Научная статья на тему 'Формирование системы обеспечения качества обучения в среднем профессиональном образовании'

Формирование системы обеспечения качества обучения в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КАЧЕСТВА / QUALITY SYSTEM / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / SOCIAL ORDER / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND CULTURAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосина И. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями формирования системы обеспечения качества обучения в образовательных учреждениях культуры и искусства Республики Саха (Якутия) в соответствии с новыми законодательными инициативами в области образования, требованиями имеющими отношение к дескриптам Болонского соглашения. В тоже время система качества в учреждениях среднего профессионального образования требует разработки и обновления всех структурных звеньев образовательной деятельности организации, что возможно осуществить при условии сохранения и приумножения лучших традиций отечественно системы менеджмента качества. Предложена система формирования мониторинга качества образования в формате законодательства в области образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the questions connected with features of formation of system of ensuring the quality of teaching in educational institutions of culture and art of the Republic of Sakha (Yakutia) in accordance with the new legislative initiatives in the field of education, the requirements relevant to Decryptum of the Bologna agreement. At the same time the quality system in institutions of secondary professional education requires the development and updates at all structural units of the educational activities of the organization, which can be implemented, while maintaining and augmenting the best traditions of the national quality management system. The researcher proposes a system of formation of the education quality monitoring in the format of the legislation in the field of education and science.

Текст научной работы на тему «Формирование системы обеспечения качества обучения в среднем профессиональном образовании»

5. Основные направления развития профессионального образования Республики Саха (Якутия). Доклад Министерства культуры и духовного развития РС (Я). Якутск, 2015: 38.

References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://base.garant.ru/70291362/#ix-zz4Vkn9J9d0

2. Razvitie professional'nogo obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2014 - 2017 gody. Gosudarstvennaya programma Respubliki Saha (Yakutiya).

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Saha (Yakutiya) ot 30 dekabrya 1992 goda.

4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti kul'tury i iskusstva. Federal'nyj reestr. Available at: http://base.garant.rU/70291362/#ixzz4Vkn9J9d0

5. Osnovnye napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya). Doklad Ministerstva kul'tury i duhovnogo razvitiya RS (Ya). Yakutsk, 2015: 38.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378

Sosina I.N., postgraduate, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION.

The article considers the questions connected with features of formation of system of ensuring the quality of teaching in educational institutions of culture and art of the Republic of Sakha (Yakutia) in accordance with the new legislative initiatives in the field of education, the requirements relevant to Decryptum of the Bologna agreement. At the same time the quality system in institutions of secondary professional education requires the development and updates at all structural units of the educational activities of the organization, which can be implemented, while maintaining and augmenting the best traditions of the national quality management system. The researcher proposes a system of formation of the education quality monitoring in the format of the legislation in the field of education and science.

Key words: quality system, quality management, social order, professional and cultural competences.

И.Н. Сосина, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями формирования системы обеспечения качества обучения в образовательных учреждениях культуры и искусства Республики Саха (Якутия) в соответствии с новыми законодательными инициативами в области образования, требованиями имеющими отношение к дескриптам Болонского соглашения. В тоже время система качества в учреждениях среднего профессионального образования требует разработки и обновления всех структурных звеньев образовательной деятельности организации, что возможно осуществить при условии сохранения и приумножения лучших традиций отечественно системы менеджмента качества. Предложена система формирования мониторинга качества образования в формате законодательства в области образования и науки.

Ключевые слова: система качества, менеджмент качества, социальный заказ, профессиональные, общекультурные компетенции.

В условиях развития рыночной модели российской экономики происходят изменения во всех сферах жизни человека, в том числе и в системе образования. В настоящее время на уровне отечественной законодательной базы образование трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, как система деятель-ностей, структур организации и механизмов управления. В этих условиях образование выступает не только важнейшей частью жизни общества, но и предполагает научное переосмысление, в том числе и качественной оценки достигнутого уровня, разработку новых стратегических направлений и концептуальных теорий, обоснование содержательно-процессуальной основы проектирования и построения инновационных образовательных систем, обеспечивающих полноценное развитие личности.

Система образования любого уровня и каждое из её звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции только в том случае, если структура, содержание, организация и методы работы выполняются с высоким качеством, полностью отвечают требованиям заказчиков. В основе Федеральных государственных законов и подзаконных актов качество оказания образовательных услуг является приоритетным направлением. В новых социально-экономических условиях качественная подготовка компетентностных специалистов является социальным заказом общества. В целом переход к инновационной экономике требует модернизации системы профессионального образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности, в соответствии с требованиями современности, с сохранением и приумножением лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования. Обозначенная ситуация не могла не затронуть

систему среднего профессионального образования в области культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

В этой связи образовательное учреждение среднего профессионального образования Якутии представляется важнейшим социальный образовательный комплекс, стратегической целью которого выступает качественная подготовка специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом. Ведущая роль в достижении заявленной цели образования принадлежит его опережающему и системному развитию, в том числе и в направлении формирования общей и региональной системы качества подготовки в условиях среднего профессионального образования. В основе системы качества среднего профессионального образования должны быть положены кроме отечественных нормативных документов и европейские документы по гарантии качества образования: Стандарты и рекомендации для гарантии качества профессионального образования в Европейском пространстве, стандарты и руководящие принципы больше сфокусированы на том, что должно быть сделано и менее на том, как этого достичь. Поэтому у профессиональных колледжей, в том числе и у колледжей культуры и искусства Республики Саха (Якутия) есть большое поле для инициативы и определения собственных, особенно процессуальных, вопросов их решения с учетом особенностей образовательного учреждения указанного направления.

Очень важна и еще одна проблема, которую необходимо поставить в линейку первостепенных задач, - это обеспечение в колледже культуры и искусства качества всех процессов. Это означает, что все сотрудники и преподаватели колледжа должны иметь единый взгляд на проблему качества образования и придерживаться единого определения этого понятия. Каждый участ-

ник процесса должен понимать: что значит качество образования непосредственно для него.

В соответствии с новыми законодательными инициативами в области образования первостепенную социальную потребность разработка и обновление всех структурных звеньев образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования в соответствии с требованиями современности, имеющей отношение к десриптам Болонского соглашения, но при условии сохранения и приумножения лучших традиций отечественно системы менеджмента качества. Одним из возможных направлений решения данной проблемы является проектирование системы обеспечения качества обучения в профессиональном колледже с учетом особенностей сферы культуры и искусства. В результате проектирования и создания системы обеспечения качества обучения в профессиональном колледже должна сложиться концептуальная основа учреждения среднего профессионального образования, созданная с учетом определенных принципов: многопрофильности, мобильности, региональной интеграции, социального партнерства, национально-регионального соответствия, преемственности традиций, особенностей социокультурной среды [1, с. 269].

Для создания системы обеспечения качества обучения в профессиональном колледже и её функционирования должна сложиться Концепция развитие колледжа, организационно-педагогические и социально-культурная модель, представляющая собой совокупность плановых действий на основе выделенной генеральной цели и конечных целей развития системы качества образования в образовательном учреждении.

Таким образом, можно определить весьма интересную и актуальную проблему, связанную с формированием современной модели системы качества- особенности функционирования учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусств с учетом его конкретных условий работы, связанных с особенностями развития Республики Саха (Якутия).

В тоже время для решения обозначенной проблемы следует преодолеть ряд противоречий: между необходимостью создания современной культурно-образовательной и профессиональной среды колледжа и отсутствием системы объединения и интеграции организационных, методических, научных, кадровых и управленческих ресурсов, объединенных целью качественного оказания образовательной услуги; между потребностью в реализации программ и проектов для повышения качества образования и эффективности функционирования образовательной организации и отсутствием эффективной системы внутреннего мониторинга качества.

Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса определяется стратегическим характером будущего состояния образовательного учреждения с учетом его конкретных условий существования и особенностей развития региона, чем обусловлено проектирование системы обеспечения качества обучения в профессиональном колледже. Высокий уровень конкурентоспособности современного специалиста, его профессиональная мобильность, профессиональная состоятельность на рынке труда, готовность к продуктивной реализации, полученных в процессе обучения возможностей, напрямую связанных с качеством образования [2, с. 32].

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) система качества в образовании распространяется на 60 образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество обучающихся в них составляет более 70 тысяч человек. Из 57 учреждений среднего профессионального образования из них в ведомственном подчинении: Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) - 43 учреждения СПО; Министерства образования Республики Саха (Якутия) - 3 учреждения среднего профессионального образования; Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) - 3 учреждения среднего профессионального образования; Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) - 4 учреждения среднего профессионального образования; Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) - 1 учреждение среднего профессионального образования; Министерства труда и социально-

Библиографический список

1.

2.

го развития Республики Саха (Якутия) - 2 учреждения среднего профессионального образования.

Министерство культуры и духовного развития РС (Я) через «Образовательный ресурсный центр» планово проводит мониторинг деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства, анализ состава кадровых служб государственных учреждений, выявляет их компетентность и способность к реализации поставленных задач и проводит повышение квалификации.

Приведённые данные о состоянии системы среднего профессионального образования позволяют утверждать, что профессиональные колледжи Республики Саха (Якутия) в области культуры и искусства нуждаются в создании системы качества в предоставлении образовательных услуг и подготовки специалистов для республиканских учреждений культуры. Республиканские учреждения среднего профессионального образования имеют многолетнюю историю своего развития. Они являются составной частью системы профессионального образования России. Об этом свидетельствует факт успешной реализации колледжами, в том числе культуры и искусства, ФГОС нового поколения. Все учреждения имеют свою специфику, выраженную через систему управления, организацию учебного процесса. Для реализации образовательных стандартов создана система разработки основных образовательных программ. Колледжи реализуют образовательные стандарты, применяя различные технологии.

В целях реализации образовательных программ и различного рода образовательных услуг, востребованных на рынке труда, в учреждениях среднего профессионального образования организована система качества, которая проходит успешную апробацию. Основные требования по вопросам качества образования, на наш взгляд, должны быть отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах СПО. Цель профессиональных колледжей в образовательной деятельности, по большому счету, состоит в безусловном выполнении этих требований. При этом следует учитывать, что стандарты даже нового поколения достаточно консервативны, и основаны на минимальных требованиях к качеству и содержанию учебных программ. Не лишним будет еще раз констатировать, что в новом поколении ФГОС делается попытка преодолеть этот недостаток, предоставить большую свободу действий, результаты оценивать по уровню развития компетенций у выпускников. Все это потребует значительных усилий профессионального колледжа по переходу на новую парадигму образования и существенной корректировки разрабатываемой и внедряемой системы обеспечения качества образовательной деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы обеспечение качества - это создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей по качеству. К ним, прежде всего, относятся учебно-методическое, финансовое обеспечение, материальная база, способности персонала, подготовленность студентов, информационное обслуживание и многое другое [5, с. 234 - 236].

При определении основных направлений совершенствования системы качества образования, для которой важно исходить из единого понимания всеми организаторами и участниками образовательного процесса объектов качества образования. Именно от уровня их состояния и зависит, качество образования в профессиональном колледже и они же являются гарантом качества образовательной деятельности образовательного учреждения.

О качестве образования в профессиональном колледже можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? При этом, очень важной составляющей высокого качества образования является психологическая проблема: какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги и хотят ли учиться обучающиеся в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов - должна быть положительной и общественно значимой.

Галиуллов Н.Р, Шамратова А.Ю. Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС СПО. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 19: 268-271. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56298.htm

Русина Т.В. Система менеджмента качества - реальная помощь или бумажный круговорот. Аккредитация в образовании. 2016; 7 (91): 32 - 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.