Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / ценности обучающихся / формирование ценностей / система ценностей / education / students’ values / values formation / value system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Татьяна Владимировна, Суханова Анастасия Сергеевна

Рассматривается формирование системы ценностей обучающихся в условиях современного образования. Проводится анализ формирования системы ценностей на основе документов, регламентирующих образовательный процесс. Раскрывается понятие «система ценностей» и делается вывод об их значимости для современного гражданина России. На основе анализа теоретических источников приводятся перспективы формирования системы ценностей обучающихся в контексте совершенствования системы образования. Авторы статьи делают выводы о том, что что происходящие на сегодняшний день мировые трансформационные процессы напрямую влияют на необходимость построения образовательного процесса на основе как традиционных духовно-нравственных ценностей, так и социокультурных, семейных, культурно-исторических, патриотических и других ценностей. Организация образовательного процесса с опорой на формирование системы ценностей обучающихся позволит подготовить и воспитать духовно развитую личность. В свою очередь, духовно-нравственная консолидация нашего народа это важнейшее условие успешного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Татьяна Владимировна, Суханова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ value system formation in modern education is considered. The analysis of the value system formation is based on documents regulating the educational process. The concept of «value system» is discussed and the importance of values for a modern Russian citizen is proved. The prospects for the students' value system formation in the context of education system improving are presented based on theoretical sources analysis. The authors of the article conclude that the current global transformation processes directly affect the need to build an educational process based on both traditional spiritual and moral values and socio-cultural, family, cultural, historical, patriotic and other values. The organization of the educational process based on the formation of a system of values of students will prepare and educate a spiritually developed personality. In turn, the spiritual and moral consolidation of our people is the most important condition for the successful development of Russia.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

дополнительной информации. Этот прием направлен на отработку умений задавать вопросы, обучая при этом применять на практике новые знания, сопоставлять их с уже изученным материалом. На рисунке 1, представлены примеры «тонких» и «толстых» вопросов.

Тонкие вопросы Толстые вопросы

Кто... Дайте объяснение, почему...

Что... Почему вы думаете...

Когда... Почему вы считаете...

Будет.,. В чем разница...

Как звали... Предположите, что будет, если...

Было ли... Что, если...

Рисунок 1. Примет «Тонкие и толстые вопросы»

4. Прием «ИНСЕРТ». Применяется на стадии осмысления. Осуществляя работу с текстовым материалов, ученики маркируют его специальными значками «V» - я это знал; «+» - это для меня новая информация; «-» - это противоречит тому, что я знал или я думаю по-другому или я этого не знал; «?» - хотел бы узнать подробнее. Затем каждый школьник заполняет свою таблицу с колонками «V, «+», «-», «?». Далее, выборочно, зачитываются несколько полученных таблиц без обсуждения зачитанных тезисов. После повторного чтения текстового материала, организовывается анализ, обсуждение вопросов из таблиц.

Рассмотрим несколько примеров организации урока экономики с использованием, выше описанным приемов.

При изучении в 11 классе темы «Деньги. Функции пометок денег. Качества техника современных вопрос денег», обучающимся на этапе рефлексии можно дать задание, создать кластер по изученной теме. При создание такого кластера обучающимся необходимо будет «связать в единую сеть» все понятия данной темы. Такой прием позволит не только обобщить, систематизировать и структурировать изученный учебный материал, но и наглядно увидеть логику его изложение, а также запомнить его, так как наглядно представленная информация усваивается и запоминается лучше.

Прием «ИНСЕРТ» на уроке экономики в 10 классе, можно использовать при изучении темы «Рыночные отношения». Обучающимся на стадии осмысления предлагается работа с текстом «Рынок - великое достижение человечества». На эту работу отводиться около 5 минут, далее после заполнения таблиц и устного обсуждения, обучающиеся еще раз прочитывают текст и выделяют, и систематизируют информацию, предложенную в тексте.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование, показывает, что критическое мышление не принимает доктрин, оно формируется и развивается за счет большого объема новой информации, в том числе и информации о жизненном опыте, предполагает выработку новых мыслей, решений, иногда выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Включение обучающихся в образовательный процесс направленный на развитие критического мышления, позволяет вырабатывать у них привычку мыслить, иметь свою точку зрения на рассматриваемый вопрос, проблему.

Литература:

1. Подходова, Н.С. Развитие критического мышления: уровни сформированности / Н.С. Подходова, О.Ю. Терентьева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4. - С. 58.

2. Егорова, М.А. Развитие критического мышления у обучающихся / М.А. Егорова, Д.Н. Липовченко // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3, № 3. - С. 110-114

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков Ларина Татьяна Владимировна

Военно-учебный научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Суханова Анастасия Сергеевна

Военно-учебный научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматривается формирование системы ценностей обучающихся в условиях современного образования. Проводится анализ формирования системы ценностей на основе документов, регламентирующих образовательный процесс. Раскрывается понятие «система ценностей» и делается вывод об их значимости для современного гражданина России. На основе анализа теоретических источников приводятся перспективы формирования системы ценностей обучающихся в контексте совершенствования системы образования. Авторы статьи делают выводы о том, что что происходящие на сегодняшний день мировые трансформационные процессы напрямую влияют на необходимость построения

образовательного процесса на основе как традиционных духовно-нравственных ценностей, так и социокультурных, семейных, культурно-исторических, патриотических и других ценностей. Организация образовательного процесса с опорой на формирование системы ценностей обучающихся позволит подготовить и воспитать духовно развитую личность. В свою очередь, духовно-нравственная консолидация нашего народа - это важнейшее условие успешного развития России.

Ключевые слова: образование, ценности обучающихся, формирование ценностей, система ценностей.

Annotation. Students' value system formation in modern education is considered. The analysis of the value system formation is based on documents regulating the educational process. The concept of «value system» is discussed and the importance of values for a modern Russian citizen is proved. The prospects for the students' value system formation in the context of education system improving are presented based on theoretical sources analysis. The authors of the article conclude that the current global transformation processes directly affect the need to build an educational process based on both traditional spiritual and moral values and socio-cultural, family, cultural, historical, patriotic and other values. The organization of the educational process based on the formation of a system of values of students will prepare and educate a spiritually developed personality. In turn, the spiritual and moral consolidation of our people is the most important condition for the successful development of Russia.

Key words: education, students' values, values formation, value system.

Введение. Активные процессы трансформации, протекающие в современном мире, требуют, в том числе, переоценки ценностей современного общества. От системы образования зависит то, каким образом это будет реализовано, какие ценности будут сформированы у современного человека и какими ценностями будет обладать общество. В связи с этим, приоритетным направлением государственной политики нашей страны является совершенствование системы образования в соответствии с требованиями текущей обстановки.

Анализ современных публикаций, посвященных формированию ценностей, показал, что данный вопрос остается в центре внимания исследователей и является актуальным. Так, ученых (А.В Кирьякова и др.) интересуют как фундаментальные вопросы ориентации личности в мире ценностей [3], так и прикладные исследования формирования систем личностных ценностей у учащихся средней и высшей школы [2], в контексте изменения образовательной среды (А.В. Клюев) [4] и др.

При этом вопрос формирования системы ценностей обучающихся не был подробно изучен применительно к современной ситуации в образовательной сфере, чем и обусловлена актуальность исследования и необходимость теоретического переосмысления данного вопроса.

Задачи исследования:

- проанализировать роль формирования ценностей обучающихся с точки зрения законов и образовательных стандартов;

- раскрыть сущность понятия «система ценностей»;

- рассмотреть перспективы формирования системы ценностей обучающихся в процессе совершенствования современного образования в контексте решения актуальной проблемы для нашего социума - укрепление и обогащение духовно-нравственного потенциала граждан.

Для решения данных задач были применены следующие методы: сбор, систематизация, анализ информации, представленной в различных научных источниках, их анализ.

Тем самым наша статья будет посвящена процессу формирования системы ценностей обучающихся в условиях современного образования.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1], именно образование призвано сплотить российское общество, ему отведена ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего народа.

Одним из важнейших направлений в развитии российского общества является духовно-нравственное воспитание как залог духовного единства страны в дальнейшем. Стабильность в экономике, политике и других сферах невозможно достичь, не учитывая личностных качеств и ценностей граждан. Воспитание духовно развитой личности, любящей свою страну, способной творить на ее благо и совершенствоваться - важный фактор успешного развития России.

Обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» - основному документу, отражающему основные принципы государственной образовательной политики нашей страны. Одним из его основных понятий является воспитание, реализуемое «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения» [6].

Содержание образования, в свою очередь, должно обеспечивать формирование и развитие личности в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями, принятыми в семье и обществе.

Далее рассмотрим, как необходимость формирования системы ценностей подрастающего поколения отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с ними [10, 11, 12], обучение и воспитание как целостный образовательный процесс строится на духовно-нравственных и социокультурных ценностях.

Присвоение норм, морально-нравственных ценностей российского общества начинается еще в дошкольном возрасте, в чем и заключается одна из задач, поставленных ФГОС дошкольного образования [10].

Результаты освоения ФГОС начального общего образования предполагают овладение духовными ценностями и культурой народа Российской Федерации, а также получение обучающимися опыта деятельности на основе ценностей и готовность руководствоваться ими [11].

Как известного, ФГОС основного общего образования направлен, прежде всего, на овладение обучающимися духовными ценностями и культурой России, усвоение «гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества» [12].

В нем представлен перечень личностных характеристик выпускника. Так, «портрет выпускника основной школы» включает умение соизмерять поступки с нравственными ценностями, а ценностно-смысловые установки выпускника должны отражать его личностные и гражданские позиции в деятельности. Во ФГОС высшего образования, разработанных для различных специальностей, личностные требования к выпускнику сформулированы в универсальных компетенциях. Следовательно, профессионал - это личность, которая ориентируется на систему ценностей, заложенную еще на предыдущих этапах его образования и воспитания.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается приоритет традиционных российских культурных, духовно-нравственных и семейных ценностей [8]. Новые поколения должны разделять эти ценности, а ключевым в достижении этой цели является воспитание детей.

Говоря об образовании и воспитании подрастающего поколения, нельзя не обратиться к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9], которая определяет политику в области национальной безопасности и развитие нашей страны. В соответствии с эти документом, «жизненно важное значение» имеет защита традиционных духовно-

нравственных основ российского общества. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается необходимость повышения духовного потенциала России в условиях трансформации современного мира, усиливающейся нестабильности и геополитической напряженности.

Современное образование на всех этапах призвано формировать и постепенно развивать личность на основе системы принятых в семье и российском обществе ценностей.

Данный постулат зафиксирован законодательно и отражен в Федеральных государственных образовательных стандартах. Данная тенденция обусловлена сложившейся мировой ситуацией и национальными интересами нашей страны.

Тем самым, как уже неоднократно отмечалось исследователями А.Я. Данилюк [1] A.B. Кирьяковой [3] и др., образование призвано обеспечить не только приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, но и определенных ценностных установок, в целях духовно-нравственного, творческого, профессионального и др. развития личности.

Согласимся с A.B. Клюевым и C.B. Ляшко, в том, что формирование ценностей приоритетно для качественного образования, поскольку выступает «социальными индикаторами качества жизни», характеризуя уровень развития общества [4, С. 82].

В целях более полного осмысления формирования системы ценностей обучающихся в условиях современного образования, обратимся к понятию «система ценностей» как одной из базовых категорий данной статьи. A.B. Кирьякова определяет систему ценностей как «внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания» [3, С. 21].

Автор подчеркивает, что система ценностей личности формируется в процессе общения с людьми и в ходе деятельности человека, а система ценностей общества формируется в ходе духовной работы всего общества [3, С. 21, 137]. Исследователь приходит к выводу, что ценности школьников изменяются вслед за переоценкой ценностей общества [3, С. 5-6].

Согласно проведённого анализа Стратегии национальной безопасности РФ, можно выделить следующие традиционные духовно-нравственные ценности:

- «права и свободы человека,

- патриотизм,

- историческая память и преемственность поколений,

- служение Отечеству и ответственность за его судьбу,

- справедливость,

- гражданственность,

- гуманизм,

- взаимопомощь и взаимоуважение,

- достоинство человеческой жизни,

- милосердие,

- высокие нравственные гуманистические идеалы,

- созидательный труд на благо собственной семьи и государства в целом,

- крепкая семья,

- единство народов России» [9].

Следует особо подчеркнуть, что эти ценности не сконцентрированы в содержании отдельной учебной дисциплины, а охватывают все учебное содержание и всю деятельность обучающихся [1].

Рассуждая о современной мировой ситуации и текущих социальных вызовах, исследователи подчеркивают актуальность совершенствования системы образования в рамках учебного процесса и во внеучебной работе [4, С. 89], и формулируют следующие пути совершенствования образовательного и воспитательного процесса:

- включение в общественную деятельность (например, патриотические организации);

- практико-ориентированное обучение;

- разработка моделей наставничества;

- выявление проблем с учетом мнения преподавателей.

И.С. Дышлюк и И.Ю. Каменева в качестве путей формирования систем ценностей обучающихся видят необходимость увеличения роли гуманитарного знания в образовательном процессе, межпредметную интеграцию, создание развивающих, личностно-ориентированных образовательных программ [2].

В различных исследованиях также подчеркиваются педагогические возможности различных учебных дисциплин в формировании ценностей:

- иностранного языка [5],

- истории России,

- литературы,

- физической культуры [7] и др.

Подведем итоги проделанной работы по изучению формирования системы ценностей обучающихся в условиях современного образования.

Выводы. В результате изучения руководящих документов и научных исследований по формированию системы ценностей обучающихся в условиях современного образования, мы можем заключить, что происходящие на сегодняшний день мировые трансформационные процессы напрямую влияют на необходимость построения образовательного процесса на основе как традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе:

- социокультурных,

- семейных,

- культурно-исторических, патриотических и других ценностей.

Организация образовательного процесса с опорой на формирование системы ценностей обучающихся позволит подготовить и воспитать духовно развитую личность. В свою очередь, духовно-нравственная консолидация нашего народа - это важнейшее условие успешного развития России.

Анализ научно-педагогических источников показал, что исследователи видят формирование системы ценностей обучающихся с целью совершенствования современного образования в следующих направлениях:

- включение обучающихся в общественную деятельность;

- разработка моделей наставничества;

- выявление проблем с учетом мнения преподавателей;

- увеличение роли гуманитарного знания в образовательном процессе;

- межпредметная интеграция;

- практико-ориентированное обучение;

- создание развивающих, личностно-ориентированных образовательных программ;

- использование педагогического потенциала различных учебных дисциплин.

В связи с этим, перспективы дальнейшего исследования мы видим в системном применении указанных направлений на практике и поиске, разработке и внедрении путей их наиболее эффективной реализации.

Литература:

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo (дата обращения: 01.07.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дышлюк, И.С. Формирование систем личностных ценностей у учащихся средней и высшей школы / И.С. Дышлюк, И.Ю. Каменева // Интернет-журнал «Мир науки» 2016 - Том 4, номер 6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/73PSMN616.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

3. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография / A.B. Кирьякова. - Оренбург: Изд-воОГПИ, 1996.- 188 с.

4. Клюев, A.B. Формирование ценностей обучающихся в контексте изменения образовательной среды (на примере Ленинградской области) / A.B. Клюев, C.B. Ляшко // Управленческое консультирование. - 2020. - № 9. - С. 81-91

5. Ларина, Т.В. Педагогические возможности иностранного языка в формировании патриотических ценностей / Т.В. Ларина, A.C. Суханова // Инновации в образовании: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции 28 апреля 2022 г. - Москва: Издательство ООО «РИТМ: издательство, технологии, медицина». - 2022. - С. 44-47

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ. - URL: https://sh-kumakskaya--sohleckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/GIA_ll/273-fz.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

7. Рыбников, В.В. Особенности духовно-нравственного развития студентов на занятиях физической культурой на современном этапе в России / В.В. Рыбников // Потенциал кооперации: наука и практика. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. -С. 384-388

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). - URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 01.07.2023)

9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». -URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 01.07.2023)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://dou52.obrku.ru/images/Ekaterina/ pedagogam/FGOS_DO_c_izmeneniymi_na_2023.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://sh-sazonovskaya-rl9.gosweb.gosuslugi.ru/ netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: https://sch-22.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/FGOS_000_0 ,pdf?ysclid=ljtxtxq8td50175486 (дата обращения: 01.07.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Аксенов Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и сохранения исторической памяти в процессе обучения студентов педагогических вузов. На основе анализа теоретических источников определяются вопросы формирования механизмов освоения диалектики исторических процессов. Доказывается необходимость создания современного электронного ресурса в целях многоаспектного и практико-ориентированного рассмотрения феноменов историко-педагогического процесса. Показан методологический и методический ракурс электронного сервиса Педагогическая карта мира, разработанного в Нижегородском государственном педагогическом университете. Рассматриваются возможности использования данного сервиса в формате оценивания его характеристик. Представлен алгоритм работы с сервисом для разных целевых аудиторий: студентов, педагогов, ученых, слушателей курсов. Определены условия и механизмы работы с сервисом в различных формах педагогической работы. Описаны преимущества использования сервиса в изучении дисциплин педагогического цикла. Показана связь контента курса с другими областями научного знания. Доказывается возможность формирования исторической памяти и развития самостоятельного педагогического мышления будущих педагогов. Исследование выполнено за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания № 073-03-2023-029 от 27.01.2023.

Ключевые слова: историко-культурная память, цифровая педагогика, электронный ресурс, педагогическая карта мира, гражданская идентичность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation and preservation of historical memory in the process of teaching students of pedagogical universities. On the basis of the analysis of theoretical sources, questions of the formation of mechanisms for mastering the dialectics of historical processes are determined. The necessity of creating a modern electronic resource for the purpose of multidimensional and practice-oriented consideration of the phenomena of the historical and pedagogical process is proved. The methodological and methodological perspective of the electronic service Pedagogical map of the world, developed at the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, is shown. The possibilities of using this service in the format of evaluating its characteristics are considered. An algorithm for working with the service for different target audiences is presented: students, teachers, scientists, course participants. The conditions and mechanisms for working with the service in various forms of pedagogical work are determined. The advantages of using the service in the study of disciplines of the pedagogical cycle are described. The connection of the course content with other areas of scientific knowledge is shown. The possibility of formation of historical memory and development of independent pedagogical thinking of future teachers is proved..The study was carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignments» 073-03-2023-029 dated 27.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.