Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
функциональные размеры ученической мебели / антропометрические показатели / functional sizes offurniture for pupils / anthropometric parameters

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — П.И. Храмцов, В.В. Молдованов, Е.Н. Сотникова, А.Н. Строкина

В статье приведены результаты антропометрических исследований современных учащихся младших классов. Приведено распределение младших школьников по группам роста, показаны эргономические признаки, определяющие необходимые функциональные размеры ученической мебели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE SIZES OF FURNITURE FOR JUNIOR PUPILS

The paper gives the results of anthropometric surveys in present-day junior pupils. It shows the distribution of junior pupils by the height groups and the ergonomic signs that determine the required functional sizes of furniture for pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

гиена и санитария 6/2009

Литература

1. Афифи А., Айзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. — М., 1997.

2. Батурин А. К., Мартинчик А. Н., Сафронова А. М. и др. // Вопр. пит. — 2002. — № 2.

3. Большаков А. М., Крутько В. Н., Буцило Е. В. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения. — М., 1997.

4. Йодный дефицит и здоровье: Метод, пособие. — М.; Пермь, 2000.

5. Контроль программы профилактики йоддефицит-ных заболеваний, путем всеобщего йодирования соли: Метод, указания. МУ 2.3.7.1064-01. — М., 2001.

6. Нечаев А. П. Пищевая химия. — СПб., 2003.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.1999 г. № 14 "О мерах по про-

филактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов". — М., 1999.

8. Постановление Правительства РФ № 1119 от 05.10.1999 г. "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода". — М., 1999.

9. Постановление Правительства РФ № 917 от 10.08.1998 г. "О практической реализации "Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.". — М., 2005.

10. Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний; Докл. ВОЗ. - М., 1993.

11. Сусликов В. Л., Хохлова Е. А., Козлов В. А., Капланова А. Ш. Микроэлементы в медицине. — 2001.

Поступила 26.06.09

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2009 УДК 613.955:614.37

П. И. Храмцов1, В. В. Молдованов2, Е. Н. Сотникова3, А. Н. Строкина4

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

'Доктор мед. наук. зав. лаб. новых технологий в гигиене детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН; гзав. отделом гигиены детей и подростков ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве (т. 616-38-81); Здоктор мед. наук, проф., зам. директора по научной работе Центра образования № 1998 "Лукоморье", Москва; ''доктор психол. наук, старш. научн. сотр. НИИ и Музея антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

В статье приведены результаты антропометрических исследований современных учащихся шадших классов. Приведено распределение младших школьников по группам роста, показаны эргономические признаки, определяющие необходимые функциональные размеры ученической мебели.

Ключевые слова: функциональные размеры ученической мебели, антропометрические показатели

P. I. Khramtsov, V. V. Moldovanov, Ye. N. Sotnikova, A. N. Strokina. - HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE SIZES OF FURNITURE FOR JUNIOR PUPILS

The paper gives the results of anthropometric surveys in present-day junior pupils. It shows the distribution of junior pupils by the height groups and the ergonomie signs that determine the required functional sizes offurniture for pupils. Key words: functional sizes offurniture for pupils, anthropometric parameters

Организация рабочего места учащегося во многом зависит от функциональных параметров ученической мебели, значения которых зафиксированы в соответствующих нормативных документах [2, 3].

Последние массовые антропометрические исследования для обоснования функциональных параметров школьной мебели были проведены в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века [1]. В результате проведенных исследований было обосновано разделение детей на группы роста, диапазон длины тела в которых составлял 15 см. Для каждой группы роста установлены значения функциональных размеров стола и стула, определяющие эргономическую характеристику рабочего места. Между тем нормативы должны пересматриваться через каждые 10—15 лет в связи с особенностями и закономерностями физического развития детей в меняющихся социально-экономических условиях.

В связи с этим для уточнения нормативных значений функциональных параметров школьной мебели необходимо проводить соответствующие эпидемиологические антропометрические обследования современных детей, в первую очередь учащихся младших классов, в связи с повышенной чувствительностью растущего организма к действию внешних факторов на этапе адаптации к началу систематического обучения.

Показатель длины тела учащихся является определяющим при подборе ученической мебели. Однако в процессе роста и развития возможно изменение пропорций тела (длины конечностей, туловища). В этом случае при одной и той же длине тела требования к функциональным параметрам учебной мебели должны быть другими.

Таким образом, антропометрические обследования учащихся начальных классов были проведены для уточнения эргономических параметров существующей учебной мебели.

Большинство обследованных детей по длине тела вошли в ростовые группы 1151 —1300 мм (37,9%) и 1301-1450 мм (50,2%).

Сравнение данных о распределении учащихся 1—4-х классов по группам роста с аналогичными данными прошлого века свидетельствует, что современные учащиеся начальных классов в одних и тех же ростовых группах чаще имеют большую длину тела по сравнению с учащимися 70-х годов прошлого века. Выраженные различия выявлены у учащихся 2-х классов. Так, группу роста от 1151 до 1300 мм составляют 37,9% современных детей и 70% детей 70—80-х годов, а группу роста от 1301 до 1450 мм — 59,9 и 30% соответственно.

У учащихся 3-х и 4-х классов отмечается аналогичная закономерность со сдвигом максимальной наполняемости ростовых групп вправо, т. е. в сторону увеличения длины тела. Ростовую группу 1151 — 1300 мм составляют 15,1% современных третьеклассников и 40% детей 70—80-х годов; группу 1301 — 1450 мм — 75 и 60% соответственно. Кроме того, 9,9% современных детей вошли в следующую ростовую группу — 1451 — 1600 мм. В 70—80-х годах в данную ростовую группу не было включено ни одного учащегося.

Число современных учащихся 4-х классов в ростовых группах 1151 — 1300 и 1301 — 1450 мм составляют соответственно 66,2% и 32,5%. Аналогичное распределение детей 70—80-х годов составляло 80 и 20% соответственно.

Таким образом, сравнительный анализ данных антропометрических исследований распределения современных учащихся 1—4-х классов по ростовым группам свидетельствует, что длина их тела выше, чем у сверстников 70—80-х годов.

На основании приведенных данных определено примерное распределение комплектов ученической мебели в начальной школе (см. таблицу).

Современные эргономические исследования должны учитывать выявленные особенности физического развития по изменениям длины тела у учащихся начальных классов в зависимости от возраста. Как указывалось выше, при одной и той же длине тела у разных детей пропорции тела могут быть разными.

Функциональные параметры ученического рабочего места определяются целым комплексом эргономических признаков. Так, длину рабочей плоскости стола определяет размах рук, согнутых в локтях, ширину — передняя горизонтальная досягаемость рук, высоту — высота локтя над сиденьем вместе с высотой подколенной ямки. Для определения функциональных параметров стула используются эргономические признаки: высота подколенной ямки, определяющая высоту стула, спинка стула — подколенный угол (при условии, что угол между сиденьем и спинкой равен 90°) для определения эффективной глубины сиденья и наибольшая ширина таза дня определения ширины сиденья. Функциональные параметры подставки для ног определяются длиной стопы и шириной (двойной) стопы.

Распределение (в %) ученических мест в начальной школе

Класс Номер мебели

2 3 4

1-й 2-й

3-й

4-й

76 (80)* 36 (70) 16 (40) О (0)

24 (20) 64 (30) 72 (60) 68 (80)

0(0) 0(0) 12(0) 32 (20)

Примечание. • — данные 1985 г.

В ходе проведенных исследований определены статистические параметры 18 эргономических признаков, которые могут быть использованы для гигиенического обоснования функциональных размеров современных видов ученической мебели.

Сравнение статистических параметров некоторых эргономических признаков, определяющих функциональные размеры школьной мебели в зависимости от ростовых групп, в ряде случаев показало их несоответствие ГОСТу 11015—93 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры" и ГОСТу 11016—93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".

Например, для признака "Размах рук, согнутых в локтях", определяющего длину рабочей поверхности стола, соответствие выявлено только для ростовой группы № 1; значения для ростовых групп № 2—4 превышают соответствующие значения по ГОСТу; по признаку "Высота подколенной ямки", определяющему высоту сиденья стула, несоответствие размерам, установленным ГОСТом, выявлено по всем ростовым группам.

Таким образом, анализ результатов антропометрических обследований учащихся 1—4-х классов позволил подтвердить обсуждаемую в настоящее время тенденцию повышения продольных размеров тела детей и выдвинуть гипотезу об изменении его пропорций. Полученные антропометрические данные о пропорциях тела свидетельствуют об уменьшении длины туловища и увеличении длины ног за счет бедра и голени.

Увеличение высоты подколенной ямки (соответствующей длине голени) у современных младших школьников указывает на необходимость пересмотра нормативов высоты сиденья стула.

Новые данные о значениях эргономических признаков требуют проведения дальнейших исследований для подтверждения выдвинутых гипотез.

Литература

1. Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели. Дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1974.

2. Молдованов В. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. — М., 2004. — Ч. 2. — С. 298— 299.

3. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. — М., 2004.

Поступил« 26.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.