Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева О. В., Повшедная Ф. В.

Данная статья раскрывает возможности информационно-коммуникационных технологий в создании нового качественного образовательного контента, отвечающего требованиям образовательных стандартов учебных программ по различным направлениям подготовки будущего учителя-предметника, педагога дошкольного образовательного учреждения, педагога-психолога начальных классов, психолога, логопеда, олигофренопедагога. Как показала практика преподавания учебных дисциплин в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в рамках модернизации образовательной программы магистратуры «Психологические закономерности развития детской психики» по направлению подготовки 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование, использование различных электронных сервисов при работе с учебным материалом курса по детской психологии повышает мотивацию студентов к освоению новых знаний, вырабатывает умения использования имеющихся знаний в нестандартных условиях командной и индивидуальной работы онлайн и офлайн, способствует выработке навыков работы в цифровой среде. Дробление образовательного материала на «посильные квесты», структурирование информации, управление вниманием через достижения, создание поводов возвращаться к изученному материалу, наполняя его новым содержанием, приобретение опыта практического социального взаимодействия, помноженные на позитивную эмоциональную составляющую, в целом способны повысить эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся и стимулировать их творческую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева О. В., Повшедная Ф. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF VISUAL AND MEANINGFUL CONTENT OF HIGHER EDUCATION PROGRAMMES

The article reveals the potential of information and communication technologies for the creation of new high-quality educational content that meets the requirements of educational standards of curricula in different fields of study for future subject teachers, preschool teachers, primary school psychologists, psychologists, speech therapists, oligophrenopedagogues. The practice of teaching academic disciplines at Minin University within the framework of modernization of Master's degree educational programme 'Psychological Regularities of Children's Mental Development' in the field of training 44.04.02 'Psychological and Pedagogical Education', has shown that the use of various electronic services when working with the educational material of the course on child psychology increases students' motivation to absorb new knowledge, develops their skills of using the acquired knowledge in non-standard conditions of team and individual work, online and offline, promotes the development of skills of working in the digital environment. Fragmentation of educational material into ‘feasible quests’, structuring information, managing attention through achievements, creating motives to return to the studied material, filling it with new content, gaining experience of practical social interaction, multiplied by a positive emotional component, can generally increase the efficiency of students' learning and cognitive activities and stimulate their creative activity.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА»

Возможности информационно-коммуникационных технологий в разработке визуального и смыслового контента образовательных программ вуза

О. В. ЛЕБЕДЕВА,

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород) lebedeva-oksana.nn@yandex.ru

Ф. В. ПОВШЕДНАЯ,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород)

povshedfv@yandex.ru

Аннотация: Данная статья раскрывает возможности информационно-коммуникационных технологий в создании нового качественного образовательного контента, отвечающего требованиям образовательных стандартов учебных программ по различным направлениям подготовки будущего учителя-предметника, педагога дошкольного образовательного учреждения, педагога-психолога начальных классов, психолога, логопеда, олигофренопедагога. Как показала практика преподавания учебных дисциплин в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в рамках модернизации образовательной программы магистратуры «Психологические закономерности развития детской психики» по направлению подготовки 44.04.02 — Психолого-педагогическое образование, использование различных электронных сервисов при работе с учебным материалом курса по детской психологии повышает мотивацию студентов к освоению новых знаний, вырабатывает умения использования имеющихся знаний в нестандартных условиях командной и индивидуальной работы онлайн и офлайн, способствует выработке навыков работы в цифровой среде. Дробление образовательного материала на «посильные квесты», структурирование информации, управление вниманием через достижения, создание поводов возвращаться к изученному материалу, наполняя его новым содержанием, приобретение опыта практического социального взаимодействия, помноженные на позитивную эмоциональную составляющую, в целом способны повысить эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся и стимулировать их творческую активность.

Annotation: The article reveals the potential of information and communication technologies for the creation of

new high-quality educational content that meets the requirements of educational standards of curricula in different fields of study for future subject teachers, preschool teachers, primary school psychologists, psychologists, speech therapists, oligophrenopedagogues. The practice of teaching academic disciplines at Minin University within the framework of modernization of Master's degree educational programme 'Psychological Regularities of Children's Mental Development' in the field of training 44.04.02 'Psychological and Pedagogical Education', has shown that the use of various electronic services when working with the educational material of the course on child psychology increases students' motivation to absorb new knowledge, develops their skills of using the acquired knowledge in non-standard conditions of team and individual work, online and offline, promotes the development of skills of working in the digital environment. Fragmentation of educational material into 'feasible quests', structuring information, managing attention through achievements, creating motives to return to the studied material, filling it with new content, gaining experience of practical social interaction, multiplied by a positive emotional component, can generally increase the efficiency of students' learning and cognitive activities and stimulate their creative activity.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, смешанное обучение, психологическое здоровье, образовательное пространство, образовательный контент

Keywords: digital transformation of education, digital technologies, information and communication technologies, blended learning, psychological health, educational space, educational content

Система отечественного высшего образования переживает сегодня цифровую трансформацию, которая заключается в комплексном преобразовании деятельности ее участников и реализуется как переход к «новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий» [9]. Развитие высоких технологий неуклонно ведет к изменению привычных для современного человека моделей взаимодействия с окружающей средой (предметным, социальным миром, самим собой). Нельзя не согласиться с В. В. Николиной в том, что социокультурная практика обусловлена менталитетом и этносом в той же мере, как и «новыми социокультурными реалиями, ориентированными на реализацию инновационных

способов освоения "потребного будущего" и саморазвития индивида, выступая в качестве культурной нормы инновационных процессов образовательной деятельности» [10, с. 4—5].

При этом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) несут не только потрясающие возможности развития потенциала каждого отдельного индивида, но и способствуют его «интеллектуальной, эмоциональной, физической, психологической напряженности, неустойчивости» [14, с.165]. Так, согласно данным исследований А. А. Азарова, Е. В. Бродовской, А. Ю. Домбровской, Т. Э. Петровой, Р. В. Пырма, «значительная часть современных российских школьников и студентов выражают неудовлетворенность цифровой инфраструктурой школ и вузов» [17, с.10]. Это, безусловно, как отмечает-

ся в работах отечественных психологов, психотерапевтов, педагогов (Б. С. Бра-туся, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, В. Э. Пахальяна, Ю. И. Родина, В. И. Сло-бодчикова, Д. И. Фельдштейна, О. В. Хухлаевой, А. В. Шувалова и др.), актуализирует проблему сохранения психического и психологического здоровья участников образовательного процесса. Неслучайно И. В. Дубровина отмечает, что данный феномен «обеспечивает адекватный социальным нормам общества, культуре, гуманистическим ценностям культурно-нравственный характер регуляции поведения, отношений, деятельности, переживаний» [3, с. 12]. Ю. И. Родин подчеркивает, что только на пути здоровьесбережения возможен поиск новых моделей профессионального образования как «процесса, активизирующего студента к разворачиванию генетически заданного потенциала в выбранной им деятельности» [13, с. 94].

Учитывая сложность и неоднозначность феномена «информационно-коммуникационных технологий» в сфере образования, мы обозначили целью данной статьи соотнесение возможностей новых технологий с целями и задачами современной практики обучения будущих специалистов в условиях инновационного педагогического вуза в единстве личностно ориентированного, аксиологического, субъектно-деятель-ностного, компетентностного подходов. Методами исследования при этом явились: аналитико-синтетический метод, позволяющий из большого количества имеющихся на сегодняшний момент информационно-коммуникативных технологий выбрать наиболее отвечающие целям и задачам проблемного обучения; моделирование как способ создания нового виртуального образовательного пространства в рамках учебной дисциплины; проектирование новых форм и способов командной работы; прогнозирование возможных результатов обучения с использованием ИКТ; рефлексия как возможность оценивания

положительных и отрицательных сторон ИКТ в условиях дистанционного онлайн- и офлайн-обучения.

Для современного студента, по мнению О. В. Калимуллиной, И. В. Троценко, характерна: мобильность, целеустремленность, результативность; многопотоковость информации; стремление к интерактивному формату взаимодействия с социумом, геймификации; зависимость от соцсетей; стремление к «постматериальным» ценностям; профессиональная мобильность [4, с. 65]. Вследствие этого реализация творческих потенциальных возможностей учащейся молодежи в большей мере зависит от степени креативности, мобильности, гибкости образовательной среды вуза, нацеленной на проектирование индивидуальных траекторий развития обучающегося [7].

В этих условиях резко повышается роль педагога высшей школы в качестве активного субъекта образовательно-воспитательного процесса школы и вуза, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепции профильного обучения, проекте РФ «Десятилетие детства на период 2018—2027 гг.», Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области.

Современный педагог должен выступать не только в роли тьютора и организатора проектного обучения, но и как разработчик образовательных траекторий, который на основе курсов, тренажеров, си-муляторов, стажировок, доступных онлайн и оффлайн, создает «маршрут» обучения новых специалистов, разрабатывает «образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей каждого человека» [1]. При этом, как отмечают Е. А. Штакк, А. В. Беляева, Ю. П. Молоканова, Г. Ю. Беляев, «формирование и управление учеб-

Только на пути здоровьесбережения возможен поиск новых моделей профессионального образования как «процесса, активизирующего студента к разворачиванию генетически заданного потенциала в выбранной им деятельности»

ной мотивацией невозможно без педагога, который в цифровой среде образования выступает в роли носителя ценностей самообразования, профессионально-личностного роста человека» [16, с. 7].

Решение дидактических задач в учебном процессе вуза сегодня бесконечно вариативно: создание электронных презентаций, онлайн-досок, графики и инфогра-фики с учебным контентом, интерактивных упражнений и викторин, интерактивных карт, ментальных карт, цифрового порт-фолио, инструментов тестирования, видеоконтента, в том числе образовательного [12]. И, как справедливо подчеркивает В. Н. Мезинов, внедрение ИКТ в систему образования направлено на «автономию и вовлеченность учащихся в образовательный процесс, социальное взаимодействие, формирование профессиональных знаний, развитие цифровой культуры, основанной на взаимопомощи и поддержке» [8, с. 72].

В данном аспекте возможности продуктивного взаимодействия субъектов образования в условиях очного и дистанционного (онлайн и офлайн) обучения содержатся в самой образовательной среде вуза как совокупности ресурсов, технологий, средств, обеспечивающих не только освоение обучающимися образовательных программ и взаимодействие между собой, но и с персоналом образовательной организации (педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным) [2]. Образовательная среда вуза при этом рассматривается как объединенная общим стремлением ее участников к образовательному результату «интегративная нелинейная целостность, обнаруживающая взаимосвязь, взаимовлияние и взаимозависимость сложных компонентов образовательной деятельности» [15, с. 20], имеющая все признаки процесса двустороннего взаимодействия, призванного обеспечить

Формирование и управление учебной мотивацией невозможно без педагога, который в цифровой среде образования выступает в роли носителя ценностей самообразования, профессионально-личностного роста человека.

поэтапное вхождение будущего педагога в профессию путем формирования у студента гуманистически ориентированной системы ценностных ориентаций, способности к целостному восприятию себя в окружающем мире, стремления к самоактуализации в профессии, «умения соотносить содержательно-предметный аспект обучения школьников с возможными изменениями детской психики» [6, с. 68—69].

Результаты нашего теоретико-экспериментального исследования на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, направленные на изучение возможностей дидактической системы инновационного вуза в сохранении и укреплении психологического здоровья студента в соотнесении компонентов профессиональной компетенции будущего педагога (мотивационный, со-держательно-деятельностный, диагности-ко-регулирующий) и структурных компонентов его психологического здоровья (аксиологический, мотивационно-потребностный, инструментальный), позволили сделать оптимистичный вывод относительно влияния психолого-педагогических условий на решение проблемы профессиональной подготовки компетентного психологически здорового педагога [5]. В данный комплекс условий входят: модульное выстраивание учебных дисциплин, психологизация их содержания, проблемное обучение, проектная деятельность, рейтинг, система повышения квалификации педагогов, самостоятельная работа студентов, в том числе в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на базе системы управления обучением Moodle и портале открытого образования Мининского университета Моос с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, открытых курсов университета [18].

Мы хотели бы подробно рассмотреть пример модернизации образовательной программы магистратуры «Психологические закономерности развития детской

психики» по направлению подготовки 44.04.02 — Психолого-педагогическое образование, по профилю подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской индивидуальности», включая этапы разработки и апробации в условиях инновационного педагогического вуза.

Поскольку обучение в магистратуре по данному направлению носит очный характер, но значительное количество часов отводится на самостоятельную работу магистранта, мы предложили обучающимся использовать такой инструмент для совместной работы как интерактивная доска Trello, организация рабочего пространства которой помогает эффективно решать рабочие задачи в процессе командной групповой работы. В данном случае мы создали виртуальное рабочее пространство, которое позволяет каждому пользователю не только визуально ориентироваться в разделах целого курса, но и дает возможность куратору открыть участникам группы совместный свободный доступ с возможностью редактирования ко всем используемым ресурсам посредством прямых ссылок в любое удобное для них время.

Входной тест разработан при помощи электронного сервиса SurveyMonkey таким образом, что позволяет организовать его быстрое прохождение одновременно всей группой студентов как в онлайн-, так и в офлайн-формате, получить сводные результаты по группе в целом и по каждому респонденту в отдельности, также проанализировать полученные данные по каждому вопросу (в табличном и графическом варианте). Хорошим инструментом для создания и проведения опроса является также сервис Google. Работа с Google Формами удобна в плане однократной регистрации, предоставления разработчиками конструктора форм, возможностью персонализации формы, вариативностью предоставления ссылки для прохождения опроса, разнообразием способов предоставления результатов (в виде сводки, ответов отдельных пользователей, таблицы, CSV-файле).

Прежде чем дать обучающимся задание самостоятельно составить тест, используя рассматриваемые сервисы SurveyMonkey, Google для создания он-лайн-опросов, необходимо провести с ними «Интеллектуальную битву» и потренироваться отвечать на вопросы с множественным вариантом ответов, пригласив в игру случайного соперника. Это можно сделать непосредственно в аудитории с использованием соответствующего оборудования и выходом в интернет. Игра «CastleQuiz» предназначена для подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ, однако, на наш взгляд, в нее можно играть и подросткам, и студентам. В данной игре как варианте геймификации неигрового (учебного) контента предусмотрены поощрительные баллы, бонусы, медали, показатели рейтинга, усложняющиеся уровни. В процессе завоевания замка противника постоянно поддерживается игровая мотивация. Возможны различные варианты учебного содержания по дисциплинам учебного цикла, в том числе выходящим за рамки школьной программы. Однако педагогам и родителям необходимо учитывать возрастные особенности школьника, его знания по каждому отдельному предмету, так как значительное превышение уровня познавательных способностей ребенка может вызвать трудности в решении задач, и как следствие переживание ситуации неуспеха, что приведет к потере интереса к игре.

Еще одним из интересных вариантов совместной работы по изучаемому предмету является интерактивная доска Padlet, которую мы использовали в условиях удаленного доступа для проверки знаний, умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой по отдельным темам курса «Общение детей со взрослыми и сверстниками», «Развитие предметных

Однако педагогам и родителям необходимо учитывать возрастные особенности школьника, его знания по каждому отдельному предмету, так как значительное превышение уровня познавательных способностей ребенка может вызвать трудности в решении задач.

действий в раннем возрасте», «Предпосылки сюжетно-ролевой игры», «Ведущий вид деятельности дошкольника». Это увлекательный вариант коллективной работы, позволяющий быстро, качественно проработать вопросы темы, проанализировать и систематизировать имеющиеся знания по предмету. Даже находясь на большом расстоянии друг от друга, участники виртуального взаимодействия сохраняют ощущение присутствия в едином образовательном пространстве, так как могут наблюдать на экране за тем, как они сами работают с иконками на доске и видеть действия своих одногрупников.

Интерактивная доска YamBoard как инструмент совместного исследовательского поиска при работе над курсом позволила рассмотреть такие актуальные для теории и практики воспитания и обучения детей темы, как «Психологическая готовность к школьному обучению», «Как приучить ребенка к дисциплине: Советы родителям», «Сюжетно-ролевая игра: в поиске новых сюжетов».

Благодаря различным визуальным возможностям представления учебного материала в процессе совместной работы над темой, обучающимся удалось сопоставить известные данные о психологических особенностях развития психики дошкольника с современными реалиями. Результатом командной работы стали проекты, нашедшие впоследствии отражение в докладах на научно-практических конференциях и публикациях магистрантов в научных журналах и сборниках статей.

Изучение темы «Особенности развития мышления в детском возрасте» наполнилось новым интерактивным контекстом благодаря сервису MyQuiz и разработанному в нем тесту в виде игры. Насыщение образовательного неигрового содержания визуальным контекстом рядом происходит

Безусловно, решить проблему содержательного наполнения образовательных программ исключительно за счет визуальных эффектов невозможно, но можно сделать этот процесс интересным творческим поиском.

посредством представления материала в текстовом виде, а также в формате картинок, анимации, видео, графики. Обучающемуся предоставляется время для выбора ответа на вопрос из нескольких вариантов, а также возможность увидеть правильный ответ с пояснениями, при этом разработчик теста может изменять настройки прохождения теста по мере необходимости.

Использование инструментов создания презентации в редакторе MicrosoftPower дает возможность проявления творчества, навыков работы с текстовым и графическим материалом, а также публичного представления полученных результатов.

Прохождение рубежного (по отдельным темам курса) и итогового тестирования в сервисах SurveyMonkey и Google дает возможность преподавателю быстро и качественно оценить результативность обучения по изучаемой дисциплине.

Таким образом, учитывая, что возможности различных электронных сервисов опираются на стремление современного человека к динамике действия, что в свою очередь стимулирует динамику мысли, перед педагогами высшего образования стоит задача не только самим осваивать новые технологии обучения, но и активно транслировать их в учебный процесс, осознавая, что знания, умения и навыки работы будущих специалистов, полученные в стенах вуза, будут ими использоваться в собственной практической деятельности. Безусловно, решить проблему содержательного наполнения образовательных программ исключительно за счет визуальных эффектов невозможно, но можно сделать этот процесс интересным творческим поиском, наполнить учебно-познавательную деятельность яркими положительными эмоциями, которые, в свою очередь, будут выступать стимулом повышения мотивации учебной деятельности. Как показала практика преподавания учебной дисциплины, использование различных электронных сервисов при работе с учебным материалом курса по

детской психологии повышает мотивацию студентов к освоению новых знаний, вырабатывает умения использования имеющихся знаний в нестандартных условиях командной и индивидуальной работы онлайн и оффлайн, способствует выработке навыков работы в цифровой среде. Все это, на наш взгляд, развивает в будущих специалистах гибкость, самостоятельность мышления, креативность в решении практических задач, повышает уверенность в собственных силах. Согласно данным статистических исследований, «10 % информации люди запоминают от того, что читают, 20% — от того, что слышат; если презентации сопровождаются визуальным рядом, это число вырастает до 30 %; 90 % информации запомнит тот, кто сам проделывает некоторую работу»

[11]. Тем более важен опыт использования новых информационно-коммуникационных технологий в системе образования с учетом возрастной специфики адресата психолого-педагогических воздействий и содержания учебной дисциплины. Дробление образовательного материала на «посильные квесты», структурирование информации, управление вниманием через достижения, создание поводов возвращаться к изученному материалу, наполняя его новым содержанием, приобретение опыта практического социального взаимодействия, помноженные на позитивную эмоциональную составляющую, в целом способны повысить эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся и стимулировать их творческую активность.

Список литературы

1. Атлас новых профессий. — Москва, 2015. — URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 01.05.2022).

2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. В. Пчелякова. — DOI: 10.26795/2307-1281-2021-93-1 // Вестник Мининского университета. — 2021. — Т. 9. — № 3. — URL:

https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/download/1249/839 (дата обращения: 09.05.2022).

3. Дубровина, И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития / И. В. Дубровина. — DOI:10.17759/bppe.2020170301 // Вестник практической психологии образования. — 2020. — Том 17. — № 3. — URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ (дата обращения: 25.12.2020).

4. Калимуллина, О. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая ком-петеность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И.В. Троценко // Открытое образование. — Том 22. — № 3. — С. 61—73. — URL: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73 (дата обращения: 12.05.2022).

5. Лебедева, О. В. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / О. В. Лебедева. — Рязань, 2021. — 48 с.

6. Лебедева, О. В. Психологическое здоровье учителя в процессе его непрерывного поэтапного становления в профессиональной деятельности / О. В. Лебедева, Ф. В. Повшедная // Нижегородское образование. — 2021. — № 3. — С. 64—71.

7. Лебедева, О. В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О. В. Лебедева, Ф. В. Повшедная. — DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11 // Вестник Мининского университета. — 2021. — Том 9. — № 4. — URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_ activities/vestnik (дата обращения: 12.05.2022)

8. Мезинов, В. Н. Профессиональная социализация студентов педагогического направления в условиях цифровизации образования / В. Н. Мезинов // Нижегородское образование. — 2022. — № 2. — С. 68—75.

9. Методические рекомендации по разработке стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобр-науки России : письмо Министерства образования и науки РФ от 17.10.2021 № МН-19/697. — URL: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-07102021-n-mn-19697/ (дата обращения: 30.05.2022).

10. Николина, В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства / В. В. Николина. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-2269-280 // Научный диалог. — 2017. — № 2. — С. 269—280.

11. Основы информационной культуры / А. А. Зубрий, Д. В. Ильинец, О. И. Константинова, О. И. Черняева. — Санкт-Петербург : СПбУТУиЭ, 2012. — 246 с. — ISBN 978-5-94047492-0.

12. Панюкова, С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога : учебно-методическое пособие / С. В. Панюкова. — Москва : Про-Пресс, 2020. — 33 с.

13. Родин, Ю. И. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза / Ю. И. Родин, Д. С. Метелкина, А. В. Мишина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2018. — Том 7. — № 2 А. — С. 90—96.

14. Фельдштейн, Д. И. Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. — 2013. — № 2. — С. 162—177.

15. Фролова, С. В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации : монография / С. В. Фролова, Е. Ю. Илалтдинова, Ф. В. Повшедная. — Москва : Флинта ; Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2017. — 217 с. — ISBN 978-5-9765-3016-4.

16. Цифровая дидактика и ее влияние на достижения обучающихся / Е. А. Штакк, А. В. Беляева, Ю. П. Молоканова, Г. Ю. Беляев // Нижегородское образование. — 2022. — № 2. — С. 4—12.

17. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Т. Э. Петрова [и др.]. — DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22 // Высшее образование в России. — 2019. — Том 28. — № 12. — С. 9—22.

18. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета. — URL: https://ya.mininuniver.ru/sdo (дата обращения: 12.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.