Т. М. Храмова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИВУЗОВСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
В статье показаны особенности методологии формирования системы бюджетирования в вузах, а также предлагаются подходы к оценке финансовой результативности этой системы.
Процесс программно-целевого бюджетирования в высшей школе характеризуется многофакторностью и высоким динамизмом. Это предполагает введение в практику управления вузами более совершенных технологий прогнозирования, анализа и контроля, а также системы внутривузовского бюджетирования. Сложность процесса формализации процедур бюджетирования и оценки их эффективности заключается в том, что управление образовательной деятельностью сопровождается большим массивом информации, который носит в основном не количественный, а вербальный характер. Соответственно управленческие решения принимаются не на основе аналитических отчетов, а, как правило, на эмпирическом опыте и так называемых мотивированных суждениях. Тем не менее при внутривузовском бюджетировании, ориентированном на результативность образовательной деятельности, следует использовать схему систематизации, контроля и объективного анализа всего объема финансовых и нефинансовых показателей с выделением соответствующих информативных признаков влияния на конечный результат. В качестве методологической основы формирования системы внутривузовского бюджетирования нами использованы научно-теоретические подходы, разработанные в РЭА им. Г. В. Плеханова [2. С. 53].
С позиции бюджетной реформы государственный вуз - администратор по расходам своего бюджета, ибо в условиях казначейской модели финансирования как государственные, так и внебюджетные денежные средства государственного вуза являются доходами бюджета. Однако на лицевом счете в Казначействе вуз не имеет реальных денежных средств, так как на нем учитываются не деньги, а лимиты бюджетных обязательств. В связи с этим за вузом в настоящее время остаются две функции управления финансами: 1) планирования доходов и расходов на основе составления смет и контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований; 2) максимизации внебюджетных поступлений и их эффективного использования. Сложность системы высшего образования, ее многофункциональный и многоцелевой характер делают неэффективным использование только сметного порядка бюджетного финансирования, так как во многом ограничиваются возможности и стимулы повышения результативности образовательной деятельности. Для успешного функционирования в новых условиях вузу необходимо выстроить стратегию своего финансово-экономического развития, которая позволит не только сформулировать миссию и установить иерархию стратегических целей, но и определить потребности в ресурсном обеспечении. Стратегия должна включать как функциональные и операционные стратегии, так и финансовую, от качества разра-
ботки которой зависит финансовая устойчивость вуза. В связи с указанными изменениями нами предлагается типовая модель стратегического управления финансовыми ресурсами вуза (рисунок).
Рис. Модель стратегического управления финансовыми ресурсами вуза
Реализация стратегии развития вуза осуществляется его подразделениями на основе индикативного планирования и системы бюджетирования. Начальным этапом бюджетирования является формирование концепции внутри-вузовского бюджетирования, которая должна разрабатываться в соответствии с принципами и методами государственного управления финансами в сфере высшего образования, а также действующей законодательной и нормативной базой с учетом последних изменений, осуществляемых на основе плана мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг., утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249.
Затем необходимо определиться с общей целевой направленностью системы, т. е. на какие именно индикаторы планирования она будет сориентирована. Следующий шаг - определение горизонта планирования. Для высшей школы целесообразно использовать среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные
(1 год) интервалы планирования. При этом важно сформулировать основные требования к процессу формализации процедур и оценки результативности системы внутривузовского бюджетирования:
1) требования к системе бюджетирования:
- ориентация на прозрачность и открытость;
- максимальное освобождение от субъективных оценок;
- консолидация исходных, промежуточных и итоговых данных в целях анализа динамики финансового состояния, причинно-следственных связей и достоверности прогнозирования;
2) требования к документированию процедур бюджетирования:
- создание и утверждение внутривузовских стандартов всех документов, формализующих процесс бюджетирования;
- представление утвержденных форматов документов в форме, удобной для пользователей и анализа;
- регламентация процесса документирования бюджетных процедур по времени, исполнителям и функциям;
- использование информационных систем сбора и обработки данных;
3) требования к показателям планирования и бюджетирования: количество показателей должно быть регламентировано по уровням формализации: от исходных, заложенных в сегментарной отчетности структурных подразделений (45-50 показателей), до сводных итоговых, т. е. общевузовских (910 показателей).
Выполнение вышеуказанных требований предполагает ряд этапов систематизации процедур внутривузовского бюджетирования для последующей их формализации:
- описание места процесса бюджетирования в системе управления финансовыми ресурсами вуза и определение направлений повышения эффективности управления финансовыми ресурсами вуза;
- определение функций системы бюджетирования и ее влияния на совершенствование управления финансовыми ресурсами вуза;
- идентификацию процессов реализации внутривузовского бюджетирования и их дезагрегирование на конкретные действия - документированные процедуры;
- установление ключевых характеристик документированных процедур;
- определение системы количественных показателей ключевых характеристик документированных процедур;
- расчет критериальных значений количественных показателей документированных процедур;
- формирование информационной базы - нерегламентированных и регламентированных отчетов исполнителей для расчета количественных показателей документированных процедур.
Концепция внутривузовского бюджетирования должна предусматривать реализацию всех указанных выше этапов и их утверждение в соответствующем локальном нормативном акте - положении о внутривузовской системе бюджетирования. Кроме того, методологически бюджетирование при про-
цессном подходе к управлению финансовыми потоками вуза можно рассматривать в качестве основной управленческой траектории, интегрирующей все финансово-хозяйственные процессы. Организационно функционирование системы бюджетирования вуза может быть оформлено созданием комитета планирования и программно-целевого бюджетирования с выделением центров планирования во всех структурных подразделениях вуза.
В связи с ориентацией системы внутривузовского бюджетирования на финансовую результативность образовательной деятельности вуза необходимо осуществление следующих принципов:
- обеспечения среднесрочного и текущего планирования по результатам финансово-хозяйственной деятельности;
- оперативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности на основе мониторинга и контроля критических и нормативных показателей бюджетов;
- научно обоснованного прогнозирования динамики изменения контингента обучающихся;
- достоверности количественных значений всех показателей;
- экономии всех видов издержек на разработку и функционирование системы;
- гибкости по отношению к изменениям рынка труда и требованиям государственного управления финансами высшей школы;
- взаимосвязи с показателями качества образовательной деятельности.
Практическое использование указанных принципов невозможно без
разработки бюджетов всех функциональных подразделений вуза. Информационные потоки и последовательность разработки планов должны быть выстроены с учетом того, что исходной точкой планирования является установленный уровень контингента обучающихся. При этом необходимо предусмотреть взаимосвязь системы мониторинга и контроля количественных значений показателей с процедурами анализа финансово-хозяйственной деятельности вуза. Кроме того, имеет смысл сориентировать систему материального стимулирования работников вуза на действенность процедур бюджетирования.
Экономический эффект, получаемый в результате функционирования системы бюджетирования, следует рассчитывать поэтапно. На первом этапе определяются отклонения фактических значений показателей финансовой результативности вуза от плановых, на втором - их соответствие критериальным соотношениям, на третьем - текущие затраты на формирование системы внутривузовского бюджетирования (по смете) и объем необходимых инвестиций для ее развития (таблица). На заключительном этапе сравнивается стоимостная оценка произошедших изменений с издержками на функционирование самой системы бюджетирования. Указанные изменения следует рассматривать как с позиции роста доходности, финансовой устойчивости, прироста основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, повышения оплаты труда работникам вуза, так и с позиции оптимизации расходов на образовательную деятельность.
Смета расходов на функционирование системы внутривузовского бюджетирования на 2006 г.
Наименование статей расходов Код Сумма на год, тыс. руб.
Заработная плата работников всех уровней, связанных с обеспечением функционирования системы бюджетирования: надбавки, доплаты; премии; материальная помощь; вознаграждения по итогам работы за год; вознаграждения за авторские разработки и др. 211 12 971,1
Начисления на оплату труда (26,2% от ФОТ) 213 3 398,4
Приобретение услуг: услуги по изготовлению бланков; услуги в области информационных технологий (приобретение пользовательских прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных); расходы по подписке на периодические издания и др. 220 601,6
Увеличение стоимости основных средств: оплата договоров на приобретение ПЭВМ и оргтехники; оплата договоров на техническое перевооружение; оплата договоров на модернизацию ПЭВМ и иных объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев и др. 310 3 685,7
Увеличение стоимости нематериальных активов: оплата договоров на создание научных разработок, электронных баз данных, программных продуктов и др. 320 -
Увеличение стоимости материальных запасов: приобретение хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, книжной, иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов) и др. 340 62,4
Итого расходов 800 29 719,2
Общеизвестно, что ключевым показателем социально-экономической результативности вуза является выпуск специалистов, а сметообразующим показателем - среднегодовой контингент обучающихся. С этих позиций в качестве одного из индикаторов результативности расходов на обучение целесо-
образно использовать точку безубыточности, т. е. такого объема платного контингента, при котором совокупные затраты равны совокупному доходу по платной образовательной деятельности. Если платный контингент больше критического, то вуз получает превышение доходов над расходами, если меньше - убыток. Расчет точки безубыточности следует проводить по формуле
ко = C / 5 - V,
где ко - платный контингент студентов, соответствующий точке безубыточности;
С - постоянные затраты;
5 - плата за обучение одного студента;
V - переменные затраты на обучение одного студента.
При этом в точке безубыточности наблюдается равенство
P = D - V - C = 0, где P - превышение дохода над расходами;
D - доход от обучения платного контингента;
V - переменные затраты;
С - постоянные затраты.
Возможное значение превышения доходов над расходами вычисляется по следующей формуле:
Р = (кф - к0) ■ (5 - V),
где кф - платный контингент студентов (фактический).
Таким образом, система внутривузовского бюджетирования в отечественной высшей школе с учетом оценки ее эффективности позволяет:
- регулировать расходы в пределах, соответствующих притоку денежных средств;
- определять роль каждого структурного подразделения вуза в повышении финансовой результативности деятельности вуза;
- выбирать наиболее эффективные образовательные программы в пределах имеющихся финансовых ресурсов;
- рационально расходовать материальные и финансовые ресурсы, обеспечивать контроль за их целевым использованием;
- разрабатывать эффективные мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния вуза с документальным подтверждением эффективности принятых управленческих решений.
Список литературы
1. Елина О. А. Оценка эффективности системы внутрифирменного планирования // Справочник экономиста. 2004. № 10.
2. Роденкова Т. Н. Оценка эффективности расходов вуза: сочетание финансовых и нефинансовых показателей // Человек и труд. 2006. № 11.