Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козакова Е.П., Гонина О.О.

Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, по итогам которого сделан вывод о том, что формированию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует серия игр, направленная на развитие умения вступать и поддержать коммуникацию, проявлять инициативу и учитывать состояние партнера, умения договариваться, выстраивать свое поведение в соответствии с позицией партнера. Предложены рекомендации для формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козакова Е.П., Гонина О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH MENTAL DELAY

The results of an empirical study are presented with the aim of studying the features of the formation of social and communication skills in preschool children with mental retardation, which concluded that the formation of social and communication skills of older preschool children with mental retardation is facilitated by a series of games aimed at development of the ability to enter into and maintain communication, take the initiative and take into account the state of the partner, the ability to negotiate, build one's behavior in accordance with the position of the partner. Recommendations for the formation of social and communicative skills in preschool children with mental retardation are proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

Козакова Екатерина Петровна,

студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: epkozakova@edu.tversu.ru Гонина Ольга Олеговна,

к.пс.н., зав.базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: olg1015@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, по итогам которого сделан вывод о том, что формированию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует серия игр, направленная на развитие умения вступать и поддержать коммуникацию, проявлять инициативу и учитывать состояние партнера, умения договариваться, выстраивать свое поведение в соответствии с позицией партнера. Предложены рекомендации для формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, общение, социально-коммуникативные навыки.

Kozakova Ekaterina Petrovna,

student of the Tver State University, Tver

e-mail: epkozakova@edu.tversu.ru Gonina Olga Olegovna,

candidate of Ps.n., head.the basic department of psychological and pedagogical

support of educational practice Tver State University,

Tver

e-mail: olg1015@yandex.ru

FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH MENTAL DELAY

The results of an empirical study are presented with the aim of studying the features of the formation of social and communication skills in preschool children

with mental retardation, which concluded that the formation of social and communication skills of older preschool children with mental retardation is facilitated by a series of games aimed at development of the ability to enter into and maintain communication, take the initiative and take into account the state of the partner, the ability to negotiate, build one's behavior in accordance with the position of the partner. Recommendations for the formation of social and communicative skills in preschool children with mental retardation are proposed.

Key words: preschool age, mental retardation, communication, social and communication skills.

Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) обусловлена тем, что на современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных навыков коммуникации, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений у дошкольников с данным видом дизонтогенеза. Известно, что особенностью детей с ЗПР является мозаичность нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. Социально-коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. У многих детей с ЗПР снижена потребность в общении, им сложно выражать свои чувства, они не вступают в диалог со сверстниками и не поддерживают его, не умеют слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли.

Наше эмпирическое исследование с целью изучения особенностей формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР проводилось на базе ГБОУ Школа «Покровский Квартал» Детский сад № 1. В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для выявления особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: 1. «Методика диагностики социально-коммуникативной компетентности». Автор: О.В. Дыбина [2]. В своем исследовании мы использовали из данной методике диагностическое задание № 1, цель которого - выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них, и диагностическое задание № 3, цель которого - выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. 2. Методика наблюдения Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [3]. Цель: описать конкретные ситуации взаимодействия детей, отражающих их жизнь в естественных условиях. 3. Методика наблюдения М.Я. Басова [1]. Цель: выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста.

Результаты диагностического задания «Отражение чувств» по «Методике

диагностики социально-коммуникативной компетентности» О.В. Дыбиной на

констатирующем этапе исследования показали, что Ваня получил за данное

задание 2 балла, то есть, справился с помощью взрослого. Саша и Настя, Паша

и Эмиль получили за данное задание 1 балл. Это означает, что дети

затруднялись в определении эмоциональных состояний изображенных на

картинках людей, не смогли объяснить их причину. Однако Эмиль смог

предположить дальнейшее развитие ситуации. Дети данной группы не знают

нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их

выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо

неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и

сверстников отказываются. Результаты диагностического задания «Интервью»

на констатирующем этапе исследования показали, что Ваня и Эмиль получили

3

за данное задание по 2 балла. Дети охотно выполняют задания, самостоятельно формулируют 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, но не сохраняют логику интервью. Активность в общении у детей данной группы недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением). Эмиль и Настя, Паша и Саша получили за данное задание по 1 баллу. Дети затрудняются в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения. Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Результаты диагностики по методике Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой на констатирующем этапе исследования показали, что высокий уровень межличностных отношений не выявлен ни у одного ребенка. Ваня имеет средний уровень межличностных отношений (20%). Мальчик показал средний уровень развития потребности в общении. Ему было трудно проявлять инициативу в общении, но они активно шел навстречу тому, кто им эту инициативу предлагал. Детей с низким уровнем межличностных отношений выявлено 4 человека (80%). Паше, Саше, Насте и Эмилю было трудно поддерживать разговор, они часто игнорировали предложение поиграть, после чего другие дети реже к ним обращались. Можно констатировать у них низкую потребность в общении со сверстниками или неумение найти подход к ним. Такие дети чаще всех капризничали, плакали и дрались за игрушки.

Результаты диагностики по методике наблюдения М.Я. Басова на

констатирующем этапе исследования показали, что среди детей старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития высокий уровень

социально-коммуникативных навыков не был выявлен. Ваня показал средний

уровень социально-коммуникативных навыков. Ребенок в редких случаях

4

реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ваня не всегда отвечает на предложения сверстника. В общении нуждается, но участвует по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками. Саша, Паша, Настя и Эмиль показали низкий уровень социально-коммуникативных навыков. Паша не дает оценки действиями сверстника, присутствует безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. У Саши преобладает «жесткое выражение лица», отсутствует зрительный контакт. Отсутствует чувствительность к воздействию сверстника. Саша не дает конкретных ответов на предложения взрослого или сверстника. У ребенка полностью отсутствует интерес к действиям сверстника. Саша, как правило, не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами. Настя и Эмиль проявляют безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Дети избегают даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту. Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: Настя и Эмиль не отвечают на предложения. У детей полностью отсутствует интерес к действиям сверстника: они не обращают внимания, смотрят по сторонам, занимается своими делами.

В целом по результатам диагностики на констатирующем этапе

исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития имеют следующие особенности

формирования социально-коммуникативных навыков: не проявляют готовность

общаться как с взрослым, так и со сверстником, сами не проявляют

инициативу, лишь в некоторых ситуациях, не умеют договариваться и

внимательно слушать собеседника. Мы выяснили, что дети не вступают в

общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально, не

5

проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Также дошкольники ее считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем, не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Цель формирующего этапа исследования- составить и апробировать серию игр, направленных на формирование социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи: 1. Развивать способы сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками; 2. Развивать умение различать ситуации общения и определять собственные цели и цели партнеров по общению; 3. Формировать навык понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; 4. Формировать навык проявления инициативы в установлении контактов; 5. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников; 6. Развивать умение выражать свою мысль.

Форма организации работы - групповая. Игры проводились в течение двух месяцев по 5 игр в неделю в рамках совместной образовательной деятельности, что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе в соответствии с поставленными целями.

Принцип составления серии игр основывался исходя из задач, которые были поставлены на формирующем этапе исследования. Последовательность игр заключается в следующем: мы проводили игры, направленные на развитие способов сотрудничества, затем игры, направленные на умение различать ситуации общения и определять собственные цели и цели партнеров по общению, после были подобраны и проведены игры, направленные на отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми. Затем бы подобрали и провели игры, которые учат детей проявлять инициативу в установлении контактов, согласовывать свои действия с действиями сверстников и развивать умение выражать свою мысль.

Результаты диагностического задания «Отражение чувств» по «Методике

диагностики социально-коммуникативной компетентности» О.В. Дыбиной на

6

контрольном этапе исследования показали, что Ваня, Настя, Паша и Эмиль получили за данное задание 2 балла, то есть, справились с помощью взрослого. То есть, дети стали лучше понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них. Дошкольники уже смогли соотнести необходимость выполнения по отношению к себе, проявить равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь. Саша получила за данное задание 1 балл. Это означает, что ребенок по-прежнему затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не смогла объяснить их причину. Саша не знает нормы организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается. Результаты диагностического задания «Интервью» на контрольном этапе исследования показали, что все дети данной группы получили за данное задание по 2 балла. Они стали охотно выполнять задания, самостоятельно формулировать 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняя логику интервью. Активность в общении у детей данной группы недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением). Мы видим, что результаты диагностики по «Методике диагностики социально-коммуникативной компетентности» О.В. Дыбиной на констатирующем и контрольном этапах исследования существенно отличаются (на 40 % увеличилось число детей со средним уровнем социально-коммуникативной компетентности, значительно снизилось число детей с низким уровнем социально-коммуникативной компетентности).

Результаты диагностики по методике Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

на контрольном этапе исследования показали, что высокий уровень

межличностных отношений не выявлен ни у одного ребенка. Ване, Эмилю и

Паше было трудно проявлять инициативу в общении, но они активно шли

7

навстречу тому, кто им эту инициативу предлагал. Саша и Настя стали лучше поддерживать разговор, они перестали игнорировать предложение поиграть, другие дети стали чаще к ним обращаться. Можно констатировать у них высокую потребность в общении со сверстниками или желание найти подход к ним.

Результаты диагностики по методике наблюдения М.Я. Басова на контрольном этапе исследования показали, что среди детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития высокий уровень социально-коммуникативных навыков не был выявлен. Ваня, Саша, Паша и Настя показали средний уровень сформированности социально-коммуникативных навыков. Дети уже в редких случаях реагировали на инициативу сверстников. Ваня и Саша не всегда отвечали на предложения сверстника, однако, а общении нуждались. Настя участвовала в общении по инициативе других детей. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Эмиль показал низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков. Он не дает оценки действиями сверстника, присутствует безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. У Саша мы стали наблюдать «зрительный контакт» и присутствие чувствительности к воздействию сверстника. Саша уже стала давать конкретные ответы на предложения взрослого или сверстника. У ребенка стал появляться интерес к действиям сверстника. Саша уже стала обращать внимание на других детей. Настя стала реже проявлять безразличие к другим детям, ко всему окружающему, у ребенка стала наблюдаться потребность в общении, а также заинтересованность, хоть и пассивная. Присутствует чувствительность к воздействию сверстника: Настя отвечает на предложения, обращает внимание на происходящие вокруг события, смотреть по сторонам.

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показали положительную динамику в уровне сформированности социально-коммуникативных навыков: стали проявлять готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявлять инициативу в общении, стали предпринимать попытки договариваться и внимательно слушать собеседника. Дети вступали в процесс общения, стали проявлять тенденцию к контактам, действовать сообща, а не индивидуально. Дошкольники стали проявлять активность, следовать за инициативными детьми, однако, не высказывая своего мнения. В общении дети стали проявлять нормы организованного взаимодействия и соотносить необходимость их выполнения по отношению к себе; стали проявлять эмпатию к сверстникам и способность оказать действенную взаимопомощь. Однако, от помощи взрослого и сверстников в основном отказываются. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике показателей социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития после формирующего этапа исследования. Следовательно, можно сделать вывод, что подобранные и апробированные игры для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития способствуют формированию социально-коммуникативных навыков.

Для формирования социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно предложить ряд рекомендаций для педагогов:

1. Использовать подобранные и описанные в данной работе диагностические методики, направленные на изучение уровня сформированности социально-коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР.

2. Использовать в работе серию игр, направленных на развитие умения

вступать и поддержать коммуникацию, проявлять инициативу и учитывать

9

состояние партнера, умения договариваться, выстраивать свое поведение в соответствии с позицией партнера.

3. В процессе занятий необходимо способствовать созданию психологически благоприятной атмосферы в группе;

4. Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками;

5. Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

6. Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми и сверстниками.

Список литературы

1. Басов М. Я. Общие основы педологии / М. Я. Басов; отв. ред. Е. В. Левченко. - Москва: Алетейя, 2007. - 773 с.

2. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.

3. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. -158 с.

References

1. Basov M. YA. Obshchie osnovy pedologii. M. YA. Basov; otv. red. E. V. Levchenko. - Moskva: Aletejya, 2007. - 773 p.

2. Dybina O.V. Pedagogicheskaya diagnostika kompetentnostej doshkolnikov. Dlya raboty s det'mi 5-7 let. — M.: MOZAIKA-SINTEZ, 2010. - 64 p.

3. Smirnova E.O., Holmogorova V. M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkolnikov: diagnostika, problemy, korrekciya. M.: Gumanitar. izd. centr «VLADOS», 2005. -158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.