Научная статья на тему 'Формирование социально-психологического портрета лица, участвующего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий'

Формирование социально-психологического портрета лица, участвующего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная диагностика / психологическая диагностика / оперативно-розыскная психология / психологический тип личности / психологический профиль / социально-психологический портрет / субъект оперативно-розыскной деятельности / участие в оперативно-розыскных мероприятиях / габитоскопические признаки / информационные ресурсы / социальные сети. / operational-search diagnostics / psychological diagnostics / investigative psychol- ogy / psychological personality type / psychologi- cal profile / socio-psychological portrait / the sub- ject of operational-search activity / participation in the operational-search activities / habitacioes signs / information resources / social networks.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е Н. Яковец

Актуальность темы исследования: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием прикладных начал частной теории оперативно-розыскной диагностики. Анализируется понятие психологической диагностики, позволяющей определять особенности характера человека по внешним признакам в ходе решения задач оперативно-розыскной деятельности. Постановка проблемы: в ходе исследования предполагалось установить психологические свойства личности, которые являются предпочтительными для участия в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также содержание социально-психологического портрета, в наибольшей мере соответствующего профессиональным качествам потенциального субъекта оперативно-розыскной деятельности. Из полученных результатов усматривается, что комплексы психологических качеств, актуальных для лиц, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, заложены в таких психотипах личности, как паранойяльный, гипертимный и тревожный. Напротив, в радикалах, характеризующих эпилептоидный, эмотивный, астенический и неустойчивый типы личности, фигурируют психологические качества, которые не позволяют субъектам оперативно-розыскной деятельности выполнять возложенные на них задачи. Цели и методы исследования: для диагностирования характера будущего субъекта оперативно-розыскной деятельности необходимо научиться правильно определять типы радикалов, которые формируют его психологический портрет. Содержание самих радикалов определяется совокупностью свойственных каждому из них статических и динамических признаков индивидуума, которые должны распознаваться в различных информационных средах. Результаты и ключевые выводы: информация об индивидууме, получаемая в ходе его психодиагностики, обобщается с помощью особой матрицы. После ее составления по количеству признаков, свойственных тому или иному психотипу, определяются радикалы, составляющие основу психологического портрета индивидуума. Данная методика формирования социально-психологического портрета предполагаемого участника оперативно-розыскных мероприятий разработана при активном участии автора данной статьи в Российской таможенной академии. Она проходит апробацию в учебном процессе и в дальнейшем может найти применение на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a Socio-Psychological Portrait of a Person Involved in the Implementation of Operational-Search Measures

The relevance of the research topic: this article deals with topical issues related to the development of applied principles of the private theory of operative-search diagnostics. Examines the concept of psychological diagnosis, allowing to determine the features of a person’s character by their appearance in the course of solving the task of the operational-search activity. The problem statement: in the course of the study it was supposed to establish the psychological properties of the individual, which are preferable to participate in the implementation of the operational-search activity, as well as the content of the socio-psychological portrait, the most appropriate professional qualities of a potential subject of the operational-search activity. From the obtained results it is seen that the complex mental-ray qualities relevant to individuals involved in operational-search activity inherent in such psychological types of personality, as paranoically, hyperthymic and anxious. On the contrary, in the radicals characterizing epileptoid, emotional, asthenic and unstable personality types psychological qualities which do not allow the subjects of operational-search activity to carry out the tasks assigned to them appear. The research objectives and methods. To diagnose the nature of the future subject of the operational-searchactivity,itisnecessarytolearnhow to correctly identify the types of radicals that form its psychological portrait. The content of the radicals themselves is determined by a set of static and dynamic characteristics of the individual peculiar to each of them, which must be recognized in various information environments. The results and key findings. Information about the individual, obtained in the course of psychodiagnostics, synthesizes by using a special matrix. After its compilation by the number of features peculiar to a particular psychotype, the radicals that form the basis of the psychological portrait of the individual are determined. This method of forming a socio-psychological portrait of the prospective operational-search activity participant was developed with the active participation of the author of this article in the Russian customs Academy, it is being tested in the educational process and can be further applied in practice.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологического портрета лица, участвующего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий»

64

E. N. YAKOVETS, Doctor of law, Professor,

Professor of the Department of Operational-Search

Activity, Honored Lawyer of the Russian Federation

Law Enforcement Institute

of Russian customs Academy

Russian Federation, 140015, Moscow region,

Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4

E-mail: [email protected]

Scientific speciality:

12.00.12 — Criminalistics; Forensic

Activity; Operational-Search Activity.

Е. Н. ЯКОВЕЦ,

профессор кафедры оперативно-розыскной

деятельности, доктор юридических наук, профессор заслуженный юрист Российской Федерации Институт правоохранительной деятельности Российской таможенной академии Российская Федерация, 140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4 E-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 351.74:159.923

Дата поступления статьи: 21 февраля 2019 г. Дата принятия статьи в печать: 21 июня 2019 г.

Формирование социально-психологического портрета лица, участвующего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

Formation of a Socio-Psychological Portrait of a Person Involved in the Implementation of Operational-Search Measures

Аннотация

Актуальность темы исследования: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием прикладных начал частной теории оперативно-розыскной диагностики. Анализируется понятие психологической диагностики, позволяющей определять особенности характера человека по внешним признакам в ходе решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Постановка проблемы: в ходе исследования предполагалось установить психологические свойства личности, которые являются предпочтительными для участия в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также содержание социально-психологического портрета, в наибольшей мере соответствующего профессиональным качествам потенциального субъекта оперативно-розыскной деятельности.

Из полученных результатов усматривается, что комплексы психологических качеств, актуальных для лиц, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, заложены в таких психотипах личности, как паранойяльный, гипертимный и тревожный. Напротив, в ради-

Annotation

The relevance of the research topic: this article deals with topical issues related to the development of applied principles of the private theory of operative-search diagnostics. Examines the concept of psychological diagnosis, allowing to determine the features of a person's character by their appearance in the course of solving the task of the operational-search activity.

The problem statement: in the course of the study it was supposed to establish the psychological properties of the individual, which are preferable to participate in the implementation of the operational-search activity, as well as the content of the socio-psychological portrait, the most appropriate professional qualities of a potential subject of the operational-search activity.

From the obtained results it is seen that the complex mental-ray qualities relevant to individuals involved in operational-search activity inherent in such psychological types of personality, as paranoically, hyperthymic and anxious. On the contrary, in the radicals characterizing epileptoid, emotional, asthenic and unstable personality types psychological qualities which do not allow the sub-

калах, характеризующих эпилептоидныи, эмо-тивный, астенический и неустойчивый типы личности, фигурируют психологические качества, которые не позволяют субъектам оперативно-розыскной деятельности выполнять возложенные на них задачи.

Цели и методы исследования: для диагностирования характера будущего субъекта оперативно-розыскной деятельности необходимо научиться правильно определять типы радикалов, которые формируют его психологический портрет. Содержание самих радикалов определяется совокупностью свойственных каждому из них статических и динамических признаков индивидуума, которые должны распознаваться в различных информационных средах.

Результаты и ключевые выводы: информация об индивидууме, получаемая в ходе его психодиагностики, обобщается с помощью особой матрицы. После ее составления по количеству признаков, свойственных тому или иному психотипу, определяются радикалы, составляющие основу психологического портрета индивидуума.

Данная методика формирования социально-психологического портрета предполагаемого участника оперативно-розыскных мероприятий разработана при активном участии автора данной статьи в Российской таможенной академии. Она проходит апробацию в учебном процессе и в дальнейшем может найти применение на практике.

jects of operational-search activity to carry out the tasks assigned to them appear.

The research objectives and methods. To diagnose the nature of the future subject of the operational-search activity, it is necessary to learn how to correctly identify the types of radicals that form its psychological portrait. The content of the radicals themselves is determined by a set of static and dynamic characteristics of the individual peculiar to each of them, which must be recognized in various information environments.

The results and key findings. Information about the individual, obtained in the course of psychodiagnostics, synthesizes by using a special matrix. After its compilation by the number of features peculiar to a particular psychotype, the radicals that form the basis of the psychological portrait of the individual are determined.

This method of forming a socio-psychological portrait of the prospective operational-search activity participant was developed with the active participation of the author of this article in the Russian customs Academy, it is being tested in the educational process and can be further applied in practice.

Ключевые слова: оперативно-розыскная диагностика; психологическая диагностика; оперативно-розыскная психология; психологический тип личности; психологический профиль; социально-психологический портрет; субъект оперативно-розыскной деятельности; участие в оперативно-розыскных мероприятиях; габитоскопические признаки; информационные ресурсы; социальные сети.

Key words: operational-search diagnostics; psychological diagnostics; investigative psychology; psychological personality type; psychological profile; socio-psychological portrait; the subject of operational-search activity; participation in the operational-search activities; habitacioes signs; information resources; social networks.

Основные положения

1. Оперативно-розыскная диагностика — развивающееся, далеко не исчерпанное направление теории оперативно-розыскной деятельности.

2. Одним из перспективных направлений оперативно-розыскной диагностики является психологическая диагностика, позволяющая определять особенности характера субъекта ОРД по внешним признакам (статическим и динамическим).

3. Для составления социально-психологического портрета предполагаемого участника оперативно-розыскных мероприятий необходимо правильно определять психотипы обследуемых лиц и соотносить их между собой.

4. Вывод относительно профессиональной пригодности тех или иных лиц к участию в оперативно-розыскных мероприятиях можно сделать на основе соотнесения социально-психологического портрета обследуемого лица с группами профессионально значимых для субъектов ОРД психологических характеристик.

5. Построение психологического портрета кандидата для участия в оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании анализа его габитоскопических и иных признаков, а также событийной информации, содержащейся в различных массивах информации, включая интернет-ресурсы.

66

Введение

Актуальность проблемы. Обзор литературы. Непреходящее значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) имеет использование различных методик оперативно-розыскной диагностики. Ее теоретическая основа базируется на разрозненных научных положениях криминалистики, судебной медицины, криминологии, информатики, теории ОРД и знаний некоторых других наук. Без диагностики, так же как и без идентификации, немыслима реализация всех известных оперативно-розыскных мер. Еще в период зарождения профессионального сыска, когда большинство оперативных сотрудников не имело ни малейшего представления о каких-либо научных методах раскрытия преступлений, единственным их оружием являлись три основных слагаемых успеха: умение наблюдать, знание человеческой натуры и способность к выработке версий [17, с. 61]. В настоящее время эти действия есть не что иное, как элементы оперативно-розыскной диагностики.

Научные знания, связанные с оперативно-розыскной диагностикой, всегда рассматривались нашими ведущими учеными, как «одна из частных теорий, выполняющих методологическую функцию по отношению к прочим разделам предмета теории ОРД». Около двадцати лет назад классики теории ОРД отмечали, что «по своей обоснованности и степени признания научным сообществом она не достигла пока уровня самостоятельной теории, но тем не менее выявлена и активно формируется в качестве таковой» [3, с. 35—36], что и было наглядно продемонстрировано в последующие годы. Сегодня оперативно-розыскная диагностика получила дальнейшее развитие в рамках теории аналитической работы в сфере ОРД [7, с. 80—155], в связи с чем перечень новых, перспективных направлений практического применения диагностического анализа заметно расширился.

Достаточно широко практикуется такой вид оперативно-розыскной диагностики, как психологическая диагностика. Она используется для определения психологических и личностных особенностей тех индивидуумов, с которыми субъекты ОРД вступают в различного рода взаимоотношения. В первую очередь имеется в виду визуальная психодиагностика, заключающаяся в возможности определять особенности психологии человека в ходе решения тех или иных задач ОРД по его внешним признакам.

Основной принцип, на котором базируется данная система знаний, заключается в следующем: психика человека спроецирована на строение его физического тела. В отличие от психических процессов, скрытых от восприятия стороннего наблюдателя, статические и динамические (функциональные) признаки человека

могут быть восприняты визуально. Наблюдая последние и анализируя их содержание, можно сделать выводы относительно психического состояния человека как глобального, так и локального (текущего) [13].

Данная диагностическая система самым тесным образом связана с еще одной частной теорией предмета науки оперативно-розыскной деятельности — оперативно-розыскной психологией, основы которой в свое время разработал профессор Г. К. Синилов [14]. В качестве подсистемы методологии данной отрасли знания наряду с прочими он выделял так называемые отраслевые или специальные методы предмета ОРД — личностный метод (определяется социальной потребностью иметь комплексное представление о личности тех граждан, с которыми субъекты ОРД вступают во взаимоотношения); метод аналитической разведки (содержательно он определяется возможностями разведывательного поиска и анализа оперативной информации, получаемой в том числе из автоматизированных банков данных, различного рода сообщений, публикаций в СМИ и т. п.); идентификационный метод (он определяется возможностью фиксации статических и динамических признаков изучаемых объектов и установления их групповой принадлежности) и др. [14, с. 24—28].

Постановка проблемы. Предваряя дальнейшие рассуждения, следует обозначить понятие психологического профиля — схематического изображения характера человека как иерархической последовательности входящих в него радикалов (на первом месте присутствует основной, доминирующий радикал, определяющий главную поведенческую тенденцию, за ним следуют остальные, вплоть до самого малозначительного). Что из себя представляют данные радикалы? Это психологические типы личности. Уникальность каждого человека определяется набором его психологических характеристик. В то же время такое разнообразие вовсе не исключает наличия сходства между людьми. Обладая определенными отличиями, они тем не менее могут быть условно объединены в определенные группы (классы). Представители каждой такой группы будут иметь между собой сходных черт гораздо больше, чем с представителями других классов. Специалисты выделяют несколько не похожих друг на друга психологических типов личности, акцентируя внимание на следующих: истероидный, эпи-лептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный, астенический, неустойчивый [9].

Объем данной статьи не позволяет привести конкретные признаки того или иного психотипа личности. При желании читатели могут по-

черпнуть эту информацию самостоятельно, например, из поисковых систем Интернета.

Любой психологический профиль можно графически изобразить в системе координат как диаграмму, в которой радикалы обозначены соответствующими «столбиками» различной высоты, расположенными по убывающей — от большего к меньшему. Для большей простоты и удобства профиль может быть обозначен не «столбиками», а последовательностью цифр. Например, для обозначения радикалов можно использовать цифры от 1 до 9: истероидный — 1, эпилептоидный — 2, паранойяльный — 3, эмотивный — 4, шизоидный — 5, гипертимный — 6, тревожный — 7, астенический — 8, неустойчивый — 9. Тогда, например, если в психологическом профиле присутствуют истероидный (доминирует), гипер-тимный, эмотивный, эпилептоидный и паранойяльный радикалы, то он может быть обозначен следующим образом: 1, 6, 4, 2, 3...

В психологический профиль желательно включать все определяемые в процессе психодиагностики радикалы. В данном случае действует правило: завершать диагностику характера нужно тогда, когда ничего нового к сказанному, о том или ином человеке добавить уже нельзя.

На первом месте, как уже отмечалось, следует располагать тот радикал, признаки которого в характере изучаемого человека проявляются наиболее ярко. Для этого необходимы глубокое познание сущности каждого радикала и наличие профессиональных навыков оперативного распознания психологических типов того или иного индивидуума [9].

Как известно, повышение эффективности ОРД, профессионализма ее субъектов предусматривает не только совершенствование нормативно-правовой базы, организации и тактических приемов, но и активизацию человеческого фактора. Подобная активизация предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств, присущих участникам ОРД. Важным шагом в этом направлении является создание социально-психологического портрета субъекта ОРД, адаптация существующих и подготовка новых методик, позволяющих определять критерии и вырабатывать модель психологической пригодности индивидуума к этому специфическому виду деятельности, совершенствовать отбор потенциальных участников оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) на основе анализа и оценки психологических факторов.

В связи с этим весьма актуален ответ на вопрос: какие именно психологические свойства личности являются предпочтительными при отборе лиц, участвующих в осуществлении ОРМ? И какой социально-психологический портрет в наи-

большей мере соответствует их профессиональным качествам?

Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно воспользоваться методолого-теоретическим подходом, разработанным в свое время профессором В. В. Романовым [11, с. 157—159]. По его мнению, существуют несколько групп профессионально значимых для субъектов ОРД психологических характеристик: развитые коммуникативные качества и умения; развитые волевые качества; внимание и наблюдательность; развитые интеллектуальные качества; профессиональная память; высокая профессиональная мотивация и социальная адаптация; эмоциональные особенности; наличие привычек и моторных свойств и др. Рассмотрим данные характеристики с позиций положительных и отрицательных моментов.

Развитые коммуникативные качества и умения — это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; умение слушать собеседника; умение согласовывать свое поведение с действиями других участников ОРД; способность соотносить свои потребности с интересами окружающих; способность к быстрому установлению психологических контактов с новыми людьми; умение оперативно подбирать нужный тон, оптимальную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.

К отрицательным коммуникативным качествам и умениям в рассматриваемом плане относятся замкнутость, повышенная сосредоточенность на собственных проблемах, переживаниях; отсутствие навыков установления психологического контакта и доверительных отношений.

Развитые волевые качества — это уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, осторожность, серьезность, решительность, настойчивость.

Волевыми качествами, негативно влияющими на осуществление ОРД, являются неуравновешенность, легкомыслие, нерешительность.

Внимание и наблюдательность — это способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая специально на них внимание.

К отрицательным качествам в этом плане относятся невнимательность, неустойчивость, рассеянность внимания и др.

Развитый оперативный кругозор — это знание преступных традиций, обычаев, жаргона, фамилий, имен, кличек судимых лиц, криминальных «авторитетов»; сообразительность; способность оценивать и анализировать оперативную ситуацию, изменения оперативной обстановки; умение выбрать из большого объема оперативной

68

информации именно ту, которая необходима для решения поставленной задачи; умение внушать свои мысли окружающим; способность анализировать меняющуюся оперативную обстановку, делать для себя соответствующие выводы; умственная работоспособность; умение выделять главное; наличие актерских способностей для реализации избранной линии поведения.

Отрицательно влияют на развитие интеллектуальных качеств отсутствие знаний о криминальном опыте и актерских способностей у субъектов ОРД, низкая умственная работоспособность и сообразительность.

Профессиональная память — это способность точно воспроизводить информацию в нужный момент; легко запоминать словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии); точно передавать однажды услышанное; запоминать внешность и манеру поведения человека; запоминать цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов; запоминать и своевременно воспроизводить мельчайшие детали ситуации общения, по которым впоследствии можно составить целостный образ.

Отрицательно в данном аспекте оцениваются низкий уровень развития долговременной словесно-логической и наглядно-образной памяти, а также отсутствие стремления к ее совершенствованию.

Высокая профессиональная мотивация — это правдивость, смелость, энергичность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Профессиональная непригодность к участию в ОРД может детерминироваться лживостью, скептицизмом, грубостью, неисполнительностью.

Эмоциональные особенности, положительно характеризующие субъекта ОРД: эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений; умение преодолевать чувство страха и неопределенности; устойчивость к стрессам.

Низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, тревожность, невротизм, психопатические свойства характера, импульсивность отрицательно влияют на профессиональную пригодность проверяемых лиц.

Симптомокомплекс (моторные свойства) — это работоспособность проверяемого лица, его активность, высокая моторная реактивность (быстрая реакция на внезапное изменение обстановки посредством определенных движений).

Затрудняют реализацию моторных функций лица, претендующего на участие в ОРМ, медлительность, пассивность, торопливость, низкая работоспособность [16].

Из приведенных данных видно, что комплексы психологических качеств, наиболее важных для индивидуумов, участвующих в ОРМ, заложены в таких типах личности (радикалах), как

паранойяльный, гипертимный и тревожный (сен-зитивный). Именно в этих профилях содержится наибольшее число психологических качеств, так необходимых последним.

И напротив, в радикалах, характеризующих эпилептоидный, эмотивный (лабильный), астенический и неустойчивый типы личности, фигурируют психологические качества, которые не позволяют субъектам ОРД выполнять возложенные на них задачи.

Нейтральными с точки зрения психолого-деловых качеств проверяемых лиц являются истероидный и шизоидный типы личности.

Тем не менее, как было отмечено выше, в чистом виде в окружающей действительности указанные психологические типы практически не встречаются. Психологический профиль человека представляет собой, как правило, сочетание различных радикалов. Поэтому при изучении кандидата для участия в осуществлении ОРМ необходимо стремиться к тому, чтобы в числе доминирующих психологических типов в его характере фигурировали бы паранойяльный, гипертимный и тревожный (сензитив-ный) радикалы, а на вторых ролях — по возможности присутствовали «нейтральные» истероид-ный и (или) шизоидный радикалы.

Необходимо избегать присутствия в психологическом профиле изучаемого лица эпилеп-тоидного, эмотивного (лабильного), астенического и неустойчивого радикалов, хотя отдельные их элементы, модифицированные другими радикалами, могут и не оказать резко негативного воздействия на характер человека.

Следует подчеркнуть, что абсолютно идеальных психотипов в природе не существует. У каждого из них, даже самого, на первый взгляд, привлекательного, имеются отрицательные стороны. Однако иногда эти «минусы» довольно часто нивелируются за счет влияния, оказываемого на него иными радикалами, даже теми, которые, как ни странно, не входят в число приоритетных.

Таким образом, каждый из радикалов, входящих в психологический профиль личности, определяет поведенческую тенденцию, которая в той или иной степени вступает в противоречие с другими радикалами (иначе радикал не был бы самостоятельным психическим явлением). Очевидно, что от последовательного — одного за другим — описания в психологическом профиле признаков разнородных радикалов пользы мало. В итоге может получиться нечто бессвязное и нелогичное. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо научиться трактовать сочетание радикалов как единое целое. Оперативного работника не должно смущать то обстоятельство, что в психологическом профиле могут присутствовать радикалы, противоречащие, а подчас и взаимоисключающие друг друга. Согласно диалектическому за-

кону единства и борьбы противоположностей эти различные тенденции одновременно дополняют друг друга, увеличивая адаптационные возможности человека, и порождают внутриличностные противоречия, которые приближают познание природы того или иного объекта к объективной истине [8, с. 115-119].

При таком подходе следует вести речь уже не о психологическом профиле, а о социально-психологическом портрете потенциального участника ОРМ.

Как показывает практика, весьма оптимальным в социально-психологическом портрете проверяемого лица является сочетание доминирующего паранойяльного и модифицирующего его тревожного радикалов (3, 7).

Вполне приемлемым с точки зрения потребностей ОРД является сочетание в таком портрете доминирующего паранойяльного и модифицирующего его истероидного радикалов (1, 3).

Цели и задачи исследования

Таким образом, для диагностирования характера будущего субъекта ОРД необходимо определить типы радикалов, которые формируют в итоге его психологический портрет. Содержание же самих радикалов определяется совокупностью свойственных каждому из них статических и динамических признаков индивидуума, которые могут и должны распознаваться в ходе наблюдения, осуществляемого в различных информационных средах (в местах массового скопления людей; временного содержания административно задержанных или арестованных; исправительных учреждениях, на транспортных магистралях; в местах пересечения государственной границы; в виртуальной среде и т. п.).

Наблюдение должно носить поисковый и конкретный характер. Его цель — получить наиболее полное описание всех свойственных объекту оперативного распознания статических и динамических признаков с целью последующего создания его социально-психологического портрета. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только необходимых фактов, явлений и признаков. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим [10, с. 52].

Как распознать в толпе, например, паранойяльного человека, психологический профиль которого в наибольшей степени подходит для участия в осуществлении ОРМ? Наверное, сразу это сделать будет сложно. Паранойяльный тип, как, впрочем, и все остальные типы характера людей, не имеет таблички с надписью: «Я параноик». Поэтому необходимо учиться присматриваться к людям, наблюдать и подмечать особенности их речи, поведения и внешнего вида.

Методы

Для психологического диагностирования личности проверяемого кандидата прежде всего целесообразно воспользоваться положениями науки физиогномики — учения, ориентированного на определение психологического типа человека, исходя из анализа его габитоскопических признаков1. Особое значение здесь имеют особенности формы лица, носа, глаз, ушей и других элементов внешнего облика обследуемого индивидуума.

Кроме того, для психодиагностики характера последнего и его эмоционального состояния важны наблюдения за языком его жестов, мимики и телодвижений [12, 15, 18, 19].

Полученные в ходе использования методик физиогномики сведения могут служить основой для создания полноценного социально-психологического портрета потенциального участника ОРМ. Источниками информации могут служить фотографии, видеозаписи, иные данные, которые можно получить различными путями, включая информационный поиск в учетах, материалах СМИ, Интернете.

Особое внимание следует уделять аналитической разведке в Интернете, где имеется значительный объем разноплановых данных, представляющих интерес в рассматриваемом аспекте. Наиболее распространенными и доступными информационными ресурсами Интернета являются: каталоги и поисковые системы, специализированное программное обеспечение поискового характера (интеллектуальные агенты), онлайновые базы данных, чаты, форумы, блоги и социальные сети [2, с. 48—64].

По нашему мнению, наибольший интерес для психодиагностики индивидуума представляют социальные сети — информационный ресурс Интернета в виде специализированных площадок (онлайн сервисов), предназначенных для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, для общения людей, объединяющихся в группы по разным критериям: родственники, земляки, одноклассники, коллеги, группы по интересам и прочее, например, ВКонтакте (www.vk.com), Одноклассники (www.odnoklassniki.ru) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для составления психологического портрета потенциального участника ОРМ, если он является пользователем социальных сетей, можно и нужно использовать всю информацию, имеющуюся на его личной странице пользователя социальной сети, а еще лучше осуществить информационный поиск по нескольким подобным страницам, расположенным в различных социальных сетях.

1 Габитоскопия — отрасль криминалистической техники, изучающая теоретические положения и технико-криминалистические средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека.

70

Часто пользователи выкладывают здесь свои фотографии, а также фотоизображения друзей и близких, адреса, номера телефонов и другие данные для информирования своих связей. Подобные сайты социальных сетей являются незаменимым источником информации в ходе подбора и проверки будущих субъектов ОРД. Они могут активно использоваться не только для получения фотографий и видеоизображений интересующих их лиц, но и осуществления легенди-рованного опроса, а также организации различного рода оперативных комбинаций, связанных с проверкой последних.

Вместе с тем различные информационные интернет-ресурсы, представленные в социальных сетях, могут содержать и недостоверные данные. Хорошо известно, что человек, который заводит личную страницу пользователя социальной сети, опирается на образ, способный вызвать желаемое мнение о себе у посторонних людей. Образ, как правило, формируется с тем расчетом, чтобы получить признание окружающих. Тем не менее личная страница пользователя социального сайта все же является проекцией личности, информационным портретом индивидуума и может служить основанием для составления его социально-психологического портрета.

Для того чтобы получить о пользователе наиболее достоверную информацию, следует вначале классифицировать его как пользователя социальной сети. Существует несколько классификаций лиц данной категории. Некоторые авторы выделяют среди них домохозяек, работающих людей среднего возраста, менеджеров, «искателей приключений», одиноких людей и др. [5] Некоторые пользователи выделяют также следующие группы «завсегдатаев» социальных сетей: «демонстративные эксгибиционисты», «провокаторы», «скромники», «созидатели», «неудачники», «деловые», «формалисты», «льстецы», «ти-хушники», «кормильцы», «продажные» и другие. Все эти линии поведения могут проявляться как у разных людей, так и у одного конкретного человека в зависимости от ситуации и роли, которую он выбирает в той или иной коммуникации [6].

Представители каждой из этих групп по-разному афишируют свою личность, вследствие чего и объем поступающей от них объективной информации также может варьироваться. Если речь идет о социально-психологическом портре-тировании пользователя социальной сети, необходимо обращать внимание на все детали: какую музыку он слушает, в каких группах и сообществах состоит, какие у него на странице имеются музыкальные записи, какие размещены фото, какое выражение лица и позы преобладают у него на этих фото, какие комментарии люди оставляют на странице, как он отвечает на эти комментарии и т. д. Все это может свидетельствовать

об интересах, предпочтениях, настроении, поведении в целом конкретного человека [1].

Таким образом, составить объективное представление о проверяемом лице как пользователе социальной сети — задача весьма непростая. Сопоставляя открытую информацию с моделью поведения пользователя в сети, со стилем изложения его мыслей, характеристиками друзей и предпочтениями, скрыть которые довольно сложно, можно выявить определенные несоответствия, которые могут указывать как на фей-ковость страницы, так и на стремление быть похожим на созданный виртуальный образ.

Достаточно много о человеке могут сказать группы и сообщества, на которые он подписан, отметки и лайки, посты и репосты, количество друзей или подписчиков.

Особое внимание следует уделять нику и ава-тару, расположенным на личной странице пользователя социального сайта. Составляя для себя описание, пользователи могут сознательно искажать факты, однако выбор этих атрибутов общения часто происходит на подсознательном уровне. Грубые, хамские ники, выражающие откровенную неприязнь к окружающим или самому себе, вряд ли укажут на человека добропорядочного, альтруистичного и открытого. Может иметь значение даже сочетание звуков, из которых состоит ник [5]. Психологи выделяют порядка 16 типов аватаров, которые также следует рассматривать в изучаемом контексте [4].

Результаты

Вся информация об индивидууме, получаемая в ходе его психодиагностики, обобщается с помощью особой матрицы (табл.). После ее составления по количеству признаков, свойственных тому или иному психотипу (в убывающем порядке), определяются радикалы, составляющие психологический профиль индивидуума. На заключительном этапе с учетом взаимного влияния выявленных радикалов осуществляется построение социально-психологического портрета обследуемого лица.

Обсуждение

Полученные результаты в целом соответствуют гипотезе исследования. Рассматриваемая в статье методика формирования социально-психологического портрета предполагаемого участника ОРМ разработана при нашем активном участии в стенах Российской таможенной академии. В настоящее время она проходит апробацию в учебном процессе, связанном с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой сотрудников оперативных подразделений таможенных органов. Будучи апробированной в учебных аудиториях, в дальнейшем она может найти применение на практике.

Таблица

Матрица для построения психологического портрета индивидуума

Психотипы Форма лица Зоны лица Размер головы Морщины ю о Брови Глаза о о Я Уши ё Рч Волосы Ладони Руки Ноги Базы данных Соц. сети Ник Аватар

Истероидный

Эпилептоидный

Паранойяльный

Эмотивный

Шизоидный

Гипертимный

Тревожный

Астенический

Неустойчивый

Продолжением исследований в данной области может явиться использование для создания социально-психологического портрета «больших данных», накапливаемых в различных информационных массивах. Их обработка возможна исключительно с помощью автоматизированных логико-аналитических систем с искусственным интеллектом, о котором сейчас так много говорится в научно-популярных изданиях. На этой основе могут быть разработаны системы, позволяющие осуществлять психодиагностику лиц, представляющих интерес для оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, практически в режиме реального времени.

Заключение

Таким образом, в развитие положений оперативно-розыскной психологии, основы которой были заложены профессором Г. К. Си-ниловым, с использованием предложенных им специальные методов — личностного метода; метода аналитической разведки и идентификационного метода нами предлагаются новые подходы к проверке кандидатов на участие в осуществлении ОРМ, позволяющей на основе анализа морфологических признаков индивидуума определять особенности его характера.

С этой целью необходимо создавать социально-психологический портрет предполагаемого участника ОРМ, содержание которого определяется соотношением между собой тех или иных радикалов, составляющих психологический профиль личности.

На основании соотнесения социально-психологического портрета с разработанными в теории ОРД категориями профессионально значимых психологических характеристик можно сделать вывод о профессиональной пригодности кандидатов для участия в ОРМ.

Создание подобного портрета должно осуществляться в ходе анализа стационарных и функциональных признаков кандидата на участие в ОРМ, а также событийной информации, содержащейся в различных массивах информации, включая интернет-ресурсы.

В настоящее время предлагаемая в статье методика проходит апробацию в Российской таможенной академии.

Благодарности

Выражаем признательность коллегам за помощь в подготовке методик создания социально-психологического портрета потенциального участника ОРМ и их апробацию в стенах Российской таможенной академии.

72

Список литературы:

1. Ерусланова Н. Можно ли по страницам в социальных сетях судить о человеке: мнение психолога. URL: http://saratov-room. ru/mozhno-li-po-stranitsam-v-sotssetyah-su-dit-o-cheloveke-mnenie-psihologa-70001/ (дата обращения: 07.10.2018).

2. Информационные технологии в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: монография / [А. А. Крылов и др.]. М., 2015.

3. Климов И. А., Синилов Г. К.. Методология развития теории и совершенствования практики ОРД в условиях современного российского общества // Актуальные вопросы теории и практики ОРД / под ред. В. М. Атма-житова. М., 2001.

4. Мартьянова Л. О чем говорит ваша страница в соцсетях? URL: http://studylie.ru/blog/ o-chem-govorit-vasha-stranica-v-socsetjah/ (дата обращения: 07.10.2018).

5. Машенкова Т. Психологический портрет пользователей соцсетей. URL: http:// zebraz.ru/ctati/3750-psihologicheskiy-portret-polzovateleysocsetey. html (дата обращения: 22.09.2018).

6. Носкова А. Одиннадцать типов поведения человека в социальных сетях. URL: https:// www.cossa.ru/155/112205/ (дата обращения: 07.10.2018).

7. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособ. / [В. В. Денисов, И. В. Горош-ко, Е. Н. Яковец и др.]. М., 2017.

8. Печников Г. А., Блинков А П., Казначей И. В. О значении материалистической диалектики как истинно научного метода познания и объективной истины // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. Вып. 1 (32).

9. Пономаренко В. В. Психологический профиль и психологический портрет // Секретарь-референт. 2005. № 10.

10. Психологическая диагностика: учеб. пособ. / под ред. М. К. Акимовой. СПб., 2005.

11. Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998.

12. Самойлова Е. Комплексная визуальная диагностика. М., 2007.

13. Сафронов А. Г. Визуальная психодиагностика. URL: www.yoga.net.ua (дата обращения: 29.08.2018).

14. Синилов Г. К. Введение в оперативно-розыскную психологию: лекция / предисл. А. Ю. Шумилова. М., 2006.

15. Степанов С. Язык внешности. М., 2007.

References:

1. Eruslanova N. Mozhno li po stranicam v social'nyh setyah sudit' o cheloveke: mne-nie psihologa. URL: http://saratov-room.ru/ mozhno-li-po-stranitsam-v-sotssetyah-su-dit-o-cheloveke-mnenie-psihologa-70001 / (data obrashcheniya: 07.10.2018).

2. Informacionnye tekhnologii v deyatel'nosti podrazdelenij ekonomicheskoj bezopasnos-ti i protivodejstviya korrupcii: monografiya / [A. A. Krylov i dr.]. M., 2015.

3. Klimov I. A., Sinilov G. K. Metodologiya raz-vitiya teorii i sovershenstvovaniya prakti-ki ORD v usloviyah sovremennogo rossijsk-ogo obshchestva // Aktual'nye voprosy teorii i praktiki ORD / pod red. V. M. Atmazhitova. M., 2001.

4. Mart'yanova L. O chem govorit vasha stranica v socsetyah? URL: http://studylie.ru/blog/o-chem-govorit-vasha-stranica-v-socsetjah/ (data obrashcheniya: 07.10.2018).

5. Mashenkova T. Psihologicheskij portret pol'zovatelej socsetej. URL: http://zebraz. ru/ctati/3750-psihologicheskiy-portret-pol-zovateleysocsetey. html (data obrashcheniya: 22.09.2018).

6. Noskova A. Odinnadcat' tipov povedeniya cheloveka v social'nyh setyah. URL: https:// www.cossa.ru/155/112205/ (data obrashcheniya: 07.10.2018).

7. Organizaciya informacionno-analitichesk-ogo obespecheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb. posob. / [V. V. Denisov, I. V. Goroshko, E. N. Yakovec i dr.]. M., 2017.

8. Pechnikov G. A., Blinkov A. P., Kazna-chej I. V. On the importance of materialist dialectics as the true scientific method and objective truth // Journal of the Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 1 (32).

9. Ponomarenko V. V. Psihologicheskij profil' i psihologicheskij portret // Sekretar'-refer-ent. 2005. № 10.

10. Psihologicheskaya diagnostika: ucheb. posob. / pod red. M. K. Akimovoj. SPb., 2005.

11. Romanov V. V. Yuridicheskaya psihologiya. M., 1998.

12. Samojlova E. Kompleksnaya vizual'naya di-agnostika. M., 2007.

13. Safronov A. G. Vizual'naya psihodiagnostika. URL: www.yoga.net.ua (data obrashcheniya: 29.08.2018).

14. Sinilov G. K. Vvedenie v operativno-ro-zysknuyu psihologiyu: lekciya / predisl. A. Yu. Shumilova. M., 2006.

15. Stepanov S. Yazyk vneshnosti. M., 2007.

16. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Ов-чинского, Г. К. Синилова. М., 2006.

17. Торвальд Ю. Век криминалистики: пер. с нем. М, 1990.

18. Шмелёв А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

19. Щёкин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. Киев, 2001.

Для цитирования:

Яковец Е. Н. Формирование социально-психологического портрета лица, участвующего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 2 (50). С. 64-73.

16. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: ucheb-nik / pod red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchin-skogo, G. K. Sinilova. M., 2006.

17. Torval'd Yu. Vek kriminalistiki: per. s nem. M., 1990.

18. Shmelyov A. G. Psihodiagnostika lichnostnyh chert. SPb., 2002.

19. Shchyokin G. Vizual'naya psihodiagnostika: poz-nanie lyudej po ih vneshnosti i povedeniyu. Kiev, 2001.

For citation:

Yakovets E. N. Formation of a socio-psycholo-gical portrait of a person involved in the implementation of operational-search measures // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2 (50). P. 64-73.

»S S X

Ы <

с

Eu Ы a С Ы

s

X

<

ca

О ^

И <

и и

s ы s н

a

iC

%

tu S X

ы <

ca к

ca

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.