Консалтинговая деятельность с участием
высших учебных заведениях в современных условиях
сч сч о сч
о ш m
X
<
m О X X
Чудновский Алексей Данилович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», chudnovskiy@guu.ru
Жукова Марина Александровна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», zhukova_ma@guu.ru
Жуков Вадим Анатольевич
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма , ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», vadim.zhukov@inbox.ru
Захаров Григорий Владимирович
аспирант кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», joker30.2012@yandex.ru
Офицерова Наталья Андреевна
ассистент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ofitserova.n@bk.ru
В условиях социально-экономической трансформации успешность функционирования организаций зависит от эффективности применяемых методов экономического управления, которая возрастает при привлечении консалтинговых услуг. В статье приведен анализ рынка консалтинговых услуг, выявлены факторы, способствующие ускоренному развитию консалтинга. В работе сделан акцент на вузовский консалтинг: показана важность консалтинговой деятельности для современного университета, который может быть как её объектом, так и субъектом; сформулированы особенности консалтинга в образовании; рассмотрены управленческие проблематики, обусловливающие запрос на внешнее консультирование. Особое внимание уделено изучению вузов как субъектов консалтинга: выявлены основные типы консалтинговых услуг в вузах, причины, сдерживающие развитие консалтинга; обоснована перспективность создания сетевых университетских структур в данной сфере. Сделан вывод, что консалтинговая деятельность способствует генерированию дополнительных источников доходов, реализации практико-ориентированного подхода к высшему образованию, выступает индикатором научной и деловой активности и, как следствие, создает условия для устойчивого развития высшего учебного заведения.
Ключевые слова: рынок консалтинговых услуг, консалтинг, вузовский консалтинг, консалтинг в образовании.
Консалтинг представляет собой вид профессиональной деятельности по консультированию организаций с целью повышения эффективности их функционирования.
В условиях активной социально-экономической трансформации возрастает необходимость получения профессиональной помощи в решении задач, возникающих у организации на фоне новых вызовов и угроз современности, чтобы быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Ключевым мотивом, побуждающим обращаться ко внешней оценке, является потребность в принципиально новых знаниях и идеях для разработки стратегии развития.
Рынок консалтинговых услуг — это мощный рынок с большим объемом, вполне сопоставимым с другими значимыми сферами бизнеса. По данным «РБК» и центра исследований IPT Group, за последние 10 лет рынок консалтинговых услуг вырос почти вдвое.
Агентство RAEX составило список (рэнкинг) крупнейших российских консалтинговых компаний по итогам 2021 года. Основная доля рынка консалтинговых услуг принадлежит IT-консалтингу: компании, принявшие участие в рэн-кинге агентства raex, заработали 22,609 млрд рублей в этой сфере, что составляет почти 40% общей выручки компаний-участников [3]. Спрос на этот вид консалтинга обусловлен цифровой трансформацией и, как следствие, ростом информационных технологий в структуре управления. В 2022 году ключевым фактором, влияющим на спрос, становится отток иностранных продуктов и необходимость в импортозамещении.
Другим крупным сегментом является финансовый консалтинг (27% общей выручки рэнкинга) [3]. Рост связан с восстановлением экономики после ограничений, введенных на фоне объявления пандемии коронавирус-ной инфекции, и необходимостью пересмотра бизнес-планов, финансовых моделей. Здесь же важно отметить переход на новые стандарты бухгалтерского учета.
Юридический и налоговый консалтинг принесли участникам рэнкинга 5,132 млрд рублей за 2021 год [3]. Особенно актуальными были вопросы применения нормативных актов для сдерживания распространения вируса среди населения, по мерам поддержки бизнеса государством, а также отмечался спрос на услуги банкротства и защиты бизнеса. В 2022 году ввиду сложившейся геополитической ситуации отмечается спад спроса на сопровождение трансграничных сделок слияния и поглощения и рост потребности по сопровождению сделок, направленных на выход иностранных компаний из бизнеса в России, структурированию бизнеса в условиях санкций и пр.
Оценочный консалтинг принес компаниям-участникам рэнкинга 5,454 млрд рублей за 2021 год [3]. Консалтинг в области производства товаров и услуг принес 5,051 млрд рублей за этот период [3]. При этом отдельно в рамках этого вида хочется отметить запросы со стороны собственников недвижимости, связанных с возрождением санаторно-курортной отрасли. HR-консал-тинг принес в 2021 году порядка 3,304 млрд рублей, услуги стратегического планирования - 3,082 млрд рублей, маркетинг-консалтинг - 792 млн рублей [3]. Среди крупнейших потребителей услуг в области маркетинга отмечается сфера строительства и девелопмента.
Ускоренному развитию консалтинга в целом способствуют такие факторы, как глобализация, транснациональ-
ные слияния и поглощения, всеобщая цифровизация и интенсивное развитие информационных технологий. Указанные тенденции развития общества затрагивают и сферу образования, которая переживает период широкомасштабных изменений, поэтому консалтинг также занимает свое место в ней. Необходимость постоянного мониторинга ситуации на рынке труда и поиск образовательных, научно-технических, организационно-экономических инноваций - это важный фактор устойчивости и конкурентоспособности как предприятия любой сферы деятельности, так и образовательного учреждения.
Консалтинг в образовании имеет свои особенности, связанные с тем, что консультационные услуги могут оказывать сами образовательные структуры, а также эти структуры и работники сферы образования могут выступать потребителями консалтинга (например, в сфере ресурсного обеспечения учебного процесса, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр.) [4].
Рассмотрим некоторые управленческие проблематики, обусловливающие запрос на внешнее консультирование [5]:
1. Проблемы стратегического планирования, связанные с необходимостью перестройки траектории развития образовательного учреждения ввиду отставания от актуальных тенденций рынка образовательных услуг.
2. Проблемы организационного характера, связанные с низкой производительностью труда и неэффективными внутренними коммуникациями.
3. Проблемы информационно-технологического обеспечения учебного процесса, обусловленные необходимостью создания условий для реализации образовательных программ в рамках перехода на цифровые технологии и форматы обучения. Кроме того, на фоне этого может возникнуть необходимость формирования благоприятного психоэмоционального климата в образовательной организации, который может быть нарушен ввиду наличия стресса на фоне перехода к новой рабочей среде.
4. Проблемы финансового планирования, связанные с неэффективным управлением финансовыми потоками и необходимостью формирования эффективной финансовой политики.
5. Проблемы нормативно-правового обеспечения процессов, протекающих в образовательной среде. В частности, речь идет о внешнем сопровождении при слиянии вузов, образовании новых филиалов, подразделений и т.д.
6. Проблемы проектирования инфраструктуры образовательной организации, связанные с её несоответствием современным стандартам образовательных организаций.
7. Проблемы пересмотра маркетинговый стратегии, обусловленные требованием выявления запросов потребителей образовательных услуг и необходимостью привлечения новой аудитории.
8. Проблемы, связанные со снижением показателей деятельности приемной кампании и вызывающие необходимость повысить мотивацию к получению высшего образования.
Таким образом, основным мотивом для обращения к внешним консультантам является потребность в инновационном развитии образовательной организации, чтобы оставаться конкурентоспособной на региональном, национальном и международных рынках.
Высшие учебные заведения выступают также в качестве субъекта консалтинговой деятельности, что вызывает особый интерес в рамках данного исследования.
Согласно данным мониторинга экономики образования 2021 г., экспертно-консалтинговая деятельность занимает 11,4 % среди других источников доходов преподавателей (аудиторные занятия, научная работа и т. д.).
В условиях комплекса современных системных вызовов поиск новых направлений деятельности необходим для устойчивого развития высшего учебного заведения. Консалтинг является одним из таких направлений. Масштаб этой деятельности зависит от обеспеченности конкретного вуза соответствующими ресурсами для неё.
Основные типы консалтинговых услуг в вузах [1, 2]:
— проведение научных исследований по заявленной тематике;
— участие в конкурсах на получение грантов, оказание информационной поддержки в оформлении заявок;
— подготовка научных статей, сопровождение научной работы;
— разработка учебных материалов по заказу сторонних организаций;
— организация выездных лекций, конференций;
— повышение квалификации и переподготовка кадров;
— психолого-педагогический аудит;
— помощь учащимся в выборе образовательных маршрутов;
— экспертиза применяемых средств обучения;
— сопровождение процессов аккредитации, лицензирования, аттестации;
— осуществление инновационных разработок в области образования;
— разработка образовательных информационных ресурсов;
— редизайн направлений подготовки;
— толкование нормативно-правовых актов в сфере образования, консультирование в области образовательного законодательства;
— содействие в работе с дистанционными технологиями обучения и пр.
Консалтинговая деятельность способствует реализации практико-ориентированного подхода к высшему образованию, при котором студенты, выполняя реальные практические задачи, приобретают опыт практической деятельности. Проектное обучение как перспективный вид студенческой деятельности нацелен на создание оптимальных условий для практического воплощения идей студентов в конечный продукт. Это в свою очередь порождает и развивает вид вузовского консалтинга в области разработки инноваций и их последующего продвижения.
Кроме того, консалтинговый вид деятельности может рассматриваться в качестве индикатора его научной и деловой активности: знания, получаемые студентами, применяются в разных отраслях экономики, а научно-исследовательская деятельность ускоряет научно-технический прогресс. Высшим учебным заведениям важно стремиться к взаимодействию с потребителями различных образовательных услуг, обеспечивая их необходимыми информационными и интеллектуальными ресурсами. Тем самым достижения вузовской исследовательской и проектной деятельности передаются прочим организациям.
Перспективным форматом является формирование сетевого взаимодействия университетов для реализации консалтинговых проектов, при котором объединяются их ресурсы и компетенции, что является основным достоинством подобной интеграции. Традиционно сетевые объединения создаются для поиска лучших практик управления, реализации образовательных проектов, организации межуниверситетских научных центров, взаимосвязанных распределенных баз данных и других задач. Однако интеграция вузов для решения актуальных задач в сфере консалтинга будет способствовать повышению конкурентоспособности на рынке консалтинговых услуг. Различные научные профили и интересы преподавателей, устойчивый позитивный имидж, мощная материально-техническая
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
es es o es
o
Ш
m
X
<
m O X X
и информационная база, наличие заинтересованных сторон университета, возможность привлечения к деятельности студентов и аспирантов - это предпосылки для укоренения консалтинга в структуре источников дохода образовательного учреждения [1]. При этом есть и ограничения, к числу которых можно отнести следующие: занятость преподавателей основным видом деятельности, отсутствие опыта работы на локальных рынках консалтинговых услуг, отраслевая специфика, ограничивающая внедрение данного вида деятельности; неоднозначная оценка консалтинговой деятельности и др.
Для развития консалтинговой деятельности университеты должны проанализировать внешнюю и внутреннюю среду функционирования и решить такие задачи, как мониторинг рынка консалтинговых услуги изучение опыта их оказания другими учебными заведениями; включение консалтинга в приоритетные направления деятельности университета; разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей этот вид деятельности, в том числе методического обеспечения; разработка системы оценки и контроля качества реализации услуг консалтинга; выделение бюджета для развития; проведение рекламной кампании с целью донесения информации о развитии нового направления деятельности [1]. Также необходимо затронуть вопрос формирования отдельного структурного подразделения в сфере консалтинга, обеспечения его необходимым оборудованием, техникой и штатом специалистов. Однако не все учебные заведения считают целесообразным создавать структурно обособленное подразделение и реализуют консалтинговые услуги в рамках действующих подразделений.
Консалтинговые услуги в деятельности вузов выступают важным инструментом формирования конкурентных преимуществ. Одним из таких преимуществ является повышение привлекательности вуза для студентов и работодателей, укрепление профессиональных связей с бизнес-сообществом. Распространенной претензий со стороны бизнеса является во многом теоретизированный подход к организации образовательного процесса. Привлечение профессорско-преподавательского состава к консультационной деятельности приведет к получению необходимых им компетенций в сфере практического применения преподаваемых дисциплин, что естественным образом принципиально улучшит качество образовательных услуг и, как следствие, повысит привлекательность соответствующего учебного заведения в глазах как работодателей, так и обучающихся. В частности, положительный эффект будет достигнут за счет актуализации учебно-методического контента, частью которого станут примеры деятельности реально функционирующих российских компаний; изменения технологий проведения аудиторных занятий путем включения в процесс разборов конкретных управленческих кейсов, с которыми сталкивался преподаватель, работая в качестве консультанта; обновления учебных планов, основное место в которых займут практико-ориентированные дисциплины, направленные на удовлетворение современных потребностей бизнеса. Укрепление связей с предпринимательским сообществом в свою очередь открывает возможность организации практики студентов и последующего трудоустройства, а некоторые студенты смогут на практике апробировать возникшие у них бизнес-идеи.
Другим преимуществом является получение вспомогательного источника дохода, что позволит снизить негативные эффекты от обстоятельств, которые не всегда полностью зависят от вуза (например, снижение числа зачисляемых абитуриентов). Кроме того, это может сподвигнуть выпускников не уходить в коммерческие структуры, а остаться работать на кафедре, совме-
щая научно-преподавательскую деятельность с деятельностью консультанта. Консалтинговые услуги действительно способствуют устойчивому и стабильному развитию высших учебных заведений и генерируют дополнительный доход, что в условиях активной социально-экономической трансформации особенно важно.
Литература
1. Захаров Г.В. Консалтинговые услуги как область деятельности высших учебных заведений / Г.В.Захаров // Индустриальная экономика. - 2021.- №4. - С.221-223.
2. Коротков С. Г. Интеграция консалтинговых услуг в систему образования / С. Г. Коротков // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 05 апреля 202l года. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. - С. 276-281.
3. «Российский консалтинг» 2022 года // РАЭС Аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступ: https://raex-rr.co m/p ro/b2 b/co nsultin g/co n sultin g_strateg ic_plannin g_a n d_ organizational_development/2022/analytics/consulting2022/ (дата обращения: 22.09.2022).
4. Смышляев В. А. Консалтинг в процессе развития вузов РФ: реалии, проблемы, перспективы / В. А. Смышляев // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 103-106.
5. Современные виды консалтинга в системе управления образовательной организацией / И. А. Коршунов, Г. А. Чахоян, А. М. Тюнин, Е. Р. Ляховецкая // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. - № 1. - С. 73-101.
Consulting activities with the participation of higher educational
institutions in modern conditions Chudnovsky A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A., Zakharov G.V., Ofitserova N.A.
State University of Management
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
In the conditions of socio-economic transformation, the success of the functioning of organizations depends on the effectiveness of the applied methods of economic management, which increases with the involvement of consulting services. The article provides an analysis of the consulting services market, identifies factors contributing to the accelerated development of consulting. The paper focuses on university consulting: the importance of consulting activity for a modern university, which can be both its object and subject, is shown; the features of consulting in education are formulated; the management issues that determine the request for external consulting are considered. Special attention is paid to the study of universities as subjects of consulting: the main types of consulting services in universities are identified, the reasons hindering the development of consulting; the prospects for creating network university structures in this area are substantiated. It is concluded that consulting activities contribute to the generation of additional sources of income, the implementation of a practice-oriented approach to higher education, acts as an indicator of scientific and business activity and, as a result, creates conditions for the sustainable development of higher education institutions. Keywords: consulting services market, consulting, university consulting,
consulting in education References
1. Zakharov G.V. Consulting services as a field of activity of higher
educational institutions / GV Zakharov // Industrial Economics. - 2021.-№4. - S.221-223.
2. Korotkov S. G. Integration of consulting services into the education system
/ S. G. Korotkov // Modern trends and innovations in the field of humanities and social sciences: collection of materials of the VII International scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, April 05, 2021. - Yoshkar-Ola: Mari State University, 2021. - P. 276-281.
3. "Russian consulting" in 2022 // RAES Analytics [Electronic resource]. -
Accesshttps://raexr.com/pro/b2b/consulting/consulting_strategic_planning_a nd_organizational_development /2022/ analytics/consulting2022/
4. Smyshlyaev V. A. Consulting in the process of development of universities
in the Russian Federation: realities, problems, prospects / V. A. Smyshlyaev // New science: Current state and ways of development. -2017. - T. 2. - No. 3. - S. 103-106.
5. Modern types of consulting in the management system of an educational
organization / I. A. Korshunov, G. A. Chakhoyan, A. M. Tyunin, E. R. Lyakhovetskaya // Obrazovanie i nauka. - 2021. - T. 23. - No. 1. - P. 73-101.