Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
антропометрические обследования детей / функциональные размеры ученической мебели / anthropometric surveys of children / functional sizes offurniture for pupils

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Я.И. Храмцов, А.Н. Строкина, Е.Н. Сотникова, И.И. Бутарева, В.В. Молдованов

Провели массовые антропометрические обследования 923 детей 1-4-х классов и определили значения 5 показателей для 2-й, 3-й и 4-й ростовых групп, используемых для обоснования функциональных размеров ученической мебели: высоты плечевого ската над сиденьем, высоты локтя над сиденьем, высоты подколенной ямки над полом, расстояния от спинки стула до подкаленной ямки и наибольшей ширины таза. Выявили различия значений антропометрических показателей у современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века. Для современных детей характерно изменение пропорций тела (уменьшение длины туловища и увеличение длины голени и бедра), что необходимо учитывать при оптимизации рабочего места учащихся. Выдвинули предложение об использовании в качестве критерия соответствия антропометрических показателей функциональным размерам ученической мебели высоты подкаленной ямки вместо длины тела, используемой в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF PRESENT-DAY CHILDREN'S PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE ESTIMATION OF THE FUNCTIONAL SIZES OF FURNITURE FOR PUPILS

The authors made mass anthropometric surveys in 923first-to-fourth-form pupils and determined the values of 5 variables for height groups 2, 3, and 4, used to justify the functional sizes of furniture for pupils: the length of a shoulder slope above the seat, that of an elbow slope above the seat, that of a popliteal space slope above the floor, the distance from the chair hack to the popliteal space, and the highest pelvic width. Differences were found in the anthropometric values in the present-day junior pupils and the equals in age of the early 1970s. The present-day children are characterized by changes in body proportions (a decrease in height and an increase in the length of the shin and femur), which should be kept in mind on optimizing the working place of pupils. It is suggested that popliteal space length rather than the currently applied height should be used as a fitting ratio of anthropometric characteristics to the functional sizes of furniture for pupils.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ»

цию отметили для всей выборки учащихся как для мальчиков, так и для девочек. Особенно ярко данная тенденция проявилась у учащихся ПУ мужского пола. В группе учащихся, чьи отцы имели низкий образовательный уровень, для всей выборки учащихся характерно преобладание мотива избегания. В группе учащихся, чьи отцы имели высшее образование, превалировали лица с мотивом достижения, особенно характерно это различие было для мальчиков, учащихся в ПУ (почти в 2 раза).

В группе подростков с низким уровнем СПА (рис. 3) преобладали учащиеся с мотивом избегания (страх неудачи), достоверность различий очень высокая, причем среди девочек их было в среднем в 3 раза больше, а среди мальчиков — в 2 раза больше, чем учащихся с мотивом достижения. Наибольшие различия наблюдали среди школьников этой группы: число лиц с мотивом избегания было в 3 раза больше, чем учащихся с мотивом достижения. Наиболее характерно данное различие было для мальчиков — в 5 раз (различия статистически достоверны).

В группе учащихся с высоким уровнем СПА (см. рис. 3) преобладали лица с мотивом достижения. У школьников данная картина выражена более ярко, чем у учащихся ПУ.

Следовательно, для повышения уровня СПА необходимо формирование мотивации достижения путем создания благоприятной семейной среды, влияющей на успешность учебной деятельности, формирования таких личностных качеств, которые бы способствовали позитивному развитию.

Наши наблюдения свидетельствуют о значительном напряжении семейных взаимоотношений в сегодняшних российских семьях. Взрослые даже в более благополучных семьях достаточно часто не учитывают особенности возрастного развития подростка, его восприятие ситуации, психологические закономерности полоролевой социализации. Самостоятельность подростков, особенно мальчиков, часто подавляется. Даже в полной семье чаще до-

минирует мать, решая все вопросы, связанные с воспитанием детей. Равное участие родителей в воспитании и решении семейных вопросов встречается довольно редко.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило негативное влияние неблагоприятных взаимоотношений в семье на уровень социально-психологической адаптации у учащихся независимо от вида общеобразовательного учреждения. Более чувствительны к ним оказались девочки. На уровень адаптированности школьников, особенно мальчиков, положительно влияет высокий уровень образования матери, в то время как у учащихся ПУ такое значение имеет образовательный статус отца. Возможно, данный факт указывает на более раннее влияние матери в становлении адаптивного поведения и способствует лучшей адаптации в школе, где большинство таких детей и продолжает образование. Влияние отца позволяет повысить адаптацию в среде сверстников у учащихся ПУ, ориентированных на более жесткий маскулинный тип поведения. Уровни взаимоотношений в семье, а также образования матери и отца достоверно влияют на формирование мотива достижения учащихся и их социально-психологическую адаптацию в целом.

J1 итература

1. Александровская Э. М. // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М., 1988. - С. 32-43.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — 2-е изд. — М.; Воронеж, 1997.

3. Прутченков А. С. "Наедине с собой". Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. — М., 1996.

4. McClelland D. С. The Achieving Society. — Princeton; New Jersey, 1961.

Поступила 06.10.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 614.955:371.63]:572.51

П. И. Храмцов', А. Н. Строкина2, Е. Н. Сотникова3, И. И. Бутарева4, В. В. Молдованов5

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ

'НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, гНИИ и музей антропологии МГУ, 'Центр образования № 1998 "Лукоморье", Москва; 4ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве

'Зав. лаборатории новых технологий в гигиене детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.ы.н. (т. 916-12-85; е-шаИ: р1к)иФгат-Ыег.т), *эав. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии, музей МГУ, д. психолог, н. (т. 681-90-66), 'зам. директора по научной работе Центра образования "Школа здоровья Лукоморье" № 1998 (т. 341-21-10), 4мл. н. с. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии и музей МГУ, (т. 681-90-66), 'зав. отделом гигиены детей и подростков ФГУЗ по г. Москва (т. 687-18-09)

Провели массовые антропометрические обследования 923 детей 1-4-х классов и определили значения 5 показателей для 2-й, 3-й и 4-й ростовых групп, используемых для обоснования функциональных размеров ученической мебели: высоты плечевого ската над сиденьем, высоты локтя над сиденьем, высоты подкаленной ямки над полом, расстояния от спинки стула до подколенной ямки и наибольшей ширины таза. Выявили различия значений антропометрических показателей у современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века. Для современных детей характерно изменение пропорций тела (уменьшение длины туловища и увеличение длины голени и бедра), что необходимо учитывать при оптимизации рабочего места учащихся. Выдвинули предложение об использовании в качестве критерия соответствия антропометрических показателей функциональным размерам ученической мебели высоты подколенной ямки вместо длины тела, используемой в настоящее время.

Ключевые слова: антропометрические обследования детей, функциональные размеры ученической мебели

Ч^игиена и санитария 2/2009

Khramtsov P. I., Strokina A. N., Sotnikova Ye. N., Bulareva I. /., Moldovanov V. V.

THE SPECIFIC FEATURES OF PRESENT-DAY CHILDREN'S PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE ESTIMATION OF THE FUNCTIONAL SIZES OF FURNITURE FOR PUPILS

The authors made mass anthropometric surveys in 923 first-to-fourth-form pupils and determined the values of 5 variables for height groups 2, 3, and 4, used to justify the functional sizes of furniture for pupils: the length of a shoulder slope above the seat, that of an elbow slope above the seat, that of a popliteal space slope above the floor, the distance from the chair hack to the popliteal space, and the highest pelvic width. Differences were found in the anthropometric values in the present-day junior pupils and the equals in age of the early 1970s. The present-day children are characterized by changes in body proportions (a decrease in height and an increase in the length of the shin and femur), which should be kept in mind on optimizing the working place of pupils. It is suggested that popliteal space length rather than the currently applied height should be used as a fitting ratio of anthropometric characteristics to the functional sizes of furniture for pupils.

Key words: anthropometric surveys of children, functional sizes of furniture for pupils

Оптимальная организация ученического рабочего места является одним из ведущих факторов профилактики учебного утомления и сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся [4]. Одно из основных ее условий — строгое соответствие антропометрических характеристик учащихся функциональным размерам школьной мебели [6, 8]. В связи с высокой чувствительностью ростовых процессов к влиянию социально-экономических, экологических и других факторов периодически проводят антропометрические обследования детей с целью обоснования и уточнения функциональных размеров ученической мебели. Последние такие обследования проводили в начале 70-х годов XX века [2], на основании полученных данных были обоснованы группы роста с диапазоном длины тела 15 см. Результаты этих исследований использовали при разработке ГОСТа 11015—93 "Ученические столы. Типы и функциональные показатели" и ГОСТа 11016—93 "Ученические стулья. Типы и функциональные показатели".

В настоящее время выявлены особенности физического развития детей и подростков в новых условиях развития общества [1,5]. Однако в этих исследованиях не изучали антропометрические показатели, определяющие функциональные размеры школьной мебели, и не оценивали пропорции тела. При одной и той же длине тела его пропорции (длина голени, бедра, туловища) могут быть разными, что может оказывать существенное влияние на организацию рабочего места учащегося и индивидуальный подбор мебели.

Кроме того, в иностранной литературе появились работы, в которых авторы рекомендуют при подборе ученической мебели в качестве критерия соответствия ее функциональных размеров антро-

пометрическим показателям учащихся использовать не длину тела, а высоту подколенной ямки [7].

Собственные хрономегражные наблюдения за посадкой младших школьников на уроках и анализ результатов анкетирования детей, проведенные ранее, позволили установить, что учащиеся часто отмечали неудобство рабочего места из-за низкого стула [3]. При этом подбор ученической мебели осуществляли в соответствии с их длиной тела и ростовой группой.

Все это позволило сформулировать рабочую гипотезу об изменении пропорций тела современных младших школьников.

Цель исследования — проверка этой гипотезы для детей каждой ростовой группы.

В исследовании приняли участие 923 учащихся 1—4-х классов. Ростовую группу 1000—1150 мм составили 10 (1,1%) детей, 1151-1300 мм - 350 (37,9%) детей, 1301-1450 мм - 463 (50,2%) ребенка и 1451-1600 мм - 100 (10,8%) детей.

В процессе исследования регистрировали антропометрические показатели, определяющие основные функциональные размеры ученической мебели. Провели сравнительный анализ результатов антропометрических обследований современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века по 3 ростовым группам (см. таблицу). 1-ю ростовую группу (длина тела до 1150 мм) не рассматривали, поскольку таких детей очень мало. В наших исследованиях они составили 1,08% от всех обследованных детей.

Показатель 1 (высота плечевого ската над сиденьем) соответствует длине туловища. Во 2-й ростовой группе значения данного показателя у сравниваемых детей достоверно не различались: 419,9 ± 1,3 мм у детей 70-х годов XX века и 422,1 ± 1,1 мм у современных детей {р > 0,05).

Значения антропометрических показателей, соответствующих эргономическим параметрам ученической мебели, современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века

Ростовая группа

Антропометрический показатель, мм 1150—1300 мм (я = 350) 1301-1450 мм (л = 463) 1451-1600 мм (л= 100)

70-е годы XX в. начало XXI в. 70-е годы XX в. начало XXI в. 70-е годы XX в. начало XXI в.

Высота плечевого ската над сиденьем 419,9 ± 1,3 422,1 ± 1,1 468,7 ± 1,3* 461,0 ± 1,1 527,6 ± 1,4' 503,0 ± 2,9

Высота локтя над сиденьем 168,0 ± 0,8 165,8 ± 1,0 184,4 ± 0,9* 180,2 ± 1,0 202,4 ± 1,1* 196,9 ± 2,4

Высота подколенной ямки над полом 314,2 ± 0,9* 328,1 ± 0,8 357,5 ± 0,9* 361,2 ± 0,9 399,8 ± 0,9* 395,9 + 1,6

Спинка сиденья - подколенный угол 320,9 ± 1,1* 366,6 ± 0,9 357,6 ± 1,1* 395,1 ± 0,8 416,5 ± 1,6* 428,3 ± 2,3

Наибольшая ширина таза 245,7 ± 0,5* 249,5 ± 1,0 275,4 ± 1,2 276,4 ± 1,2 327,0 ± 1,0* 301,3 ± 2,9

Примечание. * — достоверные различия (р < 0,05), п — число обследованных.

В 3-й ростовой группе высота плечевого ската у детей начала 1970-х годов была больше, чем у современных детей: соответственно 468,7 ±1,3 и 461 ± 1,1 мм (р < 0,05). Такая же закономерность, но более выраженная, характерна для детей 4-й ростовой группы: соответственно 527,6 ±1,4 и 503 ± 2,9 мм (р < 0,05).

Таким образом, сравнительный анализ значений показателя высоты плечевого ската позволил установить, что у современных детей длина туловища меньше, чем у их сверстников 1970-х годов. При этом более значимые различия выявили в 4-й ростовой группе, т. е. с возрастом уменьшение длины туловища у современных детей по сравнению с детьми 70-х годов прошлого века более выражено.

Показатель 2 (высота локтя над сиденьем) связан с показателем 1, что нашло отражение в результатах сравнения. У современных детей значения показателя достоверно уменьшаются во 2—4-й ростовых группах.

Показатель 3 (высота подколенной ямки над полом) является важным, поскольку определяет высоту сиденья. Во 2-й ростовой группе данный показатель составил 314,2 ± 0,9 мм у детей 1970-х годов и 328,1 ± 0,8 мм у современных детей (р < 0,001), т. е. у современных детей данный показатель увеличился. В 3-й ростовой группе выявили такую же закономерность (357,5 ± 0,9 и 361,2 ± 0,9 мм соответственно; р < 0,001), но величина разницы снизилась. У детей более высокого роста (4-я группа роста) эта тенденция продолжилась, достоверные различия выявили на фоне снижения значений показателя у современных детей: 399,8 ± 0,9 и 395,9 ± 1,6 мм (р < 0,05).

В отличие от высоты плечевого ската, различие значений которой в ростовых группах с возрастом увеличивалось, значение показателя 3 (высота подколенной ямки) с возрастом уменьшалось на фоне увеличения его значений у современных детей. Во 2-й ростовой группе различия были максимальными: 314,2 ± 0,9 мм у детей начала 1970-х годов и 328,1 ± 0,8 мм {р < 0,05) у современных детей. В 4-й ростовой группе различия значений высоты подколенной ямки были минимальными: 399,8 ± 0,9 и 395,9 ± 1,6 мм соответственно (р > 0,05).

Показатель 4 (расстояние от спинки стула до подколенной ямки) соответствует длине бедра и определяет эффективную глубину сиденья. Значения данного показателя во всех ростовых группах у современных детей достоверно больше, чем у их сверстников 1970-х годов. Так, во 2-й ростовой группе значения данного показателя составили соответственно 320,9 ± 1,1 и 366,6 ± 0,9 мм (р< 0,05). При этом отмечается тенденция уменьшения разницы в ростовых группах от 2-й к 4-й. В 4-й ростовой группе у детей начала 1970-х годов значения данного показателя составили 416,5 ± 1,6 мм, у современных детей — 428,3 ± 2,3 мм (р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют, что для современных детей характерно увеличение длины бедра по сравнению с их сверстниками начала 1970-х годов. Следует отметить параллелизм в изменении длины бедра и голени у современных детей. Показатели 3 и 4 изменяются однонаправлено, увеличиваясь в ростовых группах от 2-й к 4-й.

Показатель 5 (наибольшая ширина таза) определяет ширину сиденья. Во 2-й ростовой группе значения данного показателя у современных детей больше, чем у детей 1970-х годов: соответственно 245,7 ± 0,5 и 249,5 ± 1,0 (р < 0,05). В 3-й ростовой группе достоверных различий не выявили (275,4 ± 1,2 и 276,4 ± 1,2 мм; р > 0,05), у детей 4-й ростовой группы установили обратную закономерность: ширина таза у современных детей меньше (301,3 ± 2,9 мм), чем у их сверстников начала 1970-х годов (327 ± 1 мм; р < 0,05).

Таким образом, сравнение антропометрических показателей современных младших школьников и их сверстников начала 1970-х годов позволило установить различия в значениях ряда показателей, определяющих функциональные параметры ученической мебели. Выявили особенности соотношения значений исследуемых показателей в разных ростовых группах. Для современных детей характерно уменьшение длины туловища и увеличение длины нижних конечностей. Степень выраженности изменений этих показателей зависит от ростовой группы.

Полученные данные следует рассматривать как основание для уточнения функциональных размеров ученической мебели для современных школьников. Использование показателя высоты подколенной ямки вместо длины тела при подборе ученической мебели должно найти подтверждение в дальнейших исследованиях.

Выводы: 1. Выявили различия антропометрических показателей, используемых для обоснования функциональных размеров ученической мебели, у современных младших школьников по сравнению с их сверстниками начала 70-х годов XX века.

2. Различия антропометрических показателей и степень их выраженности зависят от ростовой группы. Наиболее выраженные изменения касаются 2-й ростовой группы по показателю высоты подколенной ямки.

3. Выявили изменения пропорций тела у современных школьников (уменьшение длины туловища и увеличение длины голени и бедра), что имеет важное значение для обоснования функциональных размеров ученической мебели.

4. Полученные данные диктуют необходимость проведения исследований по обоснованию использования высоты подколенной ямки в качестве критерия соответствия антропометрических показателей функциональным размерам ученической мебели.

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2008.

2. Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели: Дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1974.

3. Строкина А. Н., Хромцов П. И., Бутарева И. И. и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. — М., 2004. - Ч. 3. — С. 176— 177.

4. Хромцов П. И., Молдованов В. В., Сотникова Е. Н. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - М., 2004. - Ч. 3. - С. 281-282.

5. Ямпольская Ю. А., Година Е. 3. // Рос. педиатр, журн. - 2005. - № 2. - С. 30-39.

[ена и санитария 2/2009

6. Milanese S., Grimmer К. // Ergonomics. — 2004. — Vol. 47, N 4. - P. 416-426.

7. Molenbroek J. F., Kroon-Ramaekers Y. M., Snijders C. J. // Ergonomics. - 2003. - Vol. 46, N 7. - P. 681-694.

8. Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A., Mandroukas K. // Appl. Ergon. - 2004. - Vol. 35, N 2. - P. 121-128.

Поступила 01.10.08

С И. К. РАПОПОРТ, 2009 УДК 613.956:616-053.6):37.047

И. К. Рапопорт'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'Ведущ. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56)

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков явились причиной возрастания до 80% числа юношей и девушек, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и трудовой деятельности. Врачебная профессиональная консультация является системой мер, направленных на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в выборе профессий или специальностей, которые бы обеспечивали сохранение здоровья, способствовали успешной адаптации к условиям получения профессионального образования и последующей работы. Квалифицированное осуществление врачебного профессионального консультирования должно опираться на новые научно обоснованные перечни медицинских противопоказаний, которые должны вводиться в действие совместными приказами Минздрав-соцразвития и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ключевые слова: состояние здоровья детей и подростков, профессиональное образование, адаптация, врачебная профессиональная консультация

Rapoport I. К.

SCHOOLCHILDREN'S HEALTH STATUS AND PROBLEMS IN THE CHOICE OF PROFESSIONS

Poor trends in the health status of children and adolescents were responsible for as high as 80% of the number of young men and girls with health limitations to have vocational training and labor activity. Medical professional advice is a system of measures to assist young men and girls with health abnormalities in choosing professions or specialties that would promote their health and favor their successful adaptation to the conditions of obtaining vocational training and further work. Qualified medical professional advice should be based on the new science-based lists of medical contraindications, which are to be commissioned by the joint orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Key words: health status of children and adolescents, vocational training, adaptation, medical professional advice

Негативные тенденции в состоянии здоровья подростков, наблюдавшиеся с середины 80-х годов XX века, явились причиной увеличения доли подростков, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и производственной деятельности и высокую вероятность ранней инвалидизации. Демографический кризис, ухудшение здоровья подрастающего поколения и снижение кадрового и интеллектуального потенциала государства в дальнейшем могут вызвать самые серьезные последствия для экономики, обороноспособности и социального развития страны [1,8].

Вместе с тем научные данные свидетельствуют, что подростки и молодежь не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии и специальности, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве [5, 7, 8], тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья. Исходя из сказанного, своевременное и квалифицированное проведение медицинской профессиональной ориентации (МПО) и врачебного профессионального консультирования (ВПК), рациональный выбор профессии школьниками и оптимальное трудоустройство юношей и девушек с отклонениями в состоянии здоровья следует рассматривать как средства вторичной профилактики заболеваемости и повышения трудоспособности молодежи.

В настоящее время актуальность этой проблемы возрастает в связи с:

— неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;

— резким снижением объема профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

— переходом государства к рыночной экономике с неизбежным возрастанием требований к интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает ужесточение требований, предъявляемых к личности и состоянию здоровья работающих;

— не уменьшающимся неблагоприятным влиянием производственно-профессиональных факторов, в том числе новых малоизученных, воздействующих на организм рабочих и служащих [2, 4].

В связи с вышеуказанными причинами необходима разработка новых научно обоснованных регламентирующих и методических документов для проведения МПО и ВПК подростков и молодежи в новых социально-экономических условиях. При этом целесообразно сохранение всех основных принципов медицинской профориентации, заложенных еще в 50—70-х годах XX века сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков и их коллегами, работающими в других НИИ [5, 6].

Задача проведенного исследования заключалась в углубленном анализе заболеваемости различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.