УДК 372.8; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-024
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-140-147 MOSURED: 77/27-024-2021-03-223
© Дорошенко О.М., Пупцева А.В., 2021
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ольга Марковна Дорошенко,
заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, профессор Российской академии естествознания 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Анна Викторовна Пупцева,
начальник кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130
Аннотация. В материалах рассматриваются проблемные темы воспитания ценностных установок у лиц, не достигших совершеннолетия и молодежи. Рассмотрен статистический инструментарий тестирования и анализа социологических опросов подростков по различным видам отклоняющегося поведения. Отражены проблемные моменты дезаптационного поведения несовершеннолетних, неопределенность их ценностных приоритетов, агрессии, ухода от реальности и прочее. Обращено внимание на эффективное воспитание подрастающего поколения по приобретению воспитательных системы школ советского периода развития. Раскрытие некоторые особенности формирования ценностных ориентаций подростков.
Ключевые слова: подросток, органы внутренних дел, гражданственность, развитие, патриотизм.
TOPICAL ISSUES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS
Olga M. Doroshenko,
Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Associate Professor at the Department of Private Law State University of Management, candidate of legal sciences, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences
117997, Moscow, st. Academician Volgin, 12 Anna V. Puptseva,
Head of the Department of Criminalistics of the Educational and Scientific Complex for Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies of the Volgograd Academy of the MIA of Russia,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor 400089, Volgograd, st. Historical, 130.
Abstract. The materials consider the problematic topics of educating value attitudes among persons under the age of majority and young people. The statistical tools of testing and analysis of sociological surveys of adolescents on various types of deviant behavior are considered. The problematic aspects of the maladaptation behavior of minors, the uncertainty of their value priorities, aggression, withdrawal from reality, and so on are reflected. Attention is paid to the effective education of the younger generation on the acquisition of educational systems of schools of the Soviet period of development. Disclosure of some features of the formation of value orientations of adolescents.
Keywords: teenager, internal affairs bodies, citizenship, development, patriotism.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Дорошенко О.М., Пупцева А.В. Актуальные вопросы воспитательной системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 140-147.
В настоящее время обсуждается вопрос с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации, а именно в ст. 67, в связи с которыми дети будут признаны достоянием России. Принимаются попытки по созданию условий, способствующих всестороннему интеллектуальному, нравственному и духовному развитию детей и подростков, кроме того, необходимо повысить уровень воспитания патриотизма у детей и подростков, повышение гражданской позиции, уважение к старшим. Одной из важнейших задач государства является соблюдение прав и свобод детей в Российской Федерации, в отношении детей оставшихся без попечения родителей обязанности по воспитанию, обучению, развитию, жизнеустройству на себя принимает государство.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Однако, на фоне создающихся для воспитания и обучения условий имеет место быть отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Согласно статистическим данным Отделов внутренних дел МВД России, несмотря на снижение показателей правонарушений несовершеннолетних, усиливается степень жесткости совершаемых ими деяний.
Практика, научный социально-педагогический анализ показывают, что существующие институты государственной системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, ввиду слабой материальной базы, недостаточной профессиональной компетентности сотрудников не обеспечивают эффективной профилактики.
В настоящее время проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних очень актуальна, что связано среди подростков увеличилось количество административных правонарушений, уменьшился возраст совершения преступлений, часть преступлений совершается в киберпространстве и несовершеннолетние становятся не только жертвами, но и сами совершают преступления.
Отклоняющееся поведение связано с каким-либо совершением поступков, видов деятельности, возможно совершение, культивация и распространением в группах, противоречащие нормам, правилам поведения в обществе. Нормы поведения, правила и традиции считаются общепринятыми в обществе при влиянии культуры и территориальности. Нормы являются механизмом, удержива-
ющим и принуждающим общественную систему находиться в состоянии равновесия при условии соблюдения норм.
Норма - как отдельное понятие можно рассматривать как «предел», «условная мера» величина определенного значения допустимая для сохранения баланса системы и исключения ее перекоса.
С точки зрения социальной педагогики отклоняющееся поведение имеет два направления созидающее и разрушительного.
Разрушительный вектор отклоняющегося поведения это деструктивная направленность, то есть совершение подростком, либо группой действий отклоняющихся от общепризнанных норм и правил, а значит, данные действия отождествляют асоциальную девиацию, преступность с явно выраженным уголовным поведением, действия, запрещенные законом - это разрушительное социальное отклонение.
Биологические и анатомические особенности организма человека, беременность, внутриутробное развитие, влияние внешних факторов на беременность, генетический набор и влияние множества факторов на социальную адаптацию ребенка формируют биологический подход. Нарушения могут быть разнообразны: дефекты слуха, зрения, пороки развития, повреждения центральной нервной системы, нарушение умственного развития. Влияние на организм человека оказывается психофизиологических нагрузок, экологии, нервных нагрузок, химические соединения, образованные в природной среде в результате жизнедеятельности человека.
Саморазрушение личности, внутренний конфликт, замедление или остановка личностного роста, обострение умственных дефектов, дегенеративность составляют психологический подход отклоняющегося поведения.
Несформированность или разрушение функциональных систем мозга, торможение психических функций, синдром дефицита внимания, синдром гиперреактивности может и в большинстве случаев является причиной отклоняющегося поведения детей и подростков. Данные отклонения необходимо рассматривать в медицинском аспекте и является предметом неврологии, психиатрии, нейропсихологии. Но большинство необычных форм поведения, отличающегося от признанных норм и правил, многие ученые исследователи связывают с акцентуациями характера или особенностями личности.
Причины, по которым появляется отклоняющееся поведение, как результат сложного взаимодействия происходящих процессов в обществе
и влиянии на сознание человека, рассматривает социально-психологический подход.
Отклонение от установленных обществом норм и стандартов считается отклоняющимся поведением - это отклонение от норм права, культуры, традиций, морали, нормы психического здоровья, морали, поведение, не удовлетворяющее социальные принятия данного общества в конкретный период времени. Интересно то, что может быть приемлемо в одной стране (обществе) будет является яркой девиацией в другой.
В настоящее время выделены типичные причины появления отклоняющегося поведения несовершеннолетних, в первую очередь, это обусловлено низким уровнем жизни, расслоении общества на богатых и бедных. В современном обществе появились дополнительные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних - это родительское равнодушие, молниеносно развитие киберпространства - Интернет диктует моду, появились различные формы заявить о себе в кибер-пространстве, большинство «челенджей» опасны для жизни, здоровья несовершеннолетних.
Таким образом, общество приобрело две огромные проблемы: социальное неравенство, что формирует у несовершеннолетних девиации в виде алкоголизации, наркомании, проституции это характерно для подростков из регионов Российской Федерации, в мегаполисах развиты другие виды отклоняющегося поведения, такие как руферы, буллинг.
Психология вещизма выдвинула свои правила и нашла свое отражение в восприятии жизни как рынка - все продается и покупается, развивается низкий морально-нравственный уровень общества, несовершеннолетние деградируют и это находит свое отражение в распространении наркотиков, преобладании насилия, бродяжничестве, антиобщественном поведении.
В последние пять лет отклоняющееся поведение формируется не только у подростков из неблагополучных семей, но и стандартные нукленарные семьи сталкиваются с проблемами отклоняющегося поведения детей и подростков, это формируется нейтрально-пассивная окружающая среда.
Причинами отклоняющегося поведения становятся не только неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, неудачи в учебе, не умение строить отношения с окружающими, конфликты, психофизические отклонения по здоровью, что безусловно приводит к ослаблению смысло-жизненных ориентаций, но и мода, стиль жизни диктуемый киберпространством приводят в формированию отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение имеет формы:
1. Аффективное, дезадаптивное поведения. Основой данной девиации лежит нарушение психического и личностного развития, психические отклонения, психологически неблагоприятная среда.
2. Асоциальное поведение - агрессивное, де-линквентное, криминогенное. Основой может являться нарушение социализации, социальная педагогическая запущенность, десоциализация.
Несмотря на то, что понятие «отклоняющееся поведение» имеет очень размытое, многогранное понятие, данный вид поведения имеет под собой ряд вполне конкретных социальных явлений, которые проявляются в различных формах и видах.
Основными факторами побуждающие несовершеннолетних к совершению преступлений и противоправных, антиобщественных деяний, совершение поступков приводящих к саморазрушению личности можно считать: потребность в самоутверждении, в престиже, самоуважении, в риске, эмоциональная неустойчивость и несформирован-ность, агрессивность, наличие негативных акцентуаций характера, низкое самоуважение, не адекватная самооценка, отклонения в психомоторном развитии.
Противоправные действия несовершеннолетних опасны своей произвольностью, не осознанностью, как следствие происходит обесценивание семейных ценностей, ослабление семейных связей, на что активно влияет применение не педагогических методов воспитания, слабых, не развитых семейных связей.
Наркотическое опьянение - это изменение сознания человека, искаженное восприятие реальности.
Пристрастие к употреблению наркотических веществ это индивидуальная история, в каждом конкретном случае имелся набор обстоятельств, которые способствовали первому употреблению наркотика несовершеннолетним.
Если анализировать общие причины это безнадзорность и низкий контроль родителей, в части организации досуга, личного времени ребенка, его финансовых возможностей, в ряде случаев наркотики употребляют дети из финансово стабильных семей. В вопросе наркомании нельзя исключить случайность. А при развитии новых форм наркотика, психотропной группы привыкание может наступать уже после первого единичного приема.
Общеобразовательные организации в качестве профилактики наркомании несовершеннолетних должны провести ряд профилактических мероприятий направленных на формирование негативного отношения к наркотикам. Чем раньше начать про-
водить профилактические беседы с подростками и детьми, тем продуктивней может быть результат.
К проблеме наркомании в последнее время относится также такой момент, как распространение наркотических веществ и психотропных препаратов, в связи со сложностями профессиональной ориентацией подростков и отсутствием стабильной экономики, ограниченного числа рабочих мест и не удовлетворенных амбиций молодежи возрастает такая проблема, как изготовление новых видов наркотических веществ, усилия студентов-химиков направлены в негативное русло, также обстоят дела с распространителями, возникло такое понятие, как закладчик, а разработанные новые схемы сбыта с использованием интернет ресурса и системы электронных платежей делает такой вид преступности латентным.
Еще одна распространенная форма отклоняющегося поведения - это алкоголизм несовершеннолетних. Многие годы мы можем наблюдать повсеместную алкоголизацию общества, возраст употребления алкоголя снижается. Употребление алкогольных напитков детьми и подростками является очень острой социальной проблемой, принятием законопроектов приобретение алкоголя значительно усложнилось для несовершеннолетних, а после 23.00 мин. для всех граждан Российской Федерации, исследования о продуктивности принятых мер проводятся и однозначно сделать вывод, что данные меры были успешными пока сделать нельзя. Алкоголь не менее вреден для развития и становления нервной системы несовершеннолетнего, чем наркотические и психотропные вещества.
Эффективными мерами по борьбе с алкоголизацией молодежи можно считать контроль приобретения спиртосодержащей продукции со стороны государства, разъяснительные беседы, лекции, организация досуга несовершеннолетних.
Проституция как форма отклоняющегося поведения деформировалась и приобрела разнообразные формы проявления. Подростковый возраст, это период активного полового созревания несовершеннолетних, гормональный всплеск и период гиперсексуальности, повышенный интерес к сексу. Проституция это одна из древнейших видов деятельности, «древнейшая профессия».
Современные формы проституции носят латентный характер, переговоры об оказании сексуальных услуг ушли в сеть Интернет и сделал данный вид преступной деятельности латентном.
Таким образом, проституция разделилась на малобюджетную, несовершеннолетние занимаются оказанием услуг сексуального характера
на трассах и, более высокооплачиваемую - это и демонстрация половых органов на закрытых интернет-каналах, изготовление и распространение порно продукции с участием несовершеннолетних, покупка и продажа несовершеннолетних на закрытых аукционах, целый приступный синдикат занимается подбор несовершеннолетних проституток для олигархов и отправки заграничным заказчикам.
Профилактикой данного отклоняющегося поведения можно считать: профилактические беседы, доверительные отношения в семье, организация досуга, в некоторых случаях применение мер медицинского характера.
Суицидальное поведение как вид отклоняющегося поведения - это крайняя точка саморазрушительного поведения.
Среди подростков пубертатного периода суицидальные настроения преобладают, попытки суицида встречаются чаще, чем у детей1.
Суицидальное поведение несовершеннолетних формируется под влиянием межличностных отношений со сверстниками, учащимися школы, класса, педагогами, родителями. Огромное значение на формирование поведения имеет место молодежные субкультуры. И этот вид отклоняющегося поведения тоже имеет латентный вид и так же «ушел в сеть». В Интернет-пространстве культивируются группы смерти, в 2015 году выявлена запрещенная молодежная группа «Синий кит», где несовершеннолетним давались разного рода задания, при выполнении которых подавлялась воля и окончательным занятием было лишение себя жизни, при этом этот акт проводился публично, либо в общественном месте, либо велась съемка, видеофиксация данного действия. Имеет место теория о передачи суицидальных настроений на генетическом уровне.
Бродяжничество и самовольные уходы из дома, является крайней формой аутсайдерства. Данный вид отклоняющегося поведения сопряжен с антиобщественным поведением, общественно опасными деяниями и иными девиациями. Находясь без отсутствия какого-либо контроля со стороны родителей или сотрудников специализированный учреждений (детских домов, домов-интернатов, социально-реабилитационных центров) ребенок ставит себя в условия выживания - добыча еды в побеге это кражи в магазинах, передвижение это в большей степени зацеперство, сопровождается алкоголизацией, наркоманией.
Бродяжничество это морально-психологическое отклонение личности. Причинами побегов у подростка являются недопонимание родите-
лей, слабые семейные связи, отсутствие доверия, не полные семьи, недопонимание с лицами, заменившими родителей (опекунами), по статистике дети из детских домов и воспитанников специализированных учреждений совершают больше самовольных уходов. Юноши совершают эмансипированные побеги, а девушки демонстрационные. Уходы совершаются как отдельно взятым подростком, так и групповые уходы. В каждом отдельном случае это и подготовленные побеги, и быстро принятые решения, причину ухода дети объясняют просто «я хотел погулять». Есть статистика рецидивов уходов, в отдельно взятом подразделении ОДН есть стабильно уходящий ребенок - бродяга.
Возникновение разнообразных фобий характерно для детского и подросткового возраста. Это и боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями и более глубокие фобии, страхи на уроне психологических якорей. Детские страхи могут быть кратковременными, а могут быть в виде коротких приступов, имеющих достаточно продолжительный период. В настоящее время появились соматические симптомы, которые выражаются в виде «панических атак» и деперсонализации личности.
Разнообразное навязчивое мышление приводит к повышению уровня тревожности и имеет огромное влияние на формирования и развитие личности несовершеннолетних2.
Вандализм. Данное отклоняющееся поведения является уголовно наказуемым, антиобщественным деянием. На эту тему существует много противоречивых точек зрения. Вандализм носит как деструктивный (разрушающий) характер, так может быть и в мирном русле «граффити» например. Акты вандализма совершаются молодыми людьми до 25 лет, вольные художники старшего возраста стремление украсить стену отражают в органах местного самоуправления и в установленном законом порядке оформляет разрешение, многие поклонники такого вида уличного искусства как «граффити» реализовались в частных арт-пространствах или занялись коммерческой деятельностью (раскрашивают машины, двери гаражей).
Пик вандализма приходится на 11-1 5 лет, это могут быть как попытки творчески самоутвердиться, так и вымещение агрессии, это можно воспринимать и как желание отомстить, подросток совершает поступки попадающие под действие уголовного кодекса. Подростки вандалы по интеллектуальному развитию не уступают сверстникам. Мотив и причины вандализма являются задачей изучения социальной психологии, подростковой психологии и социальной педагогики. Наиболее
распространенные мотивы вандализма - скука, поиск новых впечатлений, связанных с опасностью и запретностью.
Таким образом, вандализм, граффити в целом рассматриваются как подростково-молодежная девиация, хотелось бы отметить, что антиобщественное поведение несовершеннолетних распространяется ускоренными темпами. Для снижения количества детей вовлекаемых в антиобщественные деяния необходимо принять ряд мер на законодательном уровне.
Своевременное выявление признаков отклоняющегося поведения и неотложное принятие профилактических мер к несовершеннолетним правонарушителям со стороны родителей, законных представителей, опекунов, администраций специальных учреждений, администраций общеобразовательных учреждений способствует снижению рецидивов, попыток совершить общественно опасные деяния3.
Российская Федерация ведет активную социальную политику при роботе с детьми и подростками, формируются условия, способствующие свободному развитию личности, дети являются будущим нашего государства. Борьба с беспризорностью, безнадзорностью асоциальным и антиобщественным поведением имеет особое значение, разрабатываются федеральные программы образования. Одним из основных нормативно -правовым актом регулирующим профилактику отклоняющегося поведения является Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолет-них»4. Данный правовой акт регламентирует основу деятельности по предупреждению, пресечению совершения преступлений и антиобщественных поступков. В ст. 4 закреплены учреждения и организации в различных правовых формах, участвующие в профилактике отклоняющегося поведения подростков, в ст. 5 указан перечень несовершеннолетних в отношении которых направлена профилактическая работа, в ст. 6,7 обозначены основания и сроки.
При обнаружении беспризорных и безнадзорных детей и подростков, при условии не совершения деяния, предусмотренного административным кодексом Российской Федерации поместить несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних не представляется возможным, так как такое помещение не попадает под ст. 13 ФЗ № 120, несовершеннолетний направляется в учреждение социальной защиты населения, город Москву и Московскую область обслуживает социально-реабилитационный центр
Алтуфьево на который возложены обязанности по установлению личности несовершеннолетнего, подготовке документов на определение социального статуса, перевозку до места регистрации и передачу законному представителю, опекуну, либо в специализированное учреждения региона по месту регистрации.
С определением социального статуса несовершеннолетнего существует ряд проблем имеющих территориальный характер, например при отсутствии законного представителя в регионе регистрации, а также с несовершеннолетними гражданами других государств. При наличии различных социальных проектов социальная система не справляется с профилактикой безнадзорности ввиду отсутствия заведений «закрытого типа»,
дети совершают рецидивы, самовольные уходы повторяются, что приводит к затруднению адаптации. Ученые, занимающиеся вопросами обеспечения правового статуса несовершеннолетнего в России и несовершеннолетнего правонарушителя в России, рассматривают рекомендации его (статуса) обеспечения защиты5.
Согласно статистическим данным, в Российской Федерации за последние годы имеет место спад преступности несовершеннолетних, однако возраст привлечения к административной и уголовной ответственности снижается, в Московскую городскую думу выносилось предложение снизить возраст уголовной ответственности, однако данное ходатайство не рассматривалось в виду гуманной политики в отношении детства и материнства.
Рис. 1. Изменения преступности несовершеннолетних в Российской Федерации с 2014 по 2020 гг. Вместе с тем, специалисты информационных года среднее совершенное количество преступлений центров МВД России замечают, что в последние три общей уголовной направленности стабильно.
6 5 4 3 2 1 0
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
Рис. 2. Статистика ОМВД России по району Отрадное г. Москвы по самовольным уходам несовершеннолетних
Проведенным анализом самовольных уходов установлено, что в большинстве случаев заявления о розыске поступают на воспитанников детского дома, на территории оперативного обслуживания ОМВД России по району Отрадное г. Москвы расположен ГБУ ЦССВ «Алые паруса» (детский дом № 59) в котором проживают дети сироты и оставшиеся без попечения родителей и воспитанников социально-реабилитационных центров, ГБУ Ресурсный центр Отрадное г. Москвы. Куда помещаются дети по Распоряжению муниципалитета для установления социального статуса ребенка, налаживанию дет-ско-родительских отношений и СРЦ «Алтуфьево» в который помещаются подростки, совершающие не однократные уходы из дома, несовершеннолетние граждане жители регионов, стран СНГ, сотрудники СРЦ Алтуфьево осуществляют перевозку несовершеннолетних по месту регистрации.
Детская беспризорность является первостепенным признаком отклоняющегося поведения, позже несовершеннолетние начинают употреблять наркотики, курительные смеси, заниматься мелкими кражами, объединяясь в группы, а отличительной чертой детской преступности является именно группа, совершают грабежи, позже разбои, увеличивается количество несовершеннолетних лиц, занимающихся проституцией, что следует отметить и лица мужского пола1.
Таким образом, отклоняющееся поведение необходимо изучать во всех проявлениях, с учетом всех мотивов отклоняющегося поведения, личностных особенностей несовершеннолетних, воспитательной среде. Научно обоснованная профилактика необходима, исследования необходимо проводить своевременно, не позволяя развитию молодежных субкультур опережать методы профилактики, необходимо разработать систему профилактики, способную перенаправить деструктивное поведение в положительное русло, способствовать самореализации.
С целью эффективной профилактики отклоняющегося поведения педагогический коллектив в условиях воспитательной системы общеобразовательной организации ставит вопрос о необходимости единства урочной и внеурочной деятельности обучающегося, имеется необходимость в разработке инновационных методик и новых технологий в воспитательной деятельности. Ученые практики, занимающиеся изучением работы общеобразовательных организаций, таких как И.В. Ульянова разработали рекомендации по смысложизненным ориентациям несовершеннолетних, как комплекс воспитательных мер, направленных на усовершенствование работы по профилактике отклоняющегося поведения.
В работе по ориентации смысложизненной позиции личности, сущность и понятие «Воспитательная система», характеристика системы, условия развития, управления воспитательной системой, разработка необходимых особенностей и необходимые условия во взаимодействии воспитательной системы с внешней средой, развития несовершен-нолетних2.
Воспитательная система - это развивающаяся, динамичная живая система представленная в виде совокупности средств, методов, методик, технологий, различных форм, по средствам которых создаются качественно новые условия формирования личности.
Диагностика успешности воспитания личности, должна быть тесно взаимосвязана с целью воспитания. Цель определяет концепцию и как следствие содержание, форму, средства, методы, характер управления. В условиях конкретной воспитательной системы - совокупность воспитательных влияний создает свой образ. Цель воспитания - это ядро системы.
Основные направления развития воспитания:
1. Организация образовательного процесса, повышение гуманитарного курса.
2. Трансформация характера и тактики образовательной деятельности - преодоление пассивности детей через дидактические игры, применяемо к младшим школьникам ролевые игры, расширение форм обучения, раскрытие личности ребенка в учебном процессе, создание условий для увеличения объема знаний, умений и навыков сверх школьной программы.
3. Ориентация детей на вечные человеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Культура, Мир.
4. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, сознание активного законопослушного гражданина, способного самостоятельно принимать решения, сделать выбор.
5. Эстетизация школьной жизни - возможность каждого ребенка выразить себя в творческой, художественной деятельности.
6. Развитие игровых видов деятельности, дающие возможность самопознания.
7. Воспитание детей в духе свободы, демократии.
8. Развитие и умножение школьных традиций.
9. Стабилизация партнерства взрослый и детей.
10. Перемена школьной системы в инновационный процесс.
11. Создание условий для повышения квалификации педагога.
Необходимо развития нравственного потенциала выпускников школы для правильной смысложиз-
ненной позиции, усвоение общекультурных о общесоциальных ценностей, понимание сущности нравственных качеств окружающих, развитие учащихся доброты, честности, порядочности.3
В настоящее время можно заметить обесценивание общечеловеческих ценностей. Институт семьи разрушается безвозвратно, молодые люди, заключая брак, в большинстве случаев не задумываются о функциях семьи и важность ее создания, сохранения и культивирования.
Социальное неравенство. Расслоение общество имело место быть на протяжении длительного времени, даже после революции равенство не наступило. В настоящее время культивируемая социальными сетями легкость зарабатывания денег поражает у молодежи такой вид девиантного поведения как игромания. Молодежь уверена в возможности зарабатывания денег на ставках на спорт, курсе бет-коина и иными финансовыми пирамидами. В России на сегодняшний день средний класс ничтожен, общество разделилось на ярко выраженных олигархов и в большинстве своем нищих.
Ослабление культурно-национализации населения. Это обусловлено неопределенностью, нестабильностью. В создавшихся сложных социальных условиях, население старается выжить, не задумываясь о культурном наследии, падает уровень образования, региональные школы и объекты культуры закрываются.
Проблемы воспитания также отождествлены и системой образования, в эту группу входят и:
1) недостаточный профессиональный уровень педагогов;
2) низкая эффективность воспитательной системы.
Для создания высокоэффективной воспитательной системы необходимо принять неотложные меры:
1) рациональное использование профессионального потенциала;
2) освоение новых технологий, методов и моделей;
3) усилия необходимо направить на культивирование личностного развития несовершеннолетних видоизменяющиеся социальные условия:
- педагоги, осуществляющие процесс обучения;
- родительская общественность, родительские комитеты;
- представители всех отраслей социокультурной сферы.
Отклоняющиеся поведение подростков в настоящее время является актуальной социокультурной проблемой. В основе отклоняющегося поведения лежит неразвитость социально-культурных потреб-
ностей несовершеннолетних, отчуждение, слабые семейные связи, отсутствие позитивного примера. Поведение несовершеннолетних является зеркалом современного общества. Современная педагогика находится на пути определения проблем связанных с развитием киберпространства, формирующего новую субкультуру современных подростков, разрабатываются методики.
Профилактика девиантного поведения имеет огромное значение при воспитательном процессе, качественно проведенная профилактика предупреждает совершение преступлений, административных правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Образовательная организация это субъект воспитания личности, где ребенок проводит большую часть времени, а при работающих родителях несовершеннолетний проводит в школе более 8 часов. В общеобразовательной организации закладывается фундамент при развитии человека как личности.
В заключение стоит отметить, что положительный результат может быть при динамично развивающейся воспитательной системе. В настоящий момент происходит активация и повышение эффективности работы воспитательной системы - органа системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
1 Слуцкий, Е.Г. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Е.Г. Слуцкий, Р.А. Костин, Н.И. Сапова. СПб. : Изд-во СПбГИСЭ, 2004. - 122 с.
2 Чердниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. СПб. : Изд-во РХГИ, 2017. 504 с.
3 Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Са-мыгин. Ростов на Дону : Феникс, 2017. 312 с.
4 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
5 Зинченко Е.Ю., Евсеева И.Г., Хазов Е.Н. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего и проблемы его обеспечения и защиты. Международный журнал Конституционного и государственного права // В сборнике: Конституционализм и правоохранительная деятельность. Материалы всероссийской научно-практической конференции / сост. С. Ю. Андрейцо. 2020. С. 76-81.
6 Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: кли-нико - психологические аспекты / А.Ю. Егоров. СПб. : Речь, 2016. 448 с.
7 Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников : монография. М. : РосНОУ, 2015 416 с.
8 Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М. : РосНОУ, 2015. 416 с.