ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Аль-Нсур Д.А.1
1 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
Тенденции развития российского рынка консалтинговых услуг на текущем этапе
АННОТАЦИЯ:
В статье автор рассматривает основные этапы в развитии консалтинга в России, причины возникновения интереса к консалтингу за рассматриваемый период. Развитие консалтинга находится в прямой зависимости от формирования состояния экономики, условий рыночных отношений. Автором проводится анализ основных тенденций состояния рынка консалтинга на основе динамики рынка консалтинговых услуг, доли консалтингового сектора в ВВП, влияния экономической рецессии на консалтинговые услуги. Автор делает выводы о направлениях последующего развития рынка консалтинговых услуг. Прогнозируются основные направления в консалтинге на ближайшую перспективу.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: консалтинг, индекс физического объема консалтинговых услуг, рецессия, виды консалтинговых услуг
JEL: И1, 184, 010
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Аль-Нсур Д.А. Тенденции развития российского рынка консалтинговых услуг на текущем этапе // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 15. — С. 1697-1708. — doi: 10.18334/ф.17.15.36400
Аль-Нсур Диана Алиевна, аспирант, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 09.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.08.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.15.36400
(с) Аль-Нсур Д.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1698
Введение
В последние годы как в академических, так и в деловых кругах растет интерес к деятельности консалтинговых компаний. К наиболее обсуждаемым темам можно отнести вопросы развития рынка консалтинговых услуг, отношения между клиентами и консультантами, критерии оценки консалтинговых проектов, а также критерии выбора консалтинговой компании.
Организации привлекают консультантов по разным причинам: с целью получить профессиональную информацию или специальные услуги, наладить новые деловые контакты, провести диагностику бизнеса, спланировать организационные изменения, провести обучение или тренинги для сотрудников. Разнообразие задач определяет разнообразие инструментов и приемов, используемых консультантами, а также разнообразие форм сотрудничества между консультантами и клиентами [9].
Спрос на консалтинговые услуги инициируют задачи в получении помощи для бизнеса, создания принципиально нового решения в бизнес-процессе, в отличии от аутсорсинга, принимающего делегированные функции самого бизнеса.
Высокий динамизм изменений бизнес-среды, усиление конкуренции, сокращение жизненного цикла бизнес-продукта являются факторами спроса на консалтинговые услуги. Динамика консалтингового рынка, его вклад в ВВП, а также наблюдаемые изменения отдельных его сегментов подтверждают возрастающее значение консалтинговых услуг.
Развитие консалтинговой индустрии тесно связано с событиями мировой экономики. Во времена расцвета экономических условий организации, имея высокие доходы, могут позволить затраты на привлечение консультантов. И наоборот, экономические спады, как правило, влекут сокращение затрат, в том числе и на консультационные расходы. Требуется время на постепенное восстановление. Однако в 2014 году впервые в новейшей истории Россия вошла в длительную фазу экономической рецессии, причем в форме стагфляции. Ухудшение экономической конъюнктуры в Российской Федерации в течение 20142015 годов сопровождалось снижением спроса, проблемами с платежами, ценовым демпингом. В условиях сохранения высокого уровня неопределенности, а также негативных настроений относительно перспектив развития российской экономики особенно страдали
1699
промышленность, строительство, транспортная, логистическая, торговая, банковская сферы. Введение санкций и курс на замещение импорта коснулся всех отраслей российской экономики. И сектор консалтинга здесь не стал исключением. Запросы на консалтинговые услуги сместились в большей степени к задачам по оптимизации затрат и повышению эффективности деятельности, преобразовании инфраструктуры. Консалтинговые проекты стали более краткосрочными с получением быстрого эффекта от внедрения и, одновременно, менее доходными для самих консалтинговых компаний.
Анализ основных тенденций российского рынка консалтинговых услуг позволяет определить объективные условия развития этого сектора услуг, а также спрогнозировать стратегии развития консалтинговых услуг, что представляет несомненный интерес как для потребителей данных услуг, так и для самих консалтинговых компаний с позиций управления.
Развитие консалтинговых услуг в России
Консалтинговая индустрия начинала свое развитие с управленческого консультирования. Развитие индустриализации повлекло обращение руководителей промышленных компаний за советами к аутсадейрам в лице привлеченных со стороны бухгалтеров, финансистов и инженеров еще с конца 18 века и на протяжении всего 19 века. Однако непосредственно первый этап становления консалтинговых услуг начинается с развития научного управления, возглавляемого Ф. Тейлором в Соединенных Штатах [10].
В свою очередь, в России на базе идей Ф. Тейлора в начале 20 века разворачивалось движение в области научной организации труда. Общие вопросы и проблемы разрабатывались Ерманским О.А. («Система Тейлора», 1918 г.; «Научная организация труда и производства и система Тейлора», 1922 г.), Гастевым А.К., Бурдянским И.М., Гефтером М.Х. В 20-е годы 20 века были созданы крупные практические центры в области научной организации труда: Центральный институт труда (ЦИТ), Институт НОТ (г. Казань); Институт труда (г. Таганрог); Всеукраинский институт труда (г. Харьков). Их деятельность была направлена, в том числе, и на практическое консультирование в области организации труда, хозяйственных процессов. В 1924 г. при ЦИТ было организовано акционерное общество «Установка», предоставляющее
1700
консультационные услуги по организации труда на коммерческой основе, по сути, осуществляющее управленческое консультирование [1].
Проведенное в 1923 году исследование Народным Комиссариатом Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) выявило порядка 58 организаций, работающих в области организации труда и предоставляющие практические консультации. Но ко второй половине 30-х годов исследования постепенно стали сворачиваться.
В последующем в условиях планово-директивной экономики консалтинговая деятельность была эпизодической. Но и на этом фоне очередным этапом интереса к консалтингу необходимо отметить 60-е годы 20 века. Так, в 1965 году 'на базе Таллиннского политехнического института были проведены исследования организации деятельности Таллиннского экскаваторного завода и представлены экспертные консультации. В 1971 году в Таллинне был проведен совместный семинар с финской консалтинговой компанией MEC-Rastor, который в последующем послужил основой для участия представителей Эстонии в некоторых консалтинговых проектах MEC-Rastor, получения соответствующего практического опыта. Появились публикации, посвященные консультированию: работы представителей эстонской школы (Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. и т.д.), а также российских ученых и консультантов (Пригожина А.И., Хайниша С.В., Лузина А.Е., и других). Группа московских и эстонских консультантов проводила многочисленные практические семинары и конференции, консультирование в республиках СССР [11].
Ситуация коренным образом изменилась в период рыночной трансформации. Новый этап в развитии отечественного консалтинга как профессиональной деятельности начался с 1986 г. В этот период в России оказывали консалтинговые услуги порядка двадцати организаций [2].
Отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов 20 века. Экстенсивному развитию консалтинговых услуг способствовал приход на российский рынок иностранных консалтинговых и аудиторско-консалтинговых фирм.
Кроме того, вплоть до 2000 г. существенным фактором развития рынка консалтинговых услуг являлись средства, поступающие в рамках программ международной помощи (от Европейского Союза, Всемирного банка, Международного валютного фонда и др.). Так, начатая
1701
Европейским союзом в 1991 году одна из крупнейших программ консультационно-технического содействия ТАСИС (Technical Assistance for Commonwealth Independent States) представляла консультационно-техническое содействие государственным организациям и местным администрациям, общественным и частным организациям.
Таблица 1
Международные консалтинговые организации в России в 1990-е годы
№ п/п Наименование Год начала работ на территории РФ
1 E&Y (Ernst & Young) 1989
2 PricewaterhouseCoopers (PwC) 1989
3 Deloitte Touche Tohmatsu Limited 1990
4 KPMG 1992
5 A.T. Kearney 1992
6 Boston Consulting Group: 1994
7 McKinsey & Company 1993
Источник: составлено автором по данным официальных сайтов компаний (дата обращения: 11.07.2016 г).
Еще одним фактором роста спроса на услуги консультантов был процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий, создание холдингов с государственным участием.
И, несмотря на бессистемность и раздробленность рынка консалтинговых услуг в 1990-е годы, несмотря на кризис 1998 года, уже к 2000 году, по данным исследования, проведенного рейтинговым агентством ИЛЕХ («Эксперт РА»), объем рынка консалтинговых услуг в России составлял порядка 200-300 млн долл. США [8].
В первое десятилетие 21 века рост промышленных компаний, реорганизация государственных предприятий, востребованность информационных технологий послужили факторами развития рынка консалтинговых услуг в России. С развитием рынка качественно изменился и рынок консалтинговых услуг. Он стал более понятным, прозрачным и более профессиональным.
Анализ тенденций в развитии рынка консалтинга в России на текущем этапе
Анализ тенденций в формировании и развитии рынка консалтинга в России можно представить на основе имеющихся статистических данных по 150 ведущим консалтинговым компаниям,
1702
представленных Рейтинговым агентством ИЛЕХ («Эксперт РА»). Данную выборку можно считать репрезентативной, так как совокупные доходы рассматриваемых компаний превышают 60% от общей суммы доходов российского рынка консалтинговых услуг.
Прирост суммарной выручки крупнейших консалтинговых групп - участниц рэнкинга Рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА») по итогам 2014 года составил, по сопоставимым данным, 9%, а ее совокупный объем достиг 116,4 млрд руб. Это меньше показателя рейтинга 2013 года (+14%) и ниже инфляции (11,4%, по данным Росстата) [6].
В свою очередь, результаты 2015 года продемонстрировали замедление роста доходов консалтинговых компаний. Совокупная выручка участников рэнкинга составила 126 млрд руб., а ее прирост составил всего 7%, что меньше показателей 2014 года и 2013 года (9% и 14% соответственно) [7].
Динамику выручки Топ-150 консалтинговых компаний России можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1).
I .'и 1 АЛ 10-4 ¡С 134 п 116.-1 ■ 126 п
]ии -1 •ГА - 1
Л - 1 II
и "1 :оп 2012 1 ^^^ 1 201? 2014 2015
Рисунок 1. Динамика выручки Топ-150 консалтинговых компаний России
за 2011-2015 гг., млрд руб.
Источник: представлено автором на основе данных Рейтингового агентства ИЛЕХ
(«Эксперт РА»)
В то же время развитие отрасли за период 2011-2015 происходило в большей степени за счет роста российских участников консалтингового рынка. Необходимо отметить, что и иностранные компании, работающие в России в настоящее время, в большинстве осуществляют свою деятельность либо путем создания дочерних структур -российских резидентов, либо филиалов.
1703
Развитие консалтинга находится в прямой зависимости от формирования состояния экономики, условий рыночных отношений.
К основным критериям определения состояния развития экономики относится соотношение объемов ВВП за определенный период. Процентное изменение ВВП в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, то есть темп прироста ВВП, характеризует темп экономического роста в стране. В свою очередь, уровень развития консультирования можно определить по таким показателям, как темпы роста рынка консалтинговых услуг, доля консалтингового сектора в ВВП страны.
Основные тенденции развития консалтингового сектора можно определить путем сравнения индекса физического объема ВВП (в % к предыдущему году) и индекса физического объема консалтинговых услуг (в % к предыдущему году) за равнозначный период.
Таблица 2
Динамика валового внутреннего продукта и объема консалтинговых услуг за период 2011-2015 гг.
Год Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 59 698,1 66 926,9 71 016,7 77 945,1 80 804,3
Индекс физического объема ВВП (в % к предыдущему году) 104,3 103,5 101,3 100,7 96,3
Объем Топ-150 консалтинговых компаний, млрд руб. 104 119,2 134 116,4 126
Индекс физического объема консалтинговых услуг, % к предыдущему году 118,18 114,61 112,41 86,86 108,24
Объем консалтинговых услуг к ВВП, % 0,17 0,17 0,18 0,14 0,15
Источник: рассчитано автором на основе официальных данных Росстата и Рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА»)
По полученным данным можно сделать вывод, что если до 2014 года рынок консалтинговых услуг развивался достаточно динамично, опережая индекс физического объема ВВП, то в 2014 году произошло резкое падение спроса на консалтинговые услуги. И результаты 2015 года хоть и показывают положительную динамику объема
1704
консалтинговых услуг по сравнению с 2014 годом, однако говорить о восстановлении рынка консалтинга на докризисном уровне пока рано.
Сравнение индекса физического объема ВВП и индекса физического объема консалтинговых услуг позволяет оценить роль и значение этого сегмента рынка в развитии экономики.
*****-- 963
2011 2012 2013 201-1 2015
—♦—Индекс ВВП, % —А—Индекс консалтинговых услуг. %
Рисунок 2. Динамика индекса физического объема ВВП (в % к предыдущему году) и индекса физического объема консалтинговых услуг (в % к предыдущему году)
за период 2011-2015 гг.
Источник: составлено автором на основе на основе официальных данных Росстата и Рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА»)
На рынок консалтинговых услуг влияют разнонаправленные факторы. Для анализа влияния этих факторов необходимо сравнить текущую ситуацию с показателями в условиях кризиса 2008 года. Экономическая ситуация в 2014 году в определенной степени повторяет сценарий 2008 года: произошел резкий обвал цен на нефть, и, как следствие, началась девальвация национальной валюты. Существенным фактором, объединяющим кризисы 2008 и 2014 гг., является и снижение доступности внешних источников финансирования в условиях сильной зависимости отечественной экономики от иностранного капитала. В то же время необходимо отметить, что в 2008 году кризис был обусловлен чисто экономическими причинами, на кризис же 2014 года одновременно повлияли обострение геополитической ситуации, введение санкций и растущая сырьевая зависимость экономики.
Динамику ВВП и объема консалтинговых услуг за период 20062010 гг. на основе расчетов, проведенных автором по данным Росстата и
1705
рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА»), можно представить следующим образом (рис. 3).
♦ 106.2-♦ 105^-—^¿¿Ц-у _____ ГСН-ТЦ^*
2006 2007 2008 2009 2010 —♦— Индекс ВВП. °о —Индекс консалтинговых услуг.
Рисунок 3. Динамика индекса физического объема ВВП (в % к предыдущему году) и индекса физического объема консалтинговых услуг (в % к предыдущему году)
за период 2006-2010 гг.
Источник: составлено автором на основе на основе официальных данных Росстата и Рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА»)
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что фактически кризис 2014 года более сильно повлиял на результаты деятельности консалтингового сектора. Наглядное снижение индекса физического объема консалтинговых услуг в 2014 году свидетельствует о глубине экономического спада.
В то же время, несмотря на то, что многие компании вынуждены вводить режим экономии и сокращать, в том числе, бюджеты на консалтинг, в условиях кризиса у бизнеса возникает потребность в консалтинговых услугах, связанных с определением действий в кризисной ситуации.
Заключение
К положительным факторам, способствующим развитию консалтинговой индустрии в среднесрочной перспективе, следует отнести:
1. существенные новации в области информационных технологий;
1706
2. нацеленность бизнес-структур на проекты, в которых превалируют задачи по уменьшению расходов на бизнес, повышению операционной прибыли в разумно короткий период времени;
3. развитие государственного регулирования, государственного надзора;
4. поиск путей корпоративного расширения, процессы слияния и поглощения.
Развитие информационных технологий по-прежнему будет способствовать востребованности ИТ-консалтинга, что подтверждается и данными рейтингового агентства ИЛЕХ («Эксперт РА») за 2015 год: так, в структуре выручки рынка консалтинговых услуг за 2015 год доля ИТ-консалтинга составляет порядка 60%.
Необходимо отметить, что сегмент ИТ-консалтинга занимает особое место на рынке консалтинговых услуг в России. Это связано, прежде всего, со значением информационных технологий в структуре управления: каждая трансформация влечет за собой поправки в ИТ-системе. В результате ИТ-консалтинговые компании, оказывающие услуги по разработке программного обеспечения, по созданию корпоративных информационных систем продемонстрировали невысокую, но положительную динамику.
К лидерам консалтингового рынка на текущем этапе стоит отнести и финансовый консалтинг и оценку (до 12%), налоговый и юридический консалтинг (2% и 6% соответственно) [7].
В текущих условиях усиления административного давления, роста требований законодательства, ситуацию в этих сегментах консалтинга можно характеризовать как умеренно оптимистическую.
Юридический консалтинг более всего востребован у компаний малого и среднего бизнеса. Но и крупный бизнес в случае необходимости решения нестандартных вопросов, требующих хорошего опыта и судебной практики, не отказывается от услуг юридических консультантов.
Налоговый консалтинг в настоящее время приобретает свою особую специфику. В условиях дефицита бюджета РФ, секвестирования бюджетных расходов, налоговым органам установлены жесткие планы по сбору налогов и выявлению недоимок. Усилено внимание к сделкам с аффилированными зарубежными компаниями.
Особого внимания требует реализация введенного в действие с 2015 года закона о деофшоризации. Реструктуризация групп,
1707
сокращение зарубежных структур, изменение внутренних процедур управления, подготовка специальной налоговой отчетности по зарубежным дочерним и зависимым компаниям в перспективе вызовет обращение к юридическому и налоговому консалтингу.
Эти направления будут генерировать основные возможности для различного спектра консалтинговых компаний.
По остальным же направлениям консалтинга в случае продолжения снижения спроса в перспективе возможно уменьшение консалтинговых компаний путем сворачивания бизнеса, а также объединение путем слияния, кооперации в части комплексного участия в едином проекте. В целом в среднесрочном периоде рынок консалтинга будет сильно зависим от спроса со стороны клиентов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы.
- 2-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 448 с.
2. Евстигнеева Т.В., Рыбченко С.А. Маркетинговое консультирование: Учебное пособие. -
Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 170 с.
3. Карпычев А. Нестандартный Гастев // Стандарты и качество. - 2004. - № 9. - С. 20-22.
4. Ханферян В. Исследование рынка консалтинговых групп по итогам 2012 года: застой в
стране советов [Электронный ресурс] // FORMATTA. - 2013. - Режим доступа: http://formatta.ru/wp-
content/uploads/2013/09/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-2012.pdf
5. Ханферян В. Российский консалтинг - 2011 // Аудитор. - 2012. - № 6. - С. 33-46.
6. Ханферян В. Консультант в стране советов // Российская газета. - 2015. - № 6677. - 20
мая. - С. 14.
7. Ханферян В. Обзор рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по
итогам 2015 года: советы на будущее [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство RAEX. - 2016. - Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/consulting/2015/
8. Шувалова И., Гришанков Д. Спрос на стратегии [Электронный ресурс] // Российский
консалтинг. - 1999. - Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/consulting/1999/part1/
9. Управленческое консультирование: Введение в профессию. - 4-е изд. - М.: Планум,
2004. - 976 с.
10. Buono A. F. Emerging Trends and Issues in Management Consulting: Consulting as a Janus-
faced Reality. - Charlotte: Information Age Publishing, 2009. - 272 p.
11. Klesment M. Interpretation and adjustment of foreign concepts in Soviet Estonia: the
discussion and adaptation of management theories // European Review of History. -2009. - Vol. 16. - № 1. - P. 151-167.
1708
12. Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2015. - 728 с.
Diana A. Al-Nsur, Postgraduate, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy
The development tendencies of Russia consulting market at the
present stage
ABSTRACT
The author considers the main stages in the development of consulting in Russia, the causes of the interest towards consulting in the given period. The consulting development directly depends on formation of the economic state, conditions of the market relations. The author analyzes the main tendencies of the consulting market conditions based on the consulting market dynamics, the share of the consulting sector in GDP, influence of the economic recession on the consulting services. The author draws a conclusion about further development directions of the consulting service market, forecasts main directions in consulting for the short-term.
KEYWORDS: consulting, the index of physical volume of the consulting services, recession, types of the consulting services