Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурная память / цифровая педагогика / электронный ресурс / педагогическая карта мира / гражданская идентичность / historical and cultural memory / digital pedagogy / electronic resource / pedagogical map of the world / civic identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Аксенов Сергей Иванович

Статья посвящена проблеме формирования и сохранения исторической памяти в процессе обучения студентов педагогических вузов. На основе анализа теоретических источников определяются вопросы формирования механизмов освоения диалектики исторических процессов. Доказывается необходимость создания современного электронного ресурса в целях многоаспектного и практико-ориентированного рассмотрения феноменов историко-педагогического процесса. Показан методологический и методический ракурс электронного сервиса Педагогическая карта мира, разработанного в Нижегородском государственном педагогическом университете. Рассматриваются возможности использования данного сервиса в формате оценивания его характеристик. Представлен алгоритм работы с сервисом для разных целевых аудиторий: студентов, педагогов, ученых, слушателей курсов. Определены условия и механизмы работы с сервисом в различных формах педагогической работы. Описаны преимущества использования сервиса в изучении дисциплин педагогического цикла. Показана связь контента курса с другими областями научного знания. Доказывается возможность формирования исторической памяти и развития самостоятельного педагогического мышления будущих педагогов. Исследование выполнено за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания № 073-03-2023-029 от 27.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Аксенов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the formation and preservation of historical memory in the process of teaching students of pedagogical universities. On the basis of the analysis of theoretical sources, questions of the formation of mechanisms for mastering the dialectics of historical processes are determined. The necessity of creating a modern electronic resource for the purpose of multidimensional and practice-oriented consideration of the phenomena of the historical and pedagogical process is proved. The methodological and methodological perspective of the electronic service Pedagogical map of the world, developed at the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, is shown. The possibilities of using this service in the format of evaluating its characteristics are considered. An algorithm for working with the service for different target audiences is presented: students, teachers, scientists, course participants. The conditions and mechanisms for working with the service in various forms of pedagogical work are determined. The advantages of using the service in the study of disciplines of the pedagogical cycle are described. The connection of the course content with other areas of scientific knowledge is shown. The possibility of formation of historical memory and development of independent pedagogical thinking of future teachers is proved..The study was carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignments» 073-03-2023-029 dated 27.01.2023.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

- создание развивающих, личностно-ориентированных образовательных программ;

- использование педагогического потенциала различных учебных дисциплин.

В связи с этим, перспективы дальнейшего исследования мы видим в системном применении указанных направлений на практике и поиске, разработке и внедрении путей их наиболее эффективной реализации.

Литература:

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo (дата обращения: 01.07.2023)

2. Дышлюк, И.С. Формирование систем личностных ценностей у учащихся средней и высшей школы / И.С. Дышлюк, И.Ю. Каменева // Интернет-журнал «Мир науки» 2016 - Том 4, номер 6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/73PSMN616.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

3. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография / A.B. Кирьякова. - Оренбург: Изд-воОГПИ, 1996.- 188 с.

4. Клюев, A.B. Формирование ценностей обучающихся в контексте изменения образовательной среды (на примере Ленинградской области) / A.B. Клюев, C.B. Ляшко // Управленческое консультирование. - 2020. - № 9. - С. 81-91

5. Ларина, Т.В. Педагогические возможности иностранного языка в формировании патриотических ценностей / Т.В. Ларина, A.C. Суханова // Инновации в образовании: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции 28 апреля 2022 г. - Москва: Издательство ООО «РИТМ: издательство, технологии, медицина». - 2022. - С. 44-47

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ. - URL: https://sh-kumakskaya—solileckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/GIA_ll/273-fz.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

7. Рыбников, В.В. Особенности духовно-нравственного развития студентов на занятиях физической культурой на современном этапе в России / В.В. Рыбников // Потенциал кооперации: наука и практика. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. -С. 384-388

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). - URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 01.07.2023)

9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». -URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 01.07.2023)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://dou52.obrku.ru/images/Ekaterina/ pedagogam/FGOS_DO_c_izmeneniymi_na_2023.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://sh-sazonovskaya-rl9.gosweb.gosuslugi.ru/ netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 01.07.2023)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: https://sch-22.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/FGOS_000_0 ,pdf?ysclid=ljtxtxq8td50175486 (дата обращения: 01.07.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Аксенов Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и сохранения исторической памяти в процессе обучения студентов педагогических вузов. На основе анализа теоретических источников определяются вопросы формирования механизмов освоения диалектики исторических процессов. Доказывается необходимость создания современного электронного ресурса в целях многоаспектного и практико-ориентированного рассмотрения феноменов историко-педагогического процесса. Показан методологический и методический ракурс электронного сервиса Педагогическая карта мира, разработанного в Нижегородском государственном педагогическом университете. Рассматриваются возможности использования данного сервиса в формате оценивания его характеристик. Представлен алгоритм работы с сервисом для разных целевых аудиторий: студентов, педагогов, ученых, слушателей курсов. Определены условия и механизмы работы с сервисом в различных формах педагогической работы. Описаны преимущества использования сервиса в изучении дисциплин педагогического цикла. Показана связь контента курса с другими областями научного знания. Доказывается возможность формирования исторической памяти и развития самостоятельного педагогического мышления будущих педагогов. Исследование выполнено за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания № 073-03-2023-029 от 27.01.2023.

Ключевые слова: историко-культурная память, цифровая педагогика, электронный ресурс, педагогическая карта мира, гражданская идентичность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation and preservation of historical memory in the process of teaching students of pedagogical universities. On the basis of the analysis of theoretical sources, questions of the formation of mechanisms for mastering the dialectics of historical processes are determined. The necessity of creating a modern electronic resource for the purpose of multidimensional and practice-oriented consideration of the phenomena of the historical and pedagogical process is proved. The methodological and methodological perspective of the electronic service Pedagogical map of the world, developed at the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, is shown. The possibilities of using this service in the format of evaluating its characteristics are considered. An algorithm for working with the service for different target audiences is presented: students, teachers, scientists, course participants. The conditions and mechanisms for working with the service in various forms of pedagogical work are determined. The advantages of using the service in the study of disciplines of the pedagogical cycle are described. The connection of the course content with other areas of scientific knowledge is shown. The possibility of formation of historical memory and development of independent pedagogical thinking of future teachers is proved..The study was carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignments» 073-03-2023-029 dated 27.01.2023.

Key words: historical and cultural memory, digital pedagogy, electronic resource, pedagogical map of the world, civic identity.

Введение. Проблема исторической памяти как никогда остро обозначена в наши дни в связи с глобальными драматическими событиями в мире и стране. Современный этап развития человеческой цивилизации рождает серьезные вызовы для формирования и укрепления гражданской идентичности и исторической памяти россиян и в первую очередь -молодого поколения в разных аспектах его активности и самореализации. C.B. Фролова утверждает, что «в переломные моменты истории, периоды борьбы ценностей и смыслов творческая, социально-педагогическая и философско-политическая мысль обращается к переосмыслению национального наследия в поиске условий самоопределения и устойчивости национальной идентичности» [11, С. 282]. Исследователи единодушны в том, что феномен исторической памяти многогранен, но именно он определяет общественное сознание, менталитет общества, социальные, культурные и гражданские ценности. Так, К.С. Романова отмечает, что феномен исторической памяти многогранен в силу влияния многих факторов, включая идеологические, политические и образовательные. Анализируя понятие «историческая память», автор считает необходимым найти соотношение между терминами: индивидуальная память, коллективная, социальная память о прошлом и историческое сознание [9, С. 31]. Но так или иначе данное понятие являет собой ментальный ресурс, позволяющий сориентироваться во времени и пространстве прошлого и современности.

Изложение основного материала статьи. В обострении проблемы сохранения и трансляции феноменов исторической памяти большую роль сыграло воздействие информационных технологий на восприятие человечеством исторических событий. Так, Б.С. Илизаров связывает возрастание интереса к исторической памяти как социокультурной опоры развития общества с информатизацией мирового пространства, считая борьбу за общественное сознание «новым полем битвы» [3].

Нельзя не согласиться с выводами Е.Ю. Глазыриной о том, что существуют прямые угрозы конституированию социокультурных ценностей российской молодежи; среди которых автор выделяет:

1. «вымывание» духовных ценностей общества путем пропаганды низкопробной продукции коммерческой масс-культуры;

2. низкий уровень практики реальных дел, в которых было бы органично соединено общественно-полезное и личностно-значимое;

3. недостаточная популяризация традиционных и самобытных культурных ценностей многонационального российского общества;

4. снижение уровня межнациональных культурных контактов и обменов внутри страны и между странами идр. [1,С. 98].

Не стоит доказывать, что эти угрозы особенно опасны для детей и молодежи, которые воспринимают все новое без должного анализа и купюр, а манипулирование исторической памятью может превратить молодое поколение в конформистов и антипатриотов.

Таким образом, в интересах репродукции российского социокультурного наследия и формирования осознанного исторического мышления отечественное педагогическое образование должно вынести в разряд приоритетных решение задачи формирования исторической памяти у обучающихся всех ступеней образования.

Доказано, что именно в образовательном пространстве происходит освоение человеком гражданских, социальных и культурных ценностей, которые позволяют осмыслить исторические события и их последствия, деятельность людей и ее значение для общества и государства. Многоаспектное изучение процессов и поступков рождает обучающихся способность не только к критическому анализу, но и творческой (проектной, учебно- и научно-исследовательской работе и производственной практике) [7; 8; 12].

В данном контексте органично встает вопрос о подготовке будущих педагогов к решению данной проблемы в их профессиональной деятельности. К сожалению, в учебных планах педагогического направления в педвузах отсутствуют дисциплины, активно нацеленные на формирование компетенций, связанных с системной работой учителя по воспитанию гражданского достоинства и чести, уважения к исторической памяти страны и ее народа.

В контексте организации высшего образования происходят мощные процессы цифровизации обучения, что обеспечивается развитием и расширением функций электронной образовательной среды [5; 13]. Так, действенность системы e-learning доказала свою жизнеспособность при переходе на интернет-обучение в период пандемии.

Данные выводы позволяют обратиться к опыту кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета (г.Нижний Новгород), в рамках деятельности которой был создан и успешно используется уникальный электронный сервис emap.mininuniver.ru (Педагогическая карта мира). Данный ресурс органично сопряжен с «педагогикой исторической памяти» (М.В. Соколова) - методологическим подходом, основанном на интеграции педагогики и истории [10].

М.В. Соколова доказывает, что связь памяти и педагогики предполагает новые пути для социальных исследований и социальных действий. Именно такой путь предполагает формат использования сервиса ПКМ, в который заложен принцип взаимодействия и взаимовлияния разнообразных видов деятельности и, соответственно, образовательных результатов студентов.

Авторы данного сервиса представили образец современного открытого курса, который в отличие от других электронных ресурсов является не только «живым учебником» с набором информации, иллюстраций и заданий, но методическим пособием для развития критичности мышления, диалектического восприятия историко-педагогических феноменов и формирования собственной гражданской и профессиональной позиции [2; 13].

Так, И.В. Лебедева, Н.Б. Радостина, анализируя современные ФГОСы по педагогическому направлению, подчеркивают, что вузы призваны формировать у будущих специалистов образования такие приоритетные компетенции, как способности:

1. использовать философские и социогуманитарные знания для формирования научного мировоззрения;

2. сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

3. решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся;

4. стремиться к самообразованию;

5. анализировать этапы и закономерности исторического развития для формирования собственной гражданской позиции и т.д. [6].

Данные компетенции заложены в качестве образовательных результатов в работе с ПКМ. В основу сервиса заложен проблемно-хронологический принцип на базе авторского подхода к описанию педагогических концепций и образовательных моделей в русле практико-ориентированной логики.

Курс представлен следующими модулями: 1) характеристика исторической персоналии (педагог, философ, реформатор, ученый, практик и т.д.); 2) педагогические идеи, взгляды и позиции педагога, его произведения доступные для чтения; 3)видео- и аудиоматериалы, фото, исторические документы, раскрывающие позицию (опыт) автора и его последователей;

4) интерпретация идей через визуальный графоаналитический инструмент, который позволяет создать собственную оценку педагогического наследия педагога; 6) экспертно- рефлексивный блок, который позволяет пользователю представить свое понимание взглядов и опыта педагогов в масштабе своей страны и мировой истории.

Последовательное «прохождение» студентами указанных блоков (модулей) способствует формированию важных для будущих педагогов компетенций: осознанию важности духовно-нравственных ценностей и идеалов в различные исторические периоды, развитию национальной и гражданской идентичности, осмыслению и пониманию единства и специфики историко-педагогических идей и образовательных практик разных стран и эпох. Важно подчеркнуть, что в данном цифровом формате осуществляется формирование «триединства» идентичностей (А.Г. Асмолов): гражданской, этнокультурной и общечеловеческой (через приобщение к феноменам мировой культуры, истории, педагогики, общечеловеческим гуманистическим ценностям). Это триединство формирует у студента собственный целостный взгляд на историко-педагогический процесс, позволяет выработать механизмы включения исторически значимых событий в индивидуальную историческую память в процессе реализации учебной, учебно-исследовательской, профессиональной деятельности и личностной самоидентификации и саморазвития.

Целесообразно отметить, что данный сервис рассчитан на его использование разными целевыми аудиториями:

1. для студенчества - это условия для осмысления, интериоризации и реализации на практике педагогических знаний, способствующих самоидентификации, личностному и профессиональному становлению, написанию курсовых, дипломных работ и т.п.;

2. для преподавателя - методическое поле для реализации современных технологий (например, «перевернутого урока»), использования активных форм аудиторной и самостоятельной работы, разработки заданий для зачетов и экзаменов и т.д.;

3. для ученого - оригинальный авторский научно структурированный контент для исследовательской и экспертной работы;

4. для слушателя курсов дополнительного образования - обширный дискуссионный материал для осмысления и выполнения проблемных разноуровневых, творческих заданий.

Несомненным достоинством ресурса является его полисемантичность: представленный в Педагогической карте мира материал по историческим персоналиям может быть проанализирован в различных сферах и ракурсах научного знания по социологии, психологии, философии, медицине, коррекционной педагогике, богословию и т.д. Наличие исторических связей между именами представителей разных эпох и стран показывают мировое педагогическое пространство в единстве единичного и общего, традиционального и новаторского, национального и общекультурного [5]. Важно отметить, что погружение обучающихся в мировую историю педагогики и образования способствует формированию профессиональной идентичности, которую Т.А. Козлова и И.И. Сулима связывают с пониманием собственных ценностей, интересов, потребностей, умением анализировать свой житейский и профессиональный опыт [4].

Выводы. Разработка и использование сервиса Педагогическая карта мира обусловлены рядом сложившихся факторов:

- активным внедрением и развитием различных форм цифровой педагогики в вузовское образование;

- значительным сокращением аудиторных часов на изучение дисциплин педагогического цикла;

- необходимостью кардинального изменения методик в сторону эвристики, проектной и исследовательской самостоятельной работы студентов.

Методолого-методическое построение курса, а также технологические решения его использования в учебной и исследовательской деятельности по праву могут считаться инновационным форматом, который позволяет вовлечь обучающихся в анализ истории педагогической мысли, опыта, образовательных практик прошлого и современности.

Таким образом, ПКМ является не только своеобразным «пантеоном»- хранилищем сведений о великих педагогах и мыслителях, которых официальная история помнит или старается «забыть», а реальным механизмом погружения в «мировую память», в которой переплетается эфемерное и вечное, очевидное и неожиданное, национальное и общечеловеческое. Это ресурс формирования педагогического мышления будущих педагогов, которые призваны раскрывать и транслировать историческую память в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Глазырина, Е.Ю. Воспитание гражданской идентичности студентов в образовательной системе Высшей школы народных искусств (академии) / Е.Ю. Глазырина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 3(34). -С. 97-114

2. Илалтдинова, Е.Ю. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве / Е.Ю. Илалтдинова, A.A. Федоров, П.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - С. 10.

3. Илизаров, B.C. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания (в свете представлений о социальной памяти) // Вопросы философии. - 1985. - №8,- С. 60-69

4. Козлова, Т.А. Тандем философской антропологии и образования как почва формирования профессиональной идентичности / Т.А. Козлова, И.И. Сулима // Вестник Мининского университета. - 2023. - T. II. - №2. - С. 14.

5. Лебедева, И.В. Изучение персоналий в курсе «История педагогики, средствами цифрового сервиса / И.В. Лебедева // Яковлевские чтения: патриотизм, гражданственность, духовность в аспекте современных социокультурных процессов: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, Чебоксары, 25-27 апреля 2023 года. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. - С. 438-442

6. Лебедева, И.В. Возможности формирования интеллектуального потенциала студентов средствами виртуального образовательного сервиса / И.В. Лебедева, Н.Б. Радостина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-11,-С. 36-42

7. Пономарев, P.E. Образование и образовательное пространство / P.E. Пономарев // Вестник Московского университета. Сер. Педагогическое образование. -2011. -№ 1.- С. 16-22

8. Репина, Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти / Л.П. Репина // Новое прошлое. -The new past. - 2016. - №1. - С. 82-96

9. Романова, К.С. Дискурсы исторической памяти / К.С. Романова // Дискурс-Пи. - 2016. - № 3-4(24-25). - С. 31-36

10. Соколова, М.В. Педагогика исторической памяти: границы понятия / М.В. Соколова // Ярославский педагогический вестник. -2013,- № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 92-97

11. Фролова, C.B. О культурно-исторической памяти и национальной идее в структуре педагогического мировоззрения: историко-педагогический анализ / СВ. Фролова // Теория и практика современного воспитания и обучения: материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 06 апреля 2023 года. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. - С. 282-286

12. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, No 2. - С. 3. -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1300/883 (дата обращения: 07.08.2023)

13. Электронный научно-образовательный сервис "Педагогическая карта мира" / A.A. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, И.В. Лебедева [и др.] // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2017. -№ 10(101).-С. 19.

Педагогика

УДК 378.1

аспирантка Ли Сяофен

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

ПОНЯТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В метатеории коммуникации коммуникативное знание рассматривается как междисциплинарное. Цель исследования - уточнить понятийное содержание социальной коммуникации с позиций современной педагогической науки. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании сопряженных понятий «общение» и «социальная коммуникация». Общение - персонализированный процесс взаимодействия между людьми посредством установления и развития межличностных отношений. Субъектные характеристики общения могут составлять общительность и коммуникабельность. Понятие «социальная коммуникация» может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная коммуникация - это многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности. В узком смысле социальная коммуникация - это составляющая общения. Субъектные характеристики социальной коммуникации могут составлять коммуникативная культура и коммуникативная компетенция.

Ключевые слова: социальная коммуникация, общение, коммуникабельность, коммуникативная культура, коммуникативная компетенция.

Annotation. In the metatheory of communication, communicative knowledge is considered as interdisciplinary. The purpose of the study is to clarify the conceptual content of social communication from the standpoint of modern pedagogical science. The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the associated concepts of "communication" and "social communication". Communication is a personalized process of interaction between people through the establishment and development of interpersonal relationships. The subjective characteristics of communication can be sociability and sociability. The concept of "social communication" can be considered in a broad and narrow sense. In a broad sense, social communication is a multidimensional purposeful process of productive interaction between the subjects of social reality. In a narrow sense, social communication is a component of communication. The subjective characteristics of social communication can be communicative culture and communicative competence.

Key words: social communication, communication, sociability, communicative culture, communicative competence.

Введение. В метатеории коммуникации коммуникативное знание рассматривается как междисциплинарное. Общий объект исследования составляет информационный обмен между системами разного типа. Метатеория коммуникации синтезирует результаты научных исследований разных уровней коммуникативной реальности: теоретического, технологического, частнонаучного, эмпирического [9, С. 11-12, 19]. В контексте нашего исследования интерес представляет информационный обмен между социальными системами, составляющий объект изучения теории социальной коммуникации. Цель исследования - уточнить понятийное содержание социальной коммуникации с позиций современной педагогической науки. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Понятие «коммуникация» в переводе с латинского языка (communicatio -сообщение, передача; communico - делаю общим) означает путь сообщения, сообщение, общение [8, С. 381]. Это обуславливает неоднозначное толкование понятия социальной коммуникации в научной литературе. Можно выделить несколько точек зрения о сущности социальной коммуникации.

В рамках первой точки зрения понятия «социальная коммуникация» и «общение» рассматриваются как тождественные. В психологических и педагогических трудах: общение, коммуникация, мышление толкуются как единство, основанное на слове [3, С. 9-29]; коммуникация (общение) определяется как процесс социального взаимодействия, обеспечивающий организацию и развитие общества [7, С. 21]; коммуникация трактуется как общение, способствующее единению участников, обмену информацией, и как связь, обеспечивающая организацию социальной жизни [14, С. 23-24]; общение определяется как коммуникационный процесс [5, С. 9,20].

В рамках второй точки зрения коммуникация рассматривается как составляющая общения. Наиболее ярко эта точка зрения представлена в исследовании Г.М. Андреевой. По ее мнению, общение - обуславливает реальность общественных и межличностных отношений, обеспечивает организацию и обогащение деятельности людей, так как «... в ней возникают новые связи и отношения между людьми», содержит в своей структуре коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты; коммуникация - это обмен информацией, структурообразующий компонент общения [2, С. 90, 93, 94, 97-98].

Точки зрения всех перечисленных ученых не потеряли своей актуальности. Позиция каждого автора может составлять теоретическую основу исследования разных аспектов и коммуникации и общения. Например, выяснение роли общения и коммуникации в интериоризации социальных отношений [3, С. 9-29]; изучение влияния общения и коммуникации на взаимодействие людей в коллективной деятельности [7, С. 21]; разработка механизма объединения субъектов общения и коммуникации [14, С. 23-24]; создание моделей организации общения и коммуникации субъектов педагогического процесса [5, С. 9, 20]; установление взаимосвязей общения и коммуникации [2, С. 90, 97-98].

Однако, в условиях культурной трансформации мира и развития цифровизации общества и коммуникация и общение могут рассматриваться как сопряженные виды деятельности. И коммуникация, и общение принимают равноправное участие в организации социального взаимодействия. Коммуникация составляет предмет исследования в разных науках.

Это позволяет выделить третью точку зрения, в рамках которой понятия «коммуникация» и «общение» рассматриваются как сопряженные. Истоки этой точки зрения можно найти в исследованиях профессора М.С. Кагана,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.