Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА / ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕКТИРОВКА ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гафуров А.Р.

Рассматривается проблема обеспечения энергетической безопасности на региональном уровне, для чего предлагается сформировать конструктивную систему управления безопасностью региона на основе мониторинга и индикативного анализа, предусматривающих корректировку пороговых значений индикаторов с учетом вариации фактических значений показателей этой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

грузки, доступности кредитов, оптимизируется арендная плата за государственное имущество для предпринимателей. Правительство республики стремится совместить два направления работы — обеспечение социальной стабильности и экономического роста.

В целом, глобальный экономический кризис подверг серьезному испытанию экономику Карелии. Одновременно он подтолкнул республиканские предприятия к использованию всех факторов экономического роста.

Литература

1. Мануйлов С. Н. Противостоять кризису // Петрозаводск. 2009. 18 июня.

2. Овсянникова Н. Диалог с прессой // Карелия. 2009. 28 мая (№ 55).

3. МойсеевА. Резерв рабочей силы // Карелия. 2009. 06 июня (№ 59).

4. Мойсеев А. Партнерство на рынке труда // Карелия. 2009. 28 мая (№ 55).

5. Колесов А. С. Снижение налогов воздастся сторицей // Карелия. 2009. 04 июня (№ 58).

<

Формирование системы управления энергетической безопасностью на региональном уровне

Creation of energy supply security management system in the regional level

УДК 332.122

А. Р. Гафуров

преподаватель Мурманского государственного технического университета

183038 г Мурманск, ул. Спортивная, д. 13

A. R. Gafurov

183038, Murmansk, ul. Sportivnaya, 13

Рассматривается проблема обеспечения энергетической безопасности на региональном уровне, для чего предлагается сформировать конструктивную систему управления безопасностью региона на основе мониторинга и индикативного анализа, предусматривающих корректировку пороговых значений индикаторов с учетом вариации фактических значений показателей этой безопасности.

The article reviews a problem of energy supply security procurement in the regional level; it is suggested to create for this purpose a functional system of regional security management based on monitoring and indicative analysis, which involves correction of indicators threshold figures inclusive of actual value variation of this security.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, система управления, объекты мониторинга, индикативный анализ, корректировка пороговых значений, индикативные показатели угрозы безопасности, энергообеспечение

Keywords: energy supply security, management system, monitoring units, indicative analysis, threshold figures correction, security threat indicative measures, energy supply

Одно из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и показатели эффективности государственного управления, состоит в обеспечении энергетической безопасности, которая является важнейшей составляющей всей системы национальной безопасности страны.

Исходя из анализа имеющихся публикаций и практики управления, можно выделить три основных фак-

тора, характеризующих энергетическую безопасность страны:

• способность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) надежно обеспечивать экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) приемлемого качества;

• способность потребительского сектора экономики эффективно и бережно расходовать энергоресурсы;

• высокий уровень устойчивости систем энергетики (СЭ) и ТЭК к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз [1]. Энергетическая безопасность страны опирается

на богатейшую сырьевую базу и созданный производственный потенциал ТЭК, способные обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать ее безопасность. Однако в последние десятилетия, несмотря на энергетическую независимость и самостоятельность России, проблема энергетической безопасности все острее встает перед страной, что связано с неуклонным уменьшением резервов вовлекаемых в освоение объектов и ухудшением характеристик запасов данных месторождений, притом что экспорт поставок сырья, особенно углеводородного, продолжает постоянно расти [2].

Необходимо отметить, что для России с ее протяженной территорией, различными географическими, природно-климатическими условиями и неравномерностью размещения запасов ТЭР по территории страны обеспечение энергетической безопасности становится в отдельных регионах наиважнейшей проблемой. Ныне существует ряд причин, которые резко обострили данную проблему и как следствие обусловили актуальность разработки методов и моделей исследования энергетической безопасности на региональном уровне.

• Возросшая регионализация экономики привела к нарушению межтерриториальных пропорций экономического развития регионов, что стало причиной возникновения депрессивных территорий. Это обстоятельство негативно повлияло на устойчивый прогресс даже экономически развитых регионов, поскольку, становясь донорами, они тем самым по-

вышали риск возникновения угроз энергетической безопасности.

• Ослабление межрегиональных связей, особенно производственных, разрушение системы межрегионального разделения труда как следствие усиления сепаратистских тенденций и разрушения административной системы управления неизбежно повлекло за собой усиление угроз энергетической безопасности.

• Процесс реформирования электроэнергетики и административная реформа привели к смещению прав и ответственности за устойчивое состояние экономики регионов в сторону региональных органов власти, что заставляет по-новому решать проблему ответственности и за обеспечение энергетической безопасности [3].

С целью своевременного выявления проблем в рассматриваемой области и с учетом особенностей и специфики объектов управления необходимо создать систему управления энергетической безопасностью для региональных образований, уровень теоретической разработки которой в настоящее время явно недостаточен и фрагментарен.

Основой построения такой системы может служить классическая система управления, которая рассматривается как определенный тип взаимодействия между двумя подсистемами, одна из которых находится в позиции субъекта управления (управляющая подсистема, формирующая управляющее воздействие), а вторая — в позиции объекта управления (управляемая подсистема, испытывающая на себе внешние воздействия) [4].

Таким образом, исходя из принципов построения сложных систем, формирование системы управления энергетической безопасностью региона необходимо начинать с определения структуры целей и основных приоритетов, учитывающих региональную специфику и особенности функционирования ТЭК, с выделения субъекта управления и формирования его организационной структуры, что, в свою очередь, будет определять стратегию обеспечения энергетической безопасности региона, содержащую в себе характеристику внешних и внутренних угроз, а также критериев и показателей энергетической безопасности региона.

Для обеспечения стабильного функционирования системы управления энергетической безопасностью необходимо сформировать механизм управления, включающий систему организационно-экономических и правовых мер по защите жизненно важных интересов региона в энергетической сфере от различного рода опасностей и универсальные инструменты важнейших сфер хозяйственной деятельности (административно-организационные, структурно-инвестиционные, денежно-кредитные, налоговые, ценовые, нормативно-правовые, программно-целевые, информационно-статистические). Реализация такого механизма возможна в рамках создания прямой связи.

Характер обратной связи определяется на основе непрерывного мониторинга (с применением метода индикативного анализа) за объектами системы управления, т. е. процессами и явлениями, генерирующими угрозы надежному топливо- и энергоснабжению в различных сферах хозяйственной деятельности.

Совершенно очевидно, что мониторинг и индикативный анализ (МИА) должны стать важнейшими компонентами управления деятельностью по обеспечению энергетической безопасности региона, актуальность

которых определяется усложнением взаимосвязей и >| взаимозависимостей между различными секторами ^ экономики, остротой угроз безопасности, расширени- ^ ем спектра информации, необходимой для принятия с решений, осознанием возможности и необходимости о создания упорядоченной системы соответствующей х информационно-аналитической и прогностической ш деятельности. □=

Объекты мониторинга энергетической безопасности § содержат факторы, формирующие степень безопас- ш ности системы, численные и качественные значения ^ которой определяются показателями безопасности, ¡Е с последующим выделением пороговых уровней (кри- ^ териальных показателей). Превышение пороговых зна- ™ чений приводит к началу разрушительных процессов. ^ Вычисление индикативных показателей производится о на основе исходных первичных показателей, харак- □= теризующих состояние СЭ, или связанных с ними § показателей экономики рассматриваемой территории. < Эти показатели формируются как отчетные и входят § в систему общегосударственной или региональной статистической отчетности [3; 5]. х

По мнению ряда российских ученых, для мониторинга энергетической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения, т. е. предельные величины, отклонение от которых в ту или иную сторону приводит к появлению разрушительных тенденций в области производства и потребления ТЭР [6, с. 55-68]. Следует отметить, что имеющиеся подходы к определению пороговых значений индикаторов содержат ряд недостатков, приводящих к существенному снижению объективности в оценке параметров энергетической безопасности:

• отсутствует методология при определении пороговых значений;

• не учитываются обстоятельства реформирования и трансформации России и отдельных ее регионов;

• используемые пороговые значения статичны, поскольку отражают достигнутые уровни, но не тенденции.

В условиях возрастающей динамики экономических процессов любое изменение фактического значения индикатора свидетельствует об изменении реальной ситуации в экономической сфере в целом и энергетической безопасности в частности. Следовательно, для поддержания объективности процесса мониторинга возникает необходимость корректировки пороговых значений в зависимости от степени изменения фактических значений индикаторов энергетической безопасности.

В целях дальнейшего развития методики диагностики энергетической безопасности региона автором была предложена и апробирована методика определения пороговых значений на основе метода математической статистики, которая базируется на следующих принципах:

1) направление корректировки пороговых значений соответствующих индикаторов определяется тенденциями изменения их фактических значений: повышение фактических значений индикаторов требует повышения соответствующих пороговых значений — и наоборот;

2)степень корректировки пороговых значений определяется вариацией фактических значений индикаторов за рассматриваемый период времени. Опираясь на проведенные нами исследования,

алгоритм расчета параметров энергетической безопасности региона представлен на рис. 1, где а — по-

J

<

J

<

рядковый номер простой скользящей средней (сред-неквадратического отклонения, коэффициента вариации); t — номер периода, за который определяется фактическое значение индикатора энергобезопасности во временном ряду; I — номер блока индикатора энергобезопасности, которому соответствует показатель индикативного анализа; ] — номер индикатора энергобезопасности, которому соответствует показатель индикативного анализа; Ъ — порядковый номер индекса изменения простых скользящих средних временных рядов.

Число членов временного ряда должно определяться экспертами в зависимости от объема статистических данных и требований к уровню значимости. Необходимо также учитывать различный характер индикативных показателей, которые можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся «убывающие» и «возрастающие» индикаторы, пороговые значения по которым, несмотря на разнонаправленность данных подгрупп индикаторов, корректируются одинаково:

ПЗв = ПЗа-1 •(! - Ka •(! - 1Ъ)) =

= ПЗ а-1

1 - K •

X 4

1 -

X xj1

m=1

(1)

где ПЗа — пороговое значение индикатора в исследуемом периоде (а); ПЗа _ 1 — пороговое значение индикатора в предыдущим периоде (а - 1); Ка — коэффициент корректировки пороговых значений индикатора в заданном периоде (определяемого в зависимости от значения коэффициента вариации).

Ко второй группе относятся «двухпороговые» индикативные показатели, пороговые значения которых вычисляются по нижеприведенным формулам.

а) Нижние пороговые значения определяются по формуле (2):

ПЗ

ПЗ

(а+1)т1П 1 - Ka+1 -(1 - 1ъ )

ПЗ

1 - K.

1 -

t +1

ij

X xt

m=1

n

X xtj

m=1

(2)

где min — нижняя граница порогового значения индикатора.

б) Аналогичным образом по формуле (3) рассчитываются верхние пороговые значения:

ПЗ

(a+1) max

= ПЗ а max ' ( - Ka+1 • (1 - h )) =

= ПЗ

1 - K

a +1

1 -

X xr1

m=1_

n

Xxij

(3)

где max — верхняя граница порогового значения индикатора.

Предлагаемая методика корректировки пороговых значений учитывает, с одной стороны, общие тенденции изменения индикаторов, с другой — риски их существенного колебания в условиях нестабильной экономической ситуации.

Таким образом, система управления энергетической безопасностью региона должна быть сформирована на основе системы мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности, предусматривающего корректировку пороговых значений индикаторов на основе определения динамики и вариации фактических значений показателей энергетической безопасности.

Основными субъектами в структуре системы управления энергетической безопасностью на уровне региона выступают государственные и муниципальные

m=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект системы управления энергетической безопасностью региона

< «

н ь

о

03

05 И

6

И

И м

Региональные органы управления: исполнительные и законодательные органы

Территориальные федеральные органы

Государственные территориальные органы управления

п п

Органы управления предприятий сфер производства, снабжения, потребления ТЭР —N Отдел МИА ЭнБ при Министерстве энергетики и ЖКХ Л— Организации, обеспечивающие поддержку управления

Межведомственная комиссия по обеспечению энергетической безопасности региона

Ж

и

Прямая связь: методы, инструменты, мероприятия, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз

И

Обратная связь: результаты мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности региона

И

Объект системы управления энергетической безопасностью региона

Внутренние процессы и явления, порождающие угрозы энергетической безопасности региона:

• структурно-режимные

• социально-политические

• природно-климатические

• управленческие

• финансово-экономические

• социально-экономические

• техногенные

Внешние процессы и явления, порождающие угрозы энергетической безопасности региона:

• экономические

• финансовые

• природно-климатические

• техногенные

• управленческие

Рис. 2. Структурная схема системы управления энергетической безопасностью региона

органы власти, осуществляющие процесс управления посредством реализации конкретных функций. Это обусловлено многоаспектностью проблем управления энергетической безопасностью региона, касающихся различных сфер деятельности.

Организационную структуру системы управления энергетической безопасностью региона необходимо строить на базе уже существующих федеральных, региональных и муниципальных управленческих структур, осуществляющих соответствующие функциональные взаимодействия относительно различных аспектов энергетической безопасности, и хозяйствующих субъектов (предприятий в сфере снабжения и потребления ТЭР, а также организаций, обеспечивающих поддержку их управления), что в конечном итоге не предполагает каких-либо кардинальных изменений в давно налаженных горизонтальных и вертикальных взаимодействиях иерархической структуры управления региона. Структурная схема системы управления энергетической безопасностью показана на рис. 2

В целях предотвращения реализации угроз энергетической безопасности субъектам управления необходимо разработать и реализовать современные экономические, организационные и правовые механизмы,

обеспечивающие формирование эффективной структуры производства первичных ТЭР, гарантирующие устойчивость топливно-энергетического баланса и включающие универсальные инструменты важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционные, денежно-кредитные, налоговые, ценовые, нормативно-правовые, программно-целевые, информационно-статистические, административно-организационные, управленческие и стимулирующие.

Ключевыми механизмами обеспечения энергетической безопасности при этом выступают энергообеспечение, энергосбережение и экологическое энергопользование.

Для обеспечения защищенности экономики и населения региона от угроз удовлетворению потребностей региона в ТЭР и, в частности, для смягчения, локализации и нейтрализации угроз надежности энергоснабжения в качестве приоритетов могут выступать жизненно важные энергетические интересы территории, определяемые в каждый конкретный период времени:

• совершенствование структуры ТЭК, СЭ и их технологического уровня преимущественно в аспекте инвестиционной, структурной и инновационной по-

>| литики, исходя из целей повышения энергетической =г безопасности региона;

^ • снижение зависимости от внешних поставок энер-1= гетического угля и жидкого топлива при ориентации о на повышение степени энергетического самообеспечения региона, отдельных потребителей путем т расширения практики использования собственных источников энергии, в частности атомной энер-§ гетики, гидро- и ветроэнергетики, значительного ш увеличения объема газа Штокмановского ГКМ в ш топливно-энергетическом балансе региона, а также диверсификации имеющихся топливно-энергети-^ ческих ресурсов;

™ • повышение эффективности использования ТЭР и гибкости (потребительских установок) сбытовых

0 компаний для снижения напряженности и пред-

1 отвращения дефицитности энергобаланса;

§ • более интенсивное использование научного потен-< циала региона, активизация проведения научных § исследований и разработок;

• определение основных направлений энергосбере-х гающей политики и разработка комплексной целевой программы по экономии топлива и энергии в масштабе области;

• формирование информационного пространства обеспечения энергетической безопасности региона;

• разработка мероприятий по совершенствованию управления в ТЭК, включающих государственное регулирование, корпоративное и технологическое управление, функционирование энергетических рынков [2].

В пределах своих полномочий организационная структура может реализовать единую региональную энергетическую политику и стратегию, сформированную на принципах энергетической безопасности. Кроме того, на данные структуры необходимо возложить и другие функции, скорректированные с учетом необходимости обеспечения региональной энергетической безопасности:

• разработку региональных проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимость которых обусловлена требованиями определенного уровня энергетической безопасности региона, и контроль за их соблюдением;

• формирование и реализацию региональной политики в области энергетической безопасности;

• создание и координацию региональных программ, включающих комплекс мер по предупреждению и нейтрализации угроз энергетической безопасности, а также контроль за воплощением их в жизнь;

• анализ современного состояния ТЭК, уровня топливо- и энергообеспечения экономики и населения региона;

• разработку и осуществление налоговой, ценовой, кредитной, таможенной, амортизационной, инвестиционной, инновационной региональной экономической и технической политики (в части обеспечения энергетической безопасности);

• экономическое стимулирование и поддержку конкретной деятельности предприятий ТЭК по обеспечению энергетической безопасности.

В целях достижения согласованной политики, координации интересов, программ и направлений в области обеспечения энергетической безопасности региона и совершенствования организационного механизма системы управления ею предлагается сформировать межведомственную комиссию по энергетической безопасности, что будет способствовать в первую очередь оптимизации взаимодействия территориальных

структур федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти, муниципальных органов, а также предприятий ТЭК и организаций, обеспечивающих поддержку управления.

По нашему мнению, создание такой структуры позволит ликвидировать институциональную раздробленность концепций, стратегий и программ в области управления ТЭК как прямого объекта, порождающего угрозы энергетической безопасности, а также позволит более масштабно взглянуть на проблемы энергетики региона.

Исходя из изложенного, можно определить основные задачи межведомственной комиссии по обеспечению энергетической безопасности:

• координация управляющих воздействий координационно-организационного, программно-целевого и контрольного характера;

• предупреждение возможных масштабных последствий реализации угроз энергетической безопасности;

• предотвращение влияния внешних факторов различной природы;

• рассмотрение проблем, возникающих в связи функционированием предприятий ТЭК и СЭ и их влиянием на энергетическую безопасность региона;

• рассмотрение финансовых, инвестиционных, экономических аспектов деятельности предприятий ТЭК и СЭ;

• разработка мероприятий превентивного характера, направленных на снижение вероятности возникновения угроз энергетической безопасности;

• разработка и предоставление руководителям органов исполнительной власти рекомендаций по вопросам обеспечения ТЭР;

• определение комплекса мероприятий, направленных на решение проблем в области топливо- и энергоснабжения, и др.

Таким образом, для защиты от угроз надежному топливо- и энергообеспечению система управления энергетической безопасностью региона должна функционировать на основе активного применения экономических, организационных и правовых механизмов, предполагающих использование ряда универсальных инструментов, более четкого распределения полномочий между федеральными и региональными институтами, а также координации их деятельности.

Литература

1. Надежность топливо- и энергоснабжения и живучесть систем энергетики регионов России / Под ред. Н. И. Воропая, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 2003.

2. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.

3. Комплексная методика диагностики энергетической безопасности территориальных образований Российской Федерации (вторая редакция). Екатеринбург, 2002. (Препринт; Институт экономики УрО РАН).

4. Малин А. С., Мухин В. И. Исследование систем управления. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

5. Основные положения и методология мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности России и ее регионов / Н. И. Воропай, С. М, Клименко, С. М. Ковалев и др. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 1998.

6. ФилипченкоА. М. К вопросу о сущности, содержании и механизме обеспечения энергетической безопасности государства // Финансы и кредит. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.