Научная статья на тему 'Формирование экономического уклада некоммерческой организации в сфере услуг (на примере вуза)'

Формирование экономического уклада некоммерческой организации в сфере услуг (на примере вуза) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ФОНДЫ / СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов Сергей Ростиславович

В статье рассматривается одна из важнейших характеристик экономической жизни вуза источники и модели распределения доходов вуза. Предложена комплексная экономическая модель деятельности вуза, предполагающая применение всех возможных вариантов распределения дохода, получаемого подразделениями вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the most important characteristics of the economic life of the university the sources and patterns of income distribution of high school. A complex economic model of the university, which assumes the use of all possible options for the distribution of income received by units of the university.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического уклада некоммерческой организации в сфере услуг (на примере вуза)»

Демидов Сергей Ростиславович Формирование экономического

некоммерческой организации в

сфере услуг (на примере вуза)

В статье рассматривается одна из важнейших характеристик экономической жизни вуза - источники и модели распределения доходов вуза. Предложена комплексная экономическая модель деятельности вуза, предполагающая применение всех возможных вариантов распределения дохода, получаемого подразделениями вуза.

Вуз, организация хозяйственных отношений, комплексная экономическая модель, хозрасчетные фонды, система бюджетирования вуза.

В обычном традиционном смысле под понятием «уклад» понимается установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни, быта, хозяйства. Исходя из этого определения, под экономическим укладом можно понимать весьма широкий спектр характеристик экономической жизни вуза. Мы же в настоящем исследовании остановимся на одной из важнейших характеристик, а именно источники и модели распределения доходов вуза.

Комплексная экономическая модель деятельности вуза предполагает применение всех возможных моделей распределения дохода получаемого подразделениями вуза.

Основными формами хозяйственных отношений в вузе являются:

а) бюджетно-хозрасчетная модель, при которой расходование средств производится по смете затрат на производство продукции;

б) модель полного хозрасчета в двух известных ее видах: с фиксированным и открытым фондом оплаты труда;

в) арендная модель;

г) модель малого предприятия (малой фирмы);

д) внутрихозрасчетные модели (подряд, индивидуально-трудовая модель и др.);

е) любая комбинация перечисленных моделей.

Суть комплексной экономической модели состоит в том, что:

- вуз имеет право применять любую из перечисленных моделей как для вуза в целом, так и для отдельных подразделений, а также для отдельных видов работ. Применение указанных моделей является исключительным правом трудового коллектива и демократическим путем избранного руководства;

- вышестоящая организация не имеет права запрета на применение той или иной формы (комбинации) хозяйственной деятельности;

- распределение выручки от реализации товарной продукции производится в соответствии с комплексной моделью хозяйственной деятельности вуза; смета затрат по любому виду работ является внутрипроизводственным документом и внешнему контролю не подлежит.

Сформулированные положения отражают одну из идей нового хозяйственного механизма, а именно: «обеспечение единства и целостности вуза при многообразии форм хозяйственных отношений».

Множество вариантов организации хозяйственных отношений может быть эволюционно

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

сгруппировано в три крупные и относительно самостоятельные комбинации.

Первая комбинация состоит в том, что «распределение моделей» хозяйственных отношений осуществляется по крупным внутрихозрасчетным подразделениям (блокам), например:

- блок «Учебный сектор» (блок «Учеба»);

- блок «Научно-исследовательский сектор» (блок «Наука»);

- блок «Обеспечивающие подразделения» (блок «Услуга»).

В этом случае с утверждением организационной структуры вуза, которая является правом вуза, руководство вуза утверждает для данного блока вид модели хозяйственных отношений. Принципиальная схема этой комбинации выглядит примерно так, как показано в табл. 1.

Таблица 1

Матрица соответствия I

Вид модели Хозрасчетный блок Бюджетная Хозрасчетная модель Арендная модель Модель малого предприятия Индивидуальная модель

I«Учеба» II «Наука» III «Услуга»

О pq

PLH

К К

U-i

О

1=2

Н

£¡4

к S о ш

о

и

£Т5

Вторая комбинация является развитием первой комбинации и предполагает «распределение моделей» хозяйственных отношений между подразделениями внутри хозрасчетных блоков. В этом случае с утверждением организационной структуры вуза руководство утверждает вид модели для этих подразделений.

Третья комбинация является логическим развитием первых двух и полностью реализует схему внутривузовских отношений. Ее принципиальная схема показана в матрице соответствия -2 (табл. 2) (соответствия, как и ранее, выбраны условно).

Таблица 2

Комплексная модель формирования экономического уклада вуза

Экономические модели в вузе Структура подразделений и выполняемых работ Бюджетная модель Хозрасчетная модель Арендная модель Модель малого предприятия при вузе Индивидуальная модель

I. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Подразделение 1 Работа 1........ Работа 2........ +

И т.д. Подразделение 2 Работа 1 ........ Работа 2 ........ + +

И т.д.

II. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Подразделение 1 Работа 1 ........ Работа 2 ........ + +

И т.д. Подразделение 2 Работа 1 ........ Работа 2 ........ + +

И т.д.

III. НЕПРОФИЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Подразделение 1 Работа 1 ........ Работа 2 ........ +

И т.д. Работа 1 ........ Работа 2 ........ +

И т.д.

* Признак соответствия «+» типа модели выполняемой работе указан условно.

Применение комплексной экономической модели позволяет:

а) анализировать структуру дохода, подразделяя его источники на рыночные и нерыночные с тем, чтобы ...;

б) ... отдавать себе отчет в том, за счет каких средств (бюджетных или рыночных) обеспечивается экономический рост вуза;

в) анализировать установленные и используемые в экономической практике правила распределения дохода.

Комплексная экономическая модель наряду с образованием хозрасчетных фондов предполагает распределение этих фондов на централизованную часть (фонды трудового коллектива вуза в целом), на распределенную часть (фонды трудовых коллективов подразделений) и индивидуальные фонды потребления.

Образование перечисленных хозрасчетных фондов должно сопровождаться образованием амортизационного фонда, используемого строго целевым образом на развитие, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы вуза. Действующий ныне порядок исключает начисление амортизации и внесение этих затрат в сметы бюджетного финансирования и, как правило, не предполагает такового в сфере научно-технической деятельности. Автор в принципе не может признать это правильным по двум соображениям. Во-первых, это лишает вуз возможности правильного и обоснованного ценообразования, и, во-вторых, вуз лишается целевого финансового источника технического прогресса и обновления средств производства и поддержание их в надлежащем порядке за счет проведения капитальных ремонтов.

Возвращаясь к матрице, отметим, что отличительной особенностью госбюджетной модели является:

- финансирование вуза по смете, согласованной с представителем собственника - учреждениями министерства образования.

- отсутствие прибыли за исключением случаев, когда в смете предусматривается превышение доходов над расходами, т.е. централизованное формирование фонда развития.

Остальные экономические модели согласно действующему положению сметного контроля со стороны собственника не требуют и в подавляющем количестве случаев являются прибыльными. Отсюда возникают резонные соображения и вопрос. Каким образом увязать продекларированное (бесприбыльная модель) противоречивое положение о бесприбыльном характере деятельности вуза с возможностью получения прибыли на отдельных бизнес-операциях. Исходные позиции данного противоречия состоят в реально существующей необходимости дополнительного внебюджетного дохода, связанного с госбюджетной недостаточностью. Поэтому существующий ныне термин «бесприбыльная организация» базируется на понятии фиктивного юридического лица, например, акционерное общество в Японии, где прибыль не распределяемая между акционерами и пайщиками, налогообложению не подлежит.

Автор отдает себе отчет в том что последний довод не может считаться до конца убедительным как, впрочем, не может считаться убедительной и сама смысловая конструкция, декларирующая бесприбыльный характер организации при наличии рыночных операций, бесприбыльность которых является нонсенсом.

Решение данного противоречия нужно начинать со следующих рассуждений. Чисто госбюджетная организация, как, впрочем, и органы государственной власти должны иметь свой собственный бюджет, формирование доходной части которого может осуществляться любыми не запрещенными законом действиями, а расходование - в строгом соответствии со статьями расходной части. Организация, применяющая в своей практике только рыночные операции, руководствуется собственным планом и балансом предприятия, откуда имеет свое начало технология налогообложения. Вуз же является собственностью государства и должен быть причислен к специализированному унитарному предприятию, которому разрешены операции, связанные со свободным ценообразованием, т.е. рыночные операции, начиная от продажи результатов исследования по договорной цене и заканчивая продажей выбывшего ненужного оборудования.

Отсюда следует, что поскольку миссия вуза носит общественный характер и основным видом

О

к о

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

г

о и

о

и

его деятельности является образование и исследования, то и экономическая модель управления его деятельностью должна приближаться к госбюджетной, несмотря на то, что вуз имеет право на операции, связанные со свободным ценообразованием. Этот тезис полностью корреспондируется с матрицей экономического уклада. В этом случае доход от операций со свободным ценообразованием будет учтен в доходной части бюджета вуза, а расходы будут отражены в соответствующих статьях расходов бюджета вуза, правила составления которых диктуются бюджетной классификацией. Таким образом, прибыль от операций со свободным ценообразованием - коммерческих операций как бы растворяется еще на этапе формирования доходов (выручки) и расходов по рыночной сделке, преобразуясь в профицит или дефицит бюджета в целом.

Следует отметить что практика использования бюджетной модели достаточно широка, однако для вуза она будет связана с решением целого ряда проблем, связанных с госбюджетно-рыночным характером его функционирования, особенно в научно-исследовательских и производственных частях вуза. Данная проблема выходит за рамки нашей работы и является предметом самостоятельного исследования. Внедрение данной модели в практику вуза заставит по-новому подойти к таким проблемам, как планирование бюджета вуза, организация, учет и отчетность в расходовании средств, функционирование в условиях дефицита бюджета, взаимоотношения с вышестоящими организациями (а они могут складываться весьма интересно, особенно если учесть что один из объектов налогообложения - прибыль - убыток по каждой отдельной операции растворяется в понятии дефицит - профицит бюджета вуза) и тому подобным.

Следует особо отметить, что введение бюджетной модели в большей степени соответствуют приписываемым вузу понятиям бесприбыльная и некоммерческая организация.

Сами дух и буква этого метода убедительно подтверждают, что каковы бы ни были условия, в которых работает вуз, и операции, которые он вынужден выполнять в сложившихся условиях, главная задача экономической модели (уклада) была и остается финансовое обеспечение выполнения основной миссии вуза, т.е. образовательной и научной деятельности.

Таким образом, возникает необходимость постановки и организации системы бюджетирования в вузе, т.е. системы, ответственной за составление и принятие бюджета вуза, а также за последующий контроль его исполнения. Рассмотрим основные вопросы концепции бюджетирования, которая является первым шагом создания подсистемы бюджетирования вуза, и общий вид которой показан на рис. 1.

Основные шаги Основные процедуры

Концепция бюджетирования Создание центров финансовой ответственности

1

Структура бюджетов вуза Процедуры коррекции структуры бюджетов

1

Формирование бюджетов Закрепление бюджетов за центрами финансовой ответственности

1

Утверждение бюджетов Процедуры согласования бюджетов

1

Контроль исполнения бюджетов Процедуры контроля исполнения

Рис. 1. Общая структура системы бюджетирования вуза

Основной целью системы бюджетирования в вузе является повышение его конкурентоспособности на основе разработки эффективного механизма управления финансовыми, производственными и трудовыми ресурсами.

Основой для составления бюджета являются целевые показатели, установленные ректором университета, а также контрольные показатели Министерства образования РФ на плановый период и сформированные на их основе планы работ структурных подразделений на предстоящий год. Таким образом, целевые показатели определяют в количественном и стоимостном выражении цели, которые ставит ректор вуза перед исполнительным руководством

вуза на предстоящий год. Относительно этих целевых показателей планируются доходы и структура расходов вуза, а также принимаются необходимые управленческие решения.

Для эффективного управления бюджетным процессом в вузе необходимо прибегнуть к созданию соответствующего структурного подразделения - Бюджетного комитета, в состав которого на постоянной основе входят: ректор, проректоры, главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела (далее - ПФО), председатель профкома, представители деканатов, кафедр и центров. Решения Бюджетного комитета утверждаются ректором вуза.

Ответственность за организационно-методическую работу, связанную с функционированием системы бюджетирования, в том числе за сбор информации, подготовку материалов для заседания Бюджетного комитета, информирование руководителей подразделений по вопросам, связанным с бюджетированием, возлагается на начальника ПФО. Ответственными за выполнение планов и достижение запланированных показателей, за контроль над расходами в рамках утвержденного Бюджета являются руководители соответствующих подразделений.

Операционные бюджеты включают доходы и расходы, связанные с оказанием образовательных услуг, выполнением научных работ и осуществлением производственной деятельности. Операционные бюджеты лучше всего составить по основным направлениям деятельности вуза.

На основе операционных бюджетов формируется прогнозный бюджет о доходах и расходах, который включает планируемые доходы от образовательной, научной и производственной деятельности, рассчитанные на основе плана поступлений и доходов по видам деятельности, а также текущие расходы вуза и ожидаемые финансовые результаты.

Бюджет инвестиций отражает планируемые расходы вуза на приобретение долгосрочных активов по приоритетным направлениям, сгруппированные по видам деятельности. Бюджет инвестиций разрабатывается на основе отдельных инвестиционных программ.

Бюджет движения денежных средств отражает планируемые поступления и выплаты денежных средств, отдельно по операционной и инвестиционной деятельности, а также включает в случае необходимости план привлечения финансовых ресурсов. Данный документ разрабатывается на основе операционных бюджетов и бюджета инвестиций, с учетом графиков расчетов с хозяйствующими субъектами и органами государственного управления и переходящих остатков задолженности.

Прогнозный баланс позволяет оценить планируемые изменения в финансовом состоянии вуза на конец бюджетного периода и выразить их в виде количественных и качественных финансовых показателей.

Основные этапы формирования бюджетов приведены на рис. 2.

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

Этапы

Содержание этапов

О РЭ

Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

Маркетинговые исследования

I Подготовительный этап

Составление сценариев

II Этап постановки задач Разработка контрольных заданий

Разработка методологических рекомендаций

III Методологический этап

Утверждение регламента формирования бюджетов

IV Рабочий этап Доведение контрольных заданий до подразделений

< Анализ проектов бюджетов на соответствие задачам и контрольным заданиям

V Аналитический этап

Разработка мероприятий по обеспечению бюджетных заданий

/ Увязка контрольных заданий с бюджетами подразделений

VI Завершающий этап / Рассмотрение ректором бюджетов, контрольных заданий

\ Утверждение ректором и Ученым советом бюджетов вуза

Рис. 2. Основные этапы формирования бюджетов

Постановка системы бюджетирования, а также сама технология бюджетирования - достаточно трудоемкий и сложный процесс, затрагивающий целый ряд аспектов, связанных с управлением финансовыми средствами предприятия.

Основные результаты постановки системы бюджетирования в государственном учебном заведении позволяют осуществлять подготовку ежемесячного бюджета расчетов отделом бюджетирования - разделения процесса подготовки и контроля над исполнением, с одной стороны, и управления исполнением - с другой; привязку процесса бюджетирования к реальной жизни вуза; принятие сбалансированного бюджета расчетов; учет бюджета расчетов при принятии решений об исполнении платежей; организацию работы Бюджетного комитета при принятии бюджета и контроля над исполнением бюджета расчетов. Кроме того, у вуза появляются возможности: планировать финансовые показатели на основе сценарного анализа; управлять не только затратами, но и доходами; более точно учитывать при планировании зависимость между различными экономическими параметрами; сопоставлять бюджет с полноценными отчетами о его исполнении; принимать более обоснованные управленческие решения.

Приведенные рассуждения о бюджетировании вуза вовсе не исключают реализацию такой функции, как «планирование». Напротив, бюджетирование и планирование, по нашему мнению, являются неразрывно связанными взаимодополняющими функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.