Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются положительные моменты в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а также специфика и сущность формирования коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION IN THEATRICAL ACTIVITIES

This article discusses the positive aspects in the development of communication skills in older preschool children in theatrical activities, as well as the specifics and essence of the formation of communication skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованной деятельности

Development of communication skills in older preschoolers with mental retardation in

theatrical activities

Пирко Светлана Николаевна

Студентка 2 курса Магистратуры Российского Государственного Социального университета

Россия, Москва

Pirko Svetlana N.

2nd year Master's student of the

Russian State Social University Russia, Moscow

Аннотация.

В данной статье рассматриваются положительные моменты в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а также специфика и сущность формирования коммуникативных навыков.

Annotation.

This article discusses the positive aspects in the development of communication skills in older preschool children in theatrical activities, as well as the specifics and essence of the formation of communication skills.

Ключевые слова: старший дошкольник, театрализованная деятельность, педагог, коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста с задержками психического развития.

Key words: senior preschool child, theatrical activity, teacher, communication skills, children of senior preschool age with mental retardation.

В настоящее время в стране существует система выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, благодаря, чему для детей в дошкольном периоде система образования может обеспечить оптимальные условия для развития и обучения.

При введении в образовательных учреждениях психолого-педагогических служб, дети с задержкой психического развития (ЗПР) теперь могут получать комплексную помощь. Но как известно, дети с ЗПР посещают группы дошкольного образования вместе с детьми нормы. Естественно, дети с ЗПР испытывают сложности в установлении контакта с другими детьми, могут присутствовать трудности в реализации сюжетно-ролевых игр со сверстниками, из-за того, что у ребенка с ЗПР проявляются отставание в развитии психики, а именно ее отдельных функциях (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Исследованиями по выявлению признаков отставания в развитии психики у детей с ЗПР занимались такие ученые, как М.С.Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, Н.Ю. Борякова, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, К.С. Лебединская, В. В. Ковалев.

Проблемой развития коммуникативных навыков у детей нормы и с ЗПР занимались такие ученые, как А.В. Запорожец, М.И.Лисина, М. С. Певзнер, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.

Чаще всего при общении детей с ЗПР со сверстниками можно выделить следующие особенности. Дети нормы редко принимают детей с ЗПР в игры. Сами дети с ЗПР тоже неохотно идут на контакт со сверстниками, чаще играют в одиночку, исключения бывают, если дети играют вдвоем. Ребенок с ЗПР роль лидера в игре не берет на себя. Проблемы с коммуникацией у детей с ЗПР могут быть связаны с нарушениями всех видов речевой деятельности, а именно их заметить можно в отсутствии грамотно и четко отвечать на вопросы, правильно излагать свои мысли словами, спрашивать, высказывать свою точку зрения в присутствии окружающих, слушать

других, продолжать разговор. Детям с ЗПР больше интересно бывает не со сверстниками, а с детьми младшего возраста, которые их лучше понимают.

Но это общие трудности детей с ЗПР в коммуникации. Если выделить каждый вид особенностей детей с ЗПР, то можно глубже понять проблемы в развитии коммуникативных навыках.

Обратимся к классификации М. С. Певзнер и Т.А. Власовой. На материалах исследования 1972-1973 гг. М. С. Певзнер и Т.А. Власовой предложили, разделить группу ЗПР на два вида:

• Неосложненный психофизический и психический инфантилизм;

• «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

Далее эта классификация легла в основу классификации К. С. Лебединской, которая была предложена по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой) «Речь идёт о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста».

2. ЗПР соматогенного происхождения. Данный тип характеризуется влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности».

3. ЗПР психогенного происхождения. Тип нарушения может возникнуть при возникновении неблагоприятных условий воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР данного типа можно встретить в трёх основных случаях:

1) Недостаточная опека, безнадзорность;

2) Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»;

3) Развитие личности по невротическому типу.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности.

Также можно рассмотреть не менее интересную классификация В. В. Ковалёва (1979). В ней было выделено четыре варианта ЗПР, где за отклонение отвечает биологических факторов:

• Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

• Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);

• ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

• ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Классификаций немало, но разделение по каждой классификации по типам немного схожи. То есть у ребенка отклонения в психическом развитие могут возникнуть от таких факторов, как окружение дома ребенка, заболевания матери в момент беременности, сложные роды, наследственность, употребление матерью запрещенных препаратов, перенесение ребенком в раннем возрасте тяжелых заболеваний.

Если рассмотреть и проанализировать представленные классификации, можно заметить общие черты при разных видах ЗПР, так же и отличия. Самое главное отличие- это происхождение ЗПР. Впоследствии чего у ребенка проявляются задержки в познавательной сфере, а также стоит вопрос о выборе работы при коррекции и развитии отклонений.

У дошкольников с ЗПР можно заметить отставание в развитии эмоций, чаще всего проявляется эмоциональная неустойчивость, лабильность, трудности в проявлении волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, могут появляться признаки беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и яркие всплески эмоций.

Выделяя все раннее изученные моменты, технология для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников была выбрана одна из оптимальных деятельностей- это театрализованная.

Театрализованная деятельность-это та же самая игра, где дети принимаю на себя роли разных героев сказок, учатся договариваться, проговаривать и обдумывать сюжет спектакля.

Театр бывает разных видов, для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР для начала можно выделить кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Ранее выделялись особенности общения у детей с ЗПР, поэтому в начале работы самым оптимальным видом театра для детей с ЗПР будет теневой театр, так как, ребенок тяжело идет на контакт со сверстниками, присутствует стеснение, то этот вид- удачный выбор для начальной работы. Перед тем, как знакомить с видами театра, можно показать небольшой спектакль, обсудить с детьми увиденное, побеседовать. Это нужно для того, чтобы дети понимали, как грамотно использовать атрибуты и свои способности. Конечно, педагог должен помогать детям в реализации выбранного вида театрализованной деятельности.

При реализации программы по развитию коммуникативных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста должны присутствовать определенные условия, такие как:

• Наличие педагога, который определит важные моменты в работе, познакомит с историей театра, атрибутикой и многим другим.

• Наличие программы по работе развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

• Позитивное взаимодействие педагога и детей норм со старшими дошкольниками с ЗПР.

• Последовательность в деятельности, грамотное обдумывание этапов реализации программы.

При применении театрализованной деятельности на практике с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, можно отметить, что детям в первую очередь стоит рассказать о правилах поведения в театре, историю происхождения, основные моменты театральной деятельности. Иногда у детей после теоретической информации уже появляется желание ощутить себя актером и попытаться проявить себя, показать, как он может проиграть какую-либо роль, либо представить себя в роли «кукловода» или «ведущего» представления. Так же у детей могу проявляться скрытые таланты в творческой деятельности в разработке декораций и костюмов с атрибутикой для спектакля. В этом направление могут раскрыться таланты и у детей с ЗПР. Посредством данной деятельности детям с ЗПР становится необходимым взаимодействовать с другими сверстниками, благодаря, чему происходят успехи в общении с окружающими.

Стоит отметить, как театрализованная деятельность положительно влияет на нарушения при ЗПР у детей, особенно на первичные дефекты.

Один из первичных дефектов при ЗПР- это эмоционально-волевая незрелость, а именно с проявлением эмоций, то есть ребенок с ЗПР сталкивается со сложностями в установлении контакта со сверстниками, потому что он не может брать на себя инициативу в игре, ему удобнее выполнять функции, которые от него требуют.

Она может проявляться в пассивности, иногда импульсивность с проявлением агрессивности, психической невыносливости. Детям тяжело заставить себя что-либо делать. Роль театрализованной деятельности в данном случае фигурирует в виде помощника, а именно при работе со сверстниками в театрализованной деятельности. Дети чувствуют себя частью команды, для которой, есть главная цель - положительная оценка зрителя, похвала в виде аплодисментов, реализация себя в новой роли- роли актера, отличной от предыдущих, где они выполняли роль слушателей. Проявление эмпатии- один из важных новообразований у детей с ЗПР при реализации театрализованной деятельности. Дети могут проявлять такие чувства, как, сопереживание «героям» спектакля, особенно, если пытаются примерять на себя данную роль. Заучивание текста, запоминание сюжета и этапов спектакля, построение диалога со сверстниками, обсуждение структуры представления воспитывает у ребенка ответственность, так же помогает корректировать следующий ряд первичных дефектов при ЗПР, таких как, неустойчивое внимание, пониженная концентрация его, частая отвлекаемость в процессе какой-либо деятельности, памяти, мышления, речевого развития.

Коррекция внимания и памяти происходит при запоминании сюжета спектакля, запоминании правил проведения спектакля, изготовления декораций, оформлении зала или места проведения представления.

Развитие коммуникативных навыков реализовывается вследствие знакомства с ролями, вырабатывания грамотного произношения своих реплик, умении договариваться со сверстниками при реализации спектакля.

Посредством театрализованной деятельности развитие коммуникативных навыков возникает в спонтанном виде, дети не замечают, как находят общий язык со сверстниками, учатся выстраивать диалоги, так как дети заинтересованы в происходящем с ними «волшебстве», которые называется «спектакль». Ведь лучше всего использовать постановки, ранее знакомых сказок, рассказов, былин, чтобы у детей было представление о происходящем моменте, о знакомстве с героями рассказа или сказки. Не забывайте о видах театра. Ведь с детьми с ЗПР на первых этапах, лучше реализовывать постановки спектакля посредствам теневого спектакля, пальчикового и кукольного. Конечно, для детей с ЗПР лучше работать с детьми-лидерами. Дети с ЗПР могут выступать хорошими партнерами, так как прекрасно понимают правила и следуют им, но их нужно направлять.

Из вышеперечисленного можно повести итог о том, что если в жизни ребенка с ЗПР существует театрализованная деятельность, есть основа в виде необходимой информации о театрах, навыки общения со сверстниками посредством театрализованных постановок, умения заучивать тексты, понимать и запоминать правила поведения при спектаклях, то развитие познавательных процессов у детей с ЗПР имеет позитивную динамику, особенно коммуникативные навыки. Дети не задумываются о том, что им нужно учиться общаться, при заинтересованной деятельности дети идут на контакт сами, что благоприятно сказывается на общей динамике развития общения.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196

с.

2.Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.

3. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями вразвитии.-М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

З.Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей (Власова Т. А.) дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1.

Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.

3.Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.

4.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. — М.: Academia, 2017. —

576 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.