С. В. НОВИКОВ, С. В. ИВАННИКОВ
137
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
НОВИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ИВАННИКОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Жесткие внешние политические и экономические условия ставят перед руководством государства задачи обеспечения максимальной самодостаточности с целью устойчивого развития страны. Основной путь развития конкурентоспособной экономики связан с инновационным развитием страны. Инновационный путь развития связан с активным участием в жизни государства его главного потенциала - социально активной и творческой молодежи. Именно ей отводится ведущая роль в осуществлении всего комплекса мер по модернизации экономики. Однако, современные реалии показывают на все возрастающее явление социальной апатии в молодежной среде. Безразличие, социальная и психологическая пассивность, полная или частичная утрата интереса к социальной действительности, равнодушие к происходящим в стране процессам и явлениям, ослабление интересов и побуждений к деятельности - все это характеризует значительную часть современной молодежи. Необходимо искать новые средства и методы погружения молодежи в социально активную жизнь, используя в качестве базовой платформы последующую профессиональную деятельность. Вовлечение студентов-юристов в практическую реализацию своих знаний и навыков на благо общества посредством участия в деятельности народных дружин способствуют их духовному и личностному росту. Участников народных дружин характеризуют наличие высоких жизненных устремлений, уважение к закону, устойчивый интерес к практическому участию в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Высокая коммуникабельность студентов-дружинников позволяет им быстро налаживать контакт с различными социальными и возрастными группами, а близкие возрастные характеристики студентов по отношению к школьникам, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психических состояний, переживаемых подростками, позволяют более эффективно проводить профилактическую работу в подростковой среде. Социальная активность студентов-юристов, формирующаяся на основе последующей профессиональной деятельности - один из возможных методов погружения молодежи в посильное решение проблем общества.
Ключевые слова: народная дружина, студенты, социальная апатия, социально активная личность.
На современном этапе Россия находится в жестких внешнеполитических и экономических условиях. Главная задача руководства страны -обеспечить самодостаточность и конкурентоспособность России. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. Санкции, введенные рядом стран, существенно осложнили развитие нашей страны. В ответ на воздействие внешних негативных факторов Россия взяла курс на им-портозамещение, рассчитанный на следующие 3-5 лет. Предстоит также снять критическую зависимость от иностранной продукции в ряде секторов экономики. При реализации крупных
транспортных, инфраструктурных, строительных проектов руководство страны требует ориентироваться на отечественных производителей. В таких условиях россияне, столкнувшись с серьезными национальными проблемами, должны продемонстрировать национальный подъем, жизненную стойкость и патриотизм [1].
Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [2].
В современной российской действительности значительная часть молодежи не проявляет инте-
S. V. NOVIKOV, S. V. IVANNIKOV
реса к происходящим событиям в России, к ее будущему, пассивна к участию в избирательных кампаниях, не стремится к реализации своих сил и способностей в учебе, в том числе в инновационных проектах. Данное обстоятельство характеризуется научным термином «апатия». Социальная апатия - состояние личности или социальной группы, характеризующееся полным безразличием, социальной и психологической пассивностью, полной или частичной утратой интереса к социальной действительности, равнодушием к происходящим в ней процессам и явлениям, ослаблением интересов и побуждений к деятельности [3].
Причины апатии разнообразны, но по большому счету - это регулярные и повторяющиеся столкновения с проблемами, которые не удается разрешить на данном уровне развития. Апатию вызывает физическая, психологическая и эмоциональная усталость, частые стрессы, переживания, неврозы.
Социальная апатия молодежи имеет прямое отношение к формированию современного высокоразвитого государства в России, которое не может состояться без активного участия в ней молодого поколения. Действительно, апатия выражается и в политическом безразличии, и в безразличии людей друг к другу. Сегодня весь спектр социальных отношений, начиная с семейных, отношений между преподавателем и студентом, врачом и пациентом, между работодателем и работником и заканчивая отношением к природе, в основном носит формальный характер [4].
С точки зрения Р. М. Магомедова, в современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных[5].
Задача современного образовательного учреждения - это не только подготовка конкурентоспособных и грамотных специалистов, но и содействие личностному развитию и социальной зрелости обучающегося. Студент приходит в вуз, чтобы в процессе обучения духовно расти и совершенствоваться как личность. Это обстоятельство делает прочих субъектов системы образования - преподавателей, администрацию и учебно-вспомогательный персонал сопричастными к вос-
питательному процессу и ответственными за его результаты. В Тамбовском государственном университете формирование социально активной личности, наряду с качественным образованием, является приоритетным направлением деятельности. На примере его структурного подразделения хотелось бы проиллюстрировать данную работу этого образовательного учреждения.
Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина является одним из ведущих юридических вузов региона. Основными направлениями работы по формированию воспитательной системы института являются:
- формирование социально-педагогических условий для гражданского становления, духовно -нравственного и патриотического воспитания студентов;
- раскрытие творческого потенциала студента, стимулирование социальной активности, поддержка и развитие талантливой молодежи;
- стимулирование и поддержка деятельности студенческих объединений и организаций;
- формирование здорового образа жизни, активное вовлечение студенчества в спортивную жизнь, формирование негативного отношения к наркомании, алкоголизму и других форм зависимости;
- активная работа по профессиональному определению студента, формирование персональной опеки работодателем своих студентов - потенциальных работников. Активное участие студентов в общественных организациях с учетом своей будущей профессии.
Целью данной работы является формирование социально активной личности. Норма (модель) социально активной личности - это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.
Критерием социальной активности, с точки зрения Е. В. Шабановой, обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:
- участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
С. В. НОВИКОВ, С. В. ИВАННИКОВ
1э9
проявление личностных качеств в деятельности;
- общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности [6].
На базе отделения национальной безопасности и правоохранительной деятельности организована народная дружина. Студенты-юристы -участники народной дружины, активно работают совместно с силовыми органами Тамбовской области. Ни одно массовое мероприятие в городе не проходит без активного участия в охране общественного порядка студентов - дружинников. Ежедневно студенты учувствуют в оперативных мероприятиях силовых органов в качестве понятых. Ребята проводят большую профилактическую работу в молодежной среде. Проводится разъяснительная работа в среде интернет и социальных сетях. Данная работа не остается без внимания руководства области и силовых структур. На сегодняшний день, за вклад в борьбу с правонарушениями более 40 студентов награждены грамотами руководства Тамбовской области, УМВД по Тамбовской области, УФСКН по Тамбовской области.
Участников народных дружин характеризуют наличие высоких жизненных устремлений, уважение к закону, устойчивый интерес к практическому участию в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Высокая коммуникабельность студентов-дружинников позволяет им быстро налаживать контакт с различными социальными и возрастными группами, а близкие возрастные характеристики студентов по отношению к школьникам, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психических состояний, переживаемых подростками, позволяют более эффективно проводить профилактическую работу в подростковой среде.
Данная работа формирует не только социально активную личность, с высоким уровнем правосознания, но и формирует лидерские качества студента, способного вовлечь в социально полезную деятельность разновозрастные группы людей. Отзывчивость к проблемам других, деятель-
ность на благо всех, уважение к своей стране и закону - вот конечные цели воспитательного процесса, практическая реализация которого осуществляется посредством участия студента в деятельности народной дружины.
Литература
1. Ключевые моменты послания Президента Федеральному собранию G4.i2.2Gi4. URL: https:// www.itv.ru/ news/social/273i86
2. Путин В. В. О стратегии развития России до 2020 года: выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». URL: http://archive.kremlin.ru/text/ appears/2GG8/G2/i59528.shtml.
3. URL: http://glossword.info
4. Морозова В. Б. Социальная сущность апатии современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д., 2GiG. URL: www.dissercat.com.
5. Магомедов Р. М., Повышение качества образования в условиях применения новых организационных форм учебной деятельности. URL: www.fa.ru.
6. Шабанова Е. В. Из опыта работы классного руководителя «Формирование социально активной личности подростка». URL: http://festival.iseptember.ru/ articles/588772
References
1. Klyuchevye momenty poslaniya Prezidenta Fe-deral'nomu sobraniyu G4.i2.2Gi4. URL: https:// www.itv.ru/ news/social/273i86
2. Putin V. V. O strategii razvitiya Rossii do 2G2G goda: vystuplenye na rasshirennom zasedanii Gosudarstvennogo soveta «O strategii razvitiya Rossii do 2020 goda». URL: http://archive.kremlin.ru/text/ ap-pears/2GG8/G2/i59528.shtml.
3. URL: http://glossword.info
4. Morozova V. B. Sotsial'naya sushchnost' apatii sovremennoj rossijskoj molodezhi: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Rostov n/D., 2GiG. URL: www.dissercat.com.
5. Magomedov R. M., Povysheniye kachestva obra-zovaniya v usloviyakh primeneniya novykh organizatsionnykh form uchebnoj deyatel'nosti. URL: www.fa.ru.
6. Shabanova E. V. Iz opyta raboty klassnogo rukovoditelya «Formirovaniye sotsial'no aktivnoj lichnosti podrostka». URL: http://festival.1september.ru/ articles/588772
S. V. NOVIKOV, S. V. IVANNIKOV
* * *
FORMATION OF SOCIALLY ACTIVE IDENTITY OF THE STUDENT OF LAW HIGHER EDUCATION INSTITUTION BY MEANS OF NATIONAL TEAMS
NOVIKOV SERGEY VLADIMIROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
IVANNIKOV SERGEY VIKTOROVICH Ryazan Branch of Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs named after V. Ya. Kikotya, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Severe external political and economic conditions put a problem of ensuring the maximum self-sufficiency for the purpose of a sustainable development of the country before the leaders of the state. The main way of development of competitive economy connects with innovative development of the country. The innovative way of development connects with active participation in life of the state of its main potential - socially active and creative youth. It plays the leading role in implementation of all package of measures on modernization of economy. However, modern realities show on the escalating phenomenon of social apathy in the youth environment. Indifference, social and psychological passivity, full or partial loss of interest in social reality, indifference to the processes and the phenomena happening in the country, easing of interests and motives to activity - all this characterizes considerable part of modern youth. It is necessary to look for new means and methods of immersion of youth in socially active life, using the follow-up professional activity as a basic platform. Involvement of law students in practical realization of the knowledge and skills for the benefit of society by means of participation in activity of national teams promote their spiritual and personal growth. Existence of high vital aspirations, respect for the law, steady interest in practical participation in questions of protection of a public order and ensuring public safety characterize participants of national teams. High skill to communicate of students combatants allows them to come quickly into contact with various social and age groups, and close age characteristics of students in relation to school students, understanding on the basis of own experience of the most typical mental states endured by teenagers allow to carry out more effectively scheduled maintenance in the teenage environment. The social activity of law students which forming on the basis of the follow-up professional activity is one of possible methods of immersion of youth in the feasible solution of problems of society.
Key words: national team, students, social apathy, socially active personality.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES