Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения'

Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1000
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВУЗА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА / ECONOMIC SECURITY OF THE UNIVERSITY / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ECONOMIC SECURITY OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов С. Р.

В статье обоснованы теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности ВУЗа и изложены основные положения автореферата автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASICS AND ECONOMIC SAFETY PROVISION OF HIGHER INSTITUTION

The article substantiated theoretical \ methodological basis and mechanism to ensure the economic security of the university

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения»

любому культурному человеку языком отреферировать или законспектировать некий текст, это может быть сигналом неблагополучия: что-то не так. На наш взгляд, любой текст можно аннотировать таким языком, чтобы так или иначе дать понять, в чем состоит его новизна или значимость. Подобные рубрики, по возможности и положения, выносимые на защиту, а также описание основной гипотезы работы полезно презентовать в ином коммуникативном стиле, где краткость и прозрачность признаются как высшая коммуникативная ценность. Опыт работы с рефератами показывает, что очень многое тогда станет на свои места. Подобные презентации на доступном по возможности языке могли бы образовать банк идей, с которыми было бы легко оперировать. Особенно полезно это было бы для тех, кто работает в смежной области. Речь, таким образом, идет об автореферате с совершенно определенной прагматикой - сделать информацию

о новой работе доступ ной. На практике это может быть частью традиционного реферата, написанной популярным языком. Для соискателя это было бы хорошим способом самоконтроля и возможностью приобретения важных компетенций. Не случайно лучшие популяризаторы науки - большие ученые, решающие сложные, «недетские» проблемы в своей области.

И второе - можно попытаться максимально освободить диссертационные сочи нения от задач эк-

замена, добавив к кандидатскому экзамену какую-нибудь письменную форму вроде эссе по тематике диссертации. Это, конечно, более затратный путь, требующий существенной перегруппировки сил. Однако, так или иначе, что то делать надо, ибо, если оставить текущее положение дел, наука может оказаться погребенной под слоем спама.

Библиографический список

1. Хазагеров Г.Г. Обессмысливание научного дискурса как объективный процесс // Социологический журнал. 2010. N° 3.

2. Матвеева Т. В. Лаконичность // Культура

русской речи: Энциклопедический словарь справочник. М., 2003.

3. ВолковА.А. Курс русской риторики. М., 2001.

4. Сковородников А.А. Амплификация // Культура русской речи: Энциклопедический словарь справочник. М., 2003.

5. История русской литературы Х-ХУП веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.

6. Арнольд И.В. Стилистика декодирования как прагматическая стилистика // И.В. Арнольд. Семантика. Стилистика. Интер текстуальность. СПб., 1999.

7. Дворецкий И.Х. Древнегреческо- русский словарь. М., 1958. Т. 1.

8. Смирнова М.Б. Гонгоризм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Khazagerov G.G.

COUNTER-PRODUCTIVE COMPETENCES

The article discusses the question concerning the competences and strategies for adequate description of the research results andfor qualifying work writing. Compliance with the formal requirements increasingly prevails over consideration and solving of scientific and research problems. Very often, academese is a camouflage of scientific commonplace. The author suggests the way to prevent dysfunction of scientific discourse.

Keywords: thesis, scientific style, qualifying work and the seeker's tasks, academese, scientific discourse dysfunction, scientific spam.

удк 378

Демидов С.Р.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ1

В статье обоснованы теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности ВУЗа и изложены основные положения автореферата автора.

Ключевые слова: экономическая безопасность ВУЗа, теоретико-методологические основы экономической безопасности ВУЗа

По мере вхождения вуза в рынок при безуслов- чении своей экономической безопасности, в осно-

ной реализации своей основной миссии в образо- ве которой лежит финансовая стабильность. Обес-

вательной сфере он должен заботиться об обеспе- печение экономической безопасности предполага-

ет необходимость, как теоретических исследований, так и принятия практических инновационных мер в области управления вузом. Это обстоятельство и определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель исследования - разработка теоретико-методологических и концептуальных основ механизма управления экономической безопасностью в условиях развития в России рыночных отношений, выработка на их основе практических и организационно-экономических рекомендаций и механизма их реализации.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

- исследование теоретических основ экономической безопасности вуза как экономического субъекта;

- разработка общей концепции и методологии управления экономической безопасностью вуза;

- обоснование подхода к формированию и разработка измерительного механизма экономической безопасности вуза;

- обоснование и разработка механизма обеспечения экономической безопасности вуза;

- обоснование мер по стабилизации высокопрофессионального кадрового корпуса вуза;

- разработка мер по поддержке высших учебных заведений в регионе. Объектом исследования является государственное высшее учебное заведение, функционирующее и развивающееся в условиях становления и совершенствования рыночных отношений.

Предмет исследования - управление экономической деятельностью вуза, ориентированной на обеспечение его экономической безопасности.

Методологической и теоретической базой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, теории управления, системного анализа, финансового менеджмента, теории и практики управления высшим образованием, а также труды и положения, содержащиеся в государственных документах по обеспечению экономической безопасностью страны, регионов и предприятий.

Большой помощью в работе было обращение к трудам Л.И. Абалкина, В.Л. Макарова, Д.Е Львова,

Н.Я. Петракова, А.Д. Некипелова, А.Г Поршнева, Р.Е. Гринберга, А.И. Татаркина, Н.М. Римашев-ской, Е.Ю. Глазьева, В.К. Сенчагова, Д.Е. Сорокина, Е.Н. Богачева, В.М. Зуева и др.

Обоснованность и достоверность исследования обусловлена применением правил системного подхода к исследуемому объекту, балансового, нормативного и других методов. В качестве информационной базы использованы документы законодательных и исполнительных органов власти РФ, материа-

лы, имеющие место в практической деятельности органов управления вузами, фирмами, предприятиями и объединениями.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Сформулирована общая концепция современного вуза как экономического субъекта, функционирующего в условиях смешанной экономики, в которой вуз рассматривается как единый учебно-научно-производственно-экономический комплекс с безусловным приматом образовательного и научного сектора. При этом вуз остается бесприбыльной и некоммерческой организацией, и это означает, что основная миссия вуза - образовательно-научная деятельность, а получаемая в результате предпринимательской деятельности прибыль направляется на уставные цели. Таким образом, основные акценты управления безопасностью следует делать на укрепление финансового положения за счет рационального управления финансовыми потоками внебюджетного характера.

2. Разработана концепция экономической безопасности вуза, включающая понятие, общую структуру, основные параметры и основные направления ее обеспечения посредством формирования одноименной специализированной подсистемы.

3. Предложена функционально-целевая модель управления экономической безопасностью деятельности вуза, основанная на дуальном подходе к управлению, а также матричном сочетании общественных и целевых функций управления.

4. Предложена общая структура измерительного механизма подсистемы управления экономической безопасностью, предусматривающая множество измерителей, показателей и критериев.

В качестве главных направлений оценки экономической безопасности выделены:

- экономическая эффективность, оценка которой включает удовлетворение спроса, плановое использование потенциала вуза и фактическое его использование;

- финансовая стабильность вуза, основанная на комплексной оценке ликвидности баланса вуза, сопровождаемой системой аналитических показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности.

Предложенный измерительный механизм экономической безопасности позволяет осуществлять управление как всем вузом по критериям безопасности, так и отдельно сформированной подсистемой в целях корректного стимулирования работников, занятых в финансовой сфере.

5. Разработан метод описания экономического уклада высшего учебного заведения, основанный на модели получения и распределения дохода вуза как единого учебно-научного и предпринимательского комплекса, позволяющий компактно и доста-

точно четко описать многообразие форм и методов получения и распределения дохода вуза по основным направлениям его академической и предпринимательской деятельности.

6. Уточнено понятие некоммерческого и бесприбыльного характера деятельности вуза. Декларируемый для вузов бесприбыльный и некоммерческий характер их деятельности вовсе не означает отсутствие предпринимательского сектора в вузе и связанного с ним дохода (прибыли). Прибыль не есть самоцель, она является вторичной по отношению к академической деятельности и направляется на уставные цели вуза.

7. Предложен подход к формированию единого для вуза бюджета как необходимого инструмента. для планирования его экономической жизни. Бюджетирование деятельности вуза, состоящее из формирования доходной и расходной частей по всем видам деятельности, отражает экономическое состояние этой деятельности, позволяет комплексно увязать доходы и расходы вуза вне зависимости от срока и источника их поступлений. Кроме того, единое бюджетирование позволяет перейти от категорий «прибыль» и «убыток» к категориям «дефицит» И «профицит» бюджета и тем самым положить конец дискуссии о бесприбыльности вуза, которая в рамках существующих дефиниций не выдерживает элементарной критики. В свою очередь, данный переход может лечь в основу такой меры, как отмена налога на доход и превышение доходов над расходами за любой период по всем основаниям.

8. Разработаны и предложены рекомендации по комплексному планированию социально-экономического развития вуза, позволяющие предусмотреть основные направления и мероприятия по обеспечению экономической безопасности вуза, сконцентрировать финансовые, организационно-административные и экономические ресурсы на указанных основных направлениях.

9. Разработан комплекс мер по стабилизации кадрового корпуса, включающий:

- основные направления стабилизации кадрового корпуса;

- предложения по совершенствованию контрактной системы организации труда работников вуза;

- предложения по профессиональной подготовке специалистов в сфере наукоемкого бизнеса.

10. Предложен порядок резервирования, основные источники и главные направления расходования резервных средств. Резервирование средств -один из способов предотвращения возможных кассовых разрывов и ликвидации потенциальных сбойных ситуаций. Несмотря на то, что эти средства извлекаются из оборота, они позволяют предотвратить убытки, связанные с задержкой необходимых платежей. Резервирование средств тем необходимее вузу, чем активнее он принимает участие в бизнес-

операциях, подверженных различного рода рискам. Поскольку резервирование средств носит постепенный характер, а кассовые разрывы и сбойные ситуации случайны, то имеет смысл говорить об использовании резерва совместно с временно свободными средствами хозрасчетных фондов вуза.

11. Предложен метод управления временно свободными средствами высшего учебного заведения, позволяющий получать дополнительный доход в соответствии со структурой, т. е. вторичного инвестиционного портфеля, достичь максимально возможной в конкретных условиях эффективности использования временно свободных средств при заданных ограничениях по срокам необходимых платежей, т. е. способствовать обеспечению вузу репутации надежного партнера.

12. Обоснован подход к управлению привлеченными средствами для реализации инвестиционных проектов вуза, приносящих доход. Предложен критерий эффективности инвестиционного использования привлеченных средств (займов и кредитов), дающий возможность сформировать структуру инвестиционного портфеля, при которой доходы от реализуемых проектов покрывают затраты на обслуживание долга и его погашение, как минимум не ухудшая критерий экономической эффективности деятельности вуза.

13. Разработан и предложен подход и рекомендации по организации и обеспечению функционирования системы поддержки высших учебных заведений со стороны региональных административных и деловых кругов. При этом наиболее рациональным способом поддержки является организация Регионального фонда поддержки высших учебных заведений, основной задачей которого является аккумулирование финансовых ресурсов и инвестирование средств с целью получения предпринимательского дохода, направленного под контролем учредителей на реализацию уставных целей высших учебных заведений.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает новое и малоисследованное направление в экономической науке - разработка теоретических основ инструментария управления экономической безопасностью высшего учебного заведения как социально и экономически значимого института, функционирующего в условиях рыночной экономики.

Разработанная научно-методическая база дает возможность высшим учебным заведениям создавать эффективные методики и технологии управления, ориентируясь на достижение нужных (заданных) экономических и финансовых результатов при условии реализации своей основной миссии - повышение качества образовательных услуг и научно-технического уровня исследований.

Представленное исследование вносит определен-

ный вклад и в формирование научного базиса инновационных преобразований в отечественной экономике, направленных на ее диверсификацию. Процесс формирования экономики знаний в значительной степени определяется состоянием высшей школы, являющейся одним из стратегических ресурсов страны. В этом аспекте разработка проблем экономической безопасности вузов является значительным вкладом в развитие научной теории инновационных преобразований в образовательной среде.

Диссертационная работа имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономической безопасности вуза в современных условиях

1.1. Высшее учебное заведение как целостная социально-экономическая система и особенности его функционирования в современных условиях

1.2. Экономическая безопасность как категория управления

1.3. Общая концепция экономической безопасности вуза

Выводы по главе

ГЛАВА П. Научно-методические основы формирования системы управления экономической безопасностью деятельности вуза

2.1. Моделирование системы управления экономической безопасностью деятельности вуза

2.1.1. Структура системы управления вузом

2.1.2. Механизм действия системы управления вузом

2.1.3. Функционально-целевая модель системы управления экономической безопасностью вуза

2.1.4. Модель функционирования СУЭБВ

2.2. Измерительный механизм экономической безопасности деятельности вуза

2.2.1. Общая структура измерительного механизма

2.2.2. Оценка состояния интеллектуального производственного потенциала вуза

2.2.3. Оценка экономической эффективности: I; деятельности вуза 2.2.4. Оценка финансовой стабильности деятельности вуза Выводы по главе II

ГЛАВА III. Обоснование и разработка механизма главного обеспечения экономической безопасности деятельности вуза

3.1. Формирование экономического уклада вуза как основа эффективного управления вузом

3.2. Рекомендации по комплексному планированию социально-экономического развития вуза в интересах обеспечения экономической безопасности вуза

Выводы по главе III

ГЛАВА IV. Стабилизация и развитие кадрового корпуса вуза как важнейшее условие обеспечения экономической безопасности вуза

4.1. Основные проблемы стабилизации кадро-

вого корпуса вуза

4.2. Совершенствование системы организации труда работников высших учебных заведений на контрактной основе

4.3. Рекомендации по профессиональной подготовке кадров в сфере наукоемкого бизнеса

4.3.1. Предварительные замечания

4.3.2. Основные принципы создания и функционирования молодежного бизнес-инкубатора

Выводы по главе IV

ГЛАВА V. Рекомендации по обеспечению экономической безопасности вуза

5.1. Резервирование средств и управление временно свободными средствами вуза

5.1.1. Резервирование средств

5.1.2.Управление временно свободными финансовыми средствами (вторичный инвестиционный портфель, общая схема)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.1.3. Управление привлеченными средствами

5.2. Организация поддержки деятельности вузов

в регионах

Выводы по главе V

Заключение

Приложение

Высшее учебное заведение является главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний. В то же время вуз является субъектом общества, государства и экономики страны, конкретной отрасли и региона, центром сосредоточения личностей и коллективов, а также сложной интеллектуальной системой управления.

В условиях становления рынка вуз реализует следующие типы отношений по поводу конечных результатов своей деятельности:

а) с государственными органами и отраслями народного хозяйства;

б) с рыночно-предпринимательскими структурами;

в) с нерыночными структурами общественнополитического толка. В соответствии с данной структурой отношений вуз одновременно выступает как представитель сразу трех сфер деятельности, а именно:

- сферы государственной поддержки;

- нерыночной сферы;

- сферы «чистого рынка» Как представитель сферы государственной поддержки, вуз получает и обязан выполнять государственный (отраслевой) заказ на подготовку специалистов с высшим образованием и объем государственно-договорных работ в рамках программ фундаментальных и плановых исследований.

Как представитель нерыночной сферы, вуз осуществляет комплекс нетоварного обмена интеллектуальными ценностями и выступает распространи-

телем новых знаний во всех областях деятельности в пределах своей компетенции (на конференциях, симпозиумах, в публикациях и т. п.).

Как представитель «чистого рынка)}, вуз выступает в качестве товаропроизводителя и товаропот-ребителя всех создаваемых товаров и услуг преимущественно по рыночным ценам.

С постепенным и неизбежным переходом к рыночным отношениям в высшей школе все более и более проявляется тенденция к коммерциализации деятельности высших учебных заведений. Одновременно начинают возникать альтернативные организации, претендующие на категорию «высшее учебное заведение» негосударственного, частного типа, где весь объем знаний передается на платной основе.

Следующий этап развития экономических отношений напрямую связан с интеллектуальной экспансией высшей школы в региональную сферу, и этому этапу соответствует ряд концепций вуза:

- «технопарк»; на базе вуза создаются региональные научно-исследовательские и интеллектуальнопроизводственные комплексы, цель которых -реализация степени выращивания наукоемкого бизнеса; в настоящее время эта проблема решается на уровне Госкомвуза рф при содействии Ассоциации «Технопарки высшей школы» В рамках самостоятельно существующей научно-технической программы;

- «технополис»; появляется возможность расширенной трактовки вуза как технопарка с вовлечением в интеллектуальный и производственно-хозяйственный оборот региональной инфраструктуры города, района и т. п.;

- «универполис»; осуществляется сквозная образовательная деятельность («Школа - колледж -вуз») для малых городов и регионов.

С переходом на новые условия основные потенциальные источники финансовой обеспеченности вуза уменьшаются на глазах. Недостаток, причем явный, бюджетных средств при устаревающей материальной базе вузов, «свертывание» централизованных фондов развития отраслей при уменьшении (пусть временном) потребностей в кадрах, следовательно, и. снижение спроса отраслей на специалистов с высшим образованием, «недоразвитость» института благотворительности и спонсорства в стране при отсутствии рекламного сотрудничества орга-низаций-спонсоров с вузами и явном нежелании налоговой политики стимулировать его развитие -вот те немногие факторы, не оставляющие больших надежд на стабильные и достаточные источники централизованного финансирования.

Современные условия, в которых функционирует вуз как субъект экономики страны, порождают ряд особенностей экономической жизни высшего учебного заведения:

- специальный административно-рыночный характер деятельности вуза, который проявляется в том, что его функционирование происходит преимущественно на рынке образовательных услуг (а также и на других сегментах рынка), а управление осуществляется в достаточно жестких административных рамках;

- противоречие между общей социальной ориентацией вуза и все более проявляющимся рыночным характером спроса на образовательные услуги вуза;

- декларируемый в настоящее время и в законодательных актах, и литературе бесприбыльный и некоммерческий характер деятельности высшего учебного заведения. Зачастую эти позиции трактуются весьма категорично и сводятся к прямому запрету на предпринимательскую деятельность, что, по мнению автора, в принципе неверно. Бесприбыльный характер деятельности вуза означает не отсутствие прибыли, что противоречит сути функционирования вуза в условиях бизнес-окружения. Бесприбыльности, вуза как фирмы, означает, что все превышения доходов вуза над расходами в любой форме проявления не распределяются между учредителями, а употребляются на уставные цели, т. е. на дополнительное обеспечение основной миссии вуза;

- проблема доступности образования.

Причины «болезни» отрасли высшей школы лежат в финансово-экономической области. Следовательно, и методы их «лечения» должны быть из области экономики и финансов. Особая роль здесь принадлежит экономической диагностике, связанной с возрастанием рисков, которыми чреват рынок. Именно поэтому появилась необходимость формирования концепции обеспечения экономической безопасности вуза, одним из основных слагаемых которой является экономическая диагностика деятельности вуза.

Наиболее общей задачей экономической диагностики является оценка экономического состояния вуза и выработка рекомендаций по его улучшению. Общая методология экономической диагностики состоит в исследовании экономических, политических, социальных, законодательных и организационных условий жизни вуза с целью выработки рекомендаций по ликвидации негативных и культивированию позитивных тенденций его развития и функционирования.

Наиболее общие положения концепции экономической безопасности вуза можно сформулировать следующим образом.

1. Под экономической безопасностью вуза понимается экономическая защищенность вуза и интересов его работников от внешних и внутренних угроз, влияния деструктивных факторов, позволяющая сохранить и эффективно применять экономи-

ческий потенциал для исполнения своей миссии.

2. Под миссией вуза как субъекта экономики пони мается удовлетворение потребностей населения (физических лиц), а также предприятий и организаций (юридических лиц) в образовательных услугах и исследованиях посредством создания и реализации интеллектуальной продукции.

3. Экономический потенциал вуза определяется совокупностью и уровнем развития кадрового потенциала, материально-технической базы, в том числе и производственными площадями, социальной базы как одного из условий стабилизации трудового коллектива, организационно-экономического механизма управления вузом и финансовыми потоками.

4. Исходя из перечисленных факторов, основные направления обеспечения экономической безопасности вуза представляются как:

- развитие интеллектуально-производственного потенциала, включающего (в рамках настоящей концепции) состояние собственных производственных площадей и кадрового корпуса;

- экономическая эффективность деятельности вуза, оцениваемая финансовым результатом и эффективностью использования экономических ресурсов;

- финансовая стабильность вуза, включающая оценку наличия и состояния собственных и привлеченных средств, а также выполнение финансовых обязательств;

- перспективная стабильность, понимаемая в данной концепции как наличие и возможность удовлетворения спроса на интеллектуальную продукцию вуза;

- выполнение требований государственной аккредитации с предъявлением официального о ней решения органов управления высшим образованием.

5. Под управлением экономической безопасностью понимается управление деятельностью вуза по критериям экономической безопасности, формируемым в соответствии с факторами, изложенными в п. 4 настоящей концепции.

6. Для управления экономической безопасностью вуза формируется специализированная «Подсистема обеспечения экономической безопасности вуза» (СУЭБВ), максимально органично увязываемая с системой управления вузом.

7. Управление экономической безопасностью вуза осуществляется на основе функционально-целевого подхода, согласно которому общесистемные функции управления реализуются для достижения конкретных целей, обеспечивающих необходимый уровень экономической безопасности.

8. Измерительный механизм СУЭБВ является составной частью подсистемы и формируется из:

- системы измерителей, получаемых из статис-

тических источников, либо социальных экономических измерений (например, обмен выручки, текущие затраты и т. д.);

- системы показателей, формируемых, как правило, в виде экономических соотношений (рентабельность, себестоимость единицы продукции, норма прибыли);

- системы критериев, представляющих соотношение достигнутых величин показателей с плановыми, нормативными или базовыми значениями.

Для комплексной оценки уровня экономической безопасности вуза используется обобщающий критерий, учитывающий значения частных критериев оценки реализации факторов экономической безопасности.

9. Ухудшение положения вуза вызвано, как показывает анализ, в основном финансовыми причинами. В связи с чем вуз вынужден, помимо взимания платы за образовательные услуги и сдачи в аренду производственных площадей, прибегать к предпринимательской деятельности, а в ряде случаев и к финансовым операциям. Принимая во внимание наличие всевозможных финансовых рисков, связанных с рыночной деятельностью, вузу целесообразно организовать работу по резервированию средств. Резервирование средств должно осуществляться в соответствии с утверждаемым им самим нормативом, путем отчисления части средств от доходных рыночных операций.

10. В процессе рыночного функционирования у вуза, помимо бюджетных средств на расчетном счете, аккумулируются средства фонда накопления, резервные средства и средства от выполнения коммерческих операций. Такой подход позволяет вузу достичь максимального дохода от временно свободных средств, оставаясь при том добросовестным партнером - плательщиком.

11. В целях реализации крупных проектов по созданию интеллектуальной продукции рекомендуется при влечение заемных средств. Решение о займах (кредитах) является прерогативой Совета вуза и может быть принято только при наличии расчетов по эффективности их использования и обосновании графика возвратов средств. Основным критерием эффективности инвестиционной деятельности на заемной основе является текущее не превышение исходящих платежей над входящими.

12. Принимая во внимание важность проблемы управления финансами вуза, к основным факторам, определяющим создание СУЭБВ как специализированной подсистемы, можно отнести следующие:

- необходимость заработка средств в условиях хронического бюджетного дефицита;

- необходимость перехода к портфельному управлению инвестициями в государственном вузе;

- возрастание количества и интенсивности движения средств по финансовым потокам вуза;

- многообразие рыночных инструментов, используемых вузом для предотвращения инфляционных угроз;

- расширение сферы финансового маркетинга;

- необходимость роста специализированного высокопрофессионального кадрового корпуса, занятого управлением финансовыми потоками;

- высокая ответственность указанного кадрового корпуса за надежность, эффективность (доходность) финансовых и финансово-экономических операций перед коллективом вуза.

Указанные факторы предопределяют формирование специализированной подсистемы в вузе и институирование ее в виде некоторой организационной структуры (например, финансово-экономического департамента) в общей структуре управления вузом. Основной задачей такой структуры является привнесение в сложившуюся финансовую практику вуза рыночного арсенала финансово-экономических методов управления.

В своих дальнейших рассуждениях по поводу разработки модели системы СУЭБВ автор опирается на формирование системы управления в виде морфологической матрицы «функции - цели». По горизонтали этой матрицы располагаются целевые подсистемы, отвечающие за реализацию основных целей, а по вертикали - общесистемные (управленческие) функции) исполнение которых обеспечивает достижение целей.

В контексте исследования автор подразумевает такую систему управления, которая опирается на факторы экономического роста управляемой системы и ориентирована преимущественно на экономические результаты.

Поэтому выделены две крупные целевые подсистемы системы управления: «Развитие вуза» и «Функционирование вуза». При этом первая подсистема ориентирует вуз на уровень возвышающихся потребностей общества (отрасли, региона) и личности, а вторая - на использование возможностей и создание условий для развития первой.

Блок развития должен включать в себя, как минимум, три целевые подсистемы: одна ответственна за развитие средств производства (это целевая подсистема управления развитием материально-технической базы); вторая - за живой труд (целевая подсистема управления социальным развитием трудового коллектива); третья - за выполнение и совершенствование общих для системы экономического управления функций, которые мы будем называть общесистемными (целевая подсистема, в рамках которой развивается и совершенствуется хозяйственный механизм системы управления).

Блок «Функционирование вуза», ориентированный на рациональное использование потенциала вуза, также составляет целевые подсистемы, ответ-

ственные за создание и реализацию высококачественного и высокоэффективного интеллектуального или инженерно-технического продукта (товара), ценообразование, эффективное использование имеющихся в распоряжении вуза ресурсов в рамках установленных и действующих в вузе норм, нормативов и экономических правил.

Общая функционально-целевая структура системы управления вузом представляется в виде компактно сформированной матрицы, построенной по принципу «пересечения» функций И целей (см. таблицу 1). Что касается общесистемных функций, то их реализация достигается решением задач, состав которых приведен в этой же таблице.

В системе управления вузом имеют место меры, направленные на обеспечение экономической безопасности. Подсистема обеспечения экономической безопасности должна быть сориентирована на управление финансами вуза. Это означает, что целевые функции подсистемы должны обеспечивать управление финансовыми потоками как бюджетного, так и внебюджетного характера. Что же касается общесистемных функций СУЭБВ, то, по мнению автора, они должны быть идентичны с функциями системы управления вузом, за исключением функций «Финансирование и кредитование», поскольку СУЭБВ сама сориентирована на управление финансовыми потоками. Таким образом, «встраивание» модели СУЭБВ в систему управления вуза обеспечивается, во-первых, идентичностью общесистемных функций, а во-вторых, детализированным представлением функции «Финансирование и кредитование».

Согласно предложенной концепции экономической безопасности вуза, ее обеспечение осуществляется по направлениям, корреспондирующим с целевыми функциями системы управления (рисунок 1).

Организационное управление экономической безопасностью вуза может осуществляться специализированным финансово-экономическим департаментом (являющимися организационным отображением), в котором объединены соответствующие управления, отделы, секторы и т. д., основная их деятельность осуществляется в Финансово-экономической сфере. Общая структура измерительного механизма экономической безопасности вуза представляется в следующем виде:

а) система измерителей, результатов, затрат, отдельных количественно определенных факторов;

б) система показателей, позволяющих производить операцию сопоставления измеряемых факторов с целью получения их удельных значений;

в) система критериев оценки показателей, позволяющих определить их достигнутый уровень за анализируемый период времени или на перспективный период;

Таблица 1

Функционально-целевая структура системы экономического управления вузом

Целе вые

подсистемы

(ЦПС)

Общесистемные функции

1

Управление развитием потенциала

Управление

развитием

материально-

технической

базы

2

Управление орга низационн о-

экономически м развитием 3

Управление

социальным

развитием

трудового

коллектива

4

Управление функционирование производства

Упра вление производство м и реализацией

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление

эффективность

ю

использова ния ресурсов 6

Управление

качеством

7

Прогнозирова ние и планирование

Прогнозирова ние и планирование материальнотехнической базы

Прогнозирова ние и

планирование орга низацион-но-экономи-ческого ра звития

Прог нозирова ние и

планирование социального развития тру дов ог о коллектива

Прогнозирова ние и

планирование производства и реализации

Прогнозирова ние и

планирова ние эффективности использования ресурсов

Прогнозиро вание и планирование

качества продукции и услуг

1

2

3

4

5

6

7

Финансирование и

кредитование

Финансирование и

кредитование

развития

материально-

технической

базы

Финансирование и

кредитование орга низацион-но-кономичес-кого развития

Финансирован ие и

кредитование социального развития тру дов ог о коллектива

Финансирован ие и

кредитование производства и реализации

Финансирован ие и

кредитование

эффективности

использования

ресурсов

Финансирование и кредитование мероприятий по повышению качества

продукции и услуг

Организация и

оперативное

управление

Организация и оперативное управление развития материальнотехнической базы

Организация и оперативное управление орга низацион-но-кономичес-кого развития

Организация и

оперативное

управление

социальным

развитием

тру дов ог о

коллектива

Организация и оперативное управление производством и

реализацией продукции и услуг__________

Организация и оперативное управление эффективностью

использования

ресурсов

Организация и оперативное

управление качеством продукции и услуг______

Отчет и отчетность

Анализ и оценка

Учет и

отчетность по развитию материальнотехнической базы Анализ и оценка развития материальнотехнической базы

Учет и

отчетность по

организацион-

но-кономичес-

кому развитию

производства

Анализ и

оценка

организацион-но-кономичес-кого развития

Учет и

отчетность по

социальному

развитию

тру дов ог о

коллектива

Анализ и

оценка

социального

развития

тру дов ог о

коллектива

Учет и

отчетность по производству и реализации ПСВТ

Анализ и оценка производства и реализации продукции и услуг

Учет и

отчетность по эффективности использования ресурсов

Анализ и оценка

Учет и отчетность по качеству продукции и услуг

Анализ и оценка

эффективн ости каче ства использования продукции ресурсов и услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оплата и стимулирование

Оплата и стимулирование трудового коллектива за развитие материальнотехнической базы

Оплата и стимулирован ие за

орга низационн о-

экономическо е развитие

Оплата и стимулирование существле-ния

мероприятий

по

социальному

развитию

трудового

Оплата и стимулирование за

производство и реализацию

Оплата и стимулирование за

эффективность

использования

ресурсов

Оплата и стимул иро-вание за качество продукции и услуг

г) критериальная база сравнения того или иного показателя, в качестве которой могут быть выбраны:

- постоянная база сравнения, например достигнутый уровень показателя в таком-то году;

- переменная база сравнения (текущий индекс изменения по сравнению с прошлым периодом);

- аналогичная база (сопоставление с организацией - аналогом вуза);

- усредненная база сравнения, например среднее значение по группе

вузов;

- целевая база сравнения, Формирующаяся как целевой норматив для данного вуза.

Основным требованием к измерительному механизму экономической безопасности является информационная обеспеченность, ясность и экономическая определенность измерений и оценок, относительная простота получения исходной информации, ее достоверность и исходная непротиворечивость.

Эффективность деятельности вуза - социальноэкономическая категория, отражающая производственные отношения по поводу удовлетворения общественных потребностей и личности в подготовке кадров, образовании и исследованиях посредством имеющегося и развивающегося потенциала при максимальной экономии общественных ресурсов и получении за ее счет максимальной прибыли, направляемой на цели саморазвития.

Эффективность деятельности вуза имеет два основных аспекта:

- народно-хозяйственная эффективность, целевая задача которой состоит в удовлетворении потребности личности в образовании, подготовке специа-

листов нужной квалификации и профиля и получений новых знаний и научных результатов, которые в своей совокупности обеспечивают стабильные темпы экономической полезности использования их в народном хозяйстве;

- хозрасчетная эффективность, целевая задача которых сводится к выполнению договорных обязательств, а экономическая суть - к получению максимальной прибыли в расчете на единицу затрат экономических ресурсов.

Такая постановка позволяет представить эффективность с учетом общественных, коллективных и личных интересов в виде структуры (матрицы интересов), представленной на рисунке 2.

Автор описывает систему уравнений, которая, по его мнению, достаточно полно устанавливает суть определения эффективности деятельности вуза. Для удобства представления расчетного инструментария в соответствии со структурой направлений оценки экономической безопасности и отделения показателей, определяемых на основе данных бухгалтерского баланса, от показателей экономической эффективности автор строит матрицу классификации групп финансовых коэффициентов по показателям экономической эффективности и финансовой стабильности.

Сформулированные автором положения отражают одну из идей нового хозяйственного механизма, а именно: «обеспечение единства и целостности вуза при многообразии форм хозяйственных отношений».

Множество вариантов организации хозяйственных отношений, считает автор. может быть эволю-ционно сгруппировано в три крупные и относитель-

но самостоятельные комбинации.

Первая комбинация состоит в том, что «распределение моделей» хозяйственных отношений осуществляется по крупным внутри хозрасчётным подразделениям (блокам), например:

- «Учебный сектор» (блок «Учеба»);

- «Научно-исследовательский сектор» (блок «Наука»);

- «Обеспечивающие подразделения» (блок «Услуга»).

Вторая комбинация является развитием первой и предполагает «распределение моделей» хозяйственных отношений между подразделениями внутри хозрасчетных блоков. В этом случае с утверждением организационной структуры вуза руководство утверждает вид модели для этих подразделений.

Третья комбинация является логическим развитием первых двух и полностью реализует схему внутри вузовских отношений.

Комплексная экономическая модель, наряду с образованием хозрасчетных фондов, предполагает распределение этих фондов на централизованную часть (фонды трудового коллектива вуза в целом), на распределенную часть (фонды трудовых коллективов подразделений) и индивидуальные фонды потребления.

Основной целью системы бюджетирования в вузе является повышение его конкурентоспособности на основе разработки эффективного механизма управления финансовыми, производственными и трудовыми ресурсами. Базой для составления бюджета являются целевые показатели, установленные ректором университета, а также контрольные показатели Министерства образования и науки РФ на плановый период и сформированные на их основе планы работ структурных подразделений на предстоящий год.

Говоря о бюджетировании вуза, автор вовсе не исключают реализацию такой функции как планирование. Комплексное планирование социальноэкономического развития вуза должно осуществляться в целях обеспечения экономической безопасности вуза.

Планирование деятельности вуза по прямым заказам предприятий и организаций, равно как и доля государственного заказа в плане экономического и социального развития, независимо от вида деятельности (учебной или научной) является исключительным правом вуза как и право на реализацию и возмещение без ограничений в пределах финансовых возможностей вуза и с согласия трудового коллектива затрат на социально-производственные и социально-бытовые условия труда и жизни работников.

План вуза должен учитывать задачи, связанные с удовлетворением потребностей отрасли в продукции вуза, а также в потребностях, связанных с развитием самого вуза на ближайшую и дальнейшую перспективу. Планирование деятельности вуза должно осуществляться по двум формам:

- централизованной, выступающей в виде государственного (отраслевого) заказа на учебно-педагогическую и научно-техническую продукцию;

- децентрализованной, выступающей в виде прямых заказов конкретных предприятий и организаций на его продукцию.

Исходные данные планирования включают контрольные цифры на прием студентов и номенклатуру специальностей по годам и формам обучения; прием и номенклатуру специальностей подготовки научных работников в аспирантуре и докторантуре; объем (в стоимостном выражении) хоздоговорных НИОКР; размеры переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли и народ-

ного хозяйства; объем (в стоимостном выражении) платных услуг вуза, предоставленных предприятиям, организациям и населению; объем валютной выручки; показатели учебно-научно-производственного и социального уровня развития вуза.

При разработке плана вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает научно-обоснованные прогрессивные нормы и нормативы, направленные на рост социально-экономической эффективности, финансовой, кадровой стабильности, а также нормативы качества товарной продукции, коллективного и индивидуального труда.

Перспективы собственного развития вуза должны определяться из имеющихся эталонов развития (передовые вузы, зарубежные аналогичные организации и т. п.) собственного научно-педагогического потенциала трудового коллектива.

Комплексный план мероприятий разрабатывается по форме, в которой сформулированы требования к мероприятиям, главное из них - количественная временная, результативная и затратная определенность мероприятий, необходимость четкого установления меры полезности данного мероприятия и величины затрат труда и средств для его реализации.

Становление рыночных отношений в образовательной сфере предъявляет ряд новых требований к стратегическому развитию вуза как единому учебно-научному и производственному комплексу. Одним из направлений этой стратегии является формирование принципиально нового блока системы экономических отношений в высшем учебном заведении, а именно: блока инновационного предпринимательства, т. е. молодежного бизнес-инкубатора. Суть его состоит в том, чтобы наряду с академической деятельностью - подготовкой научно-педагогических и инженерных кадров и проведением диссертациионных исследований - вуз осуществлял бы предпринимательскую деятельность, ориентированную на использование своего научнотехнического потенциала с целью:

- дальнейшего углубления интеграции образования, науки и производства;

- содействия развитию малого и среднего предпринимательства;

- подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента;

- расширения экономических возможностей высшего учебного заведения по при влечению внебюджетных источников финансирования.

В силу технологических особенностей в вузе могут образоваться свободные средства. Это прежде всего резервные средства, размер которых определяется оценками вероятностей появления и величины кассовых разрывов. «Превращение» резерв-

ных средств во временно свободные средства тем вероятнее, чем лучше и надежнее функционирование вуза.

Потенциально возможны ситуации, когда в системе вузов образуются временно свободные средства, которые необходимо использовать для получения дополнительного дохода. Речь идет о формировании так называемого вторичного инвестиционного портфеля, основной задачей управления которым является получение максимально возможной доходности от вложения средств при соблюдении готовности вуза к необходимым платежам. Предложенный критерий текущей эффективности инвестиций вуза в доходные проекты, образуемых за счет кредитов, позволяет сформировать структуру инвестиционного портфеля, при которой доходы от реализуемых проектов покрывают затраты на обслуживание долга и его погашение, не ухудшая критерий экономической эффективности деятельности вуза.

Помимо традиционных способов аккумулирования средств, целесообразно использовать механизм, основанный на организации облигационных займов. При этом эмитентом облигаций является учрежденный фонд, а надежность обслуживания займов обеспечивается гарантиями учредителей вплоть до предоставления бюджетных гарантий региона в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. По мнению автора, с развитием рыночных отношений практика привлечения средств в виде займов и кредитов будет расширяться, тем более что возможности для этого есть.

Для адаптации, выживания и развития в новых условиях вузы должны не только постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на нем, но и прогнозировать его развитие, разрабатывать возможности вариативного поведения в будущем, учитывая изменения внешней среды. Тем самым будут реализовываться стратегические подходы к управлению вузом, которые, к сожалению, до сих пор не только не формализованы в виде практических рекомендаций по их внедрению в вузе, но и в целом теоретически не оформлены.

Примечание

1 Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность 08.00.05

- Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями. отраслями, комплексами: сфера услуг). Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации. М., 2007.

Demidov S. R.

METHODOLOGICAL BASICS AND ECONOMIC SAFETY PROVISION OF HIGHER

INSTITUTION

The article substantiated theoretical \ methodological basis and mechanism to ensure the economic security of the university. Keywords: Economic security of the university, theoretical and methodological foundations of economic security of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.