УДК 37.032; ББК Ю961-8
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-111-115
© Гагарина П.А. 2021
NEGATIVE INFLUENCE OF THE MEDIA ON SUICIDAL BEHAVIOR
OF MINORS
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Polina A. Gagarina, Полина Алексеевна Гагарина,
Student at the Institute of Performance Psychology слушатель института психологии служебной деятельности
Moscow University of the MIA of Russia Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
named after V. Ya. Kikot' 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Гагарина П.А. Негативное влияние СМИ на суицидальное поведение несовершеннолетних. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 111-115.
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Научный руководитель: Евсеева Ирина Георгиевна - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.
Abstract. This article examines the influence of the media on minors. The media have an active influence on the psychological component of the personality of a teenager. They affect the attitudes and beliefs of a person, thereby forming the level of his life aspirations. Interference in the formation of his views on the world and his value orientations can be considered a widely used way of the media influence on suicidal behavior of adolescents. It also considers such a way of influencing the media on suicidal behavior of adolescents as spreading rumors, speculation and gossip. The media, and especially television, have a big impact on the emotions and feelings of adolescents. Among the methods that the media use for this purpose, the methods of persuasion, suggestion, neurolinguistic programming, and myth-making are most often used.
Keywords: minors, media, suicidal behavior, influence, value orientations.
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние средств массовой информации на несовершеннолетних. СМИ оказывают активное влияние на психологическую составляющую личности подростка. Они влияют на установки и убеждения человека, формируя тем самым уровень его жизненных притязаний. Широко используемым способом влияния СМИ на суицидальное поведение подростков можно считать вмешательство в формирование его взглядов на мир и на его ценностные ориентации. Так же рассматривается такой способ оказания влияния СМИ на суицидальное поведение подростков как распространение слухов, домыслов и сплетен. СМИ и, особенно, телевидение, оказывают большое влияние на эмоции и чувства подростков. Среди методов, которые используют СМИ для этой цели, чаще всего используются методы убеждения, внушения, нейролинг-вистического программирования, мифотворчество.
Ключевые слова. Несовершеннолетние, средства массовой информации, суицидальное поведение, влияние, ценностные ориентации.
Сегодня средства массовой информации и коммуникации (далее - СМИ) значительно потеснили религиозные, коммунистические, социалистические, расовые и другие ценности общественного сознания. Большая часть населения, как взрослого, так и несовершеннолетнего, воспринимает информацию, которая передается СМИ, как правду, не подвергаемую сомнению. Следует отметить не-
которое функциональное отличие непосредственно СМИ и средств массовой коммуникации. Несмотря на то, что их влияние тесно переплетается между собой практически во всех областях жизнедеятельности человека, существует некоторая функциональная разница. Несомненно, что с дальнейшим развитием интернет технологий, эта разница будет все менее заметна, и вероятно, со вре-
менем исчезнет совсем. Тем не менее, в настоящее время понятие «коммуникации» включает в основном передаточную функцию, а понятие «информации» - «смыслосодержательную». Для исследования СМИ в качестве фактора, влияющего на суицидальное поведение подростков, имеет значение и то и другое1. Поэтому использование термина «СМИ» как канала распространения информации и в качестве средства воспитательных влияний и воздействий на суицидальное поведение подростков будет корректным.
Функции СМИ тесно связаны с понятием массовой культуры, их рассмотрение имеет прямое отношение к суицидальному поведению подростков. Их социальная ценность неоспорима, но и неоднозначна в связи с разнообразием информационно-культурного содержания, которое, несомненно, влияет на формирование мировоззрения подростков. Данные функции направлены с одной стороны на просвещение и воспитание, с другой стороны определенный ряд программ воспитывает дурной вкус, и негативно влияет на поведение подростков.
Огромные возможности влияния СМИ на чувства, разум, образ мыслей и поведение подростков дают эффективные рычаги управления заинтересованным лицам для оказания влияния на неокрепшие подростковые умы и души в заданном их целями направлении. Неограниченные возможности СМИ в формировании определенных социальных настроений могут нести в общество как положительный, так и отрицательный эффект, особенно данный факт важен в становлении подрастающего поколения.
Не вызывает дискуссий, что СМИ оказывают влияние на социальное настроение людей всех возрастов. Биологические и физиологические особенности развития подростков способствуют тому, что они подвержены влиянию СМИ в большей степени, чем другие возрастные категории.
Остроту проблемы суицидального поведения подростков добавляют плохое воспитание или его отсутствие в семьях и образовательных организациях; легкость и доступность информации, получаемой из СМИ, особенно телевидения и интернета.
Средства массовой информации как социальный институт и фактор социализации влияют на суицидальное поведение подростков не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения. Подростки в соответствии со своими возрастными и индивидуальными особенностями часто идентифицируют себя с теми или иными героями, воспринимая увиденные об-
разцы поведения и стиль жизни. Подросток, получив задание в школе, прежде всего обратится к интернету. Интернет ответит на любой вопрос, а если и не ответит, то предложит такое количество «умников» из социальных сетей, таких, например, как в «Синем ките» или других сообществах, предложит «развлеклки» и «завлекалки» определенной направленности, подросток вообще может забыть, что он искал.
Эффективность влияния СМИ на подростковую аудиторию, в том числе на суицидальное поведение, обусловливается тем, что СМИ - это главный источник получения сведений о том, что происходит в окружающем мире, о том, как живут другие люди, как живут сверстники в других странах. Подросток, с его неокрепшим мировоззрением и возрастной неспособностью к анализу и критическому восприятию полученной информации, тут же выкладывает свои ощущения и мысли в социальные сети, набирающие все большую популярность: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Твиттер» и др. Там его ждут виртуальные друзья с похожими мыслями и интересами, которые не нуждаются в приветливой улыбке и крепком рукопожатии, а довольствуются «смайликами». В результате в обществе наблюдается рост не только количества преступлений, совершаемых подростками, но и усиление их суицидального поведения.
СМИ оказывают активное влияние на установки и убеждения человека, формируя тем самым уровень его жизненных притязаний. В отношении подростковой аудитории такое влияние очень сильно и проникает глубоко в сознание и дальше. Многие из подростков соотносят свой образ жизни, материальный достаток семьи, ее социальный статус с образом жизни сверстников и их семей, который они увидели в СМИ. В этот момент в голове многих происходит сравнение увиденного с реальностью. Начинается поиск средств на подражание, если таких средств не находится, реакция подростка на неудовлетворенность своим статусом и материальным положением может быть опасна для общества, в лучшем случае, это просто плохое настроение или агрессия против взрослых, в худшем - суицид.
Следующим способом оказания влияния СМИ на подростковую аудиторию можно назвать влияние на психологическую составляющую личности подростка. Все, что воспринимается подростком из СМИ, так или иначе, несомненно, затрагивает его психику, душевное благополучие и уровень душевного комфорта. Психологическое благополучие присутствует у подростка при непротиворечивости собственной жизни и ее качества с тем,
что он черпает в СМИ. В данном случае СМИ выступает в качестве зеркала, в котором можно наблюдать за процессами своей жизни. Подросток еще не способен понять, что в этом зеркале отображение подается с позиции того, кто это изображение доставляет. По мнению исследователей, СМИ не просто информируют человека, они создают некоторые реальности и погружают в них. Таким образом, программируются, задаются осознанно или неосознанно переживания, мысли, мироощущение. Происходит навязывание определенных стандартов существования. Способствует этому в большой степени такое свойство телевидения, как превращение вымышленных событий в реальные с помощью присущих ему возможностей техники и связи и т. д.
Широко используемым способом влияния СМИ на суицидальное поведение подростков можно считать вмешательство в формирование его взглядов на мир и на его ценностные ориентации. В период подросткового возраста, когда ослаблено влияние семьи и школы, усугубляемое возрастным кризисом «самости», навязывание подросткам определенных ценностей получает благодатную почву и такие качества, как индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм, потребительское отношение к жизни, становятся основными векторами становления личности подростка.
Ранняя наркотизация, потребление алкоголя, агрессивное поведение, ранние половые связи -все это присутствует в жизни современных подростков. В подростковой среде нарастают враждебность, агрессивность, изменение ценностей и моральных норм, и, как следствие, развитие девиантных установок и аномальных социальных настроений.
Известно, что ценностные ориентации, усвоенные подростком в семье, влияют на его жизненную стратегию, представляющую собой перспективу деятельности в будущем, определяют способы и формы достижения успеха в дальнейшей жизни. От ценностных ориентаций зависит, как будет реализовано «Я» подростка в дальнейшем. СМИ транслируют различные жизненные установки, и, не имея положительных результатов в реальной сиюминутной жизненной ситуации, подросток чаще всего усваивает отрицательные. В итоге общество получает нигилиста, недообра-зованного, недоученного, недовоспитанного, ограниченного только материальными потребностями, никому и ничему не доверяющего, манипулирующего суицидальными попытками, которые чаще всего направлены на привлечение внимания к себе и своим потребительским потребностям.
Следующим способом оказания влияния СМИ на суицидальное поведение подростков можно назвать распространение слухов, домыслов и сплетен. Как правило, они подаются СМИ в качестве «исправителя» фальсифицированной информации. В подростковой среде очень быстро развиваются ощущения тревоги и нестабильности, отсутствия жизненных перспектив и утрате социального оптимизма. Как следствие, общество получает рост подростковой алкоголизации и наркомании, далее следуют правонарушения и преступления, суицидальное поведение, суициды.
СМИ, стараясь создавать в глазах общества иллюзию независимости, предлагают «свои, оригинальные» точки зрения на события и явления реальной жизни. Степень влияния СМИ на воспитание подростков в этом случае тем сильнее, чем дальше предлагаемая вниманию подростков сфера жизни отстоит от реальности и чем ярче она окрашена эмоционально. Такое опосредованное влияние на подростков, рассчитано на то, что их эмоциональная сфера пока превалирует над рациональной сферой. Так осуществляется скрытое управление социальным настроением подрастающего поколения. Кроме того, СМИ являются эффективным инструментом в руках террористических организаций и других радикальных движений, которые с их помощью занимаются вербовкой молодежи в свои ряды.
СМИ и, особенно, телевидение, оказывают большое влияние на эмоции и чувства подростков. Среди методов, которые используют СМИ для этой цели, чаще всего используются методы убеждения, внушения, нейролингвистического программирования, мифотворчество. Все перечисленные методы можно считать манипулятивными, цели таких манипуляций тщательно скрываются и преподносятся подросткам и взрослой аудитории в искаженном виде. Надо правильно понимать это обстоятельство и помнить, что наиважнейшей целью подобных манипуляций является оказание влияния на чувства и сознание подрастающего поколения.
Существуют исследования, которые объясняют явление воздействия СМИ на суицидальное поведение подростков. Например, исследования Н.Е. Маркова показывают, что это явление характерно не только для нашей страны. Эта технология была открыта еще в 50-ые годы на Западе, в США и Англии. В 90-х годах минувшего века западное искусство, западные СМИ проникли в российскую культуру. Фильмы, которые приходят из западной культуры, имеют совершенно определенное воздействие, несут определенную идеологию, моде-
лирующую у подростков поведение человека с суицидальными отклонениями. По мнению автора исследования, в настоящее время вполне уместно говорить об идеологическом захвате российской культуры, и, как не грустно это осознавать, мы находимся в состоянии агрессивной культурной интервенции со стороны США и стран Западной Европы. Совершенно недопустимым с криминологической точки зрения представляется часто встречающееся рекламирование в средствах массовой информации конкретных мест сбыта наркотических средств, цен на них, вплоть до подробнейших разъяснений, к какому типу распространителей следует обращаться за тем или иным видом наркотиков.
Тем не менее, нельзя умолчать и о том, что СМИ одновременно являются информационным каналом антинаркотической пропаганды. К сожалению, предоставляемые СМИ сведения теряют преимущества санитарного просвещения, адресуемого непосредственно подросткам, и, по существу, сводятся к попыткам манипулирования массовым сознанием в условиях искусственного дефицита информации, навязывания готовых рецептов поведения и использования приемов запугивания в качестве главного средства воздействия: в духе классического социального и педагогического авторитаризма. Медицинское просвещение подростков и антинаркотическая пропаганда в СМИ имеют единый психологический механизм воздействия. Это - деструктивное влияние на самопроизвольно формирующиеся сознание, в рамках традиции потребления или социальные установки по отношению к алкоголю и наркотикам. Причиной низкой эффективности деструктивных методов первичной пропаганды является односторонний медико-биологический подход к пониманию здоровья: основной упор делается на вред алкоголя и наркотиков для физического здоровья, о котором подростки пока не задумываются. По мнению В.А. Ласточкина и С.В. Березина, описанные выше подходы недостаточно учитывают психологические и возрастные особенности подростков, поэтому их можно считать недостаточно надежными.
Общественное мнение формирует тот, кто формирует содержание потока информации, кто подбирает «факты» и «проблемы», и превращает их в сообщения. Как правило, нежелательные события вытесняются из информационного пространства с помощью замалчивания их, или прикрытия их другими не менее сенсационными сообщениями. Таким приемом СМИ топят сообщения, которые невозможно замолчать, в хаотическом потоке
разнообразной информации. Создание «больших психозов», манипулятивной семантики, упрощения и повторения, дробления информации и «видимости» ее срочности, ложной сенсационности и другие приемы СМИ создают нервозность, ощущение постоянного кризиса - все это сильно повышает внушаемость людей и снижает их способность к критическому восприятию2.
Информационное общество, которым сегодня стал практически весь мир, характеризуется интенсификацией потоков информации. Увеличивается скорость передачи информации и ее объем -эти реалии, к сожалению, оказывают негативное влияние на человека за счет информационных перегрузок, а информационные перегрузки снижают способность человека к критическому мышлению и раздумьям. Подростки, которые в силу психофизиологических особенностей развития, не способны к анализу и размышлениям подвергаются двойным перегрузкам, поставляемым СМИ.
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья часто не дает оптимистических жизненных установок, молодой человек начинает думать о бессмысленности своего существования и мира в целом. Эти мысли часто становятся катализаторами суицидального поведения подростков.
Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми. Подросток воспринимает преподносимые СМИ сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах. У подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и ребенок начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» взрослому миру, агрессивно отстаивая свои желания и интересы, если не получается, он видит выход в суицидальном поведении.
Таким образом, СМИ представляют собой эффективный инструмент воздействия на сознание подрастающего поколения и формирование суицидального поведения подростков.
Телевидение и интернет, являясь самыми влиятельными СМИ, приобретают все более массовый
характер и создают вокруг современного человека пространство с переизбытком информации, порождают гиперстимуляцию всех когнитивных и мыслительных функций, притупляют критическое восприятие реальности.
Подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой суицидальное поведение, которое преподносится как норма.
Библиографический список
1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. № 4.
2. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь / М.М. Грид-чин // Власть. 2017. № 9.
3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm.
4. Нижниченко Н.Б., Дорошенко О.М. Характерные черты социально-педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях мегаполиса : в сб.: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : Сборник материалов IV Международной конференции. М., 2020. С.304-307.
5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. Ростов н/Д : Феникс. 2016.
6. Хлопков К.А. Значение средств массовой коммуникации в процессе манипуляции массовым сознанием // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 76-80.
References
1. Ambrumova A.G. Psychology of suicide // Social and clinical psychiatry. 2014. № 4.
2. Gridchin M.M. Problems of the influence of information technologies on youth / M. M. Gridchin // Power. 2017. № 9.
3. Kara-Murza S. Manipulation of consciousness. URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm
4. Nizhnichenko N.B., Doroshenko O.M. Characteristic features of socio-pedagogical prevention of illegal behavior of minors in a megapolis : in the collection: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of service activity: state and prospects: Collection of materials of the IV International Conference. Moscow, 2020. pp. 304-307.
5. Samygin P. S. Deviant behavior of youth / P.S. Samygin. Rostov n/A : Feniks. 2016.
6. Khlopkov K.A. The significance of mass communication media in the process of mass consciousness manipulation // Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev. 2015. No. 2. pp. 76-80.
1 Нижниченко Н.Б., Дорошенко О.М. Характерные черты социально-педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях мегаполиса : в сб.: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : Сборник материалов IV Международной конференции. М., 2020. С. 304-307.
2 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. URL: http:// www.kara-murza.ru/manipul.htm/