Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / УСЛУГИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Г. В.

В статье сформулированы особенности и разновидности консультационных услуг, которые предоставляют современные экономические вузы. Проведен анализ современного состояния рынка консультационных услуг. Сформирована концепция управления развитием консультационных услуг в сфере высшего образования, рассмотрен механизм ресурсного обеспечения системы управления развитием консультационных услуг. Даны предложения по созданию специализированного центра консультационных услуг с использованием возможностей цифровизации экономических вузов. Сделан вывод, что высшие учебные заведения играют важную роль в развитии рынка консультационных услуг, обладая достаточными компетенциями по их оказанию бизнес-сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF CONSULTING SERVICES IN THE FIELD OF HIGHER ECONOMIC EDUCATION

The article formulates the features and varieties of consulting services provided by modern economic universities. The analysis of the current state of the consulting services market is carried out. The concept of management of the development of consulting services in the field of higher education is formed, the mechanism of resource provision of the management system for the development of consulting services is considered. Proposals are made to create a specialized center for consulting services using the possibilities of digitalization of economic universities. It is concluded that higher educational institutions play an important role in the development of the consulting services market, having sufficient competencies to provide them to the business community.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование системы управления развитием консультационных услуг в сфере высшего экономического образования

Захаров Григорий Владимирович

аспирант кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», mb_tyrism@mail.ru

В статье сформулированы особенности и разновидности консультационных услуг, которые предоставляют современные экономические вузы. Проведен анализ современного состояния рынка консультационных услуг. Сформирована концепция управления развитием консультационных услуг в сфере высшего образования, рассмотрен механизм ресурсного обеспечения системы управления развитием консультационных услуг. Даны предложения по созданию специализированного центра консультационных услуг с использованием возможностей циф-ровизации экономических вузов. Сделан вывод, что высшие учебные заведения играют важную роль в развитии рынка консультационных услуг, обладая достаточными компетенциями по их оказанию бизнес-сообществу.

Ключевые слова: консультационные услуги, управление развитием консультационных услуг, услуги экономических вузов, консультационный потенциал, ресурсное обеспечение консультационных услуг.

Интенсивное развитие социально-экономических процессов активно меняет методы и механизмы коммуникации между обществом, бизнесом и государством. Последовательная детализация всех социально-экономических процессов на фоне активной цифровизации приводит к повышению роли и востребованности консультационных услуг, а консультант становится неотъемлемым участником коммуникации.

Под консультационными услугами понимаются услуги по предоставлению рекомендаций и иных форм сопровождения, при которых консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении заказчику услуг (своего рода лоцманские услуги) [3].

Экономические вузы, обладая достаточными компетенциями по оказанию консультационных услуг бизнес-сообществу, берут на себя функцию генерации идей по повышению уровня предпринимательской активности, формирования финансово грамотного поведения и построения необходимой культуры коммуникаций в сфере услуг.

Консультационные услуги вуза имеют свои особенности, которые обусловлены спецификой современной высшей школы. Экономические вузы оказывают широкий спектр услуг консультационного характера разным предпринимательским структурам и группам местных сообществ. Также потенциально экономические вузы могут быть консультантами в вопросах обеспечения профессионального роста, поступательного личностного развития, выбора и обоснования различных форм и методов ресурсного обеспечения широкого спектра процессов и научных изысканий, выбора позиционирования применительно к различным рынкам товаров и услуг.

Можно говорить о том, что современные экономические вузы предоставляют следующие разновидности консультационных услуг своим клиентам, а именно [1, 2, 4, 5]:

— оказание помощи в разработке широкого спектра программ развития для клиентов вуза на основе реализации форм группового, индивидуального и корпоративного консультирования;

— оказание помощи в осуществлении инновационных разработок по профилю специализации экономического вуза в рамках реализации государственных заказов или в рамках хоздоговорных контрактов с разными предпринимательскими структурами;

— оказание помощи в проведении разных видов исследований и диагностики для клиентов вуза для реализации целей по обобщению опыта работы, для последующего определения перспективных возможных направлений для развития клиентов вуза;

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

— осуществление содействия в обобщении, в также представлении результатов, которые были получены по факту экспериментальной и опытной работы по компетенциям и профилю экономических вузов, в том числе корпоративного обучения и дистанционных технологий;

— осуществление содействия и помощи в проведении психолого-педагогического аудита и независимых гуманитарных экспертиз технологий, реализуемых форм и средств развития человеческих ресурсов клиентов вузов;

— оказание помощи клиентам вузов в обосновании выбора образовательных маршрутов, при решении проблем, которые связаны с трудностями подготовки человеческих ресурсов для нужд клиентов;

— оказание помощи в рамках информационной поддержки клиентов вуза при оформлении различных заявок на получение грантов по компетенциям и профилю экономических вузов;

— оказание помощи в области научно-методического сопровождения исследований клиентов вуза в разных областях наук, соответствующих компетенциям и профилю экономических вузов;

— оказание помощи в реализации издательских проектов для клиентов вуза, в создании, а также в пре-диздательской подготовке научно-методических и научных текстов для клиентов вузов;

— оказание помощи в разработке информационных ресурсов, Интернет-сайтов для осуществления отдельных образовательных и просветительских проектов клиентов вузов;

— оказание помощи в рамках научной, методической и организационной поддержки клиентов вузов в рамках проведения конференций применительно к проблемам конкретных клиентов вузов;

— оказание консультационных услуг применительно к сфере трудового и образовательного законодательства при наличии у клиентов вуза подобных проблем и затруднений в текущей деятельности;

— осуществление помощи представителям различных национальных диаспор применительно к адаптации сотрудников клиентов вузов к условиям российской трудовой деятельности;

— оказание помощи в рамках предоставления клиентам вуза консультационных репутационных услуг, особенно при наличии в экономическом вуза компетенций по антикризисным и медиакоммуникациям.

Современное состояние рынка консультационных услуг говорит о стадии его активного развития. В таблице 1 представлены ТОП-10 участников рынка консультационных услуг в России в 2021 году [6]. Совокупный объем выручки рынка консультационных услуг в России в 2021 году составил 96,25 млрд. рублей.

Как видно из представленных данных, рынок консультационных услуг России активно развивается, и данный факт формирует новую систему требований к качеству и совершенствованию управления консультационными услугами.

Проведенные исследования отчётливо показывают, что важную роль в развитии рынка консультационных услуг играют высшие учебные заведения. Структура консультационных услуг экономических вузов г. Москвы представлена в таблице 2.

Таблица 1

Топ-10 участников рынка консультационных услуг России в 2021г.

Ме- Название Место Выручка от Темп Число Число

сто по консалтин- роста кон- компа-

ито- говых услуг вы- суль- нии в

гам 2020 за 2021 г. (тыс. руб.) ручки за год тантов группе

1 «Эрнст энд Янге 2 13 349 930 13,4 Н.д. 7

2 «Технологии доверия» (ТеДо) 3 11 342 410 12,9 Н.д. 8

3 КПМГ 4 9 889 632 3,8 Н.д. 3

4 КРОК 5 9 215 492 7,9 2192 2

5 Группа «Борлас» 6 4 871 417 5,3 296 5

6 «Юникон» 7 3 936 580 -3,7 1077 7

7 «СберРешения» 8 2 824 604 32,4 1215 5

8 «Спектрум-холдинг» 9 2 476 271 31,4 574 5

9 «ФинЭкспертиза», ГК 24 1 606 651 9,1 641 14

10 SRG 12 1 429 512 16,8 326 8

11 «Северсталь-Центр единого сервиса» 27 1 416 235 148,0 471 3

12 «ЭК/Солюшнс», ГК КОМИТА 14 1 226 430 33,5 Н.д. 2

13 «ЭКОПСИ Консалтинг» 18 1 116 802 47,1 136 4

14 ITPS 10 1 111 523 -34,8 205 4

15 «Мое дело» - 1 042 064 14,3 345 2

16 ФБК (Финансовые и бухгалтерские консультанты) 15 1 024 261 11,6 364 8

Источник: составлено автором Таблица 2

Структура консультационных услуг экономических вузов г. Москвы (в %, за 2021 г.)

Услуги Доля консультирования в услуге

ГУУ РЭУ ФУ в среднем

Образовательные консуль- 15,6 11,2 16,7 14,5

тационные услуги

Юридические консультаци- 4,5 3,4 4,8 4,23

онные услуги

Научные консультационные 14,8 10,0 16,6 13,8

услуги

Экспертные консультацион- 6,6 5,2 6,3 6,03

ные услуги

Проектные консультацион- 5,4 5,0 5,2 5,2

ные услуги

Консультационные услуги по 3,2 2,6 3,0 2,93

трудоустройству

Маркетинговые консульта- 8,2 4,2 9,0 7,13

ционные услуги

Источник: составлено автором

Данные таблицы показывают, что все представленные московские экономические вузы в той или иной степени уделяют внимание развитию такого направления своей деятельности, как консультационная деятельность.

Следует также отметить, что для трансформации принципов работы экономических вузов в сфере консультационной деятельности и повышения уровня конкурентоспособности услуг вузов важный условием является управления развитием консультационных услуг в сфере высшего образования на трех уровнях - макро, мезо- и микро-, соответственно, на уровне Министерства науки и высшего образования РФ, на уровне министерств (департаментов) образования и науки субъектов РФ, на уровне самих экономических вузов (рисунок 1).

Макроуровень Мезоуровень ! | Микроуровень

1 Цели управления развитием

•Обеспечение потребностей экономики в конкурентоспособных консультационных услугах от вуза | »Формирование высоко! развитых региональных ! рынков консультационных ! | услуг экономических вузов | •Адаптация и повышение эффективности процессов кон; сультационной деятельности ! экономических вузов

1 Задачи управления развитием

•Повышение эффективности процессов государственной координации и контроля •Совершенствование и адаптация нормативно-правовой базы •Разработка и реализации стратешй и профамм развития рынков КУ 1 «Формирование региональ- ' ! ной инфраструктуры | «Повышение уровня каче- I \ ства, а также экономичс- | ! ской доступности консуль- 1 | тационных услуг | «Формирование высоко! конкурентной среды на ре- | | гиональных рынках ! «Оптимизация и обновление состава консультационных | услуг экономического вуза ; «Обновление технологий оказания консультационных услуг «Обеспечение качества и кон! курентоспособности консуль-! тационных услуг экономиче-; ских вузов

у Принципы управления качеством развития

Критерии и методы управления развитием]^фГОрганизации по управлению развитием |

Рисунок 1 - Концепция управления развитием консультационных услуг

Источник: составлено автором

Это позволит обеспечить системный подход к повышению конкурентоспособности консультационных услуг экономических вузов.

Приоритетной задачей управления развитием консультационных услуг экономических вузов выступает формирование адаптивного механизма ресурсного обеспечения, т.е. совокупности финансовых, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов, позволяющих качественно оказывать консультационные услуги индустриальным партнерам. Механизм ресурсного обеспечения консультационных услуг должен объединять систему управления ресурсами и показатели оценки эффективности управления развитием консультационных услуг (рисунок 2).

^ Ресурсное обеспечение управления развитием консультационных услуг

Ресурсы: финансовые, кадровые, информационные, материально-технические ^ Ы_Механизм ресурсного обеспечения консультационных услуг_|

Принципы и технологии ККР КгПегрще * [^оигсс Р1апптй

Организационная стратегия Показатели оценки управления раЗ' ресурсного обеспечения ^•витием консультационных услуг в консультационных услуг системе высшего образования

расчет и интерпретацию показателей управления развитием консультационных услуг вуза, что необходимо для проведения качественной и своевременной оценки результативности консультационных процессов вуза.

Особое значение в деятельности специализированного центра консультационных услуг экономического вуза имеет формирование выходных аналитических документов и обоснование корректирующих действий в отношении осуществляемых вузом консультационных процессов.

В вузе должны быть разработаны и утверждены основные виды отчетности по реализуемым консультационным услугам, как для руководства самого вуза, так и для заказчиков бизнес-партнеров. Кроме этого, в вузе должен быть принят регламент об управлении несоответствиями в качестве консультационных услуг, в части фиксации невыполнения требований бизнес-партнеров к качеству, эффективности, доступности и конкурентоспособности реализуемых вузом консультационных услуг. Сформированная модель реализации консультационного потенциала экономического вуза отображена на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический вуз

Система управления ресур-^ сами консультирования

Показатели

К

Бизнес-партнеры экономического вуза

Сбор и обработка информации о

оцешш управления ^ развитием консульта^бизнес-партиерах

1 ционных услуг

вуза

Специализированный центр ^консультационных услуг вуза

Интерпретация показателей управления развитием консультационных услугу

Формирование выходных аналитических документов и обоснование корректирующих действий

Обеспечение качественных, доступных, эффективных и конкурентоспособных кон_сультационных услуг вуза с учетом требований бизнес-партнеров_

Рисунок 2 - Ресурсное обеспечение управления развитием консультационных услуг Источник: составлено автором

Получение синергетического эффекта от использования консультационного потенциала экономического вуза возможно путем консолидации консультационных компетенций в отдельном структурном подразделении -специализированном центре консультационных услуг с использованием возможностей цифровизации, которые будут нацелены на решение задач повышения качества, эффективности, доступности и конкурентоспособности консультационных услуг для бизнес-сообщества.

В рамках специализированного центра консультационных услуг работники вуза, выполняющие роль консультантов, формируют образ и конкурентоспособные характеристики необходимых к оказанию консультационных услуг. Прежде всего, работниками вуза необходимое внимание уделяется вопросам сбора и обработки информации о бизнес-партнерах вуза.

Другим важным действием, которое находится в зоне ответственности специализированного центра консультационных услуг экономического вуза следует считать

Рисунок 3 - Модель реализации консультационного потенциала экономического вуза Источник: составлено автором

Хотелось бы отметить, что представленная выше модель реализации консультационного потенциала экономического вуза использует возможности цифровизации функций целеполагания, планирования, анализа, мотивации, регулирования, мониторинга и критерии качества, эффективности, доступности и конкурентоспособности при реализации мероприятий специализированного центра консультационных услуг и оценки его результативности.

Такой методический подход к управления развитием консультационных услуг в сфере высшего экономического образования позволит не только создать дополнительный инструмент вовлечения молодого поколения в решение задач рационального взаимодействия государства, бизнеса и общества, но и сформулировать условия для широкого использования возможностей цифровизации экономических вузов в интересах предприятий и отраслей сферы услуг. Это окажет позитивное воздействие улучшение экосистемы вуза, использование его консультационного потенциала и формирование перечня мероприятий по консолидации консультационных компетенций в отдельном структурном подразделении. При этом цифровизация системы высшего образования обеспечит для экономических вузов необходимую адаптацию консультационных услуг для нужд бизнес-сообщества, что приведет к росту уровня конкурентоспособности экономических вузов, создаст для них дополнительные ценности и привлечет клиентов из бизнес-сообщества.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

Литература

1. Василенко В.Н. Особенности консалтинговой деятельности в образовании. / В.Н. Василенко. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технология. - № 1 (3). - 2010. -С.74-82.

2. Захаров Г.В. Консалтинговые услуги как область деятельности высших учебных заведений / Г.В. Захаров // Индустриальная экономика. - 2021.- №4. - С.221-223.

3. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. д-ра социол. наук, проф. Н. И. Шаталовой. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 221 с.

4. Коротков С.Г. Интеграция консалтинговых услуг в систему образования / С. Г. Коротков // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 05 апреля 2021 года. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. - С. 276-281.

5. Короткова Н.Г. Особенности применения консалтинга в образовании / Н.Г. Корткова // Студенческая наука и XXI век. - 2018.- №2-2. - С.273-275.

6. Сайт РАЕХ [Электронный ресурс]. - Режим доступ: https://raex-rr.com/business/consulting/rating_of_consulting_companie s (дата обращения: 01.07.2022 г.).

Formation of a management system for the development of consulting

services in the field of higher economic education Zakharov G.V.

State University of Management

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article formulates the features and varieties of consulting services provided by modern economic universities. The analysis of the current state of the consulting services market is carried out. The concept of management of the development of consulting services in the field of higher education is formed, the mechanism of resource provision of the management system for the development of consulting services is considered. Proposals are made to create a specialized center for consulting services using the possibilities of digitalization of economic universities. It is concluded that higher educational institutions play an important role in the development of the consulting services market, having sufficient competencies to provide them to the business community.

Keywords: consulting services, management of the development of consulting services, services of economic universities, consulting potential, resource support of consulting services. References

1. Vasilenko V.N. Features of consulting activity in education. / V.N.

Vasilenko. // Theory and practice of service: economics, social sphere, technology. - No. 1 (3). - 2010. -p.74-82.

2. Zakharov G.V. Consulting services as a field of activity of higher

educational institutions / G.V. Zakharov // Industrial Economics. - 2021 .№4. - S.221-223.

3. Consulting in human resource management: textbook / ed. Dr. Sociol.

sciences, prof. N. I. Shatalova. - Moscow: INFRA-M, 2019. - 221 p.

4. Korotkov S.G. Integration of consulting services into the education system

/ S. G. Korotkov // Modern trends and innovations in the field of humanities and social sciences: collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference, Yoshkar-Ola, April 05, 2021. - Yoshkar-Ola: Mari State University, 2021. - P. 276-281.

5. Korotkova N.G. Features of the use of consulting in education / N.G.

Kortkova // Student science and XXI century. - 2018.- №2-2. - P.273-275.

6. RAEX website [Electronic resource]. - Access mode: https://raex-

rr.com/business/consulting/rating_of_consulting_companies (date of access: 07/01/2022).

СЧ СЧ

о

es

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.