Научная статья на тему 'Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути'

Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1657
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОБЩЕСТВО / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР / НАРКОМАНИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ADOLESCENT / MINORS / SOCIETY / LIFE VALUES / PREVENTION / SYSTEM OF PREVENTIVE MEASURES / ADDICTION / SUICIDAL BEHAVIOR / MENTAL HEALTH / MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонохова Тамара Алексеевна, Благовская Евгения Васильевна

Статья посвящена анализу основ организации профилактических мероприятий по предупреждению склонности к суицидальному поведению детей и подростков. Обращается внимание на причины суицидов среди подростков, формирование склонности к такому поведению детей. Сделан вывод о том, что профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних представляет собой систему государственных, социально-экономических, образовательных, медицинских, психологических и других мер, направленных на предотвращение развития суицидального поведения у детей и подростков (попытки самоубийства и совершенные самоубийства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AS ONE OF THE ASPECTS OF FORMING A HEALTHY WAY

The article is devoted to the analysis of the basics of the organization of preventive measures to prevent the propensity to suicidal behavior of children and adolescents. Attention is paid to the causes of suicides among adolescents, the formation of a propensity for this kind of behavior of children. It is concluded that the prevention of suicidal behavior in minors is a system of state, socio-economic, educational, medical, psychological, and other measures aimed at preventing the development of suicidal behavior in children and adolescents (suicidal attempts and completed suicides).

Текст научной работы на тему «Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути»

Для определения значимости различий использовался t-критерий Стьюдента. Повторное измерение тревожности проводилось через один и два месяца после получения и начала соблюдения индивидуальной программы коррекции веса. В течение данного периода пациенты получали психологическую поддержку, и осуществлялась коррекция их пищевого поведения.

Итоговое снижение тревожности в среднем составило 54%, до 4,3 баллов, что соответствует норме по шкале HADS (причем, середине нормы). Эмпирическое значение критерия равно 4,5 (p < 0,01). Следовательно, различия достоверны на уровне значимости 0,01.

Результаты исследования свидетельствуют, что комплексный индивидуальный подход к лечению избыточной массы тела и ожирения, включающий диетотерапию и психологическую коррекцию, способствует значительному снижению тревожности. Данные показатели отражают стабилизацию эмоционального фона и указывают на достижение внутреннего и внешнего комфорта.

Выводы. Таким образом, результаты нашего исследования способствуют решению проблемы разработки стратегии эффективной терапии избыточного веса и ожирения. Достоверные на статистически значимом уровне данные указывают, что применение интегрированного, комплексного подхода к терапии лишнего веса (с включением диетотерапии и психологической коррекции) способствуют снижению уровня тревожности у пациентов с избыточным весом и ожирением, что увеличивает эффективность лечения в долгосрочной перспективе. Знание и владение навыками правильного питания, умение понимать истинную природу повышенного аппетита, замена и расширение диапазона удовольствий, использование широкого спектра способов релаксации, а также применение различных технологических приемов для выхода из провоцирующих ситуаций позволяет людям комфортно снижать вес, не испытывая стресс и тревогу и качественно меняя свою жизнь.

Литература:

1. Камынина И. В. Проблема адаптации и стратегии совладания со стрессами в подростковом и юношеском возрастах. Личность и мир: Психологические исследования. Петропавловск-Камчатский, 2007: 102-127.

2. Малкина-Пых И. Г. Перфекционизм и удовлетворенность образом тела в структуре личности пациентов с нарушениями пищевого поведения и алиментарным ожирением. Экология человека. 2010; №1: 25-32.

3. Балашов П.П., Тютев Р.А., Музыра А.Ю. Влияние психотерапии избыточной массы тела на показатели депрессии и тревожности у пациентов с избыточной массой тела и ожирением. Бюллетень сибирской медицины. 2010; №3: 32-35.

4. Малкина-Пых И. Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения. Сибирский психологический журнал. 2008; № 30: 90-95.

5. Хорошева Г.А., Мельниченко Г.А. Возможности медикаментозной терапии ожирения вчера и сегодня. Русский медицинский журнал. 2002; №11 (155): 517-522.

6. Бунина Е. М., Вознесенская Т. Г., Коростелева И. С. Лечение первичного ожирения длительным дозированным голоданием в сочетании с психотерапией. Журнал неврологии и психиатрии им. С. Корсакова. 2001; № 12: 37-42.

7. Малкина-Пых И. Г. Терапия пищевого поведения. Москва: Эксмо, 2007.

8. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. Санкт-Петербург: Ювента; Москва: КСП, 1999.

9. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

10. Савчикова Ю. Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса. Ананьевские чтения: психология и политика. Санкт-Петербург; 2002: 88-89.

11. Гадельшина Т. Г. Влияние психотерапевтического тренинга на пищевое поведение, копинг-стратегии и ситуативную тревожность у женщин с избыточной массой тела. Вестник ТГПУ. 2015; № 3 (156): 90-94.

Психология

УДК:159.96

кандидат психологических наук, доцент Гонохова Тамара Алексеевна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат философских наук, доцент Благовская Евгения Васильевна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПУТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу основ организации профилактических мероприятий по предупреждению склонности к суицидальному поведению детей и подростков. Обращается внимание на причины суицидов среди подростков, формирование склонности к такому поведению детей. Сделан вывод о том, что профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних представляет собой систему государственных, социально-экономических, образовательных, медицинских, психологических и других мер, направленных на предотвращение развития суицидального поведения у детей и подростков (попытки самоубийства и совершенные самоубийства).

Ключевые слова: подросток, несовершеннолетние, общество, жизненные ценности, профилактика, система профилактических мер, наркомания, суицидальное поведение, психическое здоровье, психические расстройства.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the basics of the organization of preventive measures to prevent the propensity to suicidal behavior of children and adolescents. Attention is paid to the causes of suicides among adolescents, the formation of a propensity for this kind of behavior of children. It is concluded that the prevention of suicidal behavior in minors is a system of state, socio-economic, educational, medical, psychological, and other measures aimed at preventing the development of suicidal behavior in children and adolescents (suicidal attempts and completed suicides).

Keywords: adolescent, minors, society, life values, prevention, system of preventive measures, addiction, suicidal behavior, mental health, mental disorders.

Введение. Проблема организации профилактики склонности подростков к суицидальному поведению с каждым годом приобретает все большие масштабы в России. Воздействие негативных ситуаций социума, конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками, непонимание и непринятие самого себя и окружающими и др. влияет на поведение подростка и зачастую приводит к неадекватной оценке им конфликтной ситуации. Суицид, который большинство современных социологов рассматривают как одну из моделей девиантного поведения, связан, прежде всего, с социокультурными нормами и жизненными ценностями, существующими в обществе, непосредственно влияющими на принятие или отказ от такой формы деструктивного поведения, максимальная вероятность совершения самоубийства проявляется в период социальных потрясений, в которых уровень невротизма (уязвимости) населения возрастает.

По данным Всемирной организации здравоохранения за последние 45 лет, уровень самоубийств увеличился на 60%, сегодня из-за самоубийства ежегодно умирает почти один миллион подростков. Это выражается в среднем по миру - 16 подростков на 100 000 населения и ставит самоубийство на десятое место среди ведущих причин смерти во всем мире. Масштабы проблемы становятся еще более значительными, если добавить к этим показателям количество попыток самоубийства, поскольку суицидальные попытки в 20 раз больше, чем случаи законченного самоубийства. В последние годы отмечается значительное увеличение количества суицидальных поступков среди подростков. В 2016 году более 700 подростков в России покончили жизнь самоубийством. По официальным данным количество самоубийств на май 2018 года в России среди детей и подростков составило 640 случаев [11].

Ведущими специалистами по определению суицида и причин его возникновения, а также признаков и этапов суицидального поведения являются Э. Гроллман, Э. Дюркгейм, И. Б. Орлова, П. Сорокин, К. Ясперс; аспекты взаимосвязи суицидального поведения с акцентуациями характера рассмотрены в трудах В. Т. Кондрашенко, А. Е. Личко, А. А. Султановой; возрастные особенности подростков и профилактика суицидального поведения среди них представлены в работах А. Амбрумовой, Е. В. Змановской, М. В. Зотова, А. Полева, И. А. Погодина.

Социолог Эмиль Дюркгейм в своей книге «Самоубийство. Социологический этюд» первым дал определение понятию «самоубийство» - это «всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой» Основной причиной суицидального поведения Э. Дюркгейм назвал аномию (греческий A-nomi - отсутствие закона, норм). Он определил четыре мотива самоубийств: фаталистический, аномальный, эгоистичный и альтруистический [2, с. 5].

Для того, чтобы организовывать профилактические мероприятия по предупреждению склонности к суицидальному поведению, следует остановиться на причинах его формирования.

Изложение основного материала статьи. Исследователи, занимающиеся проблемой суицидального поведения детей и подростков большей частью склоняются к причине суицидального поведения у подростков - молодые люди, не имеют достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели». В связи с этим он писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели» [3].

А. Е. Личко среди подростков выявила наиболее частые причины суицидов: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам. По данным исследований автора, в процентном отношении основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы -10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения с взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины [4].

У А. А. Султанова указаны факторы суицидального поведения у подростков: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация, как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок быстрой ее реализации [8].

Ю. В. Попов и А. В. Бруг считают, что суицидальное поведение подростков имеет корни в ситуациях длительного стресса, негативного климата в семье, в отсутствии позитивного опыта решения стрессовых ситуаций и может проявляться как способ решения семейных и личных проблем. Такой способ выхода из проблем может в будущем стать стандартным «клише», стереотипным паттерном. П. Б. Зотов считает, что суицидальное поведение не формируется за какой-то конкретный короткий срок, для этого требуется длительное время (иногда годы) и, толчком будет выступать так называемый, «внешний ключ» - значимое

событие, актуализирующее переживания. Кроме того, у этого процесса имеются определенные этапы и динамика с характерными проявлениями внутренних и внешних форм [5].

Р. Комер под профилактикой понимает ключевую особенность программ психического здоровья сообщества, заключающуюся в предупреждении психических расстройств или снижении их числа [7].

Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних - это система государственных, социально-экономических, педагогических, медицинских, психологических, и иных мероприятий, направленных на предотвращение развития у детей и подростков суицидального поведения (суицидальных попыток и завершенных суицидов).

И.С. Кон, считает, что для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно: формировать «Позитивное восприятие» окружающего мира; принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка; научить переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление; найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию; формировать антисуицидальные факторы личности подростка [8].

Ю. В. Синягин выделяет основное содержание главного направления профилактической работы среди подростков - ослабление, устранение социальных, социально - психологических предпосылок, которые способствуют формированию суицидального поведения и сохранению кризисной обстановки [9].

Организация эффективных профилактических мер направлена на снижение риска суицидального поведения в подростковом возрасте, это один из ключевых моментов, необходимых для формирования здорового, полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.

В ходе осуществления работы по предотвращению суицидального поведения у несовершеннолетних принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение болезней, вторичная - предотвращение рецидивов после неудачной суицидальной попытки, а третичная - представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на подростков в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Основной акцент делается на качество мер первичной, предупреждающей профилактики, направленной на развитие условий, способствующих сбережению физического, личностного и социального здоровья, и на предостережение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния суицидопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам. На начальном этапе проведения первичной профилактики необходимо проанализировать степень осведомленности о суициде у подростков в группе, с которой проводится работа с помощью анкетирования, скрининг-тестов, специальных опросников. Степень информированности подростков можно выявить в процессе произвольной беседы. В профилактической работе в ОО выделяют следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, уже совершавшими суицидальные попытки [8].

Программа по профилактике суицидального поведения состоит большей частью из определенных видов деятельности по каждому из следующих направлений: информирование о причинах, формах и последствиях суицидальной попытки; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о суициде, умение принимать правильное решение; предоставление альтернативы суицида; коррекция социально-психологических особенностей личности; целевая работа с группой риска тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу [7].

Система мер по предотвращению и профилактике суицида среди детей и подростков включает:

1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков, подробная характеристика социально-психологических проблем детства, определение совокупных задач работы по профилактике.

2. Разработка и реализация в учреждениях, работающих с несовершеннолетними, программы профилактики суицида среди детей и подростков по следующими разделам:

1) развитие нормативно-правовой базы;

2) кадровое обеспечение;

3) информационное обеспечение;

4) создание системы межведомственного взаимодействия;

5) совершенствование содержания и форм профилактики;

6) развитие детского движения;

7) обеспечение организации работы по месту жительства;

З.Организация помощи детям группы риска:

1) организация психолого-педагогической помощи;

2) организация медицинской помощи;

3) организация социально-психологической помощи;

4) организация занятости и творческого досуга[11].

По мнению Ю. В. Синягина, в школьных коллективах обязательными составляющими такой работы являются: чёткая организация повседневной жизни, учёбы, работы, быта и досуга людей; предупреждение и устранение конфликтов между членами коллектива; обеспечение социальной и правовой защищённости; организация мероприятий психогигиены и психопрофилактики, которая предусматривает: раннее выявление лиц с нервно - психической неустойчивостью; планомерное распределение физической, психологической нагрузок; предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения членов коллектива [12].

В Республике Алтай принят комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, построенных на основе распоряжения Министерства образования и науки Республики Алтай от 20 июня 2017 года № 1128 «О введении Единых диагностических периодов по выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению», по которому образовательные организации работают уже второй год:

1. Установить Единые диагностические периоды по выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению в образовательных организаций Республики Алтай, определению уровня

психологической готовности к государственной итоговой аттестации -ежегодно третья-четвертая неделя месяца:

I период: сентябрь (охват - все обучающиеся);

II период: январь (охват - обучающиеся «группы риска»);

III период: апрель (охват - обучающиеся выпускных классов).

2. Образовательным организациям рекомендовать использовать комплекс диагностического инструментария по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних в соответствии с приложением 1 к настоящему Приказу.

3. Руководителям муниципальных образовательных организаций/ образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай своевременно:

3.1. Обеспечить условия для проведения диагностических процедур с согласия родителей (законных представителей) в периоды, установленные пунктом 1 настоящего Приказа.

3.2.Осуществлять постановку на профилактический учет выявленных детей «группы риска» в целях снижения уровня тревожности, повышения уровня психологической готовности к экзаменам, сохранения здоровья обучающихся.

3.3. Обеспечить разработку и утверждение индивидуальных программ комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей), поставленных в образовательной организации на профилактический учет.

3.4. Доводить до сведения родителей (законных представителей) результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с обеспечением конфиденциальности полученных сведений.

3.5.Рекомендовать родителям (законным представителям) направление ребенка с высоким уровнем тревожности (депрессии) или совершившего суицидальную попытку к врачу-психиатру для дальнейшей работы с ним.

Выводы. Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие) [13].

Литература:

1. Павлов И.П., Рефлекс цели / в Сб: Павлов И.П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., «Медгиз», 1951 г., Источник: https://vikent.ru/enc/470/

2. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер, с фр. с сокр. Москва. 2004.

3. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург. 2007.

4. Костюнина, Н. Ю. Психолого-педагогическая помощь студенческой молодежи по предотвращению суицидального поведения: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.

5. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов. ТМ.: Аспект Пресс, 2002.

6. Гонохова, Т. А. Особенности профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению. // «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO 14 INFORMATION AND EDUCATION BORDERS OF COMMUNICATION: матер. VI Междунар. научно-практ. конф. - Горно-Алтайск. 2014. - С. 251-253.

7. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. - 4-е изд., междунар. Санкт- Петербург. Прайм-ЕВРОЗНАК. Москва. 2005

8. Кон, И. С. Психология ранней юности. Москва. 1999.

9. Синягин, Ю. В. Детский суицид. Психологический взгляд. Санкт- Петербург. 2006.

10. Дубровская, О. В. Психологические особенности учащихся и студентов подростково-юношеского возраста с наличием суицидальных мыслей в состоянии дезадаптации: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Санкт- Петербург. 2004.

11. Бадьина, Н. П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: методические рекомендации. Курган, 2011.

12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Москва. 2000.

13. Источник:http://zdravotvetш/profflaktika-sшtidalnogo-povedeшya-u-podrostkov/

Психология

УДК 159.95

кандидат психологических наук, доцент Гонохова Тамара Алексеевна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат психологических наук, доцент Лукьяненко Татьяна Ивановна

Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития познавательного интереса подростков в условиях современной школы. Познавательный интерес рассматривается как основной внутренний механизм успешного учения, как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. Представлены принципы активизации познавательной деятельности. Описан опыт исследования познавательного интереса подростков в ОО, предложены рекомендации.

Ключевые слова: познавательный интерес, подросток, средства развития познавательного интереса, социально-психологический тренинг, развитие, активизации познавательной деятельности, процесс обучения, принципы активизации познавательной деятельности.

Annоtation. The article is devoted to the development of the cognitive interest of adolescents in the conditions of the modern school. Cognitive interest is considered as the main internal mechanism of successful learning, as a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.