Научная статья на тему 'Формирование системы критериальной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих'

Формирование системы критериальной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / АТТЕСТАЦИЯ / LABOR ECONOMY / PUBLIC SERVICE / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вырупаева Татьяна Владимировна

Рассмотрены критериями аттестации специалистов на государственной и муниципальной службе. Разработана система оценки деятельности государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM CRITERIA'S ESTIMATION OF ACTIVITY OF THE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Criteria for certification of specialists in public and municipal service are examined. A scheme for evaluating state and municipal office workers is elaborated.

Текст научной работы на тему «Формирование системы критериальной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих»

с материальной стороной, карьерным и профессиональным ростом, так и с самореализацией, саморазвитием. Функционирование системы внутрифирменной мобильности, помимо формирования у работника ясных перспектив карьерного, профессионального роста, формирует чувство принадлежности к данной организации, чувство сопричастности к успехам организации и уверенность в своей ценности как работника, что также положительно сказывается на уровне мотивации к труду.

3. Гармонизация интересов организации и работника. Обоюдовыгодное сотрудничество является наиболее эффективным, так как в нем заинтересованы обе стороны. Внутрифирменная мобильность позволяет согласовывать интересы организации и работника. Наряду с предоставлением гарантий занятости; обеспечением социальной защиты; формированием четких перспектив карьерного роста; предоставлением работы, наиболее соответствующей интересам и способностям работника, организация получает новые инструменты стимулирования трудовой отдачи работников, что позволяет формировать благоприятный мотивационный фон в компании; обеспечивать устойчивость корпоративной культуры; поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе и корректировать его профессионально-квалификационную структуру в соответствии с инновационными изменениями в организации.

Основной целью внутрифирменной мобильности, на наш взгляд, является фор-

мирование основного стабильного «ядра» трудового коллектива, по количественным и качественным параметрам отвечающего требованиям среднесрочных и долгосрочных стратегий развития организации. Под количественными параметрами нами понимается численность персонала. Под качественными — социально-демографическая и профессионально-квалификационная структура трудового коллектива.

В современных условиях стремительного развития научно-технического прогресса влияние трудового коллектива на эффективность деятельности организации приобретает все большее значение. За счет управления процессом внутрифирменной мобильности достигается рациональная социально-профессиональная структура персонала, а также реализуются производственно-экономические интересы организации и социально-экономические интересы работников.

Примечания

1 Англо-русский словарь по экономике и финансам / под ред. А.В. Аникина. СПб., 1993. С. 315.

2 Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов / отв. ред. Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина. Новосибирск, 1974. С. 8.

3 Бреев Б.Д. Движение трудовых ресурсов и его некоторые особенности. М., 1974. С. 48.

4 Сухов А.А. Трудовая мобильность при социализме. М., 1981. С. 40, 59, 81.

5 Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. С. 239.

6 Бутов Р. Мобильность кадров // Управление персоналом. 2000. № 6. С. 38.

Т.В. ВЫРУПАЕВА

аспирант

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬИОИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Эффективная огромную роль

оценка персонала играет в управлении им, являясь основой множества процедур: приема на работу, внутренних перемещений, увольнений, зачисления в состав резерва на выдвижение, материального и морального стимулирования, переподготовки и повышения квалификации, улучшения структуры аппарата. При разработке системы оценки работника необходимо решить, на основании каких критериев будет

производиться оценка, другими словами, что именно в деятельности работника необходимо оценить.

Для государственной и муниципальной службы Федеральным Законом «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрена аттестация. Аттестация нацелена на определение соответствия квалификации, уровня знаний и навыков служащего, его личностных и деловых качеств замещаемой

© Т.В. Вырупаева, 2006

Т.В. ВЫРУПАЕВА

должности1. Одной из основных проблем проведения аттестации является отсутствие в нормативных документах четких критериев, по которым следует оценивать работника, а также адекватной оценочной шкалы.

Для разработки методических рекомендаций по проведению аттестации было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса среди государственных служащих Главного Управления социальной защиты населения по Иркутской области и муниципальных служащих Департамента недвижимости г. Усть-Илимска. Выборочная совокупность составила 70 человек.

Согласно Положению аттестация должна проводиться один раз в три года2. Большинство респондентов отметили, что аттестация не проводится вообще. Лишь 12, 9% работников ответили, что в последний раз аттестация проводилась в 2004 году. Этот факт может свидетельствовать лишь о том, что аттестация в настоящий момент данных структурах носит формальный, нерегулярный характер и не выполняет поставленных задач.

Условием успешности любой оценки является наличие критериев — таких характеристик (профессиональных, поведенческих, личностных), основываясь на которых можно судить о качестве выполнения работниками своей работы3.

Критериями аттестации специалистов на государственной и муниципальной службе могут выступать профессиональная компетентность (уровень профессиональных знаний, работа с информацией, работа с клиентами), деловые и личностные качества (исполнительская ответственность, самостоятельность, инициативность, гибкость мышления, стрессоустой-чивость, лояльность к организации), коммуникативные навыки (способность к деловому общению, коммуникабельность, способность к управлению конфликтом) и результаты труда (выполнение возложенных обязанностей, объем выполняемой работы).

Группы критериев, составляющие профессиональную компетентность, деловые и личностные качества, выделены согласно Положению, в котором пунктом 17 предусмотрена оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности. Автор посчитал целесообразным выделить в отдельную группу коммуникативные навыки. Во-первых, это связано со спецификой работы государственных и

муниципальных служащих, которая направлена на постоянный контакт с людьми (как отметил в интервью руководитель Департамента Недвижимости, «наша работа с народом и для народа»). Во-вторых, данная группа навыков позволит оценить некоторые поведенческие качества аттестуемого. Последнюю группу критериев должны составлять результаты деятельности. Важно, чтобы оценочные критерии опирались не только на экспертную оценку комиссии, но и на объективные показатели работы: результативность труда, отсутствие претензий со стороны клиентов и т.д.

Каждой группе критериев целесообразно присвоить соответствующий вес в интегрированной оценке аттестуемого. Поскольку деятельность государственных и муниципальных служащих основана на принципе профессионализма и компетентности, то данной группе критериев можно присвоить наибольший вес в интегрированной оценке. Кроме того, ценность сотрудника для организации определяется результатами работы, которые и зависят от профессиональной компетентности работника, поэтому этой группе присвоен чуть меньший, но значительный вес в интегрированной оценке. Личностные и деловые качества, а также управленческие и коммуникативные навыки играют немаловажную роль в деятельности государственных и муниципальных служащих, но этим группам качеств и навыков присвоены наименьшие веса, поскольку они раскрывают индивидуальные способности сотрудника, а не результаты работы и профессиональные знания.

Критерии аттестации для специалистов

с учетом веса в интегрированной оценке

Группы критериев Вес, % Баллы 3 2 1 0

Профессиональная компетентность 40 Средний балл

Результаты деятельности 30 Средний балл

Личностные и деловые качества 20 Средний балл

Коммуникативные навыки 10 Средний балл

Итоговая оценка 100 -

Когда разработаны критерии оценки, руководитель и сотрудник знают, что ожидается от их работы. Это понимание обеспечивает основу для установления обратной связи руководителя с подчиненными, что, в свою очередь, способствует эффективной деятельности каждого сотрудника.

Предлагается применять трехбалльную шкалу, в соответствии с которой оценивается каж-

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

дое качество аттестуемого: «3» — эта оценка является максимальной. Она проставляется в случае, если работник по конкретному критерию оценки имеет потенциал, достаточный для выполнения работы на высоком уровне; «2» — эта оценка является средней. Качество развито на необходимом уровне для того, чтобы сотрудник мог выполнять свою текущую работу; «1» — эта оценка является низкой. Сотрудник понимает необходимость данного качества, старается его проявлять, но это не всегда у него получается. Он может ограничиться половинчатым результатом; «0» — эта оценка ставится в том случае, если работника по объективным причинам невозможно оценить по данному критерию или это качество в нем не развито, а также, если эксперт испытывает затруднения при оценке работника.

Чем длиннее оценочная шкала, тем труднее правильно присвоить значение тому или иному качеству. Предложенная нами шкала достаточно проста и удобна для понимания и оценки специалистов.

По окончанию аттестации выносится одно из следующих решений:

— соответствует замещаемой должности гражданской службы (от 2 до 2,4);

— соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (от 2,5 до 3);

— соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации (от 1,5 до 1,9);

— не соответствует замещаемой должности гражданской службы (от 1 до 1,4).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Четко проработанная система оценки персонала необходима для эффективного использования человеческого потенциала,

обеспечения продвижения наиболее способных и талантливых работников, формирования и поддержания здорового морально-психологического климата в коллективе, а также повышения производительности, поскольку персональные оценки — это стимул для оцениваемых, особенно тех, кто заинтересован в своем карьерном росте.

2. В большинстве случаев аттестация государственных и муниципальных служащих носит формальный характер и не выполняет поставленных задач в виду отсутствия четких стандартов оцениваемой деятельности государственных и муниципальных служащих, а также неясности процедуры оценки.

3. Методика оценки профессионализма должна быть: во-первых, увязана с обоснованными методологическими подходами, учитывающими особенности профессиональной деятельности и, во-вторых, быть сбалансированными с точки зрения точности, объективности, простоты. Предлагается перейти от аттестации в традиционном понимании к аттестации как комплексному методу оценки государственных и муниципальных служащих. В традиционном понимании аттестация представляет собой оценку, проводимую с целью выявления соответствия работника занимаемой должности. Таким образом, вместо развивающей цели жесткое принуждение: либо соответствуешь, либо нет. Переход к аттестации как к комплексному методу оценки предполагает постановку цели, совместно определенной руководителем и подчиненным на конкретный период времени, самооценку, разработку критериев, позволяющих количественно оценить поведенческие и профессионально-важные качества государственных и муниципальных служащих.

Примечания

1 Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

2 СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.

3 Шныренкова Л. Стандарты совершенства или разработка критериев оценки деятельности персонала // Управление персоналом. 2005. № 14. С. 56.

В.В. ЧИГАРЕВА

ассистент

ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Цивилизация — этногеографический и иной страны, группы стран, народов, этносов,

культурно-исторический тип развития той или объединяемых общей исторической судьбой,

© В.В. Чигарева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.