные, генетически-обусловленные; психические процессы (память, внимание, эмоции, чувства, воля, мышление), отчасти врожденные, но многие из них можно развивать; опыт (привычки, умения, навыки, знания), приобретенный в процессе жизни; направленность (потребности, интересы, убеждения, мировоззрение, цели, мотивы и др.) — в основном приобретенные, социально-обусловленные качества [7].
Практически содержание современного образования редко выходит за рамки обычных учебных информационных компонентов ее структуры, когда результативность обучения определяется показателями, тестируемыми экзаменационными проверками, причем желание стандартизации проверок реализуется в таких крайне сомнительных формах, как ЕГЭ.
Воспитательная компонента в пространстве современного общеобразовательного процесса имеет в основном декларируемый характер по причинам ее несоответствия стандартам современной школы и как следствие отсутствия у преподавателей, являющихся специалистами-предметниками, соответствующих навыков для ведения воспитательной работы и заинтересованности в дополнительных
нафузках при существующих размерах оплаты труда.
Характеристика содержательной стороны учебно-воспитательного процесса косвенно отражается во взглядах на субъект этого процесса известных деятелей науки и мыслителей. Так, Р. Виннер, иронизируя, определял образование как то, что остается у человека после того, как он забыл все то, чему его обучали в школе. Не лишены мудрости высказывания, что учащийся — это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который необходимо зажечь, а также, кто больше успевает в знаниях, но отстает в воспитании, больше отстает, чем успевает.
Личность ребенка — это в большей степени результат семейного воспитания, особенно если иметь в виду, что в наиболее сенситивные периоды жизни младенчества и раннего детства ребенок чаше всего общается с родителями.
Семья как институт социализации с утверждением в обществе новых социально-экономических отношений и утратой современным обществом морального потенциала также претерпевает изменения, связанные с утратой традиций и семейной преемственности, поиском новых идеалов и ориентиров, более яркими проявлениями семейных кризисов, нарушением стиля взаимодействия между родителями и детьми.
Достаточно важным фактором личностного развития учащихся является сфера их неформального общения, характеризуемая значительным разнообразием возможностей по реализации спортивных, художественных и прочих интересов и склонностей в свободное от основных занятий время.
Достижения научно-технического прогресса и повсеместное внедрение в повседневную жизнь компьютерной техники, аудио- и видеосредств с их фантастическими возможностями в информационной, игровой, досуговой и прочих сферах, являются новым мощнейшим фактором, значительно влияющим на формирование личности современного человека.
Реалии современного образовательного пространства характеризуются тем, что в настоящее время основной традиционный фактор формирования личности школьников (уроки, лекции, книги) постепенно замещается новым фактором, основанным на достижениях современных нанотех-нологий (ПК, Интернет, мобильная связь, дистанционное обучение, современные информационные базы данных и др.), оказывающим все более интенсивное влияние на высшие психические процессы и развитие личности современных школьников.
Новый фактор в настоящее время только еще набирает силу, является достаточно противоречивым по характеру оценок его влияния на развитие человека, иногда его стараются не замечать и игнорировать, но за ним очень большое будущее и перспективы, в связи с чем актуализируется необходимость полноценности, разумности и адекватности использования новейших достижений в области информационных технологий, стремительно изменяющих всю сферу человеческих отношений, да и самого человека, в частности его личность.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости разработки общественных форм контроля за содержанием современных СМИ, в том числе и Интернета, поскольку повышенный рейтинг телепрограмм, в частности отличающихся аморальностью и безнравственностью, свидетельствует, что современные СМИ вносят существенный вклад в воспитание современного поколения людей.
Ввиду того, что нравственный закон в противовес мнению И. Канта не находится внутри человека и не передается по наследству, а формируется в процессе воспитания (хотя эта точка зрения и в настоящее время остается достаточно дискуссионной) [9], не только контроль, но и использование в воспитательных целях СМИ во всех их многочисленных разновидностях становится одной из главных тем постиндустриального общества и современного образования в частности.
Известно, что обратной стороной свободы и либерализации общественных отношений, когда говорят только об одних правах, забывая об обязанностях, становится безответственность и вседозволенность, по поводу чего И. А. Крылов замечал: "Как ни привлекательна свобода, но для народа не менее губительна она, когда разумная ей мера не дана". Один из законов Мерфи гласит, что "предоставленная сама себе ситуация склонна развиваться от плохого к худшему", для личностного развития необходимы усилия самого индивида, так как "...личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия" [4].
Ввиду того, что современными средствами информационных технологий школьники овладевают успешнее людей старшего поколения и, следовательно, могут получать по все более расширяющимся электронным каналам связи разнообразную, в том числе и учебную, познавательную информацию, происходит снижение мотивации к школьным формам обучения, в связи с чем возникает необходимость существенного повышения профессионального уровня педагогических кадров со всеми вытекающими отсюда задачами и проблемами.
Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется степенью успешности школьной адаптации учащихся, критерии оценки которой в основном сводятся к характеристике учебной деятельности, ее эффективности, усвоению школьных норм поведения, успешности социальных контактов и эмоциональному благополучию школьников [2].
Успешность социально-психологической адаптации в значительной степени является производной от наличия реальных жизненных целей, зоной ближайшего развития которых становится осуществляемая в период школьного обучения профессиональная ориентация учащихся, проявляемая в качестве цели — фактора, смыслообразующего и мотивирующего процессы школьного обучения.
Профессиональное самоопределение подростков детерминировано направленностью личности, выражающей ее интересы, склонности, предпочтения, мотивы, характеризующееся категориями общей направленности по качественным (цели и
ценности) и количественным (осмысленность и ответственность) показателям [1].
Характер социально-психологической адаптации школьников, сенситивным критерием которой является уровень тревожности, оказывает значительное влияние на состояние их здоровья. Следует отметить устойчивость тенденции к возрастанию в последнее время числа "тревожных" людей наряду с тенденцией снижения их удовлетворенности жизнью.
Повышенная подростковая тревожность, связанная с проблемами современной семьи, у старшеклассников прозоцируется реалиями окончания школы и малоприятными для многих перспективами освоения мира практической неопределенности с необходимостью опоры на свои, очень часто не-сформированныедля взрослой жизни навыки и небогатый жизненный опыт. Многие учащиеся реагируют на это повышением общего уровня тревожности, снижением уровня их социально-психологической адаптации. В наиболее яркой форме фактор неопределенности активирован у профессионально неопределившихся школьников.
Профессиональная ориентация, являясь мотивирующим школьный учебный процесс фактором, становится актуальной необходимостью в связи с реформами профильного обучения общеобразовательной школы. Введение профессиональной ориентации в школьную программу и придание ей статуса существенного элемента в содержании современного школьного образования, осуществляющегося на протяжении всего периода школьного обучения посредством соответствующего профессионального сопровождения, начиная уже с младших классов, достаточно успешно практикуется уже в большинстве западноевропейских стран.
Центральной задачей профессиональной ориентации является выбор профессии в соответствии с имеющимися интересами, склонностями и способностями. Известно, что прогностическая значимость способностей направлена на реализацию личностного фактора, т. е. наличие условий реализации заложенных природой способностей у человека является позитивным фактором основы благополучия формирования основных психических функций и полноценного развития личности. Отсутствие же необходимых условий для самореализации может провоцировать негативные тенденции в развитии личности, отклонения в развитии и формировании психофизиологических функций, т. е. на каждого ребенка необходимо смотреть как на потенциальное дарование [5].
На базе межшкольного учебного комбината (МУК) № 10 "Лефортово" Москвы провели социально-психологическое обследование 120 учащихся 10-х и 11-х классов. Исследовали источники получения старшеклассниками информации по вопросам профориентации и их динамику по результатам обследований, проводившихся в 1996 и 2006 гг. Обследования осуществляли бланковым методом. При ответе на вопрос относительно источников получения информации учащиеся ранжировали предлагавшиеся варианты по степени их важности.
40-1
СМИ Родители Друзья Родствен- Школа Самостоя-ники тельно
Рис. 1. Динамика (в %) использования старшеклассниками различных источников информации по вопросам профориентации.
Здесь и на рис. 2: / - 1996 г.; 2 - 2006 г.
Динамику ценностных отношений учащихся старших классов к труду, познанию, служению обществу, материальным ценностям, развитию нравственных и деловых качеств изучали также по результатам исследований 1996 и 2006 гг. Обследование осуществляли с помощью анкетирования по методике исследования ценностных ориентации [8].
Исследовали состояние социально-психологической адаптации (опросник К. Роджерса), обшей тревожности (опросник Спилбергера), самооценки, ответственности и особенностей когнитивной сферы по показателям логического мышления [9], на основании которых сравнивали группы профессионально определившихся и профессионально неопределившихся учащихся. При обработке результатов обследования анализировали показатели только тех профессионально определившихся учащихся, выбор профессии которых совпадал с их интересами и склонностями.
Результаты исследования показали (рис. 1), что в 1996 г. по степени важности в качестве основных источников информации у старшеклассников на первом месте находились родители, затем друзья, а СМИ занимали третью позицию. Если в 1996 г. СМИ как наиболее значимый источник информации использовали 13% опрошенных учащихся, то в 2006 г. первую позицию СМИ занимали уже у 32% опрошенных школьников, существенно опередив родителей и друзей.
Показано также, что картина ценностных отношений у старшеклассников за десятилетний период изменилась по параметрам увеличения материальных запросов и уменьшения морально-нравственной составляющей (различия достоверны; р < 0,001). Незначительное увеличение значимости трудовой активности и познавательного интереса у старшеклассников 2006 г. по сравнению с их сверстниками предыдущего десятилетия статистически недостоверны (рис. 2).
Профессионапьно определившиеся учащиеся, выбравшие профессию в соответствии со своими интересами и склонностями, характеризуются лучшей социально-психологической адаптацией, меньшей тревожностью и большей личностной зрелостью, чем профессионально неопределившиеся (рис. 3).
20 п
Рис. 2. Показатели (в средних баллах) направленности ценностных отношений учащихся старших классов.
Так, повышенный уровень общей тревожности выявили у 38% профессионально неопределившихся учащихся, в то время как в группе профессионально определившихся подростков повышенную тревожность наблюдали только у 23% (различия достоверны; р < 0,001).
Статистически достоверными являются различия между обследованными группами учащихся по параметрам социально-психологической адаптации, ответственности (как свойству личности) и уровням развития логического мышления.
Таким образом, СМИ в настоящее время занимают первое место среди источников информации по вопросам профессиональной ориентации у учащихся общеобразовательных школ, т. е. Интернет, телевизионные программы, печатная продукция являются более информативными источниками, чем родители и тем более школа, ценность которой как источника информации значима не более чем для 10% школьников.
Очевидно, что за истекшее десятилетие существенно вырос пользовательский ресурс СМИ, являющийся доступным, удобным и разнообразным источником информации, вклад которого в информационное обеспечение современных учащихся по результатам наших исследований увеличился более чем в 2,5 раза, при этом влияние родителей на формирование ценностных отношений детей снизилось с 28 до 21%.
Наблюдается динамика снижения морально-нравственной составляющей в структуре ценностей личности учащихся, выявленная при сравнении результатов исследований 1996 и 2006 гг.
Полученные результаты свидетельствуют, что общее психическое развитие и развитие мыслительной деятельности, в частности, закономерно приводят к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к жизни, умению адекватно планировать свою жизнь и относительно успешно самоопределяться в профессиональном отношении, при этом адекватность профессионального самоопределения по принципу обратной связи оказывает положитель-
о^/
Рис. 3. Характеристика (в %) отдельных свойств и состояний личности профессионально определившихся (/) и профессионально неопределившихся (2) подростков.
ное влияние на дальнейшее развитие личности, ее самореализацию, поскольку учебная деятельность становится мотивированной, осмысленной, опосредованно связанной с внешкольной жизнью реально существующими, осознанными практическими целями и мотивами.
Успешность профессионального самоопределения школьников, адекватно реализующего их интересы, склонности и способности, содействует общему и психическому здоровью, развитию личности, снижая общую тревожность, характерную для профессионально неопределившихся учащихся, давая ощущение физического и психического благополучия.
Разносторонность развития личности школьника, ее социально и профессионально значимых свойств является необходимым условием успешности социально-психологической адаптации и профессионального самоопределения, успешность реализации которых в свою очередь оказывает позитивное влияние на дальнейшее развитие личности и ее жизнедеятельность.
Литература
1. Васильева О. С., Демченко Е. А. // Вопр. психол. — 2001. - № 2. - С. 74-84.
2. Громбах С. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. — М., 1982. — С. 9—31.
3. Занков Л. В. Обучение и развитие. — М., 1975.
4. Зинченко В. П. // Вопр. психол. - 2008. - № 3.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
6. Павлова М. К. // Вопр. психол. — 2008. — № 3.
7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1981.
8. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 2000.
9. Хаузер Марк Д. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. — М., 2008.
Поступила 06.10.08