Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Летягина С.К. Социально-психологические факторы социальной компетентности старших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Letyagina S.K. (2020). Socio-psychological factors of social competence of senior schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN520.pdf (in Russian)
УДК 37.015.3 ГРНТИ 15.81.21
Летягина Светлана Константиновна
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов, Россия
Доцент
Кандидат социологических наук, доцент E-mail: let71@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=622438
Социально-психологические факторы социальной компетентности старших школьников
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов социальной компетентности старших школьников. В исследовании приняли участие 80 учащихся старших классов в возрасте 13-17 лет. Диагностический инструментарий представлен опросниками: «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан, «Опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина, «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана, «Диагностика уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.Л. Голынкиной, А.М. Эткинда, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
Автором статьи статистически доказано, что оценка всех компонентов социальной компетентности повышается при склонности учащихся в различных ситуациях жизнедеятельности ориентироваться на мнение и помощь окружающих, их стремлении в процессе реального взаимодействия послушно и честно выполнять свои обязанности, ориентироваться на помощь другим и социальное одобрение. Показатели социальной компетентности во взаимосвязи с типами идеальных межличностных отношений свидетельствуют о том, что оценка учащимися социальной компетентности сопряжена с уверенностью в себе и независимостью, стремлением к доминированию и способностью брать на себя ответственность. Удовлетворенность взаимоотношениями с различными социальными группами, своим статусом и уровнем жизни, возможностями получения образования и дальнейшего профессионального развития выступает одним из факторов, детерминирующим развитие социальных способностей. Исследование поднимает вопрос о необходимости создания условий в системе школьного воспитания для личностного развития учащихся и формирования их социальной компетентности, что является особенно проблематичным в условиях дистанционного образования.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: социальная компетентность; социальное взаимодействие; социальная адаптация; социально-психологические факторы социальной компетентности; интернальность; автономность; социальная фрустрированность
Развитие личности человека происходит при условии его жизни в социуме и выстраивании взаимодействий с другими людьми. Социальное взаимодействие является необходимым условием формирования у человека всех без исключения психических функций и свойств. Успешность личности детерминируется ее социальной компетентностью, которая позволяет продуктивно выстраивать свое поведение в зависимости от общепринятых норм и обстоятельств.
Изучение социальной компетентности подростков и юношей с каждым годом приобретает все большую актуальность в связи с совершенствованием и появлением новых форм получения и переработки информации, усложнением социального опыта, расширением требований и запросов, предъявляемых к современной молодежи со стороны общества.
Развитие коммуникативных и других социальных навыков наиболее интенсивно происходит в подростко-юношеский период. Это обусловлено возрастанием значимости в этом возрасте процесса межличностного общения и расширением пространства социального взаимодействия, актуализацией потребности в групповой принадлежности, освоением новых социальных ролей и необходимостью самоопределения в системе межличностных и межгрупповых отношений [1]. Следовательно, перед системой образования стоит задача формирования способности личности учащихся адаптироваться к меняющимся условиям жизни в обществе, решать социальные проблемы, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, что и формирует в итоге их социальную компетентность.
Анализ научной литературы показывает, что проблема развития и формирования социальной компетентности не является новой. Она носит междисциплинарный характер и исследуется на философско-этическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Также накоплен опыт в исследовании отдельных личностных характеристик и психологических факторов, определяющих социальную компетентность школьника: условий и факторов социализации (В.Г. Бочарова, А.Л. Венгер, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский) и социальной адаптации (А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Т.В. Снегирева); проблем личностною самоопределения, самопознания и различных проявлений социальной активности (А.К. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ю.А. Клейберг, В.А. Петровский, А.М. Прихожан, В.В. Столин, Н.Н. Толстых) [2].
Вместе с тем остаются спорными вопросы относительно психологической структуры и оснований социальной компетентности личности на разных этапах ее обучения. Требуют уточнения и проблемы, ориентированные на поиск эффективных условий, механизмов и средств развития социальной компетентности школьников, а также вопросы моделирования в образовательном учреждении психологических условий, которые будут способствовать формированию социальной компетентности [12].
Целью нашего исследования явилось изучение социально-психологических факторов социальной компетентности старших школьников.
Объект исследования: социальная компетентность старших школьников.
Предмет исследования - социально-психологические факторы социальной компетентности старших школьников.
Введение (актуальность)
https:// mir-nauki. com
Гипотеза исследования: существуют взаимосвязь социальной компетентности и показателей интернальности, социальной фрустрированности, типа межличностных отношений и автономности у старших школьников.
Научная новизна исследования заключается в том, что эмпирически выявлены социально-психологические факторы, способствующие формированию социальной компетентности у старших школьников в процессе обучения и воспитания, а именно: формирование у старших школьников социальной автономности и социальной адаптивности, организация межличностного и ролевого взаимодействия со сверстниками и педагогами, строящихся на принципах конструктивного сотрудничества, посредством их включения в социально полезную деятельность в различных сферах воспитательного пространства.
В психологической литературе понятие «компетентность» трактуется как комплекс внутрипсихологических образований, посредством которых обеспечивается адаптивность/успешность или дезадаптивность/неуспешность личности. Социальная компетентность относится к личностному образованию, которое проявляется на интеллектуальном, ценностном, мотивационном, индивидуально-личностном и поведенческом уровнях, и, посредством которой субъект способен устанавливать конструктивные и эффективные взаимодействия в социальной среде [4].
В отечественной психологии проблема формирования социальной компетентности исследуется в нескольких аспектах: А.В. Хуторская рассматривает ее в контексте общего образования, А.К. Маркова - в аспекте процесса профессионального становления, И.А. Зимняя анализирует социальную компетентность с точки зрения культурного развития человека. С точки зрения компетентностного подхода, изложенного в трудах А.А. Вербицкого, В.И. Байденко, А.В. Хуторского социальная компетентность представляет собой многокомпонентную структуру, включающую в себя политическую, поликультурную, социально-экономическую, индивидуально-личностную, социально-коммуникативную, информационно-инструментальную компетентности. Овладение личности всеми этими компонентами обеспечит, по мнению авторов, успешность жизнедеятельности личности в социуме [5-8].
Социальная компетентность старшеклассников понимается как способность личности решать социально значимые задачи, совместно вырабатывать решение, участвовать в его реализации, брать на себя ответственность, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, а также способность человека адаптироваться в обществе, принимая правила, нормы, законы социальной жизни, и одновременно осуществлять сознательный выбор, формировать приемлемую для себя и общества систему ценностей. Проявляется социальная компетентность старшеклассников во взаимосвязи ее структурных компонентов: мотивационного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного, рефлексивного [9].
В эмпирическом исследовании в качестве испытуемых приняли участие 80 респондентов в возрасте 13-17 лет. Все респонденты являются учащимися 8-11 классов МОУ СОШ г. Саратова.
В работе применялись следующие психодиагностические методики:
Методы исследования
1. «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан.
2. «Опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина.
3. «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана.
4. «Диагностика уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.Л. Голынкиной, А.М. Эткинда.
5. «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
Для проведения статистической обработки полученных данных использовались методы описательной статистики, И-Манна-Уитни и г-Пирсона. На первом этапе исследования был проведен сравнительный анализ результатов между классами по методу И-Манна-Уитни (четыре класса по 20 человек в каждом), на втором - корреляционный анализ взаимосвязей социальной компетентности с показателями интернальности, социальной фрустрированности, типов межличностных отношений и автономности в общей выборке (п = 80).
Результаты исследования
Обратимся к сравнительному анализу показателей социальной компетентности, автономности, субъективного контроля и типов межличностных отношений между 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классами (таблица 1). Статистический анализ результатов осуществлялся при помощи критерия И-Манна-Уитни. Статистически значимых различий по перечисленным выше параметрам нами выявлено не было.
Таблица 1
Распределение учащихся по средним показателям социальной компетентности, автономности, субъективного контроля, типов межличностных отношений в классах
Методики 8 класс (N = 20) 9 класс (N = 20) 10 класс (N = 20) 11 класс (N = 20)
Показатели социальной компетентности Самостоятельность 10,75 10,8 10,25 10,8
Уверенность в себе 10,45 9,85 9,35 10,25
Отношение к своим обязанностям 10,1 10,15 10,15 11,7
Развитие общения 9,75 10,1 9,95 10,65
Организованность 10,7 10,25 9,3 10,4
Интерес к социальной жизни 10,8 10,35 10,5 10,75
Уровень автономности 7 7,2 7,15 7,45
Показатели субъективного контроля Общая интернальность 24,1 24,8 25,4 24,9
Интернальность достижений 7,2 7,9 7,4 7,4
Интернальность неудач 6,7 6,9 6,7 6,6
Интернальность в семейных отношениях 5 5,5 6,2 5,5
Интернальность производственных отношений 5,1 4,9 4,8 4,9
Интернальность межличностных отношений 2,1 2,4 2,2 2,2
Интернальность в отношении здоровья и болезни 2,4 2 1,8 2,1
Средний уровень социальной фрустрированности 1,70 1,95 1,95 1,83
Я-реальное Доминирование 3,53 1,9 3,14 2
Дружелюбие -0,33 -1,61 -1,42 -2,39
Идеальный партнер по общению Доминирование 5,83 5,83 2,75 3,87
Дружелюбие -1,61 -1,61 -2,33 -2,45
Опираясь на средние показатели, можно отметить ряд тенденций. Выраженность всех показателей социальной компетентности (обратная шкала) находится на среднем уровне. По отдельным шкалам (отношение к своим обязанностям, развитие общения) отмечается незначительное снижение результатов с 8 по 11 класс. Можно предположить, что в отличие от подростков юноши учатся соотносить имеющиеся ресурсы собственного развития с
постановкой целей, условиями ее достижения, оценкой перспектив своей жизни в различных ее проявлениях, что может приводить к более критической оценке своих социальных компетенций.
Уровни автономности и показателей субъективного контроля от 8-го к 11-му классу постепенно увеличиваются, но по-прежнему остаются невысокими, что свидетельствует о зависимости поведения старших школьников и принимаемых ими решений от мнения социума, о недостаточной способности учащихся контролировать и влиять на ход событий в разных проявлениях жизни и их склонности полагаться на случай или поддержку других людей.
Общий уровень удовлетворенности жизнью у учащихся всех исследуемых нами классов ниже среднего.
Диагностика типов межличностных отношений по фактору «Доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении учащихся к лидерству в общении, по фактору «Дружелюбие» - указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции старшеклассников, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.
Далее проанализируем корреляционные связи социальной компетентности (обратная шкала) с показателями интернальности, социальной фрустрированности, типов межличностных отношений и автономности в общей выборке (таблицы 2-4).
Таблица 2
Статистически значимые корреляции социальной компетентности с показателями интернальности и автономности в общей выборке [10; 11]
Показатели социальной компетентности Показатели субъективного конт роля Автономность
ИО ИД ИН ИС ИП ИМ ИЗ
самостоятельность -0,29** -0 64*** -0,23* -0,38*** -0,19 -0 46*** -0,67***
уверенность в себе -0,27* -0,58*** 0,28** -0,26* -0 41*** -0,56***
отношение к обязанностям -0,35*** -0 41*** -0,60*** -0,23* -0,33** -0 41***
развитие общения -0,31** -0 42*** -0,51*** -0,52*** -0,25* -0,29**
организованность -0,23* -0 41*** -0 37*** -0,33** -0,21 -0,61***
интерес к социальной жизни -0 40*** -0,27* -0,53*** -0,51*** 0,45*** -0 37*** -0,35** -0 71***
Уровень значимости: * - р = 0,05; ** - р = 0,1; *** - р = 0,001
Как видно из результатов, представленных в таблице 2, все компоненты социальной компетентности повышаются при снижении уровня автономности и показателей субъективного контроля. Полученные данные свидетельствуют о том, что при повышении уверенности учащихся в себе и их способности самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь, растет стремление в проблемных ситуациях опираться на собственное мнение.
Исключение составляют две положительные взаимосвязи интернальности в сфере производственных отношений (Ип) с уверенностью в себе и интересом к социальной жизни. Это означает, что чем выше ответственность старшеклассников за принятые решения в организации собственной учебной деятельности, в складывающихся отношениях с одноклассниками и в развитии своих способностей, тем ниже их уверенность в себе и интерес к происходящим вокруг них событиям. Можно предположить, что высокая ответственность приводит к повышению тревожности, способствующей «срывам» адаптационных механизмов и, как следствие, снижению уверенности в себе и интереса к происходящим вокруг событиям.
Обратимся к анализу полученных статистически значимых корреляций социальной компетентности с типами межличностных отношений (таблица 3). Практически все показатели социальной компетентности положительно связаны с зависимым, дружелюбным,
альтруистическим типами реальных межличностных отношений. Следовательно, чем больше у старших школьников неуверенность в себе, чем выше их податливость мнению окружающих и склонность к компромиссам, тем ниже социальная компетентность.
Таблица 3
Статистически значимые корреляции социальной компетентности с типами отношений в общей выборке [12; 13]
Показатели межличност. отношений Показатели социальной компетентности
самостоятельность уверенность в себе отношение к обязанностям развитие общения организованность интерес к социальной жизни
Я-реальное
Авторитарный -0 72*** -0,54*** -0,83*** -0 73***
Эгоистичный 0,36*** -0,28**
Агрессивный 0 39*** 0,95*** 0,85*** -0,26*
Подозрительный 0,36*** 0,58*** -0 44***
Подчиняемый -0,62*** -0,58*** -0,53*** -0,59*** -0,57***
Зависимый 0 39*** 0,36*** 0,80*** 0 42*** 0,51***
Дружелюбный 0 94*** 0,35** 0,23* 0 42*** 0 92***
Альтруистический 0 87*** 0 89*** 0,67*** 0,35** 0 84*** 0 49***
Идеальный партнер по общению
Авторитарный 0 71*** 0,50***
Эгоистичный 0,35** 0 74***
Агрессивный -0,26* 0 39***
Подозрительный -0,26* -0,27*
Подчиняемый -0,36*** -0 48*** -0,24* -0 44***
Зависимый -0 44*** -0,23* -0,45***
Дружелюбный 0,25* 0 90*** 0 87*** 0 42***
Альтруистический 0 44*** 0,45*** 0 64*** 0,43*** 0,28**
Уровень значимости: * - р = 0,05; ** - р = 0,1; *** - р = 0,001
Авторитарный и подчиняемый типы реальных межличностных отношений имеют отрицательные связи с большинством показателей социальной компетентности. Интересным представляется тот факт, что социальная компетентность старшеклассников увеличивается как при повышении стремления к лидерству, демонстрации упорства и настойчивости, так и при повышении склонности подчиняться и уступать. Данный факт можно объяснить желанием старшеклассников оценивать все обстоятельства сложившейся жизненной ситуации и выбирать наиболее адекватный тип межличностного взаимодействия.
Эгоистичный, агрессивный и подозрительный типы реальных межличностных отношений положительно коррелируют с такими показателями социальной компетентности, как развитие общения, уверенность в себе, отношение к обязанностям, и отрицательно - со шкалой интереса к социальной жизни. Иными словами, учащиеся, обладающие более высоким уровнем развития перечисленных социальных компетенций, в реальном взаимодействии склонны реже демонстрировать соперничество, враждебность и эгоизм. Вместе с тем ориентация на себя, склонность к соперничеству, упрямство и настойчивость, критичное отношение ко всем социальным явлениям и окружающим людям позволяют поддерживать исследовательский интерес к разным аспектам жизнедеятельности и развивать личностную и социальную успешность.
Анализируя полученные взаимосвязи показателей социальной компетентности с типами идеальных межличностных отношений, можно сделать следующие выводы. Самостоятельность будет оцениваться тем выше, чем выше настойчивость и энергичность, и
чем ниже эгоизм, склонность к соперничеству, ориентация на принятие и социальное одобрение, стремление помочь и сострадать окружающим. Уверенность в себе сопряжена с высокой критичностью, подозрительностью и одновременно со способностью подчиняться и демонстрировать конформность, если того требуют обстоятельства. Отношение к обязанностям повышается при снижении упорства и настойчивости, послушном и честном выполнении своих обязательств, при условии не растрачивания сил и времени на помощь другим. Развитие способности к общению связывается с конформностью и мягкостью, детерминированными направленностью на решение собственных задач, а не ориентацией на принятие и социальное одобрение. Организованность будет оцениваться тем выше, чем ниже настойчивость, ориентация на себя, стремление к соперничеству и выше склонность уступать и подчиняться. Интерес к социальной жизни сопряжен с высокой критичностью по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, склонностью подчиняться авторитетам, обращаться к ним за помощью и советам, и при этом стремлением не брать на себя ответственность за других.
Анализируя полученные взаимосвязи показателей социальной компетентности с типами реальных и идеальных межличностных отношений можно заключить, что старшеклассники во взаимодействиях испытывают затруднения в нахождении поведенческого баланса между проявлением автономности, упорства и настойчивости в отстаивании своей позиции и необходимостью подчинения с целью сохранения доброжелательных отношений с социальным окружением.
Проанализируем статистически значимые корреляции социальной компетентности с показателями социальной фрустрированности (таблица 4).
Таблица 4
Статистически значимые корреляции социальной компетентности с показателями социальной фрустрированности в общей выборке [13]
Показатели социальной фрустрированности Показатели социальной компетентности
самостоятельность уверенность в себе отношение к обязанностям развитие общения организованность интерес к социальной жизни
Уровнем знаний 0,36*** 0,23*
Отношениями с одноклассниками 0,76*** 0,58*** 0,56*** 0 49*** 0 73*** 0,56***
Взаимоотношениями с учителями 0 94*** 0,52*** 0,67*** 0,59*** 0 94*** 0,57***
Отношениями с администрацией школы 0 46*** 0,38***
Уровнем образования в школе 0,53*** 0 46*** 0,30** 0 39*** 0,31*
Положением в классе 0,66*** 0 39*** 0 42*** 0 46*** 0,60*** 0 44***
Положением в кругу друзей 0 40*** 0,33** 0,34** 0,38*** 0 46***
Жилищно-бытовыми условиями 0 49*** 0,31** 0 40*** 0,27*
Взаимоотношениями с семьей 0,55*** 0,34** 0 48*** 0,30** 0 49*** 0 48***
Обстановкой в обществе 0,57*** 0,30** 0 40*** 0 40*** 0 40*** 0,33**
Материальным положением семьи 0 70*** 0,31** 0,50*** 0,38*** 0,63*** 0,55***
Отношениями с друзьями, знакомыми 0,36*** 0,31** 0,34**
Показатели социальной фрустрированности Показатели социальной компетентности
самостоятельность уверенность в себе отношение к обязанностям развитие общения организованность интерес к социальной жизни
Проведением досуга 0,50*** 0,30** 0,22* 0,27* 0,68***
Проведением выходных дней 0,55*** 0,36*** 0,27* 0 48*** 0,75***
Проведением каникул 0 47*** 0,25* 0,24* 0,43*** 0,43***
Уровнем дополнительного образования 0 42*** 0,31** 0 47*** 0,27*
Образом жизни в целом 0,54*** 0,34** 0,45*** 0 48*** 0,61*** 0,58***
Уровень значимости: * -р = 0,05; ** - р = 0,1; *** - р = 0,001
Все показатели социальной компетентности положительно коррелируют со шкалами социальной фрустрированности (напомним, что обе методики включают обратные шкалы). Это означает, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с различными социальными группами (включая одноклассников, друзей, родителей и педагогов), своим статусом и уровнем жизни, возможностями получения образования и дальнейшего профессионального развития, тем выше показатели социальной компетентности.
Можно заключить, что образовательная среда выступает своего рода «социальным полигоном», где школьники приобретают опыт конструктивного социального взаимодействия и компетентного поведения, и является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование социальной компетентности.
Таким образом, гипотеза о том, что социальная компетентность у старшеклассников детерминирована такими факторами, как интернальность, социальная фрустрированность, типы межличностных отношений и автономность, подтвердилась.
Выводы
Оценка показателей социальной компетентности старшими школьниками повышается при росте уровня автономности и показателей субъективного контроля, что свидетельствует о стремлении учащихся самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь и о склонности в проблемных ситуациях ориентироваться на собственное мнение.
В процессе реального взаимодействия практически все показатели социальной компетентности старших школьников снижаются при увеличении склонности к компромиссам, податливости мнению окружающих и неуверенности в себе.
Учащиеся, обладающие более высоким уровнем выраженности таких показателей социальной компетентности, как развитие общения, уверенность в себе, отношение к обязанностям, интерес к социальной жизни склонны реже демонстрировать соперничество, враждебность и эгоизм. Вместе с тем ориентация на себя, склонность к соперничеству, упрямство и настойчивость, критичное отношение ко всем социальным явлениям и окружающим людям позволяют поддерживать исследовательский интерес к разным аспектам жизнедеятельности и развивать личностную и социальную успешность.
Старшеклассники в межличностных взаимодействиях испытывают затруднения в нахождении поведенческого баланса между проявлением автономности, упорства и настойчивости в отстаивании своей позиции и необходимостью подчинения с целью сохранения конструктивного сотрудничества и доброжелательных отношений с социальным окружением.
Повышение удовлетворенности взаимоотношениями с различными социальными группами (включая одноклассников, друзей, родителей и педагогов), своим статусом и уровнем жизни, возможностями получения образования и дальнейшего профессионального развития сопряжено с высокими оценками показателей социальной компетентности.
Проведенное исследование подтвердило обоснованность проблемы развития социальной компетентности школьников, которая заключается не только в приобретении системы знаний об обществе и умением взаимодействовать с окружением. Необходимо целостное развитие личности, детерминированное как объективными факторами - социальной ситуацией развития и изменением ведущей социально-значимой деятельности, в которую включаются школьники, так и субъективными факторами - их мотивацией, индивидуально-психологическими и личностными свойствами.
Исследование поднимает вопрос о необходимости создания условий в системе школьного воспитания для личностного развития учащихся и формирования их социальной компетентности, что является особенно проблематичным в условиях дистанционного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Н.В. Основы формирования социальной компетентности школьников / Н.В. Беккер // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. №2 2 (8). С. 54-60.
2. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: дис. ... док. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Калинина. - Самара, 2006. - 44 с.
3. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности / Т.Б. Беляева // Вестник новгородского государственного университета. 2015. №31. С. 8-12.
4. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Романюк Я.А. Развитие социальной компетентности старшеклассников в США как условие успешной экономической социализации / Т.П. Грасс и др. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 6-13.
5. Коротун А.В., Щербакова А.А. Развитие правовой компетенции у старших школьников в образовательной организации / А.В. Коротун, А.А. Щербакова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2017. № 1. С. 40-51.
6. Мануковская И.А. Развитие социальной компетентности подростков на уроках химии / И.А. Мануковская // Методист. 2019. № 7. С. 49-51.
7. Мочалова Ю.А. Особенности социально-коммуникативной компетентности и профессиональных предпочтений в старшем школьном возрасте / Ю.А. Мочалова // Психология обучения. 2018. № 7. С. 74-84.
8. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия / Н.Н. Нагайченко // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т.2. (Психолого-педагогические науки). №3. С. 4-19.
9. Никитина С.В. Становление социальной компетентности старшеклассников современной общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Никитина. Омск, 2004. 214 c.
10. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. - М.: АНО «Пэб», 2007. - 44 с.
11. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография / Г.С. Прыгин - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.
13. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.
Letyagina Svetlana Konstantinovna
Saratov state law academy, Saratov, Russia E-mail: let71@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=622438
Socio-psychological factors of social competence of senior schoolchildren
Abstract. The article presents the results of an empirical study of socio-psychological factors of social competence of senior schoolchildren. The study involved 80 high school students aged 13-17 years. The diagnostic toolkit is presented by questionnaires: "Scale of social competence" A.M. Parishionan, "Questionnaire of "autonomy-dependence" by G.S. Prygina, "Methods for diagnosing the level of social frustration" by L.I. Wasserman, "Diagnosing the level of subjective control" by E.F. Bazhina, E.L. Golynkina, A.M. Etkinda, "Diagnostics of interpersonal relations" T. Leary.
The author of the article statistically proved that the assessment of all components of social competence increases with the tendency of students in various situations of life to focus on the opinion and help of others, their desire in the process of real interaction to obediently and honestly fulfill their duties, to focus on helping others and social approval. Indicators of social competence in relation to the types of ideal interpersonal relationships indicate that the assessment of social competence by students is associated with self-confidence and independence, the desire to dominate and the ability to take responsibility. Satisfaction with relationships with various social groups, their status and standard of living, opportunities for obtaining education and further professional development is one of the factors that determine the development of social abilities. The study raises the question of the need to create conditions in the school education system for the personal development of students and the formation of their social competence, which is especially problematic in the context of distance education.
Keywords: social competence; social interaction; social adaptation; socio-psychological factors of social competence; internality; autonomy; social frustration