УДК 376
Лосева А.Д.
студентка 2 курса магистратуры Кафедра коррекционной педагогики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Институт социально-гуманитарных технологий
Научный руководитель: Беляева О.Л.
к.п.н., кафедра коррекционной педагогики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Институт социально-гуманитарных технологий
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в данной статье представлены выводы о уровне сформированности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведены выводы констатирующего эксперимента по исследованию социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ключевые слова: Социально-коммуникативное развитие, ФГОС, задержка психического развития, дети дошкольного возраста.
На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей относится к
числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных
14
условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка [1].
Содержанием данной образовательной области является: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений [4].
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с
отклонениями в развитии. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из
наиболее распространенных психических патологий детского возраста, которая
15
отражается, прежде всего в нарушении социально-коммуникативного развития ребенка [3]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования ребёнок имеет возможность получать дошкольное образование совместно со здоровыми детьми и для их потенциально эффективного совместного образования необходимы социально-коммуникативные навыки, поэтому данная тема является актуальной.
В связи с этим, нами была проведена педагогическая диагностика компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой, предназначенной для обследования детей 5-7 лет, которая позволяет сделать качественные и количественные выводы о состоянии социально-коммуникативного развития детей с задержкой психического развития [2].
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что особенности социально-коммуникативного развития присущи детям с ЗПР. Он позволил нам выявить следующие особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР:
- дети не всегда правильно определяют эмоциональное состояние сверстника или взрослого;
- в определении эмоционального состояния сверстника в момент произнесения фразы, передачи чувств и состояний (весела, грустно, удивленно, рассерженно, испуганно) с помощью речи, мимики, телодвижений;
- в умении детей выстраивать простой диалог, задавать вопросы, спокойно отстаивать своё мнение;
- дети не проявляют инициативы в общении, не принимают на себя роли организатора, не всегда учитывают мнение сверстников, иногда уступают, но проявляют эгоистичные тенденции;
- в умение принимать и оказывать помощь сверстнику, самостоятельно за помощью не обращаются;
- дети не умеют действовать на разрешение конфликтной ситуации, не учитывают мнение других людей.
Таким образом можно сделать вывод о том, что социально- коммуникативное развитие у детей старшего дошкольного возраста — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования, утвержденный приказом №1958 от 19.12.2014 г.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика - Синтез, 208. - 64 с. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР. М.: Педагогика, 2007. С. 96-111.
Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 799-803.