Научная статья на тему 'КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВАЯ УСЛУГА / КОНСАЛТИНГ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОНСАЛТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Григорий Владимирович

Статья посвящена вопросу развития высшими учебными заведениями консалтинговой деятельности. Раскрываются сущность консалтинга, типы, специфика предоставления консалтинговых услуг в сфере образования. Рассмотрены предпосылки развития консалтинговых услуг в вузах как направления их деятельности, а также проблемы, препятствующие широкому распространению этих услуг. Определено, что основная образовательная деятельность обособлена от консалтинговой. Даны рекомендации для развития консалтинговой деятельности в учебных заведениях. Обоснована необходимость этого направления деятельности в современных условиях, характеризующихся активными процессами трансформации разных сторон жизни общества. Сделан вывод, что эффективность консалтинговых услуг в сфере высшего образования является одним из условий, обеспечивающих образовательным организациям конкурентные преимущества на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захаров Григорий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTING SERVICES AS A FIELD OF ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the development of consulting activities by higher educational institutions. The essence of consulting, the specifics of the provision of consulting services in the field of education are revealed. The prerequisites for the development of consulting services in universities as a direction of their activities, as well as problems that prevent the wide distribution of these services, are considered. It is determined that the main educational activity is isolated from consulting. The main types of consulting services in the field of higher education are identified. Recommendations for the development of consulting activities in educational institutions are given. The necessity of this direction of activity in modern conditions, characterized by active processes of transformation of various aspects of society’s life, is substantiated. It is concluded that the effectiveness of consulting services in the field of higher education is one of the conditions that provide educational organizations with competitive advantages in the market and enhance their image.

Текст научной работы на тему «КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_3_221 УДК 378:338

Захаров Григорий Владимирович,

аспирант,

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья посвящена вопросу развития высшими учебными заведениями консалтинговой деятельности. Раскрываются сущность консалтинга, типы, специфика предоставления консалтинговых услуг в сфере образования. Рассмотрены предпосылки развития консалтинговых услуг в вузах как направления их деятельности, а также проблемы, препятствующие широкому распространению этих услуг. Определено, что основная образовательная деятельность обособлена от консалтинговой. Даны рекомендации для развития консалтинговой деятельности в учебных заведениях. Обоснована необходимость этого направления деятельности в современных условиях, характеризующихся активными процессами трансформации разных сторон жизни общества. Сделан вывод, что эффективность консалтинговых услуг в сфере высшего образования является одним из условий, обеспечивающих образовательным организациям конкурентные преимущества на рынке.

Ключевые слова: консалтинговая услуга; консалтинг; высшее учебное заведение; образовательная услуга; консалтинг в образовании.

UDC 378:338

Zakharov Grigory Vladimirovich,

postgraduate student,

State University of Management,

Moscow, Russia

CONSULTING SERVICES AS A FIELD OF ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the development of consulting activities by higher educational institutions. The essence of consulting, the specifics of the provision of consulting services in the field of education are revealed. The prerequisites for the development of consulting services in universities as a direction of their activities, as well as problems that prevent the wide distribution of these services, are considered. It is determined that the main educational activity is isolated from consulting. The main types of consulting services in the field of higher education are identified. Recommendations for the development of consulting activities in educational institutions are given. The necessity of this direction of activity in modern conditions, characterized by active processes of transformation of various aspects of society's life, is substantiated. It is concluded that the effectiveness of consulting services in the field of higher education is one of the conditions that provide educational organizations with competitive advantages in the market and enhance their image.

Keywords: consulting service; consulting; higher educational institution; educational service; consulting in education.

Консалтинг - это услуга консультирования по разным вопросам от специалистов с большим опытом в соответствующей сфере деятельности. Консалтинг - это свежий взгляд со стороны на проблему [2]. В условиях активно меняющейся социально-экономической жизни общества услуги консалтинга

находятся на пике популярности, так как любые организации, переживающие кризис или стагнацию, нуждаются во внешней оценке их возможностей и разработке стратегии развития на основе анализа деятельности. При этом собственные сотрудники могут быть необъективны. Именно потребность в прин-

ципиально новых идеях и знаниях выступает основным мотивом, побуждающим пользоваться услугами консультанта.

Наиболее значимыми для экономики и ускоренного развития консалтинга выступают такие явления, как глобализация, транснациональные слияния и поглощения, стремительное развитие информационных технологий и электронного бизнеса.

Консалтинг имеет место в разных сферах деятельности, в том числе и в образовании, хотя широкого распространения в нем консалтинговые услуги пока не получили [4]. По данным мониторинга экономики образования 2021 г., экспертно-консалтинговая деятельность занимает 11,4 % среди других источников доходов преподавателей (аудиторные занятия, подготовка к ним, научная работа, административная работа и т. д.) [3]. Данный вид деятельности вполне может стать дополнительным доходом для преподавателя высшего учебного заведения, который обладает определенными компетенциями, что в условиях комплекса современных системных вызовов позитивно скажется на его благосостоянии.

Поиск новых направлений деятельности -это актуальная задача высшего учебного заведения, решение которой необходимо для его устойчивого развития. Консалтинг выступает одним из таких направлений, предоставляя возможность стабильного развития высшего учебного заведения и его сотрудников в условиях действия дестабилизирующих факторов.

Основная деятельность вузов - это образовательный процесс, который строго регламентирован. Консультационная деятельность жестких рамок не имеет и предоставляется на усмотрение самого учебного заведения с соблюдением принципа законности. Ее масштаб зависит от обеспеченности вуза необходимыми ресурсами.

Высшие учебные заведения играют значимую роль в развитии экономики страны. Так, знания, полученные студентами, применяются в разных отраслях экономики, а реализуемая научная деятельность ускоряет научно-технический прогресс. Активность вуза с точки зрения осуществления консалтинговой деятельности может рассматриваться как индикатор его научной и деловой активности, что в свою очередь отражает качество

предоставляемых образовательных услуг, повышает имидж учреждения и его конкурентоспособность [5].

Можно выделить следующие предпосылки, позволяющие консалтингу получить свое место в структуре источников дохода:

- наличие различных научных специальностей, профилей и интересов у научно-педагогических работников высшего учебного заведения;

- наличие мощной инфраструктуры;

- наличие стейкхолдеров (заинтересованных сторон) университета, позволяющее упростить задачу поиска заказчиков работ.

Ограничением может выступать высокая занятость основным видом деятельности (проведение аудиторных занятий, подготовка к ним и т. д.).

Какие консалтинговые услуги могут быть реализованы в образовательной среде?

1. Разработка программ развития учебного учреждения.

2. Разработка учебных материалов по заказу сторонних организаций.

3. Экспертиза применяемых средств обучения.

4. Оказание информационной поддержки в оформлении заявок на получение грантов.

5. Предоставление результатов опыта работы с дистанционными технологиями обучения.

6. Оказание помощи обучающимся в выборе их личного пути следования на основе выявления образовательных потребностей и возможностей человека и в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения.

7. Сопровождение научно-исследовательской работы.

8. Сопровождение процессов аккредитации, лицензирования,аттестации.

9. Разработка образовательных ресурсов.

10. Разработка программ повышения квалификации, переподготовки кадров и т. д.

11. Организация выездных лекций.

12. Оказание помощи в организации конференций.

13. Толкование законодательства в сфере образования.

14. Осуществление инновационных разработок в области образования.

15. Оказание помощи национальным диаспорам в процессе их адаптации.

222 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Решив заниматься консалтинговой деятельностью, следует проанализировать внутренние и внешние факторы, в которых функционирует образовательная организация. Кроме того, следует оптимизировать консалтинговые подразделения при их наличии. Дело в том, что вузы осуществляют эту деятельность преимущественно в рамках действующих подразделений, не формируя отдельные, которые были бы связаны исключительно с предоставлением консалтинговых услуг. Однако эти услуги есть продукт интеллектуальной деятельности вузов, что делает целесообразным создание структурно обособленных подразделений.

Для развития консалтинговой деятельности в университете необходимо решить целый комплекс задач в таких направлениях, как организационная структура; персонал; финансы; нормативно-правовое, материально-техническое и информационное обеспечение; маркетинг; реклама; бенчмаркинг [1]. В частности, рекомендуется сделать следующее:

- включить консалтинг в приоритетные направления деятельности университета;

- сформировать отдельное структурное подразделение в сфере консалтинга и обеспечить его необходимым оборудованием, техникой;

- сформировать штат специалистов для решения консалтинговых задач;

- разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие данную деятельность;

- выделить средства из бюджета для развития консалтинга;

- провести мониторинг рынка консалтинговых услуг;

- изучить опыт других учебных заведений в сфере оказания данных услуг;

- разработать методическое обеспечение, повышающее эффективность консалтинга;

- разработать систему контроля качества реализации консалтинговых услуг;

- информировать потенциальных потребителей о внедрении и последующем развитии нового направления деятельности.

Таким образом, консалтинговые услуги в сфере высшего образования выступают важным инструментом формирования конкурентных преимуществ на рынке. Они генерируют дополнительный экономический эффект, а в условиях социально-экономической трансформации наблюдается рост спроса на них. Консалтинг способствует стабильному и устойчивому развитию образовательных организаций. Кроме того, реализуется процесс передачи достижений вузовской науки прочим организациям.

Описок литературы

1. Белый Е. М., Романов Д. И. Консалтинговая деятельность регионального университета // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 447.

2. Кондратенко З. К. Консалтинговые услуги в высшем учебном заведении // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 295-296.

3. Мониторинг экономики образования. URL: https:// www. hse.ru/data/2022/01/21/1754167392/ib_15_2021. pdf (дата обращения: 06.05.2022).

4. Ржавина Н. Д.б Федорова С. Н. Консалтинговая структура и направления образовательного консалтинга в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 3.

5. Свекатовски Р. В. Консалтинговая деятельность как индикатор научной и деловой активности вуза // Известия СПбГЭУ. 2012. № 1.

References

1. Bely E.M. Consulting activity of the regional university / E.M. Bely, D.I. Romanov. Modern problems of science and education. 2013. No. 6. P. 447.

2. Kondratenko Z. K. Consulting services in higher education. Student Science and theXXI century. 2017. No. 15. Pp. 295-296.

3. Monitoring of the economics of education. Access mode: https://www.hse.ru/data/2022/01/21/1754167392/ ib_15_2021.pdf (date of address: 06.05.2022).

4. Rust N. D., Fedorova S. N. Consulting structure and directions of educational consulting at the university. Modern problems of science and education. 2021. No. 5. P. 3.

5. Svekatovsky R.V. Consulting activity as an indicator of scientific and business activity of the university. Izvestiya SPbGEU. 2012. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.