Научная статья на тему 'Формирование содержания дисциплины посредством интеграции образовательных областей'

Формирование содержания дисциплины посредством интеграции образовательных областей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПОИСК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ / INTEGRATED EDUCATION / PRACTICAL EDUCATION / SCIENTIFIC RESEARCH / ELECTRONIC RESOURCE / INFORMATION RESOURCES / SEARCHING FOR SCIENTIFIC INFORMATION / SCIENTIFIC WORK ACTIVITY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова В. В., Заярная И. А.

Актуальность исследования обусловлена заявленным в ФГОСах требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям относительно качества обучения каждого студента. Это должно быть обучение, которое обеспечит последующее развитие и образование студента через создание положительной мотивации к активному включению в учебную, практическую, профессиональную деятельность. Динамичность современного образовательного процесса определяется интегрированностью науки и практического обучения. Дисциплина «Методы исследования и патентно-лицензионная деятельность» преподается бакалаврам, обучающимся на дневном и заочном отделениях по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», третий год. Выявлено, что в ходе учебного процесса происходит снижение мотивации на изучение в том числе данной дисциплины, обусловленное сложностью программы. Примечательно, что изучение данной дисциплины предполагает большую долю практических занятий. Это позволяет в процессе целенаправленного обучения студентам получить и закрепить профессиональные знания, навыки самостоятельного ведения научной деятельности, постановки экспериментов. Авторы разработали практические занятия по данной дисциплине, реализовав новый подход к содержанию предмета: интеграция образовательных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова В. В., Заярная И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discipline’s content formation by means of educational fields’ integration

The urgency of this research is conditioned by the requirements stated in FSES concerning demands to educational institutions and quality of education of each student. It should be an education which will provide further development and education of a student by means of creation of positive motivation to active participation in educational, practical and professional activity. The modern educational process dynamics is defined by integration of science and practical education. The third year the discipline “Research methods and patent-licensing activity” is taught to bachelor students of full-time and extramural programs with training program “Oil and gas engineering”. It is exposed that during the educational process there is a decline of motivation for this discipline ’s studying; it is conditioned by the complexity of this program. It should be mentioned that studying this discipline provides a big deal of practical lessons (36 academic hours). It makes students to get and fix professional knowledge, independent research activity’s skills and experiments. The authors have developed practical knowledge for this discipline by realization of a new approach to the subject ’s content: integration of educational fields.

Текст научной работы на тему «Формирование содержания дисциплины посредством интеграции образовательных областей»

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

В.В. Куликова, канд. географ. наук, доцент, И.А. Заярная, доктор экон. наук, доцент, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Находка, г. Находка, Россия, vikkidis@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Актуальность исследования обусловлена заявленным в ФГОСах требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям относительно качества обучения каждого студента. Это должно быть обучение, которое обеспечит последующее развитие и образование студента через создание положительной мотивации к активному включению в учебную, практическую, профессиональную деятельность. Динамичность современного образовательного процесса определяется интегрированностью науки и практического обучения. Дисциплина «Методы исследования и патентно-лицензионная деятельность» преподается бакалаврам, обучающимся на дневном и заочном отделениях по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», третий год. Выявлено, что в ходе учебного процесса происходит снижение мотивации на изучение в том числе данной дисциплины, обусловленное сложностью программы. Примечательно, что изучение данной дисциплины предполагает большую долю практических занятий. Это позволяет в процессе целенаправленного обучения студентам получить и закрепить профессиональные знания, навыки самостоятельного ведения научной деятельности, постановки экспериментов. Авторы разработали практические занятия по данной дисциплине, реализовав новый подход к содержанию предмета: интеграция образовательных областей.

Ключевые слова: интегрированное обучение, практическое обучение, научное исследование, электронный ресурс, информационные ресурсы, поиск научной информации, навыки ведения научной работы.

Модификация целей образования влечёт изменения в методиках обучения. Разработка новых учебных программ осуществляется с использованием новейших подходов к содержанию дисциплины, в том числе посредством интеграции образовательных областей. В настоящее время интегрированные занятия становятся всё более актуальными, что говорит о межпредметной интеграции в целом.

Собственно слово «интеграция» произошло от латинского «integer» и в переводе обозначает «цельный», то есть интегрирование в интересующем нас контексте подразу-

мевает воссоздание цельного образовательного пространства изучаемых предметов.1 Обращение к интегрированному обучению вызвано проблемами, с которыми сталкиваются преподаватели при реализации образовательных программ. И ключевая проблема здесь - снижение у студентов мотивации к изучению различных дисциплин, что принято связывать со сложностью программ и учебного процесса в целом.

Курс «Методы исследования и патентно-лицензионная деятельность» предназначен для бакалавров дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению

дискуссия

журнал научных публикаций

подготовки «Нефтегазовое дело». Цель дисциплины - формирование у будущих специалистов системы базовых знаний и навыков организации и проведения научных исследований. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия - 17 часов, а значительная часть курса отводится на практические занятия - 34 часа. Обозначим возможность и особенности разработки практических занятий через реализацию нового подхода к содержанию дисциплины: интеграция образовательных областей.

Данный учебный курс имеет тесные интеграционные связи с другими дисциплинами и служит основой для изучения учебных курсов, которые предстоит освоить позже (многие из них являются частью профессионального цикла). Также его изучение должно послужить систематичности, эскалации и закреплению профессиональных знаний, развитию у студентов навыков самостоятельного ведения научной работы, постановки экспериментов.

Трансформация целей образования влечёт изменения в методиках обучения.2 Одним из проявлений нового подхода к учебному процессу является эффективный поиск информации.

Формирование исследовательских навыков у студента осуществляется в процессе использования всех форм учебной и воспитательной работы вуза.3 Значительное содействие при поиске нужной информации и выполнении различного рода работ (курсовые, рефераты и др.) оказывают электронные научные библиотеки. В настоящее время основным отечественным научным электронным ресурсом является www.elibrary.ru. Для студентов, занимающихся сбором научной информации, данный портал библиотеки РАН имеет большой плюс: доступность.

Отметим, что значительная часть студентов не знают о существовании данного информационного ресурса, особенно это ка-

сается студентов заочной формы обучения. Поэтому определённая часть практических занятий посвящается выработке у студентов знаний и соответствующих навыков полного и эффективного поиска научной информации. Активное обращение студентов к электронным научным базам повышает эффективность их учебно-исследовательской работы, что особенно актуально в рамках работы над курсовыми и дипломными проектами по другим дисциплинам. Также этот навык пригодится при создании всех видов студенческих работ, связанных с поиском и обработкой научной информации, например, эссе, рефераты, доклады и сообщения.

Примечательно, что студенты знакомятся с данной дисциплиной и, соответственно, с электронными каталогами на втором курсе, что в последующем значительно облегчает им овладение навыками работы с научной литературой и информационными ресурсами, необходимыми при проведении научных исследований.

Кроме того, интеграция науки и практического обучения может рассматриваться в качестве важного компонента системы подготовки высококвалифицированных мобильных в профессиональном плане специалистов в условиях информатизации всех сфер деятельности и развития наукоёмких направлений.

Особенность данных практических занятий состоит не только в «техничном» поиске информации, но и в том, что предполагаются анализ информации после рассмотрения материала и обсуждения ее в группе, следствием чего должна стать выработка собственного суждения.

Задачей нашего исследования является изучение возможностей этой формы работы для развития познавательной активности студентов, обучения их современным методам и приемам ведения научно-прикладных исследований, вооружения мастерством выступать, доказывать свою

Активное обращение студентов к электронным научным базам

повышает эффективность их учебно-исследовательской работы, что особенно актуально в рамках работы над курсовыми и дипломными проектами по другим дисциплинам. Также этот навык пригодится при создании всех видов студенческих работ, связанных с поиском и обработкой научной информации.

точку зрения, обосновывать свои мысли, используя конкретный материал, и т.д.

Опыт руководства проектами, беседы, анкетирование позволили выделить условия формирования у студен- -

тов исследовательских навыков:

1. Новизна и актуальность обшей проблемы и конкретных тем, предлагаемых для исследования. Тематика определяется дисциплинами, которые приходится изучать студенту; спецификой факультета и личным опытом студента.

Каждый получает тему для самостоятельной работы исследовательского, творческого характера и подбирает материал. Подобные задания формируют у студентов умение вести целенаправленные наблюдения, обобщать и анализировать полученный материал, применять различные методы научного исследования, обосновывать собственную точку зрения.

2. Дискуссионный метод ведения занятий, применение активных методов обучения (обсуждение ситуации, разбор фактов

В процессе такой деятельности студенты демонстрируют готовность к поиску и обработке информации, анализу сведений, необходимых для профессионального роста. На основе навыков самообразования у студентов вырабатывается потребность в непрерывном самообучении и развитии.

по теме, демонстрация материалов, постановка проблемных задач).

3. Проведение индивидуальных консультаций.

— 4. Связь теории с практикой. Предполагается такая организация занятий, при которой изучение теории вопроса сочетается с практической работой студентов.

В педагогической литературе имеются эвристические предписания, способствующие = формированию и углублению познавательной самостоятельной работы студентов4:

1. Последовательность усложнения задач самостоятельной учебно-научной деятельности студентов.

2. Формулирование четкой цели заданий.

3. В целях выработки у студентов общеучебных умений - использование планов обобщающего характера, эвристических установок и прочих средств их активного формирования.

дискуссия

журнал научных публикаций

4. Сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.

5. Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов.

6. Гибкое сочетание самостоятельной работы студентов с другими формами и методами обучения.

В процессе такой деятельности студенты демонстрируют готовность к поиску и обработке информации, анализу сведений, необходимых для профессионального роста. На основе навыков самообразования у студентов вырабатывается потребность в непрерывном самообучении и развитии.

Эффективный поиск информации и критика источников (проблемно-ориентированный характер занятия с применением МАО «Дискуссия») подразумевают работу с электронными страницами. Занятия могут проходить в форме индивидуальной и групповой работы.

Задание 1. Выполнение задания сначала осуществляется коллективно. Далее каждому даётся задание в индивидуальном порядке. Заходя по ссылке elibrary.ru/projects/ science_index/author_tutorial.asp в систему «Science Index», студенты знакомятся с главной страницей (рис. 1) и основными разде-

Рис. 1. Система «Scienca Index»

Рис. 2. Страница научной электронной библиотеки

лами (рис. 2) данной научно-электронной библиотеки.5

Задание 2. Заходим на каталог научной электронной библиотеки диссертаций и авторефератов (интернет-ресурс, например, http://www.dissercat.com/, как самый крупный каталог научных работ в Интернете6). Знакомимся с номенклатурой специальностей научных работников. Затем разыскиваем работы известных студентам ученых исследователей по ключевым словам. Знакомимся с текстом, происходит обсуждение. Далее предлагается осуществить самостоятельный поиск по выбору студента, так как выбор специальностей предоставляется достаточно большой. Заполняем таблицу (см. также рис. 3).

Отметим, что у существенной части студентов в ходе выполнения работы воз-

никает интерес не только к изучаемой дисциплине, но и к диссертациям научных руководителей и преподавателей университета. Можно сказать, на занятии активно происходит обсуждение таких работ.

Помимо прочего положительным результатом такого формата обучения является автоматическое выставление оценки по предмету на основе предложенной шкалы, что позволяет преподавателю в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания.

В целом, научно-исследовательская работа развивает у студентов умение обрабатывать специальную литературу, справочники, периодические издания, при этом реализуется их профессионально-личностный потенциал.

Использование в учебно-воспитательной работе такой конфигурации самостоя-

Катастрофические процессы и их воздействие на устойчивость геосистем на примере Приморского края

§

в в

15

н и Я

а

я

о К

и Я ю Я

В

о в

я в л

к

-с ¡-

о ю л а

л

а

<и н

л «

в а

а

и и л Рч

В £

в о я

<и н и

я

О

Ч о я 3 я

3 в

4 СЗ

я

Я а

<и Я

| ,.1 | юргер^низя — Клуп! 9 Этр* — Г«9ИПРП«"

а Катастрофические процессы и их воздействие на устойчивость геосистем :на примере

. Приморского края

] П I Т*Н ХМХЕРТМ'М н лагорафцнтг 14 ВЧС 5ЖХ к

ШЕЕ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Катал о г диссертаций * Поиск днссертэцнЗ Правила работы СЙМЙПЛОлчя* ■ Скидки г Погони,

Автореферат

|к ицн: К рлнномь Вкглфмн Бмктсрсша

Артикул; 270335 Диссертация

Год; 200?

Адоор научной |М<к»1ы: Куликова. Виктория Викторовна Учен.» л степень: кандидат географически* наук №сю мицишцисарм^и: Оладишктм Код специальности ВАК 25.00.36 Специальность: Геоэкология Количество «границ: 209

■ &*:платные диссертации Обратная свя-ь

Дчмартлшм стали дэтдоде;

оглавление диссертации

кд^нддг гмграфимсиик м^к К улюял, Вин

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА |г СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

2.1. ЛаиДшафТнО* карп-сд-р^фироиэмщ-

степени рисде пЕмрад^я* катастроф.

5 > Мртшшиа

кекйГ.поттовб -Ъм(л гуа-иа<жЦ-росйде-жЛгерофел- ги яи й н ыгх явлений.

Рис. 3. Страница научной электронной библиотеки по теме «Катастрофические процессы и их воздействие на устойчивость геосистем на примере Приморского края»

тельной работы позволяет актуализировать и развивать индивидуально-психологический потенциал студентов, удовлетворять их потребности в социальном и профессиональном самоопределении, формировать профессиональные установки, мотивы, отношения, ценностные ориентации личности, что характеризует компетент-ностный потенциал молодого специалиста.

Литература

1. Интеграция [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.вокабула.рф (дата обращения: 19.01.2017).

2. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи, условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91-117.

3. Вяткина И.В. Роль интеграции в учебной и внеаудиторной деятельности в профессиональном воспитании студентов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 3. С. 261-268.

4. Куликова В.В. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - одна из форм самостоятельной работы в профессиональной деятельности // Инновационные методы в образовании и производстве в рамках перспективного развития Приморского края: материалы науч.-практ. конф. Находка: Изд-во ДВГТУ, 2009. С. 174-177.

5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 19.01.2017).

6. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 19.01.2017).

DISCIPLINE'S CONTENT FORMATION BY MEANS OF EDUCATIONAL FIELDS' INTEGRATION

V.V. Kulikova, Candidate of Geography, Docent, I.A. Zayarnaya, Doctor of Economics, Docent, School of economics and management, Far Eastern Federal University, branch in the city of Nakhodka, Nakhodka, Russia, vikkidis@mail.ru

The urgency of this research is conditioned by the requirements stated in FSES concerning demands to educational institutions and quality of education of each student. It should be an education which will provide further development and education of a student by means of creation of positive motivation to active participation in educational, practical and professional activity. The modern educational process dynamics is defined by integration of science and practical education. The third year the discipline "Research methods and patent-licensing activity " is taught to bachelor students of full-time and extramural programs with training program "Oil and gas engineering". It is exposed that during the educational process there is a decline of motivation for this discipline's studying; it is conditioned by the complexity of this program. It should be mentioned that studying this discipline provides a big deal of practical lessons (36 academic hours). It makes students to get and fix professional knowledge, independent research activity's skills and experiments. The authors have developed practical knowledge for this discipline by realization of a new approach to the subject's content: integration of educational fields.

Key words: integrated education, practical education, scientific research, electronic resource, information resources, searching for scientific information, scientific work activity skills.

References

1. Integracija. Bol'shoj jenciklopedicheskij sl-ovar' [Integration. Great encyclopedic dictionary]. Availble at: http://www.вокабула.рф (accessed: 19.01.2017).

2. Ivanova S.V. Gumanizacija obrazovanija: celi, za-dachi, uslovija [Humanization of education: aims, objectives, terms]. Cennosti i smysly - Of Values and meanings. 2010, no. 2 (5), pp. 91-117.

3. Vjatkina I.V. Rol' integracii v uchebnoj i vneaudi-tornoj dejatel'nosti v professional'nom vospitanii stu-dentov v tehnicheskom vuze [The Role of integration in academic and extracurricular activities in the professional education of students in technical universities]. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo univer-siteta. 2011, no. 3, pp. 261-268.

4. Kulikova VV Nauchno-issledovatel'skaja rabota studentov (NIRS) - odna iz form samostojatel'noj raboty v professional'noj dejatel'nosti [Research work of students (RWS) is one of the forms of independent work, in professional activity]. Innova-cionnye metody v obrazovanii i proizvodstve v ram-

kah perspektivnogo razvitija Primorskogo kraja: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative methods in education and industry in the framework of the future development of the Primor-sky region: materials of scientific-practical conference]. Nahodka, DVGTU Publ., 2009, pp. 174-177.

5. Nauchnaja jelektronnaja biblioteka [Scientific electronic library]. Availble at: http://elibrary.ru/ (accessed: 19.01.2017).

6. Nauchnaja jelektronnaja biblioteka dissertacij i av-toreferatov [Scientific electronic library of dissertations and abstracts]. Availble at: http://www.dissercat. com/ (accessed: 19.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.