Научная статья на тему 'Формирование системы показателей мониторинга устойчивого развития региона'

Формирование системы показателей мониторинга устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
419
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг устойчивого развития региона / функции мониторинга / задачи мониторинга / формирование системы мониторинга / принципы формирования системы / показатели системы мониторинга / monitoring of sustainable development of the region / functions of monitoring / tasks of monitoring / formation of monitoring system / principles of system formation / monitoring system indices

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Косимова Манзура Абдусаломовна

Изложено исследование основных функций, задач и принципов формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Рассматриваются проблемы формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Приведены основные функции, задачи, принципы и алгоритм формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Отмечается, что система мониторинга является неотъемлемым элементом механизма государственного управления устойчивостью экономического развития региона. Делается вывод, что для эффективной организации системы мониторинга устойчивого развития региона необходимо согласование показателей НСР и среднесрочной программы социальноэкономического развития региона с учетом целевых индикаторов устойчивого развития РТ. Также требует совершенствования система сбора статистической информации, которая должна обеспечиваться Агентством по статистике РТ. Система электронного правительства значительно сократит временные и финансовые затраты в системе сбора статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF MONITORING INDICES REFERRING TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The research of basic functions, tasks and principles of formation of monitoring system indices referring to a sustainable development of the region is expounded in the article. The problems in question are canvased. The author adduces the above-mentioned items plus their algorythm in reference to the concrete region. It is underscored that monitoring system is an inseparable element of the mechanism of state management with sustainability of economy development in the region. The author comes to the conclusion that for effective organization of monitoring system targeted at sustainable development it is necessary to concord National Strategy Development indices with a middle-term pragramme of social-economic development of the region with telic indicators of TR sustainable development being taken into consideration. The system of statistical information collection bound to be provided by the TR Agency on statistics requires improvement as well. The system of electronic governance will considerably reduce the expenditures of time finances in the system of statistical data collection.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей мониторинга устойчивого развития региона»

УДК 332.146.2 ББК 65.050.22

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ТАШКИЛИ НИЗОМИ НИШОНДЩАНДА^ОИ МОНИТОРИНГИ РУШДИ УСТУВОРИ МИНТАЦА

FORMATION OF THE SYSTEM OF MONITORING INDICES REFERRING TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Косимова Манзура Абдусаломовна,

ассистент кафедры экономической теории и управления ПИТТУ им. акад. М. Осими (Таджикистан, Худжанд)

Цосимова Манзура Абдусаломовна,

ассистенти кафедраи назарияи ицтисодиёт ва идораи ДПДТТ (Хуцанд, Тоцикистон)

Kosimova Manzura Abdusalomovba,

Assistant of the Department of Economic Theory and Management of the PITEU acad. M. Osimi (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: kosimova-manzura@mail.ru

Ключевые слова: мониторинг устойчивого развития региона, функции мониторинга, задачи мониторинга, формирование системы мониторинга, принципы формирования системы, показатели системы мониторинга

Изложено исследование основных функций, задач и принципов формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Рассматриваются проблемы формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Приведены основные функции, задачи, принципы и алгоритм формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона. Отмечается, что система мониторинга является неотъемлемым элементом механизма государственного управления устойчивостью экономического развития региона. Делается вывод, что для эффективной организации системы мониторинга устойчивого развития региона необходимо согласование показателей НСР и среднесрочной программы социально-экономического развития региона с учетом целевых индикаторов устойчивого развития РТ. Также требует совершенствования система сбора статистической информации, которая должна обеспечиваться Агентством по статистике РТ. Система электронного правительства значительно сократит временные и финансовые затраты в системе сбора статистических данных.

Калидвожа^о: мониторинги рушди устувори минтаца, хусусияти мониторинг, вазифауои мониторинг, ташаккули низоми мониторинг, нишондщандацои низоми мониторинг Дар мацола масоили ташаккули низоми нишондщандацои мониторинги рушди устувори минтаца баррасй шудааст. Вазифауои асосй, вазифауо, принсищо ва алгоритми ташаккули нишондщандауои мониторинги рушди устувори минтаца зикр гардидаанд.

Таъкид шудааст, ки низоми мониторинг цузъи цудонопазири механизми давлатии идораи рушди устувори ицтисодии минтаца мебошад. Барои ташкили самараноки низоми мониторинги рушди устувор муайян кардани номгуи нишондщандацои мониторинг мууим аст, ки бояд ба мацсадуои СМР ва индикаторуои мацсадноки рушди устувори ЦТ мувофицат кунад ва аз тарафи Сарраёсати омори ЦТ таъмин карда шавад. Низоми уокимияти электроны хароцоти вацт ва молиявиро дар низоми цамъоварии додауои омори назаррас кам мекунад.

Key words: monitoring of sustainable development of the region, functions of monitoring, tasks of monitoring, formation of monitoring system, principles of system formation, monitoring system indices

The research of basic functions, tasks and principles of formation of monitoring system indices referring to a sustainable development of the region is expounded in the article. The problems in question are canvased. The author adduces the above-mentioned items plus their algorythm in reference to the concrete region. It is underscored that monitoring system is an inseparable element of the mechanism of state management with sustainability of economy development in the region. The author comes to the conclusion that for effective organization of monitoring system targeted at sustainable development it is necessary to concord National Strategy Development indices with a middle-term pragramme of social-economic development of the region with telic indicators of TR sustainable development being taken into consideration. The system of statistical information collection bound to be provided by the TR Agency on statistics requires improvement as well. The system of electronic governance will considerably reduce the expenditures of time finances in the system of statistical data collection.

Опыт реализации Национальной стратегии развития (НСР) Таджикистана [8] убедительно свидетельствует, что ключевым условием её успешной реализации является наличие эффективной системы мониторинга. В процессе мониторинга хода реализации этого стратегического документа необходимо своевременное вмешательство и коррекция стратегии, для чего необходимо формирование системы показателей мониторинга как ее важнейшей составной части. С этой точки зрения, представляется целесообразным исследование основных функций, задач и принципов формирования системы показателей мониторинга устойчивого развития региона.

Под устойчивостью социально-экономической системы региона понимается ее способность выполнять свои функции и достигать поставленных целей при непредвиденных нарушениях параметров системы или внешней среды [1]. Система мониторинга устойчивого развития региона является неотъемлемым элементом механизма государственного управления устойчивым развитием региона. Используя мониторинг, можно обнаружить взаимозависимость различных сфер деятельности, а также заблаговременно выявить возникающие проблемы в социально-экономических процессах для принятия решений. Данный процесс усложняется тем, что в большинстве регионов не налажен сбор информации, что и обуславливает необходимость формирования системы мониторинга. Систему мониторинга необходимо предусмотреть еще на стадии разработки стратегии устойчивого развития, это позволит отслеживать реализацию стратегии и

своевременно реагировать на отклонения путем принятия управленческих решений [2; 3].

Система показателей мониторинга устойчивого развития предназначена для проведения комплексной оценки состояния объекта на основе обоснованной методики, оперативной диагностики состояния объекта мониторинга для своевременного вмешательства при обнаружении отклонений от траектории развития. Итоговой целью является донесение полученных результатов до конечных потребителей информации, особенно до органов управления, для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.

Для формирования эффективной системы показателей мониторинга устойчивого развития необходимо определить составляющие системы, а также базовые ориентиры для проведения мониторинга.

Следует выделить функции мониторинга:

1. Информационно-аналитическую - подразумевает регулярный сбор информации о состоянии устойчивости региональной экономики и проведение анализа на основе методически обоснованных показателей.

2. Оперативно-диагностическую - подразумевает оперативное исследование проблем и определение вариантов решения.

3. Контрольную - предполагает контроль за развитием объекта и достижением поставленных целей.

4. Коммуникационную - предусматривает передачу информации заинтересованным группам потребителей.

5. Прогнозная предполагает формирование информационной базы для составления прогнозов устойчивого развития региона.

6. Рекомендательная предполагает разработку рекомендаций на основе полученных в ходе мониторинга данных.

Каждая из функций мониторинга предполагает решение определенных задач, поставленных перед мониторингом (рис.1):

- сбор и анализ информации о состоянии устойчивости региона;

- оперативное исследование для обнаружения возникающих проблем и их последующего своевременного решения;

- контроль за достижением целевых показателей, определенных при разработке долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программы развития региона;

- предоставление полученных результатов заинтересованным лицам, т.е. потребителям информации;

- прогнозирование социально-экономического развития;

- разработка рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций.

Реализация функций мониторинга и выполнение поставленных задач требуют соблюдения определенных принципов.

Рисунок 1. Функции и задачи мониторинга Реализация функций и задач мониторинга социально-экономического развития региона требует соблюдения указанных ниже принципов [4]:

1. Научной обоснованности - разработка системы мониторинга должна основываться на закономерностях экономической науки и совершенствоваться в соответствии с новыми достижениями.

2. Объективности - предусматривает обоснование мониторинга на основе независимости, реалистичности и адекватности собираемых данных.

3. Целенаправленности и проблемной организации мониторинга, которые предусматривают ориентированность его системы на решение определенных задач и проблем, что значительно сократит объем ненужной информации.

4. Репрезентативности, которая призвана обеспечить систему мониторинга достаточным количеством показателей.

5. Комплексности мониторинга, который осуществляется во взаимосвязи всех сфер и направлений; имеет место последовательное решение задач всех его направлений.

6. Системного подхода, в рамках которого регион является подсистемой более крупной системы; имеет место исследование его связей с другими территориальными звеньями.

7. Непрерывности и периодичности, что предусматривает регулярное наблюдение за объектом мониторинга и одновременно периодическое проведение оценки параметров устойчивого развития.

8. Оперативность подразумевает своевременный сбор и обработку данных с целью своевременного оказания влияния в случае отклонений.

9. Иерархичность предусматривает две цели:

- соответствие информации нижнего уровня данным верхнего уровня;

- информация различных уровней должна соответствовать поставленным целям и задачам.

10. Сопоставимость показателей во времени и пространстве. Её соблюдение необходимо, чтобы отслеживать динамику исследуемого процесса в разных регионах страны, а также выявлять тенденции его развития.

11. Рациональность характеризует рациональное сочетание прогнозно-аналитической ценности информации и затрат на ее получение, сбалансированность показателей.

12. Адаптация предусматривает приспособление системы мониторинга к возможностям ее организаторов и к требованиям пользователей, меняющимся задачам, внутренним и внешним условиям его проведения. По мере изменения условий также необходимо изменение масштаба системы мониторинга, показателей оценки, методики формирования выходных данных.

13. Открытость и прозрачность предполагает транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития социально-экономической системы региона, а также доступность результатов мониторинга заинтересованным группам их потребителей.

14. Партнерство государственной и региональной власти в функционировании системы мониторинга определяет необходимость партнерства органов центра и субъекта при создании, функционировании и совершенствовании системы мониторинга развития социально-экономической системы региона. Существенное значение в современных условиях имеет дополнение состава названных участников бизнесом как инвестором, заинтересованным в существовании и развитии названной системы.

15. Развитие заключается в необходимости совершенствования системы мониторинга с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования. Важна инновационная составляющая этого принципа,

проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.

Центральная роль в проведении мониторинга устойчивого развития региона определена индикаторами, выбор которых должен быть обоснованным. Индикативный подход был научно обоснован еще в 20-е годы XX столетия Н. Кондратьевым [5]. Потребность в разработке индикаторов также подтверждает «Повестка дня на XXI век» (глава 40: «Информация для принятия решений», пункт 40.4) [10]. Показатели (индикаторы) должны в полной мере отражать действительность и быть научно обоснованными. Многочисленность показателей усложняет принятие управленческих решений, и получение единого интегрального показателя, полностью отражающего состояние системы, позволило бы ускорить темпы принятия решений.

В Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию [6] мониторинг и оценка устойчивого развития возлагаются на Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и Государственный комитет по статистике. Однако в настоящее время опыт показал, что мониторинг должен присутствовать на всех уровнях управления развитием и его проведение возлагается на все уровни управленческой власти, а также на общественные советы и организации. По нашему мнению, координация мониторинга устойчивого развития региона должна возлагаться на одно ведомство.

Мониторинг социально-экономического развития региона регламентируется среднесрочной программой развития области, которая разрабатывается в соответствии с ориентирами Национальной стратегии развития. Создается рабочая группа, которая представляет города и районы. Затем, на основе среднесрочной программы развития городов и районов, создается среднесрочная программа развития области, которая утверждается маджлисом депутатов области. Некоторые программы развития утверждаются на республиканском уровне.

Разработка Программы социально-экономического развития области возлагается на Управление экономического развития и торговли области и курируется исполнительной властью региона. Процесс планирования основных показателей происходит по принципу «снизу вверх», в отличие от предыдущей экономической системы. Если во времена Советской власти планирование осуществлялось на верхнем уровне управления, а предприятия и хозяйствующие субъекты выступали в роли исполнителей готовых планов, то на сегодняшний момент планируемый объем предоставляется непосредственно производителем.

Краткосрочные и среднесрочные программы развития разрабатываются на основе методических указаний, которые ежегодно определяются Министерством экономического развития и торговли. Основные показатели заполняются предприятиями в виде таблиц по заранее установленным формам. Далее на уровне местного самоуправления они обобщаются и доводятся до регионального управления экономическим развитием и торговлей, где и формируется программа краткосрочного развития региона.

На основе анализа данных предыдущего года, с учетом инфляции и плановых показателей роста объемов производства, формируется объем производства на следующий год, а также его параметры на следующие два года. Необходимо отметить, что

производители заинтересованы в представлении объективных данных, потому что представленные показатели служат предварительной базой для расчета налоговых поступлений и формирования регионального бюджета.

На сегодняшний момент действует Среднесрочная программа развития Согдийской области на период 2016-2020 гг. [9], которая утверждена на областном уровне. Согласно шестой главе этой программы, «мониторинг программы — это система постоянной оценки (прослеживания) и контроля ее выполнения», то есть используется лишь функция контроля и оценки мониторинга, в то время как перед мониторингом стоит гораздо более широкий спектр задач.

Кроме плановых показателей производства, в рамках программы развития разрабатываются проекты, которые подвергаются отдельному мониторингу. Мониторинг проводится на основе утвержденной матрицы реализации программы развития. Отслеживается соответствие реализации программ поставленным срокам, полнота финансирования. Важно отметить, что в основном выполнение контролируется программ, финансируемых госбюджетом или реализуемых в сотрудничестве с исполнительной властью и правительством. Однако специфика разных проектов и программ требует отдельного подхода к их мониторингу. На сегодняшний момент проводится мониторинг только по объему реализации проектов, хотя он должен иметь смысловой характер. Необходимо отметить, что при управлении экономическим развитием действует отдел по мониторингу программ.

Управление экономическим развитием требует детального наблюдения за ходом реализации программ развития с целью своевременного вмешательства при отклонении от запланированных параметров.

Рассмотрение результатов мониторинга предполагается проводить, как минимум, один раз в год, а по другим направлениям - чаще. В процессе реализации программы могут принимать участие все заинтересованные стороны, в частности

неправительственные организации, научно-исследовательские учреждения, например, при проведении независимой оценки эффективности хода реализации этих документов, в мониторинге и надзоре над эффективным и адресным использованием средств.

Одним из ключевых моментов в проведении мониторинга является система показателей оценки состояния устойчивого развития региона. В Программе социально-экономического развития Согдийской области [9] оценка проводится по уровню достижения целей программы и реализации проектов в рамках программы.

Оценка показателей проводится ежегодно, оценивается уровень достижения индикаторов на основе статистических данных. Оценка социально-экономического развития Согдийской области основана на данных управления Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.

Мониторинг и оценка реализации программы развития региона проводится местным исполнительным органом государственной власти на основании методики, утвержденной уполномоченным государственным органом. Уполномоченный государственный орган может осуществлять выборочный мониторинг и оценку программы развития региона. Программа развития региона может быть откорректирована по результатам мониторинга и оценки.

Перечень показателей социально-экономического развития Согдийской области приведен в таблице 1.

_Таблица 1. Перечень показателей социально-экономического развития Согдийской области

Показатель Единица измерения

Среднегодовая численность населения - всего тыс. чел.

В том числе:

городское тыс. чел.

сельское тыс. чел.

Объем промышленной продукции тыс. сомони

Объем промышленной продукции в натуральном выражении

Продовольственный рынок тыс. сомони

Оборот импортной продукции млн долл. США

Объем сельскохозяйственной продукции тыс. сом.

Объем сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении

Численность скота и птицы голов

Производство животноводческой продукции в натуральном выражении

Перевозка грузов тыс. тонн

Перевозка пассажиров тыс. пассажиров

Привлечение иностранных инвестиций тыс. долл. США

Освоение инвестиций из всех источников тыс. сомони

Ввод в эксплуатацию школ мест

Ввод в эксплуатацию больниц койко-мест

Ввод в эксплуатацию жилья кв. м

Рабочая сила чел.

Создание новых рабочих мест мест

Кол-во детей в дошкольных учреждениях тыс. чел.

Кол-во детей дошкольного возраста тыс. чел.

Кол-во детей школьного возраста тыс. чел.

Кол-во мест в дошкольных учреждениях тыс. чел

Кол-во учеников общеобразовательных школ - всего тыс. чел.

Хотя в Программе среднесрочного развития Согдийской области указывается на координацию её показателей с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на 2016-2030 гг. (таблица 2), при оценке социально-экономического развития региона учитываются не все показатели, приведенные в Стратегии национального развития. Так, например, при мониторинге Программы среднесрочного развития СО не отслеживаются такие важные экономические показатели, как темпы роста реального ВВП, доля частных инвестиций в ВВП, выработка электроэнергии (при оценке социально-экономического развития региона следует учитывать потребление электроэнергии) и выработка электроэнергии на душу населения.

Из показателей социального блока не учитываются: доля среднего класса, рост реальной заработной платы и рост реальных пенсий. Также не ведется учет по таким важным межсекторальным и международным показателям, как уровень бедности и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

крайней бедности, ИЧР, которые учитываются и при оценке устойчивого развития региона. Необходимо отметить, что для анализа используется метод сравнения показателей в динамике с предыдущим годом, а также с запланированными значениями показателей.

Другим важным моментом в формировании системы показателей устойчивого развития региона является её согласованность с Концепцией перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию [6], в которой приводится перечень целевых индикаторов (таблица 2).

Таблица 2. Основные целевые индикаторы устойчивого развития Республики Таджикистан

Показатели Единица измерения

Численность населения (на конец года) тыс. человек

Реальный ВВП в ценах 2006 года млн сомони

ВВП на душу населения сомони

долл. США

Среднегодовой темп роста реального ВВП за пять лет %

Среднегодовая инфляция за пять лет %

Внутренние инвестиции в основной капитал к ВВП %

млн сомони

Валовые внутренние сбережения в % к ВВП %

Доходы госбюджета к ВВП %

млн сомони

Производство электроэнергии млрд кВт.ч

Выработка электроэнергии на душу населения кВт.ч/чел.

Производство промышленной продукции млн сомони

Использование производственных мощностей в промышленности %

Электроемкость единицы ВВП ВВП/1$

Снижение уровня бедности ППС $ 2,15 в день, (%)

Снижение уровня крайней бедности ППС $1,08 в день, (%)

Качество жизни

Уровень грамотности населения в возрасте 15-24 лет %

Соотношение численности грамотных женщин и мужчин в возрасте 15-24 лет %

Детская смертность На 1000 живорожденных

Материнская смертность На 10 тысяч населения

Доступ городского населения к чистой питьевой воде %

Доступ сельского населения сельского населения к чистой питьевой воде %

Площадь земель, покрытых лесом %

Площадь земель, отведенных для целей сохранения биоразнообразия видов %

Площадь деградированных земель и пастбищ %

Сброс сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты %

Выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения %

Представленный перечень показателей ориентирован на макроуровень, однако представляется возможным проведение мониторинга по показателям устойчивого развития региона. Необходимо отметить, что НСР-2030 учитывает международные обязательства Республики Таджикистан по Повестке дня на XXI век и Целям устойчивого развития (ЦУР), одобренные 70-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года, и целевые индикаторы НСР-2030 учитывают экономические и социальные блоки показателей устойчивого развития. Однако не ведется учет экологических показателей, что связано со слабым статистическим обеспечением данными.

Общепринято, что на региональном уровне показатель ВВП заменяется показателем ВРП. Хотя показатели производства электроэнергии и выработки электроэнергии на душу населения можно рассчитать на региональном уровне, данный показатель не отображает уровня устойчивости региона, поскольку произведенная в стране электроэнергия перераспределяется между регионами. На региональном уровне целесообразно заменить показатель «производство электроэнергии на душу населения» показателем «потребление электроэнергии на душу населения».

Методологически часть показателей допустимо заменить соответствующими показателями на областном уровне, однако сбор данных по некоторым показателям достаточно сложен, поскольку они не отслеживаются в статистических сборниках. Например, такой важный показатель, как уровень использования производственных мощностей, агрегированно не учитывается Управлением по статистике и отделом промышленности ИОГВ СО. Данный показатель имеет большое значение для формирования дальнейших действий и выявления точек роста.

Согласно триединой концепции устойчивого развития, необходимо учитывать три группы показателей: экономические, социальные и экологические. Группа экономических показателей отслеживается официальной статистикой РТ. Однако сбор данных по социальным и экологическим показателям на областном уровне создаёт множество

сложностей. Из пяти показателей, приведенных в статистической отчетности в Концепции перехода РТ к устойчивому развитию, учитываются всего два показателя. Группа социальных показателей в основном рассчитывается на государственном уровне и не дезагрегируется на областном уровне, хотя сбор данных организуется «снизу вверх», т.е. области предоставляют данные для агрегирования на государственном уровне.

Формирование системы показателей мониторинга устойчивого развития должно состоять из нескольких этапов (рис 2). Анализ существующих показателей позволит определить возможности информационной базы и имеющуюся оценку социально-экономического положения региона. Следующим этапом выступает определение соответствия показателей целям НСР Таджикистана, поскольку она является главным документом, определяющим стратегию развития страны. В соответствии с целями НСР корректируется перечень показателей и формируется окончательный перечень показателей устойчивого развития региона, который впоследствии будет включен в систему мониторинга устойчивого развития региона.

• Анализ существующих показателей социально-экономического развития региона

Определение соответствия показателей целям НСР

Формирование системы показателей устойчивого развития региона

Корректировка показателей

4

Включение показателей в систему мониторинга

Рисунок 2. Формирование системы показателей устойчивого развития региона Таким образом, формирование системы показателей устойчивого развития региона является неотъемлемым этапом при формировании системы мониторинга устойчивого развития региона. Несмотря на то, что основы формирования системы мониторинга развития страны и области также заложены во всех программах развития и в законодательных актах уделяется внимание мониторингу реализации этих программ, основы проведения мониторинга недостаточно методически обоснованы. Для эффективной организации системы мониторинга устойчивого развития региона необходимо согласование показателей НСР и среднесрочной программы социально-экономического

развития региона с учетом целевых индикаторов устойчивого развития РТ. Также требует совершенствования система сбора статистической информации. Система электронного правительства значительно сократит временные и финансовые затраты в системе сбора статистических данных.

Список использованной литературы:

1. Авезов А.Х. Экономическая устойчивость развития региона: сущность и основные понятия // Вестник ТГУПБП. Серия гуманитарных наук. - Худжанд, 2013.- №3. - С.64-70.

2. Бордяшев Е.С. Формирование системы мониторинга устойчивого экономического развития регионального хозяйства / дисс...к.э.н.: 08.00.05/ Бордяшев Евгений Сергеевич. -Владимир, 2008.- 179 с.

3. Еремин Р.В. Формирование системы мониторинга социально-экономического развития регион/дисс... к.э.н.08.00.05 /Еремин Роман Валерьевич. - Ставрополь, 2011.-196 с.

4. Кондратьев В.В. Мониторинг социально-экономических процессов как условие устойчивого сбалансированного развития / дисс.к.э.н. 08.00.05/ Кондратьев Всеволод Валерьевич. -Краснодар, 2012.-248с.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды Н.Д. Кондратьева; Международный фонд Н.Д. Кондратьева и др.; Ред. колл.: Абалкин Л.И. (пред.) и др.; сост. Яковец Ю.В. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 767 с.

6. Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию. -Душанбе, 2007.-102 с.

7. Михайлова И.А. Совершенствование системы мониторинга социально-экономического развития региона/ дисс.к.э.н.: 080005/Михайлова Ирэна Альгиманто. - Воронеж, 2007.-141 с.

8. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Душанбе, 2016. (дата обращения 16.04.2018) http://mfa.tj/?l=ru&cat=1&art=2208

9. Среднесрочная стратегия развития Согдийской области на период 2016-2020 гг., Худжанд, 2016.-98 с.

10.Повестка на XXI век. Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992г. Извлечения. - М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997. - 31 с.

Reference Literature:

1. Avezov A.Kh. Economic Sustainability of Region Development: Essence and Basic Notions //Bulletin of Tajik State University of Law, Bisiness and Politics. Series of Humanitarian Sciences. Khujand, 2013, № 3 (55). - pp. 64-70.

2. Bordyashev Ye.S. Formation of Monitoring System of Sustainable Economic Development of Regional Economy. Candidate dissertation in economy. Vladimir, 2008.- 179рр.

3. Yeremin R.V. Formation of the System for Monitoring Socio-Economic Development of the Region. Candidate dissertation in economy: 080005/ Yeremin Roman Valeryevich. -Stavropol, 2011.-196pp.

4. Kondratyev V.V. Monitoring of Socio-Economic Processes as a Condition for Sustainable Balanced Development. Candidate dissertation in economy: 080005/ Kondratyev Vsevolod Valeryevich. -Krasnodar, 2012.- 248 pp.

5. Kondratyev N.D. Big Cycles of Conjuncture and the Theory of Envisagement. Selected works by N.D.Kondratyev; International Foundation of N.D Kondratyev's et alia; Editorial board: Abalkin L.I. (chairman) et alia; compilation by Yakovets Yu. V. - M.: Closed JSC ["Economics " Publishing - House], 2002. - 767pp.

6. Conception of Transition of the Republic of Tajikistan to Sustainable Development, Dushanbe, 2007.-102 pp.

7. Mikhailova I.A. Improvement of the Monitoring System of Social and Economic Development

of the Region. Candidate dissertation in economics:080005/ Mihailova Irena Alghimanto -Voronezh, 2007.

8. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the Period up to 2030. Dushanbe, 2016. (date of request: 16.04.2018) http://mfa.tj/?l=ru&cat=1&art=2208

9. Medium-term Development Strategy of Sughd Region for the Period of 2016-2020, Khujand, 2016. -98 pp.

10. Agenda for the 21st Century. United Nations Conference on Environmental and Development. Rio de Janeiro, June 1992. Extracts. - Moscow: The Center for Coordination and Information of the Socio-Ecological Union, 1997. - 31 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.