Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

В данной статье определяются трудности в коммуникации у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются методики, которые определяют уровень сформированности и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THEATRICAL ACTIVITIES

This article identifies communication difficulties in older preschool children. The methods that determine the level of formation and development of communication skills in children with mental retardation of senior preschool age are considered. The role of theatrical activity in the development of communication skills in older preschool children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Особенности развития и формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной

деятельности

Features of the development and formation of communication skills in older preschool children with mental retardation in theatrical activities

Пирко Светлана Николаевна

Студентка 3 курса Магистратуры Российского Государственного Социального университета

Россия, Москва

Pirko Svetlana N.

3nd year Master's student of the Russian State Social University Russia, Moscow

Аннотация.

В данной статье определяются трудности в коммуникации у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются методики, которые определяют уровень сформированности и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Annotation.

This article identifies communication difficulties in older preschool children. The methods that determine the level of formation and development of communication skills in children with mental retardation of senior preschool age are considered. The role of theatrical activity in the development of communication skills in older preschool children with mental retardation.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, коммуникация, театрализованная деятельность, педагог, коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста с задержками психического развития, методики, специалисты.

Key words: senior preschool children, communication, theatrical activities, teacher, communication skills, senior preschool children with mental retardation, methods, specialists.

Актуальность данной темы выражается в проблеме установления контакта у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это связанно с особенностями развития детей с задержкой психического развития. Это характеризуется нарушениями эмоционально-волевой сферы, рассеянным вниманием и неустойчивым, снижением формирования памяти, восприятия.

Развитие и формировании коммуникативных навыков требуется для адекватной социализации адаптации в обществе не только среди сверстников. У детей с задержкой психического развития нет потребности в общении со сверстниками, чаще в общении они могут вести себя, как «ведомые». Так как рассматривается старший дошкольный возраст, то для развития познавательных процессов и коммуникативных навыков выступает игровая деятельность, ведь она является ведущей.

Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития была выбрана театрализованная деятельность, как она очень близка с игровой. Театрализованная деятельность так же состоит из театральных игр, музыкальных игр, режиссерских (в которой существует определенная задумка).

Театрализованная деятельность богата возможностями для фантазирования, то есть для развития мышления и восприятия. В мире сказок и спектаклей дети учатся сопереживать героям, понимать смысл произведений, реагировать эмоционально на различные ситуации.

Если рассматривать термин «задержка психического развития», то в своей работе я описываю его в связи с нарушениями, которые возникают при данной особенности.

Дети с задержкой психического развития при работе со специалистами по коррекционно- развивающим программам поможет скорректировать пробелы, которые возникают у детей в развитии.

Дети с задержкой психического развития чаще имеют трудности в эмоционально-волевой сфере, что отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками и взрослыми. Нарушения в коммуникативной сфере у детей с задержкой психического развития могут зависеть из-за нарушений речевого развития, малый словарный запас, трудности в выражения своих эмоций, чувств, слабая сформированность эмпатии. Такие трудности возникают из-за задержки в развитии памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Механизмом для решения данной проблемы была выбрана театрализованная деятельность. Данная работа не первая у меня, в которой я затрагиваю такую важную тему, как развитие коммуникативных навыков, так как для становления личности, происходит в группе сверстников. Для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая, так как в театрализованной деятельности множество видов игр, то развитие коммуникации с детьми проходит оптимальным способом. Ведущая деятельность-та деятельность, которая выступает основной и благоприятной для развития познавательных процессов и развития в целом ребенка.

Театрализованная деятельность-полна положительных эмоций. В театрализованной деятельности дети общаются между собой, они связанны общей темой и целью, есть возможность, реализовать себя в роли любимого героя.

Поэтому развитие коммуникативных навыков происходить в свободной деятельности, музыкальных играх, режиссерских, активных.

Нарушения в коммуникации у детей выражаются в неумении устанавливать контакт со сверстниками, без желания играют в коллективные игры.

Для изучения данной темы множество ученых работали над вопросами коммуникации у детей с задержкой психического развития. Основными были: Г.Е.Сухорева, К.С. Лебединская, И.Ф.Марковская, Н. Л. Белопольская, Т.А.Фотекова, М.Г.Рейдибойм, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, А.А. Крестьянинова, Л.И. Божович, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Э. Мэйман, В.Г. Нечаева, А.В. Петровский, Т.И. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская, Н.А. Сакулина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Н.Э. Фаас, Д.Б. Эльконин.

Ученые затрагивали темы коммуникативных навыков, развитие их и формирование, методы развития у детей нормы и с задержкой психического развития. Трудности в развитии и формировании коммуникативных навыков могут зависеть у детей с задержкой психического развития из-за слабого желания идти на контакт, не умение устанавливать беседу, нарушения речи, при которых тяжело сформулировать и воспроизвести связную речь.

Нарушения в коммуникативной сфере у детей с задержкой психического развития можно выявить методиками, лучше всего использовать проективные методики или с небольшим количеством вопросов.

Для этого подходят такие методики, как «Интервью» О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова, «Рукавички» Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. Для первой методики ребенку нужно почувствовать себя корреспондентом, взять интервью у сверстников. Дети с задержкой психического развития чаще всего задают несколько вопросов с помощью педагога, полностью в роль не могут войти. Это связанно, как раз с тем, что детям тяжело вступить в контакт со сверстниками, трудности в установлении контакта.

Методика «Рукавички» состоит из определенной инструкции, которая дается детям. Дети должны в парах раскрасить одинаково пару рукавичек. Дети испытывают трудности с таким заданием, так как нужно выбрать общий узор, технику, детям бывает сложно договориться, они часто могут выполнять каждый свой рисунок на рукавичке.

Для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста можно использовать коллективные игры. При составлении коррекционно-развивающей программы, желательно взять за основу игровую или театрализованную деятельность. Мой выбор пал на театрализованную деятельность с использованием упражнений на развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков.

Коммуникация- одно из основных средств выражения эмоций, требований и развития ребенка в целом. В старшем дошкольном возрасте общения детей меняет характер, появляются первые дружеские связи, потребность в коллективных активных играх.

Существуют 2 функции коммуникации: (М.И.Лисина):

1. формирование общей деятельности

2. развитие и формирование взаимоотношений

Под средствами общения понимают операции, при помощи которых каждый человек выстраивает свои определенные действия общения и вносит свою лепту во взаимоотношения с другими. Существует три категории коммуникации:

1) выразительно -мимические средства общения, под которыми подразумеваются: улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительная вокализация;

2) предметно-действенные средства общения, к которым относятся: движения предметов, а также позы, используемые в целях общения. К этой категории относятся следующие действия: отстранение, приближение, передача предметов, привлечение и оттягивание взрослого от себя, протягивание взрослому различных вещей; позы, выражающие протест, нежелание идти на контакт со взрослым или наоборот;

3) средства голосовой связи, к которым относятся: реплики, утверждения, ответы, вопросы. Эти категории медиа возникают в онтогенезе, они являются основными коммуникативными операциями в дошкольном детстве.

Г. М. Андреева выделяла в общении три взаимосвязанных аспекта:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между участниками процесса;

- интерактивная сторона заключается в создании взаимодействий между партнерами, например, нужно согласовывать действия и разделять функции или влиять на настроение и поведение собеседника;

- перцептивная сторона общения характеризуется процессом взаимного восприятия посредством общения и установления взаимопонимания. Эта сторона общения оказывается значимой и необходимой частью

общение, так как продуктивное общение немыслимо без точного восприятия, оценки, понимания участников. Коммуникация начинается с наблюдения за собеседником, его внешним видом и поведением. Один человек воспринимается другим. На оценку людей и взаимопонимание влияют разные причины. Исследования показали, что дети в первую очередь ориентируются на свою внешность. Эмоциональное состояние они лучше определяют по мимике, чем по жестам.

При описании коммуникации как деятельности главным было выявление основного продукта, который появляется в процессе коммуникативной деятельности. М.И. Лисина выявила, что продуктом является облик самого себя и общение друг с другом.

Проблемой общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками занимались многие исследователи. Большинство авторов сходятся во мнении, что соответствующее возрасту взаимодействие детей необходимо для формирования ребенка, для развития его личности.

Психологи считают, что решающим фактором в формировании общения ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение взрослых к нему как к личности, при этом учитывается уровень коммуникативных потребностей ребенка на данном этапе развития.

Приемы, примеры детского поведения, приобретенные в семье, переносятся в процесс общения со сверстниками, характер и содержание этого процесса зависят от умения проявлять интерес к сверстнику, стремление установить контакт. Организуйте содержательную деятельность. А те качества, которые ребенок приобретает в детском обществе, прививаются и в семье. Отношения дошкольника с воспитателями детского сада определяются характером его общения со сверстниками.

Развитие психических процессов происходит медленнее, когда дети меньше контактируют со сверстниками и окружающими их взрослыми. Недостаточная коммуникация по времени и содержанию влияет на развитии речи, познавательных процессов, формировании полноценной личности.

Так же в развитии дошкольника существуют три этапа коммуникации, выраженные формами: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая. Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками (возраст от 2 до 4 лет). Потребность в общении со сверстниками ощущается с раннего возраста. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка в течение его жизни. Главное место определяется во взаимодействии путем подражания. В таком взаимодействии ребенок чувствует себя похожим на своих сверстников, равным им, живет своей общностью. В сверстнике ребята определяют только отношение к себе и, как правило, не замечают его (своих действий, желаний, настроений). Другой ребенок для них - это зеркало, в котором они видят себя. Такая форма общения способствует раскрытию детской инициативы, так как в контактах они свободны и действуют на равных. Вторая форма - ситуативное деловое общение с детьми своего возраста (четыре-пять лет). В этом возрасте происходит ролевая игра. После четырех лет равноправие в жизни детей занимает одно из первых мест. Третья форма - внеситуативное деловое общение со сверстниками - проявляется и формируется к концу дошкольного возраста (с шести до семи лет). Основным стремлением к контактам в этот период является стремление к сотрудничеству, которое раскрывается в совместной игровой деятельности.

У старших дошкольниках с задержкой психического развития развиваются и формируются коммуникативные навыки, а именно умение слушать, умение выражать свои мысли и умение вести себя при конфликте. Но редко коммуникация может быть развития и сформирована в определенной степени, это зависит посредствам экзогенными и эндогенными причинами.

Чаще всего, особо значима коммуникация и взаимодействие ребенка со взрослыми. Формы коммуникации детей старшего дошкольного возраста со взрослыми немного иные и отличаются друг от друга местом общения в жизни ребенка с задержкой психического развития, предметом потребности в общении, мотивом и средствами. общение и важность для умственного и личностного развития ребенка. Основной ход развития коммуникации состоит из логического и полного возникновения каждой формы коммуникации в разном возрасте.

Игры с сюжетом и ролями заменяют игры с правилами. Именно поэтому так важно развивать коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной или игровой деятельности. Ведь в театральных играх существуют взаимодействие с ролями, правилами, взаимодействием с окружающими детьми и взрослыми.

В театрализованной деятельности детям с задержкой психического развития стоит работать с правилами, для получения общего результата, такого, как постановка и реализация спектакля, проигрывание музыкальных игр, театральных игр.

Развитые коммуникативные навыки имеют большое значение с момента поступления в школу, так как каждый ребенок по психологическим критериям подготовки к школе должен овладеть определенными коммуникативными навыками.

А задача педагога развивать и формировать коммуникативные навыки посредствам актуальных методов в благоприятной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Список используемой литературы:

1. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.

2. Олешко Д.Ю. Содержание работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения. - В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 195-197.

3. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. — М.: Academia, 2017. —

576 c.

4. Третьякова А.К. Развитие коммуникативных навыков посредством игр-театрализаций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. 2017. С. 180-181.

5. Чарушина А.В., Викжанович С.Н. Театрализованно-игровая деятельность как средство развития у дошкольников с ЗПР социально-коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования. - В сборнике: Инклюзивное образование: теория и практика. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. О.С. Мишина, О.С. Кузьмина, Т.В. Тимохина, Г.А. Романова. 2018. С. 161-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.