Научная статья на тему 'Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению'

Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / девиантное поведение / подростки / склонные к девиантному поведению / ценности и цели личности / формирование жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением / meaning in life orientations / deviant behavior / adolescents prone to deviant behavior / personal values and goals / formation of life orientations in adolescents with deviant behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Сергеевна Сиворонова, Анастасия Сергеевна Гусева, Анастасия Николаевна Царева

В статье представлены результаты реализации Программы по формированию смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению. Описаны взгляды зарубежных и отечественных ученых на категорию «смыложизненные ориентации» и факторы, затрудняющие социализацию и самоопределение подростков. Определены особенности работы по формированию жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мария Сергеевна Сиворонова, Анастасия Сергеевна Гусева, Анастасия Николаевна Царева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of life-meaning orientations in adolescents prone to deviant behavior

The article presents the results of the implementation of the Program for the formation of life-meaning orientations in minors prone to deviant behavior. The views of foreign and domestic scientists on the category of «meaningful life orientations» and factors that complicate the socialization and self-determination of adolescents are described. The features of work on the formation of life orientations in adolescents with deviant behavior are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению»

Научная статья ■УДК 376.5

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253 EDN: https://elibrary.ru/psnqap NIION: 2015-0066-6/23-888 MOSURED: 77/27-011-2023-06-087

Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению

Мария Сергеевна Сиворонова1, Анастасия Сергеевна Гусева2, Анастасия Николаевна Царева3

12>3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты реализации Программы по формированию смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению. Описаны взгляды зарубежных и отечественных ученых на категорию «смыложизненные ориентации» и факторы, затрудняющие социализацию и самоопределение подростков. Определены особенности работы по формированию жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, девиантное поведение, подростки, склонные к девиантному поведению, ценности и цели личности, формирование жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведе-

Для цитирования: Сиворонова М. С., Гусева А. С., Царева А. Н. Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 248-253. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253. EDN: PSNQAP.

Original article

Formation of life-meaning orientations in adolescents prone to deviant behavior

Maria S. Sivoronova1, Anastasia S. Guseva2, Anastasia N. Tsareva3

12 3 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The article presents the results of the implementation of the Program for the formation of life-meaning orientations in minors prone to deviant behavior. The views of foreign and domestic scientists on the category of «meaningful life orientations» and factors that complicate the socialization and self-determination of adolescents are described. The features of work on the formation of life orientations in adolescents with deviant behavior are determined.

Keywords: meaning in life orientations, deviant behavior, adolescents prone to deviant behavior, personal values and goals, formation of life orientations in adolescents with deviant behavior

For citation: Sivoronova M. S., Guseva A. S., Tsareva A. N. Formation of life-meaning orientations in adolescents prone to deviant behavior. Bulletin of economic security. 2023;(6):248-53. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253. EDN: PSNQAP.

Введение. Современное постиндустриальное общество характеризуется, в том числе, и научными изысканиями в области смысложизненных ориентаций. В частности, особо актуально данное направление используется на подрастающем поколении - несовершен-

нолетних. Безопасность, здоровьесбережение подрастающего поколения a priori считается ведущей проблемой не только в области государственной политики и образования, но и социума в целом. Однако в современном социокультурном мире отношение к такой проблеме носит

© Сиворонова М. С., Гусева А. С., Царева A. H., 2023

PEDAGOGICAL SCIENCE

противоречивый характер: государственная политика предусматривает полноценную работу с подрастающим поколением, а образовательная политика ее нивелирует.

Подрастающее поколение, являясь наиболее незащищенной социальной группой, подвержено негативному влиянию со стороны общества, поскольку в этот период происходит становление личностных позиций и смысложизненноориентационных целей, формирование нравственных установок и осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, определяется дальнейший профессиональный вектор и жизненные перспективы. Б. С. Волков считает, что взросление из «ребенка в подростка» сопровождается стремлением понять себя, разобраться в себе. Именно в подростковом возрасте формируется круг интересов, приобретающий устойчивость. Этот круг и является психологической базой жизненных ориентаций подростка.

Парадоксально, что современное социокультурное общество предъявляет все более высокие требования к несовершеннолетним (подрастающему поколению), но современности технократизма и техницизма, которые заполоняют все сферы жизнедеятельности, не позволяют несовершеннолетним заняться поиском и осознанием собственного предназначения. Выявление смыс-ложизненных ориентаций подростков с девиантным поведением, их всесторонний анализ и синтез позволят перестроить практическую деятельность, в том числе и образовательную, в процессе их обучения, развития и воспитания с точки зрения гуманистической составляющей, аксиологических ценностей, патриотичности, снижения эгоцентризма в повседневном социальном поведении, проявления заботы к окружающей среде и культурным ценностям, снижения уровня агрессивности. Изучение данных направлений деятельности и составило проблему настоящего научного исследования.

Категория смысложизненных ориентаций, а также перспектив развития личности является центральной проблемой различных наук: философии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии и многих других. Обобщая научные взгляды А. А. Бодалева, Г. А. Вайзера, В. А. Кольцовой, В. Франкла, И. В. Ульяновой, В. И. Чудновского и др., мы приходим к выводу, что «смысложизненные ориентации» - это набор предикат определенной личности, ее ценностей, цели и жизненные пути, которые она задала в рамках своего функционирования в настоящем социокультурном обществе и выражает в ряде жизненных смыслов, характеризующих ее с точки зрения единства интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Это само существование личности, в процессе которого она направлена на поиск не только своего «местонахождения» и жизненных целей, но и на формирование внутренней позиции по отношению к себе и окружающим людям.

Динамичную систему смысложизненных ориентаций личности составляют две подструктуры: малые смыслы и большой (главный) смысл жизни (ядро, которое реализуется в конкретных жизненных ситуаци-

ях) [9]. Формирование смысложизненных ориентаций происходит на основе осознания духовно-нравственных ценностей с опорой на сложный, противоречивый, но богатый внутренний мир, что «...выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности в духе соблюдения норм, принятых в обществе, недопущение формирования отклоняющегося поведения» [3].

Обращаясь к понятию жизненных ориентаций, мы столкнулись с тем, что не существует единого мнения по поводу того, что же такое «жизненные ориентации». Поэтому для понимания смысла данного понятия, мы обратились к толковым словарям.

«Смысл», согласно словарям С. И. Ожегова, В. И. Даля и Большого психологического словаря, - это содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь, некая цель, выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности, «жизнь» представляет собой существование отдельной личности, а «ориентация» - определение своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве [1; 5; 6]. Таким образом, в своей работе мы будем придерживаться следующего понятия «Жизненные ориентации»: это такое существование личности, в процессе которого она направлена на поиск своего местонахождения и жизненных целей.

Безусловно, к вопросу жизненных ориентаций обращались с глубокой древности. Во всех мыслях античных философов (Платон, Аристотель) прослеживается общая мысль - категория смысла жизни раскрывается через понятия счастья, добродетели, стремлении к чистоте души [7]. Средневековые мыслители (Ф. Аквин-ский, А. Блаженный) раскрывают понятие смысла жизни через познание Бога, его созерцание. Представители немецкой классической философии (И. Кант, К. Маркс) видят смысл жизни в любви к ближнему, познании и возможности действовать в соответствии с этим знанием. Во взглядах австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда просматривается гедонистическая точка зрения. Он видит смысл жизни в наслаждении и удовольствии. Представители гуманистического направления А. Мас-лоу и К. Роджерс считают, что смысл жизни кроется в потребности человека к самосовершенствованию и самоактуализации, а также в процессе реализации на протяжении всей жизни потенциала, помогающего стать полноценной личностью. В. Франкл полагает, что смысл жизни у каждого уникален, и он - двигатель развития личности, а его отсутствие является одной из причин многих заболеваний, в том числе психических. Основатель логотерапии рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную тенденцию. Советский психолог Л. С. Выготский в своей культурно-исторической теории отмечал, что в подростковом возрасте происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком». Именно в этом возрасте создаются, как

пишет советский ученый-психолог и педагог В. Э. Чуд-новский, смысложизненные ориентации, которые являются проявлением высокого уровня сформированности направленности личности. Он определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [10]. По мнению отечественного психолога Д. А. Леонтьева, жизненные ориентации человека есть ни что иное как особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей ме^ду ними, обеспечивающая смысловую регуляцию жизнедеятельности человека.

Таким образом, анализ взглядов зарубежных и отечественных ученых на категорию «смыложизненные ориентации» позволяет констатировать, что они представляют собой уникальный набор ценностей и целей личности, которые она считает основополагающими для своего существования, что создает трудности не только в их изучении, но и определении целей их функционирования и развития личности.

Как мы уже выяснили, жизненные ориентации -непостоянны. Они могут сохраняться или же видоизменяться, отражая реальные изменения в социуме и в самом человеке. Поэтому каждому качественно новому этапу жизненного пути соответствует разнообразные ориентации.

В процессе становления любого человека, в том числе подростка, возникают, так называемые, критические моменты, связанные с изменениями жизненных ориентаций. При их преодолении формируется осознанное отношение к ситуации, происходит планирование жизни, имеющее целью выбор адекватных смыслов жизни и жизненных целей, способов и ресурсов, необходимых для их реализации, соотношение жизненного плана с индивидуальными способностями и возможностями.

Для подростков, склонных к девиантному поведению, этот период особенно значим, поскольку они, находясь в постоянном поиске, часто меняют сферы деятельности и круг общения, который оказывает большое влияние на самоопределение подростка [2]. Ведь очень часто такие подростки не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, а ведь оказанная вовремя помощь может помочь преодолеть трудности, изменить мировоззрение, жизненные и ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью [4].

Анализ научных источников позволяет установить факторы, затрудняющие социализацию, самоопределение подростков: 1) ограничение свободы личного выбора; 2) недостаточное включение в разнообразные виды общественной деятельности; 3) дефицит общения и взаимодействия с членами референтной группы (просоциальной направленности); 4) отсутствие знаний о методах и способах саморегуляции и самоконтроля;

5) скудный набор образцов для подражания; 6) особый подход по отношению к «своим» и чужим.

В связи с этим, работа по формированию смысло-жизненных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению, должна быть: комплексной; учитывать индивидуально-психологические особенности личности; направлена на развитие самостоятельности и умения брать ответственность за себя и свои поступки, развитие социальной компетентности и активности; формирование представления о своем жизненном предназначении; включать разнообразные виды социально одобряемой деятельности.

Материалы и методы. В рамках исследования смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних нами проведен первичный срез. Базой для проведения настоящего исследования выступило «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа Свиблово»». Выборку исследования составили 40 обучающихся в возрасте от 13-15 лет. Из них 8 подростков состоят на учете в отделении по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по району Свиблово г. Москвы и 12 подростков состоят на внутришкольном учете (далее - ВШК) (конкретизировать личности состоящих на учете в ПДН и на ВШК не было нашей целью и задачами исследования - поэтому мы лишь констатируем данный факт). Для исследования смысложизненных ориентаций нами были использованы следующие методики: 1) «Тест смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева» (методика СЖО) [8]; 2) опросник склонности к агрессии Басса-Перри (ВРАО-24).

Результаты и обсуждение результатов. Результаты, полученные при проведении методик, отражены на рис. 1и2.

Анализируя полученные данные, мы приходим к выводу, что показатели по субшкалам имеют низкий уровень. Это свидетельствует о том, у группы респондентов отсутствуют или не сформированы цели в жизни, что, в свою очередь, влияет на осмысленность жизни, направленность деятельности и временную перспективу. Респонденты живут сегодняшним днем. Обращаясь к показателям субшкалы «Процесс жизни» и «Результативность жизни», мы видим неудовлетворенность настоящим и частью прожитой жизнью. Для респондентов характерен экстернальный локус контроля: им присуще неверие в свои силы в контроле событий собственной жизни, они фаталисты - считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна. Также респонденты обладают высокими показателями агрессивности, гнева и враждебности, свидетельствующими об отсутствии у них умения контролировать собственные эмоции в критических ситуациях.

На основе полученных данных нами была разработана Программа «Мои смысложизненные ориентации» (Формирование смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних склонных к девиантному поведению),

PEDAGOGICAL SCIENCE

60

50

40

30

20

10

51,8

Цели в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни Локус контроля Л.К. жизни Общ. Пок-ль ОЖ

Рис. 1. Средние показателиметодики СЖО до внедрения Программы

34,45

33,45

35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 2. Средние показатели опросника склонности к агрессииБасса-Перри до внедрения Программы

Физ. Агр-я

Гнев

Вр-ть

в которой содержатся универсальные формы и методы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, в целях формирования у них смысложиз-ненных ориентаций.

При создании и реализации программы смысло-жизненных ориентаций следует учитывать не только возрастной ценз и уровень проведения мероприятий, но и особенности, склонности и предпочтения современного подрастающего поколения. В. Э. Чудновский писал о том, что в образовательном процессе крайне необходимо уделять значительное количество времени смысложизненным ориентациям подростков, так как именно в стенах (в быту) образовательной организации мы растим будущее нашей страны, и от того каким они видят свой смысл жизни зависит и наше будущее. Отметим, что разработанная нами программа опирается на смысложизненноориентационный подход (Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, В. Франкл, И. В. Ульянова, В. Э. Чудновский и др.) и концепцию гуманистического развития подрастающего поколения (М. А. Ерофеева, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Е. А. Леванова, А. С. Макарен-

ко, Л. И. Новикова В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий идр.).

Результаты реализации Программы отражены на рис. Зи4.

Обращаясь к данным, полученным после реализации нашей Программы, мы видим, что для респондентов характерен высокий уровень осмысленности жизни, респонденты - целеустремленные люди. Они воспринимают свою жизнь, как интересную, эмоциональную, наполненную смыслом. Респонденты считают, что их жизнь продуктивна, включая и уже пройденный отрезок жизни, который придает значимость будущему. Помимо этого, подростки демонстрируют свободу выбора, реализуют действия в соответствии со своими идеями, ценностями и смыслами, т. е. позиционируют себя как сильную личность. Испытуемые убеждены, что им дано контролировать жизнь, свободно принимать значимые решения, воплощая их в жизнь. Уровень агрессии, враждебности и гнев снижен.

Заключение. В заключение хочется отметить, что понятие «жизненные ориентации» достаточно расплывчато. Жизненные ориентации можно рассматривать

0

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

120 100 80 60 40 20 0

125,15

Цели в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни Локус контроля Л.К. жизни Общ. Пок-ль ОЖ

Рис. 3. Средние показатели методики СЖО после реализации Программы

Рис. 4. Средние показатели опросника склонности к агрессииБасса-Перри после реализации Программы

как сложное психическое новообразование, включающее в себя ряд жизненных смыслов. Они представляют собой иерархическую систему. Причем эта система подвижна, динамична. Начальным и определяющим в процессе формирования жизненных ориентаций и, в то же время, наиболее уязвимым является подростковый возраст. Поэтому особое внимание необходимо уделять вопросам построения у подростков адекватного жизненного смысла, а это предполагает помощь со стороны значимого окружения, в противном случае в совокупности с воздействием негативных факторов формируется иной взгляд на окружающий мир, цели, смысл жизнь и, как следствие, возникает отклоняющееся поведение. В связи с этим работа по формированию жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением должна: 1) носить комплексный характер; 2) строиться с учетом индивидуально-психологических особенностей самих подростков; 3) быть ориентирована на формирование психологической готовности к самостоятельному принятию решений в жизни и принятие на себя ответственности за свое будущее; 4) быть направ-

лена на развитие у данной категории лиц социальной компетентности и активности.

Список источников

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., ACT, 2014.

2. Дети и насилие. Материал Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : 2-8 октября 1994.

3. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

4. Лукина А. К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации // методическое пособие. Красноярск, 2004.

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) Большой психологический словарь, СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, М. : Мир и Образование, Оникс, 2011.

PEDAGOGICAL SCIENCE

7. Платон. Собрание сочинений в4т. Т.2// Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. Перевод С. П. Маркиша, заново сверен А. А. Столяровым.

8. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М. : Бахрах-М, 2011.

9. Сахарова Т. Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

10. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский. М., МОДЭК, 2005.

References

1. Dal V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 volumes, AST, 2014.

2. Children and violence. Material of the All-Russian Scientific and Practical Conference. SPb. : October 2-8, 1994.

3. Ermolaeva M. V. Developmental psychology: a methodological manual for students of correspondence and distance learning. Moscow: Moscow Psychological

and Social Institute; Voronezh : Publishing house NPO «MODEK», 2003.

4. Lukina A. K. Career guidance work with teenagers who find themselves in a difficult life situation // methodological manual. Krasnoyarsk, 2004.

5. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (ed.) Big psychological dictionary, SPb. : Prime-Eurosign, 2003.

6. Ozhegov S. I. Explanatory Dictionary of the RussianLanguage, M. : MirandEducation, Onyx, 2011.

7. Plato. Collected works in 4 volumes. T. 2 // Philosophical Heritage, vol. 116. RAS, Institute of Philosophy. M. : Mysl, 1993. Translation by S. P. Markish, re-verified by A. A. Stolyarov.

8. Raigorodsky D. Ya. Practical psychodiagnostics. M. : Bakhrakh-M, 2011.

9. Sakharova T. N. Peculiarities of life-meaning orientations in adolescence and youth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chudnovsky V E. Formation of personality and the problem of the meaning of life / V. E. Chudnovsky. M., MODEK, 2005.

Информация об авторах

M. С. Сиворонова - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук; А. С. Гусева - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя; А. Н. Царева - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors M. S. Sivoronova - Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences;

A. S. Guseva - Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'; A. N. Tsareva - Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.