Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
'

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демонстрационный экзамен / критериальная схема оценивания / ситуационные задачи / demonstration exam / criteria-based assessment scheme / situational tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Александр Григорьевич, Беляева Татьяна Сергеевна, Шмахтенкова Мария Олеговна

Предложена модель демонстрационного экзамена для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура из трех модулей, позволяющих оценить уровень подготовленности к практической деятельности будущего специалиста в условиях, приближенных к реальным трудовым условиям: теоретико-аналитическая работа, интервью, проведение фрагмента занятия. Представлена схема оценивания модуля «Теоретико-аналитическая работа специалиста» для полноценного оценивания сформированности ведущих компетенций выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев Александр Григорьевич, Беляева Татьяна Сергеевна, Шмахтенкова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONTENT OF THE DEMONSTRATION EXAM FOR THE SPECIALTY 49.03.01 PHYSICAL CULTURE

A model of a demonstration exam for the training direction 49.03.01 Physical culture has been proposed, consisting of three modules that allow assessing the level of preparedness for the practical activities of a future specialist in conditions close to real working conditions: theoretical and analytical work, interviews, conducting a fragment of a lesson. A scheme for assessing the module “Theoretical and analytical work of a specialist” is presented for a full assessment of the development of leading competencies of graduates.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА »

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011:37.014.6 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-3-9

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

А.Г. Беляев, Т.С. Беляева, М.О. Шмахтенкова

Предложена модель демонстрационного экзамена для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура из трех модулей, позволяющих оценить уровень подготовленности к практической деятельности будущего специалиста в условиях, приближенных к реальным трудовым условиям: теоретико-аналитическая работа, интервью, проведение фрагмента занятия. Представлена схема оценивания модуля «Теоретико-аналитическая работа специалиста» для полноценного оценивания сфор-мированности ведущих компетенций выпускников.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, критериальная схема оценивания, ситуационные задачи.

FORMATION OF THE CONTENT OF THE DEMONSTRATION EXAM FOR THE SPECIALTY 49.03.01 PHYSICAL CULTURE

Belyaev A.G., assistant, BeljaevAG@mg-pu.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Belyaeva T.S., lecturer, BelyaevaTS@mg-pu.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Shmakhtenkova M.O., assistant, Shmakhten-kovaMO@mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University

A model of a demonstration exam for the training direction 49.03.01 Physical culture has been proposed, consisting of three modules that allow assessing the level of preparedness for the practical activities of a future specialist in conditions close to real working conditions: theoretical and analytical work, interviews, conducting a fragment of a lesson. A scheme for assessing the module "Theoretical and analytical work of a specialist" is presented for a full assessment of the development of leading competencies of graduates.

Key words: demonstration exam, criteria-based assessment scheme, situational tasks.

Беляев Александр Григорьевич, ассистент, BeljaevAG@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Беляева Татьяна Сергеевна, преподаватель, BelyaevaT S @mgpu. т, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Шмахтенкова Мария Олеговна, ассистент, ShmakhtenkovaMO@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

Демонстрационный экзамен в качестве средства оценки подготовленности выпускников подразумевает проведение процедуры оценивания через выполнение практических заданий. Учитывая, что оценки компетенций могут не иметь тесной связи между собой, то наиболее логичной формой демонстрационного экзамена будет форма, имеющая модульную структуру. Первоначально подобная структура проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) укрепилась и оправдала себя в системе среднего профессионального образования [4].

Потенциал использования данной формы ГИА, его плюсы и минусы, а также особенности переноса опыта организации из системы сред -него профессионального образования в вузы рассмотрены отечественными авторами и подтверждают возможность ее применения даже с учетом специфики педагогического образования [5, 8, 9].

Ориентируясь на главную задачу демонстрационного экзамена и причину решения его интеграции в систему оценивания подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, позволяет дать достоверную оценку уровня практических умений, связанных с сформированно-стью определенных компетенций, что является неоспоримым плюсом формы демонстрационного экзамена [2].

Достоверная оценка уровня практических умений реализуется путем разработки критериальной системы оценивания с четким обозначением дескрипторов [3]. Такой подход при грамотной организации проце -дуры оценивания исключает субъективное завышение или занижение оце -нок.

Цель исследования - разработать модель демонстрационного экзамена для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура с со -ответствующей критериальной системой оценивания.

Задачи исследования:

1) сформировать модель содержания демонстрационного экзамена на основе анализа тематической литературы;

2) создать проект модуля демонстрационного экзамена с критери -альной системой оценивания действий.

Методика и организация исследования. В качестве основных методов теоретического исследования были выбраны анализ, обобщение и систематизация данных. Отдельно применялось педагогическое проектирование.

В ходе исследования были проанализированы материалы конкурс -ных заданий профильных профессиональных конкурсов, демонстрационного экзамена линейки среднего профессионального образования и суще -ствующих исследований, связанных с построением критериальной сис -темы оценивания действий, а также профильный ФГОС [1, 6, 7].

В рамках педагогического проектирования были составлены задания трех модулей для проведения демонстрационного экзамена и соответствующие им критериальные схемы оценивания с описанием дескрипторов.

Результаты исследования и их обсуждение. Основная задача набора заданий демонстрационного экзамена - достоверная оценка качества подготовки выпускаемых специалистов, поэтому в основу разработки заданий легли следующие принципы:

1) подготовленный комплекс заданий проверяет не менее 50 % компетенций специалиста, которые были отобраны как приоритетные для работодателя;

2) к каждому модулю демонстрационного экзамена разрабатывается схема оценивания, основанная на принципе объективности: критерии оценивания позволяли набирать баллы за факт выполненных действий при демонстрации задания, что исключало проявления субъективного оцени -вания со стороны экзаменационной комиссии;

3) задания максимально приближены к видам работ, которые выпускник будет выполнять при устройстве на работу по специальности.

В ходе проектирования набора заданий было составлено три модуля, которые позволили бы оценить уровень подготовленности к практи -ческой деятельности выпускников направления 49.03.01:

- теоретико-аналитическая работа специалиста: выпускник проводит анализ предоставленной базы данных с результатами исследования физической и функциональной подготовленности группы занимающихся, на основании чего в тезисах излагает возможные перспективы использования обработанных данных, ссылаясь на полученную профильную литера -туру и аннотацию к проведенному исследованию. В данном модуле оцени -валось умение выпускников обрабатывать и анализировать информацию, излагать полученные в ходе анализа данные в виде тезисов, работать с офисными программами;

- интервью: выпускник проводит индивидуальную работу с учеником (волонтером), имея заранее заготовленный план интервью с примерными и обязательными вопросами с целью определить его индивидуальную траекторию развития в области физической культуры и занятий спор -том. В данном модуле оценивались коммуникативные умения выпускника, его умение работать с полученной в ходе интервью информацией о собеседнике и на основании ее индивидуализировать траекторию подготовки в виде спорта или иной физической нагрузке, работать с офисными программами и вести протоколы собеседований;

- проведение фрагмента занятия: выпускник подготавливает план занятия в соответствии с полученной ситуационной задачей (особенности группы занимающихся, количество, вид физической активности/спорта), оформляет его в соответствии с требованиями к рабочему документу и далее проводит занятие по подготовленному плану. В данном модуле оцени -валось умение подготавливать план занятия для проведения занятия в соответствии с ситуационной задачей (включала данные о группе/занимаю -щемся, вид физической нагрузки и запрос), подбирать соответствующее материально-техническое обеспечение и реализовывать запланированное занятие на практике с занимающемся/группой.

Модель демонстрационного экзамена построена на ситуационных задачах, в которых раскрываются особенности деятельности будущего

специалиста по конкретным направлениям деятельности: работе с определенным контингентом, возможности учета индивидуальных и групповых особенностей контингента и т. д.

Оценивание выполняемых выпускниками заданий осуществлялось по критериальной схеме, где за выполнение определенных действий и сте -пень (качество) их выполнения выставлялось определенное количество баллов. Пример схемы оценивания для одного из модулей, подготовлен -ных для демонстрационного экзамена направления 49.03.01, представлен в таблице.

Схема оценивания модуля «Теоретико-аналитическая работа специалиста»

№ п/п Критерий Балл Значение Интерпретация

1 Соблюдены требования к оформлению печатного материала 0 Нарушены требования к оформлению печатного материала

1 Все требования к оформлению печатного материала соблюдены

2 Текст статьи написан научным языком 0 Текст статьи написан бытовым языком

1 Текст статьи написан научным языком

3 Соблюдена структура статьи 0 Нарушена структура статьи

1 Требования к структуре статьи соблюдены полностью

4 Научный аппарат статьи/проекта составлен верно 0 Отсутствует один из элементов структуры научного аппарата: тема, цель, объект или предмет

1 Присутствуют все элементы научного аппарата, но между ними нет взаимосвязи или определены неверно по содержанию работы

2 Все элементы научного аппарата имеют взаимосвязь между собой и определены верно в соответствии с содержанием работы

5 Математическая обработка БД верна и используется в работе 0 Математическая обработка БД не произведена или произведена неверно

1 Математическая обработка БД произведена верно, полученные данные используются в работе, но не имеют прочной связи с содержанием работы

2 Математическая обработка БД произведена верно, полученные данные имеют прочную взаимосвязь с содержанием работы

Окончание

№ п/п Критерий Балл Значение Интерпретация

0 В статье полностью отсутствует визуализация данных либо она является неуместной

6 В статье используется визуализация данных 1 В статье визуализируются данные с помощью таблиц и диаграмм, но в них могут содержаться ошибки

2 Материал в статье визуализирован с помощью таблиц и диаграмм без допущения ошибок

0 Экзаменуемый отвечает неверно или не отвечает на вопросы экзаменаторов

7 Экзаменуемый верно отвечает на 1 Экзаменуемый отвечает на все вопросы экзаменаторов, но допускает ошибки в ответах

вопросы экзаменаторов 2 Экзаменуемый верно ответил на все вопросы экзаменаторов. В случае если у экзаменаторов не возникло вопросов к экзаменуемому по результатам сданной работы, выставляется максимальный балл

Итог по результатам оценивания: -

Для понимания табличной схемы оценивания выполнения задания демонстрационного экзамена необходимо раскрыть следующие пункты (столбцы):

- «Критерий»: дает общее представление о действии, за которое выпускник набирает балл;

- «Балл»: содержит оценку, выставленную экспертом на основании оценивания действия, выполняемого экзаменуемым в соответствии со столбцами «Значение» и «Интерпретация»;

- «Значение»: содержит количество баллов, которое соответствует определенным действиям, описанным в столбце «Интерпретация»;

- «Интерпретация»: содержит подробное описание действий, необходимых для получения баллов за каждый критерий.

Схемы оценивания для других модулей демонстрационного экзамена построены по такому же принципу и имеют схожую структуру.

Выводы. Анализ теоретических материалов, содержащих элементы разрабатываемого демонстрационного экзамена, позволил сформировать модель его содержания, учитывающую различные аспекты деятельности специалиста в области физической культуры. Следует отметить, что в ходе оценивания качества подготовленности специалистов по разработанным материалам учитывается запрос работодателя на оценку сформированно-сти определенных блоков компетенций у потенциального работника.

Проектирование позволило создать модель демонстрационного экзамена, имеющего в своей структуре три модуля со связанными схемами оценивания, основанными на критериальном подходе с обозначенными дескрипторами.

В целом можно сказать, что в ходе работы была сформирована полноценная модель демонстрационного экзамена для направления подго -товки 49.03.01 Физическая культура, позволяющая оценить сформирован -ность ведущих компетенций будущего специалиста в условиях, приближенных к реальным трудовым условиям. Результаты данной работы могут стать основой для замены традиционной формы ГИА на форму демонстрационного экзамена как более объективную и отвечающую тенденциям раз -вития сферы физической культуры.

Список литературы

1. Александрова Н.М. Структура профессиональной деятельности педагога и основания ее оценивания // Человек и образование. 2012. № 3(32). С. 41-45.

2. Иваницкая М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 2(13). С. 29.

3. Каражигитова Т.А., Айтпукешев А.Т. Критериальное оценивание в системно-деятельностном подходе в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 45. С. 64-69.

4. Касаткин В.О. Практика проведения демонстрационного экза-мена // Решетневские чтения: сб. материалов XXII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск: Изд-во СибГУ им. М.Ф. Решет-нева, 2018. Ч. 2. С. 563-564.

5. Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 2. № 10. С. 2328.

6. Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3. С. 6.

7. Применение инструментов критериального оценивания / Э.К. Майкибаева [и др.] // Вестник науки и образования. 2018. № 15-2(51). С. 52-56.

8. Стариченко Б.Е., Сардак Л.В. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 123-132.

9. Токенова Г.С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2021. № 1(4). С. 16-23.

References

1. Aleksandrova N.M. Struktura professional'noj deyatel'nosti pedagoga i osnovaniya ee ocenivaniya [The structure of a teacher's professional activity and the basis for its assessment] // Chelovek i obrazovanie [Person and Education]. 2012. No. 3(32). P. 41 -45.

2. Ivanickaya M.V. Demonstracionnyj ekzamen. Plyusy i minusy [Demonstration exam. Pros and cons] // Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodological journal of Omsk State Agrarian University]. 2018. No. 2(13). P. 29.

3. Karazhigitova T.A., Ajtpukeshev A.T. Kriterial'noe ocenivanie v sistemno-deyatel'nostnom podhode v obrazovanii [Criteria-based assessment in the system-activity approach in education] // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo prime-neniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application]. 2015. No. 45. P. 64-69.

4. Kasatkin V.O. Praktika provedeniya demonstracionnogo ekzamena [Practice of conducting a demonstration exam] // Reshetnev Readings: collection. materials of the XXII Int. scientific-practical conf., dedicated in memory of the general designer of rocket and space systems academician M.F. Reshetneva. Krasnoyarsk: Publishing House of Siberian State University name after. M.F. Reshetneva, 2018. Part 2. P. 563-564.

5. Nesyna S.V. Demonstracionnyj ekzamen v podgotovke budushchih pedagogov [Demonstration exam in the preparation of future teachers] // Obrazovatel'nyj vestnik «Soznanie» [Educational bulletin "Consciousness" ]. 2019. T. 2. No. 10. P. 23-28.

6. Perevoshchikova E.N. Kriterial'nyj podhod k ocenivaniyu kak klyuchevoj kompo-nent sistemy nezavisimoj ocenki obrazovatel'nyh rezul'tatov budushchih pedagogov [Criteria-based approach to assessment as a key component of the system of independent assessment of educational results of future teachers] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2021. T. 9. No. 3. P. 6.

7. Primenenie instrumentov kriterial'nogo ocenivaniya [Application of criteria-based assessment tools] / E.K. Majkibaeva [et al.] // Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. 2018. No. 15-2(51). P. 52-56.

8. Starichenko B.E., Sardak L.V. Osobennosti provedeniya demonstracionnogo ekzamena v vuze [Features of conducting a demonstration exam at a university] // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2023. No. 2. P. 123132.

9. Tokenova G.S. Demonstracionnyj ekzamen kak innovacionnaya forma kontrolya uspevaemosti studentov [Demonstration exam as an innovative form of monitoring student performance] // Innovacionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issle-dovatel'skaya traektoriya (INSAJT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)]. 2021. No. 1(4). P. 16-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.