Научная статья ■УДК 376.5
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253 EDN: https://elibrary.ru/psnqap NIION: 2015-0066-6/23-888 MOSURED: 77/27-011-2023-06-087
Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению
Мария Сергеевна Сиворонова1, Анастасия Сергеевна Гусева2, Анастасия Николаевна Царева3
12>3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты реализации Программы по формированию смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению. Описаны взгляды зарубежных и отечественных ученых на категорию «смыложизненные ориентации» и факторы, затрудняющие социализацию и самоопределение подростков. Определены особенности работы по формированию жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, девиантное поведение, подростки, склонные к девиантному поведению, ценности и цели личности, формирование жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведе-
Для цитирования: Сиворонова М. С., Гусева А. С., Царева А. Н. Формирование смысложизненных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 248-253. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253. EDN: PSNQAP.
Original article
Formation of life-meaning orientations in adolescents prone to deviant behavior
Maria S. Sivoronova1, Anastasia S. Guseva2, Anastasia N. Tsareva3
12 3 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The article presents the results of the implementation of the Program for the formation of life-meaning orientations in minors prone to deviant behavior. The views of foreign and domestic scientists on the category of «meaningful life orientations» and factors that complicate the socialization and self-determination of adolescents are described. The features of work on the formation of life orientations in adolescents with deviant behavior are determined.
Keywords: meaning in life orientations, deviant behavior, adolescents prone to deviant behavior, personal values and goals, formation of life orientations in adolescents with deviant behavior
For citation: Sivoronova M. S., Guseva A. S., Tsareva A. N. Formation of life-meaning orientations in adolescents prone to deviant behavior. Bulletin of economic security. 2023;(6):248-53. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253. EDN: PSNQAP.
Введение. Современное постиндустриальное общество характеризуется, в том числе, и научными изысканиями в области смысложизненных ориентаций. В частности, особо актуально данное направление используется на подрастающем поколении - несовершен-
нолетних. Безопасность, здоровьесбережение подрастающего поколения a priori считается ведущей проблемой не только в области государственной политики и образования, но и социума в целом. Однако в современном социокультурном мире отношение к такой проблеме носит
© Сиворонова М. С., Гусева А. С., Царева A. H., 2023
PEDAGOGICAL SCIENCE
противоречивый характер: государственная политика предусматривает полноценную работу с подрастающим поколением, а образовательная политика ее нивелирует.
Подрастающее поколение, являясь наиболее незащищенной социальной группой, подвержено негативному влиянию со стороны общества, поскольку в этот период происходит становление личностных позиций и смысложизненноориентационных целей, формирование нравственных установок и осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, определяется дальнейший профессиональный вектор и жизненные перспективы. Б. С. Волков считает, что взросление из «ребенка в подростка» сопровождается стремлением понять себя, разобраться в себе. Именно в подростковом возрасте формируется круг интересов, приобретающий устойчивость. Этот круг и является психологической базой жизненных ориентаций подростка.
Парадоксально, что современное социокультурное общество предъявляет все более высокие требования к несовершеннолетним (подрастающему поколению), но современности технократизма и техницизма, которые заполоняют все сферы жизнедеятельности, не позволяют несовершеннолетним заняться поиском и осознанием собственного предназначения. Выявление смыс-ложизненных ориентаций подростков с девиантным поведением, их всесторонний анализ и синтез позволят перестроить практическую деятельность, в том числе и образовательную, в процессе их обучения, развития и воспитания с точки зрения гуманистической составляющей, аксиологических ценностей, патриотичности, снижения эгоцентризма в повседневном социальном поведении, проявления заботы к окружающей среде и культурным ценностям, снижения уровня агрессивности. Изучение данных направлений деятельности и составило проблему настоящего научного исследования.
Категория смысложизненных ориентаций, а также перспектив развития личности является центральной проблемой различных наук: философии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии и многих других. Обобщая научные взгляды А. А. Бодалева, Г. А. Вайзера, В. А. Кольцовой, В. Франкла, И. В. Ульяновой, В. И. Чудновского и др., мы приходим к выводу, что «смысложизненные ориентации» - это набор предикат определенной личности, ее ценностей, цели и жизненные пути, которые она задала в рамках своего функционирования в настоящем социокультурном обществе и выражает в ряде жизненных смыслов, характеризующих ее с точки зрения единства интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Это само существование личности, в процессе которого она направлена на поиск не только своего «местонахождения» и жизненных целей, но и на формирование внутренней позиции по отношению к себе и окружающим людям.
Динамичную систему смысложизненных ориентаций личности составляют две подструктуры: малые смыслы и большой (главный) смысл жизни (ядро, которое реализуется в конкретных жизненных ситуаци-
ях) [9]. Формирование смысложизненных ориентаций происходит на основе осознания духовно-нравственных ценностей с опорой на сложный, противоречивый, но богатый внутренний мир, что «...выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности в духе соблюдения норм, принятых в обществе, недопущение формирования отклоняющегося поведения» [3].
Обращаясь к понятию жизненных ориентаций, мы столкнулись с тем, что не существует единого мнения по поводу того, что же такое «жизненные ориентации». Поэтому для понимания смысла данного понятия, мы обратились к толковым словарям.
«Смысл», согласно словарям С. И. Ожегова, В. И. Даля и Большого психологического словаря, - это содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь, некая цель, выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности, «жизнь» представляет собой существование отдельной личности, а «ориентация» - определение своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве [1; 5; 6]. Таким образом, в своей работе мы будем придерживаться следующего понятия «Жизненные ориентации»: это такое существование личности, в процессе которого она направлена на поиск своего местонахождения и жизненных целей.
Безусловно, к вопросу жизненных ориентаций обращались с глубокой древности. Во всех мыслях античных философов (Платон, Аристотель) прослеживается общая мысль - категория смысла жизни раскрывается через понятия счастья, добродетели, стремлении к чистоте души [7]. Средневековые мыслители (Ф. Аквин-ский, А. Блаженный) раскрывают понятие смысла жизни через познание Бога, его созерцание. Представители немецкой классической философии (И. Кант, К. Маркс) видят смысл жизни в любви к ближнему, познании и возможности действовать в соответствии с этим знанием. Во взглядах австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда просматривается гедонистическая точка зрения. Он видит смысл жизни в наслаждении и удовольствии. Представители гуманистического направления А. Мас-лоу и К. Роджерс считают, что смысл жизни кроется в потребности человека к самосовершенствованию и самоактуализации, а также в процессе реализации на протяжении всей жизни потенциала, помогающего стать полноценной личностью. В. Франкл полагает, что смысл жизни у каждого уникален, и он - двигатель развития личности, а его отсутствие является одной из причин многих заболеваний, в том числе психических. Основатель логотерапии рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную тенденцию. Советский психолог Л. С. Выготский в своей культурно-исторической теории отмечал, что в подростковом возрасте происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком». Именно в этом возрасте создаются, как
пишет советский ученый-психолог и педагог В. Э. Чуд-новский, смысложизненные ориентации, которые являются проявлением высокого уровня сформированности направленности личности. Он определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [10]. По мнению отечественного психолога Д. А. Леонтьева, жизненные ориентации человека есть ни что иное как особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей ме^ду ними, обеспечивающая смысловую регуляцию жизнедеятельности человека.
Таким образом, анализ взглядов зарубежных и отечественных ученых на категорию «смыложизненные ориентации» позволяет констатировать, что они представляют собой уникальный набор ценностей и целей личности, которые она считает основополагающими для своего существования, что создает трудности не только в их изучении, но и определении целей их функционирования и развития личности.
Как мы уже выяснили, жизненные ориентации -непостоянны. Они могут сохраняться или же видоизменяться, отражая реальные изменения в социуме и в самом человеке. Поэтому каждому качественно новому этапу жизненного пути соответствует разнообразные ориентации.
В процессе становления любого человека, в том числе подростка, возникают, так называемые, критические моменты, связанные с изменениями жизненных ориентаций. При их преодолении формируется осознанное отношение к ситуации, происходит планирование жизни, имеющее целью выбор адекватных смыслов жизни и жизненных целей, способов и ресурсов, необходимых для их реализации, соотношение жизненного плана с индивидуальными способностями и возможностями.
Для подростков, склонных к девиантному поведению, этот период особенно значим, поскольку они, находясь в постоянном поиске, часто меняют сферы деятельности и круг общения, который оказывает большое влияние на самоопределение подростка [2]. Ведь очень часто такие подростки не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, а ведь оказанная вовремя помощь может помочь преодолеть трудности, изменить мировоззрение, жизненные и ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью [4].
Анализ научных источников позволяет установить факторы, затрудняющие социализацию, самоопределение подростков: 1) ограничение свободы личного выбора; 2) недостаточное включение в разнообразные виды общественной деятельности; 3) дефицит общения и взаимодействия с членами референтной группы (просоциальной направленности); 4) отсутствие знаний о методах и способах саморегуляции и самоконтроля;
5) скудный набор образцов для подражания; 6) особый подход по отношению к «своим» и чужим.
В связи с этим, работа по формированию смысло-жизненных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению, должна быть: комплексной; учитывать индивидуально-психологические особенности личности; направлена на развитие самостоятельности и умения брать ответственность за себя и свои поступки, развитие социальной компетентности и активности; формирование представления о своем жизненном предназначении; включать разнообразные виды социально одобряемой деятельности.
Материалы и методы. В рамках исследования смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних нами проведен первичный срез. Базой для проведения настоящего исследования выступило «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа Свиблово»». Выборку исследования составили 40 обучающихся в возрасте от 13-15 лет. Из них 8 подростков состоят на учете в отделении по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по району Свиблово г. Москвы и 12 подростков состоят на внутришкольном учете (далее - ВШК) (конкретизировать личности состоящих на учете в ПДН и на ВШК не было нашей целью и задачами исследования - поэтому мы лишь констатируем данный факт). Для исследования смысложизненных ориентаций нами были использованы следующие методики: 1) «Тест смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева» (методика СЖО) [8]; 2) опросник склонности к агрессии Басса-Перри (ВРАО-24).
Результаты и обсуждение результатов. Результаты, полученные при проведении методик, отражены на рис. 1и2.
Анализируя полученные данные, мы приходим к выводу, что показатели по субшкалам имеют низкий уровень. Это свидетельствует о том, у группы респондентов отсутствуют или не сформированы цели в жизни, что, в свою очередь, влияет на осмысленность жизни, направленность деятельности и временную перспективу. Респонденты живут сегодняшним днем. Обращаясь к показателям субшкалы «Процесс жизни» и «Результативность жизни», мы видим неудовлетворенность настоящим и частью прожитой жизнью. Для респондентов характерен экстернальный локус контроля: им присуще неверие в свои силы в контроле событий собственной жизни, они фаталисты - считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна. Также респонденты обладают высокими показателями агрессивности, гнева и враждебности, свидетельствующими об отсутствии у них умения контролировать собственные эмоции в критических ситуациях.
На основе полученных данных нами была разработана Программа «Мои смысложизненные ориентации» (Формирование смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних склонных к девиантному поведению),
PEDAGOGICAL SCIENCE
60
50
40
30
20
10
51,8
Цели в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни Локус контроля Л.К. жизни Общ. Пок-ль ОЖ
Рис. 1. Средние показателиметодики СЖО до внедрения Программы
34,45
33,45
35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 2. Средние показатели опросника склонности к агрессииБасса-Перри до внедрения Программы
Физ. Агр-я
Гнев
Вр-ть
в которой содержатся универсальные формы и методы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, в целях формирования у них смысложиз-ненных ориентаций.
При создании и реализации программы смысло-жизненных ориентаций следует учитывать не только возрастной ценз и уровень проведения мероприятий, но и особенности, склонности и предпочтения современного подрастающего поколения. В. Э. Чудновский писал о том, что в образовательном процессе крайне необходимо уделять значительное количество времени смысложизненным ориентациям подростков, так как именно в стенах (в быту) образовательной организации мы растим будущее нашей страны, и от того каким они видят свой смысл жизни зависит и наше будущее. Отметим, что разработанная нами программа опирается на смысложизненноориентационный подход (Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, В. Франкл, И. В. Ульянова, В. Э. Чудновский и др.) и концепцию гуманистического развития подрастающего поколения (М. А. Ерофеева, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Е. А. Леванова, А. С. Макарен-
ко, Л. И. Новикова В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий идр.).
Результаты реализации Программы отражены на рис. Зи4.
Обращаясь к данным, полученным после реализации нашей Программы, мы видим, что для респондентов характерен высокий уровень осмысленности жизни, респонденты - целеустремленные люди. Они воспринимают свою жизнь, как интересную, эмоциональную, наполненную смыслом. Респонденты считают, что их жизнь продуктивна, включая и уже пройденный отрезок жизни, который придает значимость будущему. Помимо этого, подростки демонстрируют свободу выбора, реализуют действия в соответствии со своими идеями, ценностями и смыслами, т. е. позиционируют себя как сильную личность. Испытуемые убеждены, что им дано контролировать жизнь, свободно принимать значимые решения, воплощая их в жизнь. Уровень агрессии, враждебности и гнев снижен.
Заключение. В заключение хочется отметить, что понятие «жизненные ориентации» достаточно расплывчато. Жизненные ориентации можно рассматривать
0
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
120 100 80 60 40 20 0
125,15
Цели в жизни Процесс жизни Рез-ть жизни Локус контроля Л.К. жизни Общ. Пок-ль ОЖ
Рис. 3. Средние показатели методики СЖО после реализации Программы
Рис. 4. Средние показатели опросника склонности к агрессииБасса-Перри после реализации Программы
как сложное психическое новообразование, включающее в себя ряд жизненных смыслов. Они представляют собой иерархическую систему. Причем эта система подвижна, динамична. Начальным и определяющим в процессе формирования жизненных ориентаций и, в то же время, наиболее уязвимым является подростковый возраст. Поэтому особое внимание необходимо уделять вопросам построения у подростков адекватного жизненного смысла, а это предполагает помощь со стороны значимого окружения, в противном случае в совокупности с воздействием негативных факторов формируется иной взгляд на окружающий мир, цели, смысл жизнь и, как следствие, возникает отклоняющееся поведение. В связи с этим работа по формированию жизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением должна: 1) носить комплексный характер; 2) строиться с учетом индивидуально-психологических особенностей самих подростков; 3) быть ориентирована на формирование психологической готовности к самостоятельному принятию решений в жизни и принятие на себя ответственности за свое будущее; 4) быть направ-
лена на развитие у данной категории лиц социальной компетентности и активности.
Список источников
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., ACT, 2014.
2. Дети и насилие. Материал Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : 2-8 октября 1994.
3. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
4. Лукина А. К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации // методическое пособие. Красноярск, 2004.
5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) Большой психологический словарь, СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, М. : Мир и Образование, Оникс, 2011.
PEDAGOGICAL SCIENCE
7. Платон. Собрание сочинений в4т. Т.2// Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. Перевод С. П. Маркиша, заново сверен А. А. Столяровым.
8. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М. : Бахрах-М, 2011.
9. Сахарова Т. Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
10. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский. М., МОДЭК, 2005.
References
1. Dal V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 volumes, AST, 2014.
2. Children and violence. Material of the All-Russian Scientific and Practical Conference. SPb. : October 2-8, 1994.
3. Ermolaeva M. V. Developmental psychology: a methodological manual for students of correspondence and distance learning. Moscow: Moscow Psychological
and Social Institute; Voronezh : Publishing house NPO «MODEK», 2003.
4. Lukina A. K. Career guidance work with teenagers who find themselves in a difficult life situation // methodological manual. Krasnoyarsk, 2004.
5. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (ed.) Big psychological dictionary, SPb. : Prime-Eurosign, 2003.
6. Ozhegov S. I. Explanatory Dictionary of the RussianLanguage, M. : MirandEducation, Onyx, 2011.
7. Plato. Collected works in 4 volumes. T. 2 // Philosophical Heritage, vol. 116. RAS, Institute of Philosophy. M. : Mysl, 1993. Translation by S. P. Markish, re-verified by A. A. Stolyarov.
8. Raigorodsky D. Ya. Practical psychodiagnostics. M. : Bakhrakh-M, 2011.
9. Sakharova T. N. Peculiarities of life-meaning orientations in adolescence and youth.
10. Chudnovsky V E. Formation of personality and the problem of the meaning of life / V. E. Chudnovsky. M., MODEK, 2005.
Информация об авторах
M. С. Сиворонова - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук; А. С. Гусева - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя; А. Н. Царева - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors M. S. Sivoronova - Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences;
A. S. Guseva - Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'; A. N. Tsareva - Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.