УДК 376; ББК 74.489 NIION: 2018-0077-3/21-020
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-117-121 MOSURED: 77/27-024-2021-03-219
© Брылева Ю.А., Базулина А.А., Ананьин О.Ю., 2021
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: КОНСТАТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Юлия Александровна Брылева,
старший преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Анна Анатольевна Базулина,
доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Олег Юрьевич Ананьин,
начальник кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
Аннотация. Научные изыскания в области профилактики и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних приобретают новые пути решения проблемы. Одним из актуальных направлений, хотя и разработанных в середине XX века, остается направление «поиска смысла жизни». Указанное направление иерархично, что позволяет рассмотреть его с учетом разных ниш (не только внешнюю, но и внутреннюю). В статье (первый цикл) актуализируется позиция авторов в направлении смысложизненных ориентаций несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению. Первый цикл работы позволил не только теоретически проработать авторскую позицию, но и обосновать, закрепить понятие «смысложизненные ориентации несовершеннолетних».
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, несовершеннолетний, личность, категория, фактор, предикат, социализация, рефлексия, девиантное поведение.
MEANING-LIFE ORIENTATIONS OF MINORS WHO ARE PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR-A STATEMENT OF THE PROBLEM
Yuliya A. Bryleva,
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities of the Moscow University of the MIA of Russian named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogics
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 Anna A. Bazulina,
Docent of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities of the Moscow University of the MIA of Russian named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogics
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 Oleg Yu. Ananin,
Head of Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities of the Moscow University of the MIA of Russian named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogics, Docent
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997
Abstract. Scientific research in the field of prevention and prevention of deviant behavior of minors is gaining new ways to solve the problem. One of the most relevant directions, although developed in the middle of the XX century, is the direction of the «search for the meaning of life». This direction is hierarchical, which allows us to consider it taking into account different niches (not only external, but also internal). In the article (the first cycle), the authors ' position in the direction of the meaning-life orientations of minors who are prone to deviant behavior is updated. The first cycle of the work allowed not only to theoretically work out the author's position, but also to justify and consolidate the concept of «meaning-life orientations of minors».
Keywords: meaning-life orientations, minor, personality, category, factor, predicate, socialization, reflection, deviant behavior.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Брылева Ю.А., Базулина А.А., Ананьин О.Ю. Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению: констатация проблемы. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 117-121.
Постановка проблемы. Анализ научных и научно-методических источников позволил нам констатировать, что в настоящее время большое количество работ (разного характера: и теоретического, и практического) уделено изучению обозначенной нами проблеме, что ни в коей мере не умаляет ее значимости.
Терминология «смысложизненные ориентации» заключает в себе, как минимум три определения: «смысл», «жизнь» и «ориентация». Обращаясь к толковым словарям С.И. Ожегова и В.И. Даля выясняем, что: «смысл» представляет собой содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь, некую цель, выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности; «жизнь» - это существование отдельной личности; «ориентация» - определение своего местонахождения и направления движения.
Анализ последних исследований и публикаций. Обращаясь к понятию смысложизненных ориентаций, мы столкнулись с его изучением в более ранние века, например, в античной философии. Однако ранние изучения «смыслов жизни» носили лишь умозрительный характер.
Сократ говорил о том, что целью и смыслом жизни человека должна стать забота о нравственной чистоте души, а не стремление к богатству.
Платон, характеризуя смысл жизни, говорил о нравственности и добродетели, которые заключаются в благой помощи другим членам общества. Однако парадокс настоящей концепции заключается в том, что смысл жизни, по мнению Платона, можно достигнуть лишь освободившись от «оболочки тела человека».
По мнению Аристотеля, смысл жизни заключается в счастье, которое является повседневной жизнедеятельностью человека.
Категория смысла жизни в средние века (Ф. Аквинский, А.А. Блаженный, У. Оккам, М. Эк-харт и др.), представлялась философам через познание Бога - основное предназначение человека. Смысл жизни отождествлялся с любовь к Богу и с его созерцанием.
Представители немецкой классической философии (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг и др.) усматривали связь смысла жизни с любовью к людям, с восприятием ближнего идентичного собственному «Я» и связывали свободу с познанием необходимости и с возможностью действовать в соответствии с этим знанием.
Во взглядах австрийского психолога, психоаналитика, основателя психоанализа С.Ш. Фрейда смысл жизни просматривается в некотором гедонизме. Он считает, что смысл жизни заключается в наслаждении, удовольствии, избегании несчастий. И, прежде всего, к наслаждениям относится любовь. Также значима радость от творчества, профессиональной деятельности, при условии, что она выбрана человеком самостоятельно.
Представитель гуманистического направления психологической мысли А. Маслоу считает, что главной смысложизненной ориентацией человека является потребность в самоактуализации. Удовлетворение же базовых потребностей не дает понимания того, для чего человек создан, что вызывает беспокойство и неудовлетворенность.
Другой представитель гуманистической психологии К. Роджерс говорит, что смысл жизни есть процесс реализации на протяжении всей жизни потенциала, помогающего стать полноценно функционирующей личностью. Но при этом самоактуализация - не конечное состояние, невозможно стать настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. Значение имеет степень самоактуализации. Кто-то достиг большей самоактуализации, и такое их функционирование можно назвать более самостоятельным и полноценным.
Основатель логотерапии - В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную тенденцию: она есть двигатель развития личности. Отсутствие смысла жизни является одной из причин многих заболеваний, в том числе психических. Хотя, по В. Фран-клу, смысл жизни у каждого уникален, существуют и обобщенные типичные смыслы, смысловые универсалии.
Отечественные ученые в своих трудах также обращались к понятию смысла жизни, жизненных ориентаций личности, в том числе и подрастающего поколения. Как пишет В.Э. Чудновский, смысложизненные ориентации являются проявлением высокого уровня сформированности направленности личности. Смысл жизни по В.И. Чуднов-скому - это «идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле».
А.Н. Леонтьев, в процессе своей работы над смысложизненными ориентациями, в целом
над «смыслом жизни», в корне его десемантизи-ровал и утверждал, что смысл жизни заключается в рефлексивной деятельности субъекта в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, резюмируя взгляды зарубежных и отечественных ученых в отношении жизненных ориентаций человека мы можем утверждать, что смысложизненные ориентации формируются в процессе социализации личности, выражаются в целях, установках, идеалах личности, и являются одним из значимых компонентов структуры личности (им отведена определенная ниша между системой личностных смыслов и ценностей и мо-тивационной сферой). Особенность смысложиз-ненных ориентаций заключается в уникальности их понимания каждой отдельной личностью, а, следовательно, это создает психолого-педагогические барьеры их исследования и развития.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Проблема смысложизненных ориен-таций и перспектив личности обусловлена сложным методологическим значением этих категорий в междисциплинарном аспекте: в философии, в психологии, в педагогике, в юриспруденции, в социологии.
Формулирование целей статьи. Анализ научных источников (А.А. Бодалев, Г.А. Вай-зер, В.А. Кольцова, В. Франкл, И.В. Ульянова, В.И.Чудновский и др.) позволил нам обобщить и синтезировать понятие, которое нами и будет закреплено «смысложизненные ориентации» - это существование личности, в процессе которого она направлена на поиск не только своего «местонахождения» и жизненных целей, но и на формирование внутренней позиции по отношению к себе и окружающим людям, рефлексивной практической деятельности во взаимодействии с социумом.
Изложение основного материала. Смыс-ложизненные ориентации - это набор предикат определенной личности, ее ценностей, цели и жизненных путей, которые она задала в рамках своего функционирования в настоящем социокультурном обществе.
Смысложизненные ориентации выражаются наличием ряда жизненных смыслов. Они характеризуют личность с точки зрения единства ее интеллектуальных и эмоциональных компонентов.
Система смысложизненных ориентаций личности иерархична. Причем эта система динамична и подвижна. Она содержит две подструктуры: малые смыслы и большие (главные) смыслы жизни. Именно «большой» смысл жизни представляет собой то ядро, которое реализуется в конкретных жизненных ситуациях.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского позволяет констатировать, что подростковый возраст - это период овладения несовершеннолетним своего внутреннего мира, который и будет способствовать формированию предпосылок смысла жизни. Именно в отрочестве развивается потребность (интерес) к саморефлексии (потребности в самопознании, самоизучении, Я-концепции).
В силу того, что подросток стоит перед выбором, каким образом ему жить, какие идеалы взять за основу, важным является аспект «продуктивности» смысложизненной ориентации, то есть то, в какой мере выбранная ориентация будет способствовать позитивному развитию личности. В связи с этим В.Э. Чудновский выделяет два признака адекватности жизненных ориентаций: «реалистичность» и «конструктивность»1.
«Реалистичность» жизненной ориентации предполагает ее соответствие объективным условиям и индивидуальным возможностям человека. «Конструктивность» же описывает степень влияния (как позитивной, так и негативной) жизненной ориентации на процесс формирования и становления личности, успешность и эффективность ее деятельности.
Д.И. Фельдштейн утверждал, что отрочество для несовершеннолетнего - это новая ступень в социокультурной позиции. Именно в этот период развития у несовершеннолетних возникает потребность в самоактуализации и самоанализе (рефлексивном анализе себя как личности среди окружающего его социума).
Можно сказать, что основные жизненные ориентации развиваются феноменологически: в связи с окружающим миром. Происходит формирование сущностных характеристик, опирающихся на сложный и противоречивый внутренний мир, внутренние конфликты; высшие формы теоретического мышления, которые приводят к осознанию нравственных и духовно-нравственных ценностей; тип характера, способствующего осознанию направленности личности. Данное обстоятельство выдвигает на первый план разработку психолого-педагогических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности в духе соблюдения норм, принятых в обществе, недопущение формирования девиантного поведения2.
В. Франкл утверждал, что главной потребностью личности является поиск смысла жизни - смысложизненных ориентаций (В.И. Чуднов-ский), однако, различные обстоятельства-барьеры блокируют эту потребность, что приводит к экзистенциальному кризису. В свою очередь, именно экзистенциальный кризис (фрустрация интере-
сов), у подрастающего поколения, приводит к де-виантному поведению.
Вышеописанное позволяет сформулировать вывод, что планирование, определение «большой» цели смысла жизни (В.И. Чудновский) заключается в адекватном выборе своих жизненных целей и мотивов, чему способствует рефлексивный анализ и рефлексивное взаимодействие с окружающим социумом.
Для несовершеннолетних, склонных к деви-антному поведению, это особенно значимо. Ведь он, еще не ставший на свой путь, находится в постоянном поиске, часто меняет сферы деятельности, круг общения3. Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение на самоопределение подростка.
Анализ научно-исследовательских и научно-методических источников позволил синтезировать факторы, которые в процессе становления и развития несовершеннолетнего затрудняют его социализацию, самоопределение, тем самым способствуя проявлению девиантного поведения: ограничение личного выбора, недостаточное включение в разные виды общественно полезной деятельности, дефицит индивидуального общения с референтными людьми просоциальной направленности, утопичность саморегуляции и самоконтроля, отсутствие нравственного героя и нравственного идеала, шаблонность, диктуемая группой сверстников (социумом) в отношениях к «своим» и чужим.
Выводы из данного исследования и перспективы. Все вышесказанное лишь доказывает значимость деятельности субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Не всегда социум исключает эти факторы, минимизирует их, что приводит к формированию у несовершеннолетних девиантного поведения. Поэтому работа по формированию жизненных ориентаций подростков с девиантным поведением должна строиться с учетом их особенностей, и быть направлена на формирование психолого-педагогической готовности к самостоятельной жизни, на развитие социальной компетентности и активности, на формирование чувства ответственности за свои поступки и поведение, в целом за свое будущее.
Вышеуказанные выводы позволяют нам проработать дальнейшее исследование с его прикладной стороны. Разработать определенный комплекс мероприятий по формированию смысложизненно-риентационной позиции у несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и апробировать его в образовательных организациях - тем
самым доказать значимость проблематики настоящего теоретико-методологического анализа.
Библиографический список
1. Дорошенко, О. М. Противодействие правонарушениям несовершеннолетних: актуальность и необходимость / О. М. Дорошенко // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 68.
2. Евсеева, И. Г. Социально-педагогические стратегии, модели и методы профилактики де-виантного поведения подростков / И. Г. Евсеева, С. Н. Тихомиров// Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде»: материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции / под. общ. ред. М. Н. Филиппова. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2019. С. 133-139.
3. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 376 с.
4. Никитская, Е. А. Формы психологической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением / Е. А. Никитская // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 25-33.
5. Нижниченко, Н. Б. Характерные черты социально-педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях мегаполиса / Н. Б. Нижниченко, О. М. Дорошенко // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник материалов IV Международной конференции. М., 2020. С. 304-307.
6. Ульянова, И. В. Педагогика смысложизнен-ных ориентаций как актуальный научно-методический ресурс профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков / И. В. Ульянова // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде»: материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции / под. общ. ред. М. Н. Филиппова. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 161-168.
7. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский. М. : МОДЭК, 2005. 375 с.
8. Шанин, С. В. Проблемы и риски социализации обучающихся в условиях современного информационного пространства / С. В. Шанин // Единая
образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции / под. общ. ред. И. М. Ильков-ской. - Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2015. С. 313-317.
Bibliographic list
1. Doroshenko, O. M. Countering juvenile delinquency: relevance and necessity / O. M. Doroshenko // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1 (30). p. 68.
2. Evseeva, I. G. Socio-pedagogical strategies, models and methods of prevention of deviant behavior of adolescents / I. G. Evseeva, S. N. Tikhomirov// Bashkat readings: "Psychology of oppression and destructive behavior in the child-adolescent environment": materials of the Nineteenth All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. by M. N. Filippov. Kolomna: State Social and Humanitarian University, 2019.pp.133-139.
3. Ermolaeva M.V. Psychology of development: a methodological guide for students of correspondence and distance learning / M.V. Ermolaeva. M. : Moscow Psychological and Social Institute ; Voronezh : Publishing house of NGO "MODEK", 2003. 376 p.
4. Nikitskaya, E. A. Forms of psychological work on overcoming negative factors in the professional self-determination of adolescents with deviant behavior / E. A. Nikitskaya // Psychology and Law. 2017. vol. 7, No. 1. pp. 25-33.
5. Nizhnichenko, N. B. Characteristic features of socio-pedagogical prevention of illegal behavior of minors in a megalopolis / N. B. Nizhnichenko, O. M. Doroshenko // In the collection: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state
and prospects. Collection of materials of the IV International Conference. Moscow, 2020. pp. 304-307.
6. Ulyanova, I. V. Pedagogy of life orientations as an actual scientific and methodological resource for the prevention of deviant behavior of children and adolescents / I. V. Ulyanova // Bashkat readings: "Psychology of oppression and destructive behavior in the child-adolescent environment": materials of the Eighteenth All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. by M. N. Filippov. Kolomna: State Social and Humanitarian University, 2018. pp. 161-168.
7. Chudnovsky, V. E. The formation of personality and the problem of the meaning of life / V. E. Chud-novsky. M. : MODEK, 2005. 375 p.
8. Shanin, S. V. Problems and risks of socialization of students in the conditions of modern information space / S. V. Shanin // Unified educational environment as a factor of socialization of students: a collection of materials of a scientific and practical conference / ed. by I. M. Ilkovskaya. Saratov: Saratov Regional Institute of Education Development, 2015. pp. 313-317.
1 Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский. М. : МОДЭК, 2005.
2 Ермолаева М.В.. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003.
3 Нижниченко Н.Б., Дорошенко О.М. Характерные черты социально-педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях мегаполиса. В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник материалов IV Международной конференции. Москва, 2020. С. 304-307.
-¿•рты ftXTf г-н
Imp
ТРИ СИГМЫ
СПОРТИВНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Кчк -Г ¿¿«ЛИШКЕ в ПДЬП+ШМ
НГБрФР Н JP-1-H9
Алтухов, С.В., Воробьев, А.И. Три сигмы спортивного менеджмента. Как не заблудиться в лабиринтах профессии : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Как становятся спортивными руководителями, в чем заключается сущность спортивного менеджмента, какими императивами и максимами пользуются спортивные менеджеры в своей работе? Авторы учебного пособия предлагают всем, кто хочет стать менеджером в спорте, примерить на себя пиджак руководителя и попытаться ощутить себя человеком, принимающим решения.
Впервые в отечественной учебной литературе появилась книга для тех, кто хочет получить дорожную карту карьерного роста в данной области человеческой деятельности. Авторы описывают ряд непростых механизмов адаптации в профессии, требующих определенных компетенций и навыков. Примеры из собственной практики и опыт ведущих отечественных и зарубежных специалистов делают эту книгу понятной и полезной широкому кругу читателей.