Научная статья на тему 'Внедрение модуля «Бюджетирование» в системе управленческого учета вуза'

Внедрение модуля «Бюджетирование» в системе управленческого учета вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ОПЕРАЦИОННЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / OPERATIONAL AND INVESTMENT TARGET PROGRAMS / БЮДЖЕТЫ / BUDGETS / ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PLANNING OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES / БЮДЖЕТНАЯ КОМИССИЯ / BUDGETARY COMMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева О.В.

Изменение внешних и внутренних условий функционирования вуза требует соответствующей трансформации его экономики на основе разработки и внедрения системы бюджетирования. В настоящей работе охарактеризована информационная модель организации процесса бюджетирования в вузе на основе программно-целевого подхода. Сформулированы принципы бюджетирования как модуля системы управленческого учета в высших учебных заведениях, определены функции бюджетирования в вузе, обоснованы этапы его внедрения. Предложены процедуры формирования плановых и отчетных бюджетов доходов, расходов и движения денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes of external and internal operating conditions of higher education institution demand the corresponding transformation of its economy on the basis of development and deployment of the budgeting system. In this work information model of the organization of budgeting processing in higher education institution is being characterized on the basis of program and target approach. The principles of budgeting as a module of system of management accounting in higher educational institutions are formulated, budgeting functions in higher education institution are defined, and the stages of its introduction are proved. The formation procedures of planned and reporting budgets of the income, expenses and cash flow are offered.

Текст научной работы на тему «Внедрение модуля «Бюджетирование» в системе управленческого учета вуза»

Библиографический список

1. Боддырев Д. С. Экономический анализ финансовых вложений в условиях высокой инфляции как фактор инвестиционной активности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 20 (275). - С. 24-31.

2. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: поня-

тия, алгоритмы, показатели. - М. : Проспект : КНОРУС, 2010. - 768 с.

3. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Финансовый результат как цель бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. -2010. - № 21.

4. Шароватова Е. А. Концепция современного развития управленческого учета : моногр. - М. : Финпресс, 2011. -С. 225.

Ковалева О. В.,

к. э. н., доцент, профессор кафедры

«Аудит»

ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЯ «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ» В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ВУЗА

УДК 657.1

Аннотация

Изменение внешних и внутренних условий функционирования вуза требует соответствующей трансформации его экономики на основе разработки и внедрения системы бюджетирования. В настоящей работе охарактеризована информационная модель организации процесса бюджетирования в вузе на основе программно-целевого подхода. Сформулированы принципы бюджетирования как модуля системы управленческого учета в высших учебных заведениях, определены функции бюджетирования в вузе, обоснованы этапы его внедрения. Предложены процедуры формирования плановых и отчетных бюджетов доходов, расходов и движения денежных средств.

Ключевые слова

Бюджетирование, управленческий учет, операционные и инвестиционные целевые программы, бюджеты, план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетная комиссия

Конкурентоспособность российских вузов в современных условиях обеспечивается путем реализации стратегий повышения качества образовательных услуг и эффективности использования различных видов ресурсов. Действующее законодательство [1, 2 и др.] изменило механизм финансового обеспечения вузов, расширило их права по распоряжению закрепленным имуществом, субсидиями на выполнение

государственного задания и средствами от приносящей доход деятельности. В настоящее время бюджетные учреждения функционируют в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Данный документ устанавливает взаимосвязь между целями деятельности вуза, формализованными в виде совокупности количественных и качественных показателей, и объемом финансовых ресурсов, необходимых для

их достижения. Такое изменение внешних и внутренних условий функционирования вуза требует соответствующей трансформации его экономики на основе разработки и внедрения системы бюджетирования.

В экономической литературе можно выделить несколько точек зрения на содержание понятия бюджетирования. Е. В. Акчурина, Л. П. Солодко и А. В. Ка-зин рассматривают бюджетирование как метод управления, выполняющий за свой цикл несколько важных функций: планирования деятельности предприятия в целом и его подразделений; суммирования и анализа всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; просчета вариантов плана; внесения корректив; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей с учетом меняющихся условий [13, с. 236]. И. Б. Немировский и И. А. Ста-рожукова определяют бюджетирование как управленческую технологию, предназначенную для финансового планирования деятельности компании, выработки оптимальных решений и контроля достижения финансовых целей. Они утверждают, что бюджетирование включает бизнес-процессы составления финансовых планов, план-факторного анализа их исполнения и, в случае необходимости, пересмотра бюджетов компании [8, с. 95]. Л. С. Шаховская, В. В. Хохлов и О. Г. Кулакова ограничивают сферу бюджетирования рамками информационной системы внутрипроизводственного управления, использующей определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами [5, с. 21]. О. Е. Николаева и Т. В. Шишкова характеризуют бюджетирование как детализированный уровень планирования, представляющий собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации. В то же время они допускают и более широкую

трактовку этого термина как целостной системы выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов будущих операций компании и контроля исполнения этих планов, то есть по сути как системы внутреннего финансового управления [9, с. 139].

По мнению В. Б. Ивашкевича, бюджетирование можно характеризовать как процедуру согласования притоков и оттоков активов, участвующих в производственно-хозяйственной деятельности организации. Бюджетирование в отличие от планирования всегда осуществляется в стоимостной оценке и в большей степени использует методы прогнозирования. В современном представлении его следует интерпретировать не только как процесс, технологию составления различных бюджетов и согласования их совокупности, но и как систему последующего контроля за исполнением бюджетов на различных уровнях управления предприятием [7, с. 418].

Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер и Ш. Да-тар называют бюджетирование широко распространенным инструментом

управленческого учета, используемым для планирования и контроля в организациях. Бюджетные системы помогают менеджерам увидеть перспективу деятельности. Смотря в будущее и осуществляя планирование, можно предупреждать возможные проблемы до того, как они возникли [15, с. 248].

И. В. Аверчев и Д. Г. Слиньков рассматривают бюджетирование как часть системы управленческого учета. В предложенных ими рекомендациях по ее внедрению в коммерческих организациях сформулированы цели, задачи и основные принципы бюджетирования, разработана бюджетная модель компании, приведено описание бюджетных форм отчетности [3, с. 425-441; 10, с. 64-79]. Тем самым они подчеркивают, что в системе бюджетирования объ-

единяются функции планирования, учета и контроля. Применительно к системе управленческого учета вуза Е. М. Егоровой исследована организационно-методологическая модель функционального стратегического бюджетирования, ориентированного на результат. По ее мнению, функциональное стратегическое бюджетирование, являясь составной частью важной функции управления - планирования, представляет собой процесс разработки, контроля, текущей корректировки и оценки исполнения бюджетов различных бизнес-процессов, видов деятельности и структурных подразделений вуза, а также консолидированного бюджета в целом [6, с. 177-178].

Автором система управленческого учета вуза определяется как подсистема бухгалтерского учета, обеспечивающая формирование и отражение во внутренней отчетности учреждения данных о состоянии, динамике ресурсов и результатов деятельности путем обобщения плановой, фактической и аналитической информации как в целом по вузу, так и по отдельным сегментам деятельности для принятия решений на различных уровнях управления [14, с. 17]. Анализ особенностей образовательных процессов, организационных структур вузов и задач, стоящих перед ними, позволил выделить ряд модулей, формирующих систему управленческого учета вуза: нормирование, ценообразование, бюджетирование, системный учет доходов и расходов, внутреннюю отчетность, информационное обеспечение управленческих решений по инвестициям и финансовым вложениям, систему сбалан-

сированных показателей. Модуль «Бюджетирование» представляет совокупность процедур и методов формирования плановых и отчетных бюджетов, содержащих экономически обоснованную и документально оформленную систему основных показателей, ориентированных на достижение целей организации и обеспечивающих ответственность управленческого персонала за эффективное использование всех видов ресурсов.

В экономической литературе [8, 12, 13 и др.] подробно охарактеризованы цели и функции бюджетирования, подходы к бюджетированию, типы и виды бюджетов, порядок их формирования и контроля исполнения применительно к коммерческим организациям. Е. М. Егорова разработала общую схему бюджетной структуры вуза в рамках функционального стратегического

бюджетирования, ориентированного на результат, сформулировала основные принципы и функции, использование которых в управленческом учете позволяет сформировать многофункциональную и эффективную систему управления вузом [6, с. 177-196].

По нашему мнению, для достижения краткосрочных целей в рамках тактического (текущего) бюджетирования в вузах целесообразно использовать программно-целевой подход. Информационная модель организации процесса текущего бюджетирования в вузе, основанная на таком подходе, представлена на рисунке 1. Целевые программы и бюджеты, указанные в модели, формируются в двух форматах: плановом (прогнозном) и отчетном.

Рисунок 1 - Информационная модель организации процесса текущего бюджетирования

в вузе на основе целевых программ

В составе основных принципов функционирования бюджетирования как модуля системы управленческого учета в высших учебных заведениях можно выделить следующие:

- унификацию всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки бюджетов для центров финансовой ответственности и вуза в целом с учетом особенностей его хозяйственной деятельности;

- совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной отчетности;

- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными формами бюджетов;

- обеспечение возможности составления сводных бюджетов;

- непрерывность процедуры составления бюджетов, предусматривающую регулярный пересмотр и корректировку ранее сформированных бюджетов на новый период, не ожидая завершения действующего.

Система бюджетирования в вузах выполняет три основные функции:

- функцию планирования, обеспечивающую решение задач распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении вуза, исходя из целей его деятельности. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности учебного заведения, все доходы и расходы приобретают денежное выражение;

- функцию учета показателей бюджетов и формирования отчетных форм, отражающих фактическое выполнение показателей бюджета на основе данных управленческого учета;

- функцию анализа, которая направлена на сопоставление фактических данных с плановыми показателями на любом этапе процесса бюджетирования, выявления отклонений и последующей корректировки плановых бюджетов.

Для внедрения модуля «Бюджетирование» в систему управленческого учета учебного заведения необходима подготовка регламента, описывающего процесс, процедуры и технологию бюджетирования, а также его организационное обеспечение. Функции управления бюджетным процессом осуществляются бюджетной комиссией. Ее состав утверждается решением Ученого совета вуза. Она является постоянно действующим органом, который изучает внешние и внутренние факторы, влияющие на текущее развитие учебного заведения, и подготавливает проекты финансовых планов, вырабатывает меры по ликвидации дефицита бюджета. Решения бюджетной комиссии утверждаются ректором вуза и являются обязательными к исполнению всеми участниками процесса бюджетирования.

Исполнительным органом, который реализует решения бюджетной комиссии и организует мероприятия по их выполнению, является структурное подразделение вуза, осуществляющее управленческий учет. Основными задачами такого подразделения являются:

- методическое обеспечение процесса бюджетирования, направленного на формирование бюджета доходов (БД), бюджета расходов (БР), бюджета общехозяйственных расходов (БОР), бюджета движения денежных средств (БДДС) и бюджета инвестиций (БИ) центров финансовой ответственности и вуза в целом, отражающих различные направления деятельности и их источники финансирования на основе целевых программ;

- формирование уточненных бюджетов на основе скорректированных целевых программ, изменяемых в связи с производственной необходимостью с помощью извещений о корректировке таких программ;

- учет фактического исполнения показателей БД, БР, БОР, БДДС и БИ центров финансовой ответственности и

вуза в целом и формирование отчетных бюджетов;

- анализ отклонений, выявленных в процессе выполнения бюджетов и уточнение текущих бюджетов с целью реализации задач тактического развития вуза;

- организация контроля за формированием и выполнением операционных и инвестиционных целевых программ по центрам финансовой ответственности и вузу в целом;

- разработка и внедрение программных средств, позволяющих автоматизировать процедуры процесса бюджетирования;

- формирование обоснованного плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) вуза в соответствии с форматом, установленным учредителем, уточнение его на основе достоверного анализа внешних и внутренних факторов и своевременное обеспечение доступности показателей ПФХД.

Сводные бюджеты вуза формируются на текущий финансовый год в январе наступившего года в разрезе источников финансирования: субсидий на выполнение государственного задания и средств от деятельности, приносящей доход. Корректировка бюджетов осуществляется поквартально. В сентябре текущего финансового года формируются сводные бюджеты учебного заведения по деятельности, приносящей доход, на следующий учебный год. Это обстоятельство определяет необходимость существенной корректировки сводных бюджетов вуза на текущий финансовый год. Уточняются бюджеты и ПФХД по состоянию на 31 декабря текущего финансового года.

Можно выделить следующие основные этапы внедрения модуля «Бюджетирование» в вузе:

первый этап: подготовка вспомогательных бюджетных документов на бумажных и машинных носителях и формирование на их основе БД, БР,

БОР, БДДС и БИ по центрам финансовой ответственности и вузу в целом по деятельности, приносящей доход, на учебный год;

второй этап: внедрение процедур корректировки вспомогательных бюджетных документов на бумажных и машинных носителях и формирование уточненных бюджетов по центрам финансовой ответственности и вузу в целом по деятельности, приносящей доход, на учебный год;

третий этап: внедрение процедур подготовки вспомогательных бюджетных документов на бумажных и машинных носителях и формирование на их основе БД, БР, БОР, БДДС и БИ по центрам финансовой ответственности и вузу в целом за счет средств субсидий на выполнение государственного задания и плана финансово-хозяйственной деятельности вуза, а также формирование поквартальных отчетов об исполнении бюджетов;

четвертый этап: внедрение процедур формирования сводных бюджетов вуза за счет субсидий на выполнение государственного задания и средств от деятельности, приносящей доход, и внедрение процедур формирования отчетов об исполнении целевых программ.

В процессе функционирования системы бюджетирования сроки разработки вспомогательных бюджетных документов на очередной финансовый или учебный год, ответственные за выполнение этих процедур, а также сроки и ответственные за формирование и корректировку плановых бюджетов, составление отчетных бюджетов устанавливаются отдельным приказом ректора. В случае изменения организационной структуры и масштабов деятельности вуза необходимо вносить изменения в состав бюджетов, дополнительно разрабатывать вспомогательные бюджетные документы и внедрять процедуры бюджетирования по формированию бюджетов центров финансовой ответственности.

Сводный бюджет доходов учебного заведения включает бюджеты доходов центров финансовой ответственности, оказывающих образовательные услуги по программам среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), дополнительного профессионального образования (ДПО), а также выполняющих другие виды работ и услуг, указанных в учредительных документах вуза. Названные бюджеты формируются на основе справок о доходах будущих периодов по ВПО и СПО, заявок на образовательные услуги ДПО, заявок на научные хоздоговорные работы и другие виды работ и услуг. Форма такого бюджета представляет таблицу, отражающую виды доходов, суммы планируемых доходов на финансовый (учебный) год и их поквартальное распределение.

Сводный бюджет расходов вуза включает бюджет общехозяйственных расходов и бюджеты расходов центров финансовой ответственности, оказывающих образовательные услуги по соответствующим программам, а также выполняющих другие виды работ и услуг, указанных в учредительных документах. Названные бюджеты формируются на основе операционных программ. Форма бюджета представляет таблицу, отражающую виды прямых, накладных, общехозяйственных расходов соответственно, суммы планируемых расходов на финансовый (учебный) год, а также их поквартальное распределение.

Сводный бюджет движения денежных средств вуза объединяет показатели бюджетов движения денежных средств по центрам финансовой ответственности. Бюджет движения денежных средств состоит из двух частей: планируемые поступления и планируемые платежи и выплаты. Для определения планируемых поступлений за бюджетный период используется информа-

ция из бюджетов доходов, данные о реализации образовательных услуг по различным образовательным программам по предоплате или с рассрочкой платежа. Планируется также поступление средств из других источников, например, продажа активов. Суммы планируемых платежей определяются на основе операционных программ, описывающих виды движения денежных средств, суммы и периоды времени. Форма бюджета представляет таблицу, отражающую виды поступлений и выплат, их стоимостное выражение на финансовый (учебный) год и их поквартальное распределение.

Сводный бюджет инвестиций вуза включает показатели бюджетов инвестиций центров финансовой ответственности. Указанные бюджеты формируются на основе инвестиционных программ. Форма бюджета представляет таблицу, отражающую наименование инвестиционных мероприятий, стоимостное выражение планируемых расходов (выплат) на финансовый (учебный) год, поквартальное распределение указанных расходов (выплат) и источники их финансирования (фонд развития учебного заведения или фонды развития центров финансовой ответственности).

Вспомогательные бюджетные документы включают справки, заявки на оказание образовательных услуг по программам ДПО и заявки на выполнение других видов работ и услуг, операционные и инвестиционные целевые программы. Они формируются для достижения конкретных целей руководителями центров финансовой ответственности. В случае производственной необходимости указанные программы ими корректируются.

Под центром финансовой ответственности понимается сегмент, вид деятельности (подразделение) вуза, возглавляемый руководителем, который несет ответственность за доходы и расходы по нему. Вуз оказывает образова-

тельные услуги в соответствии с программами среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также осуществляет подготовку кадров высшей квалификации. Наряду с образовательной деятельностью в учебном заведении ведется научно-исследовательская работа, организуется питание студентов и сотрудников, оказываются спортивно-оздоровительные услуги и т. п. Указанные направления деятельности вуза реализуются через функционирование определенных

структурных подразделений. На основе организационной структуры вуза разрабатывается его финансовая структура, которая представляет собой совокупность центров финансовой ответственности. В качестве таких центров могут рассматриваться: деятельность по осуществлению программ высшего или дополнительного образования, филиалы вуза, издательско-полиграфический комплекс, комбинат общественного питания, спортивно-оздоровительный комплекс и др. Степень детализации центров финансовой ответственности должна быть достаточной для принятия обоснованных решений по управлению ими и определяться особенностями организационной структуры конкретного вуза и масштабами его деятельности.

Операционные целевые программы отражают закупки услуг, материалов, основных средств стоимостью до 40 тыс. руб. за единицу и обеспечивают процесс текущей деятельности соответствующих центров финансовой ответственности вуза. В инвестиционных целевых программах указываются мероприятия по закупке основных средств стоимостью свыше 40 тыс. руб. за единицу, строительству зданий и сооружений. Проекты названных целевых программ, подготовленные руководителями центров финансовой ответственности, в установленные сроки представляются в бюджетную комиссию учебного заведения для рассмотрения, анализа и кор-

ректировки в случае необходимости. Согласованные целевые программы утверждаются ректором и передаются в структурное подразделение, осуществляющее управленческий учет, для формирования соответствующих бюджетов. Перечень целевых программ головного вуза устанавливается исходя из организационной структуры вуза и функций его подразделений.

Для удобства составления и корректировки целевых программ, учета и контроля их исполнения целесообразно введение единой системы кодирования. Код операционной программы начинается с единицы, а инвестиционных программ - с двойки. Две последующие цифры указывают подразделение (головной вуз или филиал), следующие две цифры - номер центра финансовой ответственности головного вуза или нули - в случае филиала. Следующие две цифры отражают порядковый номер программы. Последняя цифра указывает номер сценария.

Учет фактических показателей БД, БР, БОР, БДДС и БИ по центрам финансовой ответственности и учебному заведению в целом осуществляется структурным подразделением, ответственным за ведение управленческого учета. Ежеквартально формируются отчеты о выполнении бюджетов, устанавливаются отклонения, анализируются причины выявленных отклонений и осуществляется корректировка бюджетов.

Базовым показателем в процессе составления бюджета доходов по образовательным услугам сверх государственного задания является планируемый контингент обучающихся в учебном или финансовом году. Для расчета доходов в разрезе образовательных программ рекомендуется использовать следующую формулу:

ОД = ПКО х ПО, где ОД - объем доходов по программе, руб.; ПКО - планируемое количество обучающихся по программе, чел.; ПО - плата за обучение, руб.

На основе автоматизированного расчета доходов будущих периодов, производимых в структурном подразделении, осуществляющем управленческий учет, формируется справка о планируемых доходах на финансовый (учебный) год в разрезе программ ВПО и СПО отдельно головного вуза и филиалов, а также в разрезе факультетов, курсов обучения, специальностей и направлений подготовки.

Базовым показателем при формировании бюджета доходов по образовательным услугам в пределах государственного задания является размер субсидий, который устанавливается учредителем на финансовый год, исходя из норматива затрат и количества оказываемых образовательных услуг.

Доходы по дополнительному образованию рассчитываются в заявке на оказание образовательных услуг. В этом документе в разрезе видов образовательных услуг (повышение квалификации продолжительностью до 72 часов, повышение квалификации от 72 часов до 100 часов, повышение квалификации свыше 100 часов, свыше 500 часов и свыше 1000 часов) в хронологическом порядке отражается наименование программы, количество обучаемых, стоимость обучения, месяц и сумма оказываемых образовательных услуг, месяц и объем денежных средств, которые поступают в оплату за оказанные услуги. На основе такой заявки автоматизированным способом формируется бюджет доходов центра финансовой ответственности, оказывающего услуги дополнительного образования. При этом доходы рассчитываются по методу начисления по видам образовательных программ, указанным в заявке в целом за год и поквартально.

Доходы по другим услугам и работам (научно-исследовательские работы, спортивно-оздоровительные услуги, услуги общественного питания, издательские и др.) рассчитываются во вспомо-

гательных бюджетных таблицах, которые отражают планируемые услуги (продукцию) в натуральном выражении, планируемые цены и соответственно планируемые доходы. Эти документы составляются руководителями центров финансовой ответственности и утверждаются ректором вуза.

Бюджеты расходов составляются по центрам финансовой ответственности, реализующим различные образовательные программы, а также по видам расходов: прямые, накладные и общехозяйственные. В составе прямых расходов выделяются расходы на оплату труда профессорско-преподавательского состава (1111С), платежи в государственные внебюджетные фонды по заработной плате ППС, вознаграждение преподавателям, работающим по договорам гражданско-правового характера, и расход материалов, используемых непосредственно в учебном процессе. В состав планируемых накладных расходов включаются расходы на оплату труда обслуживающего персонала, платежи в государственные внебюджетные фонды по заработной плате этой категории работающих, командировочные расходы ППС, коммунальные платежи, расходы по аренде помещений, расходы на приобретение используемых в подразделениях, обслуживающих учебный процесс, материалов и основных средств стоимостью до 40 тыс. руб. за единицу, амортизация основных средств стоимостью свыше 40 тыс. руб. за единицу, расходы на периодическую печать и библиотечный фонд. Планируемые общехозяйственные расходы объединяют расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, платежи в государственные внебюджетные фонды по заработной плате данной категории работающих, их командировочные расходы, расходы на приобретение материалов и основных средств до 40 тыс. руб. за единицу общехозяйственного назначения, амортизацию ос-

новных средств общехозяйственного назначения стоимостью свыше 40 тыс. руб. за единицу, услуги связи, расходы на рекламу уставной деятельности, прочие расходы.

Планирование расходов на оплату труда персонала учебного заведения и платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется в разрезе категорий сотрудников на основе показателей их численности и окладов. Расчет численности профессорско-преподавательского состава производится на основе информации об общей учебной нагрузке кафедр и планируемой нагрузке на одного преподавателя. Кроме того учитывается соотношение между контингентом обучающихся студентов и количеством преподавателей. На основе рассчитанного количества преподавателей и составленного штатного расписания кафедр определяется размер фонда оплаты труда ППС. Он включает оплату труда в размере окладов, исходя из почасовой оплаты, и сумму стимулирующих выплат. Оклады каждым вузом формируются самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых ресурсов и рекомендаций учредителя.

Фонд оплаты труда остальных категорий работников учебного заведения определяется исходя из штатного расписания. Оклады сотрудникам вузом устанавливаются самостоятельно исходя из наличия финансовых ресурсов и уровней профессионально-квалификационных групп. В фонд оплаты труда включаются также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Командировочные расходы сотрудников планируются в разрезе центров финансовой ответственности по их заявкам. Их размер устанавливается вузом самостоятельно исходя из потребностей.

Для формирования бюджета расходов по программам ДПО используется информация заявки на дополнительные образовательные услуги и данные о

планируемой структуре расходов. В разрезе каждой программы рассчитываются прямые и накладные планируемые расходы. Затем прямые расходы группируются по видам программ и поквартально, а накладные расходы объединяются поквартально.

Бюджет движения денежных средств в части поступления денежных средств формируется на основе данных заявки по показателям, отражающим сумму и период оплаты за оказываемые образовательные услуги. Второй раздел этого бюджета характеризует направления планируемых выплат. При его составлении принимаются следующие допущения: если фактические расходы на заработную плату работников вуза и платежи в государственные внебюджетные фонды планируются в п-м месяце, то движение денежных средств по указанным расходам отражается в месяце п + 1. Исключение составляет декабрь. В этом месяце период начисления и выплаты совпадает. Выплаты по другим статьям расходов соответствуют периоду их осуществления. Отдельную позицию в выплатах занимает внутреннее перемещение денежных средств: отчисления в фонд развития учебного заведения, отчисления в фонд материального поощрения вуза, отчисления в фонд развития центра финансовой ответственности, оказывающего дополнительные образовательные услуги. Указанные статьи выплат будут являться статьями доходов в других бюджетах движения денежных средств. При формировании сводного бюджета движения денежных средств они отражаться не будут, поэтому для удобства эти показатели указываются в таблице бюджета другим шрифтом.

Для формирования бюджетов доходов по филиалам вуза используются справки, отражающие начисление доходов будущих периодов по образовательным услугам исходя из контингента студентов по состоянию на начало

учебного года. В этих документах начисление доходов производится равномерно в течение всего учебного года, и указываются итоги планируемых доходов поквартально по принципу начисления. В бюджете доходов филиала могут указываться также доходы по дополнительному образованию.

Бюджеты расходов по филиалам вуза формируются в разрезе планируемых расходов на основе операционных целевых программ. Планируемые расходы группируются по кодам КОСГУ. Отдельно отражаются прямые расходы по видам образовательных услуг и накладные расходы. Если филиал оказывает образовательные услуги по повышению квалификации, то порядок их формирования и отражения в бюджете расходов соответствует порядку формирования расходов по дополнительному образованию.

Бюджеты движения денежных средств филиала в разделе поступлений денежных средств по основным образовательным программам подготавливаются на основании показателей соответствующих бюджетов доходов исходя из ряда допущений. Эти допущения формулируются на основе изучения содержания договоров на оказание платных образовательных услуг и касаются порядка платежей за обучение. Бюджет движения денежных средств головного вуза в части поступления средств формируется на основе справок о доходах будущих периодов с учетом того обстоятельства, что основная доля денежных средств за обучение поступает в первый месяц учебного года. Остальные денежные средства поступают, как правило, в течение следующих 9 месяцев. Раздел, отражающий платежи, составляется на основании целевых операционных и инвестиционных программ в разрезе кодов КОСГУ по показателю оплата.

Для снижение трудоемкости процесса формирования плановых и отчет-

ных бюджетов в рамках единой информационной системы управленческого учета вуза целесообразно использовать программное обеспечение, которое может быть реализовано на базе платформы 1С:Бухгалтерия. Внедрение модуля «Бюджетирование» будет способствовать изменению экономики вуза, повышению персональной ответственности руководителей центров финансовой ответственности за конечные результаты, достижению целей вуза на основе эффективного распределения имеющихся финансовых ресурсов и организации контроля их рациональным использованием.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 03.02.2014).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 (ред. от 28.12.2013).

3. Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение. - М. : Вершина, 2006. - 512 с.

4. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика : пер. с англ. / под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 952 с.

5. Шаховская Л. С., Хохлов В. В., Кулакова О. Г. и др. Бюджетирование: теория и практика : учеб. пособие. - М. : КНОРУС, 2009. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Егорова Е. М. Методология и организация управленческого учета в вузах: дис. д-ра эконом. наук : 08.00.12. - Волгоград, 2012. - 398 с.

7. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

8. Немировский И. Б., Старожу-кова И. А. Бюджетирование. От страте-

гии до бюджета - пошаговое руководство. - М. : Вильямс, 2006. - 512 с.

9. Николаева О. Е., Шишкова Т. В. Классический управленческий учет. -М. : изд-во ЛКИ, 2010. - 400 с.

10. Слиньков Д. Г. Управленческий учет: постановка и применение. -СПб. : Питер, 2010. - 304 с.

11. Управленческий учет : учебник / под ред. А. Д. Шеремета. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 429 с.

12. Управленческий учет : учебник / под ред. Я. В. Соколова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 720 с.

13. Управленческий учет : учеб.-практ. пособие / Е. В. Акчурина, Л. П. Солодко, А. В. Козин. - М. : Вел-би : Проспект, 2004. - 480 с.

14. Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития : моногр. / под ред. Н. Т. Лабынцева. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 304 с.

15. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Да-тар Ш. Управленческий учет / пер. с англ. - 10-е изд. - СПб. : Питер, 2005. -1008 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.